Окружающий мир 3 класс

МИНИСТЕРСТВО ПРОСВЕЩЕНИЯ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
Министерство образования и молодёжной политики Свердловской
области
ГО Пелым
МКОУ СОШ № 1
РАССМОТРЕНО
на педагогическом совете

Протокол № 1 от 27 августа 2024 г.

УТВЕРЖДАЮ
Директор МКОУ СОШ №1
__________________
/СмирноваТ.А./
Приказ № 93 от 27 августа 2024г.

Вводится в действие с 01.09.2024г

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА
(ID 4215391)
учебного предмета «Окружающий мир»
для обучающихся 3 классов

п Пелым 2024

ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
Рабочая программа по учебному предмету «Окружающий мир»
(предметная область «Обществознание и естествознание» («Окружающий
мир») соответствует Федеральной рабочей программе по учебному предмету
«Окружающий мир» и включает пояснительную записку, содержание
обучения, планируемые результаты освоения программы и тематическое
планирование.
Пояснительная записка отражает общие цели и задачи изучения
окружающего мира, место в структуре учебного плана, а также подходы к
отбору содержания и планируемым результатам.
ОБЩАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА ПРЕДМЕТА
Содержание обучения раскрывает содержательные линии для
обязательного изучения окружающего мира в каждом классе на уровне
начального общего образования.
Планируемые результаты программы по окружающему миру включают
личностные, метапредметные результаты за период обучения, а также
предметные достижения обучающегося за каждый год обучения на уровне
начального общего образования.
Программа по окружающему миру на уровне начального общего
образования составлена на основе требований ФГОС НОО и федеральной
рабочей программы воспитания.
ЦЕЛИ ИЗУЧЕНИЯ ПРЕДМЕТА
Изучение окружающего мира, интегрирующего знания о природе,
предметном мире, обществе и взаимодействии людей в нём, соответствует
потребностям и интересам обучающихся на уровне начального общего
образования и направлено на достижение следующих целей:
 формирование целостного взгляда на мир, осознание места в нём
человека на основе целостного взгляда на окружающий мир
(природную и социальную среду обитания); освоение естественнонаучных, обществоведческих, нравственно-этических понятий,
представленных в содержании программы по окружающему миру;
 формирование ценности здоровья человека, его сохранения и
укрепления, приверженности здоровому образу жизни;
 развитие умений и навыков применять полученные знания в реальной
учебной и жизненной практике, связанной как с поисковоисследовательской деятельностью (наблюдения, опыты, трудовая

деятельность), так и с творческим использованием приобретённых
знаний в речевой, изобразительной, художественной деятельности;
 духовно-нравственное развитие и воспитание личности гражданина
Российской Федерации, понимание своей принадлежности к
Российскому государству, определённому этносу;
 проявление уважения к истории, культуре, традициям народов
Российской Федерации;
 освоение обучающимися мирового культурного опыта по созданию
общечеловеческих ценностей, законов и правил построения
взаимоотношений в социуме;
 обогащение духовного опыта обучающихся, развитие способности
ребёнка к социализации на основе принятия гуманистических норм
жизни,
приобретение
опыта
эмоционально-положительного
отношения к природе в соответствии с экологическими нормами
поведения;
 становление навыков повседневного проявления культуры общения,
гуманного отношения к людям, уважительного отношения к их
взглядам, мнению и индивидуальности.
Центральной идеей конструирования содержания и планируемых
результатов обучения окружающему миру является раскрытие роли человека
в природе и обществе, ознакомление с правилами поведения в среде
обитания и освоение общечеловеческих ценностей взаимодействия в
системах: «Человек и природа», «Человек и общество», «Человек и другие
люди», «Человек и познание». Важнейшей составляющей всех указанных
систем является содержание, усвоение которого гарантирует формирование у
обучающихся навыков здорового и безопасного образа жизни на основе
развивающейся способности предвидеть результаты своих поступков и
оценки возникшей ситуации.
Отбор содержания программы по окружающему миру осуществлён на
основе следующих ведущих идей:
 раскрытие роли человека в природе и обществе;
 освоение общечеловеческих ценностей взаимодействия в системах:
«Человек и природа», «Человек и общество», «Человек и другие
люди», «Человек и его самость», «Человек и познание».
МЕСТО УЧЕБНОГО
УЧЕБНОМ ПЛАНЕ

ПРЕДМЕТА

«ОКРУЖАЮЩИЙ

МИР»

В

Общее число часов, отведённых на изучение курса «Окружающий мир»,
(два
часа
в
неделю):
3
класс
–
68
часов,

СОДЕРЖАНИЕ УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА
3 КЛАСС
Как устроен мир
Природа, её разнообразие. Растения, животные, грибы, бактерии –
царства живой природы. Связи в природе (между неживой и живой
природой, растениями и животными и т.д.) Роль природы в жизни людей.
Человек – часть природы, разумное существо. Внутренний мир
человека. Восприятие, память, мышление, воображение – ступеньки
познания человеком окружающего мира.
Общество. Семья, народ, государство – части общества. Человек –
часть общества. Человечество.
Мир глазами эколога. Что такое окружающая среда. Экология – наука о
связях между живыми существами и окружающей их средой. Роль экологии
в сохранении природного дома человечества. Взаимодействие людей на
природу (отрицательное и положительное). Меры по охране природы.
Эта удивительная природа
Тела, вещества, частицы. Разнообразие веществ. Твёрдые вещества,
жидкости и газы. Воздух, его состав и свойства. Значение воздуха для живых
организмов. Источники загрязнения воздуха. Охрана воздуха от загрязнений.
Вода, её свойства. Три состояния воды. Круговорот воды в природе.
Значение воды в жизни живых организмов. Источники загрязнения воды.
Экономия воды в быту.
Разрушение твёрдых пород в природе. Почва, её состав. Живые
существа почвы. Представление об образовании почвы и роли организмов в
этом процессе. Значение почвы для живых организмов. Разрушение почвы в
результате непродуманной хозяйственной деятельности людей. Охрана
почвы.
Растения, их разнообразие. Группы растений (водоросли, мхи,
папоротники, хвойные, цветковые), виды растений. Дыхание и питание
растений. Размножение и развитие растений. Роль растений в природе и
жизни человека. Влияние человека на растительный мир. Растения из
Красной книги России. Охрана растений.
Животные, их разнообразие. Группы животных (насекомые, рыбы,
земноводные, пресмыкающиеся, птицы, звери и др.)
Растительноядные, насекомоядные, хищные, всеядные животные. Цепи
питания. Сеть питания и экологическая пирамида. Размножение и развитие
животных. Роль животных в природе и жизни человека. Влияние человека на
животный мир. Животные из Красной книги России. Охрана животных.
Грибы, их разнообразие и строение (на примере шляпочных грибов).
Роль грибов в природе и жизни человека. Съедобные и несъедобные грибы.
Влияние человека на мир грибов. Грибы из Красной книги России. Охрана
грибов.

Представление о круговороте жизни и его звеньях (организмы –
производители, организмы – потребители, организмы – разрушители). Роль
почвы в круговороте жизни.
Практические работы: Тела, вещества, частицы. Обнаружение
крахмала в продуктах питания. Свойства воздуха. Круговорот воды в
природе. Свойства почвы. Размножение и развитие растений.
Мы и наше здоровье
Организм человека. Органы и системы органов. Нервная система, её
роль в организме человека. Органы чувств (зрение, слух, обоняние, вкус,
осязание), их значение и гигиена.
Кожа, её значение и гигиена. Первая помощь при небольших ранениях,
ушибах, ожогах, обморожении.
Опорно-двигательная система, её роль в организме. Осанка. Значение
физического труда и физкультуры для развития скелета и укрепления мышц.
Питательные вещества: белки, жиры, углеводы, витамины.
Пищеварительная система, её роль в организме. Гигиена питания.
Дыхательная и кровеносная системы, их роль в организме.
Закаливание воздухом, водой, солнцем. Инфекционные болезни и
способы их предупреждения. Аллергия. Здоровый образ жизни. Табак,
алкоголь, наркотики – враги здоровья.
Наша безопасность
Как действовать при возникновении пожара в квартире (доме), при
аварии водопровода, утечка газа.
Правила безопасного поведения пешехода на улице. Безопасность при
езде на велосипеде, автомобиле, в общественном транспорте. Дорожные
знаки, их роль в обеспечении безопасного движения. Основные группы
дорожных знаков: предупреждающие, запрещающие, предписывающие,
информационно-указательные, знаки сервиса.
Опасные места в квартире, доме и его окрестностях: балкон,
подоконник, лифт, стройплощадка, трансформаторная будка, пустырь,
проходной двор. Парк, лес и др. Лёд на улице, водоёме – источник опасности.
Правила поведения в опасных местах. Гроза – опасное явление природы. Как
вести себя во время грозы.
Ядовитые растения и грибы. Как избежать отравления растениями и
грибами. Опасные животные: змеи и др. Правила безопасности при общении
с кошкой и собакой.
Экологическая безопасность. Как защититься от загрязнённого воздуха
и то загрязнённой воды. Бытовой фильтр для очистки воды, его устройство и
использование. Как защититься от продуктов питания, содержащих
загрязняющие вещества.
Практическая работа: Устройство и работы бытового фильтра для
очистки воды.

Чему учит экономика
Потребности людей. Какие потребности удовлетворяет экономика. Что
такое товары и услуги.
Природные богатства – основа экономики. Капитал и труд, их значение
для производства товаров и услуг. Физический и умственный труд.
Зависимость успеха труда от образования и здоровья людей.
Полезные ископаемые, их разнообразие, роль в экономике. Способы
добычи полезных ископаемых. Охрана подземных богатств.
Растениеводство и животноводство – отрасли сельского хозяйства.
Промышленность и её основные отрасли: электроэнергетика, металлургия,
машиностроение, лёгкая промышленность, пищевая промышленность и др.
Роль денег в экономике. Денежные единицы разных стран (рубль,
доллар, евро). Заработная плата.
Государственный бюджет. Доходы и расходы бюджета. Налоги. На что
государство тратит деньги.
Семейный бюджет. Доходы и расходы семьи. Экологические
последствия хозяйственной деятельности людей. Загрязнение моря нефтью
как пример экологической катастрофы. Экологические прогнозы, их
сущность и значение. Построение безопасной экономики – одна из
важнейших задач общества в 21 веке.
Практические работы: Полезные ископаемые. Знакомство с
культурными растениями. Знакомство с различными монетами.
Путешествие по городам и странам
Города Золотого кольца России – слава и гордость всей страны. Их
прошлое и настоящее, основные достопримечательности, знаменитые люди
разных стран.
Знаменитые места мира: знакомство с выдающимися памятниками
истории и культуры разных стран (например, Тадж-Махал в Индии,
пирамиды в Египте и др.)
Бережное отношение к культурному наследию человечества – долг
всего общества и каждого человека.
Изучение окружающего мира в 3 классе способствует освоению ряда
универсальных учебных действий: познавательных универсальных учебных
действий,
коммуникативных
универсальных
учебных
действий,
регулятивных универсальных учебных действий, совместной деятельности.
Базовые логические и исследовательские действия как часть
познавательных
универсальных
учебных
действий
способствуют
формированию умений:
 проводить несложные наблюдения в природе (сезонные изменения,
поведение животных) по предложенному и самостоятельно

составленному плану; на основе результатов совместных с
одноклассниками наблюдений (в парах, группах) делать выводы;
 устанавливать зависимость между внешним видом, особенностями
поведения и условиями жизни животного;
 определять (в процессе рассматривания объектов и явлений)
существенные признаки и отношения между объектами и явлениями;
 моделировать цепи питания в природном сообществе;
 различать понятия «век», «столетие», «историческое время»;
соотносить историческое событие с датой (историческим периодом).
Работа с информацией как часть познавательных универсальных
учебных действий способствует формированию умений:
 понимать, что работа с моделями Земли (глобус, карта) может дать
полезную и интересную информацию о природе нашей планеты;
 находить на глобусе материки и океаны, воспроизводить их
названия; находить на карте нашу страну, столицу, свой регион;
 читать несложные планы, соотносить условные обозначения с
изображёнными объектами;
 находить по предложению учителя информацию в разных
источниках – текстах, таблицах, схемах, в том числе в
информационно-коммуникационной сети Интернет (в условиях
контролируемого входа);
 соблюдать правила безопасности при работе в информационной
среде.
Коммуникативные универсальные учебные действия способствуют
формированию умений:
 ориентироваться в понятиях, соотносить понятия и термины с их
краткой характеристикой:
1. понятия и термины, связанные с социальным миром (безопасность,
семейный бюджет, памятник культуры);
2. понятия и термины, связанные с миром природы (планета, материк,
океан, модель Земли, царство природы, природное сообщество, цепь
питания, Красная книга);
3. понятия и термины, связанные с безопасной жизнедеятельностью
(знаки дорожного движения, дорожные ловушки, опасные ситуации,
предвидение).
 описывать (характеризовать) условия жизни на Земле;
 описывать схожие, различные, индивидуальные признаки на основе
сравнения объектов природы;

приводить примеры, кратко характеризовать представителей разных
царств природы;
 называть признаки (характеризовать) животного (растения) как
живого организма;
 описывать (характеризовать) отдельные страницы истории нашей
страны (в пределах изученного).
Регулятивные универсальные учебные действия способствуют
формированию умений:
 планировать шаги по решению учебной задачи, контролировать свои
действия (при небольшой помощи учителя);
 устанавливать причину возникающей трудности или ошибки,
корректировать свои действия.
Совместная деятельность способствует формированию умений:
 участвуя в совместной деятельности, выполнять роли руководителя
(лидера), подчинённого;
 оценивать результаты деятельности участников, положительно
реагировать на советы и замечания в свой адрес;
 выполнять правила совместной деятельности, признавать право
другого человека иметь собственное суждение, мнение;
 самостоятельно разрешать возникающие конфликты с учётом этики
общения.


ПЛАНИРУЕМЫЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ
Изучение предмета «Окружающий мир» на уровне начального общего
образования направлено на достижение обучающимися личностных,
метапредметных и предметных результатов освоения учебного предмета.
ЛИЧНОСТНЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ
Личностные результаты изучения предмета «Окружающий мир»
характеризуют готовность обучающихся руководствоваться традиционными
российскими социокультурными и духовно-нравственными ценностями,
принятыми в обществе правилами и нормами поведения и должны отражать
приобретение первоначального опыта деятельности обучающихся, в части:
Гражданско-патриотического воспитания:
 становление ценностного отношения к своей Родине – России;
понимание особой роли многонациональной России в современном
мире;
 осознание своей этнокультурной и российской гражданской
идентичности, принадлежности к российскому народу, к своей
национальной общности;
 сопричастность к прошлому, настоящему и будущему своей страны и
родного края;
 проявление интереса к истории и многонациональной культуре своей
страны, уважения к своему и другим народам;
 первоначальные представления о человеке как члене общества,
осознание прав и ответственности человека как члена общества.
Духовно-нравственного воспитания:
 проявление культуры общения, уважительного отношения к людям,
их взглядам, признанию их индивидуальности;
 принятие существующих в обществе нравственно-этических норм
поведения и правил межличностных отношений, которые строятся на
проявлении
гуманизма,
сопереживания,
уважения
и
доброжелательности;
 применение
правил
совместной
деятельности,
проявление
способности договариваться, неприятие любых форм поведения,
направленных на причинение физического и морального вреда
другим людям.
Эстетического воспитания:
 понимание особой роли России в развитии
общемировой
художественной культуры, проявление уважительного отношения,

восприимчивости и интереса к разным видам искусства, традициям и
творчеству своего и других народов;
 использование полученных знаний в продуктивной и преобразующей
деятельности, в разных видах художественной деятельности.
Физического воспитания, формирования культуры здоровья и
эмоционального благополучия:
 соблюдение правил организации здорового и безопасного (для себя и
других людей) образа жизни; выполнение правил безопасного
поведении в окружающей среде (в том числе информационной);
 приобретение опыта эмоционального отношения к среде обитания,
бережное отношение к физическому и психическому здоровью.
Трудового воспитания:
 осознание ценности трудовой деятельности в жизни человека и
общества, ответственное потребление и бережное отношение к
результатам труда, навыки участия в различных видах трудовой
деятельности, интерес к различным профессиям.
Экологического воспитания:
 осознание роли человека в природе и обществе, принятие
экологических норм поведения, бережного отношения к природе,
неприятие действий, приносящих ей вред.
Ценности научного познания:
 осознание ценности познания для развития человека, необходимости
самообразования и саморазвития;
 проявление познавательного интереса, активности, инициативности,
любознательности и самостоятельности в расширении своих знаний,
в том числе с использованием различных информационных средств.
МЕТАПРЕДМЕТНЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ
Познавательные универсальные учебные действия:
1) Базовые логические действия:
 понимать целостность окружающего мира (взаимосвязь природной и
социальной
среды
обитания),
проявлять
способность
ориентироваться в изменяющейся действительности;
 на основе наблюдений доступных объектов окружающего мира
устанавливать связи и зависимости между объектами (часть – целое;
причина – следствие; изменения во времени и в пространстве);
 сравнивать объекты окружающего мира, устанавливать основания
для сравнения, устанавливать аналогии;
 объединять части объекта (объекты) по определённому признаку;

определять
существенный
признак
для
классификации,
классифицировать предложенные объекты;
 находить закономерности и противоречия в рассматриваемых
фактах, данных и наблюдениях на основе предложенного алгоритма;
 выявлять
недостаток информации для решения учебной
(практической) задачи на основе предложенного алгоритма.
2) Базовые исследовательские действия:
 проводить (по предложенному и самостоятельно составленному
плану или выдвинутому предположению) наблюдения, несложные
опыты;
 проявлять интерес к экспериментам, проводимым под руководством
учителя;
 определять разницу между реальным и желательным состоянием
объекта (ситуации) на основе предложенных вопросов;
 формулировать с помощью учителя цель предстоящей работы,
прогнозировать возможное развитие процессов, событий и
последствия в аналогичных или сходных ситуациях;
 моделировать ситуации на основе изученного материала о связях в
природе (живая и неживая природа, цепи питания; природные зоны),
а также в социуме (лента времени; поведение и его последствия;
коллективный труд и его результаты и др.);
 проводить по предложенному плану опыт, несложное исследование
по установлению особенностей объекта изучения и связей между
объектами (часть – целое, причина – следствие);
 формулировать выводы и подкреплять их доказательствами на
основе результатов проведённого наблюдения (опыта, измерения,
исследования).
3) Работа с информацией:
 использовать различные источники для поиска информации,
выбирать источник получения информации с учётом учебной задачи;
 находить в предложенном источнике информацию, представленную
в явном виде, согласно заданному алгоритму;
 распознавать
достоверную
и
недостоверную
информацию
самостоятельно или на основе предложенного учителем способа её
проверки;
 находить и использовать для решения учебных задач текстовую,
графическую, аудиовизуальную информацию;
 читать и интерпретировать графически представленную информацию
(схему, таблицу, иллюстрацию);


соблюдать правила информационной безопасности в условиях
контролируемого доступа в информационно-телекоммуникационную
сеть Интернет (с помощью учителя);
 анализировать и создавать текстовую, видео, графическую, звуковую
информацию в соответствии с учебной задачей;
 фиксировать полученные результаты в текстовой форме (отчёт,
выступление, высказывание) и графическом виде (рисунок, схема,
диаграмма).
Коммуникативные универсальные учебные действия:
 в процессе диалогов задавать вопросы, высказывать суждения,
оценивать выступления участников;
 признавать возможность существования разных точек зрения;
корректно и аргументированно высказывать своё мнение; приводить
доказательства своей правоты;
 соблюдать правила ведения диалога и дискуссии; проявлять
уважительное отношение к собеседнику;
 использовать смысловое чтение для определения темы, главной
мысли текста о природе, социальной жизни, взаимоотношениях и
поступках людей;
 создавать устные и письменные тексты (описание, рассуждение,
повествование);
 конструировать обобщения и выводы на основе полученных
результатов наблюдений и опытной работы, подкреплять их
доказательствами;
 находить ошибки и восстанавливать деформированный текст об
изученных объектах и явлениях природы, событиях социальной
жизни;
 готовить
небольшие публичные выступления с возможной
презентацией (текст, рисунки, фото, плакаты и др.) к тексту
выступления.
Регулятивные универсальные учебные действия:
1) Самоорганизация:
 планировать самостоятельно или с небольшой помощью учителя
действия по решению учебной задачи;
 выстраивать последовательность выбранных действий и операций.
2) Самоконтроль и самооценка:
 осуществлять контроль процесса и результата своей деятельности;
 находить ошибки в своей работе и устанавливать их причины;


корректировать свои действия при необходимости (с небольшой
помощью учителя);
 предвидеть возможность возникновения трудностей и ошибок,
предусматривать способы их предупреждения, в том числе в
житейских ситуациях, опасных для здоровья и жизни.
 объективно оценивать результаты своей деятельности, соотносить
свою оценку с оценкой учителя;
 оценивать целесообразность выбранных способов действия, при
необходимости корректировать их.
Совместная деятельность:
 понимать значение коллективной деятельности для успешного
решения учебной (практической) задачи; активно участвовать в
формулировании краткосрочных и долгосрочных целей совместной
деятельности (на основе изученного материала по окружающему
миру);
 коллективно строить действия по достижению общей цели:
распределять роли, договариваться, обсуждать процесс и результат
совместной работы;
 проявлять
готовность
руководить,
выполнять
поручения,
подчиняться;
 выполнять
правила совместной деятельности: справедливо
распределять и оценивать работу каждого участника; считаться с
наличием разных мнений; не допускать конфликтов, при их
возникновении мирно разрешать без участия взрослого;
 ответственно выполнять свою часть работы.


ПРЕДМЕТНЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ
3 КЛАСС
К концу обучения в 3 классе обучающийся научится:
 различать государственную символику Российской Федерации (гимн,
герб, флаг); проявлять уважение к государственным символам
России и своего региона;
 проявлять уважение к семейным ценностям и традициям, традициям
своего народа и других народов; соблюдать правила нравственного
поведения в социуме;
 приводить примеры памятников природы, культурных объектов и
достопримечательностей родного края; столицы России, городов РФ
с богатой историей и культурой; российских центров декоративно-
























прикладного искусства; проявлять интерес и уважение к истории и
культуре народов России;
показывать на карте мира материки, изученные страны мира;
различать расходы и доходы семейного бюджета;
распознавать изученные объекты природы по их описанию, рисункам
и фотографиям, различать их в окружающем мире;
проводить по предложенному плану или инструкции небольшие
опыты с природными объектами с использованием простейшего
лабораторного оборудования и измерительных приборов; соблюдать
безопасность проведения опытов;
группировать изученные объекты живой и неживой природы,
проводить простейшую классификацию;
сравнивать по заданному количеству признаков объекты живой и
неживой природы;
описывать на основе предложенного плана изученные объекты и
явления природы, выделяя их существенные признаки и характерные
свойства;
использовать различные источники информации о природе и
обществе для поиска и извлечения информации, ответов на вопросы;
использовать знания о взаимосвязях в природе, связи человека и
природы для объяснения простейших явлений и процессов в
природе, организме человека;
фиксировать результаты наблюдений, опытной работы, в процессе
коллективной деятельности обобщать полученные результаты и
делать выводы;
создавать по заданному плану собственные развёрнутые
высказывания о природе, человеке и обществе, сопровождая
выступление иллюстрациями (презентацией);
соблюдать
правила
безопасного
поведения
пассажира
железнодорожного, водного и авиатранспорта;
соблюдать основы здорового образа жизни, в том числе требования к
двигательной активности и принципы здорового питания;
соблюдать основы профилактики заболеваний;
соблюдать правила безопасного поведения во дворе жилого дома;
соблюдать правила нравственного поведения на природе;
безопасно использовать персональные данные в условиях
контролируемого доступа в информационно-телекоммуникационную
сеть Интернет;



ориентироваться в возможных мошеннических действиях при
общении в мессенджерах.



.

ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ

3 КЛАСС
Количество часов
№ п/п

Наименование разделов и тем
программы

Контрольные
работы

Всего

Практические
работы

Электронные
(цифровые)
образовательные
ресурсы

Раздел 1. Как устроен мир
1.1

Природа

1

1.2

Человек

1

1.3

Проект « Богатства , отданные людям»

2

1.4

Общество

1

1.5

Что такое экология

1

1.6

Природа в опасности

1

Итого по разделу

7

Библиотека ЦОК
https://m.edsoo.ru/7f4116e4

Библиотека ЦОК
https://m.edsoo.ru/7f4116e4
1

Библиотека ЦОК
https://m.edsoo.ru/7f4116e4

Библиотека ЦОК
https://m.edsoo.ru/7f4116e4

Библиотека ЦОК
https://m.edsoo.ru/7f4116e4
0

1

Раздел 2. Эта удивительная природа
2.1

Тела, вещества, частицы

Библиотека ЦОК

1

https://m.edsoo.ru/7f4116e4

Разнообразие веществ Практическая

2.2

работа «Обнаружение крахмала в
продуктах питания».

1

1

1

1

Воздух и его охрана Практическая

2.3

работа«Свойства воздуха».

Библиотека ЦОК
https://m.edsoo.ru/7f4116e4

Библиотека ЦОК
https://m.edsoo.ru/7f4116e4

2.4

Вода Практическая

работа «Свойства воды».

1

2.5

Превращение и круговорот воды

1

2.6

Берегите воду!

1

2.7

Проект « Охрана воды в нашем посёлке»

1

2.8

Что такое почва

1

2.9

Разнообразие растений

1

2.10

Солнце, растения и мы с вами

1

2.11

Размножение и развитие растений

1

2.12

Охрана растений

1

2.13

Разнообразие и классификация
животных

1

2.14

Проект «Разнообразие природы
родного края»

1

2.15

Размножение и развитие животных

1

2.16

Охрана животных России

1

2.17

В царстве грибов

1

1

Библиотека ЦОК
https://m.edsoo.ru/7f4116e4

Библиотека ЦОК
https://m.edsoo.ru/7f4116e4

Библиотека ЦОК
https://m.edsoo.ru/7f4116e4
1

Библиотека ЦОК
https://m.edsoo.ru/7f4116e4

Библиотека ЦОК
https://m.edsoo.ru/7f4116e4

Библиотека ЦОК
https://m.edsoo.ru/7f4116e4

Библиотека ЦОК
https://m.edsoo.ru/7f4116e4

Библиотека ЦОК
https://m.edsoo.ru/7f4116e4

Библиотека ЦОК
https://m.edsoo.ru/7f4116e4

Библиотека ЦОК
https://m.edsoo.ru/7f4116e4
1

Библиотека ЦОК
https://m.edsoo.ru/7f4116e4

Библиотека ЦОК
https://m.edsoo.ru/7f4116e4

Библиотека ЦОК
https://m.edsoo.ru/7f4116e4

Библиотека ЦОК

https://m.edsoo.ru/7f4116e4

2.18

Великий круговорот жизни

Итого по разделу

Библиотека ЦОК

1
18

https://m.edsoo.ru/7f4116e4
0

5

Раздел 3.Мы и наше здоровье
3.1

Организм человека

1

3.2

Органы чувств

1

3.3

Надёжная защита организма

1

3.4

Опора тела и движение

1

3.5

Наше питание.. Проект«Школа
кулинаров»

1

3.6

Дыхательная и кровеносная системы

https://m.edsoo.ru/7f4116e4

Библиотека ЦОК
https://m.edsoo.ru/7f4116e4

Библиотека ЦОК
https://m.edsoo.ru/7f4116e4

Библиотека ЦОК
https://m.edsoo.ru/7f4116e4
1

Проверим себя и оценим свои
достижения за первое полугодие

1

3.8

Умей предупреждать болезни.
Понятие о здоровом образе жизни

1
8

Библиотека ЦОК
https://m.edsoo.ru/7f4116e4

Библиотека ЦОК

1

3.7

Итого по разделу

Библиотека ЦОК

https://m.edsoo.ru/7f4116e4

Библиотека ЦОК

1

https://m.edsoo.ru/7f4116e4

Библиотека ЦОК
https://m.edsoo.ru/7f4116e4
1

1

Раздел 4. Наша безопасность
4.1

Огонь, вода и газ

Библиотека ЦОК
1

https://m.edsoo.ru/7f4116e4

Библиотека ЦОК

4.2

Чтобы путь был счастливым

1

4.3

Дорожные знаки

1

4.4

Проект «Кто нас защищает»

1

4.5

Опасные места

1

https://m.edsoo.ru/7f4116e4

Библиотека ЦОК
https://m.edsoo.ru/7f4116e4
1

https://m.edsoo.ru/7f4116e4

Библиотека ЦОК
https://m.edsoo.ru/7f4116e4

Природа и наша безопасность
4.6

Библиотека ЦОК

Библиотека ЦОК
1

https://m.edsoo.ru/7f4116e4

Экологическая безопасность

Библиотека ЦОК

4.7

1

Итого по разделу

7

https://m.edsoo.ru/7f4116e4
0

1

Раздел 5 Чему учит экономика
Для чего нужна экономика.
5.1

5.2

Библиотека ЦОК
1

Природные богатства и труд людей
– основа экономики.

Библиотека ЦОК
1

Понятие о полезных ископаемых
5.3
5.4

Растениеводство

https://m.edsoo.ru/7f4116e4

https://m.edsoo.ru/7f4116e4

Библиотека ЦОК
1

https://m.edsoo.ru/7f4116e4

1

Библиотека ЦОК

https://m.edsoo.ru/7f4116e4

Животноводство
5.5

Библиотека ЦОК
1

https://m.edsoo.ru/7f4116e4

Какая бывает промышленность
5.6

Библиотека ЦОК
1

https://m.edsoo.ru/7f4116e4

Проект «Экономика родного края»
5.7

1

1

1

1

Что такое деньги
5.8
Понятие о государственном бюджете
5.9

Библиотека ЦОК
https://m.edsoo.ru/7f4116e4

https://m.edsoo.ru/7f4116e4

Семейный бюджет

Библиотека ЦОК
1

https://m.edsoo.ru/7f4116e4

Экономика и экология
5.11

https://m.edsoo.ru/7f4116e4

Библиотека ЦОК
1

5.10

Библиотека ЦОК

Библиотека ЦОК
1

https://m.edsoo.ru/7f4116e4

Взаимосвязь экономики и экологии..

Библиотека ЦОК

5.12

https://m.edsoo.ru/7f4116e4

Итого по разделу

12

0

2

Раздел 6 Путешествие по городам и странам
Золотое кольцо России
6.1

Библиотека ЦОК
1

https://m.edsoo.ru/7f4116e4

6.2

Золотое кольцо России –слава и
гордость страны

1

Библиотека ЦОК

6.3

Золотое кольцо России –слава и
гордость страны

1

Библиотека ЦОК

Проект «Музей путешествий»
6.4

1
Наши ближайшие соседи

6.5
Страны севера Европы
Что такое Бенилюкс?
Страны центра Европы

6.9

По Франции и Великобритании.
Франция

1

6.10

По Франции и Великобритании.
Великобритания

1

https://m.edsoo.ru/7f4116e4

https://m.edsoo.ru/7f4116e4

https://m.edsoo.ru/7f4116e4

https://m.edsoo.ru/7f4116e4

Библиотека ЦОК
https://m.edsoo.ru/7f4116e4

Библиотека ЦОК

На юге Европы. Греция

https://m.edsoo.ru/7f4116e4

Библиотека ЦОК
1

На юге Европы. Италия
6.12

https://m.edsoo.ru/7f4116e4

Библиотека ЦОК
1

6.11

Библиотека ЦОК

Библиотека ЦОК
1

6.8

1

Библиотека ЦОК
1

6.7

https://m.edsoo.ru/7f4116e4

Библиотека ЦОК
1

6.6

https://m.edsoo.ru/7f4116e4

https://m.edsoo.ru/7f4116e4

Библиотека ЦОК
1

https://m.edsoo.ru/7f4116e4

По знаменитым местам мира
6.13

Библиотека ЦОК
1

https://m.edsoo.ru/7f4116e4

Проект " Зарубежные страны."
6.14

1

1
Проверим себя и оценим свои
достижения за второе полугодие

https://m.edsoo.ru/7f4116e4

Библиотека ЦОК

1

1

Итого по разделу

15

1

2

Резерв

1

Общее количество часов по программе

68

2

12

6.15

Библиотека ЦОК

https://m.edsoo.ru/7f4116e4

Календарно- тематическое планирование
3 КЛАСС
Количество часов
№
п/п

Тема урока

Всего

Контрольные
работы

Практические
работы

Природа. Разнообразие природы.

Библиотека ЦОК
1

1

https://m.edsoo.ru/f841330e
https://m.edsoo.ru/f841254e

Человек – часть природы.

3

Библиотека ЦОК

1

2
Подготовка к выполнению проекта:
знакомство с материалами учебника,
распределение заданий, обсуждение
способов и сроков работы

https://m.edsoo.ru/f84123aa

Библиотека ЦОК

1

https://m.edsoo.ru/f8412d5a

Проект «Богатства, отданные людям»
1

4
5
6
7
8

Общество. Человек как член общества
Что такое экология
Природа в опасности!
Тела, вещества, частицы

Электронные
цифровые
образовательные
ресурсы

1
1
1
1

1

Библиотека ЦОК
https://m.edsoo.ru/f84140ba

Библиотека ЦОК
https://m.edsoo.ru/f841427c

Библиотека ЦОК
https://m.edsoo.ru/f84134bc

Библиотека ЦОК
https://m.edsoo.ru/f841380e

Библиотека ЦОК
https://m.edsoo.ru/f8413e30

9

10

Разнообразие веществ
в окружающем мире. Практическая
работа«Обнаружение крахмала в
продуктах питания».
Воздух и его охрана.Практическая
работа«Свойства воздуха».

1

1

1

1

1

11

Вода как вещество. Практическая
работа«Свойства воды».

1

12

Превращения и круговорот воды.
Три состояния воды

1

13
14
15
16

Берегите воду!
Проект « охрана воды в нашем посёлке».
Что такое почва
Разнообразие растений

1
1

Солнце, растения и мы свами
1

17
18
19
20

Размножение и развитие растений
Охрана растений
Разнообразие и классификация
животных

1
1
1

https://m.edsoo.ru/f841367e

Библиотека ЦОК
https://m.edsoo.ru/f841367e

Библиотека ЦОК
https://m.edsoo.ru/f841367e

Библиотека ЦОК
https://m.edsoo.ru/f841367e

Библиотека ЦОК

1
1

Библиотека ЦОК

https://m.edsoo.ru/f8413c3c
1

Библиотека ЦОК
https://m.edsoo.ru/f841213e

Библиотека ЦОК
https://m.edsoo.ru/f8412ef4

Библиотека ЦОК
https://m.edsoo.ru/f841314c

Библиотека ЦОК
https://m.edsoo.ru/f841481c

Библиотека ЦОК
https://m.edsoo.ru/f8414650

Библиотека ЦОК
https://m.edsoo.ru/f84149d4

Библиотека ЦОК
https://m.edsoo.ru/f8414b6e

21
22
23
24

Проект «Разнообразие природы
родного края»
Размножение и развитие животных
Охрана животных России
В царстве грибов

1

1

https://m.edsoo.ru/f84112c0

Библиотека ЦОК

1

https://m.edsoo.ru/f840c162

Библиотека ЦОК

1

https://m.edsoo.ru/f840c392

Библиотека ЦОК
1

https://m.edsoo.ru/f840c9c8
https://m.edsoo.ru/f840c7ca

Организм человека

27
28
29
30
31
32
33

Библиотека ЦОК
1

26
Органы чувств человека
Надёжная защита организма.
Опора тела и движение
Наше питание.. Проект«Школа
кулинаров»
Дыхательная и кровеносная системы
Проверим себя и оценим свои
достижения за первое полугодие
Умей предупреждать болезни.
Понятие о здоровом образе жизни

https://m.edsoo.ru/f84112c0

Библиотека ЦОК

1

Великий круговорот жизни
25

Библиотека ЦОК

https://m.edsoo.ru/f840cce8
https://m.edsoo.ru/f840cb62

Библиотека ЦОК

1

https://m.edsoo.ru/f840ce78

Библиотека ЦОК

1

https://m.edsoo.ru/f840d03a

Библиотека ЦОК

1

https://m.edsoo.ru/f840d328

1

1

https://m.edsoo.ru/f840d846

Библиотека ЦОК

1
1

Библиотека ЦОК

https://m.edsoo.ru/f8412706
1

Библиотека ЦОК
https://m.edsoo.ru/f8412896

Библиотека ЦОК
1

https://m.edsoo.ru/f840dd78
https://m.edsoo.ru/f840dbde

Огонь, вода и газ

Библиотека ЦОК
1

34

https://m.edsoo.ru/f840f9fc
https://m.edsoo.ru/f840df26

Чтобы путь был счастливым
35
36
37
38
39
40
41
42
43
44
45
46
47

Библиотека ЦОК
1

Дорожные знаки
Проект «Кто нас защищает»
Опасные места
Природа и наша безопасность
Экологическая безопасность
Для чего нужна экономика.
Природные богатства и труд людей
– основа экономики.
Понятие о полезных ископаемых
Растениеводство
Животноводство
Какая бывает промышленность
Проект «Экономика родного края»

https://m.edsoo.ru/f840f240
https://m.edsoo.ru/f840e0de

Библиотека ЦОК

1
1

https://m.edsoo.ru/f840e282
1

https://m.edsoo.ru/f840e41c

Библиотека ЦОК

1

https://m.edsoo.ru/f840e6a6

Библиотека ЦОК

1

https://m.edsoo.ru/f840fde4

Библиотека ЦОК

1

https://m.edsoo.ru/f840fde4

Библиотека ЦОК

1

https://m.edsoo.ru/f840fde4

Библиотека ЦОК

1

https://m.edsoo.ru/f8412a1c

Библиотека ЦОК

1

https://m.edsoo.ru/f840e85e

Библиотека ЦОК

1

https://m.edsoo.ru/f840ea16

Библиотека ЦОК

1

https://m.edsoo.ru/f840ebe2

Библиотека ЦОК

1
1

Библиотека ЦОК

https://m.edsoo.ru/f840ed90
1

Библиотека ЦОК

https://m.edsoo.ru/f840ef2a

48
49

Что такое деньги
Понятие о государственном бюджете

1

1

51

https://m.edsoo.ru/f8412b98

52
53

Библиотека ЦОК
1

Экономика и экология
Взаимосвязь экономики и экологии..
Золотое кольцо России

55

Золотое кольцо России –слава и
гордость страны

1

Наши ближайшие соседи

1
1

Страны севера Европы

59
60

Что такое Бенилюкс?
Страны центра Европы

Библиотека ЦОК
https://m.edsoo.ru/f84104ba

Библиотека ЦОК
https://m.edsoo.ru/f8410654

Библиотека ЦОК
https://m.edsoo.ru/f84116c6

Библиотека ЦОК
https://m.edsoo.ru/f8410aa0
1

Библиотека ЦОК
https://m.edsoo.ru/f8410dd4

Библиотека ЦОК
https://m.edsoo.ru/f8411108

Библиотека ЦОК
1

58

https://m.edsoo.ru/f8410122

1
1

57

Библиотека ЦОК

1

Золотое кольцо России –слава и
гордость страны

Проект «Музей путешествий»

https://m.edsoo.ru/f841030c
https://m.edsoo.ru/f840ff74

1

54

56

https://m.edsoo.ru/f840f0b0

Библиотека ЦОК

1

Семейный бюджет
50

Библиотека ЦОК

1
1

https://m.edsoo.ru/f841146e
https://m.edsoo.ru/f8410f78

Библиотека ЦОК
https://m.edsoo.ru/f8411108

Библиотека ЦОК
https://m.edsoo.ru/f8411108

61

По Франции и Великобритании.
Франция

1

62

По Франции и Великобритании.
Великобритания

1

63
64
65

На юге Европы. Греция
На юге Европы. Италия
По знаменитым местам мира

Библиотека ЦОК
https://m.edsoo.ru/f8410c3a

Библиотека ЦОК
https://m.edsoo.ru/f84118a6

Библиотека ЦОК

1

https://m.edsoo.ru/f8411a5e

Библиотека ЦОК

1

https://m.edsoo.ru/f8410910

Библиотека ЦОК

1

https://m.edsoo.ru/f8411c0c

Проект " Зарубежные страны."
1

66
67

Проверим себя и оценим свои
достижения за второе полугодие

1

68

Резерв

1

ОБЩЕЕ КОЛИЧЕСТВО ЧАСОВ ПО ПРОГРАММЕ

68

1

https://m.edsoo.ru/f8411dd8

Библиотека ЦОК

1

2

Библиотека ЦОК

https://m.edsoo.ru/f8411f90

12

УЧЕБНО-МЕТОДИЧЕСКОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО
ПРОЦЕССА
ОБЯЗАТЕЛЬНЫЕ УЧЕБНЫЕ МАТЕРИАЛЫ ДЛЯ УЧЕНИКА
Учебник «Окружающий мир» 3 класс в 2 частях .
А.А. Плешаков
Москва «Просвещение» 2017г

МЕТОДИЧЕСКИЕ МАТЕРИАЛЫ ДЛЯ УЧИТЕЛЯ
Учебник «Окружающий мир»3 класс в 2 частях .
А.А. Плешаков
Москва «Просвещение» 2017г
ЦИФРОВЫЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЕ РЕСУРСЫ И РЕСУРСЫ СЕТИ
ИНТЕРНЕТ

http://pedsovet.su
www.1september.ru
http://www.uchportal.ru
инфоурок
Учи.ру
сферум


Наверх
На сайте используются файлы cookie. Продолжая использование сайта, вы соглашаетесь на обработку своих персональных данных. Подробности об обработке ваших данных — в политике конфиденциальности.

Функционал «Мастер заполнения» недоступен с мобильных устройств.
Пожалуйста, воспользуйтесь персональным компьютером для редактирования информации в «Мастере заполнения».