ИЗО 2 класс

МИНИСТЕРСТВО ПРОСВЕЩЕНИЯ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

Министерство образования и молодежной политики Свердловской
области
ГО Пелым
МКОУ СОШ № 1 п. Пелым

РАССМОТРЕНО
на педагогическом совете
Протокол № 1 от 27 августа 2024

г.

УТВЕРЖДАЮ
Директор МКОУ СОШ №1
__________________
/СмирноваТ.А./
Приказ № 93 от 27 августа 2024г.

Вводится в действие с 01.09.2024г
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА
(ID 4184671)

учебного предмета

«Изобразительное искусство»
для 2 класса начального общего образования

п. Пелым 2024г

ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
Рабочая программа по изобразительному искусству для обучающихся 2 класса на
уровне начального общего образования составлена на основе «Требований к
результатам освоения основной образовательной программы», представленных в
Федеральном государственном образовательном стандарте начального общего
образования.
Содержание программы распределено по модулям с учётом проверяемых требований
к результатам освоения учебного предмета, выносимым на промежуточную
аттестацию.
Цель преподавания предмета «Изобразительное искусство» состоит в
формировании
художественной культуры учащихся, развитии художественно-образного мышления
и эстетического отношения к явлениям действительности путём освоения начальных
основ художественных знаний, умений, навыков и развития творческого потенциала
учащихся.
Преподавание предмета направлено на развитие духовной культуры учащихся,
формирование
активной
эстетической
позиции
по
отношению
к
действительности и произведениям искусства, понимание роли и значения
художественной деятельности в жизни людей.
Содержание предмета охватывает все основные вида визуально-пространственных
искусств (собственно изобразительных): начальные основы графики, живописи и
скульптуры, декоративно-прикладные и народные виды искусства, архитектуру и
дизайн. Особое внимание уделено развитию эстетического восприятия природы,
восприятию произведений искусства и формированию зрительских навыков,
художественному восприятию предметно-бытовой культуры. Для учащихся
начальной школы большое значение также имеет восприятие произведений детского
творчества, умение обсуждать и анализировать детские рисунки с позиций
выраженного в них содержания, художественных средств выразительности,
соответствия учебной задачи, поставленной учителем. Такая рефлексия детского
творчества имеет позитивный обучающий характер.
Важнейшей задачей является формирование активного, ценностного отношения к
истории отечественной культуры, выраженной в её архитектуре, изобразительном
искусстве, в национальных образах предметно-материальной и пространственной
среды, в понимании красоты человека.
Учебные темы, связанные с восприятием, могут быть реализованы как отдельные
уроки, но чаще всего следует объединять задачи восприятия с задачами
практической творческой работы (при сохранении учебного времени на восприятие
произведений
искусства
и
эстетического
наблюдения
окружающей
действительности).
На занятиях учащиеся знакомятся с многообразием видов художественной
деятельности и технически доступным разнообразием художественных материалов.
Практическая художественно-творческая деятельность занимает приоритетное
пространство учебного времени. При опоре на восприятие произведений искусства

художественно-эстетическое отношение к миру формируется прежде всего в
собственной художественной деятельности, в процессе практического решения
художественно-творческих задач.
Рабочая программа учитывает психолого-возрастные особенности развития детей
7—8 лет, при этом содержание занятий может быть адаптировано с учётом
индивидуальных качеств обучающихся, как для детей, проявляющих выдающиеся
способности, так и для детей-инвалидов и детей с ОВЗ. В урочное время деятельность
обучающихся организуется как в индивидуальном, так и в групповом формате с
задачей формирования навыков сотрудничества в художественной деятельности.

МЕСТО УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА «ИЗОБРАЗИТЕЛЬНОЕ ИСКУССТВО» В УЧЕБНОМ
ПЛАНЕ
В соответствии с Федеральным государственным образовательным стандартом начального общего
образования учебный предмет «Изобразительное искусство» входит в предметную область
«Искусство» и является обязательным для изучения.
На изучение изобразительного искусства во 2 классе отводится 1 час в неделю, всего 34 часа.
СОДЕРЖАНИЕ УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА
Учусь быть зрителем. Учусь быть художником. Природа и художник. (1 час)
Как и чем работает художник. (11 часов) Как и чем работает художник. Три основных цвета –
жёлтый, красный, синий. Волшебная белая. Волшебная чёрная. Волшебные серые. Пастель и цветные
мелки, их выразительные возможности. Изображение осеннего леса. Что может линия? Что может
пластилин?
Бумага, ножницы, клей. Что такое аппликация? Неожиданные материалы.
Реальность и фантазия. (6 часов) Изображение и реальность. Изображение и фантазия. Украшения
и реальность. Украшения и фантазия. Постройка и реальность. Конструирование из бумаги
подводного мира. Постройка и фантазия. Создание макетов «Фантастический город».
О чём говорит искусство? (9 часов) Изображение природы в различных состояниях. Изображение
характера животных. Изображение характера человека: женский образ. Изображение характера
человека: мужской образ. Образ человека в скульптуре. Человек и его украшения. О чём говорят
украшения? Образ здания. Флот Салтана и флот пиратов.
Как говорит искусство? Тёплые цвета. Холодные цвета. Что выражают тёплые и холодные цвета?
Тихие цвета. Что такое ритм пятен? Ритм и движение пятен. Что такое ритм линий? Характер линий.
Ритм линий и пятен, цвет – средства выразительности любой композиции. Обобщающий урок.
Рисование на свободную тему.

ПЛАНИРУЕМЫЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ
ЛИЧНОСТНЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ
В центре программы по изобразительному искусству в соответствии с ФГОС начального
образования находится личностное развитие обучающихся, приобщение их к российским
традиционным духовным ценностям, а также социализация личности.
Программа призвана обеспечить достижение обучающимися личностных результатов:
уважения и ценностного отношения к своей Родине — России;
ценностно-смысловые ориентации и установки, отражающие индивидуально-личностные позиции и
социально значимые личностные качества;
духовно-нравственное развитие обучающихся;
мотивацию к познанию и обучению, готовность к саморазвитию и активному участию в социальнозначимой деятельности;
позитивный опыт участия в творческой деятельности;
интерес к произведениям искусства и литературы, построенным на принципах нравственности и
гуманизма, уважительного отношения и интереса к культурным традициям и творчеству своего и
других народов.
Патриотическое воспитание осуществляется через освоение школьниками содержания традиций
отечественной культуры, выраженной в её архитектуре, народном, декоративно-прикладном и
изобразительном искусстве. Урок искусства воспитывает патриотизм не в декларативной форме, а в
процессе восприятия и освоения в личной художественной деятельности конкретных знаний о
красоте и мудрости, заложенных в культурных традициях.
Гражданское воспитание формируется через развитие чувства личной причастности к жизни
общества и созидающих качеств личности, приобщение обучающихся к ценностям отечественной и
мировой культуры. Учебный предмет способствует пониманию особенностей жизни разных народов
и красоты национальных эстетических идеалов. Коллективные творческие работы создают условия
для разных форм художественно-творческой деятельности, способствуют пониманию другого
человека, становлению чувства личной ответственности.
Духовно-нравственное воспитание является стержнем художественного развития обучающегося,
приобщения его к искусству как сфере, концентрирующей в себе духовно-нравственного поиск
человечества. Учебные задания направлены на развитие внутреннего мира обучающегося и
воспитание его эмоционально-образной, чувственной сферы. Занятия искусством помогают
школьнику обрести социально значимые знания. Развитие творческих способностей способствует
росту самосознания, осознания себя как личности и члена общества.
Эстетическое воспитание — важнейший компонент и условие развития социально значимых
отношений обучающихся, формирования представлений о прекрасном и безобразном, о высоком и
низком. Эстетическое воспитание способствует формированию ценностных ориентаций школьников
в отношении к окружающим людям, в стремлении к их пониманию, а также в отношении к семье,
природе, труду, искусству, культурному наследию.
Ценности познавательной деятельности воспитываются как эмоционально окрашенный интерес к
жизни людей и природы. Происходит это в процессе развития навыков восприятия и художественной
рефлексии своих наблюдений в художественно-творческой деятельности. Навыки исследовательской
деятельности развиваются при выполнении заданий культурно-исторической направленности.
Экологическое воспитание происходит в процессе художественно-эстетического наблюдения
природы и её образа в произведениях искусства. Формирование эстетических чувств
способствует активному неприятию действий, приносящих вред окружающей среде.

Трудовое воспитание осуществляется в процессе личной художественно-творческой работы по
освоению художественных материалов и удовлетворения от создания реального, практического
продукта. Воспитываются стремление достичь результат, упорство, творческая инициатива,
понимание эстетики трудовой деятельности. Важны также умения сотрудничать с одноклассниками,
работать в команде, выполнять коллективную работу — обязательные требования к определённым
заданиям по программе.
МЕТАПРЕДМЕТНЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ
1.Овладение универсальными познавательными действиями
Пространственные представления и сенсорные способности:
характеризовать форму предмета, конструкции;
выявлять доминантные черты (характерные особенности) в визуальном образе;
сравнивать плоскостные и пространственные объекты по заданным основаниям;
находить ассоциативные связи между визуальными образами разных форм и предметов;
сопоставлять части и целое в видимом образе, предмете, конструкции;
анализировать пропорциональные отношения частей внутри целого и предметов между собой;
обобщать форму составной конструкции;
выявлять и анализировать ритмические отношения в пространстве и в изображении (визуальном
образе) на установленных основаниях;
абстрагировать образ реальности при построении плоской композиции;
соотносить тональные отношения (тёмное — светлое) в пространственных и плоскостных объектах;
выявлять и анализировать эмоциональное воздействие цветовых отношений в пространственной
среде и плоскостном изображении.
Базовые логические и исследовательские действия:
проявлять исследовательские, экспериментальные действия в процессе освоения выразительных
свойств различных художественных материалов;
проявлять творческие экспериментальные действия в процессе самостоятельного выполнения
художественных заданий;
проявлять исследовательские и аналитические действия на основе определённых учебных установок
в процессе восприятия произведений изобразительного искусства, архитектуры и продуктов детского
художественного творчества;
использовать наблюдения для получения информации об особенностях объектов и состояния
природы, предметного мира человека, городской среды;
анализировать и оценивать с позиций эстетических категорий явления природы и предметнопространственную среду жизни человека;
формулировать выводы, соответствующие эстетическим, аналитическим и другим учебным
установкам по результатам проведённого наблюдения;
использовать знаково-символические средства для составления орнаментов и декоративных
композиций;
классифицировать произведения искусства по видам и, соответственно, по назначению в жизни
людей;
классифицировать произведения изобразительного искусства по жанрам в качестве инструмента
анализа содержания произведений;
ставить и использовать вопросы как исследовательский инструмент познания.
Работа с информацией:
использовать электронные образовательные ресурсы;

уметь работать с электронными учебниками и учебными пособиями;
выбирать источник для получения информации: поисковые системы Интернета, цифровые
электронные средства, справочники, художественные альбомы и детские книги;
анализировать, интерпретировать, обобщать и систематизировать информацию, представленную в
произведениях искусства, текстах, таблицах и схемах;
самостоятельно готовить информацию на заданную или выбранную тему и представлять её в
различных видах: рисунках и эскизах, электронных презентациях;
осуществлять виртуальные путешествия по архитектурным памятникам, в отечественные
художественные музеи и зарубежные художественные музеи (галереи) на основе установок и квестов,
предложенных учителем;
соблюдать правила информационной безопасности при работе в сети Интернет.
2.Овладение универсальными коммуникативными действиями
Обучающиеся должны овладеть следующими действиями:
понимать искусство в качестве особого языка общения — межличностного (автор — зритель),
между поколениями, между народами;
вести диалог и участвовать в дискуссии, проявляя уважительное отношение к оппонентам,
сопоставлять свои суждения с суждениями участников общения, выявляя и корректно отстаивая свои
позиции в оценке и понимании обсуждаемого явления;
находить общее решение и разрешать конфликты на основе общих позиций и учёта интересов в
процессе совместной художественной деятельности;
демонстрировать и объяснять результаты своего творческого, художественного или
исследовательского опыта;
анализировать произведения детского художественного творчества с позиций их содержания и в
соответствии с учебной задачей, поставленной учителем;
признавать своё и чужое право на ошибку, развивать свои способности сопереживать, понимать
намерения и переживания свои и других людей;
взаимодействовать, сотрудничать в процессе коллективной работы, принимать цель совместной
деятельности и строить действия по её достижению, договариваться, выполнять поручения,
подчиняться, ответственно относиться к своей задаче по достижению общего результата.
3.Овладение универсальными регулятивными действиями
Обучающиеся должны овладеть следующими действиями:
внимательно относиться и выполнять учебные задачи, поставленные учителем;
соблюдать последовательность учебных действий при выполнении задания;
уметь организовывать своё рабочее место для практической работы, сохраняя порядок в
окружающем пространстве и бережно относясь к используемым материалам;
соотносить свои действия с планируемыми результатами, осуществлять контроль своей
деятельности в процессе достижения результата.
ПРЕДМЕТНЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ
Предметные результаты сформулированы по годам обучения на основе модульного построения
содержания в соответствии с Приложением № 8 к Федеральному государственному образовательному
стандарту начального общего образования, утверждённому приказом Министерства просвещения
Российской Федерации.
У второклассника продолжатся процессы:
 формирования первоначальных представлений о роли изобразительного искусства в
жизни и духовно-нравственном развитии человека;

 формирования основ художественной культуры, в том числе на материале
художественной культуры родного края; эстетического отношения к миру; понимание красоты
как ценности, потребности в художественном творчестве и в общении с искусством;
 овладения практическими умениями и навыками в восприятии, анализе и оценке
произведений искусства;
 овладения элементарными практическими умениями и навыками в различных видах
художественной
деятельности
(рисунке,
живописи,
скульптуре,
художественном
конструировании), а также в специфических формах художественной деятельности,
базирующихся на ИКТ (цифровая фотография, видеозапись, элементы мультипликации и пр.);
 овладения навыками коллективной деятельности в процессе совместной работы в
команде одноклассников под руководством учителя;
 развития навыков сотрудничества с товарищами в процессе совместного воплощения
общего замысла.
В результате изучения изобразительного искусства второклассник научится:
 понимать, что такое деятельность художника (что может изобразить художник предметы, людей, события; с помощью каких материалов изображает художник - бумага,
холст, картон, карандаш, кисть, краски и пр.);
 узнавать основные жанры (натюрморт, пейзаж, анималистический жанр, портрет) и
виды произведений (живопись, графика, скульптура, декоративно-прикладное искусство и
архитектура) изобразительного искусства;
 называть известные центры народных художественных ремесел России (Хохлома,
Городец, Дымково);
 различать основные (красный, синий, желтый) и составные (оранжевый, зеленый,
фиолетовый, коричневый) цвета;
 различать теплые (красный, желтый, оранжевый) и холодные (синий, голубой,
фиолетовый) цвета;
 узнавать отдельные произведения выдающихся отечественных и зарубежных
художников, называть их авторов;
 сравнивать различные виды изобразительного искусства (графики, живописи,
декоративно-прикладного искусства, скульптуры и архитектуры);
 использовать художественные материалы (гуашь, акварель, цветные карандаши,
восковые мелки, тушь, уголь, бумага);
 применять основные средства художественной выразительности в рисунке, живописи и
скульптуре (с натуры, по памяти и воображению); в декоративных работах - иллюстрациях к
произведениям литературы и музыки;
 пользоваться простейшими приемами лепки (пластилин, глина);
 выполнять простейшие композиции из бумаги и бросового материала.
Второклассник получит возможность научиться:
 использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и
повседневной жизни, для самостоятельной творческой деятельности;
 воспринимать произведения изобразительного искусства разных жанров;
 оценивать произведения искусства (выражение собственного мнения) при посещении
выставок, музеев изобразительного искусства, народного творчества и др.;
 применять практические навыки выразительного использования линии и штриха, пятна,
цвета, формы, пространства в процессе создания композиций.

2 КЛАСС
№
п/п

1

Наименование разделов
и тем программы
Учусь быть зрителем.
Учусь быть художником.
Природа и художник.

Количество часов
Всего

Контрольные
работы

Практические
работы

1

2

Как и чем работает
художник?

11

10

3

Реальность и фантазия

6

6

4

О чём говорит искусство?

9

9

5

Как говорит искусство?

7

7

34

32

ОБЩЕЕ КОЛИЧЕСТВО ЧАСОВ
ПО ПРОГРАММЕ

Электронные (цифровые)
образовательные ресурсы

https://www.youtube.com/
https://infourok.ru/
https://solncesvet.ru/
https://multiurok.ru/

№
п/п

1

Количество часов
Тема урока

Учусь быть зрителем. Учусь быть
художником. Природа и
художник.

Всего

Контрольн
ые работы

Практическ
ие работы

1

Как и чем работает
художник.

11

2

Как и чем работает художник.

1

3

Три основных цвета – жёлтый,
красный, синий.

1

1

4

Волшебная белая.

1

1

5

Волшебная чёрная.

1

1

6

Волшебные серые.

1

1

7

Пастель и цветные мелки, их
выразительные возможности.
Изображение осеннего леса.

1

1

8

Что может линия?

1

1

9

Что может пластилин?

1

1

10

Бумага, ножницы, клей.

1

1

11

Что такое аппликация?

1

1

12

Неожиданные материалы.

1

1

Реальность и фантазия.

6

13

Изображение и реальность.

1

1

14

Изображение и фантазия.

1

1

15

Украшения и реальность.

1

1

16

Украшения и фантазия.

1

1

17

Постройка и реальность.
Конструирование из бумаги
подводного мира.

1

1

Дата
изучения

Электронные цифровые
образовательные ресурсы

18

Постройка и фантазия. Создание
макетов «Фантастический город».

1

О чём говорит искусство?

9

1

19

Изображение природы в
различных состояниях.

1

1

20

Изображение характера животных.

1

1

21

Изображение характера человека:
женский образ.

1

1

22

Изображение характера человека:
мужской образ.

1

1

23

Образ человека в скульптуре.

1

1

24

Человек и его украшения.

1

1

25

О чём говорят украшения?

1

1

26

Образ здания.

1

1

27

Флот Салтана и флот пиратов.

1

1

Как говорит искусство?

7

28

Тёплые цвета. Холодные цвета.
Что выражают тёплые и холодные
цвета?

1

1

29

Тихие цвета.

1

1

30

Что такое ритм пятен? Ритм и
движение пятен.

1

1

31

Что такое ритм линий?

1

1

32

Характер линий.

1

1

33

Ритм линий и пятен, цвет –
средства выразительности любой
композиции.

1

1

34

Обобщающий урок. Рисование на
свободную тему.

1

1

УЧЕБНО-МЕТОДИЧЕСКОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО ПРОЦЕССА
ОБЯЗАТЕЛЬНЫЕ УЧЕБНЫЕ МАТЕРИАЛЫ ДЛЯ УЧЕНИКА
Изобразительное искусство. 2 класс/Коротеева Е.И.; под редакцией Неменского Б.М., Акционерное
общество «Издательство «Просвещение»;
МЕТОДИЧЕСКИЕ МАТЕРИАЛЫ ДЛЯ УЧИТЕЛЯ
Изобразительное искусство. 2 класс/Коротеева Е.И.; под редакцией Неменского Б.М., Акционерное
общество «Издательство «Просвещение»;
ЦИФРОВЫЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЕ РЕСУРСЫ И РЕСУРСЫ СЕТИ ИНТЕРНЕТ
https://www.youtube.com/
https://infourok.ru/
https://solncesvet.ru/
https://multiurok.ru/

МАТЕРИАЛЬНО-ТЕХНИЧЕСКОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО ПРОЦЕССА
УЧЕБНОЕ ОБОРУДОВАНИЕ
Изобразительное искусство. 2 класс. Коротеева Е. И. Школа России
ОБОРУДОВАНИЕ ДЛЯ ПРОВЕДЕНИЯ ПРАКТИЧЕСКИХ РАБОТ
Изобразительное искусство. 2 класс. Коротеева Е. И. Школа России


Наверх
На сайте используются файлы cookie. Продолжая использование сайта, вы соглашаетесь на обработку своих персональных данных. Подробности об обработке ваших данных — в политике конфиденциальности.

Функционал «Мастер заполнения» недоступен с мобильных устройств.
Пожалуйста, воспользуйтесь персональным компьютером для редактирования информации в «Мастере заполнения».