Экспериментальная физика 9 класс

Муниципальное казённое общеобразовательное учреждение
средняя общеобразовательная школа №1 п. Пелым
РАССМОТРЕНО
на педагогическом совете
Протокол № 1 от 27 августа 2024 г.

УТВЕРЖДАЮ

Директор МКОУ СОШ №1
__________________
/СмирноваТ.А./
Приказ № 93 от 27 августа 2024г.
Вводится в действие с 01.09.2024г

Дополнительная общеобразовательная
общеразвивающая программа
«Экспериментальная физика»
9 классы

Пояснительная записка
Программа занятий
внеурочной
деятельности
по
физике
«Экспериментальная физика» предназначена для организации внеурочной
деятельности обучающихся 9 классов и составлена на основе:
1. Федеральный закон «Об образовании в РФ» 29.12.2012 № 273
2. Приказ Министерства образования и науки РФ от 17.12.2010 №1897
«Об
утверждении
федерального
государственного
общеобразовательного стандарта основного общего образования» (с
изменениями от 29.12.2014 №1644, от 31.12.2015 №1577).
Данная рабочая программа составлена с использованием научных,
научно-методических и методических рекомендаций:
1. Формирование универсальных учебных действий в основной школе:
от действия к мысли. Система заданий: пособие для учителя / А.Г.
Асмолов, Г.В. Бурменская, И.А. Володарская и др.; под ред. А.Г.
Асмолова. – 2-е изд. – М.: Просвещение, 2011.
2. Физика. 7-9 классы: технологическая карта и сценарии уроков
развивающего обучения, интегрированные уроки / авт.-сост. Т.И.
Долгая, В.А. попова, В.Н. Сафронов, Э.В. Хачатрян. – Волгоград:
Учитель, 2015. -125с.
3. Достижение личностных результатов учащимися на уроках физики /
М.А. Кунаш. - Волгоград: Учитель, 2015. - 255с.
4. Методические рекомендации по организации учебного процесса по
физике в 2015-2016 учебном году. Ананичева С.В. главный
специалист организационно-методической работы ОГБУ «Центра
ОСИ» г. Ульяновска, 2016г.
5. Физика. Информационно-образовательная среда как условие
реализации ФГОС [Текст]: методические рекомендации. В 3 ч. Часть
2/ С.В.Ананичева; под ред. Р.Р. Загидуллина, В.В. Зарубиной, С.Ю.
Прохоровой. — Ульяновск: УИПКПРО, 2011. — 52 с.
Место курса в образовательном процессе.
Внеурочная деятельность является составной частью образовательного
процесса и одной из форм организации свободного времени обучающихся.
В рамках реализации ФГОС ООО внеурочная деятельность – это
образовательная деятельность, осуществляемая в формах, отличных от
урочной системы обучения, и направленная на достижение планируемых
результатов освоения образовательных программ основного общего
образования. Реализация рабочей программы занятий внеурочной
деятельности по физике «Экспериментальная физика» способствует
общеинтеллектуальному направлению развитию личности обучающихся
9-х классов.
Предлагаемая программа рассчитана на 1 год обучения - 34 часа, (1 час
в неделю).
Актуальность программы: Физическое образование в системе общего и

среднего образования занимает одно из ведущих мест. Являясь
фундаментом научного миропонимания, оно способствует формированию
знаний об основных методах научного познания окружающего мира,
фундаментальных научных теорий и закономерностей, формирует у
учащихся умения исследовать и объяснять явления природы и техники.
Новизна программы: Модернизация современного образования
ориентирована на формирование у учащихся личностных качеств,
социально значимых знаний, отвечающих динамичным изменениям в
современном обществе. Необходимо повернуться к личности ребенка, к его
индивидуальности, личностному опыту, создать наилучшие условия для
развития и максимальной реализации его склонностей и способностей
в
настоящем
и будущем. Гуманизация, индивидуализация и
дифференциация образовательной политики стали средствами решения
поставленной задачи.
Как школьный предмет, физика обладает огромным гуманитарным
потенциалом,
она
активно
формирует
интеллектуальные
и
мировоззренческие качества личности. Учитель при этом становится
организатором познавательной деятельности ученика, стимулирующим
началом в развитии личности каждого школьника.
Дифференциация предполагает такую организацию процесса
обучения, которая учитывает индивидуальные особенности учащихся, их
способности и интересы, личностный опыт. Дифференциация обучения
физике позволяет, с одной стороны, обеспечить базовую подготовку, с
другой — удовлетворить потребности каждого, кто проявляет интерес и
способности к предмету.
Цели курса: Опираясь на индивидуальные образовательные запросы и
способности каждого ребенка при реализации программы внеурочной
деятельности по физике «Экспериментальная физика», можно достичь
основной цели - развить у обучающихся стремление к дальнейшему
самоопределению, интеллектуальной, научной и практической
самостоятельности, познавательной активности.
Данная программа позволяет обучающимся ознакомиться с методикой
организации
и
проведения
экспериментально-исследовательской
деятельности в современном учебном процессе по физике, ознакомиться со
многими интересными вопросами физики на данном этапе обучения,
выходящими за рамки школьной программы, расширить целостное
представление о проблеме данной науки. Экспериментальная деятельность
будет способствовать развитию мыслительных операций и общему
интеллектуальному развитию.
Не менее важным фактором реализации данной программы является
стремление развить у учащихся умение самостоятельно работать, думать,
экспериментировать в условиях школьной лаборатории, а также
совершенствовать навыки аргументации собственной позиции по
определённым вопросам. Содержание программы соответствует

познавательным возможностям школьников и предоставляет им
возможность работать на уровне повышенных требований, развивая
учебную мотивацию.
Содержание занятий представляет собой введение в мир
экспериментальной физики, в котором учащиеся станут исследователями и
научаться познавать окружающий их мир, то есть освоят основные методы
научного познания. В условиях реализации образовательной программы
широко используются методы учебного, исследовательского, проблемного
эксперимента. Ребёнок в процессе познания, приобретая чувственный
(феноменологический) опыт, переживает полученные ощущения и
впечатления. Эти переживания пробуждают и побуждают процесс
мышления. Специфическая форма организации позволяет учащимся
ознакомиться со многими интересными вопросами физики на данном этапе
обучения, выходящими за рамки школьной программы, расширить
целостное представление о проблеме данной науки. Дети получают
профессиональные навыки, которые способствуют дальнейшей социальной
адаптации в обществе.
Необходимо построить обучение так, чтобы максимально развить
заложенные природой способности ученика к определённым видам
деятельности, так как какими бы феноменальными ни были задатки, сами
по себе, вне сферы обучения и вне деятельности они развиваться не могут.
Поэтому
целями
программы занятий
внеурочной
деятельности
по
физике «Экспериментальная физика» для учащихся 9 классов являются:
 развитие
у
учащихся
познавательных
интересов,
интеллектуальных и творческих способностей в процессе решения
практических задач и самостоятельного приобретения новых
знаний;
 формирование и развитие у учащихся ключевых компетенций –
учебно – познавательных, информационно-коммуникативных,
социальных, и как следствие - компетенций личностного
самосовершенствования;
 формирование предметных
и метапредметных результатов
обучения, универсальных учебных действий.
 воспитание
творческой личности, способной к освоению
передовых технологий и созданию своих собственных разработок,
к выдвижению новых идей и проектов;
 реализация деятельностного подхода к предметному обучению на
занятиях внеурочной деятельности по физике.
Особенностью внеурочной деятельности по физике в рамках внеурочной
работы является то, что она направлена на достижение обучающимися в
большей степени личностных и метапредметных результатов.
Задачи курса.
Для реализации целей курса требуется решение конкретных практических
задач. Основные задачи внеурочной деятельности по физики:

выявление интересов, склонностей, способностей, возможностей
учащихся к различным видам деятельности;
 формирование представления о явлениях и законах
окружающего мира, с которыми школьники сталкиваются в
повседневной жизни;
 формирование представления о научном методе познания;
 развитие интереса к исследовательской деятельности;
 развитие опыта творческой деятельности, творческих способностей;
 развитие навыков организации научного труда, работы со словарями и
энциклопедиями;
 создание условий для реализации во внеурочное время
приобретенных универсальных учебных действий в урочное время;
 развитие опыта неформального общения, взаимодействия,
сотрудничества;
 расширение рамок общения с социумом.
 формирование
навыков построения физических моделей и
определения границ их применимости.
 совершенствование умений применять знания по физике для
объяснения явлений природы, свойств вещества, решения физических
задач, самостоятельного приобретения и оценки новой информации
физического
содержания,
использования
современных
информационных технологий;
 использование приобретённых знаний и умений для решения
практических, жизненных задач;
 включение учащихся в разнообразную деятельность: теоретическую,
практическую, аналитическую, поисковую;
 выработка гибких умений переносить знания и навыки на новые формы
учебной работы;
 развитие сообразительности и быстроты реакции при решении новых
различных физических задач, связанных с практической
деятельностью.
Планируемые результаты
Достижение планируемых результатов в основной школе происходит в
комплексе использования четырёх междисциплинарных учебных программ
(«Формирование универсальных учебных действий», «Формирование
ИКТ-компетентности обучающихся», «Основы учебно-исследовательской
и проектной деятельности», «Основы смыслового чтения и работы с
текстом») и учебных программы по всем предметам, в том числе по физике.
После
изучения
программы
внеурочной
деятельности
«Экспериментальная физика» обучающиеся:
1. систематизируют теоретические знания и умения по
решению стандартных, нестандартных, технических и
олимпиадных задач различными методами;
2. выработают индивидуальный стиль решения физических задач.
3. совершенствуют умения на практике пользоваться приборами,


проводить измерения физических величин (определять цену
деления, снимать показания, соблюдать правила техники
безопасности)
4. научатся пользоваться приборами, с которыми не сталкиваются на
уроках физики в основной школе;
5. разработают и сконструируют приборы и модели для последующей
работы в кабинете физики.
6. совершенствуют навыки письменной и устной речи в процессе
написания исследовательских работ, инструкций к выполненным
моделям и приборам, при выступлениях на научно – практических
конференциях различных уровней.
7. определят дальнейшее направление развития своих способностей,
сферу научных интересов, определятся с выбором дальнейшего
образовательного маршрута, дальнейшего профиля обучения в
старшей школе.
Предметными результатами программы внеурочной деятельности
являются:
1. умение пользоваться методами научного познания, проводить
наблюдения,
планировать
и
проводить
эксперименты,
обрабатывать результаты измерений;
2. научиться пользоваться измерительными приборами (весы,
динамометр, термометр), собирать несложные экспериментальные
установки для проведения простейших опытов;
3. развитие элементов теоретического мышления на основе
формирования умений устанавливать факты, выделять главное в
изучаемом явлении, выявлять причинно- следственные связи
между величинами, которые его характеризуют, выдвигать
гипотезы, формулировать выводы;
4. развитие коммуникативных умений: докладывать о результатах
эксперимента, кратко и точно отвечать на вопросы, использовать
справочную литературу и другие источники информации.
Метапредметными результатами программы внеурочной деятельности
«Экспериментальная физика» являются:
1. овладение навыками самостоятельного приобретения новых
знаний, организации учебной деятельности, постановки целей,
планирования, самоконтроля и оценки результатов своей
деятельности, умениями предвидеть возможные результаты своих
действий;
2. приобретение опыта самостоятельного поиска анализа и отбора
информации с использованием различных источников и новых
информационных технологий для решения экспериментальных
задач;
3. формирование умений работать в группе с выполнением
различных социальных ролей, представлять и отстаивать свои
взгляды и убеждения, вести дискуссию;

4. овладение экспериментальными методами решения задач.
Личностными результатами программы внеурочной деятельности
«Физика в задачах и экспериментах» являются:
1. сформированность познавательных интересов, интеллектуальных
и творческих способностей учащихся;
2. самостоятельность в приобретении новых знаний и практических
умений;
3. приобретение умения ставить перед собой познавательные цели,
выдвигать гипотезы, доказывать собственную точку зрения;
4. приобретение положительного эмоционального отношения к
окружающей природе и самому себе как части природы.

Содержание изучаемого курса
Кинематика (7ч.) Способы описания механического движения. Система
отсчета. Прямолинейное движение. Прямолинейное равномерное движение
по плоскости. Перемещение и скорость при равномерном прямолинейном
движении по плоскости. Относительность движения. Сложение движений.
Принцип независимости движений.
Криволинейное движение. Движение тела, брошенного под углом к
горизонту. Равномерное движение по окружности. Угловая скорость.
Период и частота вращения. Скорость и ускорение при равномерном
движении по окружности.
Лабораторные работы:
1. Изучение движения свободно падающего тела.
2. Изучение движения по окружности.
Динамика (8ч) Инерциальные системы отсчета. Сила. Законы Ньютона.
Движение тела под действием нескольких сил. Движение системы
связанных тел. Динамика равномерного движения материальной точки по
окружности.
Классы сил. Закон всемирного тяготения. Движение планет. Искусственные
спутники. Солнечная система. История развития представлений о
Вселенной. Строение и эволюция Вселенной.
Лабораторные работы:
1. Измерение массы тела с использованием векторного разложения силы.
2. Изучение кинематики и динамики равноускоренного движения (на
примере машины Атвуда).
3. Изучение трения скольжения.
Импульс тела. Закон сохранения импульса (3ч) Импульс. Изменение
импульса материальной точки. Система тел. Закон сохранения импульса.
Механическая работа. Механическая энергия. Закон сохранения
механической энергии (2 ч). Механическая работа, мощность.

Кинетическая и потенциальная энергии. Механическая энергия системы
тел. Изменение механической энергии. Закон сохранения механической
энергии.
Лабораторные работы:
1. Вычисление работы силы.
Статика (2 ч). Равновесие тела. Момент силы. Условия равновесия
твердого тела. Простые механизмы.
Лабораторные работы:
Определение центров масс различных тел (три способа).
Механические колебания и волны (3 ч) Механические колебания.
Преобразование энергии при механических колебаниях. Математический и
пружинный маятники. Свободные, затухающие и вынужденные колебания.
Резонанс. Механические волны. Длина и скорость волны. Звук.
Лабораторные работы:
1. Изучение колебаний нитяного маятника.
Электромагнитные колебания и волны (2 ч). Переменный электрический
ток. Колебательный контур. Вынужденные и свободные ЭМ колебания. ЭМ
волны и их свойства.
Оптика (4 ч). Источники света. Действия света. Закон прямолинейного
распространения света. Закон отражения света. Построение изображений в
плоском зеркале. Закон преломления света на плоской границе двух
однородных прозрачных сред. Преломление света в призме. Дисперсия
света. Явление полного внутреннего отражения. Линзы. Тонкие линзы.
Построение изображений, создаваемых тонкими линзами. Глаз и зрение.
Оптические приборы.
Лабораторные работы:
1. Экспериментальная проверка закона отражения света.
2. Измерение показателя преломления стекла.
3.Измерение фокусного расстояния собирающей линзы.
Физика атома и атомного ядра (3 ч). Строение атома. Поглощение и
испускание света атомами. Оптические спектры. Опыты Резерфорда.
Планетарная модель атома. Строение атомного ядра. Зарядовое и массовое
числа. Ядерные силы. Энергия связи атомных ядер. Закон радиоактивного
распада. Альфа- и бета-распады. Правила смещения. Ядерные реакции.
Деление и синтез ядер. Ядерная энергетика. Источники энергии Солнца и
звезд. Регистрация ядерных излучений. Влияние радиоактивных излучений
на живые организмы. Дозиметрия. Экологические проблемы ядерной
энергетики.

Календарно-тематическое планирование
№

1
2
3
4
5
6
7

8
9
10
11

Тема урока
Кинематика (7 часов)
Способы описания механического движения как способы
описания функциональных зависимостей.
Прямолинейное равномерное движение по плоскости? Смотря
из какой точки наблюдать…
Относительность движения. Сложение движений. Принцип
независимости движений.
Лабораторная работа «Изучение движения свободно
падающего тела»
Лабораторная работа «Изучение движения тела по
окружности»
Историческая реконструкция опытов Галилея по определению
ускорения g.
Определение скорости равномерного движения при
использовании тренажера «беговая дорожка».
Принципы работы приборов для измерения скоростей и
ускорений.
Динамика (8 часов)

Кол-во Дата
часов

Лабораторная работа:
«Измерение массы тела с использованием векторного разложения
силы»
Движение тела под действием нескольких сил
Движение системы связанных тел.
Лабораторная работа «Изучение кинематики и динамики
равноускоренного движения (машина Атвуда)».

1
1
1
1
1
1
1

1
1
1
1

12

Лабораторная работа «Изучение трения скольжения».

13

Динамика равномерного движения материальной точки по
окружности.
История развития представлений о Вселенной. Солнечная
система. Движение планет и их спутников. Строение и
эволюция Вселенной.
Открытия на кончике пера. Первые искусственные спутники
Земли.
Импульс тела. Закон сохранения импульса тела (3 ч).

1

16

Как вы яхту назовете…

1

17

Реактивное движение в природе.

1

18

Расследование ДТП с помощью закона сохранения импульса

14
15

Механическая работа. Механическая энергия. Закон сохранения
механической энергии (2 ч).

1
1

1

19
Определение средней мощности человека за сутки.

1

20

Расчет изменения механической энергии баскетбольного мяча за
один удар/серию ударов и графическое представление
зависимости изменения энергии от количества ударов
Статика(2 ч)

1

21

1

22

Лабораторная работа:
«Определение центров масс различных тел (три способа)»
Применение простых механизмов в строительстве: от
землянки до небоскреба
Механические колебания и волны (3 ч)

23

Виды маятников и их колебаний.

24

Что переносит волна?

1
1

25

Колебательные системы в природе и технике

1

1

Электромагнитные колебания и волны (2 ч).1
26

Экспериментальная проверка свойств ЭМ волн.

27

Исследование электромагнитного излучения СВЧ-печи

1
1

Оптика (4 ч).1
28

Как исследовали световые явления и как их исследуют
теперь. Изготовление модели калейдоскопа.

1

29

Экспериментальная проверка закона отражения света.

1

30

Лабораторная работа:
«Измерение показателя преломления стекла»
Как отличаются показатели преломления цветного стекла

1

31

1

Физика атома и атомного ядра (3 ч).
32

Поглощение и испускание света атомами. Оптические спектры.

33
34

Итоговое занятие
Резерв

1
1

Информационно – методическое обеспечение
1.
2.
3.

4.
5.
6.
7.
8.
9.
10.
11.
12.
13.
14.
15.
16.

Внеурочная деятельность школьников. Методический конструктор:
пособие для учителя/ Д.В. Григорьев, П.В. Степанов. – М.: Просвещение,
2011. – 223 с. -. (Стандарты второго поколения).
Внеурочная деятельность. Примерный план внеурочной деятельности в
основной школе: пособие для учителя/. В.П. Степанов, Д.В. Григорьев – М.:
Просвещение, 2014. – 200 с. -. (Стандарты второго поколения).
Федеральный государственный стандарт общего образования второго
поколения: деятельностный подход [Текст]: методические рекомендации. В
3 ч. Часть 1/ С.В.Ананичева; под общ. Ред. Т.Ф.Есенковой, В.В. Зарубиной,
авт. Вступ. Ст. В.В. Зарубина — Ульяновск: УИПКПРО, 2010. — 84 с.
Занимательная физика. Перельман Я.И. – М. : Наука, 1972.
Занимательные опыты по физике. Горев Л.А. – М. : Просвещение, 1977.
Хочу быть Кулибиным. Эльшанский И.И. – М. : РИЦ МКД, 2002.
Физика для увлеченных. Кибальченко А.Я., Кибальченко И.А.– Ростов
н/Д.:«Феникс», 2005.
Как стать ученым. Занятия по физике для старшеклассников. А.В.
Хуторский, Л.Н. Хуторский, И.С. Маслов. – М. : Глобус, 2008.
Фронтальные лабораторные занятия по физике в 7-11 классах
общеобразовательных учреждений: Книга для учителя./под ред. В.А.
Бурова, Г.Г. Никифорова. – М. : Просвещение, 1996.
Научные развлечения в области физики и химии. Г. Тиссандье. / Пер.
Ю.Гончаров. – М. : Терра- Книжный клуб, СПб., 2009 (Мир вокруг нас).
Федеральный государственный образовательный стандарт [Электронный
ресурс]. – Режим доступа: http://standart.edu/catalog.aspx?Catalog=227
Сайт Министерства образования и науки Российской Федерации//
официальный сайт. – Режим доступа: http://минобрнауки.рф/
Методическая служба. Издательство «БИНОМ. Лаборатория знаний»
[Электронный ресурс]. – Режим доступа: http://metodist.lbz.ru/
Игровая программа на диске «Дракоша и занимательная физика»
[Электронный ресурс]. – Режим доступа: http:// www.media 2000.ru//
Развивающие электронные игры «Умники – изучаем
планету» [Электронный ресурс]. – Режим доступа: http://
www.russobit-m.ru//
Авторская мастерская (http://metodist.lbz.ru). Алгоритмы решения задач по
физике: festivai.1septe


Наверх
На сайте используются файлы cookie. Продолжая использование сайта, вы соглашаетесь на обработку своих персональных данных. Подробности об обработке ваших данных — в политике конфиденциальности.

Функционал «Мастер заполнения» недоступен с мобильных устройств.
Пожалуйста, воспользуйтесь персональным компьютером для редактирования информации в «Мастере заполнения».