МИНИСТЕРСТВО ПРОСВЕЩЕНИЯ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ Министерство образования и молодежной политики Свердловской области ГО Пелым МКОУ СОШ № 1 РАССМОТРЕНО на педагогическом совете Протокол № 1 от 28 августа 2023 г. УТВЕРЖДАЮ Директор МКОУ СОШ №1 __________________ /СмирноваТ.А./ Приказ № 165 от 28 августа 2023г. Вводится в действие с 01.09.2023г Образовательная программа дополнительного образования на 2023-2024 учебный год п.Пелым, 2023 г. СОДЕРЖАНИЕ 1. ЦЕЛЕВОЙ РАЗДЕЛ 1.1. Пояснительная записка 1.2. Актуальность и педагогическая целесообразность программы 1.3. Цели и задачи образовательной программы дополнительного образования 1.4. Принципы и подходы в организации образовательного процесса 1.5. Перспективы развития дополнительного образования 1.6. Планируемые результаты освоения программы 2. ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЙ РАЗДЕЛ 2.1. Содержание дополнительного образования школы 2.2. Учебный план реализации ООП ДО 3. ОРГАНИЗАЦИОННЫЙ РАЗДЕЛ 3.1. Система условий реализации ООП ДО 3.2. Кадровые условия реализации программы 3.3. Материально-технические условия реализации программы 3.4. Контроль состояния системы условий реализации ООП ДО 1. Целевой раздел 1.1. Пояснительная записка Нормативно-правовое обеспечение системы дополнительного образования детей. Федеральная нормативно-правовая база. · Федеральный закон от 29.12.2012 № 273-ФЗ; · СП 2.4.3648-20 «Санитарно-эпидемиологические требования к организациям воспитания и обучения, отдыха и оздоровления детей и молодежи», утвержденные постановлением главного санитарного врача от 28.09.2020 № 28; · СанПиН 1.2.3685-21 «Гигиенические нормативы и требования к обеспечению безопасности и (или) безвредности для человека факторов среды обитания», утвержденные постановлением главного санитарного врача от 28.01.2021 № 2; · Порядок организации и осуществления образовательной деятельности по дополнительным общеобразовательным программам, утвержденный приказом Минпросвещения от 09.11.2018 № 196; · Методические рекомендации по проектированию дополнительных общеразвивающих программ, направленные письмом департамента государственной политики в сфере воспитания детей и молодежи Минобрнауки от 18.11.2015 № 09-3242 «О направлении информации». В условиях модернизации российского образования меняются требования к качеству общего образования, эти изменения зафиксированы в Федеральном законе " 273 от 29.12.12 "Об Образовании в РФ" и представляют собой совокупность образовательных результатов в соответствии с требованиями ФГОС и ФК ГОС. Достижение ожидаемого результата невозможно без развития дополнительного образования как открытого вариативного образования, миссия которого наиболее полно обеспечить права человека на развитие и свободный выбор различных видов деятельности, в которых происходит личностное и профессиональное самоопределение детей и подростков. Конкурентные преимущества дополнительного образования (определены в Концепции развития дополнительного образования детей) в сравнении с другими видами формального образования проявляются в следующих его характеристиках: свободный личностный выбор деятельности, определяющей индивидуальное развитие человека; вариативность содержания и форм организации образовательного процесса; адаптивность к возникающим изменениям. Анализ этих характеристик позволяет осознать ценностный статус дополнительного образования как уникальной и конкурентоспособной социальной практики наращивания мотивационного потенциала личности и инновационного потенциала общества и важность его развития на базе общеобразовательных учреждений. Данная основная образовательная программа дополнительного образования (ООП ДО) детей разработана с учетом требований федерального государственного образовательного стандарта общего образования к структуре образовательной программы, определяет цель, задачи, планируемые результаты, содержание и организацию образовательного процесса в системе дополнительного образования детей, в соответствии с основными положениями Концепции развития дополнительного образования (далее ДО) детей. Основная образовательная программа дополнительного образования включает описание особенностей условий, целевых ориентиров, ожидаемых результатов и способов их оценивания (наиболее полно описанных в рабочих программах курсов дополнительного образования). Данная программа включает годовой учебный план, расписание занятий. Формы, технологии, методы работы; тематическое планирование; система условий - прописаны в рабочих программах курсов дополнительного образования. Данная программа адресована обучающимся 1-11 классов и компилирует требования государственных стандартов, создавая условия для перехода на ФГОС в ООО в наиболее адаптивной и эффективной форме. 1.2. Актуальность и педагогическая целесообразность программы. В условиях дополнительного образования дети могут развивать свой творческий потенциал, навыки адаптации к современному обществу и получают возможность полноценной организации свободного времени. Школьное дополнительное образование оказывает существенное воспитательное воздействие на учащихся: оно способствует возникновению у ребенка потребности в саморазвитии, формирует у него готовность и привычку к творческой деятельности, повышает его собственную самооценку и его статус в глазах сверстников, педагогов, родителей. Занятость обучающихся после уроков содействует укреплению самодисциплины, развитию самоорганизованности и самоконтроля школьников, появлению навыков содержательного проведения досуга, позволяет формировать у детей практические навыки здорового образа жизни, умение противостоять негативному воздействию окружающей среды. Массовое участие детей в досуговых программах способствует сплочению школьного коллектива, укреплению традиций гимназии, утверждению благоприятного социально-психологического климата в ней. Сегодня дополнительное образование детей – реально действующая подсистема образования. Деятельность системы дополнительного образования в МБОУ СОШ №82 регламентируется образовательными программами, разработанными педагогами на основе государственных стандартов, на основании требований Министерства образования Российской Федерации к содержанию и оформлению программ дополнительного образования. 1.3. Цели и задачи ООП ДО Концепция модернизации российского образования определяет цели общего образования на современном этапе. Она подчеркивает необходимость «ориентации образования не только на усвоение обучающимися определенной суммы знаний, но и на развитие их личности, познавательных способностей». Общеобразовательная школа должна развивать целостную систему универсальных знаний, умений и навыков, а также самостоятельную деятельность и личную ответственность обучающихся, т. е. ключевые компетентности, определяющие современное качество образования. Важной задачей воспитания является формирование у школьников инициативности, самостоятельности, толерантности, личностную зрелость, умение активно включаться в современный ритм жизни общества, который характеризуется ростом конкуренции, высоким профессионализмом, мобильностью Развитие интереса к предмету, творческих способностей, повышению качества подготовки учащихся способствует внеклассная работа (предметные кружки) Целью реализации основной образовательной программы дополнительного образования является выявление и развитие способностей каждого ребенка, формирование духовно богатой, свободной, физически здоровой, творчески мыслящей личности, обладающей прочными базовыми знаниями, ориентированной на высокие нравственные ценности, способной впоследствии на участие в развитии общества. Дополнительное образование в школе является составной частью единого образовательного процесса и создает условия для развития личности в сфере свободного времени с учетом ее разнообразия, потребностей и интересов. Дополнительное образование в школе рассматривается как развивающая среда. На современном этапе содержание дополнительных образовательных программ ориентировано на: *создание необходимых условий для личностного развития учащихся, позитивной социализации и профессионального самоопределения; *удовлетворение индивидуальных потребностей учащихся в интеллектуальном, художественно-эстетическом, нравственном развитии, а также в занятиях физической культурой и спортом; *формирование и развитие творческих способностей учащихся, выявление, развитие и поддержку талантливых учащихся; *обеспечение духовно-нравственного, гражданского, патриотического, трудового воспитания учащихся; *формирование культуры здорового и безопасного образа жизни, укрепление здоровья учащихся; *подготовку спортивного резерва и спортсменов высокого класса в соответствии с федеральными стандартами спортивной подготовки, в том числе из числа учащихся с ограниченными возможностями здоровья, детей-инвалидов. Приоритетными задачами дополнительного образования являются: - развитие мотивации учащихся к самообразованию; - развитие творческих способностей; обеспечение исследовательской направленности учебной деятельности учащихся; включение в социально-полезную деятельность; привитие культуры здоровья. Дополнительная образовательная программа формируется с учётом возрастных особенностей уровней общего образования как фундамента всего последующего обучения. Реализация ООП ДО должна обеспечивать присвоение учащимися соответствующих ценностей, формирование опыта эмоционально-ценностного постижения действительности и общественного действия. 1.4. Принципы и подходы в организации образовательного процесса. Основу реализации Программы наряду с общепедагогическими принципами составляют принципы, следование которым ориентировано на формирование и развитие творческих способностей обучающихся, удовлетворение их индивидуальных потребностей в интеллектуальном, нравственном и физическом совершенствовании, формирование культуры здорового и безопасного образа жизни, укрепление здоровья, адаптацию к жизни в обществе, профессиональную ориентацию, а также выявление и поддержку учащихся, проявляющих выдающиеся способности: · свободный выбор обучающимися дополнительных общеобразовательных общеразвивающих программ и режима их освоения; · построение индивидуальной образовательной траектории для каждого обучающегося; · открытость и непрерывность работы дополнительного образования как механизма обеспечения полноты и целостности образования. · создание необходимых условий для личностного развития обучающихся, позитивной социализации и профессионального самоопределения; · удовлетворение индивидуальных потребностей обучающихся в интеллектуальном, художественно-эстетическом, нравственном развитии; · формирование и развитие творческих способностей обучающихся, выявление, развитие и поддержка талантливых обучающихся; · обеспечение духовно-нравственного, гражданского, патриотического, трудового воспитания обучающихся 1.5. Перспективы развития дополнительного образования. Перспективами развития дополнительного образования МКОУ СОШ №1п Пелым является: - расширение спектра услуг дополнительного образования и интеграция общего и дополнительного образования; - расширение разнообразия программ, проектов и творческих инициатив дополнительного образования детей в школе; - внедрение системы выявления и учета достижений детей в дополнительном образовании, а также результатов, отражающих их социальную активность; - улучшение материально-технической базы ОУ для осуществления качественной реализации программ дополнительного образования; - организация методического сопровождения педагогов по вопросам организации дополнительного образования в школе, интеграции общего и дополнительного образования: методические объединения, семинары, практикумы, мастер- классы и т.д. 1.6. Планируемые результаты освоения программы. Планируемые результаты реализации дополнительной образовательной программы. У обучающихся будут развиты: - основы гражданской идентичности; - ориентация в нравственных ценностях; - установка на здоровый образ жизни; - навыки предпрофильной ориентации; - познавательные способности; - активность и ответственность; - умение работать с информацией; - социальные навыки и компетенции; 2. СОДЕРЖАТЕЛЬНЫЙ РАЗДЕЛ 2.1. Содержание программ дополнительного образования. Образовательная деятельность в дополнительном образовании осуществляется через различные объединения детей по интересам. Естественно - научная направленность Естественнонаучная направленность ориентирована на развитие познавательной активности, самостоятельности, любознательности, направлена на дополнение и углубление знаний естественных наук (экологии, биологии, математики, логики, физики и др.), способствует формированию интересов и знаний к различным наукам. Программы естественнонаучной направленности ориентированы на становление у детей и молодежи научного мировоззрения, освоение методов познания мира. Образовательные программы естественнонаучной направленности нацелены на то, чтобы заинтересовать, привлечь внимание всех учащихся, а не только детей, обладающих определенными способностями. Для этого необходимо показать им науку во всей ее многогранности, акцентируя внимание на интересных, занимательных темах. К одной из основных целей естественнонаучных программ относится формирование у детей научной картины мира, а также освоение ими современных технологий и методов познания окружающей среды. Ключевое значение имеет обучение ребят навыкам экспериментальной работы; исследования; моделирования с использованием новейших технологий и оборудования, а также программного обеспечения, позволяющего обрабатывать результаты практической работы. Работая над проектом или исследованием, дети используют свои знания для решения прикладных задач, что повышает их мотивацию к учебе в школе и влияет на профессиональный выбор в будущем. Спортивно – оздоровительная направленность Реализация дополнительных общеобразовательных программ в области физической культуры и спорта направлена на физическое воспитание личности, приобретение знаний, умений и навыков в области физической культуры и спорта, физическое совершенствование, формирование культуры здорового и безопасного образа жизни, укрепление здоровья, выявление и отбор наиболее мотивированных и одаренных обучающихся, создание условий для прохождения предпрофессиональной подготовки, в том числе подготовки кадров в области физической культуры и спорта. Дополнительные общеобразовательные программы в области физической культуры и спорта ориентированы на решение следующих базовых задач: укрепление здоровья и закаливание организма; повышение уровня теоретической, физической, психологической и технической подготовленности; приобретение навыков в организации и проведении самостоятельных занятий физической культурой и спортом; повышение спортивной квалификации; приобретение навыков в организации и проведении судейства соревнований по избранному виду спорта; формирование педагогического опыта в организации и проведении учебнотренировочных занятий в группах начальной подготовки и оздоровительной физической культуры. Выполнение задач, определяемых в дополнительных общеобразовательных программах в области физической культуры и спорта, предусматривает обязательное выполнение учебного плана, систематическое проведение теоретических и практических занятий, проведение переводных контрольных испытаний, регулярное участие в физкультурно- спортивных мероприятиях и соревнованиях, осуществление восстановительнопрофилактических мероприятий, выполнение практико-ориентированных заданий, а также прохождение инструкторской и судейской практики (по необходимости). Социальная направленность Программа движения ЮИД составлена на основе: Федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования; требований к результатам освоения основной образовательной программы начального общего образования; программы внеурочной деятельности «Я – пешеход и пассажир». Целью данного курса является –формирование обязательного минимума знаний и умений, который обеспечит развитие новых социальных ролей младшего школьника как участника дорожного движения, культуры поведения на дорогах и улицах. Задачи: Знакомить: с государственной системой защиты населения от опасных и чрезвычайных ситуаций. Учить правилам дорожного движения. Развивать: мотивацию безопасной жизнедеятельности, соблюдению правил дорожного движения; способности наблюдения за дорожной обстановкой и предвидения опасных ситуаций, умение обходить их; качества личности, необходимые для обеспечения безопасного поведения при передвижении по проезжей части; уверенность и умение рассчитывать на себя, действовать согласно обстановке в нестандартных условиях дороги. Формировать: умения и навыки безопасного и правопослушного поведения на улицах, дорогах и в транспорте; культуру безопасной жизнедеятельности, уважения к законам дороги; основы научной и исследовательской деятельности. Воспитывать: личность безопасного типа, имеющую осознанное и ответственное отношение к личной безопасности и безопасности окружающих; дисциплинированность, основанной как на специфических требованиях дорожно транспортной среды, так и на требованиях норм общественной морали и нравственности; гражданскую позицию, достоинство и ответственность за свои поступки, которые могут привести к негативным последствиям для других людей; патриотическое сознание Гражданина Российской Федерации. Подготавливать: к осознанному выбору жизненного и профессионального пути, становления и развития интересов обучающихся от увлечённости до компетентного социального и профессионального самоопределения. Привлекать: к пропаганде безопасного поведения детей и их родителей на современных улицах и дорогах и к деятельности по профилактике детского дорожного травматизма 2.2. Учебный план реализации ООП ДО. Учебный план дополнительного образования разработан на основе учета интересов учащихся, пожеланий родителей и с учетом профессионального потенциала педагогического коллектива, загруженности кабинетов на 6-дневную рабочую неделю. Занятия проходят согласно расписанию во внеурочное время. Продолжительность занятий исчисляется в академических часах – 40 минут. 3. ОРГАНИЗАЦИОННЫЙ РАЗДЕЛ 3.1. Система условий реализации ООП ДО Интегративным результатом выполнения требований к условиям реализации ООП ДО в МКОУ СОШ №1п.Пелым является создание и поддержание комфортной развивающей образовательной среды, адекватной целям и задачам ДО. Созданные в школе условия: · гарантируют сохранность и укрепление физического, психологического и социального здоровья обучающихся; · обеспечивают реализацию ООП ДО и достижение планируемых результатов ее освоения; · учитывают особенности школы, ее организационную структуру, запросы участников образовательных отношений; · представляют возможность взаимодействия с социальными партнерами, использования ресурсов социума. 3.2. Кадровые условия реализации основной образовательной программы начального общего образования. Кадровые условия реализации основной образовательной программы обеспечивают необходимое качество и постоянное совершенствование профессиональной деятельности работников образовательного учреждения. МКОУ СОШ №1 п.Пелым укомплектована педагогическими, руководящими и иными работниками. Уровень квалификации педагогических и иных работников соответствует квалификационным характеристикам по соответствующей должности. В педагогическом коллективе учителя начальных классов, учителя-предметники совмещают свою основную деятельность и деятельность по дополнительному образованию. В учреждении создана система непрерывного, профессионального развития педагогических работников, в том числе в сфере развития дополнительного образования. 3.3. Материально-технические условия. Кабинеты оснащены необходимым оборудованием, дидактическими и техническими средствами, учебно-вспомогательными материалами и соответствуют всем требованиям для успешной реализации общеобразовательных программ дополнительного образования. В школе создано единое информационное пространство, работает сайт, который обновляется по мере поступления информации. Все помещения соответствуют требованиям Роспотребнадзора. При создании образовательного пространства в МКОУ СОШ №1п.Пелым соблюдены все санитарно-гигиенические нормы к водоснабжению, освещению, канализации, воздушно-тепловому режиму. В школе оборудованы гардеробы, санузлы для мальчиков, девочек и сотрудников. Соблюдаются требования пожарной и электробезопасности, охраны труда. Своевременно проводится текущий ремонт в учебных и вспомогательных помещениях. 3.4. Контроль состояния системы условий реализации ООП ДО Организация контроля состояния сформированности условий реализации ООП ДО позволяет оценить ход выполнения данной программы, увидеть отклонения от запланированных результатов, внести необходимые коррективы в реализацию программы и в конечном итоге достигнуть необходимых результатов. Контроль состояния системы условий включает в себя следующие направления: – мониторинг системы условий по определѐнным индикаторам; – внесение необходимых корректив в систему условий (внесение изменений и дополнений в программу); – принятие управленческих решений (издание необходимых приказов); – аналитическая деятельность по оценке достигнутых результатов (аналитические отчѐты, выступления перед участниками образовательного процесса, публичный отчѐт, размещение информации на школьном сайте). Мониторинг системы условий Критерии Кадровые условия Сантарногигиенические условия Индикатор Педагоги ДО, способные реализовывать ООП Условия физического воспитания - соответствие с гигиеническими требованиями. Расписание занятий ДО - в соответствии с нормами СанПин. Учебный план. Финансовые условия Выполнение нормативных государственных требований (в сфере выполнения муниципального задание по ДО и в сфере оказания ПОУ) ИнформационноОбоснованное и эффективное использование информационной технические условия среды (ЭОР, цифровых образовательных ресурсов, владение педагогами ИКТ-технологиями) в образовательной деятельности. Регулярное обновление школьного сайта Правовое обеспечение Наличие локальных нормативно- правовых актов МатериальноЭффективность использования помещений и оборудования для техническое реализации ООП ДО. обеспечение Критерии, достижение которых свидетельствует об успешной реализации основной образовательной программы дополнительного образования 1.Максимально возможное удовлетворение образовательных потребностей учащихся и их родителей (измеряется посредством ежегодных мониторингов) 2.Удовлетворенность педагогов процессом и результатом своего труда (измеряется посредством мониторингов в соответствии с планами) 5.Социальная востребованность услуг ДО, привлекательность для обучающихся родителей (измеряется по результатам активности посещения курсов ДО) Общеобразовательная программа дополнительного образования реализуется в учебновоспитательной деятельности как стратегия и тактика педагогической деятельности и, по необходимости, корректируется на диагностической основе с учетом интеллектуального потенциала, детских интересов, склонностей, их психофизического здоровья и социального заказа родителей (законных представителей) изменения парадигмы образования, требований к современной школе и дополнительному образованию, нормативных актов. Powered by TCPDF (www.tcpdf.org)