Удивительный мир информатики 9 класс

Муниципальное казённое общеобразовательное учреждение
средняя общеобразовательная школа №1 п. Пелым
РАССМОТРЕНО
на педагогическом совете
Протокол № 1 от 27 августа 2024 г.

УТВЕРЖДАЮ

Директор МКОУ СОШ №1
__________________
/СмирноваТ.А./
Приказ № 93 от 27 августа 2024г.
Вводится в действие с 01.09.2024г

Дополнительная общеобразовательная
общеразвивающая программа
«Удивительный мир информатики»
9 класс

п. Пелым, 2024

1. Пояснительная записка курса внеурочной деятельности

Цель курса:
Систематизация знаний и умений по курсу информатики и ИКТ и подготовка к основному
государственному экзамену по информатике учащихся, освоивших основные общеобразовательные
программы основного общего образования.

Задачи курса:
1. выработать стратегию подготовки к сдаче экзамена по информатике;
2. сформировать: представление о структуре и содержании контрольных измерительных
материалов по предмету; назначении заданий различного типа (с выбором ответа, с кратким
ответом, практическое задание);
3. сформировать умения эффективно распределять время на выполнение заданий различных
типов;
4. развить интерес и положительную мотивацию изучения информатики.
Изучение курса внеурочной деятельности направлено на
формирование личностных, метапредметных и предметных результатов обучения,
соответствующих требованиям федерального государственного образовательного стандарта основного
общего образования:

Личностные результаты. Основными личностными результатами, формируемыми при изучении
данного курса, являются:


наличие представлений об информации как важнейшем стратегическом ресурсе развития
личности, государства, общества;



понимание роли информационных процессов в современном мире;



владение первичными навыками анализа и критичной оценки получаемой информации;



ответственное отношение к информации с учетом правовых и этических аспектов ее
распространения;



развитие чувства личной ответственности за качество окружающей информационной среды;



способность увязать учебное содержание с собственным жизненным опытом, понять
значимость подготовки в области информатики и ИКТ в условиях развития информационного
общества;



готовность к повышению своего образовательного уровня и продолжению обучения с
использованием средств и методов информатики и ИКТ;



способность и готовность к общению и сотрудничеству со сверстниками и взрослыми в
процессе учебной деятельности;



способность и готовность к принятию ценностей здорового образа жизни за счет знания
основных гигиенических, эргономических и технических условий безопасной эксплуатации
средств ИКТ.

Метапредметные результаты. Основными метапредметными результатами, формируемыми при
данного курса, являются:


владение общепредметными понятиями «модель», «алгоритм», «исполнитель» и др.;



владение информационно-логическими умениями: определять понятия, создавать обобщения,
устанавливать аналогии, классифицировать, устанавливать причинно-следственные связи,
строить логическое рассуждение, и делать выводы;



владение умениями самостоятельно планировать пути достижения целей; соотносить свои
действия с планируемыми результатами, осуществлять контроль своей деятельности,
определять способы действий в рамках предложенных условий, корректировать свои действия
в соответствии с изменяющейся ситуацией; оценивать правильность выполнения учебной
задачи;



владение основами самоконтроля, самооценки, принятия решений и осуществления
осознанного выбора в учебной и познавательной деятельности;



владение основными универсальными умениями информационного характера: постановка и
формулирование проблемы; поиск и выделение необходимой информации, применение
методов информационного поиска; структурирование и визуализация информации; выбор

наиболее эффективных способов решения задач в зависимости от конкретных условий;
самостоятельное создание алгоритмов деятельности при решении проблем творческого и
поискового характера;


владение информационным моделированием как основным методом приобретения знаний:
умение «читать» таблицы, диаграммы, схемы и т.д., самостоятельно перекодировать
информацию из одной знаковой системы в другую; умение выбирать форму представления
информации в зависимости от стоящей задачи, проверять адекватность модели объекту и цели
моделирования;



ИКТ-компетентность – широкий спектр умений и навыков использования средств
информационных и коммуникационных технологий для сбора, хранения, преобразования и
передачи различных видов информации, навыки создания личного информационного
пространства (обращение с устройствами ИКТ; коммуникация и социальное взаимодействие;
поиск и организация хранения информации; анализ информации).

Предметные результаты включают в себя:


формирование информационной и алгоритмической культуры; формирование представления о
компьютере как универсальном устройстве обработки информации; развитие основных
навыков и умений использования компьютерных устройств;



формирование представления об основных изучаемых понятиях: информация, алгоритм,
модель – и их свойствах;



развитие алгоритмического мышления, необходимого для профессиональной деятельности в
современном обществе; развитие умений составить и записать алгоритм для конкретного
исполнителя; формирование знаний об алгоритмических конструкциях, логических значениях
и операциях; знакомство с одним из языков программирования и основными
алгоритмическими структурами — линейной, условной и циклической;



формирование умений формализации и структурирования информации, умения выбирать
способ представления данных в соответствии с поставленной задачей – таблицы, схемы,
диаграммы;



формирование навыков и умений безопасного и целесообразного поведения при работе с
компьютерными программами и в Интернете, умения соблюдать нормы информационной
этики и права.

2. СОДЕРЖАНИЕ КУРСА ВНЕУРОЧНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ

Раздел 1. «Контрольно-измерительные материалы ОГЭ по информатике»
1.1. «Основные подходы к разработке контрольных измерительных материалов ОГЭ по
информатике»
ОГЭ как форма независимой оценки уровня учебных достижений выпускников 9 класса. Особенности
проведения ОГЭ по информатике. Специфика тестовой формы контроля. Виды тестовых заданий.
Структура и содержание КИМов по информатике. Основные термины ОГЭ.
Раздел 2 «Тематические блоки»
Модуль №1 «Информационные процессы»
2.1. Представление и передача информации
Передачи информации: естественные и формальные языки. Формализация описания реальных
объектов и процессов, моделирование объектов и процессов. Дискретная форма представления
числовой, текстовой, графической и звуковой информации. Единицы измерения количества
информации. Процесс передачи информации, сигнал, скорость передачи информации. Кодирование и
декодирование информации.
Теоретический материал по данной теме, разбор заданий из частей демонстрационных версий.
2.2. Обработка информации.
Алгоритм, свойства алгоритмов, способы записи алгоритмов. Блок-схемы. Алгоритмические
конструкции. Логические значения, операции, выражения. Разбиение задачи на подзадачи,
вспомогательный алгоритм. Основные компоненты компьютера и их функции. Программное
обеспечение, его структура. Программное обеспечение общего назначения.
Теоретический материал по данной теме, разбор заданий из частей демонстрационных версий.
2.3. Основные устройства ИКТ.
Соединение блоков и устройств компьютера, других средств ИКТ. Файлы и файловая система. Оценка
количественных параметров информационных объектов. Объем памяти, необходимый для хранения
объектов. Оценка количественных параметров информационных процессов. Скорость передачи и
обработки объектов, стоимость информационных продуктов, услуг связи.
Теоретический материал по данной теме, разбор заданий из частей демонстрационных версий.
МОДУЛЬ № 2 «ИКТ»
2.4 Основные устройства, используемые в ИКТ
Соединение блоков и устройств компьютера, других средств ИКТ; простейшие операции по
управлению (включение и выключение, понимание сигналов о готовности и неполадке и т.д.);
использование различных
носителей информации, расходных материалов. Гигиенические, эргономические и технические
условия
безопасной эксплуатации средств ИКТ. Создание, именование, сохранение, удаление объектов,
организация их семейств. Файлы и файловая система. Архивирование и разархивирование. Защита
информации от компьютерных вирусов. Оценка количественных параметров информационных
объектов. Объём памяти, необходимый для хранения объектов. Оценка количественных параметров
информационных процессов. Скорость передачи и обработки объектов, стоимость информационных
продуктов, услуг связи

2.5. Поиск информации
Поиск информации в сети Интернет. Средства и методика поиска информации. Построение запросов.
Компьютерные энциклопедии и словари. Компьютерные карты и другие справочные системы

2.6. Проектирование и моделирование.
Чертежи. Двумерная графика. Графы. Использование стандартных графических объектов и
конструирование графических объектов. Простейшие управляемые компьютерные модели. Знакомство
с графическими редакторами. Операции редактирования графических объектов: изменение размера,
сжатие изображения; обрезка, поворот, отражение; работа с областями (выделение, копирование,
заливка
цветом); коррекция цвета, яркости и контрастности. Понятие математической модели. Задачи,
решаемые с
помощью математического (компьютерного) моделирования. Отличие математической модели от
натурной модели и от словесного (литературного) описания объекта. Управление. Сигнал. Обратная
связь. Примеры:
компьютер и управляемый им исполнитель (в том числе робот); компьютер, получающий сигналы от
цифровых датчиков в ходе наблюдений и экспериментов, и управляющий реальными (в том числе
движущимися)
устройствами
Теоретический материал по данной теме, разбор заданий из частей демонстрационных версий.

2.7. Математические инструменты, электронные таблицы.
Таблица как средство моделирования. Математические формулы и вычисления по ним. Представление
формульной зависимости в графическом виде.
Повторение основных конструкций, разбор заданий из частей демонстрационных версий.
2.8. Организация информационной среды.
Электронная почта как средство связи. Сохранение информационных объектов из компьютерных сетей
и ссылок на них для индивидуального использования (в том числе из Интернета). Организация
информации в среде коллективного использования информационных ресурсов. Технология адресации
и поиска информации в Интернете. Решение задач с использованием кругов Эйлера. Восстановление
доменного IP-адреса.
3. Итоговый контроль. Решение тестов ОГЭ
Осуществляется через систему конструктор сайтов или тестов в которую заложены демонстрационные
версии ОГЭ по информатике частей 1 и 2.

Формы проведения занятий и виды деятельности
Структура курса представляет собой набор логически законченных и содержательно взаимосвязанных
тем, изучение которых обеспечивает системность и практическую направленность знаний и умений
учащихся. Разнообразный дидактический материал дает возможность отбирать задания для учащихся
различной степени подготовки. Занятия направлены на расширение и углубление базового курса.
Содержание курса можно варьировать с учетом склонностей, интересов и уровня подготовленности
учеников.
Основной тип занятий − практикум. Для наиболее успешного усвоения материала планируются
индивидуальные формы работы и работа в малых группах, также, при самостоятельной работе
возможны оперативные консультации учителя. Для текущего контроля учащимся предлагается набор
заданий, принцип решения которых разбирается совместно с учителем, а основная часть заданий
выполняется учащимся самостоятельно.
Данный курс построен по принципу сочетания теоретического материала с практическим решением
заданий в формате ОГЭ.
Обучение по данной программе сопровождается наличием у каждого обучаемого раздаточного
материала с тестовыми заданиями в формате ОГЭ в бумажном и электронном виде.
Занятия проводятся в форме лекций и практических занятий по решению задач в формате ОГЭ. Перед
разбором задач сначала предлагается краткая теория по определенной теме и важные комментарии о

том, на что в первую очередь надо обратить внимание, предлагается наиболее эффективный способ
решения. В качестве домашнего задания учащимся предлагается самостоятельное решение задач по
мере освоения тем курса.
Промежуточный контроль знаний осуществляется в форме выполнения контрольных работ, тестов в
бумажном варианте и через Интернет в системе Конструктора сайтов, например, «Сдам ГИА».
Основными методами обучения по программе курса являются практические методы выполнении
заданий практикума. Практическая деятельность позволяет развить исследовательские и творческие
способности учащихся, а также отработать основные умения. Роль учителя состоит в кратком по
времени объяснении нового материала и постановке задачи, а затем консультировании учащихся в
процессе выполнения практического задания.
Для реализации содержания обучения по данной программе все теоретические положения
дополняются и закрепляются практическими заданиями, чтобы учащиеся на практике могли
отработать навык выполнения действий по решению поставленной задачи.
Итак, для обучения учеников по данной программе применяются следующие методы обучения:


демонстрационные (презентации, обучающие программные средства);



словесные (лекции, семинары, консультации);



практические (практические работы, направленные на организацию рабочего места, подбор
необходимого оборудования; выбор программного обеспечения для выполнения своей работы).
3. Тематическое планирование

Тема

Кол-во часов

1

Основные подходы к разработке контрольных измерительных
материалов ОГЭ по информатике»

1

2

Представление и передача информации

5

3

Обработка информации

8

4

Основные устройства ИКТ.

2

5

Поиск информации

4

6

Проектирование и моделирование.

2

7

Математические инструменты, электронные таблицы

2

8

Организация информационной среды,

6

9

Решение тестов ОГЭ

4

ИТОГО

34

4. КАЛЕНДАРНО-ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ КУРСА ВНЕУРОЧНОЙ
ДЕЯТЕЛЬНОСТИ
№ п/п

Название темы

Кол-во
часов

Дата

Дом. задание

1.

Знакомство с контрольно-измерительными
материалами ОГЭ по информатике 2020

1

1.

Объём памяти, необходимый для хранения
текстовых данных

1

Прототип задания № 1

1.

Проверочная работа №1 «Объём памяти,
необходимый для хранения текстовых данных»

1

Прототип задания № 1

1.

Декодирование кодовой
последовательности

1

Прототип задания № 2

1.

Проверочная работа №2 «Декодирование
кодовой последовательности»

1

Прототип задания № 2

1.

Определение истинности составного
высказывания

1

Прототип задания № 3

1.

Проверочная работа №3 «Определение
истинности составного высказывания»

1

Прототип задания № 3

1.

Анализ простейших моделей объектов

1

Прототип задания № 4

1.

Проверочная работа №4 «Анализ простейших
моделей объектов»

1

Прототип задания № 4

1.

Анализ простых алгоритмов для конкретного
исполнителя с фиксированным набором команд

1

Прототип задания № 5

1.

Проверочная работа №5 «Анализ простых
алгоритмов для конкретного исполнителя с
фиксированным набором команд»

1

Прототип задания № 5

1.

Формальное исполнение алгоритмов,
записанных на языке программирования

1

Прототип задания № 6

1.

Проверочная работа №6 «Формальное
исполнение алгоритмов, записанных на языке
программирования»

1.

Принципы адресации в сети Интернет

1

Прототип задания № 7

1.

Проверочная работа №7 «Принципы адресации
в сети Интернет»

1

Прототип задания № 7

1.

Принципы поиска информации в Интернете

1

Прототип задания № 8

1.

Проверочная работа №8 «Принципы поиска
информации в Интернете»

1

Прототип задания № 8

1.

Анализ информации,

1

Прототип задания № 9

1

Прототип задания № 9

1

Прототип задания №
10

Прототип задания № 6

представленной в виде схем

1.

Проверочная работа №9 «Анализ информации,
представленной в виде схем»

1.

Запись чисел в различных системах
счисления

1.

Проверочная работа №10 «Запись чисел в
различных системах

Прототип задания №
10

счисления»

1.

Поиск информации в файлах

1

Прототип задания №
11

и каталогах компьютера

1.

Проверочная работа №11 «Поиск информации
в файлах и каталогах компьютера»

1

Прототип задания №
11

1.

Определение количества и информационного
объёма файлов, отобранных по

1

Прототип задания №
12

некоторому условию

1.

Проверочная работа №12 «Определение
количества и

1

Прототип задания №
12

информационного объёма файлов, отобранных
по некоторому условию»

1.

Создание презентации

1.

Проверочная работа №13.1 «Создание
презентации»

1.

Создание презентации текстового документа

Прототип задания №
13.2

1.

Проверочная работа №13.2 «Создание
презентации текстового документа»

Прототип задания №
13.2

1.

Обработка большого массива данных с
использованием средств электронной
таблицы

1

Прототип задания №
14

1.

Проверочная работа №14 «Обработка
большого массива данных с
использованием средств электронной
таблицы»

1

Прототип задания №
14

1.

Создание и выполнение программы
(алгоритма)для заданного исполнителя

1.

Проверочная работа №15 «Создание и
выполнение программы (алгоритма)для
заданного исполнителя»

1

1.

Решение тестов ОГЭ

1

Прототип задания №
13.1
1

Прототип задания №
13.1

Прототип задания №
15
Прототип задания №
15


Наверх
На сайте используются файлы cookie. Продолжая использование сайта, вы соглашаетесь на обработку своих персональных данных. Подробности об обработке ваших данных — в политике конфиденциальности.

Функционал «Мастер заполнения» недоступен с мобильных устройств.
Пожалуйста, воспользуйтесь персональным компьютером для редактирования информации в «Мастере заполнения».