Муниципальное казённое общеобразовательное учреждение
средняя общеобразовательная школа №1 п. Пелым
РАССМОТРЕНО
на педагогическом совете
Протокол № 1 от 27 августа 2024 г.
УТВЕРЖДАЮ
Директор МКОУ СОШ №1
__________________
/СмирноваТ.А./
Приказ № 93 от 27 августа 2024г.
Вводится в действие с 01.09.2024г
Дополнительная общеобразовательная
общеразвивающая программа
«Удивительный мир информатики»
9 класс
п. Пелым, 2024
1. Пояснительная записка курса внеурочной деятельности
Цель курса:
Систематизация знаний и умений по курсу информатики и ИКТ и подготовка к основному
государственному экзамену по информатике учащихся, освоивших основные общеобразовательные
программы основного общего образования.
Задачи курса:
1. выработать стратегию подготовки к сдаче экзамена по информатике;
2. сформировать: представление о структуре и содержании контрольных измерительных
материалов по предмету; назначении заданий различного типа (с выбором ответа, с кратким
ответом, практическое задание);
3. сформировать умения эффективно распределять время на выполнение заданий различных
типов;
4. развить интерес и положительную мотивацию изучения информатики.
Изучение курса внеурочной деятельности направлено на
формирование личностных, метапредметных и предметных результатов обучения,
соответствующих требованиям федерального государственного образовательного стандарта основного
общего образования:
Личностные результаты. Основными личностными результатами, формируемыми при изучении
данного курса, являются:
наличие представлений об информации как важнейшем стратегическом ресурсе развития
личности, государства, общества;
понимание роли информационных процессов в современном мире;
владение первичными навыками анализа и критичной оценки получаемой информации;
ответственное отношение к информации с учетом правовых и этических аспектов ее
распространения;
развитие чувства личной ответственности за качество окружающей информационной среды;
способность увязать учебное содержание с собственным жизненным опытом, понять
значимость подготовки в области информатики и ИКТ в условиях развития информационного
общества;
готовность к повышению своего образовательного уровня и продолжению обучения с
использованием средств и методов информатики и ИКТ;
способность и готовность к общению и сотрудничеству со сверстниками и взрослыми в
процессе учебной деятельности;
способность и готовность к принятию ценностей здорового образа жизни за счет знания
основных гигиенических, эргономических и технических условий безопасной эксплуатации
средств ИКТ.
Метапредметные результаты. Основными метапредметными результатами, формируемыми при
данного курса, являются:
владение общепредметными понятиями «модель», «алгоритм», «исполнитель» и др.;
владение информационно-логическими умениями: определять понятия, создавать обобщения,
устанавливать аналогии, классифицировать, устанавливать причинно-следственные связи,
строить логическое рассуждение, и делать выводы;
владение умениями самостоятельно планировать пути достижения целей; соотносить свои
действия с планируемыми результатами, осуществлять контроль своей деятельности,
определять способы действий в рамках предложенных условий, корректировать свои действия
в соответствии с изменяющейся ситуацией; оценивать правильность выполнения учебной
задачи;
владение основами самоконтроля, самооценки, принятия решений и осуществления
осознанного выбора в учебной и познавательной деятельности;
владение основными универсальными умениями информационного характера: постановка и
формулирование проблемы; поиск и выделение необходимой информации, применение
методов информационного поиска; структурирование и визуализация информации; выбор
наиболее эффективных способов решения задач в зависимости от конкретных условий;
самостоятельное создание алгоритмов деятельности при решении проблем творческого и
поискового характера;
владение информационным моделированием как основным методом приобретения знаний:
умение «читать» таблицы, диаграммы, схемы и т.д., самостоятельно перекодировать
информацию из одной знаковой системы в другую; умение выбирать форму представления
информации в зависимости от стоящей задачи, проверять адекватность модели объекту и цели
моделирования;
ИКТ-компетентность – широкий спектр умений и навыков использования средств
информационных и коммуникационных технологий для сбора, хранения, преобразования и
передачи различных видов информации, навыки создания личного информационного
пространства (обращение с устройствами ИКТ; коммуникация и социальное взаимодействие;
поиск и организация хранения информации; анализ информации).
Предметные результаты включают в себя:
формирование информационной и алгоритмической культуры; формирование представления о
компьютере как универсальном устройстве обработки информации; развитие основных
навыков и умений использования компьютерных устройств;
формирование представления об основных изучаемых понятиях: информация, алгоритм,
модель – и их свойствах;
развитие алгоритмического мышления, необходимого для профессиональной деятельности в
современном обществе; развитие умений составить и записать алгоритм для конкретного
исполнителя; формирование знаний об алгоритмических конструкциях, логических значениях
и операциях; знакомство с одним из языков программирования и основными
алгоритмическими структурами — линейной, условной и циклической;
формирование умений формализации и структурирования информации, умения выбирать
способ представления данных в соответствии с поставленной задачей – таблицы, схемы,
диаграммы;
формирование навыков и умений безопасного и целесообразного поведения при работе с
компьютерными программами и в Интернете, умения соблюдать нормы информационной
этики и права.
2. СОДЕРЖАНИЕ КУРСА ВНЕУРОЧНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ
Раздел 1. «Контрольно-измерительные материалы ОГЭ по информатике»
1.1. «Основные подходы к разработке контрольных измерительных материалов ОГЭ по
информатике»
ОГЭ как форма независимой оценки уровня учебных достижений выпускников 9 класса. Особенности
проведения ОГЭ по информатике. Специфика тестовой формы контроля. Виды тестовых заданий.
Структура и содержание КИМов по информатике. Основные термины ОГЭ.
Раздел 2 «Тематические блоки»
Модуль №1 «Информационные процессы»
2.1. Представление и передача информации
Передачи информации: естественные и формальные языки. Формализация описания реальных
объектов и процессов, моделирование объектов и процессов. Дискретная форма представления
числовой, текстовой, графической и звуковой информации. Единицы измерения количества
информации. Процесс передачи информации, сигнал, скорость передачи информации. Кодирование и
декодирование информации.
Теоретический материал по данной теме, разбор заданий из частей демонстрационных версий.
2.2. Обработка информации.
Алгоритм, свойства алгоритмов, способы записи алгоритмов. Блок-схемы. Алгоритмические
конструкции. Логические значения, операции, выражения. Разбиение задачи на подзадачи,
вспомогательный алгоритм. Основные компоненты компьютера и их функции. Программное
обеспечение, его структура. Программное обеспечение общего назначения.
Теоретический материал по данной теме, разбор заданий из частей демонстрационных версий.
2.3. Основные устройства ИКТ.
Соединение блоков и устройств компьютера, других средств ИКТ. Файлы и файловая система. Оценка
количественных параметров информационных объектов. Объем памяти, необходимый для хранения
объектов. Оценка количественных параметров информационных процессов. Скорость передачи и
обработки объектов, стоимость информационных продуктов, услуг связи.
Теоретический материал по данной теме, разбор заданий из частей демонстрационных версий.
МОДУЛЬ № 2 «ИКТ»
2.4 Основные устройства, используемые в ИКТ
Соединение блоков и устройств компьютера, других средств ИКТ; простейшие операции по
управлению (включение и выключение, понимание сигналов о готовности и неполадке и т.д.);
использование различных
носителей информации, расходных материалов. Гигиенические, эргономические и технические
условия
безопасной эксплуатации средств ИКТ. Создание, именование, сохранение, удаление объектов,
организация их семейств. Файлы и файловая система. Архивирование и разархивирование. Защита
информации от компьютерных вирусов. Оценка количественных параметров информационных
объектов. Объём памяти, необходимый для хранения объектов. Оценка количественных параметров
информационных процессов. Скорость передачи и обработки объектов, стоимость информационных
продуктов, услуг связи
2.5. Поиск информации
Поиск информации в сети Интернет. Средства и методика поиска информации. Построение запросов.
Компьютерные энциклопедии и словари. Компьютерные карты и другие справочные системы
2.6. Проектирование и моделирование.
Чертежи. Двумерная графика. Графы. Использование стандартных графических объектов и
конструирование графических объектов. Простейшие управляемые компьютерные модели. Знакомство
с графическими редакторами. Операции редактирования графических объектов: изменение размера,
сжатие изображения; обрезка, поворот, отражение; работа с областями (выделение, копирование,
заливка
цветом); коррекция цвета, яркости и контрастности. Понятие математической модели. Задачи,
решаемые с
помощью математического (компьютерного) моделирования. Отличие математической модели от
натурной модели и от словесного (литературного) описания объекта. Управление. Сигнал. Обратная
связь. Примеры:
компьютер и управляемый им исполнитель (в том числе робот); компьютер, получающий сигналы от
цифровых датчиков в ходе наблюдений и экспериментов, и управляющий реальными (в том числе
движущимися)
устройствами
Теоретический материал по данной теме, разбор заданий из частей демонстрационных версий.
2.7. Математические инструменты, электронные таблицы.
Таблица как средство моделирования. Математические формулы и вычисления по ним. Представление
формульной зависимости в графическом виде.
Повторение основных конструкций, разбор заданий из частей демонстрационных версий.
2.8. Организация информационной среды.
Электронная почта как средство связи. Сохранение информационных объектов из компьютерных сетей
и ссылок на них для индивидуального использования (в том числе из Интернета). Организация
информации в среде коллективного использования информационных ресурсов. Технология адресации
и поиска информации в Интернете. Решение задач с использованием кругов Эйлера. Восстановление
доменного IP-адреса.
3. Итоговый контроль. Решение тестов ОГЭ
Осуществляется через систему конструктор сайтов или тестов в которую заложены демонстрационные
версии ОГЭ по информатике частей 1 и 2.
Формы проведения занятий и виды деятельности
Структура курса представляет собой набор логически законченных и содержательно взаимосвязанных
тем, изучение которых обеспечивает системность и практическую направленность знаний и умений
учащихся. Разнообразный дидактический материал дает возможность отбирать задания для учащихся
различной степени подготовки. Занятия направлены на расширение и углубление базового курса.
Содержание курса можно варьировать с учетом склонностей, интересов и уровня подготовленности
учеников.
Основной тип занятий − практикум. Для наиболее успешного усвоения материала планируются
индивидуальные формы работы и работа в малых группах, также, при самостоятельной работе
возможны оперативные консультации учителя. Для текущего контроля учащимся предлагается набор
заданий, принцип решения которых разбирается совместно с учителем, а основная часть заданий
выполняется учащимся самостоятельно.
Данный курс построен по принципу сочетания теоретического материала с практическим решением
заданий в формате ОГЭ.
Обучение по данной программе сопровождается наличием у каждого обучаемого раздаточного
материала с тестовыми заданиями в формате ОГЭ в бумажном и электронном виде.
Занятия проводятся в форме лекций и практических занятий по решению задач в формате ОГЭ. Перед
разбором задач сначала предлагается краткая теория по определенной теме и важные комментарии о
том, на что в первую очередь надо обратить внимание, предлагается наиболее эффективный способ
решения. В качестве домашнего задания учащимся предлагается самостоятельное решение задач по
мере освоения тем курса.
Промежуточный контроль знаний осуществляется в форме выполнения контрольных работ, тестов в
бумажном варианте и через Интернет в системе Конструктора сайтов, например, «Сдам ГИА».
Основными методами обучения по программе курса являются практические методы выполнении
заданий практикума. Практическая деятельность позволяет развить исследовательские и творческие
способности учащихся, а также отработать основные умения. Роль учителя состоит в кратком по
времени объяснении нового материала и постановке задачи, а затем консультировании учащихся в
процессе выполнения практического задания.
Для реализации содержания обучения по данной программе все теоретические положения
дополняются и закрепляются практическими заданиями, чтобы учащиеся на практике могли
отработать навык выполнения действий по решению поставленной задачи.
Итак, для обучения учеников по данной программе применяются следующие методы обучения:
демонстрационные (презентации, обучающие программные средства);
словесные (лекции, семинары, консультации);
практические (практические работы, направленные на организацию рабочего места, подбор
необходимого оборудования; выбор программного обеспечения для выполнения своей работы).
3. Тематическое планирование
Тема
Кол-во часов
1
Основные подходы к разработке контрольных измерительных
материалов ОГЭ по информатике»
1
2
Представление и передача информации
5
3
Обработка информации
8
4
Основные устройства ИКТ.
2
5
Поиск информации
4
6
Проектирование и моделирование.
2
7
Математические инструменты, электронные таблицы
2
8
Организация информационной среды,
6
9
Решение тестов ОГЭ
4
ИТОГО
34
4. КАЛЕНДАРНО-ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ КУРСА ВНЕУРОЧНОЙ
ДЕЯТЕЛЬНОСТИ
№ п/п
Название темы
Кол-во
часов
Дата
Дом. задание
1.
Знакомство с контрольно-измерительными
материалами ОГЭ по информатике 2020
1
1.
Объём памяти, необходимый для хранения
текстовых данных
1
Прототип задания № 1
1.
Проверочная работа №1 «Объём памяти,
необходимый для хранения текстовых данных»
1
Прототип задания № 1
1.
Декодирование кодовой
последовательности
1
Прототип задания № 2
1.
Проверочная работа №2 «Декодирование
кодовой последовательности»
1
Прототип задания № 2
1.
Определение истинности составного
высказывания
1
Прототип задания № 3
1.
Проверочная работа №3 «Определение
истинности составного высказывания»
1
Прототип задания № 3
1.
Анализ простейших моделей объектов
1
Прототип задания № 4
1.
Проверочная работа №4 «Анализ простейших
моделей объектов»
1
Прототип задания № 4
1.
Анализ простых алгоритмов для конкретного
исполнителя с фиксированным набором команд
1
Прототип задания № 5
1.
Проверочная работа №5 «Анализ простых
алгоритмов для конкретного исполнителя с
фиксированным набором команд»
1
Прототип задания № 5
1.
Формальное исполнение алгоритмов,
записанных на языке программирования
1
Прототип задания № 6
1.
Проверочная работа №6 «Формальное
исполнение алгоритмов, записанных на языке
программирования»
1.
Принципы адресации в сети Интернет
1
Прототип задания № 7
1.
Проверочная работа №7 «Принципы адресации
в сети Интернет»
1
Прототип задания № 7
1.
Принципы поиска информации в Интернете
1
Прототип задания № 8
1.
Проверочная работа №8 «Принципы поиска
информации в Интернете»
1
Прототип задания № 8
1.
Анализ информации,
1
Прототип задания № 9
1
Прототип задания № 9
1
Прототип задания №
10
Прототип задания № 6
представленной в виде схем
1.
Проверочная работа №9 «Анализ информации,
представленной в виде схем»
1.
Запись чисел в различных системах
счисления
1.
Проверочная работа №10 «Запись чисел в
различных системах
Прототип задания №
10
счисления»
1.
Поиск информации в файлах
1
Прототип задания №
11
и каталогах компьютера
1.
Проверочная работа №11 «Поиск информации
в файлах и каталогах компьютера»
1
Прототип задания №
11
1.
Определение количества и информационного
объёма файлов, отобранных по
1
Прототип задания №
12
некоторому условию
1.
Проверочная работа №12 «Определение
количества и
1
Прототип задания №
12
информационного объёма файлов, отобранных
по некоторому условию»
1.
Создание презентации
1.
Проверочная работа №13.1 «Создание
презентации»
1.
Создание презентации текстового документа
Прототип задания №
13.2
1.
Проверочная работа №13.2 «Создание
презентации текстового документа»
Прототип задания №
13.2
1.
Обработка большого массива данных с
использованием средств электронной
таблицы
1
Прототип задания №
14
1.
Проверочная работа №14 «Обработка
большого массива данных с
использованием средств электронной
таблицы»
1
Прототип задания №
14
1.
Создание и выполнение программы
(алгоритма)для заданного исполнителя
1.
Проверочная работа №15 «Создание и
выполнение программы (алгоритма)для
заданного исполнителя»
1
1.
Решение тестов ОГЭ
1
Прототип задания №
13.1
1
Прототип задания №
13.1
Прототип задания №
15
Прототип задания №
15