МИНИСТЕРСТВО ПРОСВЕЩЕНИЯ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ Министерство образования и молодёжной политики Свердловской области ГО Пелым МКОУ СОШ № 1 РАССМОТРЕНО на педагогическом совете Протокол № 1 от 27 августа 2024 г. УТВЕРЖДАЮ Директор МКОУ СОШ №1 __________________ /СмирноваТ.А./ Приказ № 93 от 27 августа 2024г. Вводится в действие с 01.09.2024г РАБОЧАЯ ПРОГРАММА (ID 4165595) учебного предмета «Окружающий мир» для обучающихся 4 классов Пелым 2024 ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА Рабочая программа по учебному предмету «Окружающий мир» (предметная область «Обществознание и естествознание» («Окружающий мир») соответствует Федеральной рабочей программе по учебному предмету «Окружающий мир» и включает пояснительную записку, содержание обучения, планируемые результаты освоения программы и тематическое планирование. Пояснительная записка отражает общие цели и задачи изучения окружающего мира, место в структуре учебного плана, а также подходы к отбору содержания и планируемым результатам. ОБЩАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА ПРЕДМЕТА Содержание обучения раскрывает содержательные линии для обязательного изучения окружающего мира в каждом классе на уровне начального общего образования. Планируемые результаты программы по окружающему миру включают личностные, метапредметные результаты за период обучения, а также предметные достижения обучающегося за каждый год обучения на уровне начального общего образования. Программа по окружающему миру на уровне начального общего образования составлена на основе требований ФГОС НОО и федеральной рабочей программы воспитания. ЦЕЛИ ИЗУЧЕНИЯ ПРЕДМЕТА Изучение окружающего мира, интегрирующего знания о природе, предметном мире, обществе и взаимодействии людей в нём, соответствует потребностям и интересам обучающихся на уровне начального общего образования и направлено на достижение следующих целей: формирование целостного взгляда на мир, осознание места в нём человека на основе целостного взгляда на окружающий мир (природную и социальную среду обитания); освоение естественнонаучных, обществоведческих, нравственно-этических понятий, представленных в содержании программы по окружающему миру; формирование ценности здоровья человека, его сохранения и укрепления, приверженности здоровому образу жизни; развитие умений и навыков применять полученные знания в реальной учебной и жизненной практике, связанной как с поисковоисследовательской деятельностью (наблюдения, опыты, трудовая деятельность), так и с творческим использованием приобретённых знаний в речевой, изобразительной, художественной деятельности; духовно-нравственное развитие и воспитание личности гражданина Российской Федерации, понимание своей принадлежности к Российскому государству, определённому этносу; проявление уважения к истории, культуре, традициям народов Российской Федерации; освоение обучающимися мирового культурного опыта по созданию общечеловеческих ценностей, законов и правил построения взаимоотношений в социуме; обогащение духовного опыта обучающихся, развитие способности ребёнка к социализации на основе принятия гуманистических норм жизни, приобретение опыта эмоционально-положительного отношения к природе в соответствии с экологическими нормами поведения; становление навыков повседневного проявления культуры общения, гуманного отношения к людям, уважительного отношения к их взглядам, мнению и индивидуальности. Центральной идеей конструирования содержания и планируемых результатов обучения окружающему миру является раскрытие роли человека в природе и обществе, ознакомление с правилами поведения в среде обитания и освоение общечеловеческих ценностей взаимодействия в системах: «Человек и природа», «Человек и общество», «Человек и другие люди», «Человек и познание». Важнейшей составляющей всех указанных систем является содержание, усвоение которого гарантирует формирование у обучающихся навыков здорового и безопасного образа жизни на основе развивающейся способности предвидеть результаты своих поступков и оценки возникшей ситуации. Отбор содержания программы по окружающему миру осуществлён на основе следующих ведущих идей: раскрытие роли человека в природе и обществе; освоение общечеловеческих ценностей взаимодействия в системах: «Человек и природа», «Человек и общество», «Человек и другие люди», «Человек и его самость», «Человек и познание». МЕСТО УЧЕБНОГО УЧЕБНОМ ПЛАНЕ ПРЕДМЕТА «ОКРУЖАЮЩИЙ МИР» В Общее число часов, отведённых на изучение курса «Окружающий мир», составляет в 4 классе – 68 часов. СОДЕРЖАНИЕ УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА 4 КЛАСС Человек и общество Конституция – Основной закон Российской Федерации. Права и обязанности гражданина Российской Федерации. Президент Российской Федерации – глава государства. Политико-административная карта России. Общая характеристика родного края, важнейшие достопримечательности, знаменитые соотечественники. Города России. Святыни городов России. Главный город родного края: достопримечательности, история и характеристика отдельных исторических событий, связанных с ним. Праздник в жизни общества как средство укрепления общественной солидарности и упрочения духовных связей между соотечественниками. Новый год, День защитника Отечества, Международный женский день, День весны и труда, День Победы, День России, День народного единства, День Конституции. Праздники и памятные даты своего региона. Уважение к культуре, истории, традициям своего народа и других народов, государственным символам России. История Отечества «Лента времени» и историческая карта. Наиболее важные и яркие события общественной и культурной жизни страны в разные исторические периоды: Государство Русь, Московское государство, Российская империя, СССР, Российская Федерация. Картины быта, труда, духовно-нравственные и культурные традиции людей в разные исторические времена. Выдающиеся люди разных эпох как носители базовых национальных ценностей. Наиболее значимые объекты списка Всемирного культурного наследия в России и за рубежом. Охрана памятников истории и культуры. Посильное участие в охране памятников истории и культуры своего края. Личная ответственность каждого человека за сохранность историко-культурного наследия своего края. Правила нравственного поведения в социуме, отношение к людям независимо от их национальности, социального статуса, религиозной принадлежности. Человек и природа Методы познания окружающей природы: наблюдения, сравнения, измерения, опыты по исследованию природных объектов и явлений. Солнце – ближайшая к нам звезда, источник света и тепла для всего живого на Земле. Характеристика планет Солнечной системы. Естественные спутники планет. Смена дня и ночи на Земле. Вращение Земли как причина смены дня и ночи. Обращение Земли вокруг Солнца и смена времён года. Формы земной поверхности: равнины, горы, холмы, овраги (общее представление, условное обозначение равнин и гор на карте). Равнины и горы России. Особенности поверхности родного края (краткая характеристика на основе наблюдений). Водоёмы, их разнообразие (океан, море, озеро, пруд, болото); река как водный поток; использование рек и водоёмов человеком. Крупнейшие реки и озёра России, моря, омывающие её берега, океаны. Водоёмы и реки родного края (названия, краткая характеристика на основе наблюдений). Наиболее значимые природные объекты списка Всемирного наследия в России и за рубежом (2–3 объекта). Природные зоны России: общее представление, основные природные зоны (климат, растительный и животный мир, особенности труда и быта людей, влияние человека на природу изучаемых зон, охрана природы). Связи в природных зонах. Некоторые доступные для понимания экологические проблемы взаимодействия человека и природы. Охрана природных богатств: воды, воздуха, полезных ископаемых, растительного и животного мира. Правила нравственного поведения в природе. Международная Красная книга (отдельные примеры). Правила безопасной жизнедеятельности Здоровый образ жизни: профилактика вредных привычек. Безопасность в городе (планирование маршрутов с учётом транспортной инфраструктуры города; правила безопасного по ведения в общественных местах, зонах отдыха, учреждениях культуры). Правила безопасного поведения велосипедиста с учётом дорожных знаков и разметки, сигналов и средств защиты велосипедиста, правила использования самоката и других средств индивидуальной мобильности. Безопасность в информационно-коммуникационной сети Интернет (поиск достоверной информации, опознавание государственных образовательных ресурсов и детских развлекательных порталов) в условиях контролируемого доступа в информационно-коммуникационную сеть Интернет. Изучение окружающего мира в 4 классе способствует освоению ряда универсальных учебных действий: познавательных универсальных учебных действий, коммуникативных универсальных учебных действий, регулятивных универсальных учебных действий, совместной деятельности. Базовые логические и исследовательские действия как часть познавательных универсальных учебных действий способствуют формированию умений: устанавливать последовательность этапов возрастного развития человека; конструировать в учебных и игровых ситуациях правила безопасного поведения в среде обитания; моделировать схемы природных объектов (строение почвы; движение реки, форма поверхности); соотносить объекты природы с принадлежностью к определённой природной зоне; классифицировать природные объекты по принадлежности к природной зоне; определять разрыв между реальным и желательным состоянием объекта (ситуации) на основе предложенных учителем вопросов. Работа с информацией как часть познавательных универсальных учебных действий способствует формированию умений: использовать умения работать с информацией, представленной в разных формах; оценивать объективность информации, учитывать правила безопасного использования электронных образовательных и информационных ресурсов; использовать для уточнения и расширения своих знаний об окружающем мире словари, справочники, энциклопедии, в том числе и информационно-коммуникационную сеть Интернет (в условиях контролируемого выхода); делать сообщения (доклады) на предложенную тему на основе дополнительной информации, подготавливать презентацию, включая в неё иллюстрации, таблицы, диаграммы. Коммуникативные универсальные учебные действия способствуют формированию умений: ориентироваться в понятиях: организм, возраст, система органов; культура, долг, соотечественник, берестяная грамота, первопечатник, иконопись, объект Всемирного природного и культурного наследия; характеризовать человека как живой организм: раскрывать функции различных систем органов; объяснять особую роль нервной системы в деятельности организма; создавать текст-рассуждение: объяснять вред для здоровья и самочувствия организма вредных привычек; описывать ситуации проявления нравственных качеств – отзывчивости, доброты, справедливости и др.; составлять краткие суждения о связях и зависимостях в природе (на основе сезонных изменений, особенностей жизни природных зон, пищевых цепей); составлять небольшие тексты «Права и обязанности гражданина РФ»; создавать небольшие тексты о знаменательных страницах истории нашей страны (в рамках изученного). Регулятивные универсальные учебные действия способствуют формированию умений: самостоятельно планировать алгоритм решения учебной задачи; предвидеть трудности и возможные ошибки; контролировать процесс и результат выполнения задания, корректировать учебные действия при необходимости; адекватно принимать оценку своей работы; планировать работу над ошибками; находить ошибки в своей и чужих работах, устанавливать их причины. Совместная деятельность способствует формированию умений: выполнять правила совместной деятельности при выполнении разных ролей – руководитель, подчинённый, напарник, члена большого коллектива; ответственно относиться к своим обязанностям в процессе совместной деятельности, объективно оценивать свой вклад в общее дело; анализировать ситуации, возникающие в процессе совместных игр, труда, использования инструментов, которые могут стать опасными для здоровья и жизни других людей. ПЛАНИРУЕМЫЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ Изучение предмета «Окружающий мир» на уровне начального общего образования направлено на достижение обучающимися личностных, метапредметных и предметных результатов освоения учебного предмета. ЛИЧНОСТНЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ Личностные результаты изучения предмета «Окружающий мир» характеризуют готовность обучающихся руководствоваться традиционными российскими социокультурными и духовно-нравственными ценностями, принятыми в обществе правилами и нормами поведения и должны отражать приобретение первоначального опыта деятельности обучающихся, в части: Гражданско-патриотического воспитания: становление ценностного отношения к своей Родине – России; понимание особой роли многонациональной России в современном мире; осознание своей этнокультурной и российской гражданской идентичности, принадлежности к российскому народу, к своей национальной общности; сопричастность к прошлому, настоящему и будущему своей страны и родного края; проявление интереса к истории и многонациональной культуре своей страны, уважения к своему и другим народам; первоначальные представления о человеке как члене общества, осознание прав и ответственности человека как члена общества. Духовно-нравственного воспитания: проявление культуры общения, уважительного отношения к людям, их взглядам, признанию их индивидуальности; принятие существующих в обществе нравственно-этических норм поведения и правил межличностных отношений, которые строятся на проявлении гуманизма, сопереживания, уважения и доброжелательности; применение правил совместной деятельности, проявление способности договариваться, неприятие любых форм поведения, направленных на причинение физического и морального вреда другим людям. Эстетического воспитания: понимание особой роли России в развитии общемировой художественной культуры, проявление уважительного отношения, восприимчивости и интереса к разным видам искусства, традициям и творчеству своего и других народов; использование полученных знаний в продуктивной и преобразующей деятельности, в разных видах художественной деятельности. Физического воспитания, формирования культуры здоровья и эмоционального благополучия: соблюдение правил организации здорового и безопасного (для себя и других людей) образа жизни; выполнение правил безопасного поведении в окружающей среде (в том числе информационной); приобретение опыта эмоционального отношения к среде обитания, бережное отношение к физическому и психическому здоровью. Трудового воспитания: осознание ценности трудовой деятельности в жизни человека и общества, ответственное потребление и бережное отношение к результатам труда, навыки участия в различных видах трудовой деятельности, интерес к различным профессиям. Экологического воспитания: осознание роли человека в природе и обществе, принятие экологических норм поведения, бережного отношения к природе, неприятие действий, приносящих ей вред. Ценности научного познания: осознание ценности познания для развития человека, необходимости самообразования и саморазвития; проявление познавательного интереса, активности, инициативности, любознательности и самостоятельности в расширении своих знаний, в том числе с использованием различных информационных средств. МЕТАПРЕДМЕТНЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ Познавательные универсальные учебные действия: 1) Базовые логические действия: понимать целостность окружающего мира (взаимосвязь природной и социальной среды обитания), проявлять способность ориентироваться в изменяющейся действительности; на основе наблюдений доступных объектов окружающего мира устанавливать связи и зависимости между объектами (часть – целое; причина – следствие; изменения во времени и в пространстве); сравнивать объекты окружающего мира, устанавливать основания для сравнения, устанавливать аналогии; объединять части объекта (объекты) по определённому признаку; определять существенный признак для классификации, классифицировать предложенные объекты; находить закономерности и противоречия в рассматриваемых фактах, данных и наблюдениях на основе предложенного алгоритма; выявлять недостаток информации для решения учебной (практической) задачи на основе предложенного алгоритма. 2) Базовые исследовательские действия: проводить (по предложенному и самостоятельно составленному плану или выдвинутому предположению) наблюдения, несложные опыты; проявлять интерес к экспериментам, проводимым под руководством учителя; определять разницу между реальным и желательным состоянием объекта (ситуации) на основе предложенных вопросов; формулировать с помощью учителя цель предстоящей работы, прогнозировать возможное развитие процессов, событий и последствия в аналогичных или сходных ситуациях; моделировать ситуации на основе изученного материала о связях в природе (живая и неживая природа, цепи питания; природные зоны), а также в социуме (лента времени; поведение и его последствия; коллективный труд и его результаты и др.); проводить по предложенному плану опыт, несложное исследование по установлению особенностей объекта изучения и связей между объектами (часть – целое, причина – следствие); формулировать выводы и подкреплять их доказательствами на основе результатов проведённого наблюдения (опыта, измерения, исследования). 3) Работа с информацией: использовать различные источники для поиска информации, выбирать источник получения информации с учётом учебной задачи; находить в предложенном источнике информацию, представленную в явном виде, согласно заданному алгоритму; распознавать достоверную и недостоверную информацию самостоятельно или на основе предложенного учителем способа её проверки; находить и использовать для решения учебных задач текстовую, графическую, аудиовизуальную информацию; читать и интерпретировать графически представленную информацию (схему, таблицу, иллюстрацию); соблюдать правила информационной безопасности в условиях контролируемого доступа в информационно-телекоммуникационную сеть Интернет (с помощью учителя); анализировать и создавать текстовую, видео, графическую, звуковую информацию в соответствии с учебной задачей; фиксировать полученные результаты в текстовой форме (отчёт, выступление, высказывание) и графическом виде (рисунок, схема, диаграмма). Коммуникативные универсальные учебные действия: в процессе диалогов задавать вопросы, высказывать суждения, оценивать выступления участников; признавать возможность существования разных точек зрения; корректно и аргументированно высказывать своё мнение; приводить доказательства своей правоты; соблюдать правила ведения диалога и дискуссии; проявлять уважительное отношение к собеседнику; использовать смысловое чтение для определения темы, главной мысли текста о природе, социальной жизни, взаимоотношениях и поступках людей; создавать устные и письменные тексты (описание, рассуждение, повествование); конструировать обобщения и выводы на основе полученных результатов наблюдений и опытной работы, подкреплять их доказательствами; находить ошибки и восстанавливать деформированный текст об изученных объектах и явлениях природы, событиях социальной жизни; готовить небольшие публичные выступления с возможной презентацией (текст, рисунки, фото, плакаты и др.) к тексту выступления. Регулятивные универсальные учебные действия: 1) Самоорганизация: планировать самостоятельно или с небольшой помощью учителя действия по решению учебной задачи; выстраивать последовательность выбранных действий и операций. 2) Самоконтроль и самооценка: осуществлять контроль процесса и результата своей деятельности; находить ошибки в своей работе и устанавливать их причины; корректировать свои действия при необходимости (с небольшой помощью учителя); предвидеть возможность возникновения трудностей и ошибок, предусматривать способы их предупреждения, в том числе в житейских ситуациях, опасных для здоровья и жизни. объективно оценивать результаты своей деятельности, соотносить свою оценку с оценкой учителя; оценивать целесообразность выбранных способов действия, при необходимости корректировать их. Совместная деятельность: понимать значение коллективной деятельности для успешного решения учебной (практической) задачи; активно участвовать в формулировании краткосрочных и долгосрочных целей совместной деятельности (на основе изученного материала по окружающему миру); коллективно строить действия по достижению общей цели: распределять роли, договариваться, обсуждать процесс и результат совместной работы; проявлять готовность руководить, выполнять поручения, подчиняться; выполнять правила совместной деятельности: справедливо распределять и оценивать работу каждого участника; считаться с наличием разных мнений; не допускать конфликтов, при их возникновении мирно разрешать без участия взрослого; ответственно выполнять свою часть работы. ПРЕДМЕТНЫЕ РЕЗУЛЬТАТ 4 КЛАСС К концу обучения в 4 классе обучающийся научится: проявлять уважение к семейным ценностям и традициям, традициям своего народа и других народов, государственным символам России; соблюдать правила нравственного поведения в социуме; показывать на физической карте изученные крупные географические объекты России (горы, равнины, реки, озёра, моря, омывающие территорию России); показывать на исторической карте места изученных исторических событий; находить место изученных событий на «ленте времени»; знать основные права и обязанности гражданина Российской Федерации; соотносить изученные исторические события и исторических деятелей с веками и периодами истории России; рассказывать о государственных праздниках России, наиболее важных событиях истории России, наиболее известных российских исторических деятелях разных периодов, достопримечательностях столицы России и родного края; описывать на основе предложенного плана изученные объекты, выделяя их существенные признаки, в том числе государственную символику России и своего региона; проводить по предложенному/самостоятельно составленному плану или выдвинутому предположению несложные наблюдения, опыты с объектами природы с использованием простейшего лабораторного оборудования и измерительных приборов, следуя правилам безопасного труда; распознавать изученные объекты и явления живой и неживой природы по их описанию, рисункам и фотографиям, различать их в окружающем мире; группировать изученные объекты живой и неживой природы, самостоятельно выбирая признак для группировки; проводить простейшие классификации; сравнивать объекты живой и неживой природы на основе их внешних признаков и известных характерных свойств; использовать знания о взаимосвязях в природе для объяснения простейших явлений и процессов в природе (в том числе смены дня и ночи, смены времён года, сезонных изменений в природе своей местности, причины смены природных зон); называть наиболее значимые природные объекты Всемирного наследия в России и за рубежом (в пределах изученного); называть экологические проблемы и определять пути их решения; создавать по заданному плану собственные развёрнутые высказывания о природе и обществе; использовать различные источники информации для поиска и извлечения информации, ответов на вопросы; соблюдать правила нравственного поведения на природе; осознавать возможные последствия вредных привычек для здоровья и жизни человека; соблюдать правила безопасного поведения при использовании объектов транспортной инфраструктуры населённого пункта, в театрах, кинотеатрах, торговых центрах, парках и зонах отдыха, учреждениях культуры (музеях, библиотеках и т.д.); соблюдать правила безопасного поведения при езде на велосипеде, самокате; осуществлять безопасный поиск образовательных ресурсов и верифицированной информации в информационнотелекоммуникационной сети Интернете; соблюдать правила безопасного для здоровья использования электронных образовательных и информационных ресурсов. ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ 4 КЛАСС Количество часов № п/п Наименование разделов и тем программы Контрольные работы Всего Практические работы Электронные (цифровые) образовательные ресурсы Раздел 1. Земля и человечество 1.1 Мир глазами астронома 1 Библиотека ЦОК https://m.edsoo.ru/7f4116e4 1.2 Планеты солнечной системы 1 Библиотека ЦОК https://m.edsoo.ru/7f4116e4 1.3 Мир глазами географа 1 Библиотека ЦОК https://m.edsoo.ru/7f4116e4 1.4 Мир глазами историка 1 Библиотека ЦОК https://m.edsoo.ru/7f4116e4 1.5 Когда и где? 1 Библиотека ЦОК https://m.edsoo.ru/7f4116e4 1 Библиотека ЦОК https://m.edsoo.ru/7f4116e4 1 Библиотека ЦОК https://m.edsoo.ru/7f4116e4 1.6 1.7 1.8 Мир глазами эколога Международная Красная книга Проверим себя и оценим свои достижения Итого по разделу Раздел 2. Природа России 1 8 Библиотека ЦОК https://m.edsoo.ru/7f4116e4 1 1 2.1 2.2 2.3 Равнины и горы России Моря, озёра и реки России Природные зоны России 1 Библиотека ЦОК https://m.edsoo.ru/7f4116e4 1 Библиотека ЦОК https://m.edsoo.ru/7f4116e4 1 Библиотека ЦОК https://m.edsoo.ru/7f4116e4 2.4 Зона Арктических пустынь 1 Библиотека ЦОК https://m.edsoo.ru/7f4116e4 2.5 Тундра 1 Библиотека ЦОК https://m.edsoo.ru/7f4116e4 2.6 Леса России 1 Библиотека ЦОК https://m.edsoo.ru/7f4116e4 2.7 Лес и челочек 1 Библиотека ЦОК https://m.edsoo.ru/7f4116e4 2.8 Зона степей 1 Библиотека ЦОК https://m.edsoo.ru/7f4116e4 2.9 Пустыни 1 Библиотека ЦОК https://m.edsoo.ru/7f4116e4 1 Библиотека ЦОК https://m.edsoo.ru/7f4116e4 2.10 У Чёрного моря 2.11 Проверим себя и оценим свои достижения 1 2.12 Экскурсия 1 Итого по разделу Раздел 3. Родной край-часть большой страны 12 1 1 Библиотека ЦОК https://m.edsoo.ru/7f4116e4 3.1 Поверхность нашего края 1 Библиотека ЦОК https://m.edsoo.ru/7f4116e4 3.2 Водные богатства нашего края 1 Библиотека ЦОК https://m.edsoo.ru/7f4116e4 3.3 Наши подземные ископаемые 2 Библиотека ЦОК https://m.edsoo.ru/7f4116e4 3.4 Земля-кормилица 1 Библиотека ЦОК https://m.edsoo.ru/7f4116e4 3.5 Жизнь леса 1 Библиотека ЦОК https://m.edsoo.ru/7f4116e4 1 Библиотека ЦОК https://m.edsoo.ru/7f4116e4 1 Библиотека ЦОК https://m.edsoo.ru/7f4116e4 3.6 Жизнь луга Жизнь в пресных водоемах 3.7 3.8 Экскурсия «Обитатели пресных водоемов» 1 3.9 Заповедники России 1 3.10 Наши проекты 1 3.11 Проверим себя и оценим свои достижения за первое полугодие 1 Итого по разделу 12 Библиотека ЦОК https://m.edsoo.ru/7f4116e4 1 1 Раздел 4. Страницы всемирной истории 4.1 Мир древности: далёкий и близкий 4.2 Средние века: время рыцарей и замков 4.3 Новое время: встреча Европы и Америки 4.4 4.5 Новейшее время: история продолжается сегодня Проверим себя и оценим свои достижения Итого по разделу 1 Библиотека ЦОК https://m.edsoo.ru/7f4116e4 1 Библиотека ЦОК https://m.edsoo.ru/7f4116e4 1 Библиотека ЦОК https://m.edsoo.ru/7f4116e4 1 Библиотека ЦОК https://m.edsoo.ru/7f4116e4 1 1 5 1 Раздел 5 Страницы истории России Государство Русь 5.1 1 Библиотека ЦОК https://m.edsoo.ru/7f4116e4 1 Библиотека ЦОК https://m.edsoo.ru/7f4116e4 Страна городов 5.2 5.3 Из книжной сокровищницы Древней Руси 1 Библиотека ЦОК https://m.edsoo.ru/7f4116e4 5.4 Трудные времена на Русской 1 Библиотека ЦОК земле https://m.edsoo.ru/7f4116e4 Русь расправляет крылья 5.5 1 Библиотека ЦОК https://m.edsoo.ru/7f4116e4 1 Библиотека ЦОК https://m.edsoo.ru/7f4116e4 1 Библиотека ЦОК https://m.edsoo.ru/7f4116e4 1 Библиотека ЦОК https://m.edsoo.ru/7f4116e4 1 Библиотека ЦОК https://m.edsoo.ru/7f4116e4 1 Библиотека ЦОК https://m.edsoo.ru/7f4116e4 1 Библиотека ЦОК https://m.edsoo.ru/7f4116e4 1 Библиотека ЦОК https://m.edsoo.ru/7f4116e4 1 Библиотека ЦОК https://m.edsoo.ru/7f4116e4 1 Библиотека ЦОК Куликовская битва 5.6 Иван Третий 5.7 5.8 Россия в правление царя Ивана Васильевича Грозного Патриоты России 5.9 Пётр Великий 5.10 Михаил Васильевич Ломоносов 5.11 Екатерина Великая 5.12 Отечественная война 1812 года 5.13 5.14 Страницы истории ХIХ века https://m.edsoo.ru/7f4116e4 Россия вступает в XX век 5.15 1 Библиотека ЦОК https://m.edsoo.ru/7f4116e4 1 Библиотека ЦОК https://m.edsoo.ru/7f4116e4 1 Библиотека ЦОК https://m.edsoo.ru/7f4116e4 1 Библиотека ЦОК https://m.edsoo.ru/7f4116e4 Страницы истории 20 -30-х годов 5.16 Великая война и Великая Победа 5.17 Страна, открывшая путь в космос 5.18 5.19 Проверим себя и оценим свои достижения Итого по разделу 1 1 19 1 Библиотека ЦОК https://m.edsoo.ru/7f4116e4 Раздел 6 Современная Россия 6.1 Основной закон России и права человека 2 Библиотека ЦОК https://m.edsoo.ru/7f4116e4 1 Библиотека ЦОК https://m.edsoo.ru/7f4116e4 1 Библиотека ЦОК https://m.edsoo.ru/7f4116e4 Мы — граждане России 6.2 Славные символы России 6.3 Такие разные праздники 6.4 1 Библиотека ЦОК https://m.edsoo.ru/7f4116e4 3 Библиотека ЦОК https://m.edsoo.ru/7f4116e4 Путешествие по России 6.5 6.6 Проверим себя и оценим свои достижения за второе полугодие 1 1 Наши проекты 6.7 1 Библиотека ЦОК https://m.edsoo.ru/7f4116e4 1 Библиотека ЦОК https://m.edsoo.ru/7f4116e4 1 Библиотека ЦОК https://m.edsoo.ru/7f4116e4 Резерв 6.8 Резерв 6.9 Итого по разделу Библиотека ЦОК https://m.edsoo.ru/7f4116e4 12 Резерв 2 Общее количество часов по программе 68 1 5 КАЛЕНДАРНО- ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ 4 КЛАСС Количество часов № п/п Тема урока Всего Контрольные работы Практические работы Дата изучения Электронные цифровые образовательные ресурсы 1 Мир глазами астронома 1 Библиотека ЦОК https://m.edsoo.ru/f8414d1c 2 Планеты солнечной системы 1 Библиотека ЦОК https://m.edsoo.ru/f8414d1c 3 Мир глазами географа 1 Библиотека ЦОК https://m.edsoo.ru/f8414eca 4 Мир глазами историка 1 Библиотека ЦОК https://m.edsoo.ru/f8414d1c 5 Когда и где? 1 Библиотека ЦОК https://m.edsoo.ru/f8414d1c 1 Библиотека ЦОК https://m.edsoo.ru/f8418dc2 1 Библиотека ЦОК https://m.edsoo.ru/f8415118 6 7 8 Мир глазами эколога Международная Красная книга Проверим себя и оценим свои достижения 1 1 Библиотека ЦОК https://m.edsoo.ru/f8415b9a Библиотека ЦОК https://m.edsoo.ru/f841580c 9 Равнины и горы России 1 10 Моря, озёра и реки России 1 11 Природные зоны России 1 12 Зона Арктических пустынь 1 13 Тундра 1 Библиотека ЦОК https://m.edsoo.ru/f8418dc2 14 Леса России 1 Библиотека ЦОК https://m.edsoo.ru/f8415da2 15 Лес и челочек 1 Библиотека ЦОК https://m.edsoo.ru/f8415f50 16 Зона степей 1 Библиотека ЦОК https://m.edsoo.ru/f8416306 17 Пустыни 1 Библиотека ЦОК https://m.edsoo.ru/f84164be 1 Библиотека ЦОК https://m.edsoo.ru/f8416180 18 19 У Чёрного моря Проверим себя и оценим свои достижения 1 Библиотека ЦОК https://m.edsoo.ru/f8415636 1 Библиотека ЦОК https://m.edsoo.ru/f8416996 20 Экскурсия «Природа родного края» 1 Библиотека ЦОК https://m.edsoo.ru/f8416b58 21 Поверхность нашего края 1 Библиотека ЦОК https://m.edsoo.ru/f8416cfc 22 Водные богатства нашего края 1 Библиотека ЦОК https://m.edsoo.ru/f8416fae 23 Наши подземные ископаемые 1 24 Наши подземные ископаемые 1 Библиотека ЦОК https://m.edsoo.ru/f8417b34 25 Земля-кормилица 1 Библиотека ЦОК https://m.edsoo.ru/f8417d1e 1 Библиотека ЦОК https://m.edsoo.ru/f8417f08 1 Библиотека ЦОК https://m.edsoo.ru/f84181ce 1 Библиотека ЦОК https://m.edsoo.ru/f84185ac 26 27 Жизнь леса Жизнь луга Жизнь в пресных водоемах 28 29 Экскурсия «Обитатели пресных водоемов» 1 30 Заповедники России 1 Библиотека ЦОК https://m.edsoo.ru/f8417526 31 Наши проекты 1 Библиотека ЦОК https://m.edsoo.ru/f8414d1c 32 Проверим себя и оценим свои достижения за первое полугодие 1 33 Мир древности: далёкий и близкий 1 Библиотека ЦОК https://m.edsoo.ru/f8414d1c 34 Средние века: время рыцарей и замков 1 Библиотека ЦОК https://m.edsoo.ru/f8414d1c 35 Новое время: встреча Европы и Америки 1 Библиотека ЦОК https://m.edsoo.ru/f8414d1c 1 Библиотека ЦОК https://m.edsoo.ru/f8414d1c 36 37 38 39 Новейшее время: история продолжается сегодня Проверим себя и оценим свои достижения Государство Русь Страна городов Библиотека ЦОК https://m.edsoo.ru/f8414d1c 1 1 1 Библиотека ЦОК https://m.edsoo.ru/f8414d1c 1 Библиотека ЦОК https://m.edsoo.ru/f8419c54 1 Библиотека ЦОК https://m.edsoo.ru/f8414d1c 40 Из книжной сокровищницы Древней Руси 1 Библиотека ЦОК https://m.edsoo.ru/f8414d1c 41 Трудные времена на Русской земле 1 Библиотека ЦОК https://m.edsoo.ru/f8419894 1 Библиотека ЦОК https://m.edsoo.ru/f8414d1c 1 Библиотека ЦОК https://m.edsoo.ru/f8414d1c 1 Библиотека ЦОК https://m.edsoo.ru/f8414d1c 1 Библиотека ЦОК https://m.edsoo.ru/f8414d1c 1 Библиотека ЦОК https://m.edsoo.ru/f841b284 1 Библиотека ЦОК https://m.edsoo.ru/f8414d1c 1 Библиотека ЦОК https://m.edsoo.ru/f841b4aa 42 43 44 45 46 47 48 Русь расправляет крылья Куликовская битва Иван Третий Россия в правление царя Ивана Васильевича Грозного Патриоты России Пётр Великий Михаил Васильевич Ломоносов 49 50 51 52 Екатерина Великая Отечественная война 1812 года Страницы истории ХIХ века Россия вступает в XX век 1 Библиотека ЦОК https://m.edsoo.ru/f8414d1c 1 Библиотека ЦОК https://m.edsoo.ru/f8414d1c 1 Библиотека ЦОК https://m.edsoo.ru/f8414d1c 1 Библиотека ЦО3https://m.edsoo.ru/f841c56c 53 Страницы истории 20 -30-х годов 1 54 Великая война и Великая Победа 1 Библиотека ЦОК https://m.edsoo.ru/f841c800 55 Страна, открывшая путь в космос 1 Библиотека ЦОК https://m.edsoo.ru/f841c9f4 56 Проверим себя и оценим свои достижения 1 57 Основной закон России и права человека 1 Библиотека ЦОК https://m.edsoo.ru/f841dac0 58 Основной закон России и права человека 1 Библиотека ЦОК https://m.edsoo.ru/f841d188 1 Библиотека ЦОК https://m.edsoo.ru/f8414d1c 1 Библиотека ЦОК https://m.edsoo.ru/f841d8ea 1 Библиотека ЦОК https://m.edsoo.ru/f841d336 1 Библиотека ЦОК 59 60 61 62 Мы — граждане России Славные символы России Такие разные праздники Путешествие по России 1 https://m.edsoo.ru/f841dc50 63 64 65 66 67 68 Путешествие по России Путешествие по России Проверим себя и оценим свои достижения за второе полугодие Наши проекты Резерв Резерв ОБЩЕЕ КОЛИЧЕСТВО ЧАСОВ ПО ПРОГРАММЕ 1 Библиотека ЦОК https://m.edsoo.ru/f8414d1c 1 Библиотека ЦОК https://m.edsoo.ru/f8414d1c 1 1 Библиотека ЦОК https://m.edsoo.ru/f8414d1c 1 Библиотека ЦОК https://m.edsoo.ru/f8414d1c 1 Библиотека ЦОК https://m.edsoo.ru/f8414d1c 1 Библиотека ЦОК https://m.edsoo.ru/f8414d1c 68 6 УЧЕБНО-МЕТОДИЧЕСКОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО ПРОЦЕССА ОБЯЗАТЕЛЬНЫЕ УЧЕБНЫЕ МАТЕРИАЛЫ ДЛЯ УЧЕНИКА Учебник « Окружающий мир» в 2-х частях. А.А. Плешаков, Москва « Просвещение» 2020год МЕТОДИЧЕСКИЕ МАТЕРИАЛЫ ДЛЯ УЧИТЕЛЯ Учебник « Окружающий мир» в 2-х частях. А.А. Плешаков, Москва « Просвещение» 2020год ЦИФРОВЫЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЕ РЕСУРСЫ И РЕСУРСЫ СЕТИ ИНТЕРНЕТ Библиотека ЦОК https://m.edsoo.ru/f841d8ea