Музыка 1 класс

МИНИСТЕРСТВО ПРОСВЕЩЕНИЯ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
Министерство образования и молодёжной политики Свердловской области
ГО Пелым
МКОУ СОШ № 1п.Пелым

РАССМОТРЕНО
на педагогическом совете
Протокол № 1 от 27 августа 2024

г.

УТВЕРЖДАЮ
Директор МКОУ СОШ №1
__________________
/СмирноваТ.А./
Приказ № 93 от 27 августа 2024г.

Вводится в действие с 01.09.2024г

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА
(ID 1822186)
учебного предмета «Музыка»
для обучающихся 1 классов

п. Пелым 2024

1

ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
Рабочая программа по музыке на уровне 1 класса начального общего образования составлена на
основе «Требований к результатам освоения основной образовательной программы»,
представленных в Федеральном государственном образовательном стандарте начального общего
образования, с учётом распределённых по модулям проверяемых требований к результатам
освоения основной образовательной программы начального общего образования, а также на основе
характеристики планируемых результатов духовно-нравственного развития, воспитания и
социализации
обучающихся, представленной в Примерной про-грамме воспитания (одобрено решением ФУМО
от 02.06.2020). Программа разработана с учётом актуальных целей и задач обучения и воспитания,
развития обучающихся и условий, необходимых для достижения личностных, метапредметных и
предметных результатов при освоении предметной области «Искусство» (Музыка).
ОБЩАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА «МУЗЫКА»
Музыка является неотъемлемой частью культурного наследия, универсальным способом
коммуникации. Особенно важна музыка для становления личности младшего школьника —
как способ, форма и опыт самовыражения и естественного радостного мировосприятия.
В течение периода начального общего музыкального образования необходимо заложить основы
будущей музыкальной культуры личности, сформировать представления о многообразии
проявлений музыкального искусства в жизни современного человека и общества. Поэтому в
содержании образования должны быть представлены различные пласты музыкального искусства:
фольклор, классическая, современная музыка, в том числе наиболее достойные образцы массовой
музыкальной культуры (джаз, эстрада, музыка кино и др.). При этом наиболее эффективной формой
освоения музыкального искусства является практическое музицирование — пение, игра на
доступных музыкальных инструментах, различные формы музыкального движения. В ходе
активной
музыкальной деятельности происходит постепенное освоение элементов музыкального языка,
понимание основных жанровых особенностей, принципов и форм развития музыки.
Программа предусматривает знакомство обучающихся с некоторым количеством явлений,
фактов музыкальной культуры (знание музыкальных произведений, фамилий композиторов и
исполнителей, специальной терминологии и т. п.). Однако этот уровень содержания обучения не
является главным.
Значительно более важным является формирование эстетических потребностей, проживание и
осознание тех особых мыслей и чувств, состояний, отношений к жизни, самому себе, другим
людям, которые несёт в себе музыка как «искусство интонируемого смысла» (Б. В. Асафьев).
Свойственная музыкальному восприятию идентификация с лирическим героем произведения (В.
В. Медушевский) является уникальным психологическим механизмом для формирования
мировоззрения ребёнка опосредованным недирективным путём. Поэтому ключевым моментом
при составлении программы является отбор репертуара, который должен сочетать в себе такие
качества, как доступность, высокий художественный уровень, соответствие системе базовых
национальных ценностей.
Одним из наиболее важных направлений музыкального воспитания является развитие
эмоционального интеллекта обучающихся. Через опыт чувственного восприятия и
2

художественного исполнения музыки формируется эмоциональная осознанность, рефлексивная
установка личности в целом.
Особая роль в организации музыкальных занятий младших школьников принадлежит игровым
формам деятельности, которые рассматриваются как широкий спектр конкретных приёмов и
методов, внутренне присущих самому искусству — от традиционных фольклорных игр и
театрализованных представлений к звуковым импровизациям, направленным на освоение
жанровых особенностей,
элементов музыкального языка, композиционных принципов.
ЦЕЛИ И ЗАДАЧИ ИЗУЧЕНИЯ УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА «МУЗЫКА»
Музыка жизненно необходима для полноценного развития младших школьников.
Признание самоценности творческого развития человека, уникального вклада искусства в
образование и воспитание делает неприменимыми критерии утилитарности.
Основная цель реализации программы — воспитание музыкальной культуры как части всей
духовной культуры обучающихся. Основным содержанием музыкального обучения и воспитания
является личный и коллективный опыт проживания и осознания специфического комплекса
эмоций, чувств, образов, идей, порождаемых ситуациями эстетического восприятия (постижение
мира через переживание, самовыражение через творчество, духовно-нравственное становление,
воспитание чуткости к внутреннему миру другого человека через опыт сотворчества и
сопереживания).
В процессе конкретизации учебных целей их реализация осуществляется по следующим
направлениям:
1) становление системы ценностей обучающихся в единстве эмоциональной и познавательной
сферы;
2) развитие потребности в общении с произведениями искусства, осознание значения
музыкального искусства как универсального языка общения, художественного отражения
многообразия жизни;
3) формирование творческих способностей ребёнка, развитие
внутренней
мотивации
к
музицированию.
Важнейшими
задачами
в
начальной
школе
являются:
1. Формирование эмоционально-ценностной отзывчивости на прекрасное в жизни и в
искусстве.
2. Формирование позитивного взгляда на окружающий мир, гармонизация
взаимодействия с природой, обществом, самим собой через доступные формы
музицирования.
3. Формирование культуры осознанного восприятия музыкальных образов. Приобщение к
общечеловеческим духовным ценностям через собственный внутренний опыт
эмоционального переживания.
4. Развитие эмоционального интеллекта в единстве с другими познавательными и
регулятивными универсальными учебными действиями. Развитие ассоциативного мышления и
продуктивного воображения.
5. Овладение предметными умениями и навыками в различных видах практического
музицирования. Введение ребёнка в искусство через разнообразие видов музыкальной
деятельности,
в
том
числе:
а)
Слушание
(воспитание
грамотного
слушателя);
3

б)
Исполнение
(пение,
игра
на
доступных
музыкальных
инструментах);
в)
Сочинение
(элементы
импровизации,
композиции,
аранжировки);
г) Музыкальное движение (пластическое интонирование, танец, двигательное моделирование и
др.); д) Исследовательские и творческие проекты.
6. Изучение закономерностей музыкального искусства: интонационная и жанровая природа
музыки, основные выразительные средства, элементы музыкального языка.
7. Воспитание уважения к цивилизационному наследию России;
интонационно-образного строя отечественной музыкальной культуры.

присвоение

8. Расширение кругозора, воспитание любознательности, интереса к музыкальной культуре
других стран, культур, времён и народов.
МЕСТО УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА «МУЗЫКА» В УЧЕБНОМ ПЛАНЕ
Общее число часов, отведённых на изучение предмета «Музыка» в 1 классе составляет 33 часов (не
менее 1 часа в неделю).
УМК «Школа России»
СОДЕРЖАНИЕ УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА
Музыка вокруг нас (16 часов)
И муза вечная со мной, Хоровод муз. Повсюду музыка слышна. Душа музыки – мелодия. Музыка
осени. Сочини мелодию. Азбука, азбука каждому нужна. Музыкальная азбука. Музыкальные
инструменты. «Садко». Народные инструменты. Звучащие картины. «Разыграй песню». «Пришло
Рождество – начинается торжество». Добрый праздник среди зимы.
Музыка и ее роль в повседневной жизни человека. Композитор – исполнитель – слушатель. Песни,
танцы и марши — основа многообразных жизненно-музыкальных впечатлений детей. Музы водят
хоровод. Мелодия – душа музыки. Образы осенней природы в музыке. Словарь эмоций.
Музыкальная азбука. Музыкальные инструменты: свирель, дудочка, рожок, гусли, флейта, арфа.
Звучащие картины. Русский былинный сказ о гусляре садко. Музыка в праздновании Рождества
Христова. Музыкальный театр: балет.
Первые опыты вокальных, ритмических и пластических импровизаций. Выразительное исполнение
сочинений разных жанров и стилей. Выполнение творческих заданий, представленных в рабочей
тетради.
Музыка и ты (17 часов)
Край, в котором ты живешь. Поэт, художник, композитор. Музыка утра. Музыка вечера.
Музыкальные портреты. «Разыграй сказку». «Музы не молчали…». Музыкальные инструменты.
Мамин праздник. Звучащие картины. Урок-концерт. Музыка в цирке. Дом, который звучит.
«Ничего на свете лучше нету…». Обобщающий урок. Урок-концерт.
Музыка в жизни ребенка. Образы родного края. Роль поэта, художника, композитора в
изображении картин природы (слова- краски-звуки). Образы утренней и вечерней природы в
музыке. Музыкальные портреты. Разыгрывание музыкальной сказки. Образы защитников
Отечества в музыке. Мамин праздник и музыкальные произведения. Своеобразие музыкального
4

произведения в выражении чувств человека и окружающего его мира. Интонационно-осмысленное
воспроизведение различных музыкальных образов. Музыкальные инструменты: лютня, клавесин,
фортепиано, гитара. Музыка в цирке. Музыкальный театр: опера. Музыка в кино. Афиша
музыкального спектакля, программа концерта для родителей. Музыкальный словарик.
Выразительное, интонационно осмысленное исполнение сочинений разных жанров и стилей.
Выполнение творческих заданий, представленных в рабочей тетради.
ПЛАНИРУЕМЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ ОСВОЕНИЯ УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА «МУЗЫКА»
НА УРОВНЕ НАЧАЛЬНОГО ОБЩЕГО ОБРАЗОВАНИЯ
ЛИЧНОСТНЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ ОБУЧАЮЩЕГОСЯ
Личностные результаты отражаются в индивидуальных качественных свойствах учащихся, которые
они должны приобрести в процессе освоения учебного предмета «Музыка»:
гражданско-патриотического воспитания:
- чувство гордости за свою Родину, российский народ и историю России, осознание своей
этнической и национальной принадлежности на основе изучения лучших образцов фольклора,
шедевров музыкального наследия русских композиторов, музыки русской православной церкви,
различных направлений современного музыкального искусства России;
духовно-нравственного воспитания:
- целостный, социально-ориетированный взгляд на мир в его органичном единстве и разнообразии
природы, культур, народов и религий на основе сопоставления произведений русской музыки и
музыки других стран, народов, национальных стилей;
эстетического воспитания:
- умение наблюдать за разнообразными явлениями жизни и искусства в учебной и внеурочной
деятельности, их понимание и оценка – умение ориентироваться в культурном многообразии
окружающей действительности;
- уважительное отношение к культуре других народов; сформированность эстетических
потребностей, ценностей и чувств;
- развитие мотивов учебной деятельности и личностного смысла учения; овладение навыками
сотрудничества с учителем и сверстниками;
- ориентация в культурном многообразии окружающей действительности, участие в музыкальной
жизни класса, школы, города и др.;
- формирование этических чувств доброжелательности и эмоционально – нравственной
отзывчивости, понимания и сопереживания чувствам других людей;
- развитие музыкально – эстетического чувства, проявляющего себя в эмоционально – ценностном
отношении к искусству, понимании его функций в жизни человека и общества.
физического воспитания, формирования культуры здоровья и эмоционального
благополучия:

5

— соблюдение правил здорового и безопасного (для себя и других людей) образа жизни в
окружающей среде (в том числе информационной) при поиске дополнительной информации в
процессе языкового образования;
—
бережное отношение к физическому и психическому здоровью, проявляющееся в
выборе приемлемых способов речевого самовыражения и соблюдении норм речевого этикета и
правил общения;
трудового воспитания:
—
осознание ценности труда в жизни человека и общества (в том числе благодаря
примерам из художественных произведений), ответственное потребление и бережное отношение к
результатам труда, навыки участия в различных видах трудовой деятельности, интерес к различным
профессиям, возникающий при обсуждении примеров из художественных произведений;
экологического воспитания:
—

бережное отношение к природе, формируемое в процессе работы с текстами;

—

неприятие действий, приносящих ей вред;

МЕТАПРЕДМЕТНЫЕ
РЕЗУЛЬТАТЫ
ОБУЧАЮЩЕГОСЯ
К концу обучения у обучающегося формируются следующие универсальные учебные
действия.
Регулятивные УУД:
умение ставить учебные задачи при восприятии и исполнении музыкальных сочинений разных
жанров и стилей музыки (народной и профессиональной);

планирование собственных действий в процессе восприятия, исполнения музыки;
прогнозирование результатов музыкальной деятельности: форма выполнения, осмысленность,
обобщенность действий, умение применять знания в новой учебной и жизненной ситуациях;
понимание и оценка воздействия музыки разных жанров и стилей; формирование эмоциональноосознанного отношения к музыкальному искусству, к собственной музыкально-творческой
деятельности и деятельности одноклассников в разных формах взаимодействия;
совершенствование действий контроля, коррекции и оценки действий партнера в коллективной и
групповой музыкальной деятельности.
Познавательные УУД:
поиск и использование в практической деятельности информации о музыке (жанры, стили, язык),
композиторах, исполнителях, музыкальных инструментах;
познание разнообразных явлений окружающей действительности, мира человеческих отношений,
музыкальной культуры, обычаев и традиций своего региона, России, мира в процессе
эмоционально-осознанного восприятия жизненного содержания музыкальных сочинений;
6

владение навыками осознанного и выразительного речевого высказывания в процессе размышлений
о музыке и словарем музыкальных терминов и понятий в процессе восприятия музыки;
выполнение диагностических тестов, самостоятельных и контрольных работ;
владение формами рефлексивной оценки восприятия и исполнения музыкальных произведений
разных жанров, стилей, эпох; знаний о музыке и музыкантах.
понимание знаково-символических средств воплощения содержания (информации)
соотнесения графической записи с музыкальным образом.

в музыке;

Коммуникативные УУД:
формирование умения планировать учебное сотрудничество с учителем и сверстниками в процессе
музыкальной деятельности;
развитие навыков постановки проблемных вопросов в процессе восприятия и музицирования, а
также поиска и сбора информации о музыке и музыкантах;
формирование навыков развернутого речевого высказывания в процессе анализа музыки (с
использованием музыкальных терминов и понятий), ее оценки и представления в творческих
формах работы;
поиск способов разрешения конфликтных ситуаций в процессе восприятия музыки, размышлений о
ней, ее исполнения.
ПРЕДМЕТНЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ ОСВОЕНИЯ КУРСА «ТЕХНОЛОГИЯ»
- формирование представления о роли музыки в жизни человека, в его духовно – нравственном
развитии;

- формирование общего представления о музыкальной картине мира;
- знание основных закономерностей музыкального искусства на примере изучаемых музыкальных
произведений;
- формирование основ музыкальной культуры, в том числе на материале музыкальной культуры
родного края, развитие художественного вкуса и интереса к музыкальному искусству и
музыкальной деятельности;
- формирование устойчивого интереса к музыке и различным видам (или какому- либо виду)
музыкально - творческой деятельности;
- умение воспринимать музыку и выражать свое отношение к музыкальным произведениям;
- умение эмоционально и осознанно относиться к музыке различных направлений: фольклору,
музыке религиозной, классической и современной; понимать содержание, интонационно –
образный смысл произведений разных жанров и стилей;
- умение воплощать музыкальные образы при создании театрализованных и музыкально –
пластических композиций, исполнение вокально-хоровых произведений.
7

ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ
№
п/п

Название разделов

Количество часов

1
2

Музыка вокруг нас
Музыка и ты

16 часов
17 часа

Электронные
ресурсы

https://nsportal.ru
https://infourok.ru
https://znanio.ru
https://multiurok.ru

3

Формы
реализации
воспитательного
компонента.
Беседа, игра,
парная и
групповая работа,
прослушивание
музыкальных
композиций.

Итого - 33 часа.

8

ПОУРОЧНОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ
№ Тема урока
п/п

Количество часов

Дата
Виды,
изучения формы
всего контрольные практические
контроля
работы
работы

1.

И муза вечная со мной!

1

Устный
опрос;

2.

Хоровод муз.

1

Устный
опрос;

3.

Повсюду музыка слышна.

1

Устный
опрос;

4.

Душа музыки – мелодия.

1

Устный
опрос;

5.

Музыка осени.

1

Устный
опрос;

6.

Сочини мелодию.

1

Устный
опрос;

7.

Азбука, азбука каждому
нужна… Музыкальная азбука.

1

Устный
опрос;

8.

Музыкальные инструменты
(дудочка, рожок, гусли,
свирель)

1

Устный
опрос;

9.

Музыка вокруг нас
(обобщение).

1

Устный
опрос;
Проверочная
работа;

10. «Садко» (из русского
былинного сказа).

1

Устный
опрос;

11. Музыкальные инструменты
(флейта, арфа).

1

Устный
опрос;

12. Звучащие картины.

1

Устный
опрос;

13. Разыграй песню.

1

Устный
опрос;

9

14. Пришло Рождество,
начинается торжество.

1

Устный
опрос;

15. Родной обычай старины.
Добрый праздник среди зимы.

1

Устный
опрос;

16. Музыка вокруг нас
(обобщение).

1

Устный
опрос;
Проверочная
работа;

17. Край, в котором ты живешь.

1

Устный
опрос;

18. Поэт, художник, композитор.

1

Устный
опрос;

19. Музыка утра. Музыка вечера.

1

Устный
опрос;

20. Музыкальные портреты.

1

Устный
опрос;

21. Разыграй сказку (Баба-Яга.
Русская сказка).

1

Устный
опрос;

22. У каждого свой музыкальный
инструмент.

1

Устный
опрос;

23. Музы не молчали.

1

Устный
опрос;

24. Мамин праздник.

1

Устный
опрос;

25. Музыкальные инструменты.

1

Устный
опрос;

26. Чудесная лютня (по
алжирской сказке).

1

Устный
опрос;

27. Звучащие картины.
Обобщение материала.

1

Устный
опрос;

28. Музыка в цирке.

1

Устный
опрос;

29. Дом, который звучит.

1

Устный
опрос;

10

30. Опера-сказка.

1

Устный
опрос;

31. Ничего на свете лучше нету…

1

Устный
опрос;

32. Афиша. Программа. Твой
музыкальный словарик.

1

Устный
опрос;

Музыка и ты. Обобщение
33. материала.

1

Устный
опрос;
Проверочная
работа;

ОБЩЕЕ КОЛИЧЕСТВО ЧАСОВ
ПО ПРОГРАММЕ

33

0

0

11

УЧЕБНО-МЕТОДИЧЕСКОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО ПРОЦЕССА
ОБЯЗАТЕЛЬНЫЕ УЧЕБНЫЕ МАТЕРИАЛЫ ДЛЯ УЧЕНИКА
Учебник «Музыка» 1 класс в 1 части.
Е.Д. Критская, Г.П. Сергеева, Т.С. Шмагина
Москва «Просвещение» 2017г

МЕТОДИЧЕСКИЕ МАТЕРИАЛЫ ДЛЯ УЧИТЕЛЯ
Учебник «Музыка» 1 класс в 1 части.
Е.Д. Критская, Г.П. Сергеева, Т.С. Шмагина
Москва «Просвещение» 2017г

ЦИФРОВЫЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЕ РЕСУРСЫ И РЕСУРСЫ СЕТИ ИНТЕРНЕТ

http://pedsovet.su
www.1september.ru
http://www.uchportal.ru
инфоурок
Учи.ру
сферум

12


Наверх
На сайте используются файлы cookie. Продолжая использование сайта, вы соглашаетесь на обработку своих персональных данных. Подробности об обработке ваших данных — в политике конфиденциальности.

Функционал «Мастер заполнения» недоступен с мобильных устройств.
Пожалуйста, воспользуйтесь персональным компьютером для редактирования информации в «Мастере заполнения».