Муниципальное казённое общеобразовательное учреждение средняя общеобразовательная школа №1 п. Пелым РАССМОТРЕНО на педагогическом совете Протокол № 1 от 27 августа 2024г. УТВЕРЖДАЮ Директор МКОУ СОШ №1 __________________ /СмирноваТ.А./ Приказ № 93 от 27 августа 2024г. Вводится в действие с 01.09.2024г Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа «Мы - туристы» 8 классы п. Пелым 2024 Пояснительная записка. Программа «Мы - туристы» призвана расширить знания детей о родном крае, увидеть его в общем ходе истории, ощутить свою связь с прошлым и настоящим страны. Программа направлена на воспитание чувства гордости за своих земляков, способствует развитию: духовной памяти, чувства родства, уважения к живущим рядом людям. Собирая сведения о своих земляках, записывая биографии односельчан, ребята сохраняют историю малой родины для будущего поколения. Разработана в соответствии с: * Конвенцией о правах ребенка; * Федеральным законом Российской Федерации от 29 декабря 2012 г. N 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации»; * Концепцией духовно-нравственного развития и воспитания личности гражданина России; * Концепцией развития дополнительного образования детей (Распоряжение Правительства Российской Федерации от 4 сентября 2014года № 1726-р); * Приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от 29.08.2013 № 1008 «Об утверждении Порядка организации и осуществления образовательной деятельности по дополнительным общеобразовательным программам»; *Санитарно – эпидемиологическими требованиями к устройству, содержанию и организации режима работы образовательных организаций дополнительного образования детей СанПиН 2.4.4.3172-14. Программа адаптирована к условиям образовательного процесса школы, в которой систематически проводится работа по изучению истории поселка, края. Курс помогает овладеть начальными навыками исследовательской и проектной работы с использованием информационных технологий. В настоящее время, когда нравственные ориентиры в обществе нивелированы, эта проблема чрезвычайно актуальна, так как неокрепшая душа ребенка поставлена в условия постоянного противоречивого выбора между тем, как надо, и тем, как это есть на самом деле. Окружающий мир ребенка наполнен агрессивностью, равнодушием, неискренностью. Поэтому приобщение учащихся к общечеловеческим ценностям – дело первостепенной важности в формировании личности ребенка, в воспитании гражданина и патриота. Результативность воспитания нравственных начал и гордости за свою большую и малую родину тем выше, чем раньше начинается систематическая работа по формированию этих качеств у человека. Наша малая родина – поселок Пелым, Ивдельский район, Свердловская область. Каждому должно быть присуще чувство гордости за принадлежность к героическим страницам Урала и за сопричастность к свершениям прошлого и настоящего. Урал - героический и легендарный край, который был свидетелем отчаянного и беззаветного сопротивления народов России против своих многочисленных врагов на всех этапах её исторического развития. Однако не каждый наш земляк умеет гордиться тем, что он живёт на Урале, не каждый осознает себя истинным патриотом своей малой родины. Причина кроется как в искаженных представлениях о нравственных ценностях, так и в незнании своего родного края. Только тот народ может достойно жить, быть свободным и независимым и пользоваться заслуженным уважением, каждый представитель которого знает свои истоки: историю своего рода и своей фамилии, традиции, обычаи, культуру, богатства родного края, гордится всеми этими ценностями, любит свою многострадальную и героическую малую родину, ощущает свою сопричастность к ее судьбе. В настоящее время осознается острая необходимость в возврате утраченного, в восстановлении в нашем сознании сложившейся на протяжении многих веков системы нравственных ценностей, отношений человека с природой, историей, с глубинами национальной культуры, основанной на народном творчестве, на культурном наследии своего родного края и т.п. Направленность Туристско-краеведческая Отличительные особенности состоят в том, что познание родного края обучающимися происходит в большей мере путём активной практической деятельности под руководством педагога. Поисково собирательская и исследовательская деятельность осуществляется коллективом обучающихся с учётом индивидуальных наклонностей детей. Собранные ребятами материалы систематизируются и ложатся в основу краеведческих материалов для детей о нашем районе и родном поселке. Возраст 12-15 лет. Средний школьный возраст характеризуется стремлением к общению со сверстниками и появлению признаков, свидетельствующих о стремлении утвердить свою самостоятельность, независимость. Для этого возраста свойственно стремление утвердить свое «Я», показать и проверить его. Для энергичного и любознательного младшего подростка необходимо предлагать деятельность, соответствующую его возрастной психологии. В этот период преобладает возбуждение над торможением (но это процесс управляемый); мышление абстрактное. Но с опорой на конкретно-образное; внимание произвольное; память также произвольная. Важной особенностью социального развития является развитие самосознания, стремление к самоопределению, самоутверждению. Переходный период характеризуется кардинальными изменениями мотивации. На первый план выдвигаются мотивы, связанные с формирующимся мировоззрением, с планами будущей жизни. Они возникают на основе сознательно поставленной цели и сознательно принятого намерения. Происходит становление характера. Формируется нравственное мировоззрение – нравственное сознание и поведение. Численный состав группы - 10 человек. Цель программы: формирование чувства любви к родному краю путём познания своей родословной, судеб земляков, изучения истории и культуры района и родного села. Задачи: Обучающие: - создать условия для изучения истории и культуры Урала, Ивдельского района, своего родного поселка Пелым; - способствовать формированию представлений о связи событий на территории родного края с событиями в стране в целом; - содействовать приобретению знаний, умений и навыков поисково-собирательской и исследовательской работы, а также опыта работы с географическими картами, схемами, архивными документами и фотографиями. Воспитательные: - формировать уважительное отношение к членам своей семьи, родителям, землякам; - способствовать укреплению дружеских отношений в детском коллективе; - воспитывать бережное отношение к семейным реликвиям, предметам старины, историческим и культурным памятникам. Развивающие: - создать условия для расширения кругозора детей; - создать условия для развития коммуникативных способностей; - способствовать развитию речи в устной и письменной форме. Объем и срок освоения: 204 часа, 3 года Формы обучения: * групповая работа; * экскурсии; * беседы, викторины; * смотры-конкурсы, выставки; * экскурсии, поездки, походы; Режим занятий: 1 раз в неделю (1 час), суббота с 12.00 до 13.00 68 ч. в год. Планируемые результаты и способы определения их результативности: В результате реализации программы учащиеся первого года обучения будут знать: - подробные сведения об Ивдельском районе, о его истории, достопримечательностях, достижениях культуры; - биографии выдающихся земляков, прославивших область; - историю своих предков, семейных реликвий; - традиции и обычаи жителей Урала; - творчество местных поэтов и писателей. Уметь: - составлять свою родословную; - применять краеведческие знания на уроках; - проводить поисково-собирательскую и исследовательскую работу по краеведению; - собирать библиотеку книг, публикаций периодической печати краеведческого характера о родном крае, его жителях; - работать с географическими картами, схемами, архивными документами и фотографиями. В результате реализации программы второго года обучения будут знать: - сведения о «малой Родине», своем родном поселке, о его истории и достопримечательностях; - биографии выдающихся земляков - уральцев, прославивших область, страну; - историю своих предков, семейных реликвий; - традиции и обычаи жителей края. Уметь: - составлять свою родословную; - применять краеведческие знания на практике; - проводить поисково-собирательскую и исследовательскую работу по истории поселка, школы; - собирать библиотеку книг, публикаций периодической печати краеведческого характера о родном селе, его жителях; - работать с географическими картами, схемами, архивными документами и фотографиями. В результате реализации программы третьего года обучения будут знать: - историю и культуру района; - произведения литературы о своей «малой Родине»; - биографии выдающихся земляков, прославивших район; - историю подвигов земляков-героев; - традиции и обычаи жителей района, края. Уметь: - применять краеведческие знания на практике; - проводить поисково-собирательскую и исследовательскую работу по краеведению; - собирать библиотеку книг, публикаций периодической печати краеведческого характера о родном крае, его жителях; - работать с географическими картами, схемами, архивными документами и фотографиями; - оформлять стенды, альбомы по изучению краеведения; - выполнять творческие работы; - публично выступать перед аудиторией; - публичные выступления на конференциях, конкурсах Результаты Формируемые умения Средства достижения результатов личностные формирование у детей мотивации к обучению; организация занятии воспитание самоорганизации и саморазвития. групповой работы развитие познавательных навыков учащихся; умений самостоятельно конструировать свои знания, ориентироваться в информационном пространстве, развитие критического и творческого мышления. Метапредметные результаты регулятивные познавательные коммуникативные Учебный план • учитывать выделенные учителем ориентиры действия в новом учебном материале в сотрудничестве с учителем; • планировать свое действие в соответствии с поставленной задачей и условиями ее реализации, в том числе во внутреннем плане осуществлять итоговый и пошаговый контроль по результату в сотрудничестве с учителем ставить новые учебные задачи; преобразовывать практическую задачу в познавательную; проявлять познавательную инициативу в учебном сотрудничестве умения учиться: навыкам решения осуществлять расширенный творческих задач и навыкам поиска, поиск информации с анализа и интерпретации использованием ресурсов информации. библиотек и Интернета добывать необходимые знания и с их помощью проделывать конкретную работу. • осуществлять поиск необходимой информации для выполнения заданий с использованием литературы; - выделять существенную информацию из текстов разных видов Учиться выполнять различные роли учитывать разные в группе (лидера, исполнителя, мнения и интересы и критика). обосновывать умение планировать свою работу собственную • формулировать собственное мнение и позицию; позицию; понимать • задавать вопросы; относительность толерантно относится к людям мнений и подходов к с различными точками зрения; решению проблемы; ориентироваться на позицию аргументировать свою партнера в общении и позицию и взаимодействии координировать ее с позициями партнеров в сотрудничестве при выработке общего решения в совместной деятельности № Наименование раздела разделов программы Всего 1. Введение. С чего начинается Родина? 2. «Учусь познавать свой край» 3. «История края, в котором живу» 4. «Народные традиции края» 5. «Экологические проблемы местности» 6. «Урал в годы Великой Отечественной войны» 7. «Родная школа. Её история и традиции». Количество часов Практика 1 Теория 1 3 2 1 7 4 3 7 3 4 5 3 2 5 3 2 6 3 3 Содержание учебного плана Введение. С чего начинается Родина? Раздел 1. Учусь познавать свой край Тема 1. Как человек познаёт свой край. Человек познает окружающий мир. Способы познания. Культура: искусство, религия, наука - формы отражения взаимоотношений природы, человека, общества. Наука как ведущий способ познания природы края. Тема 2. Способы и методы научного познания родного края. Классификация научных методов познания. Методы познания своего края: метод наблюдений; измерительный метод; работа с литературными источниками, справочной литературой; социологические методы: метод прогнозирования. Экскурсия по родному селу и его окрестностям. Раздел 2. История края, в котором живу. Тема 1. Край, в котором я живу (история освоения и заселения поселка, области). Географическое положение территории. Первоначальное заселение области. Природные условия как фактор освоения территории. Природные ресурсы. Тема 2. Топонимика края. Топонимика как источник сведений о прошлом края. Тема 3. История края в легендах. Красота и гармония природы края. Значение уникальности местной природы в жизни людей местности. Особенности быта и культуры местного населения. Практическая работа. Оформление презентации. Раздел 3. Народные традиции края. Тема 1. Традиции и поверья Урала. Природное и культурное наследие области. Тема 2. Мой край сегодня. Природно-ресурсный потенциал края на современном этапе. Конкурс рисунков «Мой любимый уголок». Конкурс сочинений: «Мой край в будущем» Раздел 4. Экологические проблемы своей местности. Тема 1. «Созвучье полное в природе». Выполнение фоторабот, написание стихов, сочинений, передающих особенности природы края, отношение к ней учащихся. Экскурсия в краеведческий музей п. Пелым. Тема 2. Природа и человек - единство или борьба. Разносторонние связи человека, общества с окружающей природной средой. Универсальная ценность природы: средообразующая, хозяйственная, гигиеническая, научная, эстетическая, этическая. Тема 2. Природа края в легендах, народных праздниках и промыслах. Красота и гармония природы края. Особенности быта и культуры местного населения. Выставка фотографий «Мир вокруг нас». Раздел 5. «Великая Отечественная война на нашей земле» Тема 1. Наша область в годы Великой Отечественной войны. Основные события, произошедшие в годы войны на территории Урала. Тема 2. Дети войны. Война глазами детей: судьбы детей в послевоенные года. Тема 3. Земляки - участники войны. Экскурсия в музей г. Ивделя. Раздел 6. «Родная школа. Её история и традиции». Тема 1. История нашей школы. Изучение истории школы, встречи с ветеранами педагогического труда, сбор материала о школьных традициях. Составление презентации о школе. Тема 2. Традиции школы. Практическое занятие: разработка мини-проектов «Моя школа в будущем». Календарный учебный график № Тема занятия Количество часов Сроки Форма организации занятий провед Всего Теори Практиения я ка Введение. С чего начинается Родина? Раздел 1. Учусь познавать свой край Тема 1. Как человек познаёт свой край. Тема 2. Способы и методы научного познания родного края. Раздел 2. История края, в котором живу. Тема 1. Край, в котором я живу (история освоения и заселения поселка, края). Тема 2. Топонимика края. Тема 3. История края в легендах. Практическая работа. Оформление презентации. Раздел 3. Народные традиции края. Тема 1. Традиции и поверья края. Тема 2. Мой край сегодня. Конкурс рисунков «Мой любимый уголок». Конкурс сочинений: «Мой край в будущем» Раздел 4. Экологические проблемы местности. Лекция Беседа Лекция Экскурсия Беседа Сбор информации Беседа Сбор материала Составление презентации Беседа Сбор информации Творческая работа Творческая работа Лекция Экскурсия Беседа Сбор материала Практическая работа Беседа Сбор информации Сбор материала Работа с источниками Составление презентации Сбор информации проектирование Тема 1. «Созвучье полное в природе». Экскурсия в краеведческий музей п. Пелым. Тема 2. Природа и человек единство или борьба. Тема 2. Природа края в легендах, народных праздниках и промыслах. Выставка фотографий «Мир вокруг нас». Раздел 5. «Великая Отечественная война на нашей земле» Тема 1. Урал в годы Великой Отечественной войны. Тема 2. Дети войны. Тема 3. Земляки - участники войны. Раздел 6. «Родная школа. Её история и традиции». Тема 1. История нашей школы. Составление презентации о школе. Тема 2. Традиции школы. Практическое занятие: разработка мини-проектов «Моя школа в будущем». Формы аттестации Выставка творческих работ учащихся; Кроссворд; Викторина; Подготовка презентаций, сообщений; Анкетирование; Участие в конкурсах, проектно-исследовательской деятельности. Итоговая зачетная работа (проект). Оценочные материалы Контроль полученных знаний и умений осуществляется в результате выполнения обучающимися творческих (проектных) работ. Критерии оценивания: -качество наблюдений (достигнутых результатов); -качество описаний выполненных наблюдений (достигнутых результатов); -результаты и способность к сопоставлению выполненных наблюдений (результатов), а также с наблюдениями (результатами) других авторов; -понимание темы исследований, а также ее места в общей проблематике выбранной области знания; -качество презентации проекта (по результатам публичного прослушивания) Методические материалы При проведении занятий приоритеты отдаются в равной мере словесным, наглядным и практическим методам и приемам. К группе словесных методов и приемов относятся: художественное чтение, эвристическая беседа, словарная работа, Группа наглядных методов и приемов направлена на создание точных представлений об окружающем мире и художественных образах и может быть представлена: использованием художественно-иллюстративных пособий, мультимедийными материалами, натуральными объектами природы и продуктами человеческой деятельности; моделями; схемами; экскурсиями (на природу, в музеи, по родному городу, поселку и т.п.); наблюдениями и т.п. Применение группы практических методов и приемов обеспечивает мыслительную активность учащихся путем реализации деятельностного подхода, повышает эффективность образовательного процесса. К этой группе относятся: практические работы с текстом, создание альбомов, книжек-самоделок, создание компьютерных презентаций, исследовательская и проектная деятельность и др.