Футбол 7-9 класс

Муниципальное казённое общеобразовательное учреждение
средняя общеобразовательная школа №1 п. Пелым
РАССМОТРЕНО
на педагогическом совете
Протокол № 1 от 27 августа 2024г.

УТВЕРЖДАЮ
Директор МКОУ СОШ №1
__________________ /СмирноваТ.А./
Приказ № 93 от 27 августа 2024г.
Вводится в действие с 01.09.2023г

Дополнительная общеобразовательная
общеразвивающая программа
«Футбол»
7-9 классы

Пояснительная записка модуля «Футбол»
Учебный модуль «Футбол» (далее – модуль по футболу, футбол) на уровне основного
общего образования разработан с целью оказания методической помощи учителю
физической культуры в создании рабочей программы по учебному физической культуре с
учётом современных тенденций в системе образования и использования спортивноориентированных форм, средств и методов обучения по различным видам спорта.
Футбол – самая популярная и доступная игра, которая является эффективным
средством физического воспитания, содействует всестороннему физическому,
интеллектуальному, нравственному развитию обучающихся, укреплению здоровья,
привлечению школьников к систематическим занятиям физической культурой и спортом,
их личностному и профессиональному самоопределению.
Футбол позволяет обучающимся понимать принципы взаимовыручки, проявлять волю,
терпение и развивать чувство ответственности. В процессе игры формируется командный
дух, познаются основы взаимодействия друг с другом. Футбол – командная игра, в которой
каждому члену команды надо уметь выстраивать отношения с другими игроками.
Психологический климат в команде играет определяющую роль и оказывает серьезное
влияние на результат. Футбол дает возможность выработать коммуникативные навыки,
развить чувство сплочённости и желание находить общий язык с партнером, а также решать
конфликтные ситуации.
Систематические занятия футболом оказывают на организм обучающихся
всестороннее влияние: повышают общий объем двигательной активности, совершенствуют
функциональную деятельность организма, обеспечивая правильное физическое развитие.
Модуль по футболу рассматривается как средство физической подготовки, освоения
технической и тактической стороны игры как для мальчиков, так и для девочек, повышает
умственную работоспособность, снижает заболеваемость и утомление у обучающихся,
возникающее в ходе учебных занятий.
Целями изучения модуля по футболу» являются: формирование у обучающихся
навыков общечеловеческой культуры и социального самоопределения, устойчивой
мотивации к сохранению и укреплению собственного здоровья, ведению здорового образа
жизни через занятия физической культурой и спортом с использованием средств вида
спорта «Футбол».
Задачами изучения модуля по футболу являются:
-всестороннее гармоничное развитие обучающихся, увеличение объёма их двигательной
активности; формирование общих представлений о футболе, его возможностях и значении
в процессе укрепления здоровья, физическом развитии и физической подготовке
обучающихся;
-развитие основных физических качеств и повышение функциональных возможностей
организма обучающихся, укрепление их физического, нравственного, психологического и
социального здоровья, обеспечение культуры безопасного поведения средствами футбола;
-ознакомление и обучение физическим упражнениям общеразвивающей и корригирующей
направленности посредством освоения технических действий в футболе;
-ознакомление и освоение знаний об истории и развитии футбола, основных понятиях и
современных представлениях о футболе, его возможностях и значениях в процессе
развития и укрепления здоровья, физическом развитии обучающихся;
-обучение двигательным умениям и навыкам, техническим действиям в футболе в
образовательной деятельности, физкультурно-оздоровительной деятельности и при
организации самостоятельных занятий по футболу;

-воспитание социально значимых качеств личности, норм коллективного взаимодействия и
сотрудничества в игровой деятельности средствами футбола;
удовлетворение индивидуальных потребностей обучающихся в занятиях физической
культурой и спортом средствами футбола;
популяризация футбола среди подрастающего поколения, привлечение обучающихся,
проявляющих повышенный интерес и способность к занятиям футболом, в школьные
спортивные клубы, футбольные секции и к участию в соревнованиях;
выявление, развитие и поддержка одарённых детей в области спорта.
Место и роль модуля по футболу.
Модуль по футболу доступен для освоения всем обучающимся, независимо от уровня их
физического развития и гендерных особенностей, и расширяет спектр физкультурноспортивных направлений в общеобразовательных организациях.
Расширяет и дополняет компетенции обучающихся, полученные в результате обучения и
формирования новых двигательных действий средствами футбола, их использования в
прикладных целях для увеличения объема двигательной активности и оздоровления в
повседневной жизни.
Интеграция модуля по футболу поможет обучающимся в освоении содержательных
компонентов и модулей по легкой атлетике, подвижным и спортивным играм, гимнастике,
а также в освоении программ в рамках внеурочной деятельности, дополнительного
образования, деятельности школьных спортивных клубов, подготовке обучающихся к
выполнению норм ГТО и участию в спортивных мероприятиях.
Модуль по футболу может быть реализован в следующих вариантах:
при самостоятельном планировании учителем физической культуры процесса освоения
обучающимися учебного материала по футболу с выбором различных элементов футбола,
с учётом возраста и физической подготовленности обучающихся;
в виде целостного последовательного учебного модуля, изучаемого за счёт части учебного
плана, формируемой участниками образовательных отношений из перечня, предлагаемого
образовательной организацией, включающей, в частности, учебные модули по выбору
обучающихся, родителей (законных представителей) несовершеннолетних обучающихся, в
том числе предусматривающие удовлетворение различных интересов обучающихся (при
организации и проведении уроков физической культуры с 3-х часовой недельной нагрузкой
рекомендуемый объём в 5, 6, 7, 8, 9-х классах – по 34 часа);
в виде дополнительных часов, выделяемых на спортивно-оздоровительную работу с
обучающимися в рамках внеурочной деятельности, деятельности школьных спортивных
клубов (рекомендуемый объём в 5, 6, 7, 8, 9-х классах – по 34 часа).
Содержание модуля по футболу
Знания о футболе.
Сведения о ведущих отечественных и зарубежных футбольных клубах, их традициях.
Выдающиеся отечественные и зарубежные игроки, тренеры, внесшие общий вклад в
развитие и становление современного футбола.
Правила игры в футбол.
Размеры футбольного поля, инвентарь и оборудование для занятий футболом.

Судейство соревнований по футболу, роль и обязанности судейской бригады.
Соревнования по футболу, фестивали и футбольные проекты, проводимые для
общеобразовательных организаций и обучающихся («Кожаный мяч», «Минифутбол – в
школу», «Футбол в школе» и другие физкультурно-спортивные мероприятия).
Правила ухода за инвентарем, спортивным оборудованием, футбольным полем.
Правила безопасного поведения на занятиях футболом и стадионе во время просмотра игры
в качестве зрителя, болельщика.
Характерные травмы футболистов, методы и меры предупреждения травматизма во время
занятий.
Основы правильного питания и суточного пищевого рациона футболистов.
Влияние занятий футболом на укрепление здоровья, развитие физических качеств и
физической подготовленности организма.
Основы организации здорового образа жизни средствами футбола, методы профилактики
вредных привычек и асоциального поведения.
Влияние занятий футболом на формирование положительных качеств личности человека.
Стратегии, системы, тактика и стили игры футбол.
Способы самостоятельной деятельности.
Самоконтроль и его роль в учебной и соревновательной деятельности.
Первые признаки утомления.
Средства восстановления после физической нагрузки.
Правила личной гигиены, требования к спортивной одежде и обуви для занятий футболом.
Правила ухода за спортивным инвентарем и оборудованием.
Подбор и составление комплексов общеразвивающих и корригирующих упражнений.
Закаливающие процедуры.
Подбор физических упражнений и комплексов для развития физических качеств
футболиста.
Методические принципы построения частей урока (занятия) по футболу.
Методы предупреждения и нивелирования конфликтных ситуации во время занятий
футболом.
Подвижные игры и эстафеты с элементами футбола.
Контроль за физической нагрузкой, физическим развития и состоянием здоровья.
Тестирование уровня физической и технической подготовленности в футболе.
Физическое совершенствование.
Подбор и составление комплексов общеразвивающих упражнений с футбольным мячом.
Комплексы специальных упражнений для развития физических качеств, упражнения на
частоту движений ног и специально-беговые упражнения.
Подвижные игры и эстафеты специальной направленности с элементами и техническими
приемами футбола.
Индивидуальные технические действия с мячом:
- ведение мяча ногой – различными способами с изменением скорости и направления
движения, с различным сочетанием техники владения мячом (развороты с мячом, обманные
движения («финты»), удары по мячу ногой);
-остановка мяча ногой – внутренней стороной стопы, подошвой, средней частью подъема,
с переводом в стороны;
-удары по мячу ногой – внутренней стороной стопы, внутренней частью подъема, средней
частью подъема, внешней частью подъема;
-удар по мячу головой – серединой лба;

-обманные движения («финты») – «остановка» мяча ногой, «уход» выпадом, «уход» в
сторону, «уход» с переносом ноги через мяч, «удар» по мячу ногой;
отбор мяча – выбиванием, перехватом;
Вбрасывание мяча.
Игровые комбинации и упражнения в парах, тройках, группах, тактические действия (в
процессе учебной игры и (или) соревновательной деятельности).
Игра в футбол по упрощенным правилам.
Учебные игры в футбол.
Участие в фестивалях и соревнованиях по футболу.
Тестовые упражнения по физической и технической подготовленности обучающихся в
футболе.

Планируемые результаты
Содержание модуля по футболу направлено на достижение обучающимися личностных,
метапредметных и предметных результатов обучения.
Личностные результаты
При изучении модуля по футболу на уровне основного общего образования у обучающихся
будут сформированы следующие личностные результаты:
-воспитание патриотизма, уважения к Отечеству через знания истории и современного
состояния развития футбола;
-проявление готовности обучающихся к саморазвитию и самообразованию, мотивации и
осознанному выбору индивидуальной траектории образования средствами футбола
профессиональных предпочтений в области физической культуры и спорта; формирование
осознанного, уважительного и доброжелательного отношения в команде, со сверстниками
и педагогами;
-формирование нравственного поведения, осознанного и ответственного отношения к
собственным поступкам, положительных качеств личности;
-моральной компетентности в решении проблем в процессе занятий физической культурой,
игровой и соревновательной деятельности по футболу;
-владение умением вести дискуссию, обсуждать содержание и результаты совместной
деятельности, находить компромиссы при принятии общих решений;
-формирование ценности здорового и безопасного образа жизни;
освоение правил индивидуального и коллективного безопасного поведения в учебной,
соревновательной, досуговой деятельности и чрезвычайных ситуациях.
-проявление положительных качеств личности и управление своими эмоциями в различных
ситуациях и условиях, способность к самостоятельной, творческой и ответственной
деятельности средствами футбола.
Метапредметные результаты
При изучении модуля по футболу на уровне основного общего образования у обучающихся
будут сформированы следующие метапредметные результаты:
-умение самостоятельно планировать пути достижения целей, в том числе альтернативные,
осознанно выбирать наиболее эффективные способы решения задач в учебной, игровой,

соревновательной и досуговой деятельности, оценивать правильность выполнения задач и
собственные возможности их решения;
-умение сопоставлять свои действия с планируемыми результатами, осуществлять
контроль своей деятельности в процессе достижения результатов в учебной, игровой и
соревновательной деятельности, определять способы действий в рамках предложенных
условий, корректировать свои действия в соответствии с изменяющейся ситуацией;
-умение самостоятельно определять цели своего обучения средствами футбола, определять
и формулировать для себя новые задачи, развивать мотивы и интересы своей
познавательной деятельности в физкультурно-спортивном направлении; владение
основами самоконтроля, самооценки, принятия решений и осуществления осознанного
выбора в учебной и познавательной деятельности;
-умение организовывать учебное сотрудничество и совместную деятельность с учителем и
сверстниками, работать индивидуально и в группе;
-находить общее решение и разрешать конфликтные ситуации на основе согласования
позиций и учёта интересов; формулировать, аргументировать и отстаивать своё мнение;
-умение создавать, применять и преобразовывать графические пиктограммы физических
упражнений в двигательные действия и наоборот, схемы для тактических, игровых задач.

Предметные результаты
При изучении модуля по футболу на уровне основного общего образования у обучающихся
будут сформированы следующие предметные результаты:
-понимание роли и значения занятий футболом в формировании личностных качеств, основ
здорового образа жизни, укреплении и сохранении здоровья; знания правил соревнований
по виду спорта футбол, состава судейской бригады их роли, обязанностей, основных
функций и жесты;
-соблюдать правила игры футбол в учебных играх в качестве судьи, помощника судьи,
секретаря;
-знания правил безопасности при занятиях футболом, правомерного поведения во время
соревнований по футболу в качестве зрителя, болельщика;
-умение организовывать и проводить подвижные игры и эстафеты с элементами футбола,
во время самостоятельных занятий и досуговой деятельности со сверстниками;
-умение характеризовать средства общей и специальной физической подготовки, основные
методы обучения техническим приемам;
-демонстрировать технику ударов по мячу ногой различными способами, удар по мячу
головой, остановку мяча, ведения мяча в различных сочетаниях приемов техники
передвижения с техникой владения мячом, различных обманных движений («финтов»),
отбора и вбрасывания мяча;
-умение применять изученные технические приемы в учебной, игровой, соревновательной
и досуговой деятельности;
-анализировать выполнение технических приемов в футболе и находить способы
устранения ошибок;
-выполнять игровые комбинации и упражнения в парах, тройках, группах и тактические
действия с учетом игровых амплуа и ситуаций, в учебной, игровой, соревновательной и
досуговой деятельности;
-умение оказывать первую помощь при травмах и повреждениях во время занятий
футболом;

-соблюдение требований к местам проведения занятий футболом, правил ухода за
спортивным оборудованием, инвентарем, футбольным полем, знание и применение
способов самоконтроля в учебной и соревновательной деятельности, средств
восстановления после физической нагрузки;
-выполнение контрольно-тестовых упражнений по общей, специальной и технической
подготовке футболистов, а также знание методов тестирования физических качеств и
умение оценивать показатели физической подготовленности, анализировать результаты
тестирования;
-участие в соревновательной деятельности на внутришкольном, районном,
муниципальном, городском, региональном, всероссийском уровнях;
-взаимодействие со сверстниками при выполнении групповых упражнений тактического
характера, умение проявлять толерантность во время учебной и соревновательной
деятельности.
Тематическое планирование
Программное содержание
Футбол Удар по неподвижному
мячу внутренней стороной
стопы с небольшого
разбега, остановка
катящегося мяча способом
«наступания», ведение мяча
«по прямой», «по кругу» и
«змейкой», обводка мячом
ориентиров (конусов)

Виды деятельности обучающихся
Рассматривают, обсуждают и анализируют
образец техники удара по мячу учителя,
определяют фазы движения и особенности их
технического выполнения. Закрепляют и
совершенствуют технику удара по
неподвижному мячу внутренней стороной
стопы с небольшого разбега. Знакомятся с
рекомендациями учителя по использованию
подготовительных и подводящих упражнений
для освоения технических действий игры
футбол. Рассматривают, обсуждают и
анализируют образец техники учителя,
определяют фазы движения и особенности их
технического выполнения. Закрепляют и
совершенствуют технику остановки катящегося
мяча внутренней стороной стопы.
Рассматривают, обсуждают и анализируют
иллюстративный образец техники ведения
футбольного мяча «по прямой», «по кругу»,
«змейкой», выделяют отличительные элементы
в технике такого ведения, делают выводы.
Закрепляют и совершенствуют технику ведения
футбольного мяча с изменением направления
движения. Рассматривают, обсуждают и
анализируют образец техники учителя,
определяют отличительные признаки в технике
ведения мяча «змейкой» и техники обводки
учебных конусов, делают выводы. Описывают
технику выполнения обводки конусов,
определяют возможные ошибки, причины их
появления, рассматривают способы устранения.
Определяют последовательность задач для
самостоятельных занятий по разучиванию
техники обводки учебных конусов. Разучивают
технику обводки учебных конусов.

Удары по катящемуся мячу
с разбега. Правила игры и
игровая деятельность по
правилам с использованием
разученных технических
приёмов в остановке и
передаче мяча, его ведении
и обводке

Средние и длинные
передачи мяча по прямой и
диагонали, тактические
действия при выполнении
углового удара и
вбрасывании мяча из-за
боковой линии. Игровая
деятельность по правилам с
использованием ранее
разученных технических
приёмов
Удар по мячу с разбега
внутренней частью подъёма
стопы, остановка мяча
внутренней стороной
стопы. Правила игры в
мини-футбол, технические
и тактические действия.
Игровая деятельность по
правилам мини-футбола с
использованием ранее

Контролируют технику выполнения обводки
учебных конусов другими учащимися,
выявляют возможные ошибки и предлагают
способы их устранения (работа в парах)
Совершенствуют технику ранее разученных
технических действий игры футбол. Знакомятся
с образцом удара по катящемуся мячу с разбега,
демонстрируемого учителем, выделяют его
фазы и технические элементы. Описывают
технику удара по катящемуся мячу с разбега и
сравнивают её с техникой удара по
неподвижному мячу, выявляют имеющиеся
различия, делают выводы по способам
обучения. Разучивают технику удара по
катящемуся мячу с разбега по фазам и в полной
координации. Контролируют технику
выполнения удара по катящемуся мячу другими
учащимися, выявляют возможные ошибки и
предлагают способы их устранения (работа в
парах). Совершенствуют технику передачи
катящегося мяча на разные расстояния и
направления (обучение в парах). Разучивают
правила игры в футбол и знакомятся с игровыми
действиями в нападении и защите.
Играют в футбол по правилам с использованием
разученных технических действий. Знакомятся с
рекомендациями учителя по использованию
подводящих и подготовительных упражнений
для самостоятельного обучения техники удара
по катящемуся мячу с разбега и его передачи на
разные расстояния
Рассматривают, обсуждают и анализируют
образец техники средних и длинных передач
мяча, сравнивают между собой и с техникой
коротких передач, определяют отличительные
признаки, делают выводы по планированию
задач для самостоятельного обучения.
Разучивают технику длинных и коротких
передач по «прямой» и по «диагонали»
(обучение в группах)
Знакомятся с тактической схемой игры «4–4–2»
в классическом футболе, возможными схемами
взаимодействия игроков в условиях игровой
деятельности. Разучивают стандартные игровые
комбинации «смена мест» и «стенка» в условиях
игровой деятельности (обучение в группах).
Знакомятся с тактической схемой игры «3–1» в
мини-футболе, возможными схемами
взаимодействия игроков в условиях игровой
деятельности. Разучивают возможные варианты

разученных технических
приёмов (девушки).
Игровая деятельность по
правилам классического
футбола с использованием
ранее разученных
технических приёмов
(юноши).
Техническая подготовка в
игровых действиях:
ведение, приёмы и
передачи, остановки и
удары по мячу с места и в
движении.
Совершенствование
техники ранее разученных
гимнастических и
акробатических
упражнений, упражнений
лёгкой атлетики и зимних
видов спорта, технических
действий спортивных игр

игровой комбинации «от своих ворот» в
условиях игровой деятельности (обучение в
командах). Играют по правилам классического
футбола и мини-футбола с использованием
разученных технических и тактических
действий (обучение в командах)
Рассматривают и уточняют образцы техники в
подаче мяча в разные зоны площадки
соперника, приёмах и передачах на месте и в
движении, при ударе и блокировке.
Контролируют технику выполнения игровых
действий другими учащимися, сравнивают их
технику с эталонными образцами и выявляют
возможные ошибки, предлагают способы их
устранения (обучение в группах).
Совершенствуют технические действия в
тактических схемах нападения и защиты (в
условиях учебной игровой деятельности).
Играют по правилам с использованием
разученных технических и тактических
действий (обучение в командах)

ПОУРОЧНОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ

7 -9 КЛАСС
1
2
3
4
5
6
7
8
9
10
11
12
13
14
15
16
17
18
19
20
21
22

Физическая культура и спорт в России.
Развитие футбола в России.
Передвижения боком, спиной вперёд, ускорение, остановки, повороты, старты
из различных исходных положений.
Игровая деятельность с использованием разученных технических приёмов
Средние и длинные передачи мяча по прямой
Тактические действия при выполнении углового удара
Тактические действия при вбрасывании мяча из-за боковой линии
Игровая деятельность с использованием разученных технических приёмов
Игровая деятельность с использованием разученных технических приёмов
Прямой нападающий удар
Прямой нападающий удар
Индивидуальное блокирование мяча в прыжке с места
Тактические действия в защите
Тактические действия в нападении
Игровая деятельность с использованием разученных технических приёмов
Удар по мячу с разбега внутренней частью подъёма стопы
Удар по мячу с разбега внутренней частью подъёма стопы
Остановка мяча внутренней стороной стопы
Правила игры в мини-футбол
Игровая деятельность по правилам классического футбола
Игровая деятельность по правилам классического футбола
Ведение мяча
Передача мяча

23
24
25
26
27
28
29
30
31
32
33
34

Приемы и броски мяча на месте
Приемы и броски мяча в прыжке
Приемы и броски мяча после ведения
Подачи мяча в разные зоны площадки соперника
Приёмы и передачи мяча на месте
Приёмы и передачи в движении
Удары. Блокировка
Ведение мяча
Приемы мяча
Передачи мяча
Остановки и удары по мячу с места
Остановки и удары по мячу в движении


Наверх
На сайте используются файлы cookie. Продолжая использование сайта, вы соглашаетесь на обработку своих персональных данных. Подробности об обработке ваших данных — в политике конфиденциальности.

Функционал «Мастер заполнения» недоступен с мобильных устройств.
Пожалуйста, воспользуйтесь персональным компьютером для редактирования информации в «Мастере заполнения».