Муниципальное казённое общеобразовательное учреждение средняя общеобразовательная школа №1 п. Пелым РАССМОТРЕНО на педагогическом совете Протокол № 1 от 27 августа 2024г. УТВЕРЖДАЮ Директор МКОУ СОШ №1 __________________ /СмирноваТ.А./ Приказ № 93 от 27 августа 2024г. Вводится в действие с 01.09.2023г Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа «Футбол» 1-3 классы Кружок «Футбол» Пояснительная записка Цель программы – базовое изучение спортивной игры футбол (мини-футбол). Основными задачами программы являются: укрепление здоровья; содействие правильному физическому развитию; приобретение необходимых теоретических знаний; овладение основными приёмами техники и тактики игры; воспитание воли, смелости, настойчивости, дисциплинированности, коллективизма, чувства дружбы; привитие ученикам организаторских навыков; повышение специальной, физической, тактической подготовки школьников по футболу (мини-футбол); подготовка учащихся к соревнованиям по футболу (мини-футбол). Программа рассчитана на 34 часа в год (1 час в неделю) в 1-9 классах По окончании обучения дети получат возможность научиться: 1. Занятия будут иметь оздоровительный эффект, так как они проводятся на свежем воздухе. 2. Дети овладеют техническими приемами и тактическими взаимодействиями, научатся играть в мини-футбол. Учащиеся должны знать и иметь представление: 1) об особенностях зарождения, истории мини-футбола, 2) о физических качествах и правилах тестирования; 3) основы личной гигиены, причины травматизма при занятиях мини-футболом и правила его предупреждения; 4) основы судейства игры мини-футбол. Учащиеся должны уметь: 1) выполнять упражнения по физической подготовке в соответствии с возрастом; 2) владеть тактико-техническими приемами мини-футбола, 3) уметь организовать самостоятельные занятия мини-футболом, а также, с группой товарищей; 4) организовывать и проводить соревнования по мини-футболу, во дворе, в оздоровительном лагере и другое. Система оценки достижения планируемых результатов. Определяя результаты реализации дополнительных образовательных программ, необходимо различать среди них следующие: - выделенные по времени фиксирования: конечные (итоговые), промежуточные, текущие; - по факту преднамеренности: планируемые (запланированные, предусмотренные) и стихийно полученные (незапланированные, случайные, непреднамеренные); - по отношению к целям (по соотношению с целями): “целесообразные” и “нецелесообразные (т.е. соответствующие поставленным целям и задачам и не соответствующие им полностью или частично); - по качеству: позитивные (достижения) и негативные (неудачи, ошибки); - по степени значимости: значимые (социально, личностно, профессионально) в высокой, средней, низкой степени и малозначимые (незначимые). Оценка образовательной деятельности ребенка должна осуществляться по учебным (чаще всего предметным) параметрам. При этом о результатах образования детей судят, прежде всего, по итогам их участия в конкурсах, смотрах, олимпиадах; получению спортивных разрядов, награждению грамотами и другими знаками отличия. И это вполне понятно: такие результаты наиболее ощутимы и очевидны. Но далеко не каждый ребёнок способен подняться до уровня грамот и призовых мест. Также фиксация преимущественно предметных результатов зачастую искажает диапазон истинных достижений ребенка, поскольку вне поля зрения остаются его личностные результаты. Конечно, формирование личностных качеств – процесс длительный, он носит отсроченный характер, их гораздо сложнее выявить и оценить. Тем не менее, выявлять результаты образовательной деятельности детей, причем во всей их полноте, необходимо каждому педагогу. Это обусловлено самой спецификой дополнительного образования детей. Таким образом, поскольку образовательная деятельность в системе внеурочной деятельности предполагает не только обучение детей определенным знаниям, умениям и навыкам, но и развитие многообразных личностных качеств обучающихся. О ее результатах необходимо судить по двум группам показателей: предметным (фиксирующим приобретенные ребенком в процессе освоения образовательной программы предметные и общеучебные знания, умения, навыки); личностным (выражающим изменения личностных качеств ребенка под влиянием занятий в данном кружке). Для ребенка большое значение имеет оценка его труда родителями, поэтому педагогу надо продумать систему работы с родителями. В частности, контрольные мероприятия можно совмещать с родительскими собраниями, чтобы родители могли по итоговым работам видеть рост своего ребенка в течение года. Формы проведения аттестации детей по программе могут быть самыми разнообразными: зачет, соревнование, турнир, конкурс, сдача нормативов. Главные требования при выборе формы – она должна быть понятна детям; отражать реальный уровень их подготовки; не вызывать у них страха и чувства неуверенности, не формировать у ребенка позицию неудачника, не способного достичь определенного успеха. Содержание рабочей программы Материал даётся в трёх разделах: основы знаний; общая и специальная физическая подготовка; техника и тактика игры. В разделе «Основы знаний» представлен материал по истории футбола (мини-футбол), правила соревнований. В разделе «Общая и специально физическая подготовка» даны упражнения, которые способствуют формированию общей культуры движений, подготавливают организм к физической деятельности, развивают определённые двигательные качества. В разделе «Техника и тактика игры» представлен материал, способствующий обучению техническими и тактическими приёмами игры. В конце обучения по программе, учащиеся должны знать правила игры и принимать участие в соревнованиях. Методы и формы обучения Большие возможности для учебно-воспитательной работы заложены в принципе совместной деятельности учителя и ученика. Занятия необходимо строить так, чтобы учащиеся сами находили нужное решение, опираясь на свой опыт. Полученные знания и умения. Занятия по технической, тактической, общефизической подготовке проводятся в режиме учебно-тренировочных по 1 часу в неделю. Теория проходит в процессе учебно-тренировочных занятий, где подробно разбирается содержание правил игры, игровые ситуации, жесты судей. Для повышения интереса занимающихся к занятиям по футболу (мини-футбол) и более успешного решения образовательных, воспитательных и оздоровительных задач применяются разнообразные формы и методы проведения этих занятий. Словесные методы: создают у учащихся предварительные представления об изучаемом движении. Для этой цели используются: объяснение, рассказ, замечание, команды, указание. Наглядные методы: применяются главным образом в виде показа упражнения, наглядных пособий, видеофильмов. Эти методы помогают создать у учеников конкретные представления об изучаемых действиях. Практические методы: - методы упражнений; - игровой; - соревновательный; - круговой тренировки. Главным из них является метод упражнений, который предусматривает многократное повторение упражнений. Разучивание упражнений осуществляется двумя методами: - в целом; - по частям. Игровой и соревновательный методы применяются после того, как у учащихся образовались некоторые навыки игры. Метод круговое тренировки предусматривает выполнение заданий на специально подготовленных местах (станциях). Упражнения выполняются с учётом технических и физических способностей занимающихся. Формы обучения: индивидуальная, фронтальная, групповая, поточная. Система формы контроля уровня достижений учащихся Умения и навыки проверяются во время участия учащихся в школьном этапе соревнований. Подведение итогов по технической и общефизической подготовке 2 раза в год (сентябрь, май), учащиеся выполняют контрольные нормативы. Нормативы по физической и технической подготовке Упражнения 7-9 лет 10-12 13 лет 14 лет лет Бег 30м (сек) Бег 400м (сек) 6-минутный бег (м) Прыжок в длину с/м (см) Бег 30м с ведением мяча (сек) Бег 5х30м с ведением мяча (сек) Удар по мячу на дальность – сумма ударов правой и левой ногой (м) Удар по мячу ногой на точность (число попаданий) Ведение мяча, обводка стоек и удар по воротам (сек) Жонглирование мячом (кол-во раз) Удары по мячу ногой с рук на дальность и точность (м) Доставание подвешенного мяча кулаком в прыжке (см) Бросок мяча на дальность (м) 5.5 140 7,0 4 5 5,3 160 6,4 6 8 15 лет 16 лет 46 65,0 45 4,7 67,0 1500 200 5,8 30,0 55 8 8 8 10,0 9,5 20 25 30 34 45 50 20 24 5,1 4,9 170 6,2 1400 180 6,0 7 10 12 220 5,4 28,0 65 Ожидаемый результат В конце изучения рабочей программы планируется снижение уровня заболеваемости детей, социальной адаптации учащихся, сформирование коммуникативных способностей, то есть умение играть в команде. Формирование здорового образа жизни учащихся, участие в общешкольных, районных и областных мероприятиях, качественное освоение практических и теоретических навыков игры в футбол (мини-футбол), привитие любви к спортивным играм. Календарно-тематическое планирование «Футбол» для 1 кл № Содержание материала Часы Дата план 1 Т/Б на спортивных играх. Ходьба с переходом на бег по прямой. 2 Основные правила игры в футбол Бег с переходом на ходьбу и вновь на бег. Бег с изменением направления или обеганием конусов Многократные прыжки с ноги на ногу с продвижением вперед. 1 1 5 Прыжки на двух ногах с поворотом в разные стороны на 90*, 180*, 360*. Остановка выпадом после бега с ускорением и рывком. 6 7 8 Остановка выпадом после бега приставным шагом Медленный бег и остановка выпадом. Бег, остановка, поворот на 180*- ускорение 15-20 метров. 1 1 1 9 Прыжок с поворотом на 180* - ускорение 10 метров, медленный бег (или ходьба) 1 3 4 1 1 1 10 Удары, остановки, ведение мяча. Подход к мячу и замах, удар по мячу, сопровождение мяча (вынос ноги вперед). 1 11 Удары, остановки, ведение мяча. Подход к мячу и замах, удар по мячу, сопровождение мяча (вынос ноги вперед). 1 12 Удар по неподвижному и катящемуся мячу внутренней стороной стопы. 1 13 Удары по неподвижному мячу с прямого разбега с одной или 1 факт нескольких шагов в стену с расстояния 5-7 метров 14 Удары по неподвижному мячу в цель с расстояния 8-10 м. после разбега. 15 Имитация удара по неподвижному мячу. Удар по неподвижному мячу с места и с разбега. 16 Остановка катящегося мяча внутренней стороной стопы после передачи партнера. 17 Встречная эстафета с остановкой и передачей мяча на 8-10 м. 18 Остановка подошвой катящегося навстречу мяча после передачи партнера с 5-6 м. 1 19 Остановка и передача мяча. 20 Ведение мяча внешней и внутренней частью 1 1 21 Ведение мяча по «коридору» шириной 1м, поочередно подбивая мяч правой и левой ногой. Ведение мяча «змейкой», огибая с правой и с левой стороны поворотные конусы. 1 22 Отбор мяча в момент приема мяча соперником или во время его ведения. 1 23 Выбивание мяча у партнера на ограниченной площадке 1 24 Бросок мяча в стенку так, чтобы отскочив, он катился по земле, сомкнуть ноги и подобрать мяч. 1 25 Передача мяча в треугольнике со сменой мест. 1 26 Передача мяча друг другу после ведения. 1 27 Тактика игры. Восприятие и анализ соревновательной ситуации 1 28 Двигательное решение тактической задачи 1 29 Перемещения игроков по полю произвольно, меняя направление и скорость движения. 1 30 Отбор мяча у владеющего игрока на ограниченной площадке. 1 1 1 1 1 31 Игра два против одного (2:1). Игра 3:1 в одни ворота на ограниченной площадке. 32 Игра по правилам 1 33 Двухстороння игра (Соревнование) 34 Контрольные испытания Итого 1 2 34 1 Календарно-тематическое планирование 2-3 класс № Тема занятия 1. Т/Б на спортивных играх. Ходьба с переходом на бег по прямой. 2. Вводное занятие. Инструктаж по технике безопасности. 3. Втягивающая тренировка. Специальные упражнения, свободная практика. 4. Физподготовка. Челночный бег, футбол, изучение упражнения «квадрат». 5. Физподготовка. Бег, прыжки по лестицам, футбол, изучение упражнения «контроль мяча». 6. Физподготовка. Прыжки через барьер 2 серии через круг легкого бега, футбол. 7. Физподготовка. Бег с изменением направления, «квадрат», футбол. 8. Физподготовка. Челночный бег, прыжки через барьер, футбол. 9. Физподготовка. Рывки по диагоналям 3 раза, футбол, «контроль мяча». 10. Физподготовка. Челночный бег + удары по воротам, футбол 11. Отработка техники передвижения и владения мячом: остановка прием мяча. 12. Передвижение спиной вперед, повороты, удары по мячу внутренней частью стопы, ведение мяча по кругу. 13. Остановка катящегося мяча внутренней стороной стопы и подошвой. Бег в сочетании с ходьбой. 14. Отработка паса щечкой в парах. 15. Обучение ударом по неподвижному мячу, чеканка мяча. 16. Подтягивание, приседание, пресс, длительный бег, игра в вышибалы. 17. Отработка ударов по мячу из различных положений, комбинации ударов. 18. Упражнение «квадрат». Двусторонняя учебная игра. 19. Общеразвивающие упражнения с набивным мячом, игра в гандбол. 20. Отработка паса щечкой в парах. 21. Общеразвивающие упражнения в парах, подтягивания. 22. Эстафета на закрепление и совершенствование технических приемов. 23. Развитие скоростных и скоростно-силовых способностей, прыжки. 24. Ведение мяча до центра с последующим ударом по воротам, изучение новых технических приемов. 25. Обводка с помощью обманных движений, отработка изученных ударов. 26. Отработка паса щечкой в парах. 27. Игры на закрепление тактических действий, силовые Коли чество часов 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 Дата проведе ния упражнения. 28. Ведение мяча с активным сопротивлением защитников, удар по неподвижному мячу внутренней стороной стопы. 29. Изучение индивидуальных тактических действий в защите. Двусторонняя учебная игра. 30. Развитие координационных способностей. Ведение + удар по воротам, квадрат. 31. Игры, развивающие физические способности. Бег с остановками и изменением направления. 32. Изучение позиционного нападения: без изменений позиций игроков + удар с сопротивлением. 33. Ведение, удар (перемещение мяча, остановка, удар по воротам) 34. Итоговое занятие. Сдача контрольных нормативов. 35. ИТОГО 1 1 1 1 1 1 1 34 СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ 1. Примерная программа спортивной подготовки для детско-юношеских спортивных школ, специализированных детско-юношеских школ олимпийского резерва (этапы: спортивнооздоровительный, начальной подготовки, учебно-тренировочный). – М.: Советский спорт, 2005. 2. Справочник учителя физической культуры/П.А. Киселёв, С.Б. Киселёва. – Волгоград: Учитель, 2011. 3. Фурманов А.Г., Болдырев Д.М. Волейбол. – М.: Физическая культура и спорт, 1983. 4. Холодов Ж.К., Кузнецов В.С. Теория и методика физического воспитания и спорта: учеб. пособие для студ. высш. учеб. заведений. – 2-е изд., испр. и доп. – М.: Академия, 2001.