МИНИСТЕРСТВО ПРОСВЕЩЕНИЯ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
Министерство образования и молодежной политики Свердловской области
ГО Пелым
МКОУ СОШ № 1 п. Пелым
РАССМОТРЕНО
на педагогическом совете
Протокол № 1 от 30 августа 2022 г.
УТВЕРЖДАЮ
Директор МКОУ СОШ №1
__________________
/СмирноваТ.А./
Приказ № 180 от 30 августа 2022г.
Вводится в действие с 01.09.2022г
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА
(ID 2108035)
учебного предмета
«Работа с картой»
для 9 класса основного общего образования
на 2022-2023 учебный год
Составитель: Маклакова А. А. -учитель географии
п. Пелым 2022
ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
Факультативные занятия по географии – важная часть общешкольной учебно-воспитательной работы в школе. Такие занятия
доказали свою жизненность, широкие возможности, направленные на формирование у школьников более высокого уровня
знаний, ознакомление с достижениями науки, техники, культуры, всестороннее развитие личности с учетом индивидуальных
интересов.
Программа факультатива «Работа с картой» предназначена для учащихся 9 класса. Она рассчитана на 34 часа – один раз в
неделю.
Цель организации факультатива: повышение интереса к изучению географии, расширение и углубление знаний по предмету,
подготовка учащихся к конкурсам и олимпиадам различного уровня. Это решается путем развития индивидуальных интересов
учащихся, подготовки их к самообразованию.
ОБЩАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА «ГЕОГРАФИЯ»
Факультативный курс по географии для учащихся 9 класса рассчитан на углубление знаний по основному школьному курсу. Он
расширяет и углубляет знания учащихся об оболочках Земли, об особенностях материков и океанов, дает возможность получить
более полные знания о картах и способах работы с ними, применять полученные знания на практике.
Содержание программы включает теоретические знания по наиболее сложным темам курса географии (географические
координаты, рельеф и тектоническое строение территории, погода и климат) и практическую часть.
Программа данного курса является актуальной, т.к. вооружает учащихся элементарными знаниями по физической географии, а в
процессе проведения практических занятий у учащихся формируются и развиваются такие важные, необходимые каждому
человеку умения, как ориентирование на незнакомой местности, наблюдение и объяснение изменений, происходящих в
окружающей природе, использование плана местности.
ЦЕЛИ ИЗУЧЕНИЯ УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА «ГЕОГРАФИЯ»
Изучение географии в общем образовании направлено на достижение следующих целей:
1.
Формировать и развивать диалектико-материалистическое мировоззрение учащихся, подводя их к более глубокому
осознанию мировоззренческих идей развития, целостности, взаимосвязи в природе Земли, повышать их научные знания.
2.Познакомить учащихся с общими сведениями о географических закономерностях Земли, населении земного шара и его
размещении.
3.Вооружить учащихся системой знаний и умений по работе с картами разной тематики и содержания, статистическими
материалами и справочниками, выполнять простейшие статистические расчеты и составлять комплексные характеристики.
4.Способствовать развитию географического мышления, применению в работе картографического и статистического методов.
СОДЕРЖАНИЕ УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА
Введение (1 час)
Цели и задачи курса. Особенности заданий. Оборудование для занятий.
1. раздел
Тема: Природные процессы и явления (6 часов)
Природные процессы и явления в атмосфере: изменение температуры и осадков, циклоны, антициклоны,
атмосферные фронты, ветер. Природные процессы и явления в литосфере: движение литосферных плит,
явления, происходящие на границах литосферных плит, сейсмические пояса, землетрясения, вулканическая
деятельность. Природные процессы и явления в гидросфере: изменение уровня воды в реке, режим реки,
ветровые волны, цунами.
2. раздел
Тема: По материкам и странам (10 часов)
Природные особенности материков: особенности рельефа, климата, внутренних вод, растительного и
животного мира. Факторы, влияющие на особенности природных компонентов на материках.
3. раздел
Тема: По родной стране (12 часов)
Особенности рельефа России, факторы, влияющие на образование рельефа. Полезные ископаемые, их
размещение по территории страны. Климатические особенности России: типы климата, особенности
распределения температур и осадков, полюс холода северного полушария. Внутренние воды России: их
особенности, зависимость от климата и рельефа. Живая природа: природные зоны, их разнообразие и
особенности.
4. раздел
Тема: «Немая карта» (4 часа)
Работа с контурной картой. Определение указанных территорий, обозначение географических объектов на
контурной карте.
Подведение итогов. Рефлексия.
ПЛАНИРУЕМЫЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ
ЛИЧНОСТНЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ
Личностные результаты освоения программы основного общего образования по географии должны
отражать готовность обучающихся руководствоваться системой позитивных ценностных ориентаций
и расширения опыта деятельности на её основе и в процессе реализации основных направлений
воспитательной деятельности, в том числе в части:
Патриотического воспитания: осознание российской гражданской идентичности в
поликультурном и многоконфессиональном обществе; проявление интереса к познанию природы,
населения, хозяйства России, регионов и своего края, народов России; ценностное отношение к
достижениям своей Родины — цивилизационному вкладу России; ценностное отношение к
историческому и природному наследию и объектам природного и культурного наследия человечества,
традициям разных народов, проживающих в родной стране; уважение к символам России, своего края.
Гражданского воспитания: осознание российской гражданской идентичности (патриотизма,
уважения к Отечеству, к прошлому и настоящему многонационального народа России, чувства
ответственности и долга перед Родиной); готовность к выполнению обязанностей гражданина и
реализации его прав, уважение прав, свобод и законных интересов других людей; активное участие
в жизни семьи, образовательной организации, местного сообщества, родного края, страны для
реализации целей устойчивого развития; представление о социальных нормах и правилах
межличностных отношений в поликультурном и многоконфессиональном обществе; готовность к
разно-образной совместной деятельности, стремление к взаимопониманию и взаимопомощи,
готовность к участию в гуманитарной деятельности («экологический патруль», волонтёрство).
Духовно-нравственного воспитания: ориентация на моральные ценности и нормы в ситуациях
нравственного выбора; готовность оценивать своё поведение и поступки, а также поведение и
поступки других людей с позиции нравственных и правовых норм с учётом осознания последствий
для окружающей среды; развивать способности решать моральные проблемы на основе личностного
выбора с опорой на нравственные ценности и принятые в российском обществе правила и нормы
поведения с учётом осознания последствий для окружающей среды.
Эстетического воспитания: восприимчивость к разным традициям своего и других народов,
понимание роли этнических культурных традиций; ценностного отношения к природе и культуре
своей страны, своей малой родины; природе и культуре других регионов и стран мира, объектам
Всемирного культурного наследия человечества.
Ценности научного познания: ориентация в деятельности на современную систему научных
представлений географических наук об основных закономерностях развития природы и общества,
о взаимосвязях человека с природной и социальной средой; овладение читательской культурой как
средством познания мира для применения различных источников географической информации при
решении познавательных и практико-ориентированных задач; овладение основными навыками
исследовательской деятельности в географических науках, установка на осмысление опыта,
наблюдений и стремление совершенствовать пути достижения индивидуального и коллективного
благополучия.
Физического воспитания, формирования культуры здоровья и эмоционального благополучия:
осознание ценности жизни; ответственное отношение к своему здоровью и установка на здоровый
образ жизни (здоровое питание, соблюдение гигиенических правил, сбалансированный режим
занятий и отдыха, регулярная физическая активность); соблюдение правил безопасности в природе;
навыков безопасного поведения в интернет-среде; способность адаптироваться к стрессовым
ситуациям и меняющимся социальным, информационным и природным условиям, в том числе
осмысляя собственный опыт и выстраивая дальнейшие цели; сформированность навыка рефлексии,
признание своего права на ошибку и такого же права другого человека; готовность и способность
осознанно выполнять и пропагандировать правила здорового, безопасного и экологически
целесообразного образа жизни; бережно относиться к природе и окружающей среде.
Трудового воспитания: установка на активное участие в решении практических задач (в рамках
семьи, школы, города, края) технологической и социальной направленности, способность
инициировать, планировать и самостоятельно выполнять такого рода деятельность; интерес к
практическому изучению профессий и труда различного рода, в том числе на основе применения
географических знаний; осознание важности обучения на протяжении всей жизни для успешной
профессиональной деятельности и развитие необходимых умений для этого; осознанный выбор и
построение индивидуальной траектории образования и жизненных планов с учётом личных и
общественных интересов и потребностей.
Экологического воспитания: ориентация на применение географических знаний для решения
задач в области окружающей среды, планирования поступков и оценки их возможных последствий
для окружающей среды; осознание глобального характера экологических проблем и путей их
решения; активное неприятие действий, приносящих вред окружающей среде; осознание своей роли
как гражданина и потребителя в условиях взаимосвязи природной, технологической и социальной
сред; готовность к участию в практической деятельности экологической направленности.
МЕТАПРЕДМЕТНЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ
Изучение географии в основной школе способствует достижению метапредметных результатов, в
том числе:
Овладению универсальными познавательными действиями:
Базовые логические действия
— Выявлять и характеризовать существенные признаки географических объектов, процессов и
явлений;
— устанавливать существенный признак классификации географических объектов, процессов и
явлений, основания для их сравнения;
— выявлять закономерности и противоречия в рассматриваемых фактах и данных наблюдений с
учётом предложенной географической задачи;
— выявлять дефициты географической информации, данных, необходимых для решения
поставленной задачи;
— выявлять причинно-следственные связи при изучении географических объектов, процессов и
явлений; делать выводы с использованием дедуктивных и индуктивных умозаключений,
умозаключений по аналогии, формулировать гипотезы о взаимосвязях географических объектов,
процессов и явлений;
— самостоятельно выбирать способ решения учебной географической задачи (сравнивать
несколько вариантов решения, выбирать наиболее подходящий с учётом самостоятельно
выделенных критериев).
Базовые исследовательские действия
— Использовать географические вопросы как исследовательский инструмент познания;
— формулировать географические вопросы, фиксирующие разрыв между реальным и
желательным состоянием ситуации, объекта, и самостоятельно устанавливать искомое и данное;
— формировать гипотезу об истинности собственных суждений и суждений других,
аргументировать свою позицию, мнение по географическим аспектам различных вопросов и
проблем;
— проводить по плану несложное географическое исследование, в том числе на краеведческом
материале, по установлению особенностей изучаемых географических объектов, причинноследственных связей и зависимостей между географическими объектами, процессами и
явлениями;
— оценивать достоверность информации, полученной в ходе географического исследования;
— самостоятельно формулировать обобщения и выводы по результатам проведённого
наблюдения или исследования, оценивать достоверность полученных результатов и выводов;
— прогнозировать возможное дальнейшее развитие географических объектов, процессов и
явлений, событий и их последствия в аналогичных или сходных ситуациях, а также выдвигать
предположения об их развитии в изменяющихся условиях окружающей среды.
Работа с информацией
— Применять различные методы, инструменты и запросы при поиске и отборе информации или
данных из источников географической информации с учётом предложенной учебной задачи и
заданных критериев;
— выбирать, анализировать и интерпретировать географическую информацию различных видов
и форм представления;
— находить сходные аргументы, подтверждающие или опровергающие одну и ту же идею,
в различных источниках географической информации;
— самостоятельно выбирать оптимальную форму представления географической информации;
— оценивать надёжность географической информации по критериям, предложенным учителем
или сформулированным самостоятельно;
— систематизировать географическую информацию в разных формах.
Овладению универсальными коммуникативными действиями:
Общение
— Формулировать суждения, выражать свою точку зрения по географическим аспектам
различных вопросов в устных и письменных текстах;
— в ходе диалога и/или дискуссии задавать вопросы по существу обсуждаемой темы и
высказывать идеи, нацеленные на решение задачи и поддержание благожелательности общения;
— сопоставлять свои суждения по географическим вопросам с суждениями других участников
диалога, обнаруживать различие и сходство позиций;
— публично представлять результаты выполненного исследования или проекта.
Совместная деятельность (сотрудничество)
— Принимать цель совместной деятельности при выполнении учебных географических
проектов, коллективно строить действия по её достижению: распределять роли, договариваться,
обсуждать процесс и результат совместной работы;
— планировать организацию совместной работы, при выполнении учебных географических
проектов определять свою роль (с учётом предпочтений и возможностей всех участников
взаимодействия), участвовать в групповых формах работы, выполнять свою часть работы,
достигать качественного результата по своему направлению и координировать свои действия с
другими членами команды;
— сравнивать результаты выполнения учебного географического проекта с исходной задачей и
оценивать вклад каждого члена команды в достижение результатов, разделять сферу
ответственности.
Овладению универсальными учебными регулятивными действиями:
Самоорганизация
— Самостоятельно составлять алгоритм решения географических задач и выбирать способ их
решения с учётом имеющихся ресурсов и собственных возможностей, аргументировать
предлагаемые варианты решений;
— составлять план действий (план реализации намеченного алгоритма решения),
корректировать предложенный алгоритм с учётом получения новых знаний об изучаемом
объекте.
Самоконтроль (рефлексия)
— Владеть способами самоконтроля и рефлексии;
— объяснять причины достижения (недостижения) результатов деятельности, давать оценку
приобретённому опыту;
— вносить коррективы в деятельность на основе новых обстоятельств, изменившихся ситуаций,
установленных ошибок, возникших трудностей;
— оценивать соответствие результата цели и условиям.
Принятие себя и других:
— Осознанно относиться к другому человеку, его мнению;
— признавать своё право на ошибку и такое же право другого.
ПРЕДМЕТНЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ
— Выбирать источники географической информации (картографические, статистические,
текстовые, видео- и фотоизображения, компьютерные базы данных), необходимые для изучения
особенностей хозяйства России;
— представлять в различных формах (в виде карты, таблицы, графика, географического
описания) географическую информацию, необходимую для решения учебных и (или) практикоориентированных задач;
— находить, извлекать и использовать информацию, характеризующую отраслевую,
функциональную и территориальную структуру хозяйства России, для решения практикоориентированных задач;
— выделять географическую информацию, которая является противоречивой или может быть
недостоверной; определять информацию, недостающую для решения той или иной задачи;
— применять понятия «экономико-географическое положение», «состав хозяйства»,
«отраслевая, функциональная и территориальная структура», «условия и факторы размещения
производства», «отрасль хозяйства», «межотраслевой комплекс», «сектор экономики»,
«территория опережающего развития», «себестоимость и рентабельность
производства»,«природно-ресурсный потенциал», «инфраструктурный комплекс»,
«рекреационное хозяйство»,«инфраструктура», «сфера обслуживания», «агропромышленный
комплекс», «химико-лесной комплекс», «машиностроительный комплекс», «металлургический
комплекс», «ВИЭ», «ТЭК», для решения учебных и (или) практико-ориентированных задач;
— характеризовать основные особенности хозяйства России; влияние географического
положения России на особенности отраслевой и территориальной структуры хозяйства; роль
России как мировой энергетической державы; проблемы и перспективы развития отраслей
хозяйства и регионов России;
— различать территории опережающего развития (ТОР), Арктическую зону и зону Севера
России;
— классифицировать субъекты Российской Федерации по уровню социально-экономического
развития на основе имеющихся знаний и анализа информации из дополнительных источников;
— находить, извлекать, интегрировать и интерпретировать информацию из различных
источников географической информации (картографические, статистические, текстовые, видео- и
фотоизображения, компьютерные базы данных) для решения различных учебных и практикоориентированных задач: сравнивать и оценивать влияние отдельных отраслей хозяйства на
окружающую среду; условия отдельных регионов страны для развития энергетики на основе
возобновляемых источников энергии (ВИЭ);
— различать изученные географические объекты, процессы и явления: хозяйство России (состав,
отраслевая, функциональная и территориальная структура, факторы и условия размещения
производства, современные формы размещения производства);
— различать валовой внутренний продукт (ВВП), валовой региональный продукт (ВРП) и
индекс человеческого развития (ИЧР) как показатели уровня развития страны и её регионов;
— различать природно-ресурсный, человеческий и производственный капитал;
— различать виды транспорта и основные показатели их работы: грузооборот и
пассажирооборот;
— показывать на карте крупнейшие центры и районы размещения отраслей промышленности,
транспортные магистрали и центры, районы развития отраслей сельского хозяйства;
— использовать знания о факторах и условиях размещения хозяйства для решения различных
учебных и практико-ориентированных задач: объяснять особенности отраслевой и
территориальной структуры хозяйства России, регионов, размещения отдельных предприятий;
оценивать условия отдельных территорий для размещения предприятий и различных
производств;
— использовать знания об особенностях компонентов природы России и её отдельных
территорий; об особенностях взаимодействия природы и общества в пределах отдельных
территорий для решения практико-ориентированных задач в контексте реальной жизни:
оценивать реализуемые проекты по созданию новых производств с учётом экологической
безопасности;
— критически оценивать финансовые условия жизнедеятельности человека и их природные,
социальные, политические, технологические, экологические аспекты, необходимые для принятия
собственных решений, с точки зрения домохозяйства, предприятия и национальной экономики;
— оценивать влияние географического положения отдельных регионов России на особенности
природы, жизнь и хозяйственную деятельность населения;
— объяснять географические различия населения и хозяйства территорий крупных регионов
страны;
— сравнивать географическое положение, географические особенности природно-ресурсного
потенциала, населения и хозяйства регионов России;
— формулировать оценочные суждения о воздействии человеческой деятельности на
окружающую среду своей местности, региона, страны в целом, о динамике, уровне и структуре
социально-экономического развития России, месте и роли России в мире;
— приводить примеры объектов Всемирного наследия ЮНЕСКО и описывать их
местоположение на географической карте;
— характеризовать место и роль России в мировом хозяйстве.
ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ
Наименование
разделов и тем.
Кол-во
часов
1.
Введение
1
2.
6
3.
Природные процессы и
явления
По материкам и странам
10
4.
По родной стране
12
5.
«Немая карта»
4
6.
Итоговое занятие. Рефлексия.
1
Всего
34
Электронные (цифровые)
образовательные
ресурсы
Форма воспитательного компонента.
«Учи.ру», «РЭШ», «Сферум», «Я-класс»,
«Решу ОГЭ», «Фипи».
Групповая работа, работа в паре, беседы
и творческие задания.
ПОУРОЧНОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ
№ Тема урока
п/п
Количество часов
всего контрольные практические
работы
работы
Дата
Виды, формы
изучения контроля
1.
Введение
1
Лекция
2.
Природные процессы и
явления в атмосфере
2
Лекция
3.
Природные процессы и
явления в атмосфере
4.
Природные процессы и
явления в литосфере
5.
Природные процессы и
явления в литосфере
6.
Природные процессы и
явления в гидросфере
7.
Природные процессы и
явления в гидросфере
Практика
8.
Путешествие по Евразии
Лекция
9.
Путешествие по Евразии
2
10.
Необыкновенная Африка
2
11.
Необыкновенная Африка
Практика
2
Практика
2
14. Интересная Южная
Америка
15. Интересная Южная
Америка
Лекция
Практика
Лекция
Практика
12. «Новая» земля - Северная
Америка
13. «Новая» земля - Северная
Америка
Лекция
Лекция
2
2
Практика
Беседа.
Практика
16. Небольшие по
величине, но не
менее
занимательные,
Австралия и
Антарктида
17. Небольшие по
величине, но не
менее
занимательные,
Австралия и
Антарктида
Лекция
2
Лекция
18. Что внутри?
(Рельеф и недра)
19. Что внутри?
(Рельеф и недра)
Практика
Практика
3
20. Что внутри?
(Рельеф и недра)
Практика
21. Откуда плывут облака?
(Климат)
Лекция
22. Откуда плывут облака?
(Климат)
Беседа.
23. Откуда плывут облака?
(Климат)
4
Практика
24. Откуда плывут облака?
(Климат)
Практика
25. «Тихо плещется река,
голубая лента» Богатство
внутренних вод России
Лекция
26. «Тихо плещется река,
голубая лента» Богатство
внутренних вод России
3
Практика
27. «Тихо плещется река,
голубая лента» Богатство
внутренних вод России
28. Кто сказал: «Мяу»?
сказал:
«Мяу»?
Живая
природа
29. Кто
Беседа.
Лекция
2
30. Контурная карта
Практика
Лекция
31. Контурная карта
2
Практика
32. Пазлы «Немая карта».
2
Лекция
33. Пазлы «Немая карта».
34. Итоговое занятие.
Рефлексия.
ОБЩЕЕ КОЛИЧЕСТВО
ЧАСОВ ПО ПРОГРАММЕ
Практика
1
Беседа.
34
МАТЕРИАЛЬНО-ТЕХНИЧЕСКОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО ПРОЦЕССА
УЧЕБНОЕ ОБОРУДОВАНИЕ
ОБОРУДОВАНИЕ ДЛЯ ПРОВЕДЕНИЯ ЛАБОРАТОРНЫХ И ПРАКТИЧЕСКИХ РАБОТ
Powered by TCPDF (www.tcpdf.org)