Химия для любознательных 8-9 класс

Муниципальное казённое общеобразовательное учреждение
МКОУ СОШ № 1 п. Пелым
РАССМОТРЕНО
на педагогическом совете
Протокол № 1 от 27 августа 2024 г.

УТВЕРЖДАЮ

Директор МКОУ СОШ №1
__________________
/СмирноваТ.А./
Приказ № 93 от 27 августа 2024г.
Вводится в действие с 01.09.2024г

Дополнительная общеобразовательная
общеразвивающая программа
«Химия для любознательных»
8 - 9 классы

п. Пелым, 2024

Пояснительная записка
Рабочая программа по внеурочной деятельности «Химия для любознательных» для 8 - 9-х
классов составлена в соответствии с требованиями Федерального государственного
образовательного стандарта.
Программа построена на следующих принципах:
- Принцип научности (знания основаны на объективных научных фактах).
- Принцип последовательности и систематичности (обучение от простого к сложному,
«от незнания к знанию, от неумения к умению»).
- Принцип наглядности (осуществление связи между конкретным и абстрактным).
- Принцип осмысленности (перенос имеющихся знаний в новую ситуацию).
- Принцип сознательности и активности (применение знаний на практике).
Актуальность данной программы состоит в и том, что она не только дает воспитанникам
практические умения и навыки, формирует начальный опыт творческой деятельности, но
и развивает интерес обучающегося к эксперименту, научному поиску, способствует
самоопределению учащихся, осознанному выбору профессии. Учащиеся смогут на
практике использовать свои знания на уроках химии и в быту.
Педагогическая целесообразность заключается в том, чтобы заинтересовать учащихся
в самостоятельном приобретении теоретических знаний и практических умений и
навыков, развивать мышление, любознательность, формируя и поддерживая интерес к
химии, имеющей огромное прикладное значение, способствовать формированию у
учащихся знаний и умений, необходимых в повседневной жизни для безопасного
обращения с веществами, используемыми в быту.
Для этого в курс «Химия для любознательных» включены наиболее яркие, наглядные,
интригующие эксперименты, способные увлечь и заинтересовать учащихся практической
наукой химией.
В рамках национального проекта «Образование» создание центра естественно-научной
направленности
«Точка роста» позволило внедрить в программу использование цифровой лаборатории и
качественно изменить процесс обучения химии.
Количественные эксперименты позволят получать достоверную информацию о
протекании тех или иных химических процессах, о свойствах веществ. На основе
полученных экспериментальных данных обучаемые смогут самостоятельно делать
выводы, обобщать результаты, выявлять закономерности, что однозначно будет
способствовать повышению мотивации обучения школьников.
Цель программы:
Формирование у учащихся научных представлений о химии в повседневной жизни
человека через пробуждение интереса и развитие профессиональных склонностей к
предмету химия.
Задачи:
Образовательные:
- расширить кругозор учащихся о мире веществ;
- использовать теоретические знания по химии на практике;
- обучить технике безопасности при выполнении химических реакций;
- сформировать навыки выполнения проектов с использованием ИКТ и цифрового
оборудования;
- выявить творчески одарённых обучающихся и помочь им проявить себя.
Развивающие:
- способствовать развитию творческих способностей обучающихся;
- формировать ИКТ-компетентости;
Воспитательные:
- воспитать самостоятельность при выполнении работы;

- воспитать чувство взаимопомощи, коллективизма, умение работать в команде; воспитать
чувство личной ответственности.
Связь содержания программы внеурочной деятельности с учебными предметами:
Курс внеурочной деятельности идейно и содержательно связан с базовым курсом химии и
позволяет поддерживать взаимосвязи теории и практики, формирует устойчивую
потребность применять полученные знания и навыки в повседневной жизни.
Программа построена на основе межпредметной интеграции с физикой, математикой,
биологией и другими естественно-научными предметами.
Формы занятий:
В образовательном процессе используются различные формы проведения занятия:
- беседы;
- лекции;
- семинары;
- практическое занятие;
- химический эксперимент;
- работа на компьютере;
- экскурсии;
- выполнение и защита проектов.
Режим проведения: 34 часа в год - 1 раз в неделю. Все занятия по внеурочной
деятельности проводятся после всех уроков основного расписания, продолжительность
соответствует рекомендациям СанПиН, т. е. 40 минут.
Планируемые результаты освоения обучающимися программы (внеучебной)
внеурочной деятельности Личностные результаты:
-чувство гордости за российскую химическую науку и достижения ученых; уважение и
принятие достижений химии; любовь и бережное отношение к природе; уважение и учет
мнений окружающих к личным достижениям в изучении химии;
- осознавать единство и целостность окружающего мира, возможности его познаваемости
и объяснимости на основе достижений науки;
- постепенно выстраивать собственное целостное мировоззрение: осознавать потребность
и готовность к самообразованию, в том числе и в рамках самостоятельной деятельности
вне школы;
- оценивать жизненные ситуации с точки зрения безопасного образа жизни и сохранения
здоровья;

- оценивать экологический риск взаимоотношений человека и природы.
- формировать экологическое мышление: умение оценивать свою деятельность и поступки
других людей с точки зрения сохранения окружающей среды - гаранта жизни и
благополучия людей на Земле.
Метапредметными результатами изучения курса «Химия для любознательных» является
формирование универсальных учебных действий (УУД).
Регулятивные УУД:
- самостоятельно обнаруживать и формулировать учебную проблему, определять цель
учебной деятельности;
- выдвигать версии решения проблемы, осознавать конечный результат, выбирать из
предложенных и искать самостоятельно средства достижения цели;
- осуществлять целеполагание, включая постановку новых целей, преобразование
практической задачи в познавательную;
- составлять (индивидуально или в группе) план решения проблемы;

- работая по плану, сверять свои действия с целью и, при необходимости, исправлять
ошибки самостоятельно;
- учитывать разные мнения и стремиться к координации различных позиций в
сотрудничестве;
- в диалоге с учителем совершенствовать самостоятельно выработанные критерии оценки.
Познавательные УУД:
- анализировать, сравнивать, классифицировать и обобщать факты и явления. Выявлять
причины и следствия простых явлений.
- осуществлять сравнение, классификацию, самостоятельно выбирая основания и
критерии для указанных логических операций;
- строить логическое рассуждение, включающее установление причинно-следственных
связей.
- создавать схематические модели с выделением существенных характеристик объекта.
- составлять тезисы, различные виды планов (простых, сложных и т.п.).
- преобразовывать информацию из одного вида в другой (таблицу в текст и пр.).
- уметь определять возможные источники необходимых сведений, производить поиск
информации, анализировать и оценивать её достоверность.
- обобщать понятия - осуществлять логическую операцию перехода от понятий с меньшим
объемом понятиям с большим объемом;
- строить логические рассуждения, включающие установление причинно-следственных
связей.
- объяснять явления, процессы, связи и отношения, выявляемые в ходе исследования,
осуществлять выбор наиболее эффективных способов решения задач в зависимости от
конкретных условий.
Коммуникативные УУД:
- уметь формулировать собственное мнение и позицию, аргументировать ее и
координировать ее с позиции партнеров в сотрудничестве при выработке общего решения
в совместной деятельности;
- отображать в речи содержание совершаемых действий, как в форме громкой
социализированной речи, так и в форме внутренней речи;
- уметь аргументировать свою точку зрения;
- уметь осуществлять взаимный контроль и оказывать в сотрудничестве необходимую
взаимопомощь;
- уметь работать в группе - устанавливать рабочие отношения, эффективно сотрудничать
и способствовать продуктивной кооперации.
Предметными результатами изучения предмета являются следующие умения:
- осознание роли веществ;
- определять роль различных веществ в природе и технике;
- объяснять роль веществ в их круговороте;
- рассмотрение химических процессов;
- использовать знания химии при соблюдении правил использования бытовых химических
препаратов;

– различать опасные и безопасные вещества;
- приводить примеры химических процессов в природе;
- находить черты, свидетельствующие об общих признаках химических процессов и их
различиях;
- использование химических знаний в быту;
- объяснять значение веществ в жизни и хозяйстве человека;
- объяснять мир с точки зрения химии;
- формировать представления о будущем профессиональном выборе.
Кроме того, занятия призваны пробудить у учащихся интерес к химической науке,
стимулировать дальнейшее изучение химии. Химические знания, сформированные на
занятиях, информационная культура учащихся, могут быть использованы ими для
раскрытия различных проявлений связи химии с жизнью.

Содержание курса
Инструктаж по технике безопасности проводится на каждом занятии перед проведением
эксперимента.
1. Химия в центре естествознания. 11ч.
Химия как часть естествознания. Предмет химии. Естествознание — комплекс наук о
природе: физики, химии, биологии и географии. Положительное и отрицательное
воздействие человека на природу.
Предмет химии. Тела и вещества. Свойства веществ как их индивидуальные признаки.
Свойства веществ как основа их применения.
Методы изучения естествознания. Наблюдение как основной метод познания
окружающего мира. Условия проведения наблюдения. Гипотеза как предположение,
объясняющее или предсказывающее протекание наблюдаемого явления. Эксперимент.
Лаборатория. Эксперимент лабораторный и домашний. Способы фиксирования
результатов эксперимента. Строение пламени свечи, сухого горючего, спиртовки.
Практическая работа «Знакомство с лабораторным оборудованием. Правила техники
безопасности при работе в химическом кабинете (лаборатории)».
Практическая работа «Наблюдение за горящей свечой. Устройство спиртовки.
Правила работы с нагревательными приборами».
Моделирование. Модели как абстрагированные копии изучаемых объектов и процессов.
Модели в физике. Электрофорная машина как абстрагированная модель молнии. Модели
в биологии. Биологические муляжи. Модели в химии: материальные (модели атомов,
молекул, кристаллов, аппаратов и установок) и знаковые (химические знаки, химические
формулы и химические уравнения).
Химическая символика. Химические знаки. Их обозначение, произношение и
информация, которую они несут. Химические формулы. Их обозначение, произношение и
информация, которую они несут. Индексы и коэффициенты.
Химия и физика. Универсальный характер положений молекулярно-кинетической
теории. Понятия «атом», «молекула», «ион». Кристаллическое состояние вещества.
Кристаллические решетки твердых веществ. Диффузия. Броуновское движение.
Химия и физика. Агрегатные состояния вещества. Понятие об агрегатном состоянии
вещества. Газообразные, жидкие и твердые вещества. Кристаллические и аморфные
твердые вещества. Физические и химические явления.
Химия и география. Геологическое строение планеты Земля: ядро, мантия, литосфера.
Элементный состав геологических составных частей планеты. Минералы и горные
породы. Магматические и осадочные (органические и неорганические, в том числе и
горючие) породы.

Химия и биология. Химический состав живой клетки: неорганические (вода и
минеральные соли) и органические (белки, жиры, углеводы, витамины) вещества.
Простые и сложные вещества, их роль в жизнедеятельности организмов.
Биологическая роль воды в живой клетке. Фотосинтез. Роль хлорофилла в фотосинтезе.
Биологическое значение жиров, белков, эфирных масел, углеводов и витаминов для
жизнедеятельности организмов.
Качественные реакции в химии. Понятие о качественных реакциях как о реакциях,
воспринимаемых с помощью зрения, слуха, обоняния. Аналитический эффект.
Определяемое вещество и реактив на него. Возможность изменения роли на
противоположную. Распространение запаха одеколона, духов или дезодоранта как
процесс диффузии. Образцы твердых веществ кристаллического строения. Модели
кристаллических решеток.
Демонстрации. Коллекция разных тел из одного вещества или материала (например,
стекла — лабораторная посуда). Коллекция различных тел или фотографий тел из
алюминия для иллюстрации идеи «свойства — применение». Учебное оборудование,
используемое при изучении физики, биологии, географии и химии. Электрофорная
машина в действии. Географические модели (глобус, карта). Биологические модели
(муляжи органов и систем органов растений, животных и человека). Физические и
химические модели атомов, молекул веществ и их кристаллических решеток. Объемные и
шаростержневые модели воды, углекислого и сернистого газов, метана. Распространение
запаха одеколона, духов или дезодоранта как процесс диффузии. Образцы твер- дых
веществ кристаллического строения. Модели кристаллических решеток. Три агрегатных
состояния воды.
«Переливание» углекислого газа в стакан на уравновешенных весах. Коллекция
кристаллических и аморфных веществ и изделий из них. Коллекция минералов (лазурит,
корунд, халькопирит, флюорит, галит). Коллекция горных пород (гранит, различные
формы кальцита — мел, мрамор, известняк). Коллекция горючих ископаемых (нефть,
каменный уголь, сланцы, торф). Спиртовая экстракция хлорофилла из зеленых листьев.
Качественная реакция на кислород. Качественная реакция на углекислый газ.
Качественная реакция на известковую воду.
Лабораторные опыты. Описание свойств кислорода, уксусной кислоты, алюминия.
Строение пламени (свечи, спиртовки, сухого горючего). Изготовление моделей молекул
химических веществ из пластилина. Наблюдение броуновского движения частичек черной
туши под микроскопом. Изучение гранита с помощью увеличительного стекла.
Обнаружение жира в семенах подсолнечника и грецкого ореха. Обнаружение эфирных
масел в апельсиновой корке. Обнаружение крахмала и белка (клейковины) в пшеничной
муке. Пропускание выдыхаемого воздуха через известковую воду.
2. Математика в химии. 9ч.
Относительные атомная и молекулярная массы. Понятие об относительной атомной и
молекулярной массах на основе водородной единицы. Нахождение относительной
атомной массы химических элементов по таблице Д. И. Менделеева.
Нахождение относительной молекулярной массы по формуле вещества как суммы
относительных атомных масс, составляющих вещество химических элементов.
Массовая доля химического элемента в сложном веществе. Понятие о массовой доле
химического элемента (w) в сложном веществе и ее расчет по формуле вещества.
Нахождение формулы вещества по значениям массовых долей образующих его элементов.
Чистые вещества и смеси. Понятие о чистом веществе и о смеси. Смеси газообразные
(воздух, природный газ), жидкие (нефть) и твердые (горные породы, кулинарные смеси и
СМС). Смеси гомогенные и гетерогенные.
Объемная доля компонента газовой смеси. Понятие о воздухе и природном газе. Расчет
объема компонента газовой смеси по его объемной доле и наоборот.
Массовая доля вещества в растворе. Понятие о массовой доле вещества (w) в растворе.
Растворитель и растворенное вещество. Расчет массы растворенного вещества по массе
раствора и массовой доле растворенного вещества и другие расчеты с использованием
этих понятий.
Практическая работа «Приготовление раствора с заданной массовой долей
растворенного вещества».

Массовая доля примесей. Понятие о чистом веществе и примеси. Массовая доля
примеси (w) в образце исходного вещества. Основное вещество. Расчет массы основного
вещества по массе вещества, содержащего определенную массовую долю примесей, и
другие расчеты с использованием этих понятий.
Демонстрации. Минералы куприт и тенорит. Коллекции различных видов мрамора и
изделий (или иллюстраций изделий) из него. Смесь речного и сахарного песка и их
разделение. Коллекция нефти и нефтепродуктов. Коллекция бытовых смесей (кулинарных
смесей, СМС, шампуней, напитков и др.). Диаграмма объемного состава воздуха.
Диаграмма объемного состава природного газа. Образцы веществ и материалов,
содержащих определенную долю примесей.
Лабораторные опыты. Изучение состава бытовых кулинарных и хозяйственных смесей
по этикеткам. Изучение состава некоторых бытовых и фармацевтических препаратов,
содержащих определенную долю примесей по их этикеткам.
3. Явления, происходящие с веществами. 7ч.
Разделение смесей. Понятие о разделении смесей и очистке веществ. Некоторые
простейшие способы разделения смесей: просеивание, разделение смесей порошков
железа и серы, отстаивание, декантация, центрифугирование, разделение с помощью
делительной воронки.
Фильтрование. Фильтрование в лаборатории, быту и на производстве. Понятие о
фильтрате.
Адсорбция. Понятие об адсорбции и адсорбентах. Активированный уголь как важнейший
адсорбент, его использование в быту, на производстве и в военном деле. Устройство
противогаза.
Дистилляция. Дистилляция как процесс выделения вещества из жидкой смеси.
Дистиллированная вода и области ее применения.
Кристаллизация или выпаривание. Кристаллизация и выпаривание в лаборатории
(кристаллизаторы и фарфоровые чашки для выпаривания) и природе. Перегонка нефти.
Нефтепродукты. Фракционная перегонка жидкого воздуха.
Практическая работа «Очистка поваренной соли».
Химические реакции. Понятие о химической реакции как процессе превращения одних
веществ в другие. Условия течения и прекращения химических реакций.
Признаки химических реакций. Признаки химических ре- акций: изменение цвета,
выпадение осадка, растворение полученного осадка, выделение газа.
Демонстрации. Просеивание смеси муки и сахарного песка. Разделение смеси порошков
серы и железа. Разделение смеси порошков серы и песка. Разделение смеси воды и
растительного масла с помощью делительной воронки. Центрифугирование.
Фильтрование. Коллекция респираторных масок и марлевых повязок. Адсорбционные
свойства активированного угля. Силикагель и его применение в быту и легкой
промышленности. Противогаз и его устройство. Получение дистиллированной воды с помощью лабораторной установки для перегонки жидкостей. Разделение смеси
перманганата и дихромата калия способом кристаллизации. Коллекция
«Нефть и нефтепродукты». Взаимодействие порошков железа и серы при нагревании.
Получение углекислого газа взаимодействием мрамора с кислотой и обнаружение его с
помощью известковой воды. Каталитическое разложение пероксида водорода
(катализатор — диоксид марганца). Ферментативное разложение пероксида водорода с
помощью каталазы. Кислотный огнетушитель, его устройство и принцип действия.
Реакция нейтрализации окрашенного фенолфталеином раствора щелочи кислотой.
Взаимодействие раствора перманганата и дихромата калия с раствором сульфита натрия.
Получение осадка гидроксида меди (II) или гидроксида железа (III) реакцией обмена.
Растворение полученных осадков гидроксидов металлов кислотой. Получение
углекислого газа взаимодействием раствора карбоната натрия с кислотой.
Лабораторные опыты. Разделение смеси сухого молока и речного песка. Изготовление
фильтра из фильтровальной бумаги или бумажной салфетки. Изготовление марлевых
повязок как средства индивидуальной защиты в период эпидемии гриппа. Изучение
состава и применения синтетических моющих средств, содержащих энзимы. Изучение
устройства зажигалки и ее пламени.

4. Рассказы по химии. 3ч.
Рассказы об ученых. Выдающиеся русские ученые-химики: жизнь и деятельность М. В.
Ломоносова, Д. И. Менделеева, А. М. Бутлерова.
Рассказы об элементах и веществах. Металлы: алюминий, железо, золото. Неметаллы:
азот, водород. Вода. Хлорид натрия. Карбонат кальция.
Рассказы о реакциях. Фотосинтез. Горение. Коррозия металлов.
Практическая работа (домашний эксперимент) «Выращивание кристаллов соли».
Практическая работа (домашний эксперимент) «Коррозия металлов».
5. Работа над проектами. 4ч.

Тематический план программы внеурочной деятельности
«Химия для любознательных»
№

Название
раздела

Тема занятия

1

Химия в центре
естествознания
(11ч)

Химия как часть естествознания. Предмет химии
Методы изучения естествознания
Практическая работа № 1 «Знакомство с
лабораторным оборудованием. Правила техники
безопасности при работе в
химическом кабинете (лаборатории)»
Практическая работа № 2 «Наблюдение за горящей
свечой. Устройство спиртовки. Правила работы с
нагревательными приборами»
Моделирование
Химическая символика
Химия и физика. Универсальный характер положений
молекулярно- кинетической теории
Химия и физика. Агрегатные состояния вещества
Химия и география
Химия и биология
Качественные реакции в химии
Относительные атомная и молекулярная массы
Массовая доля химического элемента в сложном
веществе
Объемная доля компонента газовой смеси
Чистые вещества и смеси
Массовая доля вещества в растворе
Практическая работа № 3
«Приготовление раствора с заданной массовой долей
растворенного вещества»
Массовая доля примесей
Решение задач и упражнений по теме
«Математика в химии»
Решение задач и упражнений по теме
«математика в химии»
Разделение смесей
Фильтрование
Адсорбция
Дистилляция
Практическая работа № 4 «Очистка поваренной соли»
Химические реакции
Признаки химических реакций
Ученическая конференция
«Выдающиеся русские ученые-химики». О жизни и

2

Математика в
химии (9 ч)

3

Явления,
происходящие с
веществами (7
ч)

4

Рассказы по
химии (3ч)

Всего
часов
1
1
1

1

1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1

1

1
1
1
1
1
1
1
1
1

5

Работа над
проектами.
(4ч.)

деятельности М. В. Ломоносова,
Д. И. Менделеева, А. М. Бутлерова
Конкурс сообщений учащихся «Мое любимое
химическое вещество» об открытии, получении и
значении выбранного химического вещества
Семинар по итогам домашнего исследовательского
эксперимента:
Практическая работа № 5
«Выращивание кристаллов соли». Конкурс на лучший
выращенный кристалл.
Практическая работа № 6 «Коррозия металлов».
Конкурс на лучшие рекомендации по защите
металлов от коррозии
1. Этап выбора темы, постановки цели, задач
исследования, выдвижения гипотезы.
2. Этап планирования пути достижения целей
исследовательских (проектных) работ и выбора
необходимого инструментария.
3. Этап проведения учебного исследования
(проектной работы) с промежуточным контролем
за ходом выполнения и коррекцией результатов.
4. Этап оформления, представления (защиты)
продукта проектной работы

1

1

1
1

1

1


Наверх
На сайте используются файлы cookie. Продолжая использование сайта, вы соглашаетесь на обработку своих персональных данных. Подробности об обработке ваших данных — в политике конфиденциальности.

Функционал «Мастер заполнения» недоступен с мобильных устройств.
Пожалуйста, воспользуйтесь персональным компьютером для редактирования информации в «Мастере заполнения».