. ДОПОЛНИТЕЛЬНАЯ ОБЩЕРАЗВИВАЮЩАЯ ПРОГРАММА «КРАЕВЕДЕНИЕ» Направленность: туристско-краеведческая Уровень программы: ознакомительный Учитель Даровских Т.А. 2024-2025 Пояснительная записка «Любят родину не за то, что она велика, а за то, что своя» Луций Анней Сенека (младший) Дополнительная общеобразовательная программа туристско-краеведческой направленности «Краеведение» уровень и рассчитана на учащихся 6-7-х классов. Срок обучения - 3 года. имеет ознакомительный Актуальность программы обусловлена тем, что в настоящее время многие школы занимаются краеведческой работой и организацией школьных музеев. В нашем регионе большое внимание уделяется также развитию туризма. Занятия по этой программе помогают учащимся познакомиться с основными видами музейной деятельности, спецификой различных музейных профессий, приобщиться к поисково-собирательской работе, изучению и описанию музейных предметов, созданию коллекций музеев, проведению экскурсий. В ходе музейно-краеведческой деятельности учащиеся знакомятся с основами вспомогательных дисциплин, не предусмотренных школьной программой: нумизматикой, этнографией, геральдикой, археологией и т.д. Краеведение имеет большое значение в патриотическом воспитании школьников, расширении кругозора, развитии их интеллектуального и творческого потенциала. «Малая Родина» ребёнка - это и природа, которая его окружает, семья, дом, школа, это и памятные места региона, его исторические и культурные центры, промышленные предприятия , это и известные люди, гордость и слава нашего края. Исходя из возрастных особенностей 5-9 классов, главной задачей работы по изучению родного края является воспитание у них устойчивого интереса и познавательного отношения к краеведческому материалу. Овладение практическими знаниями и умениями в области музеологии и краеведения, даёт учащимся возможность лучше узнать родную историю и культуру, способствует воспитанию чувства патриотизма, уважению к прошлому. Основной концептуальной идеей данной программы является организация интересной, содержательной, общественно значимой практической туристско-краеведческой деятельности с позиции познания и изучения родного края с учётом развития личности. Отличительной особенностью данной программы является то, что она определяет широкий круг изучения краеведческих тем, предусматривает формирование навыков правильной речи, освоение методики исследовательской работы и практику в качестве экскурсовода. Цели и задачи программы Цель: развитие творческих способностей учащихся средствами туристско-краеведческой деятельности в процессе изучения родного края. Программа нацеливает образовательный процесс на решение следующих взаимосвязанных задач: 1. Обучающие: ознакомление учащихся основами музеологии, вспомогательными историческими дисциплинами, методами исследования и описания предметов материальной культуры, с основами экскурсионной и поисковой деятельности. 2. Развивающие: формирование практических навыков комплексной работы с разными видами исторических источников; самостоятельных исследований; коммуникативно-речевых умений; использование приобретённых знаний и умений в практической деятельности и повседневной жизни. 3. Воспитательные: развитие интереса к исследованиям, творческому труду, навыков общения, привитие любви и уважения к истории и культуре своей страны, воспитание патриотизма, бережного отношения к культурному и историческому наследию. Задачи программы: Образовательные: 1. Формирование представлений о различных сторонах жизни своего края и населения, показ его сложный структуры. 2. повышение уровня знаний учащихся об истории своей малой родины и своего рода. 3. Освоение основ русской культуры, быта родного края. Воспитательные: 1. Развитие гражданских качеств, патриотического отношения к России и своему краю, формирование личностно-ценностного отношения к своему родному краю, пробуждение деятельной любви к родному месту жительства. 2. Формирование чувства толерантности и толерантного поведения в детском коллективе и социуме. 3. Способствование укреплению семейных связей: заинтересованность содержанием предмета не только детей, но и родителей; наличие богатых возможностей для изучения истории края через семейные архивы, рассказы родителей, бабушек и дедушек, других родственников; изучение жизни края в семье через беседы, совместное чтение краеведческой литературы. 4. Формирование экологической культуры, способности самостоятельно оценивать уровень безопасности окружающей среды как среды жизнедеятельности. 5. Воспитание навыков позитивно-сберегающего отношения к окружающей среде и социально-ответственного поведения в ней. 6. Воспитание трудолюбия, чувства коллективизма и взаимопомощи. 7. Создание в детском коллективе обстановки доброжелательности психологического комфорта, удовлетворения потребностей детей в общении. 8. Воспитание позиции исследователя и хранителя духовных и материальных богатств своего народа, бережного и уважительного отношения к культурному наследию. 9. Воспитание личной ответственности в отношении к прошлому, настоящему и будущему. Развивающие: 1. Развитие познавательных интересов, интеллектуальных и творческих способностей, стимулирование стремления знать как можно больше о родном крае, интереса учащихся к краеведению через тематические акции центра, детской библиотеки, конкурсы и т.д. 2. Развитие навыков общения, оформления творческих работ. 3. Формирование способности и готовности к использованию краеведческих знаний и умений в повседневной жизни; видение своего места в решении местных проблем сегодня и тех вопросов, которые будут стоять перед ними в будущем. 4. Развитие эмоционально-волевых, нравственных качеств личности, познавательных интересов, интеллектуальных и творческих способностей. 5. Ориентирование при решении вопросов дальнейшего образования, выбора профессии и места работы. Программа обучения рассчитана на школьников 7-х классов. Форма проведения занятий: групповые, малыми группами, индивидуально. Методы и формы познавательной деятельности обучающихся Мероприятия, посвящённые важным историческим датам; деловые игры; беседы, диспуты, викторины; презентации; проектноисследовательская деятельность; коллективные творческие дела; смотры-конкурсы, выставки; соревнования; экскурсии, походы; трудовые дела; групповые тренинги. Изучение программы предполагает также широкое использование активных методов самостоятельной работы, в том числе работу с разнообразными источниками: научной, мемуарной, художественной, справочной литературой, материалами музеев, выставок, интернетресурсами. Программа предусматривает теоретические и практические занятия: 1. теоретические (беседы, лекции, доклады, викторины, самостоятельная работа). 2. практические (экскурсии, встречи, практикумы в музее, работа с документами, СМИ, работа с компьютером, другими информационными носителями). Основные принципы реализации программы – научность, доступность, добровольность, субъективность, деятельностный и личностный подходы, преемственность, результативность, партнерство, творчество и успех. Режим занятий: 1 год обучения – 1 раз в неделю, 34 учебных часов в год; 2 год обучения – 1 раз в неделю, 34 учебных часов в год; 3 год обучения - 1 раз в неделю, 34 учебных часов в год. Занятия по программе «Краеведение» проходят 1 раз в неделю в течение 40 мин., всег часов за 1 год. Общее количество часов за 3 года 102 Планируемые результаты освоения обучающимися дополнительной общеразвивающей программы «Краеведение»: личностные результаты — готовность и способность обучающихся к саморазвитию, сформированность мотивации к учению и познанию, ценностно-смысловые установки учащихся основной школы, отражающие их индивидуально-личностные позиции, социальные компетентности, личностные качества; сформированность основ российской, гражданской идентичности; метапредметные результаты — освоенные обучающимися универсальные учебные действия (познавательные, регулятивные и коммуникативные); предметные результаты — освоенный обучающимися в ходе изучения учебных предметов опыт, специфической для каждой предметной области деятельности по получению нового знания, его преобразованию и применению, а также система основополагающих элементов научного знания, лежащая в основе современной научной картины. УЧЕБНО - ТЕМАТИЧЕСКИЙ ПЛАН 1 ГОД ОБУЧЕНИЯ № Количество часов Название темы Всего Теория Пра ктик а ДАТА Инд. занят ия план факт Формы аттестации (контроля) РАЗДЕЛ I «Край, в котором мы живём» (6 часов) 1. 2. 3. 4. 5 Вводное занятие. Организационные вопросы. Ознакомление с фондами муниципального музея пос. Пелым Географическое положение Свердловской области. Символика области и поселка Пелым. Растительный и животный мир края Сбор материала по теме «Наш край богат талантами» 6. Систематизация и обработка собранного материала о мастерах поселка Пелым. 7. 8. 9. 12. История поселка Пелым Улицы поселка Пелым Систематизация и обработка собранного материала по истории улиц поселка Пелым Памятники и мемориалы Пелым Систематизация и обработка собранного материала по теме «Памятники поселка Пелым» Предприятия поселка Пелым. Значение 13. 14. Подготовка экскурсии «История поселка Пелым». Подготовка экскурсии «История школы» 1 1 01.10 анкетирование 1 1 1 1 1 1 1 тест 1 07.10 14.10 21.10 28.10 1 11.11 творческая работа викторина 1 18.11 25.11 02.12 1 09.12 16.12 1 Самостоятельн ая работа РАЗДЕЛ II «Поселок, в котором я живу» (6 часов) 10. 11. 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 23.12 РАЗДЕЛ III « Подготовка экскурсионной группы» (8 часов) 1 1 1 оформление альбома Сам. работа подготовка проекта 1 30.12 06.01. 2020 Сам. работа 15. 16. 17. 18. 19. 20. Подготовка экскурсии «Ветераны педагогического труда» Подготовка экскурсии «Ветераны Великой Отечественной войны- наши земляки» Подготовка экскурсии «Участники боевых действий- наши односельчане» Оформление альбома «Ветераны Великой Отечественной войны и дети войны пос. Пелым Подготовка экскурсии «Быт жителей нашего поселка в прошлом» Подготовка экскурсии-лекции «В тылу как на фронте» 1 1 1 1 13.01 20.01 1 1 27.01 1 1 03.02 1 1 10.02 1 1 17.02 Сам. работа оформление альбома РАЗДЕЛ IV «История нашей школы» (4 часа) 21. 22. 23. 24 Возникновение школы в нашем поселке. Бывшие директора и учителя школы. Сбор и систематизация материалов о выпускниках школы разных лет. Учителями славится Россия 1 1 1 1 1 1 24.02 02.03 09.03 1 16.03 1 1 1 1 1 1 23.03 30.03 06.10 1 1 13.04 1 тест оформление альбома подготовка проекта РАЗДЕЛ V « Музейная работа» ( 11 часов) 25. 26. 27. 28. 29. 30. 31. 32. Приём экспонатов. Инвентарная книга. Работа с материалами основного музейного фонда. Сбор новых материалов для обновления музейной экспозиции «Мы ими гордимся». Сбор материалов для оформление экспозиции «Наши односельчане -участники сражений в «горячих» точках». «Урок Победы в музее» Беседа, посвящённая 79 годовщине Победы советского народа в Великой Отечественной войне Проведение экскурсий в школьном музее «Моя малая родина» для учащихся 5-9 классов Сбор материалов для оформления новой музейной экспозиции «Славные люди труда» 1 1 20.04 27.04 1 1 1 1 04.05 1 1 11.05 Сам. работа викторина тест Сам. работа кроссворд 33. 34. 35. Организация выставки «Наши ветераны» Проведение экскурсий в школьном музее «Моя малая родина» для учащихся 1--4 классов Итоговое занятие. ВСЕГО: 1 1 1 34 1 1 1 13 22 СОДЕРЖАНИЕ УЧЕБНО-ТЕМАТИЧЕСКОГО ПЛАНА 1 ГОД ОБУЧЕНИЯ 18.05 25.05 тест 01.06 тест РАЗДЕЛ I «Край, в котором мы живём» (6 часов) ВВОДНОЕ ЗАНЯТИЕ ТЕМА 1. Ознакомление с направлением деятельности кружка, его целями и задачами на текущий учебный год. Избрание совета и актива музея. ТЕМА 2. Географическое положение Свердловской области. Беседа. Сформировать представление о территории Брянского края , Злынковского района , и села Рогов в частности. ТЕМА 3. Символика области и района. Определение географического положения области и района. Площадь территории, конфигурация, границы, протяженность с севера на юг, с запада на восток. Составление аппликации и рисунков «Символика края». Организация выставки рисунков. ТЕМА 4. Растительный и животный мир края. Знакомство с растительным и животным миром нашего края. Беседа на тему: «Лекарственные травы», «Красная книга и растения края», «Охрана природы родного края», «Заказники», «Природные достопримечательности». Экскурсия в лес. ТЕМА 5. Сбор материала по теме «Наш край богат талантами» (Мельников Н.А.) Фронтальная беседа: Дать первичные сведения об известных людях, связанных с нашим краем. Мельников Н. А. ТЕМА 6. Систематизация и обработка собранного материала о Мельникове Н. А. Подготовка творческой работы о Мельникове Н. А. РАЗДЕЛ II «Поселок, в котором я живу» (6 часов) ТЕМА 7. История поселка Пелым. Изучение материалов музейного фонда, раскрывающих эту тему. Обновление музейного стенда« Как возник наш поселок». ТЕМА 8. Улицы поселка. Знакомство с музейными материалами, посвященными истории улиц села и людям, проживающих на них. ТЕМА 9. Систематизация и обработка собранного материала по истории улиц поселка. Занятие, посвящённое оформлению «Окна моего родного поселка». альбома ТЕМА 10. Памятники и мемориалы поселка. Изучение памятников поселка. ТЕМА 11. Систематизация и обработка собранного материала по теме «Памятники села». Подготовка и защита проекта по теме «Памятники поселка Пелым». ТЕМА 12. Предприятия поселка. Значение. Изучение и анализ фондов школьного музея. Знакомство с соответствующей литературой. Экскурсии на объекты. РАЗДЕЛ III « Подготовка экскурсионной группы» (8 часов) ТЕМА 13. Подготовка экскурсии «История поселка». Изучение и анализ фондов школьного музея. Знакомство с соответствующей литературой. Подготовка на этой основе нового текста экскурсий. ТЕМА 14. Подготовка экскурсии «История школы» Изучение и анализ фондов школьного музея. Знакомство с соответствующей литературой. Подготовка на этой основе нового текста экскурсий. ТЕМА 15. Подготовка экскурсии «Ветераны педагогического труда» Изучение и анализ фондов школьного музея. Знакомство с соответствующей литературой. Подготовка на этой основе нового текста экскурсий. ТЕМА 16. Подготовка экскурсии «Ветераны Великой Отечественной войны- наши земляки» Изучение и анализ фондов школьного музея. Знакомство с соответствующей литературой. Подготовка на этой основе нового текста экскурсий. ТЕМА 17. Подготовка экскурсии «Ветераны Великой Отечественной войны и дети войны поселка Пелым». Изучение и анализ фондов муниципального музея. Знакомство с соответствующей литературой. Подготовка на этой основе нового текста экскурсий. ТЕМА 18. Оформление альбома «Участники боевых действий – жители поселка пелым». Занятие, посвящённое оформлению альбома «Ветераны Великой Отечественной войны Роговской средней школы». ТЕМА 19. Подготовка экскурсии «Быт жителей нашего поселка в прошлом». Изучение и анализ фондов муниципального музея. Знакомство с соответствующей литературой. Подготовка на этой основе нового текста экскурсий. ТЕМА 20. Подготовка экскурсии «В тылу как на фронте». Изучение и анализ фондов муниципального музея. Знакомство с соответствующей литературой. Подготовка на этой основе нового текста экскурсий. РАЗДЕЛ IV «История нашей школы» (4 часа) ТЕМА 21. Возникновение школы в нашем поселке. Изучение возникновения первых общеобразовательных учреждений села. ТЕМА 22. Бывшие директора и учителя школы. Интервьюирование учителей, преподающих в школе в настоящее время с целью получения новых сведений для музейного архива. ТЕМА 23. Сбор и систематизация материалов о выпускниках школы разных лет. Встреча с выпускниками школы с целью сбора сведений для обновления стенда «Наши выпускники». ТЕМА 24. Учителями славится Россия. Подготовка и защита проекта «Учителями славится Россия» РАЗДЕЛ V « Музейная работа» ( 11 часов) ТЕМА 25. Приём экспонатов. Инвентарная книга. Обучение навыкам приёма в музейный фонд новых экспонатов, ведения инвентарной книги, заполнения актов приёма экспонатов. ТЕМА 26. Работа с материалами основного музейного фонда. Получение знаний о правилах архивирования материалов СМИ, умений систематизировать материалы СМИ, навыков работы с газетами и журналами. ТЕМА 27. Сбор новых материалов для обновления музейной экспозиции «Мы ими гордимся». Изучение и анализ фондов школьного музея. Знакомство с соответствующей литературой ТЕМА 28. Сбор материалов для оформление экспозиции «Наши односельчане -участники сражений в «горячих» точках». Изучение и анализ фондов школьного музея. Знакомство с соответствующей литературой ТЕМА 29. «Урок Победы в музее». Изучение и анализ фондов школьного музея. Знакомство с соответствующей литературой ТЕМА 30. Беседа, посвящённая 79- й годовщине Победы советского народа в Великой Отечественной войне. Изучение и анализ фондов муниципального музея. Знакомство с соответствующей литературой ТЕМА 31. Проведение экскурсий в муниципальном музее «Моя малая родина» для учащихся 5-9 классов Изучение и анализ фондов муниципального музея. Знакомство с соответствующей литературой. Подготовка на этой основе нового текста экскурсий. ТЕМА 32. Сбор материалов для оформления новой музейной экспозиции «Славные люди труда». Изучение и анализ фондов муниципального музея. Знакомство с соответствующей литературой. ТЕМА 33. Организация выставки «Ветераны труда» Изучение и анализ фондов муниципального музея. Знакомство с соответствующей литературой. ТЕМА 34. Проведение экскурсий в муниципальном музее «Моя малая родина» для учащихся 1--4 классов. Изучение и анализ фондов муниципального музея. Знакомство с соответствующей литературой. Подготовка на этой основе нового текста экскурсий. ТЕМА 35. Итоговое занятие. Обобщение изученного за год, викторина на знание теоретических вопросов «Знай и люби свой край».Выставка рисунков на тему «Мой край». Формы аттестации и оценочные материалы 1. Анкетирование – для выяснения мнения о проведенном мероприятии, мотивов поведения, оценки окружающей действительности, уровня информированности, уточнения жизненных планов (для предпрофессиональной подготовки) и так далее. 2. Наблюдение – в турпоходах, при посещении музеев, на занятиях (поведенческие моменты, умение общаться с ровесниками и людьми старшего возраста, туристские навыки, самостоятельная работа с книгой и так далее). 3. Собеседование – с обучающимися и их родителями. 4. Методы самооценки –тестирование. 5. Тестирование, зачет, мини-викторины и кроссворды по краеведению для определения уровня освоения программы, осведомленности в проблемах. 6. Обсуждение типовых ситуаций – применяется в блоках: «Техника безопасности», «Общение с жителями села во время туристического похода». 7. Деловые и ролевые игры (экскурсовод и экскурсант, ведущий мероприятия: встречи с тружениками тыла, игры, круглые столы, дискуссии, викторины и т.д.). 8. Конкурсы, викторины, выставки 9. Общая оценка труда педагога дается на родительских собраниях, открытых мероприятиях, мастер-классах. 10. Организация и проведение экскурсии 11. Защита проектов по истории родного края. Организационно- педагогические условия реализации программы МЕТОДИЧЕСКОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ Формы и методы, используемые в работе по программе Методы: 1. Словесные: рассказ, беседа, работа с книгой, лекция. 2. Наглядные: использование экспонатов музея, просмотр фотографий, схем. 3. Практические: экспедиции, исследовательская работа. Формы: практические занятия, групповые и индивидуальные занятия, беседы, экскурсии, занятия-исследования. Перечень основных пособий, материалов, используемых при работе по программе: 1. Экспонаты школьного музея. 2.Отчёты краеведческих экспедиций, походов. 3.Видеозаписи. 4.Карты, фотографии, альбомы 5. Материалы интернета. Технические средства обучения: 1. Фотоаппарат. 2. Ноутбук. 3. Видеопроектор. СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ 1. Фонды муниципального музея . 2. Материалы периодической печати. 3. Материалы Интернет. 4. Кацюба Д.В. Внеклассная работа по истории. М., 1995 Г. 5. Мылонов К.П. Историческое краеведение. М., 1989 г. 6. Билалов М.Ю., Зиятдинов Б.Ш. Социализация личности средствами музейной педагогики, Казань, 2007 г. 7.Сейненский А.Е. Музей воспитывает юных, Москва, 1988 г. 8. Концепция патриотического воспитания граждан РФ [Текст] /Воспитание школьников. – 2005. - №1. 9. Концепция духовно – нравственного воспитания российских школьников[Текст] – М.: Просвещение, 2009. 10. Круглов, Ю.Г. Русские народные загадки, пословицы, поговорки [Текст] / сост. Ю.Г.Круглов. М.: Просвещение, 1990. 11. Кувашова, И.Г. Праздники в начальной школе [Текст] / сост. И.Г.Кувашова – Волгоград: изд. «Учитель», 2001. 12. Лизинский, В.М. Проект программы гражданского и патриотического воспитания [Текст] / Научно – методический журнал зам. директора по воспитательной работе. - 2006. - №3. – 40с. 13. История Брянского края: XIX-XX века. Учебное пособие для 9 класса. – Брянск: Курсив, 2012. 14. Г.П. Поляков, А.А. Чубур «История Брянского края: c древнейших времён до конца ΧѴӀӀI века». 8 класс. Брянск. 2012.