МИНИСТЕРСТВО ПРОСВЕЩЕНИЯ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ Министерство образования и молодёжной политики Свердловской области ГО Пелым МКОУ СОШ № 1 РАССМОТРЕНО на педагогическом совете Протокол № 1 от 27 августа 2024 г. УТВЕРЖДАЮ Директор МКОУ СОШ №1 __________________ /СмирноваТ.А./ Приказ № 93 от 27 августа 2024г. Вводится в действие с 01.09.2024г РАБОЧАЯ ПРОГРАММА (ID 4215391) учебного предмета «Окружающий мир» для обучающихся 3 классов п Пелым 2024 ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА Рабочая программа по учебному предмету «Окружающий мир» (предметная область «Обществознание и естествознание» («Окружающий мир») соответствует Федеральной рабочей программе по учебному предмету «Окружающий мир» и включает пояснительную записку, содержание обучения, планируемые результаты освоения программы и тематическое планирование. Пояснительная записка отражает общие цели и задачи изучения окружающего мира, место в структуре учебного плана, а также подходы к отбору содержания и планируемым результатам. ОБЩАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА ПРЕДМЕТА Содержание обучения раскрывает содержательные линии для обязательного изучения окружающего мира в каждом классе на уровне начального общего образования. Планируемые результаты программы по окружающему миру включают личностные, метапредметные результаты за период обучения, а также предметные достижения обучающегося за каждый год обучения на уровне начального общего образования. Программа по окружающему миру на уровне начального общего образования составлена на основе требований ФГОС НОО и федеральной рабочей программы воспитания. ЦЕЛИ ИЗУЧЕНИЯ ПРЕДМЕТА Изучение окружающего мира, интегрирующего знания о природе, предметном мире, обществе и взаимодействии людей в нём, соответствует потребностям и интересам обучающихся на уровне начального общего образования и направлено на достижение следующих целей: формирование целостного взгляда на мир, осознание места в нём человека на основе целостного взгляда на окружающий мир (природную и социальную среду обитания); освоение естественнонаучных, обществоведческих, нравственно-этических понятий, представленных в содержании программы по окружающему миру; формирование ценности здоровья человека, его сохранения и укрепления, приверженности здоровому образу жизни; развитие умений и навыков применять полученные знания в реальной учебной и жизненной практике, связанной как с поисковоисследовательской деятельностью (наблюдения, опыты, трудовая деятельность), так и с творческим использованием приобретённых знаний в речевой, изобразительной, художественной деятельности; духовно-нравственное развитие и воспитание личности гражданина Российской Федерации, понимание своей принадлежности к Российскому государству, определённому этносу; проявление уважения к истории, культуре, традициям народов Российской Федерации; освоение обучающимися мирового культурного опыта по созданию общечеловеческих ценностей, законов и правил построения взаимоотношений в социуме; обогащение духовного опыта обучающихся, развитие способности ребёнка к социализации на основе принятия гуманистических норм жизни, приобретение опыта эмоционально-положительного отношения к природе в соответствии с экологическими нормами поведения; становление навыков повседневного проявления культуры общения, гуманного отношения к людям, уважительного отношения к их взглядам, мнению и индивидуальности. Центральной идеей конструирования содержания и планируемых результатов обучения окружающему миру является раскрытие роли человека в природе и обществе, ознакомление с правилами поведения в среде обитания и освоение общечеловеческих ценностей взаимодействия в системах: «Человек и природа», «Человек и общество», «Человек и другие люди», «Человек и познание». Важнейшей составляющей всех указанных систем является содержание, усвоение которого гарантирует формирование у обучающихся навыков здорового и безопасного образа жизни на основе развивающейся способности предвидеть результаты своих поступков и оценки возникшей ситуации. Отбор содержания программы по окружающему миру осуществлён на основе следующих ведущих идей: раскрытие роли человека в природе и обществе; освоение общечеловеческих ценностей взаимодействия в системах: «Человек и природа», «Человек и общество», «Человек и другие люди», «Человек и его самость», «Человек и познание». МЕСТО УЧЕБНОГО УЧЕБНОМ ПЛАНЕ ПРЕДМЕТА «ОКРУЖАЮЩИЙ МИР» В Общее число часов, отведённых на изучение курса «Окружающий мир», (два часа в неделю): 3 класс – 68 часов, СОДЕРЖАНИЕ УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА 3 КЛАСС Как устроен мир Природа, её разнообразие. Растения, животные, грибы, бактерии – царства живой природы. Связи в природе (между неживой и живой природой, растениями и животными и т.д.) Роль природы в жизни людей. Человек – часть природы, разумное существо. Внутренний мир человека. Восприятие, память, мышление, воображение – ступеньки познания человеком окружающего мира. Общество. Семья, народ, государство – части общества. Человек – часть общества. Человечество. Мир глазами эколога. Что такое окружающая среда. Экология – наука о связях между живыми существами и окружающей их средой. Роль экологии в сохранении природного дома человечества. Взаимодействие людей на природу (отрицательное и положительное). Меры по охране природы. Эта удивительная природа Тела, вещества, частицы. Разнообразие веществ. Твёрдые вещества, жидкости и газы. Воздух, его состав и свойства. Значение воздуха для живых организмов. Источники загрязнения воздуха. Охрана воздуха от загрязнений. Вода, её свойства. Три состояния воды. Круговорот воды в природе. Значение воды в жизни живых организмов. Источники загрязнения воды. Экономия воды в быту. Разрушение твёрдых пород в природе. Почва, её состав. Живые существа почвы. Представление об образовании почвы и роли организмов в этом процессе. Значение почвы для живых организмов. Разрушение почвы в результате непродуманной хозяйственной деятельности людей. Охрана почвы. Растения, их разнообразие. Группы растений (водоросли, мхи, папоротники, хвойные, цветковые), виды растений. Дыхание и питание растений. Размножение и развитие растений. Роль растений в природе и жизни человека. Влияние человека на растительный мир. Растения из Красной книги России. Охрана растений. Животные, их разнообразие. Группы животных (насекомые, рыбы, земноводные, пресмыкающиеся, птицы, звери и др.) Растительноядные, насекомоядные, хищные, всеядные животные. Цепи питания. Сеть питания и экологическая пирамида. Размножение и развитие животных. Роль животных в природе и жизни человека. Влияние человека на животный мир. Животные из Красной книги России. Охрана животных. Грибы, их разнообразие и строение (на примере шляпочных грибов). Роль грибов в природе и жизни человека. Съедобные и несъедобные грибы. Влияние человека на мир грибов. Грибы из Красной книги России. Охрана грибов. Представление о круговороте жизни и его звеньях (организмы – производители, организмы – потребители, организмы – разрушители). Роль почвы в круговороте жизни. Практические работы: Тела, вещества, частицы. Обнаружение крахмала в продуктах питания. Свойства воздуха. Круговорот воды в природе. Свойства почвы. Размножение и развитие растений. Мы и наше здоровье Организм человека. Органы и системы органов. Нервная система, её роль в организме человека. Органы чувств (зрение, слух, обоняние, вкус, осязание), их значение и гигиена. Кожа, её значение и гигиена. Первая помощь при небольших ранениях, ушибах, ожогах, обморожении. Опорно-двигательная система, её роль в организме. Осанка. Значение физического труда и физкультуры для развития скелета и укрепления мышц. Питательные вещества: белки, жиры, углеводы, витамины. Пищеварительная система, её роль в организме. Гигиена питания. Дыхательная и кровеносная системы, их роль в организме. Закаливание воздухом, водой, солнцем. Инфекционные болезни и способы их предупреждения. Аллергия. Здоровый образ жизни. Табак, алкоголь, наркотики – враги здоровья. Наша безопасность Как действовать при возникновении пожара в квартире (доме), при аварии водопровода, утечка газа. Правила безопасного поведения пешехода на улице. Безопасность при езде на велосипеде, автомобиле, в общественном транспорте. Дорожные знаки, их роль в обеспечении безопасного движения. Основные группы дорожных знаков: предупреждающие, запрещающие, предписывающие, информационно-указательные, знаки сервиса. Опасные места в квартире, доме и его окрестностях: балкон, подоконник, лифт, стройплощадка, трансформаторная будка, пустырь, проходной двор. Парк, лес и др. Лёд на улице, водоёме – источник опасности. Правила поведения в опасных местах. Гроза – опасное явление природы. Как вести себя во время грозы. Ядовитые растения и грибы. Как избежать отравления растениями и грибами. Опасные животные: змеи и др. Правила безопасности при общении с кошкой и собакой. Экологическая безопасность. Как защититься от загрязнённого воздуха и то загрязнённой воды. Бытовой фильтр для очистки воды, его устройство и использование. Как защититься от продуктов питания, содержащих загрязняющие вещества. Практическая работа: Устройство и работы бытового фильтра для очистки воды. Чему учит экономика Потребности людей. Какие потребности удовлетворяет экономика. Что такое товары и услуги. Природные богатства – основа экономики. Капитал и труд, их значение для производства товаров и услуг. Физический и умственный труд. Зависимость успеха труда от образования и здоровья людей. Полезные ископаемые, их разнообразие, роль в экономике. Способы добычи полезных ископаемых. Охрана подземных богатств. Растениеводство и животноводство – отрасли сельского хозяйства. Промышленность и её основные отрасли: электроэнергетика, металлургия, машиностроение, лёгкая промышленность, пищевая промышленность и др. Роль денег в экономике. Денежные единицы разных стран (рубль, доллар, евро). Заработная плата. Государственный бюджет. Доходы и расходы бюджета. Налоги. На что государство тратит деньги. Семейный бюджет. Доходы и расходы семьи. Экологические последствия хозяйственной деятельности людей. Загрязнение моря нефтью как пример экологической катастрофы. Экологические прогнозы, их сущность и значение. Построение безопасной экономики – одна из важнейших задач общества в 21 веке. Практические работы: Полезные ископаемые. Знакомство с культурными растениями. Знакомство с различными монетами. Путешествие по городам и странам Города Золотого кольца России – слава и гордость всей страны. Их прошлое и настоящее, основные достопримечательности, знаменитые люди разных стран. Знаменитые места мира: знакомство с выдающимися памятниками истории и культуры разных стран (например, Тадж-Махал в Индии, пирамиды в Египте и др.) Бережное отношение к культурному наследию человечества – долг всего общества и каждого человека. Изучение окружающего мира в 3 классе способствует освоению ряда универсальных учебных действий: познавательных универсальных учебных действий, коммуникативных универсальных учебных действий, регулятивных универсальных учебных действий, совместной деятельности. Базовые логические и исследовательские действия как часть познавательных универсальных учебных действий способствуют формированию умений: проводить несложные наблюдения в природе (сезонные изменения, поведение животных) по предложенному и самостоятельно составленному плану; на основе результатов совместных с одноклассниками наблюдений (в парах, группах) делать выводы; устанавливать зависимость между внешним видом, особенностями поведения и условиями жизни животного; определять (в процессе рассматривания объектов и явлений) существенные признаки и отношения между объектами и явлениями; моделировать цепи питания в природном сообществе; различать понятия «век», «столетие», «историческое время»; соотносить историческое событие с датой (историческим периодом). Работа с информацией как часть познавательных универсальных учебных действий способствует формированию умений: понимать, что работа с моделями Земли (глобус, карта) может дать полезную и интересную информацию о природе нашей планеты; находить на глобусе материки и океаны, воспроизводить их названия; находить на карте нашу страну, столицу, свой регион; читать несложные планы, соотносить условные обозначения с изображёнными объектами; находить по предложению учителя информацию в разных источниках – текстах, таблицах, схемах, в том числе в информационно-коммуникационной сети Интернет (в условиях контролируемого входа); соблюдать правила безопасности при работе в информационной среде. Коммуникативные универсальные учебные действия способствуют формированию умений: ориентироваться в понятиях, соотносить понятия и термины с их краткой характеристикой: 1. понятия и термины, связанные с социальным миром (безопасность, семейный бюджет, памятник культуры); 2. понятия и термины, связанные с миром природы (планета, материк, океан, модель Земли, царство природы, природное сообщество, цепь питания, Красная книга); 3. понятия и термины, связанные с безопасной жизнедеятельностью (знаки дорожного движения, дорожные ловушки, опасные ситуации, предвидение). описывать (характеризовать) условия жизни на Земле; описывать схожие, различные, индивидуальные признаки на основе сравнения объектов природы; приводить примеры, кратко характеризовать представителей разных царств природы; называть признаки (характеризовать) животного (растения) как живого организма; описывать (характеризовать) отдельные страницы истории нашей страны (в пределах изученного). Регулятивные универсальные учебные действия способствуют формированию умений: планировать шаги по решению учебной задачи, контролировать свои действия (при небольшой помощи учителя); устанавливать причину возникающей трудности или ошибки, корректировать свои действия. Совместная деятельность способствует формированию умений: участвуя в совместной деятельности, выполнять роли руководителя (лидера), подчинённого; оценивать результаты деятельности участников, положительно реагировать на советы и замечания в свой адрес; выполнять правила совместной деятельности, признавать право другого человека иметь собственное суждение, мнение; самостоятельно разрешать возникающие конфликты с учётом этики общения. ПЛАНИРУЕМЫЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ Изучение предмета «Окружающий мир» на уровне начального общего образования направлено на достижение обучающимися личностных, метапредметных и предметных результатов освоения учебного предмета. ЛИЧНОСТНЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ Личностные результаты изучения предмета «Окружающий мир» характеризуют готовность обучающихся руководствоваться традиционными российскими социокультурными и духовно-нравственными ценностями, принятыми в обществе правилами и нормами поведения и должны отражать приобретение первоначального опыта деятельности обучающихся, в части: Гражданско-патриотического воспитания: становление ценностного отношения к своей Родине – России; понимание особой роли многонациональной России в современном мире; осознание своей этнокультурной и российской гражданской идентичности, принадлежности к российскому народу, к своей национальной общности; сопричастность к прошлому, настоящему и будущему своей страны и родного края; проявление интереса к истории и многонациональной культуре своей страны, уважения к своему и другим народам; первоначальные представления о человеке как члене общества, осознание прав и ответственности человека как члена общества. Духовно-нравственного воспитания: проявление культуры общения, уважительного отношения к людям, их взглядам, признанию их индивидуальности; принятие существующих в обществе нравственно-этических норм поведения и правил межличностных отношений, которые строятся на проявлении гуманизма, сопереживания, уважения и доброжелательности; применение правил совместной деятельности, проявление способности договариваться, неприятие любых форм поведения, направленных на причинение физического и морального вреда другим людям. Эстетического воспитания: понимание особой роли России в развитии общемировой художественной культуры, проявление уважительного отношения, восприимчивости и интереса к разным видам искусства, традициям и творчеству своего и других народов; использование полученных знаний в продуктивной и преобразующей деятельности, в разных видах художественной деятельности. Физического воспитания, формирования культуры здоровья и эмоционального благополучия: соблюдение правил организации здорового и безопасного (для себя и других людей) образа жизни; выполнение правил безопасного поведении в окружающей среде (в том числе информационной); приобретение опыта эмоционального отношения к среде обитания, бережное отношение к физическому и психическому здоровью. Трудового воспитания: осознание ценности трудовой деятельности в жизни человека и общества, ответственное потребление и бережное отношение к результатам труда, навыки участия в различных видах трудовой деятельности, интерес к различным профессиям. Экологического воспитания: осознание роли человека в природе и обществе, принятие экологических норм поведения, бережного отношения к природе, неприятие действий, приносящих ей вред. Ценности научного познания: осознание ценности познания для развития человека, необходимости самообразования и саморазвития; проявление познавательного интереса, активности, инициативности, любознательности и самостоятельности в расширении своих знаний, в том числе с использованием различных информационных средств. МЕТАПРЕДМЕТНЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ Познавательные универсальные учебные действия: 1) Базовые логические действия: понимать целостность окружающего мира (взаимосвязь природной и социальной среды обитания), проявлять способность ориентироваться в изменяющейся действительности; на основе наблюдений доступных объектов окружающего мира устанавливать связи и зависимости между объектами (часть – целое; причина – следствие; изменения во времени и в пространстве); сравнивать объекты окружающего мира, устанавливать основания для сравнения, устанавливать аналогии; объединять части объекта (объекты) по определённому признаку; определять существенный признак для классификации, классифицировать предложенные объекты; находить закономерности и противоречия в рассматриваемых фактах, данных и наблюдениях на основе предложенного алгоритма; выявлять недостаток информации для решения учебной (практической) задачи на основе предложенного алгоритма. 2) Базовые исследовательские действия: проводить (по предложенному и самостоятельно составленному плану или выдвинутому предположению) наблюдения, несложные опыты; проявлять интерес к экспериментам, проводимым под руководством учителя; определять разницу между реальным и желательным состоянием объекта (ситуации) на основе предложенных вопросов; формулировать с помощью учителя цель предстоящей работы, прогнозировать возможное развитие процессов, событий и последствия в аналогичных или сходных ситуациях; моделировать ситуации на основе изученного материала о связях в природе (живая и неживая природа, цепи питания; природные зоны), а также в социуме (лента времени; поведение и его последствия; коллективный труд и его результаты и др.); проводить по предложенному плану опыт, несложное исследование по установлению особенностей объекта изучения и связей между объектами (часть – целое, причина – следствие); формулировать выводы и подкреплять их доказательствами на основе результатов проведённого наблюдения (опыта, измерения, исследования). 3) Работа с информацией: использовать различные источники для поиска информации, выбирать источник получения информации с учётом учебной задачи; находить в предложенном источнике информацию, представленную в явном виде, согласно заданному алгоритму; распознавать достоверную и недостоверную информацию самостоятельно или на основе предложенного учителем способа её проверки; находить и использовать для решения учебных задач текстовую, графическую, аудиовизуальную информацию; читать и интерпретировать графически представленную информацию (схему, таблицу, иллюстрацию); соблюдать правила информационной безопасности в условиях контролируемого доступа в информационно-телекоммуникационную сеть Интернет (с помощью учителя); анализировать и создавать текстовую, видео, графическую, звуковую информацию в соответствии с учебной задачей; фиксировать полученные результаты в текстовой форме (отчёт, выступление, высказывание) и графическом виде (рисунок, схема, диаграмма). Коммуникативные универсальные учебные действия: в процессе диалогов задавать вопросы, высказывать суждения, оценивать выступления участников; признавать возможность существования разных точек зрения; корректно и аргументированно высказывать своё мнение; приводить доказательства своей правоты; соблюдать правила ведения диалога и дискуссии; проявлять уважительное отношение к собеседнику; использовать смысловое чтение для определения темы, главной мысли текста о природе, социальной жизни, взаимоотношениях и поступках людей; создавать устные и письменные тексты (описание, рассуждение, повествование); конструировать обобщения и выводы на основе полученных результатов наблюдений и опытной работы, подкреплять их доказательствами; находить ошибки и восстанавливать деформированный текст об изученных объектах и явлениях природы, событиях социальной жизни; готовить небольшие публичные выступления с возможной презентацией (текст, рисунки, фото, плакаты и др.) к тексту выступления. Регулятивные универсальные учебные действия: 1) Самоорганизация: планировать самостоятельно или с небольшой помощью учителя действия по решению учебной задачи; выстраивать последовательность выбранных действий и операций. 2) Самоконтроль и самооценка: осуществлять контроль процесса и результата своей деятельности; находить ошибки в своей работе и устанавливать их причины; корректировать свои действия при необходимости (с небольшой помощью учителя); предвидеть возможность возникновения трудностей и ошибок, предусматривать способы их предупреждения, в том числе в житейских ситуациях, опасных для здоровья и жизни. объективно оценивать результаты своей деятельности, соотносить свою оценку с оценкой учителя; оценивать целесообразность выбранных способов действия, при необходимости корректировать их. Совместная деятельность: понимать значение коллективной деятельности для успешного решения учебной (практической) задачи; активно участвовать в формулировании краткосрочных и долгосрочных целей совместной деятельности (на основе изученного материала по окружающему миру); коллективно строить действия по достижению общей цели: распределять роли, договариваться, обсуждать процесс и результат совместной работы; проявлять готовность руководить, выполнять поручения, подчиняться; выполнять правила совместной деятельности: справедливо распределять и оценивать работу каждого участника; считаться с наличием разных мнений; не допускать конфликтов, при их возникновении мирно разрешать без участия взрослого; ответственно выполнять свою часть работы. ПРЕДМЕТНЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ 3 КЛАСС К концу обучения в 3 классе обучающийся научится: различать государственную символику Российской Федерации (гимн, герб, флаг); проявлять уважение к государственным символам России и своего региона; проявлять уважение к семейным ценностям и традициям, традициям своего народа и других народов; соблюдать правила нравственного поведения в социуме; приводить примеры памятников природы, культурных объектов и достопримечательностей родного края; столицы России, городов РФ с богатой историей и культурой; российских центров декоративно- прикладного искусства; проявлять интерес и уважение к истории и культуре народов России; показывать на карте мира материки, изученные страны мира; различать расходы и доходы семейного бюджета; распознавать изученные объекты природы по их описанию, рисункам и фотографиям, различать их в окружающем мире; проводить по предложенному плану или инструкции небольшие опыты с природными объектами с использованием простейшего лабораторного оборудования и измерительных приборов; соблюдать безопасность проведения опытов; группировать изученные объекты живой и неживой природы, проводить простейшую классификацию; сравнивать по заданному количеству признаков объекты живой и неживой природы; описывать на основе предложенного плана изученные объекты и явления природы, выделяя их существенные признаки и характерные свойства; использовать различные источники информации о природе и обществе для поиска и извлечения информации, ответов на вопросы; использовать знания о взаимосвязях в природе, связи человека и природы для объяснения простейших явлений и процессов в природе, организме человека; фиксировать результаты наблюдений, опытной работы, в процессе коллективной деятельности обобщать полученные результаты и делать выводы; создавать по заданному плану собственные развёрнутые высказывания о природе, человеке и обществе, сопровождая выступление иллюстрациями (презентацией); соблюдать правила безопасного поведения пассажира железнодорожного, водного и авиатранспорта; соблюдать основы здорового образа жизни, в том числе требования к двигательной активности и принципы здорового питания; соблюдать основы профилактики заболеваний; соблюдать правила безопасного поведения во дворе жилого дома; соблюдать правила нравственного поведения на природе; безопасно использовать персональные данные в условиях контролируемого доступа в информационно-телекоммуникационную сеть Интернет; ориентироваться в возможных мошеннических действиях при общении в мессенджерах. . ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ 3 КЛАСС Количество часов № п/п Наименование разделов и тем программы Контрольные работы Всего Практические работы Электронные (цифровые) образовательные ресурсы Раздел 1. Как устроен мир 1.1 Природа 1 1.2 Человек 1 1.3 Проект « Богатства , отданные людям» 2 1.4 Общество 1 1.5 Что такое экология 1 1.6 Природа в опасности 1 Итого по разделу 7 Библиотека ЦОК https://m.edsoo.ru/7f4116e4 Библиотека ЦОК https://m.edsoo.ru/7f4116e4 1 Библиотека ЦОК https://m.edsoo.ru/7f4116e4 Библиотека ЦОК https://m.edsoo.ru/7f4116e4 Библиотека ЦОК https://m.edsoo.ru/7f4116e4 0 1 Раздел 2. Эта удивительная природа 2.1 Тела, вещества, частицы Библиотека ЦОК 1 https://m.edsoo.ru/7f4116e4 Разнообразие веществ Практическая 2.2 работа «Обнаружение крахмала в продуктах питания». 1 1 1 1 Воздух и его охрана Практическая 2.3 работа«Свойства воздуха». Библиотека ЦОК https://m.edsoo.ru/7f4116e4 Библиотека ЦОК https://m.edsoo.ru/7f4116e4 2.4 Вода Практическая работа «Свойства воды». 1 2.5 Превращение и круговорот воды 1 2.6 Берегите воду! 1 2.7 Проект « Охрана воды в нашем посёлке» 1 2.8 Что такое почва 1 2.9 Разнообразие растений 1 2.10 Солнце, растения и мы с вами 1 2.11 Размножение и развитие растений 1 2.12 Охрана растений 1 2.13 Разнообразие и классификация животных 1 2.14 Проект «Разнообразие природы родного края» 1 2.15 Размножение и развитие животных 1 2.16 Охрана животных России 1 2.17 В царстве грибов 1 1 Библиотека ЦОК https://m.edsoo.ru/7f4116e4 Библиотека ЦОК https://m.edsoo.ru/7f4116e4 Библиотека ЦОК https://m.edsoo.ru/7f4116e4 1 Библиотека ЦОК https://m.edsoo.ru/7f4116e4 Библиотека ЦОК https://m.edsoo.ru/7f4116e4 Библиотека ЦОК https://m.edsoo.ru/7f4116e4 Библиотека ЦОК https://m.edsoo.ru/7f4116e4 Библиотека ЦОК https://m.edsoo.ru/7f4116e4 Библиотека ЦОК https://m.edsoo.ru/7f4116e4 Библиотека ЦОК https://m.edsoo.ru/7f4116e4 1 Библиотека ЦОК https://m.edsoo.ru/7f4116e4 Библиотека ЦОК https://m.edsoo.ru/7f4116e4 Библиотека ЦОК https://m.edsoo.ru/7f4116e4 Библиотека ЦОК https://m.edsoo.ru/7f4116e4 2.18 Великий круговорот жизни Итого по разделу Библиотека ЦОК 1 18 https://m.edsoo.ru/7f4116e4 0 5 Раздел 3.Мы и наше здоровье 3.1 Организм человека 1 3.2 Органы чувств 1 3.3 Надёжная защита организма 1 3.4 Опора тела и движение 1 3.5 Наше питание.. Проект«Школа кулинаров» 1 3.6 Дыхательная и кровеносная системы https://m.edsoo.ru/7f4116e4 Библиотека ЦОК https://m.edsoo.ru/7f4116e4 Библиотека ЦОК https://m.edsoo.ru/7f4116e4 Библиотека ЦОК https://m.edsoo.ru/7f4116e4 1 Проверим себя и оценим свои достижения за первое полугодие 1 3.8 Умей предупреждать болезни. Понятие о здоровом образе жизни 1 8 Библиотека ЦОК https://m.edsoo.ru/7f4116e4 Библиотека ЦОК 1 3.7 Итого по разделу Библиотека ЦОК https://m.edsoo.ru/7f4116e4 Библиотека ЦОК 1 https://m.edsoo.ru/7f4116e4 Библиотека ЦОК https://m.edsoo.ru/7f4116e4 1 1 Раздел 4. Наша безопасность 4.1 Огонь, вода и газ Библиотека ЦОК 1 https://m.edsoo.ru/7f4116e4 Библиотека ЦОК 4.2 Чтобы путь был счастливым 1 4.3 Дорожные знаки 1 4.4 Проект «Кто нас защищает» 1 4.5 Опасные места 1 https://m.edsoo.ru/7f4116e4 Библиотека ЦОК https://m.edsoo.ru/7f4116e4 1 https://m.edsoo.ru/7f4116e4 Библиотека ЦОК https://m.edsoo.ru/7f4116e4 Природа и наша безопасность 4.6 Библиотека ЦОК Библиотека ЦОК 1 https://m.edsoo.ru/7f4116e4 Экологическая безопасность Библиотека ЦОК 4.7 1 Итого по разделу 7 https://m.edsoo.ru/7f4116e4 0 1 Раздел 5 Чему учит экономика Для чего нужна экономика. 5.1 5.2 Библиотека ЦОК 1 Природные богатства и труд людей – основа экономики. Библиотека ЦОК 1 Понятие о полезных ископаемых 5.3 5.4 Растениеводство https://m.edsoo.ru/7f4116e4 https://m.edsoo.ru/7f4116e4 Библиотека ЦОК 1 https://m.edsoo.ru/7f4116e4 1 Библиотека ЦОК https://m.edsoo.ru/7f4116e4 Животноводство 5.5 Библиотека ЦОК 1 https://m.edsoo.ru/7f4116e4 Какая бывает промышленность 5.6 Библиотека ЦОК 1 https://m.edsoo.ru/7f4116e4 Проект «Экономика родного края» 5.7 1 1 1 1 Что такое деньги 5.8 Понятие о государственном бюджете 5.9 Библиотека ЦОК https://m.edsoo.ru/7f4116e4 https://m.edsoo.ru/7f4116e4 Семейный бюджет Библиотека ЦОК 1 https://m.edsoo.ru/7f4116e4 Экономика и экология 5.11 https://m.edsoo.ru/7f4116e4 Библиотека ЦОК 1 5.10 Библиотека ЦОК Библиотека ЦОК 1 https://m.edsoo.ru/7f4116e4 Взаимосвязь экономики и экологии.. Библиотека ЦОК 5.12 https://m.edsoo.ru/7f4116e4 Итого по разделу 12 0 2 Раздел 6 Путешествие по городам и странам Золотое кольцо России 6.1 Библиотека ЦОК 1 https://m.edsoo.ru/7f4116e4 6.2 Золотое кольцо России –слава и гордость страны 1 Библиотека ЦОК 6.3 Золотое кольцо России –слава и гордость страны 1 Библиотека ЦОК Проект «Музей путешествий» 6.4 1 Наши ближайшие соседи 6.5 Страны севера Европы Что такое Бенилюкс? Страны центра Европы 6.9 По Франции и Великобритании. Франция 1 6.10 По Франции и Великобритании. Великобритания 1 https://m.edsoo.ru/7f4116e4 https://m.edsoo.ru/7f4116e4 https://m.edsoo.ru/7f4116e4 https://m.edsoo.ru/7f4116e4 Библиотека ЦОК https://m.edsoo.ru/7f4116e4 Библиотека ЦОК На юге Европы. Греция https://m.edsoo.ru/7f4116e4 Библиотека ЦОК 1 На юге Европы. Италия 6.12 https://m.edsoo.ru/7f4116e4 Библиотека ЦОК 1 6.11 Библиотека ЦОК Библиотека ЦОК 1 6.8 1 Библиотека ЦОК 1 6.7 https://m.edsoo.ru/7f4116e4 Библиотека ЦОК 1 6.6 https://m.edsoo.ru/7f4116e4 https://m.edsoo.ru/7f4116e4 Библиотека ЦОК 1 https://m.edsoo.ru/7f4116e4 По знаменитым местам мира 6.13 Библиотека ЦОК 1 https://m.edsoo.ru/7f4116e4 Проект " Зарубежные страны." 6.14 1 1 Проверим себя и оценим свои достижения за второе полугодие https://m.edsoo.ru/7f4116e4 Библиотека ЦОК 1 1 Итого по разделу 15 1 2 Резерв 1 Общее количество часов по программе 68 2 12 6.15 Библиотека ЦОК https://m.edsoo.ru/7f4116e4 Календарно- тематическое планирование 3 КЛАСС Количество часов № п/п Тема урока Всего Контрольные работы Практические работы Природа. Разнообразие природы. Библиотека ЦОК 1 1 https://m.edsoo.ru/f841330e https://m.edsoo.ru/f841254e Человек – часть природы. 3 Библиотека ЦОК 1 2 Подготовка к выполнению проекта: знакомство с материалами учебника, распределение заданий, обсуждение способов и сроков работы https://m.edsoo.ru/f84123aa Библиотека ЦОК 1 https://m.edsoo.ru/f8412d5a Проект «Богатства, отданные людям» 1 4 5 6 7 8 Общество. Человек как член общества Что такое экология Природа в опасности! Тела, вещества, частицы Электронные цифровые образовательные ресурсы 1 1 1 1 1 Библиотека ЦОК https://m.edsoo.ru/f84140ba Библиотека ЦОК https://m.edsoo.ru/f841427c Библиотека ЦОК https://m.edsoo.ru/f84134bc Библиотека ЦОК https://m.edsoo.ru/f841380e Библиотека ЦОК https://m.edsoo.ru/f8413e30 9 10 Разнообразие веществ в окружающем мире. Практическая работа«Обнаружение крахмала в продуктах питания». Воздух и его охрана.Практическая работа«Свойства воздуха». 1 1 1 1 1 11 Вода как вещество. Практическая работа«Свойства воды». 1 12 Превращения и круговорот воды. Три состояния воды 1 13 14 15 16 Берегите воду! Проект « охрана воды в нашем посёлке». Что такое почва Разнообразие растений 1 1 Солнце, растения и мы свами 1 17 18 19 20 Размножение и развитие растений Охрана растений Разнообразие и классификация животных 1 1 1 https://m.edsoo.ru/f841367e Библиотека ЦОК https://m.edsoo.ru/f841367e Библиотека ЦОК https://m.edsoo.ru/f841367e Библиотека ЦОК https://m.edsoo.ru/f841367e Библиотека ЦОК 1 1 Библиотека ЦОК https://m.edsoo.ru/f8413c3c 1 Библиотека ЦОК https://m.edsoo.ru/f841213e Библиотека ЦОК https://m.edsoo.ru/f8412ef4 Библиотека ЦОК https://m.edsoo.ru/f841314c Библиотека ЦОК https://m.edsoo.ru/f841481c Библиотека ЦОК https://m.edsoo.ru/f8414650 Библиотека ЦОК https://m.edsoo.ru/f84149d4 Библиотека ЦОК https://m.edsoo.ru/f8414b6e 21 22 23 24 Проект «Разнообразие природы родного края» Размножение и развитие животных Охрана животных России В царстве грибов 1 1 https://m.edsoo.ru/f84112c0 Библиотека ЦОК 1 https://m.edsoo.ru/f840c162 Библиотека ЦОК 1 https://m.edsoo.ru/f840c392 Библиотека ЦОК 1 https://m.edsoo.ru/f840c9c8 https://m.edsoo.ru/f840c7ca Организм человека 27 28 29 30 31 32 33 Библиотека ЦОК 1 26 Органы чувств человека Надёжная защита организма. Опора тела и движение Наше питание.. Проект«Школа кулинаров» Дыхательная и кровеносная системы Проверим себя и оценим свои достижения за первое полугодие Умей предупреждать болезни. Понятие о здоровом образе жизни https://m.edsoo.ru/f84112c0 Библиотека ЦОК 1 Великий круговорот жизни 25 Библиотека ЦОК https://m.edsoo.ru/f840cce8 https://m.edsoo.ru/f840cb62 Библиотека ЦОК 1 https://m.edsoo.ru/f840ce78 Библиотека ЦОК 1 https://m.edsoo.ru/f840d03a Библиотека ЦОК 1 https://m.edsoo.ru/f840d328 1 1 https://m.edsoo.ru/f840d846 Библиотека ЦОК 1 1 Библиотека ЦОК https://m.edsoo.ru/f8412706 1 Библиотека ЦОК https://m.edsoo.ru/f8412896 Библиотека ЦОК 1 https://m.edsoo.ru/f840dd78 https://m.edsoo.ru/f840dbde Огонь, вода и газ Библиотека ЦОК 1 34 https://m.edsoo.ru/f840f9fc https://m.edsoo.ru/f840df26 Чтобы путь был счастливым 35 36 37 38 39 40 41 42 43 44 45 46 47 Библиотека ЦОК 1 Дорожные знаки Проект «Кто нас защищает» Опасные места Природа и наша безопасность Экологическая безопасность Для чего нужна экономика. Природные богатства и труд людей – основа экономики. Понятие о полезных ископаемых Растениеводство Животноводство Какая бывает промышленность Проект «Экономика родного края» https://m.edsoo.ru/f840f240 https://m.edsoo.ru/f840e0de Библиотека ЦОК 1 1 https://m.edsoo.ru/f840e282 1 https://m.edsoo.ru/f840e41c Библиотека ЦОК 1 https://m.edsoo.ru/f840e6a6 Библиотека ЦОК 1 https://m.edsoo.ru/f840fde4 Библиотека ЦОК 1 https://m.edsoo.ru/f840fde4 Библиотека ЦОК 1 https://m.edsoo.ru/f840fde4 Библиотека ЦОК 1 https://m.edsoo.ru/f8412a1c Библиотека ЦОК 1 https://m.edsoo.ru/f840e85e Библиотека ЦОК 1 https://m.edsoo.ru/f840ea16 Библиотека ЦОК 1 https://m.edsoo.ru/f840ebe2 Библиотека ЦОК 1 1 Библиотека ЦОК https://m.edsoo.ru/f840ed90 1 Библиотека ЦОК https://m.edsoo.ru/f840ef2a 48 49 Что такое деньги Понятие о государственном бюджете 1 1 51 https://m.edsoo.ru/f8412b98 52 53 Библиотека ЦОК 1 Экономика и экология Взаимосвязь экономики и экологии.. Золотое кольцо России 55 Золотое кольцо России –слава и гордость страны 1 Наши ближайшие соседи 1 1 Страны севера Европы 59 60 Что такое Бенилюкс? Страны центра Европы Библиотека ЦОК https://m.edsoo.ru/f84104ba Библиотека ЦОК https://m.edsoo.ru/f8410654 Библиотека ЦОК https://m.edsoo.ru/f84116c6 Библиотека ЦОК https://m.edsoo.ru/f8410aa0 1 Библиотека ЦОК https://m.edsoo.ru/f8410dd4 Библиотека ЦОК https://m.edsoo.ru/f8411108 Библиотека ЦОК 1 58 https://m.edsoo.ru/f8410122 1 1 57 Библиотека ЦОК 1 Золотое кольцо России –слава и гордость страны Проект «Музей путешествий» https://m.edsoo.ru/f841030c https://m.edsoo.ru/f840ff74 1 54 56 https://m.edsoo.ru/f840f0b0 Библиотека ЦОК 1 Семейный бюджет 50 Библиотека ЦОК 1 1 https://m.edsoo.ru/f841146e https://m.edsoo.ru/f8410f78 Библиотека ЦОК https://m.edsoo.ru/f8411108 Библиотека ЦОК https://m.edsoo.ru/f8411108 61 По Франции и Великобритании. Франция 1 62 По Франции и Великобритании. Великобритания 1 63 64 65 На юге Европы. Греция На юге Европы. Италия По знаменитым местам мира Библиотека ЦОК https://m.edsoo.ru/f8410c3a Библиотека ЦОК https://m.edsoo.ru/f84118a6 Библиотека ЦОК 1 https://m.edsoo.ru/f8411a5e Библиотека ЦОК 1 https://m.edsoo.ru/f8410910 Библиотека ЦОК 1 https://m.edsoo.ru/f8411c0c Проект " Зарубежные страны." 1 66 67 Проверим себя и оценим свои достижения за второе полугодие 1 68 Резерв 1 ОБЩЕЕ КОЛИЧЕСТВО ЧАСОВ ПО ПРОГРАММЕ 68 1 https://m.edsoo.ru/f8411dd8 Библиотека ЦОК 1 2 Библиотека ЦОК https://m.edsoo.ru/f8411f90 12 УЧЕБНО-МЕТОДИЧЕСКОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО ПРОЦЕССА ОБЯЗАТЕЛЬНЫЕ УЧЕБНЫЕ МАТЕРИАЛЫ ДЛЯ УЧЕНИКА Учебник «Окружающий мир» 3 класс в 2 частях . А.А. Плешаков Москва «Просвещение» 2017г МЕТОДИЧЕСКИЕ МАТЕРИАЛЫ ДЛЯ УЧИТЕЛЯ Учебник «Окружающий мир»3 класс в 2 частях . А.А. Плешаков Москва «Просвещение» 2017г ЦИФРОВЫЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЕ РЕСУРСЫ И РЕСУРСЫ СЕТИ ИНТЕРНЕТ http://pedsovet.su www.1september.ru http://www.uchportal.ru инфоурок Учи.ру сферум