Муниципальное казённое общеобразовательное учреждение средняя общеобразовательная школа №1 п. Пелым РАССМОТРЕНО на педагогическом совете Протокол № 1 от 27 августа 2024 г. УТВЕРЖДАЮ Директор МКОУ СОШ №1 __________________ /СмирноваТ.А./ Приказ № 93 от 27 августа 2024г. Вводится в действие с 01.09.2024г Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа «Удивительный мир информатики» 9 класс п. Пелым, 2024 1. Пояснительная записка курса внеурочной деятельности Цель курса: Систематизация знаний и умений по курсу информатики и ИКТ и подготовка к основному государственному экзамену по информатике учащихся, освоивших основные общеобразовательные программы основного общего образования. Задачи курса: 1. выработать стратегию подготовки к сдаче экзамена по информатике; 2. сформировать: представление о структуре и содержании контрольных измерительных материалов по предмету; назначении заданий различного типа (с выбором ответа, с кратким ответом, практическое задание); 3. сформировать умения эффективно распределять время на выполнение заданий различных типов; 4. развить интерес и положительную мотивацию изучения информатики. Изучение курса внеурочной деятельности направлено на формирование личностных, метапредметных и предметных результатов обучения, соответствующих требованиям федерального государственного образовательного стандарта основного общего образования: Личностные результаты. Основными личностными результатами, формируемыми при изучении данного курса, являются: наличие представлений об информации как важнейшем стратегическом ресурсе развития личности, государства, общества; понимание роли информационных процессов в современном мире; владение первичными навыками анализа и критичной оценки получаемой информации; ответственное отношение к информации с учетом правовых и этических аспектов ее распространения; развитие чувства личной ответственности за качество окружающей информационной среды; способность увязать учебное содержание с собственным жизненным опытом, понять значимость подготовки в области информатики и ИКТ в условиях развития информационного общества; готовность к повышению своего образовательного уровня и продолжению обучения с использованием средств и методов информатики и ИКТ; способность и готовность к общению и сотрудничеству со сверстниками и взрослыми в процессе учебной деятельности; способность и готовность к принятию ценностей здорового образа жизни за счет знания основных гигиенических, эргономических и технических условий безопасной эксплуатации средств ИКТ. Метапредметные результаты. Основными метапредметными результатами, формируемыми при данного курса, являются: владение общепредметными понятиями «модель», «алгоритм», «исполнитель» и др.; владение информационно-логическими умениями: определять понятия, создавать обобщения, устанавливать аналогии, классифицировать, устанавливать причинно-следственные связи, строить логическое рассуждение, и делать выводы; владение умениями самостоятельно планировать пути достижения целей; соотносить свои действия с планируемыми результатами, осуществлять контроль своей деятельности, определять способы действий в рамках предложенных условий, корректировать свои действия в соответствии с изменяющейся ситуацией; оценивать правильность выполнения учебной задачи; владение основами самоконтроля, самооценки, принятия решений и осуществления осознанного выбора в учебной и познавательной деятельности; владение основными универсальными умениями информационного характера: постановка и формулирование проблемы; поиск и выделение необходимой информации, применение методов информационного поиска; структурирование и визуализация информации; выбор наиболее эффективных способов решения задач в зависимости от конкретных условий; самостоятельное создание алгоритмов деятельности при решении проблем творческого и поискового характера; владение информационным моделированием как основным методом приобретения знаний: умение «читать» таблицы, диаграммы, схемы и т.д., самостоятельно перекодировать информацию из одной знаковой системы в другую; умение выбирать форму представления информации в зависимости от стоящей задачи, проверять адекватность модели объекту и цели моделирования; ИКТ-компетентность – широкий спектр умений и навыков использования средств информационных и коммуникационных технологий для сбора, хранения, преобразования и передачи различных видов информации, навыки создания личного информационного пространства (обращение с устройствами ИКТ; коммуникация и социальное взаимодействие; поиск и организация хранения информации; анализ информации). Предметные результаты включают в себя: формирование информационной и алгоритмической культуры; формирование представления о компьютере как универсальном устройстве обработки информации; развитие основных навыков и умений использования компьютерных устройств; формирование представления об основных изучаемых понятиях: информация, алгоритм, модель – и их свойствах; развитие алгоритмического мышления, необходимого для профессиональной деятельности в современном обществе; развитие умений составить и записать алгоритм для конкретного исполнителя; формирование знаний об алгоритмических конструкциях, логических значениях и операциях; знакомство с одним из языков программирования и основными алгоритмическими структурами — линейной, условной и циклической; формирование умений формализации и структурирования информации, умения выбирать способ представления данных в соответствии с поставленной задачей – таблицы, схемы, диаграммы; формирование навыков и умений безопасного и целесообразного поведения при работе с компьютерными программами и в Интернете, умения соблюдать нормы информационной этики и права. 2. СОДЕРЖАНИЕ КУРСА ВНЕУРОЧНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ Раздел 1. «Контрольно-измерительные материалы ОГЭ по информатике» 1.1. «Основные подходы к разработке контрольных измерительных материалов ОГЭ по информатике» ОГЭ как форма независимой оценки уровня учебных достижений выпускников 9 класса. Особенности проведения ОГЭ по информатике. Специфика тестовой формы контроля. Виды тестовых заданий. Структура и содержание КИМов по информатике. Основные термины ОГЭ. Раздел 2 «Тематические блоки» Модуль №1 «Информационные процессы» 2.1. Представление и передача информации Передачи информации: естественные и формальные языки. Формализация описания реальных объектов и процессов, моделирование объектов и процессов. Дискретная форма представления числовой, текстовой, графической и звуковой информации. Единицы измерения количества информации. Процесс передачи информации, сигнал, скорость передачи информации. Кодирование и декодирование информации. Теоретический материал по данной теме, разбор заданий из частей демонстрационных версий. 2.2. Обработка информации. Алгоритм, свойства алгоритмов, способы записи алгоритмов. Блок-схемы. Алгоритмические конструкции. Логические значения, операции, выражения. Разбиение задачи на подзадачи, вспомогательный алгоритм. Основные компоненты компьютера и их функции. Программное обеспечение, его структура. Программное обеспечение общего назначения. Теоретический материал по данной теме, разбор заданий из частей демонстрационных версий. 2.3. Основные устройства ИКТ. Соединение блоков и устройств компьютера, других средств ИКТ. Файлы и файловая система. Оценка количественных параметров информационных объектов. Объем памяти, необходимый для хранения объектов. Оценка количественных параметров информационных процессов. Скорость передачи и обработки объектов, стоимость информационных продуктов, услуг связи. Теоретический материал по данной теме, разбор заданий из частей демонстрационных версий. МОДУЛЬ № 2 «ИКТ» 2.4 Основные устройства, используемые в ИКТ Соединение блоков и устройств компьютера, других средств ИКТ; простейшие операции по управлению (включение и выключение, понимание сигналов о готовности и неполадке и т.д.); использование различных носителей информации, расходных материалов. Гигиенические, эргономические и технические условия безопасной эксплуатации средств ИКТ. Создание, именование, сохранение, удаление объектов, организация их семейств. Файлы и файловая система. Архивирование и разархивирование. Защита информации от компьютерных вирусов. Оценка количественных параметров информационных объектов. Объём памяти, необходимый для хранения объектов. Оценка количественных параметров информационных процессов. Скорость передачи и обработки объектов, стоимость информационных продуктов, услуг связи 2.5. Поиск информации Поиск информации в сети Интернет. Средства и методика поиска информации. Построение запросов. Компьютерные энциклопедии и словари. Компьютерные карты и другие справочные системы 2.6. Проектирование и моделирование. Чертежи. Двумерная графика. Графы. Использование стандартных графических объектов и конструирование графических объектов. Простейшие управляемые компьютерные модели. Знакомство с графическими редакторами. Операции редактирования графических объектов: изменение размера, сжатие изображения; обрезка, поворот, отражение; работа с областями (выделение, копирование, заливка цветом); коррекция цвета, яркости и контрастности. Понятие математической модели. Задачи, решаемые с помощью математического (компьютерного) моделирования. Отличие математической модели от натурной модели и от словесного (литературного) описания объекта. Управление. Сигнал. Обратная связь. Примеры: компьютер и управляемый им исполнитель (в том числе робот); компьютер, получающий сигналы от цифровых датчиков в ходе наблюдений и экспериментов, и управляющий реальными (в том числе движущимися) устройствами Теоретический материал по данной теме, разбор заданий из частей демонстрационных версий. 2.7. Математические инструменты, электронные таблицы. Таблица как средство моделирования. Математические формулы и вычисления по ним. Представление формульной зависимости в графическом виде. Повторение основных конструкций, разбор заданий из частей демонстрационных версий. 2.8. Организация информационной среды. Электронная почта как средство связи. Сохранение информационных объектов из компьютерных сетей и ссылок на них для индивидуального использования (в том числе из Интернета). Организация информации в среде коллективного использования информационных ресурсов. Технология адресации и поиска информации в Интернете. Решение задач с использованием кругов Эйлера. Восстановление доменного IP-адреса. 3. Итоговый контроль. Решение тестов ОГЭ Осуществляется через систему конструктор сайтов или тестов в которую заложены демонстрационные версии ОГЭ по информатике частей 1 и 2. Формы проведения занятий и виды деятельности Структура курса представляет собой набор логически законченных и содержательно взаимосвязанных тем, изучение которых обеспечивает системность и практическую направленность знаний и умений учащихся. Разнообразный дидактический материал дает возможность отбирать задания для учащихся различной степени подготовки. Занятия направлены на расширение и углубление базового курса. Содержание курса можно варьировать с учетом склонностей, интересов и уровня подготовленности учеников. Основной тип занятий − практикум. Для наиболее успешного усвоения материала планируются индивидуальные формы работы и работа в малых группах, также, при самостоятельной работе возможны оперативные консультации учителя. Для текущего контроля учащимся предлагается набор заданий, принцип решения которых разбирается совместно с учителем, а основная часть заданий выполняется учащимся самостоятельно. Данный курс построен по принципу сочетания теоретического материала с практическим решением заданий в формате ОГЭ. Обучение по данной программе сопровождается наличием у каждого обучаемого раздаточного материала с тестовыми заданиями в формате ОГЭ в бумажном и электронном виде. Занятия проводятся в форме лекций и практических занятий по решению задач в формате ОГЭ. Перед разбором задач сначала предлагается краткая теория по определенной теме и важные комментарии о том, на что в первую очередь надо обратить внимание, предлагается наиболее эффективный способ решения. В качестве домашнего задания учащимся предлагается самостоятельное решение задач по мере освоения тем курса. Промежуточный контроль знаний осуществляется в форме выполнения контрольных работ, тестов в бумажном варианте и через Интернет в системе Конструктора сайтов, например, «Сдам ГИА». Основными методами обучения по программе курса являются практические методы выполнении заданий практикума. Практическая деятельность позволяет развить исследовательские и творческие способности учащихся, а также отработать основные умения. Роль учителя состоит в кратком по времени объяснении нового материала и постановке задачи, а затем консультировании учащихся в процессе выполнения практического задания. Для реализации содержания обучения по данной программе все теоретические положения дополняются и закрепляются практическими заданиями, чтобы учащиеся на практике могли отработать навык выполнения действий по решению поставленной задачи. Итак, для обучения учеников по данной программе применяются следующие методы обучения: демонстрационные (презентации, обучающие программные средства); словесные (лекции, семинары, консультации); практические (практические работы, направленные на организацию рабочего места, подбор необходимого оборудования; выбор программного обеспечения для выполнения своей работы). 3. Тематическое планирование Тема Кол-во часов 1 Основные подходы к разработке контрольных измерительных материалов ОГЭ по информатике» 1 2 Представление и передача информации 5 3 Обработка информации 8 4 Основные устройства ИКТ. 2 5 Поиск информации 4 6 Проектирование и моделирование. 2 7 Математические инструменты, электронные таблицы 2 8 Организация информационной среды, 6 9 Решение тестов ОГЭ 4 ИТОГО 34 4. КАЛЕНДАРНО-ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ КУРСА ВНЕУРОЧНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ № п/п Название темы Кол-во часов Дата Дом. задание 1. Знакомство с контрольно-измерительными материалами ОГЭ по информатике 2020 1 1. Объём памяти, необходимый для хранения текстовых данных 1 Прототип задания № 1 1. Проверочная работа №1 «Объём памяти, необходимый для хранения текстовых данных» 1 Прототип задания № 1 1. Декодирование кодовой последовательности 1 Прототип задания № 2 1. Проверочная работа №2 «Декодирование кодовой последовательности» 1 Прототип задания № 2 1. Определение истинности составного высказывания 1 Прототип задания № 3 1. Проверочная работа №3 «Определение истинности составного высказывания» 1 Прототип задания № 3 1. Анализ простейших моделей объектов 1 Прототип задания № 4 1. Проверочная работа №4 «Анализ простейших моделей объектов» 1 Прототип задания № 4 1. Анализ простых алгоритмов для конкретного исполнителя с фиксированным набором команд 1 Прототип задания № 5 1. Проверочная работа №5 «Анализ простых алгоритмов для конкретного исполнителя с фиксированным набором команд» 1 Прототип задания № 5 1. Формальное исполнение алгоритмов, записанных на языке программирования 1 Прототип задания № 6 1. Проверочная работа №6 «Формальное исполнение алгоритмов, записанных на языке программирования» 1. Принципы адресации в сети Интернет 1 Прототип задания № 7 1. Проверочная работа №7 «Принципы адресации в сети Интернет» 1 Прототип задания № 7 1. Принципы поиска информации в Интернете 1 Прототип задания № 8 1. Проверочная работа №8 «Принципы поиска информации в Интернете» 1 Прототип задания № 8 1. Анализ информации, 1 Прототип задания № 9 1 Прототип задания № 9 1 Прототип задания № 10 Прототип задания № 6 представленной в виде схем 1. Проверочная работа №9 «Анализ информации, представленной в виде схем» 1. Запись чисел в различных системах счисления 1. Проверочная работа №10 «Запись чисел в различных системах Прототип задания № 10 счисления» 1. Поиск информации в файлах 1 Прототип задания № 11 и каталогах компьютера 1. Проверочная работа №11 «Поиск информации в файлах и каталогах компьютера» 1 Прототип задания № 11 1. Определение количества и информационного объёма файлов, отобранных по 1 Прототип задания № 12 некоторому условию 1. Проверочная работа №12 «Определение количества и 1 Прототип задания № 12 информационного объёма файлов, отобранных по некоторому условию» 1. Создание презентации 1. Проверочная работа №13.1 «Создание презентации» 1. Создание презентации текстового документа Прототип задания № 13.2 1. Проверочная работа №13.2 «Создание презентации текстового документа» Прототип задания № 13.2 1. Обработка большого массива данных с использованием средств электронной таблицы 1 Прототип задания № 14 1. Проверочная работа №14 «Обработка большого массива данных с использованием средств электронной таблицы» 1 Прототип задания № 14 1. Создание и выполнение программы (алгоритма)для заданного исполнителя 1. Проверочная работа №15 «Создание и выполнение программы (алгоритма)для заданного исполнителя» 1 1. Решение тестов ОГЭ 1 Прототип задания № 13.1 1 Прототип задания № 13.1 Прототип задания № 15 Прототип задания № 15