Окружающий мир 4 класс

МИНИСТЕРСТВО ПРОСВЕЩЕНИЯ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
Министерство образования и молодёжной политики Свердловской
области
ГО Пелым
МКОУ СОШ № 1
РАССМОТРЕНО
на педагогическом совете
Протокол № 1 от 27 августа 2024

г.

УТВЕРЖДАЮ
Директор МКОУ СОШ №1
__________________
/СмирноваТ.А./
Приказ № 93 от 27 августа 2024г.

Вводится в действие с 01.09.2024г

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА
(ID 4165595)
учебного предмета «Окружающий мир»
для обучающихся 4 классов

Пелым 2024

ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
Рабочая программа по учебному предмету «Окружающий мир»
(предметная область «Обществознание и естествознание» («Окружающий
мир») соответствует Федеральной рабочей программе по учебному предмету
«Окружающий мир» и включает пояснительную записку, содержание
обучения, планируемые результаты освоения программы и тематическое
планирование.
Пояснительная записка отражает общие цели и задачи изучения
окружающего мира, место в структуре учебного плана, а также подходы к
отбору содержания и планируемым результатам.
ОБЩАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА ПРЕДМЕТА
Содержание обучения раскрывает содержательные линии для
обязательного изучения окружающего мира в каждом классе на уровне
начального общего образования.
Планируемые результаты программы по окружающему миру включают
личностные, метапредметные результаты за период обучения, а также
предметные достижения обучающегося за каждый год обучения на уровне
начального общего образования.
Программа по окружающему миру на уровне начального общего
образования составлена на основе требований ФГОС НОО и федеральной
рабочей программы воспитания.
ЦЕЛИ ИЗУЧЕНИЯ ПРЕДМЕТА
Изучение окружающего мира, интегрирующего знания о природе,
предметном мире, обществе и взаимодействии людей в нём, соответствует
потребностям и интересам обучающихся на уровне начального общего
образования и направлено на достижение следующих целей:
 формирование целостного взгляда на мир, осознание места в нём
человека на основе целостного взгляда на окружающий мир
(природную и социальную среду обитания); освоение естественнонаучных, обществоведческих, нравственно-этических понятий,
представленных в содержании программы по окружающему миру;
 формирование ценности здоровья человека, его сохранения и
укрепления, приверженности здоровому образу жизни;
 развитие умений и навыков применять полученные знания в реальной
учебной и жизненной практике, связанной как с поисковоисследовательской деятельностью (наблюдения, опыты, трудовая

деятельность), так и с творческим использованием приобретённых
знаний в речевой, изобразительной, художественной деятельности;
 духовно-нравственное развитие и воспитание личности гражданина
Российской Федерации, понимание своей принадлежности к
Российскому государству, определённому этносу;
 проявление уважения к истории, культуре, традициям народов
Российской Федерации;
 освоение обучающимися мирового культурного опыта по созданию
общечеловеческих ценностей, законов и правил построения
взаимоотношений в социуме;
 обогащение духовного опыта обучающихся, развитие способности
ребёнка к социализации на основе принятия гуманистических норм
жизни,
приобретение
опыта
эмоционально-положительного
отношения к природе в соответствии с экологическими нормами
поведения;
 становление навыков повседневного проявления культуры общения,
гуманного отношения к людям, уважительного отношения к их
взглядам, мнению и индивидуальности.
Центральной идеей конструирования содержания и планируемых
результатов обучения окружающему миру является раскрытие роли человека
в природе и обществе, ознакомление с правилами поведения в среде
обитания и освоение общечеловеческих ценностей взаимодействия в
системах: «Человек и природа», «Человек и общество», «Человек и другие
люди», «Человек и познание». Важнейшей составляющей всех указанных
систем является содержание, усвоение которого гарантирует формирование у
обучающихся навыков здорового и безопасного образа жизни на основе
развивающейся способности предвидеть результаты своих поступков и
оценки возникшей ситуации.
Отбор содержания программы по окружающему миру осуществлён на
основе следующих ведущих идей:
 раскрытие роли человека в природе и обществе;
 освоение общечеловеческих ценностей взаимодействия в системах:
«Человек и природа», «Человек и общество», «Человек и другие
люди», «Человек и его самость», «Человек и познание».
МЕСТО УЧЕБНОГО
УЧЕБНОМ ПЛАНЕ

ПРЕДМЕТА

«ОКРУЖАЮЩИЙ

МИР»

В

Общее число часов, отведённых на изучение курса «Окружающий мир»,
составляет в 4 классе – 68 часов.

СОДЕРЖАНИЕ УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА
4 КЛАСС
Человек и общество
Конституция – Основной закон Российской Федерации. Права и
обязанности гражданина Российской Федерации. Президент Российской
Федерации – глава государства. Политико-административная карта России.
Общая характеристика родного края, важнейшие достопримечательности,
знаменитые соотечественники.
Города России. Святыни городов России. Главный город родного края:
достопримечательности, история и характеристика отдельных исторических
событий, связанных с ним.
Праздник в жизни общества как средство укрепления общественной
солидарности и упрочения духовных связей между соотечественниками.
Новый год, День защитника Отечества, Международный женский день, День
весны и труда, День Победы, День России, День народного единства, День
Конституции. Праздники и памятные даты своего региона. Уважение к
культуре, истории, традициям своего народа и других народов,
государственным символам России.
История Отечества «Лента времени» и историческая карта.
Наиболее важные и яркие события общественной и культурной жизни
страны в разные исторические периоды: Государство Русь, Московское
государство, Российская империя, СССР, Российская Федерация. Картины
быта, труда, духовно-нравственные и культурные традиции людей в разные
исторические времена. Выдающиеся люди разных эпох как носители базовых
национальных ценностей.
Наиболее значимые объекты списка Всемирного культурного наследия
в России и за рубежом. Охрана памятников истории и культуры. Посильное
участие в охране памятников истории и культуры своего края. Личная
ответственность каждого человека за сохранность историко-культурного
наследия своего края.
Правила нравственного поведения в социуме, отношение к людям
независимо от их национальности, социального статуса, религиозной
принадлежности.
Человек и природа
Методы познания окружающей природы: наблюдения, сравнения,
измерения, опыты по исследованию природных объектов и явлений. Солнце
– ближайшая к нам звезда, источник света и тепла для всего живого на Земле.
Характеристика планет Солнечной системы. Естественные спутники планет.

Смена дня и ночи на Земле. Вращение Земли как причина смены дня и ночи.
Обращение Земли вокруг Солнца и смена времён года.
Формы земной поверхности: равнины, горы, холмы, овраги (общее
представление, условное обозначение равнин и гор на карте). Равнины и
горы России. Особенности поверхности родного края (краткая
характеристика на основе наблюдений).
Водоёмы, их разнообразие (океан, море, озеро, пруд, болото); река как
водный поток; использование рек и водоёмов человеком. Крупнейшие реки и
озёра России, моря, омывающие её берега, океаны. Водоёмы и реки родного
края (названия, краткая характеристика на основе наблюдений).
Наиболее значимые природные объекты списка Всемирного наследия в
России и за рубежом (2–3 объекта).
Природные зоны России: общее представление, основные природные
зоны (климат, растительный и животный мир, особенности труда и быта
людей, влияние человека на природу изучаемых зон, охрана природы). Связи
в природных зонах.
Некоторые доступные для понимания экологические проблемы
взаимодействия человека и природы. Охрана природных богатств: воды,
воздуха, полезных ископаемых, растительного и животного мира. Правила
нравственного поведения в природе. Международная Красная книга
(отдельные примеры).
Правила безопасной жизнедеятельности
Здоровый образ жизни: профилактика вредных привычек.
Безопасность в городе (планирование маршрутов с учётом транспортной
инфраструктуры города; правила безопасного по ведения в общественных
местах, зонах отдыха, учреждениях культуры). Правила безопасного
поведения велосипедиста с учётом дорожных знаков и разметки, сигналов и
средств защиты велосипедиста, правила использования самоката и других
средств индивидуальной мобильности.
Безопасность в информационно-коммуникационной сети Интернет
(поиск
достоверной
информации,
опознавание
государственных
образовательных ресурсов и детских развлекательных порталов) в условиях
контролируемого доступа в информационно-коммуникационную сеть
Интернет.
Изучение окружающего мира в 4 классе способствует освоению ряда
универсальных учебных действий: познавательных универсальных учебных
действий,
коммуникативных
универсальных
учебных
действий,
регулятивных универсальных учебных действий, совместной деятельности.

Базовые логические и исследовательские действия как часть
познавательных
универсальных
учебных
действий
способствуют
формированию умений:
 устанавливать последовательность этапов возрастного развития
человека;
 конструировать в учебных и игровых ситуациях правила безопасного
поведения в среде обитания;
 моделировать схемы природных объектов (строение почвы;
движение реки, форма поверхности);
 соотносить объекты природы с принадлежностью к определённой
природной зоне;
 классифицировать природные объекты по принадлежности к
природной зоне;
 определять разрыв между реальным и желательным состоянием
объекта (ситуации) на основе предложенных учителем вопросов.
Работа с информацией как часть познавательных универсальных
учебных действий способствует формированию умений:
 использовать умения работать с информацией, представленной в
разных формах; оценивать объективность информации, учитывать
правила безопасного использования электронных образовательных и
информационных ресурсов;
 использовать для уточнения и расширения своих знаний об
окружающем мире словари, справочники, энциклопедии, в том числе
и информационно-коммуникационную сеть Интернет (в условиях
контролируемого выхода);
 делать сообщения (доклады) на предложенную тему на основе
дополнительной информации, подготавливать презентацию, включая
в неё иллюстрации, таблицы, диаграммы.
Коммуникативные универсальные учебные действия способствуют
формированию умений:
 ориентироваться в понятиях: организм, возраст, система органов;
культура, долг, соотечественник, берестяная грамота, первопечатник,
иконопись, объект Всемирного природного и культурного наследия;
 характеризовать человека как живой организм: раскрывать функции
различных систем органов; объяснять особую роль нервной системы
в деятельности организма;
 создавать текст-рассуждение: объяснять вред для здоровья и
самочувствия организма вредных привычек;

описывать ситуации проявления нравственных качеств –
отзывчивости, доброты, справедливости и др.;
 составлять краткие суждения о связях и зависимостях в природе (на
основе сезонных изменений, особенностей жизни природных зон,
пищевых цепей);
 составлять небольшие тексты «Права и обязанности гражданина
РФ»;
 создавать небольшие тексты о знаменательных страницах истории
нашей страны (в рамках изученного).
Регулятивные универсальные учебные действия способствуют
формированию умений:
 самостоятельно планировать алгоритм решения учебной задачи;
предвидеть трудности и возможные ошибки;
 контролировать
процесс и результат выполнения задания,
корректировать учебные действия при необходимости;
 адекватно принимать оценку своей работы; планировать работу над
ошибками;
 находить ошибки в своей и чужих работах, устанавливать их
причины.
Совместная деятельность способствует формированию умений:
 выполнять правила совместной деятельности при выполнении
разных ролей – руководитель, подчинённый, напарник, члена
большого коллектива;
 ответственно относиться к своим обязанностям в процессе
совместной деятельности, объективно оценивать свой вклад в общее
дело;
 анализировать ситуации, возникающие в процессе совместных игр,
труда, использования инструментов, которые могут стать опасными
для здоровья и жизни других людей.


ПЛАНИРУЕМЫЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ
Изучение предмета «Окружающий мир» на уровне начального общего
образования направлено на достижение обучающимися личностных,
метапредметных и предметных результатов освоения учебного предмета.
ЛИЧНОСТНЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ
Личностные результаты изучения предмета «Окружающий мир»
характеризуют готовность обучающихся руководствоваться традиционными
российскими социокультурными и духовно-нравственными ценностями,
принятыми в обществе правилами и нормами поведения и должны отражать
приобретение первоначального опыта деятельности обучающихся, в части:
Гражданско-патриотического воспитания:
 становление ценностного отношения к своей Родине – России;
понимание особой роли многонациональной России в современном
мире;
 осознание своей этнокультурной и российской гражданской
идентичности, принадлежности к российскому народу, к своей
национальной общности;
 сопричастность к прошлому, настоящему и будущему своей страны и
родного края;
 проявление интереса к истории и многонациональной культуре своей
страны, уважения к своему и другим народам;
 первоначальные представления о человеке как члене общества,
осознание прав и ответственности человека как члена общества.
Духовно-нравственного воспитания:
 проявление культуры общения, уважительного отношения к людям,
их взглядам, признанию их индивидуальности;
 принятие существующих в обществе нравственно-этических норм
поведения и правил межличностных отношений, которые строятся на
проявлении
гуманизма,
сопереживания,
уважения
и
доброжелательности;
 применение
правил
совместной
деятельности,
проявление
способности договариваться, неприятие любых форм поведения,
направленных на причинение физического и морального вреда
другим людям.
Эстетического воспитания:
 понимание особой роли России в развитии
общемировой
художественной культуры, проявление уважительного отношения,

восприимчивости и интереса к разным видам искусства, традициям и
творчеству своего и других народов;
 использование полученных знаний в продуктивной и преобразующей
деятельности, в разных видах художественной деятельности.
Физического воспитания, формирования культуры здоровья и
эмоционального благополучия:
 соблюдение правил организации здорового и безопасного (для себя и
других людей) образа жизни; выполнение правил безопасного
поведении в окружающей среде (в том числе информационной);
 приобретение опыта эмоционального отношения к среде обитания,
бережное отношение к физическому и психическому здоровью.
Трудового воспитания:
 осознание ценности трудовой деятельности в жизни человека и
общества, ответственное потребление и бережное отношение к
результатам труда, навыки участия в различных видах трудовой
деятельности, интерес к различным профессиям.
Экологического воспитания:
 осознание роли человека в природе и обществе, принятие
экологических норм поведения, бережного отношения к природе,
неприятие действий, приносящих ей вред.
Ценности научного познания:
 осознание ценности познания для развития человека, необходимости
самообразования и саморазвития;
 проявление познавательного интереса, активности, инициативности,
любознательности и самостоятельности в расширении своих знаний,
в том числе с использованием различных информационных средств.
МЕТАПРЕДМЕТНЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ
Познавательные универсальные учебные действия:
1) Базовые логические действия:
 понимать целостность окружающего мира (взаимосвязь природной и
социальной
среды
обитания),
проявлять
способность
ориентироваться в изменяющейся действительности;
 на основе наблюдений доступных объектов окружающего мира
устанавливать связи и зависимости между объектами (часть – целое;
причина – следствие; изменения во времени и в пространстве);
 сравнивать объекты окружающего мира, устанавливать основания
для сравнения, устанавливать аналогии;
 объединять части объекта (объекты) по определённому признаку;

определять
существенный
признак
для
классификации,
классифицировать предложенные объекты;
 находить закономерности и противоречия в рассматриваемых
фактах, данных и наблюдениях на основе предложенного алгоритма;
 выявлять
недостаток информации для решения учебной
(практической) задачи на основе предложенного алгоритма.
2) Базовые исследовательские действия:
 проводить (по предложенному и самостоятельно составленному
плану или выдвинутому предположению) наблюдения, несложные
опыты;
 проявлять интерес к экспериментам, проводимым под руководством
учителя;
 определять разницу между реальным и желательным состоянием
объекта (ситуации) на основе предложенных вопросов;
 формулировать с помощью учителя цель предстоящей работы,
прогнозировать возможное развитие процессов, событий и
последствия в аналогичных или сходных ситуациях;
 моделировать ситуации на основе изученного материала о связях в
природе (живая и неживая природа, цепи питания; природные зоны),
а также в социуме (лента времени; поведение и его последствия;
коллективный труд и его результаты и др.);
 проводить по предложенному плану опыт, несложное исследование
по установлению особенностей объекта изучения и связей между
объектами (часть – целое, причина – следствие);
 формулировать выводы и подкреплять их доказательствами на
основе результатов проведённого наблюдения (опыта, измерения,
исследования).
3) Работа с информацией:
 использовать различные источники для поиска информации,
выбирать источник получения информации с учётом учебной задачи;
 находить в предложенном источнике информацию, представленную
в явном виде, согласно заданному алгоритму;
 распознавать
достоверную
и
недостоверную
информацию
самостоятельно или на основе предложенного учителем способа её
проверки;
 находить и использовать для решения учебных задач текстовую,
графическую, аудиовизуальную информацию;
 читать и интерпретировать графически представленную информацию
(схему, таблицу, иллюстрацию);


соблюдать правила информационной безопасности в условиях
контролируемого доступа в информационно-телекоммуникационную
сеть Интернет (с помощью учителя);
 анализировать и создавать текстовую, видео, графическую, звуковую
информацию в соответствии с учебной задачей;
 фиксировать полученные результаты в текстовой форме (отчёт,
выступление, высказывание) и графическом виде (рисунок, схема,
диаграмма).
Коммуникативные универсальные учебные действия:
 в процессе диалогов задавать вопросы, высказывать суждения,
оценивать выступления участников;
 признавать возможность существования разных точек зрения;
корректно и аргументированно высказывать своё мнение; приводить
доказательства своей правоты;
 соблюдать правила ведения диалога и дискуссии; проявлять
уважительное отношение к собеседнику;
 использовать смысловое чтение для определения темы, главной
мысли текста о природе, социальной жизни, взаимоотношениях и
поступках людей;
 создавать устные и письменные тексты (описание, рассуждение,
повествование);
 конструировать обобщения и выводы на основе полученных
результатов наблюдений и опытной работы, подкреплять их
доказательствами;
 находить ошибки и восстанавливать деформированный текст об
изученных объектах и явлениях природы, событиях социальной
жизни;
 готовить
небольшие публичные выступления с возможной
презентацией (текст, рисунки, фото, плакаты и др.) к тексту
выступления.
Регулятивные универсальные учебные действия:
1) Самоорганизация:
 планировать самостоятельно или с небольшой помощью учителя
действия по решению учебной задачи;
 выстраивать последовательность выбранных действий и операций.
2) Самоконтроль и самооценка:
 осуществлять контроль процесса и результата своей деятельности;
 находить ошибки в своей работе и устанавливать их причины;


корректировать свои действия при необходимости (с небольшой
помощью учителя);
 предвидеть возможность возникновения трудностей и ошибок,
предусматривать способы их предупреждения, в том числе в
житейских ситуациях, опасных для здоровья и жизни.
 объективно оценивать результаты своей деятельности, соотносить
свою оценку с оценкой учителя;
 оценивать целесообразность выбранных способов действия, при
необходимости корректировать их.
Совместная деятельность:
 понимать значение коллективной деятельности для успешного
решения учебной (практической) задачи; активно участвовать в
формулировании краткосрочных и долгосрочных целей совместной
деятельности (на основе изученного материала по окружающему
миру);
 коллективно строить действия по достижению общей цели:
распределять роли, договариваться, обсуждать процесс и результат
совместной работы;
 проявлять
готовность
руководить,
выполнять
поручения,
подчиняться;
 выполнять
правила совместной деятельности: справедливо
распределять и оценивать работу каждого участника; считаться с
наличием разных мнений; не допускать конфликтов, при их
возникновении мирно разрешать без участия взрослого;
 ответственно выполнять свою часть работы.


ПРЕДМЕТНЫЕ РЕЗУЛЬТАТ
4 КЛАСС
К концу обучения в 4 классе обучающийся научится:
 проявлять уважение к семейным ценностям и традициям, традициям
своего народа и других народов, государственным символам России;
 соблюдать правила нравственного поведения в социуме;
 показывать на физической карте изученные крупные географические
объекты России (горы, равнины, реки, озёра, моря, омывающие
территорию России);
 показывать на исторической карте места изученных исторических
событий;
 находить место изученных событий на «ленте времени»;
 знать основные права и обязанности гражданина Российской
Федерации;























соотносить изученные исторические события и исторических
деятелей с веками и периодами истории России;
рассказывать о государственных праздниках России, наиболее
важных событиях истории России, наиболее известных российских
исторических деятелях разных периодов, достопримечательностях
столицы России и родного края;
описывать на основе предложенного плана изученные объекты,
выделяя их существенные признаки, в том числе государственную
символику России и своего региона;
проводить по предложенному/самостоятельно составленному плану
или выдвинутому предположению несложные наблюдения, опыты с
объектами природы с использованием простейшего лабораторного
оборудования и измерительных приборов, следуя правилам
безопасного труда;
распознавать изученные объекты и явления живой и неживой
природы по их описанию, рисункам и фотографиям, различать их в
окружающем мире;
группировать изученные объекты живой и неживой природы,
самостоятельно выбирая признак для группировки; проводить
простейшие классификации;
сравнивать объекты живой и неживой природы на основе их
внешних признаков и известных характерных свойств;
использовать знания о взаимосвязях в природе для объяснения
простейших явлений и процессов в природе (в том числе смены дня и
ночи, смены времён года, сезонных изменений в природе своей
местности, причины смены природных зон);
называть наиболее значимые природные объекты Всемирного
наследия в России и за рубежом (в пределах изученного);
называть экологические проблемы и определять пути их решения;
создавать по заданному плану собственные развёрнутые
высказывания о природе и обществе;
использовать различные источники информации для поиска и
извлечения информации, ответов на вопросы;
соблюдать правила нравственного поведения на природе;
осознавать возможные последствия вредных привычек для здоровья
и жизни человека;
соблюдать правила безопасного поведения при использовании
объектов транспортной инфраструктуры населённого пункта, в






театрах, кинотеатрах, торговых центрах, парках и зонах отдыха,
учреждениях культуры (музеях, библиотеках и т.д.);
соблюдать правила безопасного поведения при езде на велосипеде,
самокате;
осуществлять безопасный поиск образовательных ресурсов и
верифицированной
информации
в
информационнотелекоммуникационной сети Интернете;
соблюдать правила безопасного для здоровья использования
электронных образовательных и информационных ресурсов.

ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ
4 КЛАСС
Количество часов
№ п/п

Наименование разделов и тем
программы

Контрольные
работы

Всего

Практические
работы

Электронные
(цифровые)
образовательные
ресурсы

Раздел 1. Земля и человечество
1.1

Мир глазами астронома

1

Библиотека ЦОК
https://m.edsoo.ru/7f4116e4

1.2

Планеты солнечной системы

1

Библиотека ЦОК
https://m.edsoo.ru/7f4116e4

1.3

Мир глазами географа

1

Библиотека ЦОК
https://m.edsoo.ru/7f4116e4

1.4

Мир глазами историка

1

Библиотека ЦОК
https://m.edsoo.ru/7f4116e4

1.5

Когда и где?

1

Библиотека ЦОК
https://m.edsoo.ru/7f4116e4

1

Библиотека ЦОК
https://m.edsoo.ru/7f4116e4

1

Библиотека ЦОК
https://m.edsoo.ru/7f4116e4

1.6
1.7
1.8

Мир глазами эколога
Международная Красная книга
Проверим себя и оценим свои
достижения

Итого по разделу
Раздел 2. Природа России

1
8

Библиотека ЦОК
https://m.edsoo.ru/7f4116e4

1
1

2.1
2.2
2.3

Равнины и горы России
Моря, озёра и реки России
Природные зоны России

1

Библиотека ЦОК
https://m.edsoo.ru/7f4116e4

1

Библиотека ЦОК
https://m.edsoo.ru/7f4116e4

1

Библиотека ЦОК
https://m.edsoo.ru/7f4116e4

2.4

Зона Арктических пустынь

1

Библиотека ЦОК
https://m.edsoo.ru/7f4116e4

2.5

Тундра

1

Библиотека ЦОК
https://m.edsoo.ru/7f4116e4

2.6

Леса России

1

Библиотека ЦОК
https://m.edsoo.ru/7f4116e4

2.7

Лес и челочек

1

Библиотека ЦОК
https://m.edsoo.ru/7f4116e4

2.8

Зона степей

1

Библиотека ЦОК
https://m.edsoo.ru/7f4116e4

2.9

Пустыни

1

Библиотека ЦОК
https://m.edsoo.ru/7f4116e4

1

Библиотека ЦОК
https://m.edsoo.ru/7f4116e4

2.10

У Чёрного моря

2.11

Проверим себя и оценим свои
достижения

1

2.12

Экскурсия

1

Итого по разделу
Раздел 3. Родной край-часть большой страны

12

1

1

Библиотека ЦОК
https://m.edsoo.ru/7f4116e4

3.1

Поверхность нашего края

1

Библиотека ЦОК
https://m.edsoo.ru/7f4116e4

3.2

Водные богатства нашего края

1

Библиотека ЦОК
https://m.edsoo.ru/7f4116e4

3.3

Наши подземные ископаемые

2

Библиотека ЦОК
https://m.edsoo.ru/7f4116e4

3.4

Земля-кормилица

1

Библиотека ЦОК
https://m.edsoo.ru/7f4116e4

3.5

Жизнь леса

1

Библиотека ЦОК
https://m.edsoo.ru/7f4116e4

1

Библиотека ЦОК
https://m.edsoo.ru/7f4116e4

1

Библиотека ЦОК
https://m.edsoo.ru/7f4116e4

3.6

Жизнь луга
Жизнь в пресных водоемах

3.7

3.8

Экскурсия «Обитатели пресных
водоемов»

1

3.9

Заповедники России

1

3.10

Наши проекты

1

3.11

Проверим себя и оценим свои
достижения за первое полугодие

1

Итого по разделу

12

Библиотека ЦОК
https://m.edsoo.ru/7f4116e4
1

1

Раздел 4. Страницы всемирной истории

4.1

Мир древности: далёкий и близкий

4.2

Средние века: время рыцарей и
замков

4.3

Новое время: встреча Европы и
Америки

4.4

4.5

Новейшее время: история
продолжается сегодня
Проверим себя и оценим свои
достижения

Итого по разделу

1

Библиотека ЦОК
https://m.edsoo.ru/7f4116e4

1

Библиотека ЦОК
https://m.edsoo.ru/7f4116e4

1

Библиотека ЦОК
https://m.edsoo.ru/7f4116e4

1

Библиотека ЦОК
https://m.edsoo.ru/7f4116e4

1

1

5

1

Раздел 5 Страницы истории России
Государство Русь
5.1

1

Библиотека ЦОК
https://m.edsoo.ru/7f4116e4

1

Библиотека ЦОК
https://m.edsoo.ru/7f4116e4

Страна городов
5.2

5.3

Из книжной сокровищницы
Древней Руси

1

Библиотека ЦОК
https://m.edsoo.ru/7f4116e4

5.4

Трудные времена на Русской

1

Библиотека ЦОК

земле

https://m.edsoo.ru/7f4116e4

Русь расправляет крылья
5.5

1

Библиотека ЦОК
https://m.edsoo.ru/7f4116e4

1

Библиотека ЦОК
https://m.edsoo.ru/7f4116e4

1

Библиотека ЦОК
https://m.edsoo.ru/7f4116e4

1

Библиотека ЦОК
https://m.edsoo.ru/7f4116e4

1

Библиотека ЦОК
https://m.edsoo.ru/7f4116e4

1

Библиотека ЦОК
https://m.edsoo.ru/7f4116e4

1

Библиотека ЦОК
https://m.edsoo.ru/7f4116e4

1

Библиотека ЦОК
https://m.edsoo.ru/7f4116e4

1

Библиотека ЦОК
https://m.edsoo.ru/7f4116e4

1

Библиотека ЦОК

Куликовская битва
5.6
Иван Третий
5.7

5.8

Россия в правление царя Ивана
Васильевича Грозного
Патриоты России

5.9
Пётр Великий
5.10
Михаил Васильевич Ломоносов
5.11
Екатерина Великая
5.12
Отечественная война 1812 года
5.13
5.14

Страницы истории ХIХ века

https://m.edsoo.ru/7f4116e4
Россия вступает в XX век
5.15

1

Библиотека ЦОК
https://m.edsoo.ru/7f4116e4

1

Библиотека ЦОК
https://m.edsoo.ru/7f4116e4

1

Библиотека ЦОК
https://m.edsoo.ru/7f4116e4

1

Библиотека ЦОК
https://m.edsoo.ru/7f4116e4

Страницы истории 20 -30-х годов
5.16
Великая война и Великая Победа
5.17
Страна, открывшая путь в космос
5.18

5.19

Проверим себя и оценим свои
достижения

Итого по разделу

1

1

19

1

Библиотека ЦОК
https://m.edsoo.ru/7f4116e4

Раздел 6 Современная Россия

6.1

Основной закон России и права
человека

2

Библиотека ЦОК
https://m.edsoo.ru/7f4116e4

1

Библиотека ЦОК
https://m.edsoo.ru/7f4116e4

1

Библиотека ЦОК
https://m.edsoo.ru/7f4116e4

Мы — граждане России
6.2
Славные символы России
6.3

Такие разные праздники
6.4

1

Библиотека ЦОК
https://m.edsoo.ru/7f4116e4

3

Библиотека ЦОК
https://m.edsoo.ru/7f4116e4

Путешествие по России
6.5

6.6

Проверим себя и оценим свои
достижения за второе полугодие

1

1

Наши проекты
6.7

1

Библиотека ЦОК
https://m.edsoo.ru/7f4116e4

1

Библиотека ЦОК
https://m.edsoo.ru/7f4116e4

1

Библиотека ЦОК
https://m.edsoo.ru/7f4116e4

Резерв
6.8
Резерв
6.9
Итого по разделу

Библиотека ЦОК
https://m.edsoo.ru/7f4116e4

12

Резерв

2

Общее количество часов по программе

68

1

5

КАЛЕНДАРНО- ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ
4 КЛАСС
Количество часов
№ п/п

Тема урока

Всего

Контрольные
работы

Практические
работы

Дата
изучения

Электронные цифровые
образовательные ресурсы

1

Мир глазами астронома

1

Библиотека ЦОК
https://m.edsoo.ru/f8414d1c

2

Планеты солнечной системы

1

Библиотека ЦОК
https://m.edsoo.ru/f8414d1c

3

Мир глазами географа

1

Библиотека ЦОК
https://m.edsoo.ru/f8414eca

4

Мир глазами историка

1

Библиотека ЦОК
https://m.edsoo.ru/f8414d1c

5

Когда и где?

1

Библиотека ЦОК
https://m.edsoo.ru/f8414d1c

1

Библиотека ЦОК
https://m.edsoo.ru/f8418dc2

1

Библиотека ЦОК
https://m.edsoo.ru/f8415118

6
7
8

Мир глазами эколога
Международная Красная книга
Проверим себя и оценим свои
достижения

1

1

Библиотека ЦОК
https://m.edsoo.ru/f8415b9a

Библиотека ЦОК
https://m.edsoo.ru/f841580c

9

Равнины и горы России

1

10

Моря, озёра и реки России

1

11

Природные зоны России

1

12

Зона Арктических пустынь

1

13

Тундра

1

Библиотека ЦОК
https://m.edsoo.ru/f8418dc2

14

Леса России

1

Библиотека ЦОК
https://m.edsoo.ru/f8415da2

15

Лес и челочек

1

Библиотека ЦОК
https://m.edsoo.ru/f8415f50

16

Зона степей

1

Библиотека ЦОК
https://m.edsoo.ru/f8416306

17

Пустыни

1

Библиотека ЦОК
https://m.edsoo.ru/f84164be

1

Библиотека ЦОК
https://m.edsoo.ru/f8416180

18

19

У Чёрного моря
Проверим себя и оценим свои
достижения

1

Библиотека ЦОК
https://m.edsoo.ru/f8415636

1

Библиотека ЦОК
https://m.edsoo.ru/f8416996

20

Экскурсия «Природа родного
края»

1

Библиотека ЦОК
https://m.edsoo.ru/f8416b58

21

Поверхность нашего края

1

Библиотека ЦОК
https://m.edsoo.ru/f8416cfc

22

Водные богатства нашего края

1

Библиотека ЦОК
https://m.edsoo.ru/f8416fae

23

Наши подземные ископаемые

1

24

Наши подземные ископаемые

1

Библиотека ЦОК
https://m.edsoo.ru/f8417b34

25

Земля-кормилица

1

Библиотека ЦОК
https://m.edsoo.ru/f8417d1e

1

Библиотека ЦОК
https://m.edsoo.ru/f8417f08

1

Библиотека ЦОК
https://m.edsoo.ru/f84181ce

1

Библиотека ЦОК
https://m.edsoo.ru/f84185ac

26
27

Жизнь леса
Жизнь луга
Жизнь в пресных водоемах

28

29

Экскурсия «Обитатели
пресных водоемов»

1

30

Заповедники России

1

Библиотека ЦОК
https://m.edsoo.ru/f8417526

31

Наши проекты

1

Библиотека ЦОК
https://m.edsoo.ru/f8414d1c

32

Проверим себя и оценим свои
достижения за первое
полугодие

1

33

Мир древности: далёкий и
близкий

1

Библиотека ЦОК
https://m.edsoo.ru/f8414d1c

34

Средние века: время рыцарей и
замков

1

Библиотека ЦОК
https://m.edsoo.ru/f8414d1c

35

Новое время: встреча Европы и
Америки

1

Библиотека ЦОК
https://m.edsoo.ru/f8414d1c

1

Библиотека ЦОК
https://m.edsoo.ru/f8414d1c

36

37
38
39

Новейшее время: история
продолжается сегодня
Проверим себя и оценим свои
достижения
Государство Русь
Страна городов

Библиотека ЦОК
https://m.edsoo.ru/f8414d1c

1

1

1

Библиотека ЦОК
https://m.edsoo.ru/f8414d1c

1

Библиотека ЦОК
https://m.edsoo.ru/f8419c54

1

Библиотека ЦОК
https://m.edsoo.ru/f8414d1c

40

Из книжной сокровищницы
Древней Руси

1

Библиотека ЦОК
https://m.edsoo.ru/f8414d1c

41

Трудные времена на Русской
земле

1

Библиотека ЦОК
https://m.edsoo.ru/f8419894

1

Библиотека ЦОК
https://m.edsoo.ru/f8414d1c

1

Библиотека ЦОК
https://m.edsoo.ru/f8414d1c

1

Библиотека ЦОК
https://m.edsoo.ru/f8414d1c

1

Библиотека ЦОК
https://m.edsoo.ru/f8414d1c

1

Библиотека ЦОК
https://m.edsoo.ru/f841b284

1

Библиотека ЦОК
https://m.edsoo.ru/f8414d1c

1

Библиотека ЦОК
https://m.edsoo.ru/f841b4aa

42
43
44
45
46
47
48

Русь расправляет крылья
Куликовская битва
Иван Третий
Россия в правление царя Ивана
Васильевича Грозного
Патриоты России
Пётр Великий
Михаил Васильевич
Ломоносов

49
50
51
52

Екатерина Великая
Отечественная война 1812 года
Страницы истории ХIХ века
Россия вступает в XX век

1

Библиотека ЦОК
https://m.edsoo.ru/f8414d1c

1

Библиотека ЦОК
https://m.edsoo.ru/f8414d1c

1

Библиотека ЦОК
https://m.edsoo.ru/f8414d1c

1

Библиотека
ЦО3https://m.edsoo.ru/f841c56c

53

Страницы истории 20 -30-х
годов

1

54

Великая война и Великая
Победа

1

Библиотека ЦОК
https://m.edsoo.ru/f841c800

55

Страна, открывшая путь в
космос

1

Библиотека ЦОК
https://m.edsoo.ru/f841c9f4

56

Проверим себя и оценим свои
достижения

1

57

Основной закон России и права
человека

1

Библиотека ЦОК
https://m.edsoo.ru/f841dac0

58

Основной закон России и права
человека

1

Библиотека ЦОК
https://m.edsoo.ru/f841d188

1

Библиотека ЦОК
https://m.edsoo.ru/f8414d1c

1

Библиотека ЦОК
https://m.edsoo.ru/f841d8ea

1

Библиотека ЦОК
https://m.edsoo.ru/f841d336

1

Библиотека ЦОК

59
60
61
62

Мы — граждане России
Славные символы России
Такие разные праздники
Путешествие по России

1

https://m.edsoo.ru/f841dc50
63
64

65

66
67
68

Путешествие по России
Путешествие по России
Проверим себя и оценим свои
достижения за второе
полугодие
Наши проекты
Резерв
Резерв

ОБЩЕЕ КОЛИЧЕСТВО ЧАСОВ ПО
ПРОГРАММЕ

1

Библиотека ЦОК
https://m.edsoo.ru/f8414d1c

1

Библиотека ЦОК
https://m.edsoo.ru/f8414d1c

1

1

Библиотека ЦОК
https://m.edsoo.ru/f8414d1c

1

Библиотека ЦОК
https://m.edsoo.ru/f8414d1c

1

Библиотека ЦОК
https://m.edsoo.ru/f8414d1c

1

Библиотека ЦОК
https://m.edsoo.ru/f8414d1c

68

6

УЧЕБНО-МЕТОДИЧЕСКОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ
ОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО ПРОЦЕССА
ОБЯЗАТЕЛЬНЫЕ УЧЕБНЫЕ МАТЕРИАЛЫ ДЛЯ УЧЕНИКА
Учебник « Окружающий мир» в 2-х частях. А.А. Плешаков, Москва «
Просвещение» 2020год

МЕТОДИЧЕСКИЕ МАТЕРИАЛЫ ДЛЯ УЧИТЕЛЯ
Учебник « Окружающий мир» в 2-х частях. А.А. Плешаков, Москва «
Просвещение» 2020год
ЦИФРОВЫЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЕ РЕСУРСЫ И РЕСУРСЫ СЕТИ
ИНТЕРНЕТ
Библиотека ЦОК https://m.edsoo.ru/f841d8ea


Наверх
На сайте используются файлы cookie. Продолжая использование сайта, вы соглашаетесь на обработку своих персональных данных. Подробности об обработке ваших данных — в политике конфиденциальности.

Функционал «Мастер заполнения» недоступен с мобильных устройств.
Пожалуйста, воспользуйтесь персональным компьютером для редактирования информации в «Мастере заполнения».