Футбол 10-11 класс

Муниципальное казённое общеобразовательное учреждение
средняя общеобразовательная школа №1 п. Пелым
РАССМОТРЕНО
на педагогическом совете
Протокол № 1 от 27 августа 2024г.

УТВЕРЖДАЮ
Директор МКОУ СОШ №1
__________________ /СмирноваТ.А./
Приказ № 93 от 27 августа 2024г.
Вводится в действие с 01.09.2023г

Дополнительная общеобразовательная
общеразвивающая программа
«Футбол»
10-11 классы

Пояснительная записка модуля «Футбол»

Учебный модуль «Футбол» (далее – модуль по футболу, футбол) на уровне среднего
общего образования разработан с целью оказания методической помощи учителю
физической культуры в создании рабочей программы по физической культуре с учётом
современных тенденций в системе образования и использования спортивноориентированных форм, средств и методов обучения по различным видов спорта.
Футбол является эффективным средством физического воспитания, содействует
всестороннему физическому, интеллектуальному, нравственному развитию обучающихся,
укреплению здоровья, привлечению обучающихся к систематическим занятиям
физической культурой и спортом, их личностному и профессиональному
самоопределению.
Футбол позволяет обучающимся понимать принципы взаимовыручки, проявлять волю,
терпение и развивать чувство ответственности. В процессе игры формируется командный
дух, познаются основы взаимодействия друг с другом. Футбол – командная игра, в которой
каждому члену команды надо уметь выстраивать отношения с другими игроками.
Психологический климат в команде играет определяющую роль и оказывает серьезное
влияние на результат.
Футбол дает возможность выработать коммуникативные навыки, развить чувство
сплочённости и желание находить общий язык с партнером, а также решать конфликтные
ситуации.
Систематические занятия футболом оказывают на организм обучающихся всестороннее
влияние: повышают общий объем двигательной активности, совершенствуют
функциональную деятельность организма, обеспечивая правильное физическое развитие.
Модуль «Футбол» рассматривается как средство физической подготовки, освоения
технической и тактической стороны игры как для мальчиков, так и для девочек, повышает
умственную работоспособность, снижает заболеваемость и утомление у обучающихся,
возникающее в ходе учебных занятий.
Целями изучения модуля «Футбол» являются:
-формирование у обучающихся навыков общечеловеческой культуры и социального
самоопределения, устойчивой мотивации к сохранению и укреплению собственного
здоровья, ведению здорового образа жизни через занятия физической культурой и спортом
с использованием средств вида спорта «футбол».
Задачами изучения модуля «Футбол» являются:
-всестороннее гармоничное развитие детей, увеличение объёма их двигательной
активности;
-формирование общих представлений о виде спорта «футбол», его возможностях и
значении в процессе укрепления здоровья, физическом развитии и физической подготовке
обучающихся;
- развитие основных физических качеств и повышение функциональных возможностей
организма обучающихся, укрепление их физического, нравственного, психологического и
социального здоровья, обеспечение культуры безопасного поведения средствами футбола;
- ознакомление и обучение физическим упражнениям общеразвивающей и корригирующей
направленности посредством освоения технических действий в футболе;
- ознакомление и освоение знаний об истории и развитии футбола, основных понятиях и
современных представлениях о футболе, его возможностях и значениях в процессе
развития и укрепления здоровья, физическом развитии обучающихся;

-ознакомление и обучение двигательным умениям и навыкам, техническим действиям в футболе в
образовательной деятельности, физкультурно-оздоровительной деятельности и при организации
самостоятельных занятий по футболу;
воспитание социально значимых качеств личности, норм коллективного взаимодействия и
сотрудничества в игровой деятельности средствами футбола;
-удовлетворение индивидуальных потребностей обучающихся в занятиях физической культурой и
спортом средствами футбола;
-популяризация футбола среди подрастающего поколения, привлечение обучающихся,
проявляющих повышенный интерес и способность к занятиям футболом, в школьные спортивные
клубы, футбольные секции и к участию в соревнованиях;
-выявление, развитие и поддержка одарённых детей в области спорта.
Место и роль модуля «Футбол». Модуль «Футбол» доступен для освоения всем обучающимся,
независимо от уровня их физического развития и гендерных особенностей, и расширяет спектр
физкультурно-спортивных направлений в общеобразовательных организациях.
Расширяет и дополняет компетенции обучающихся, полученные в результате обучения и
формирования новых двигательных действий средствами футбола, их использования в прикладных
целях для увеличения объема двигательной активности и оздоровления в повседневной жизни.
Интеграция модуля по футболу поможет обучающимся в освоении содержательных компонентов и
модулей по легкой атлетике, подвижным и спортивным играм, гимнастике, а также в освоении
программ в рамках внеурочной деятельности, дополнительного образования, деятельности
школьных спортивных клубов, подготовке обучающихся к выполнению норм Всероссийского
физкультурно-спортивного комплекса «Готов к труду и обороне» (ГТО) и участию в спортивных
мероприятиях.
Модуль «Футбол» может быть реализован в следующих вариантах:
-при самостоятельном планировании учителем физической культуры процесса освоения
обучающимися учебного материала по футболу с выбором различных элементов футбола, с учётом
возраста и физической подготовленности обучающихся (с соответствующей дозировкой и
интенсивностью);
-в виде целостного последовательного учебного модуля, изучаемого за счёт части учебного плана,
формируемой участниками образовательных отношений из перечня, предлагаемого
образовательной организацией, включающей, в частности, учебные модули по выбору
обучающихся, родителей (законных представителей) несовершеннолетних обучающихся, в том
числе предусматривающие удовлетворение различных интересов обучающихся (при организации и
проведении уроков физической культуры с 3-х часовой недельной нагрузкой рекомендуемый объём
в 10 и 11 классах – по 34 часа); в виде дополнительных часов, выделяемых на спортивнооздоровительную работу с обучающимися в рамках внеурочной деятельности, деятельности
школьных спортивных клубов (рекомендуемый объем в 10 – 11 классах – по 34 часа).
Содержание модуля «Футбол» Знания о футболе Главные организации, осуществляющие
управление футболом в регионе, России, Европе, мире (РФС, УЕФА, ФИФА), их роль и основные
функции. Организация и проведение соревнований по футболу. Правила игры в футбол, роль и
обязанности судейской бригады. Основные направления развития спортивного менеджмента и
маркетинга в футболе. Структура управления в профессиональных футбольных клубах,
направления деятельности.

Средства общей и специальной физической подготовки, применяемые при занятиях
футболом. Правила по технике безопасности во время занятий и соревнований по
футболу. Правила безопасного, правомерного поведения во время соревнований по
футболу в качестве зрителя или болельщика. Профилактика спортивного травматизма
футболистов, причины возникновения травм и методы их устранения. Профилактика
пагубных привычек, асоциального поведения. Антидопинговое поведение.

Способы самостоятельной деятельности Организация, проведение самостоятельных
занятий по футболу и занятий на развитие физических качеств футболиста. Правила
безопасности во время самостоятельных занятий футболом. Комплексы упражнений
общеразвивающей, подготовительной и специальной направленности. Самоконтроль и его
роль в образовательной и тренировочной деятельности. Объективные и субъективные
признаки утомления. Средства восстановления организма после физической нагрузки.
Способы индивидуального регулирования физической нагрузки с учетом уровня
физического развития и функционального состояния. Средства восстановления после
физических нагрузок на занятиях футболом и соревновательной деятельности. Системы
проведения и судейство соревнований по футболу. Технологии предупреждения и
нивелирования конфликтных ситуации во время занятий футболом, решения спорных и
проблемных ситуаций. Причины возникновения ошибок при выполнении технических
приёмов и способы их устранения. Основы анализа собственной игры и игры команды
соперников. Тестирование уровня физической и технической подготовленности в футболе.
Физическое совершенствование Комплексы специальных упражнений для развития
физических качеств (ловкости, гибкости, силы, выносливости, быстроты и скоростных
способностей) и упражнения на частоту движений ног. Индивидуальные технические
действия с мячом: ведение мяча ногой различными способами – с изменением скорости и
направления движения, с различным сочетанием техники владения мячом (развороты с
мячом, обманные движения «финты», удары по мячу ногой); остановка мяча ногой –
внутренней стороной стопы, подошвой, средней частью подъема, с переводом в стороны;
удары по мячу ногой – внутренней стороной стопы, внутренней частью подъема, средней
частью подъема и внешней частью подъема;
удар по мячу головой – серединой лба; обманные движения («финты») – «остановка» мяча
ногой, «уход» выпадом, «уход» в сторону, «уход» с переносом ноги через мяч, «удар» по
мячу ногой; отбор мяча – выбиванием, перехватом. Вбрасывание мяча. Игровые
комбинации и упражнения в парах, тройках, группах и тактические действия (в процессе
учебной игры и (или) соревновательной деятельности). Игра в футбол по упрощенным
правилам. Учебные игры, участие в фестивалях и соревнованиях по футболу. Тестовые
упражнения по физической и технической подготовленности обучающихся в футболе.
Планируемые результаты Содержание модуля «Футбол» направлено на достижение
обучающимися личностных, метапредметных и предметных результатов обучения.
Личностные результаты При изучении модуля «Футбол» на уровне среднего общего
образования у обучающихся будут сформированы следующие личностные результаты:
-патриотизм, чувства ответственности перед Родиной, гордости за свой край, свою Родину,
уважение государственных символов (герб, флаг, гимн), готовность к служению Отечеству,
его защите на примере роли, традиций и развития футбола в современном обществе, в
Российской Федерации; саморазвитие и самовоспитание через ценности, традиции и
идеалы главных футбольных организаций регионального, всероссийского и мирового
уровней, отечественных и зарубежных футбольных клубов;
-сформированность основных норм морали, духовно-нравственной культуры и
ценностного отношения к физической культуре, как неотъемлемой части
общечеловеческой культуры средствами футбола;

-сформированность толерантного сознания и поведения, способность вести диалог с
другими людьми, достигать в нём взаимопонимания, находить общие цели и сотрудничать
для их достижения в учебной, игровой и соревновательной деятельности;
-навыки сотрудничества со сверстниками, детьми младшего возраста, взрослыми в учебной,
игровой, досуговой и соревновательной деятельности, судейской практике;
-способность к самостоятельной, творческой и ответственной деятельности средствами
футбола; осознанный выбор будущей профессии и возможностей реализации собственных
жизненных планов средствами футбола как условие успешной профессиональной,
спортивной и общественной деятельности;
реализация ценностей здорового и безопасного образа жизни, потребности в физическом
самосовершенствовании, занятиях спортивно-оздоровительной деятельностью, неприятие
вредных привычек: курения, употребления алкоголя, наркотиков; умение оказывать
первую помощь при травмах и повреждениях.
Метапредметные результаты При изучении модуля «Футбол» на уровне среднего общего
образования у обучающихся будут сформированы следующие метапредметные результаты:
-умение самостоятельно определять цели и составлять планы в рамках физкультурноспортивной деятельности, выбирать успешную стратегию и тактику в различных
ситуациях;
-осуществлять, контролировать и корректировать учебную, игровую и соревновательную
деятельность по футболу;
-умение эффективно взаимодействовать и разрешать конфликты в процессе игровой,
соревновательной деятельности, судейской практики, учитывать позиции других
участников деятельности;
-умение самостоятельно оценивать и принимать решения, определяющие стратегию и
тактику поведения в игровой, соревновательной и досуговой деятельности, судейской
практике с учётом гражданских и нравственных ценностей;
-способность к самостоятельной информационно-познавательной деятельности, умение
ориентироваться в различных источниках информации с соблюдением правовых и
этических норм, норм информационной безопасности.
Предметные результаты При изучении модуля «Футбол» на уровне среднего общего
образования у обучающихся будут сформированы следующие предметные результаты:
-умение характеризовать роль, основные функции и задачи главных организаций и (или)
федераций, осуществляющих управление футболом в России, Европе и мире (РФС, УЕФА,
ФИФА), а также современные тенденции развития футбола;
-умение различать, понимать системы и структуры проведения соревнований и массовых
мероприятий по футболу, спортивные дисциплины среди различных возрастных групп и
категорий участников;
-умение планировать, организовывать и проводить самостоятельные тренировки по футболу с
учетом применения способов самостоятельного освоения двигательных действий, подбора
упражнений для развития основных физических качеств, контролировать и анализировать
эффективность этих занятий;

-умение применять способы самоконтроля в учебной, тренировочной и соревновательной
деятельности, средства восстановления после физической нагрузки, способы
индивидуального регулирования физической нагрузки с учетом уровня физического
развития и функционального состояния;
-умение применять изученные тактические действия в учебной, игровой соревновательной
и досуговой деятельности;
-умение планировать, организовывать и проводить самостоятельные тренировки по
футболу с учетом применения способов самостоятельного освоения двигательных
действий, подбора упражнений для развития специальных физических качеств футболиста;
-знание основных направлений спортивного менеджмента и маркетинга в футболе,
стремление к профессиональному самоопределению средствами футбола в области
физической культуры и спорта;
-понимание роли занятий футболом как средства укрепления здоровья, повышения
функциональных возможностей основных систем организма и развития физических
качеств;
-понимание сущности возникновения ошибок в двигательной (технической) деятельности
при выполнении технических приемов, анализировать и находить способы устранения
ошибок, проводить анализ собственной игры и игры команды соперников, выделять слабые
и сильные стороны игры, делать выводы;
-способность применять способы и методы профилактики пагубных привычек,
асоциального и созависимого поведения, знание понятий «допинг» и «антидопинг»;
-способность характеризовать влияние занятий футболом на физическую, психическую,
интеллектуальную и социальную деятельность человека;
-умение характеризовать и демонстрировать средства общей и специальной физической
подготовки, применять их в образовательной и тренировочной деятельности при занятиях
футболом;
-способность характеризовать и демонстрировать комплексы упражнений, формирующие
двигательные умения и навыки тактических приемов футболиста и тактики футбола;
способность демонстрировать технику ударов по мячу ногой, удар по мячу головой,
остановку мяча, ведения мяча в различных сочетаниях приемов техники передвижения с
техникой владения мячом, различных обманных движений («финты»), отбора и
вбрасывания мяча, применение изученных технических действий в учебной, игровой,
досуговой и соревновательной деятельности;
- проведение тестирования уровня общей, специальной и технической подготовке
футболистов, характеристика основных показателей развития физических качеств и
состояния здоровья; соблюдение правил безопасного, правомерного поведения во время
соревнований различного уровня по футболу в качестве зрителя, болельщика;
- участие в соревновательной деятельности на внутришкольном, районном,
муниципальном, городском, региональном, всероссийском уровнях, а также применение
правил соревнований и судейской терминологии в судейской практике и игре;
-знание и соблюдение требований к местам проведения занятий футболом, способность
применять знания в самостоятельном выборе спортивного инвентаря (технические

требования к инвентарю и оборудованию), мест для самостоятельных занятий футболом, в
досуговой деятельности;
-знание и соблюдение правил техники безопасности во время занятий и соревнований по
футболу;
-знание причин возникновения травм и умение оказывать первую помощь при травмах и
повреждениях во время занятий футболом;
-знание и соблюдение гигиенических основ образовательной, тренировочной и досуговой
двигательной деятельности, основ организации здорового образа жизни средствами
футбола;
-владение и применение способов самоконтроля в учебной, тренировочной и
соревновательной деятельности, средств восстановления после физической нагрузки,
способов индивидуального регулирования физической нагрузки с учетом уровня
физического развития и функционального состояния.
ПОУРОЧНОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ
10 - 11 КЛАСС

1
2
3
4
5 -6
7-8
9-10
11
1213
14
15
16
1718
1920
2122
2325
2628
2930
3132
3334

Техническая подготовка в футболе
Тактическая подготовка в футболе
Развитие силовых и скоростных способностей средствами игры футбол
Развитие координационных способностей средствами игры футбол
Развитие выносливости средствами игры футбол
Совершенствование технических действий в передаче мяча, стоя на месте
и в движении
Совершенствование техники ведение мяча и во взаимодействии с
партнером
Совершенствование техники удара по мячу в движении
Тренировочные игры по мини-футболу

1
1
1
1
2
2

Техника судейства игры футбол
Техническая подготовка в футболе
Тактическая подготовка в футболе
Развитие скоростных и силовых способностей средствами игры футбол

1
1
1
2

Развитие координационных способностей средствами игры футбол

2

Развитие выносливости средствами игры футбол

3

Совершенствование техники передачи мяча в процессе передвижения с
разной скоростью
Совершенствование техники остановки мяча разными способами

3

Совершенствование технической и тактической подготовки в футболе в
условиях учебной и игровой деятельности
Тренировочные игры по мини-футболу (на малом футбольном поле)

2

Тренировочные игры по футболу (на большом поле)

2

2
1
2

3

2


Наверх
На сайте используются файлы cookie. Продолжая использование сайта, вы соглашаетесь на обработку своих персональных данных. Подробности об обработке ваших данных — в политике конфиденциальности.

Функционал «Мастер заполнения» недоступен с мобильных устройств.
Пожалуйста, воспользуйтесь персональным компьютером для редактирования информации в «Мастере заполнения».