МИНИСТЕРСТВО ПРОСВЕЩЕНИЯ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ Министерство образования и молодежной политики Свердловской области ГО Пелым МКОУ СОШ № 1 п. Пелым РАССМОТРЕНО на педагогическом совете Протокол № 1 от 27 августа 2024 г. УТВЕРЖДАЮ Директор МКОУ СОШ №1 __________________ /СмирноваТ.А./ Приказ № 93 от 27 августа 2024г. Вводится в действие с 01.09.2024г РАБОЧАЯ ПРОГРАММА (ID 4086972) учебного курса «Математика» для обучающихся 5-6 классов п. Пелым 2024 ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА Приоритетными целями обучения математике в 5–6 классах являются: продолжение формирования основных математических понятий (число, величина, геометрическая фигура), обеспечивающих преемственность и перспективность математического образования обучающихся; развитие интеллектуальных и творческих способностей обучающихся, познавательной активности, исследовательских умений, интереса к изучению математики; подведение обучающихся на доступном для них уровне к осознанию взаимосвязи математики и окружающего мира; формирование функциональной математической грамотности: умения распознавать математические объекты в реальных жизненных ситуациях, применять освоенные умения для решения практикоориентированных задач, интерпретировать полученные результаты и оценивать их на соответствие практической ситуации. Основные линии содержания курса математики в 5–6 классах – арифметическая и геометрическая, которые развиваются параллельно, каждая в соответствии с собственной логикой, однако, не независимо одна от другой, а в тесном контакте и взаимодействии. Также в курсе математики происходит знакомство с элементами алгебры и описательной статистики. Изучение арифметического материала начинается со систематизации и развития знаний о натуральных числах, полученных на уровне начального общего образования. При этом совершенствование вычислительной техники и формирование новых теоретических знаний сочетается с развитием вычислительной культуры, в частности с обучением простейшим приёмам прикидки и оценки результатов вычислений. Изучение натуральных чисел продолжается в 6 классе знакомством с начальными понятиями теории делимости. Начало изучения обыкновенных и десятичных дробей отнесено к 5 классу. Это первый этап в освоении дробей, когда происходит знакомство с основными идеями, понятиями темы. При этом рассмотрение обыкновенных дробей в полном объёме предшествует изучению десятичных дробей, что целесообразно с точки зрения логики изложения числовой линии, когда правила действий с десятичными дробями можно обосновать уже известными алгоритмами выполнения действий с обыкновенными дробями. Знакомство с десятичными дробями расширит возможности для понимания обучающимися прикладного применения новой записи при изучении других предметов и при практическом использовании. К 6 классу отнесён второй этап в изучении дробей, где происходит совершенствование навыков сравнения и преобразования дробей, освоение новых вычислительных алгоритмов, оттачивание техники вычислений, в том числе значений выражений, содержащих и обыкновенные, и десятичные дроби, установление связей между ними, рассмотрение приёмов решения задач на дроби. В начале 6 класса происходит знакомство с понятием процента. Особенностью изучения положительных и отрицательных чисел является то, что они также могут рассматриваться в несколько этапов. В 6 классе в начале изучения темы «Положительные и отрицательные числа» выделяется подтема «Целые числа», в рамках которой знакомство с отрицательными числами и действиями с положительными и отрицательными числами происходит на основе содержательного подхода. Это позволяет на доступном уровне познакомить обучающихся практически со всеми основными понятиями темы, в том числе и с правилами знаков при выполнении арифметических действий. Изучение рациональных чисел на этом не закончится, а будет продолжено в курсе алгебры 7 класса. При обучении решению текстовых задач в 5–6 классах используются арифметические приёмы решения. При отработке вычислительных навыков в 5–6 классах рассматриваются текстовые задачи следующих видов: задачи на движение, на части, на покупки, на работу и производительность, на проценты, на отношения и пропорции. Обучающиеся знакомятся с приёмами решения задач перебором возможных вариантов, учатся работать с информацией, представленной в форме таблиц или диаграмм. В программе учебного курса «Математика» предусмотрено формирование пропедевтических алгебраических представлений. Буква как символ некоторого числа в зависимости от математического контекста вводится постепенно. Буквенная символика широко используется прежде всего для записи общих утверждений и предложений, формул, в частности для вычисления геометрических величин, в качестве «заместителя» числа. В программе учебного курса «Математика» представлена наглядная геометрия, направленная на развитие образного мышления, пространственного воображения, изобразительных умений. Это важный этап в изучении геометрии, который осуществляется на наглядно-практическом уровне, опирается на наглядно-образное мышление обучающихся. Большая роль отводится практической деятельности, опыту, эксперименту, моделированию. Обучающиеся знакомятся с геометрическими фигурами на плоскости и в пространстве, с их простейшими конфигурациями, учатся изображать их на нелинованной и клетчатой бумаге, рассматривают их простейшие свойства. В процессе изучения наглядной геометрии знания, полученные обучающимися на уровне начального общего образования, систематизируются и расширяются. Согласно учебному плану в 5–6 классах изучается интегрированный предмет «Математика», который включает арифметический материал и наглядную геометрию, а также пропедевтические сведения из алгебры, элементы логики и начала описательной статистики. На изучение учебного курса «Математика» отводится 340 часов: в 5 классе – 170 часов (5 часов в неделю), в 6 классе – 170 часов (5 часов в неделю). СОДЕРЖАНИЕ ОБУЧЕНИЯ 5 КЛАСС Натуральные числа и нуль Натуральное число. Ряд натуральных чисел. Число 0. Изображение натуральных чисел точками на координатной (числовой) прямой. Позиционная система счисления. Римская нумерация как пример непозиционной системы счисления. Десятичная система счисления. Сравнение натуральных чисел, сравнение натуральных чисел с нулём. Способы сравнения. Округление натуральных чисел. Сложение натуральных чисел, свойство нуля при сложении. Вычитание как действие, обратное сложению. Умножение натуральных чисел, свойства нуля и единицы при умножении. Деление как действие, обратное умножению. Компоненты действий, связь между ними. Проверка результата арифметического действия. Переместительное и сочетательное свойства (законы) сложения и умножения, распределительное свойство (закон) умножения. Использование букв для обозначения неизвестного компонента и записи свойств арифметических действий. Степень с натуральным показателем. Запись числа в виде суммы разрядных слагаемых. Числовое выражение. Вычисление значений числовых выражений, порядок выполнения действий. Использование при вычислениях переместительного и сочетательного свойств (законов) сложения и умножения, распределительного свойства умножения. Дроби Представление о дроби как способе записи части величины. Обыкновенные дроби. Правильные и неправильные дроби. Смешанная дробь, представление смешанной дроби в виде неправильной дроби и выделение целой части числа из неправильной дроби. Изображение дробей точками на числовой прямой. Сложение и вычитание дробей с одинаковыми знаменателями. Нахождение части целого и целого по его части. Десятичная запись дробей. Представление десятичной дроби в виде обыкновенной. Изображение десятичных дробей точками на числовой прямой. Сравнение десятичных дробей. Арифметические действия с десятичными дробями. Округление десятичных дробей. Понятие процента. Вычисление процента от величины и величины по её проценту. Выражение процентов десятичными дробями. Решение задач на проценты. Выражение отношения величин в процентах. Решение текстовых задач Решение текстовых задач арифметическим способом. Решение логических задач. Решение задач перебором всех возможных вариантов. Использование при решении задач таблиц и схем. Решение задач, содержащих зависимости, связывающие величины: скорость, время, расстояние, цена, количество, стоимость. Единицы измерения: массы, объёма, цены, расстояния, времени, скорости. Связь между единицами измерения каждой величины. Решение основных задач на дроби. Представление данных в виде таблиц, столбчатых диаграмм. Наглядная геометрия Наглядные представления о фигурах на плоскости: точка, прямая, отрезок, луч, угол, ломаная, многоугольник, окружность, круг. Угол. Прямой, острый, тупой и развёрнутый углы. Длина отрезка, метрические единицы длины. Длина ломаной, периметр многоугольника. Измерение и построение углов с помощью транспортира. Наглядные представления о фигурах на плоскости: многоугольник, прямоугольник, квадрат, треугольник, о равенстве фигур. Изображение фигур, в том числе на клетчатой бумаге. Построение конфигураций из частей прямой, окружности на нелинованной и клетчатой бумаге. Использование свойств сторон и углов прямоугольника, квадрата. Площадь прямоугольника и многоугольников, составленных из прямоугольников, в том числе фигур, изображённых на клетчатой бумаге. Единицы измерения площади. Наглядные представления о пространственных фигурах: прямоугольный параллелепипед, куб, многогранники. Изображение простейших многогранников. Развёртки куба и параллелепипеда. Создание моделей многогранников (из бумаги, проволоки, пластилина и других материалов). Объём прямоугольного параллелепипеда, куба. Единицы измерения объёма. 6 КЛАСС Натуральные числа Делители и кратные числа, разложение на множители. Простые и составные числа. Признаки делимости на 2, 5, 10, 3, 9. Деление с остатком. Арифметические действия с многозначными натуральными числами. Числовые выражения, порядок действий, использование скобок. Использование при вычислениях переместительного и сочетательного свойств сложения и умножения, распределительного свойства умножения. Округление натуральных чисел. Делители и кратные числа, наибольший общий делитель и наименьшее общее кратное. Делимость суммы и произведения. Деление с остатком. Дроби Обыкновенная дробь, основное свойство дроби, сокращение дробей. Сравнение и упорядочивание дробей. Действия с обыкновенными дробями. Решение задач на нахождение части от целого и целого по его части. Дробное число как результат деления. Представление десятичной дроби в виде обыкновенной дроби и возможность представления обыкновенной дроби в виде десятичной. Десятичные дроби и метрическая система мер. Арифметические действия и числовые выражения с обыкновенными и десятичными дробями. Отношение. Деление в данном отношении. Масштаб, пропорция. Применение пропорций при решении задач. Положительные и отрицательные числа Положительные и отрицательные числа. Целые числа. Модуль числа, геометрическая интерпретация модуля числа. Изображение чисел на координатной прямой. Числовые промежутки. Сравнение чисел. Арифметические действия с положительными и отрицательными числами. Прямоугольная система координат на плоскости. Координаты точки на плоскости, абсцисса и ордината. Построение точек и фигур на координатной плоскости. Буквенные выражения Применение букв для записи математических выражений и предложений. Свойства арифметических действий. Буквенные выражения и числовые подстановки. Буквенные равенства, нахождение неизвестного компонента. Формулы, формулы периметра и площади прямоугольника, квадрата, объёма параллелепипеда и куба. Решение текстовых задач Решение текстовых задач арифметическим способом. Решение логических задач. Решение задач перебором всех возможных вариантов. Решение задач, содержащих зависимости, связывающих величины: скорость, время, расстояние, цена, количество, стоимость, производительность, время, объём работы. Единицы измерения: массы, стоимости, расстояния, времени, скорости. Связь между единицами измерения каждой величины. Решение задач, связанных с отношением, пропорциональностью величин, процентами; решение основных задач на дроби и проценты. Оценка и прикидка, округление результата. Составление буквенных выражений по условию задачи. Представление данных с помощью таблиц и диаграмм. Столбчатые диаграммы: чтение и построение. Чтение круговых диаграмм. Наглядная геометрия Наглядные представления о фигурах на плоскости: точка, прямая, отрезок, луч, угол, ломаная, многоугольник, четырёхугольник, треугольник, окружность, круг. Взаимное расположение двух прямых на плоскости, параллельные прямые, перпендикулярные прямые. Измерение расстояний: между двумя точками, от точки до прямой, длина маршрута на квадратной сетке. Измерение и построение углов с помощью транспортира. Виды треугольников: остроугольный, прямоугольный, тупоугольный, равнобедренный, равносторонний. Четырёхугольник, примеры четырёхугольников. Прямоугольник, квадрат: использование свойств сторон, углов, диагоналей. Изображение геометрических фигур на нелинованной бумаге с использованием циркуля, линейки, угольника, транспортира. Построения на клетчатой бумаге. Периметр многоугольника. Понятие площади фигуры, единицы измерения площади. Приближённое измерение площади фигур, в том числе на квадратной сетке. Приближённое измерение длины окружности, площади круга. Симметрия: центральная, осевая и зеркальная симметрии. Построение симметричных фигур. Наглядные представления о пространственных фигурах: параллелепипед, куб, призма, пирамида, конус, цилиндр, шар и сфера. Изображение пространственных фигур. Примеры развёрток многогранников, цилиндра и конуса. Создание моделей пространственных фигур (из бумаги, проволоки, пластилина и других материалов). Понятие объёма, единицы измерения объёма. Объём прямоугольного параллелепипеда, куба. ПЛАНИРУЕМЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ ОСВОЕНИЯ ПРОГРАММЫ УЧЕБНОГО КУРСА «МАТЕМАТИКА» НА УРОВНЕ ОСНОВНОГО ОБЩЕГО ОБРАЗОВАНИЯ ЛИЧНОСТНЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ Личностные результаты освоения программы учебного курса «Математика» характеризуются: 1) патриотическое воспитание: проявлением интереса к прошлому и настоящему российской математики, ценностным отношением к достижениям российских математиков и российской математической школы, к использованию этих достижений в других науках и прикладных сферах; 2) гражданское и духовно-нравственное воспитание: готовностью к выполнению обязанностей гражданина и реализации его прав, представлением о математических основах функционирования различных структур, явлений, процедур гражданского общества (например, выборы, опросы), готовностью к обсуждению этических проблем, связанных с практическим применением достижений науки, осознанием важности морально-этических принципов в деятельности учёного; 3) трудовое воспитание: установкой на активное участие в решении практических задач математической направленности, осознанием важности математического образования на протяжении всей жизни для успешной профессиональной деятельности и развитием необходимых умений, осознанным выбором и построением индивидуальной траектории образования и жизненных планов с учётом личных интересов и общественных потребностей; 4) эстетическое воспитание: способностью к эмоциональному и эстетическому восприятию математических объектов, задач, решений, рассуждений, умению видеть математические закономерности в искусстве; 5) ценности научного познания: ориентацией в деятельности на современную систему научных представлений об основных закономерностях развития человека, природы и общества, пониманием математической науки как сферы человеческой деятельности, этапов её развития и значимости для развития цивилизации, овладением языком математики и математической культурой как средством познания мира, овладением простейшими навыками исследовательской деятельности; 6) физическое воспитание, формирование культуры здоровья и эмоционального благополучия: готовностью применять математические знания в интересах своего здоровья, ведения здорового образа жизни (здоровое питание, сбалансированный режим занятий и отдыха, регулярная физическая активность), сформированностью навыка рефлексии, признанием своего права на ошибку и такого же права другого человека; 7) экологическое воспитание: ориентацией на применение математических знаний для решения задач в области сохранности окружающей среды, планирования поступков и оценки их возможных последствий для окружающей среды, осознанием глобального характера экологических проблем и путей их решения; 8) адаптация к изменяющимся условиям социальной и природной среды: готовностью к действиям в условиях неопределённости, повышению уровня своей компетентности через практическую деятельность, в том числе умение учиться у других людей, приобретать в совместной деятельности новые знания, навыки и компетенции из опыта других; необходимостью в формировании новых знаний, в том числе формулировать идеи, понятия, гипотезы об объектах и явлениях, в том числе ранее неизвестных, осознавать дефициты собственных знаний и компетентностей, планировать своё развитие; способностью осознавать стрессовую ситуацию, воспринимать стрессовую ситуацию как вызов, требующий контрмер, корректировать принимаемые решения и действия, формулировать и оценивать риски и последствия, формировать опыт. МЕТАПРЕДМЕТНЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ Познавательные универсальные учебные действия Базовые логические действия: выявлять и характеризовать существенные признаки математических объектов, понятий, отношений между понятиями, формулировать определения понятий, устанавливать существенный признак классификации, основания для обобщения и сравнения, критерии проводимого анализа; воспринимать, формулировать и преобразовывать суждения: утвердительные и отрицательные, единичные, частные и общие, условные; выявлять математические закономерности, взаимосвязи и противоречия в фактах, данных, наблюдениях и утверждениях, предлагать критерии для выявления закономерностей и противоречий; делать выводы с использованием законов логики, дедуктивных и индуктивных умозаключений, умозаключений по аналогии; разбирать доказательства математических утверждений (прямые и от противного), проводить самостоятельно несложные доказательства математических фактов, выстраивать аргументацию, приводить примеры и контрпримеры, обосновывать собственные рассуждения; выбирать способ решения учебной задачи (сравнивать несколько вариантов решения, выбирать наиболее подходящий с учётом самостоятельно выделенных критериев). Базовые исследовательские действия: использовать вопросы как исследовательский инструмент познания, формулировать вопросы, фиксирующие противоречие, проблему, самостоятельно устанавливать искомое и данное, формировать гипотезу, аргументировать свою позицию, мнение; проводить по самостоятельно составленному плану несложный эксперимент, небольшое исследование по установлению особенностей математического объекта, зависимостей объектов между собой; самостоятельно формулировать обобщения и выводы по результатам проведённого наблюдения, исследования, оценивать достоверность полученных результатов, выводов и обобщений; прогнозировать возможное развитие процесса, а также выдвигать предположения о его развитии в новых условиях. Работа с информацией: выявлять недостаточность и избыточность информации, данных, необходимых для решения задачи; выбирать, анализировать, систематизировать и интерпретировать информацию различных видов и форм представления; выбирать форму представления информации и иллюстрировать решаемые задачи схемами, диаграммами, иной графикой и их комбинациями; оценивать надёжность информации по критериям, предложенным учителем или сформулированным самостоятельно. Коммуникативные универсальные учебные действия: воспринимать и формулировать суждения в соответствии с условиями и целями общения, ясно, точно, грамотно выражать свою точку зрения в устных и письменных текстах, давать пояснения по ходу решения задачи, комментировать полученный результат; в ходе обсуждения задавать вопросы по существу обсуждаемой темы, проблемы, решаемой задачи, высказывать идеи, нацеленные на поиск решения, сопоставлять свои суждения с суждениями других участников диалога, обнаруживать различие и сходство позиций, в корректной форме формулировать разногласия, свои возражения; представлять результаты решения задачи, эксперимента, исследования, проекта, самостоятельно выбирать формат выступления с учётом задач презентации и особенностей аудитории; понимать и использовать преимущества командной и индивидуальной работы при решении учебных математических задач; принимать цель совместной деятельности, планировать организацию совместной работы, распределять виды работ, договариваться, обсуждать процесс и результат работы, обобщать мнения нескольких людей; участвовать в групповых формах работы (обсуждения, обмен мнениями, мозговые штурмы и другие), выполнять свою часть работы и координировать свои действия с другими членами команды, оценивать качество своего вклада в общий продукт по критериям, сформулированным участниками взаимодействия. Регулятивные универсальные учебные действия Самоорганизация: самостоятельно составлять план, алгоритм решения задачи (или его часть), выбирать способ решения с учётом имеющихся ресурсов и собственных возможностей, аргументировать и корректировать варианты решений с учётом новой информации. Самоконтроль, эмоциональный интеллект: владеть способами самопроверки, самоконтроля процесса и результата решения математической задачи; предвидеть трудности, которые могут возникнуть при решении задачи, вносить коррективы в деятельность на основе новых обстоятельств, найденных ошибок, выявленных трудностей; оценивать соответствие результата деятельности поставленной цели и условиям, объяснять причины достижения или недостижения цели, находить ошибку, давать оценку приобретённому опыту. ПРЕДМЕТНЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ К концу обучения в 5 классе обучающийся получит следующие предметные результаты: Числа и вычисления Понимать и правильно употреблять термины, связанные с натуральными числами, обыкновенными и десятичными дробями. Сравнивать и упорядочивать натуральные числа, сравнивать в простейших случаях обыкновенные дроби, десятичные дроби. Соотносить точку на координатной (числовой) прямой с соответствующим ей числом и изображать натуральные числа точками на координатной (числовой) прямой. Выполнять арифметические действия с натуральными числами, с обыкновенными дробями в простейших случаях. Выполнять проверку, прикидку результата вычислений. Округлять натуральные числа. Решение текстовых задач Решать текстовые задачи арифметическим способом и с помощью организованного конечного перебора всех возможных вариантов. Решать задачи, содержащие зависимости, связывающие величины: скорость, время, расстояние, цена, количество, стоимость. Использовать краткие записи, схемы, таблицы, обозначения при решении задач. Пользоваться основными единицами измерения: цены, массы, расстояния, времени, скорости, выражать одни единицы величины через другие. Извлекать, анализировать, оценивать информацию, представленную в таблице, на столбчатой диаграмме, интерпретировать представленные данные, использовать данные при решении задач. Наглядная геометрия Пользоваться геометрическими понятиями: точка, прямая, отрезок, луч, угол, многоугольник, окружность, круг. Приводить примеры объектов окружающего мира, имеющих форму изученных геометрических фигур. Использовать терминологию, связанную с углами: вершина, сторона, с многоугольниками: угол, вершина, сторона, диагональ, с окружностью: радиус, диаметр, центр. Изображать изученные геометрические фигуры на нелинованной и клетчатой бумаге с помощью циркуля и линейки. Находить длины отрезков непосредственным измерением с помощью линейки, строить отрезки заданной длины; строить окружность заданного радиуса. Использовать свойства сторон и углов прямоугольника, квадрата для их построения, вычисления площади и периметра. Вычислять периметр и площадь квадрата, прямоугольника, фигур, составленных из прямоугольников, в том числе фигур, изображённых на клетчатой бумаге. Пользоваться основными метрическими единицами измерения длины, площади; выражать одни единицы величины через другие. Распознавать параллелепипед, куб, использовать терминологию: вершина, ребро, грань, измерения, находить измерения параллелепипеда, куба. Вычислять объём куба, параллелепипеда по заданным измерениям, пользоваться единицами измерения объёма. Решать несложные задачи на измерение геометрических величин в практических ситуациях. К концу обучения в 6 классе обучающийся получит следующие предметные результаты: Числа и вычисления Знать и понимать термины, связанные с различными видами чисел и способами их записи, переходить (если это возможно) от одной формы записи числа к другой. Сравнивать и упорядочивать целые числа, обыкновенные и десятичные дроби, сравнивать числа одного и разных знаков. Выполнять, сочетая устные и письменные приёмы, арифметические действия с натуральными и целыми числами, обыкновенными и десятичными дробями, положительными и отрицательными числами. Вычислять значения числовых выражений, выполнять прикидку и оценку результата вычислений, выполнять преобразования числовых выражений на основе свойств арифметических действий. Соотносить точку на координатной прямой с соответствующим ей числом и изображать числа точками на координатной прямой, находить модуль числа. Соотносить точки в прямоугольной системе координат с координатами этой точки. Округлять целые числа и десятичные дроби, находить приближения чисел. Числовые и буквенные выражения Понимать и употреблять термины, связанные с записью степени числа, находить квадрат и куб числа, вычислять значения числовых выражений, содержащих степени. Пользоваться признаками делимости, раскладывать натуральные числа на простые множители. Пользоваться масштабом, составлять пропорции и отношения. Использовать буквы для обозначения чисел при записи математических выражений, составлять буквенные выражения и формулы, находить значения буквенных выражений, осуществляя необходимые подстановки и преобразования. Находить неизвестный компонент равенства. Решение текстовых задач Решать многошаговые текстовые задачи арифметическим способом. Решать задачи, связанные с отношением, пропорциональностью величин, процентами, решать три основные задачи на дроби и проценты. Решать задачи, содержащие зависимости, связывающие величины: скорость, время, расстояние, цена, количество, стоимость, производительность, время, объём работы, используя арифметические действия, оценку, прикидку, пользоваться единицами измерения соответствующих величин. Составлять буквенные выражения по условию задачи. Извлекать информацию, представленную в таблицах, на линейной, столбчатой или круговой диаграммах, интерпретировать представленные данные, использовать данные при решении задач. Представлять информацию с помощью таблиц, линейной и столбчатой диаграмм. Наглядная геометрия Приводить примеры объектов окружающего мира, имеющих форму изученных геометрических плоских и пространственных фигур, примеры равных и симметричных фигур. Изображать с помощью циркуля, линейки, транспортира на нелинованной и клетчатой бумаге изученные плоские геометрические фигуры и конфигурации, симметричные фигуры. Пользоваться геометрическими понятиями: равенство фигур, симметрия, использовать терминологию, связанную с симметрией: ось симметрии, центр симметрии. Находить величины углов измерением с помощью транспортира, строить углы заданной величины, пользоваться при решении задач градусной мерой углов, распознавать на чертежах острый, прямой, развёрнутый и тупой углы. Вычислять длину ломаной, периметр многоугольника, пользоваться единицами измерения длины, выражать одни единицы измерения длины через другие. Находить, используя чертёжные инструменты, расстояния: между двумя точками, от точки до прямой, длину пути на квадратной сетке. Вычислять площадь фигур, составленных из прямоугольников, использовать разбиение на прямоугольники, на равные фигуры, достраивание до прямоугольника, пользоваться основными единицами измерения площади, выражать одни единицы измерения площади через другие. Распознавать на моделях и изображениях пирамиду, конус, цилиндр, использовать терминологию: вершина, ребро, грань, основание, развёртка. Изображать на клетчатой бумаге прямоугольный параллелепипед. Вычислять объём прямоугольного параллелепипеда, куба, пользоваться основными единицами измерения объёма; Решать несложные задачи на нахождение геометрических величин в практических ситуациях. ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ 5 КЛАСС Количество часов № п/п Наименование разделов и тем программы Всего Контрольные работы 1 Натуральные числа и нуль. Действия с натуральными числами 59 2 Площади и объёмы 12 3 Обыкновенные дроби 47 1 4 Десятичные дроби 33 1 5 Наглядная геометрия. Тела и фигуры в пространстве 14 6 Резерв 5 1 170 6 ОБЩЕЕ КОЛИЧЕСТВО ЧАСОВ ПО ПРОГРАММЕ Практические работы Электронные (цифровые) образовательные ресурсы Библиотека ЦОК 3 https://m.edsoo.ru/7f4131ce 1 Библиотека ЦОК https://m.edsoo.ru/7f4131ce Библиотека ЦОК https://m.edsoo.ru/7f4131ce Библиотека ЦОК https://m.edsoo.ru/7f4131ce 1 Библиотека ЦОК https://m.edsoo.ru/7f4131ce Библиотека ЦОК https://m.edsoo.ru/7f4131ce 2 6 КЛАСС Количество часов № п/п Наименование разделов и тем программы Всего Контрольные работы Практические работы 1 Вычисления и построения 10 2 Действия со смешанными числами 48 1 3 Отношения и пропорции 12 1 4 Рациональные числа. Действия с рациональными числами 70 2 5 Уравнения и выражения с переменной 16 6 Координаты на плоскости 14 1 1 170 5 3 ОБЩЕЕ КОЛИЧЕСТВО ЧАСОВ ПО ПРОГРАММЕ 1 Электронные (цифровые) образовательные ресурсы Библиотека ЦОК https://m.edsoo.ru/7f414736 Библиотека ЦОК https://m.edsoo.ru/7f414736 Библиотека ЦОК https://m.edsoo.ru/7f414736 Библиотека ЦОК https://m.edsoo.ru/7f414736 1 Библиотека ЦОК https://m.edsoo.ru/7f414736 Библиотека ЦОК https://m.edsoo.ru/7f414736 ПОУРОЧНОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ 5 КЛАСС № Дата п/п Тема урока Количество к/р Виды, формы контроля 1 2 3 Диагностическая работа. Работа над ошибками. Ряд натуральных чисел 4 5 6 7 Цифры и числа Письменный контроль; устный вопрос Самооценка с использованием «Оценочного листа»; ВПР; Цифры и числа Отрезок. Измерение отрезка. Устный опрос; Тестирование; 1 Натуральные числа и шкалы 8 9 10 11 12 Плоскость. Прямая. Луч. Угол Шкалы. Координатная прямая Самооценка с использованием «Оценочного листа»; Письменный контроль; Устный опрос; Устный опрос; Координатная прямая Письменный контроль; 13 14 Сравнение натуральных чисел. Представление числовой информации в столбчатых диаграммах Столбчатая диаграмма Ломаная. Многоугольник Самооценка с использованием «Оценочного листа»; ВПР; Устный опрос; Сравнение натуральных чисел. 17 18 19 Сложение натуральных чисел. Сложение натуральных чисел. 20 21 22 23 24 Свойства сложения. Вычитание натуральных чисел. Письменный контроль; Самооценка с использованием «Оценочного листа»; Устный опрос; Письменный контроль; Самооценка с использованием «Оценочного листа»; Зачет; Устный опрос; Вычитание натуральных чисел. Письменный контроль; Свойства вычитания Диктант; 25 26 27 28 Числовые и буквенные выражения. Самооценка с использованием «Оценочного листа»; Устный опрос; Числовые и буквенные выражения Практическая работа; Обобщающий урок Письменный контроль; 15 16 Обобщающий урок Свойства сложения. Свойства вычитания Контрольная работа № 1: "Сложение и 1 Контрольная работа вычитание натуральных чисел" 30 31 32 Уравнение Самооценка с использованием «Оценочного листа»; Практическая работа; Решение уравнений. Устный опрос; 33 34 35 36 37 Решение уравнений. Самооценка с использованием «Оценочного листа»; Письменный контроль; Решение уравнений. Практическая работа; Действия умножения Письменный контроль; Действия умножения Устный опрос; 38 39 40 41 42 43 44 Свойства умножения Самооценка с использованием «Оценочного листа»; Тестирование; Действие деления Письменный контроль; Действие деления Письменный контроль; Действие деления. Устный опрос; Деление с остатком Письменный контроль; Деление с остатком Устный опрос; 45 46 47 48 49 50 51 52 53 54 55 56 Упрощение выражений Самооценка с использованием «Оценочного листа»; Устный опрос; Решение задач Письменный контроль; Решение задач Практическая работа; Порядок действий в вычислениях Устный опрос; Степень числа с натуральным показателем Практическая работа; Степень числа с натуральным показателем Зачет; Делители и кратные Практическая работа; Делители и кратные Устный опрос; Свойства и признаки делимости Устный опрос Свойства и признаки делимости Письменный контроль;; Свойства и признаки делимости Письменный контроль; 57 Контрольная работа №3 по теме «Умножение и деление натуральных чисел» 58 59 Работа над ошибками Устный опрос; Формулы Самооценка с использованием «Оценочного листа»; 29 Работа над ошибками. Решение уравнений. Свойства умножения Упрощение выражения Подготовка к контрольной работе 1 Самооценка с использованием «Оценочного листа»; Контрольная работа 60 Самооценка с использованием «Оценочного листа»; Устный опрос; Площадь. Формула площади прямоугольника 61 Решение задач на нахождение площади прямоугольника 62 63 64 65 Единицы измерения площадей Устный опрос; Единицы измерения площадей Письменный контроль; Прямоугольный параллелепипед Устный опрос; 66 Объёмы. Объём прямоугольного параллелепипеда 67 Объёмы. Объём прямоугольного параллелепипеда Письменный контроль; 68 69 Обобщающий урок Устный опрос; 70 71 72 73 74 Работа над ошибками Самооценка с использованием «Оценочного листа»; ВПР; Прямоугольный параллелепипед Практическая работа №1 по теме «Площади и объёмы» 1 практическая работа Письменный контроль; Окружность. Круг. Шар. Цилиндр Устный опрос; Шар. Цилиндр Письменный контроль; Доли и дроби. Изображение дроби на координатной прямой Письменный контроль; 75 Доли и дроби. Изображение дроби на координатной прямой Зачет; 76 Доли и дроби. Изображение дроби на координатной прямой Устный опрос; 77 78 79 Сравнение дробей Письменный контроль; Сравнение дробей Тестирование; Правильные и неправильные дроби Самооценка с использованием «Оценочного листа»; 80 81 Правильные и неправильные дроби Сложение и вычитание дробей с одинаковыми знаменателями Письменный контроль; 82 Сложение и вычитание дробей с одинаковыми знаменателями Практическая работа; 83 Сложение и вычитание дробей с одинаковыми знаменателями Устный опрос; 84 Сложение и вычитание дробей с одинаковыми знаменателями Устный опрос; 85 86 87 Смешанные числа Самооценка с использованием «Оценочного листа»; Практическая работа; Смешанные числа Устный опрос; Деление натуральных чисел и дроби 88 89 90 91 92 Сложение и вычитание смешанных числел Письменный контроль; Сложение и вычитание смешанных числел Практическая работа; Сложение и вычитание смешанных числел Тестирование; Основное свойство дроби Письменный контроль; 93 94 95 96 97 98 99 Сокращение дробей Самооценка с использованием «Оценочного листа»; ВПР; Сокращение дробей Устный опрос; Сокращение дробей Письменный контроль; Приведение дробей к общему знаменателю Практическая работа; Приведение дробей к общему знаменателю Практическая работа; 100 101 102 103 104 105 106 107 108 109 110 111 112 113 114 115 116 117 118 119 120 Основное свойство дроби Приведение дробей к общему знаменателю зачет Сравнение, сложение и вычитание дробей с разными знаменателями Сравнение, сложение и вычитание дробей с разными знаменателями Сравнение, сложение и вычитание дробей с разными знаменателями устный опрос Сравнение, сложение и вычитание дробей с разными знаменателями зачет ВПР; Практическая работа; устный опрос Умножение дробей устный опрос Умножение дробей Нахождение части целого Самооценка с использованием «Оценочного листа»; устный опрос Нахождение части целого ВПР; Деление дробей Устный опрос; Деление дробей Письменный контроль; Деление дробей Практическая работа; Нахождение целого по его части Практическая работа; Умножение дробей Нахождение целого по его части зачет Нахождение целого по его части устный опрос Подготовка к контрольной работе Контрольная работа №4 по теме «Обыкновенные дроби» Работа над ошибками Десятичная запись числа Практическая работа; 1 Контрольная работа; Самооценка с использованием «Оценочного листа»; Устный опрос; Десятичная запись числа Письменный контроль; Сравнение десятичных дробей Устный опрос; Сравнение десятичных дробей Устный опрос 121 122 123 124 125 126 Сравнение десятичных дробей Устный опрос; Сложение и вычитание десятичных дробей Письменный контроль; Сложение и вычитание десятичных дробей Практическая работа; Сложение и вычитание десятичных дробей Практическая работа; 127 Умножение десятичной дроби на натуральное число 128 Умножение десятичной дроби на натуральное число Устный опрос; 129 Деление десятичной дроби на натуральное число Письменный контроль; 130 Деление десятичной дроби на натуральное число Практическая работа; 131 Деление десятичной дроби на натуральное число Практическая работа; 132 133 134 135 136 Умножение на десятичную дробь Устный опрос; Умножение на десятичную дробь Письменный контроль; Деление на десятичную дробь устный опрос 137 138 139 Обобщающий урок Самооценка с использованием «Оценочного листа»; Практическая работа; Подготовка к контрольной работе Практическая работа; Устный опрос; Округление чисел. Прикидка Самооценка с использованием «Оценочного листа»; Устный опрос Округление чисел. Прикидка зачет Деление на десятичную дробь Деление на десятичную дробь Контрольная работа № 5 по теме "Действия с десятичными дробями" 1 Контрольная работа 141 142 143 144 145 146 147 Калькулятор Самооценка с использованием «Оценочного листа»; Практическая работа Калькулятор Устный опрос; Калькулятор Письменный контроль; Виды углов. Чертежный треугольник Практическая работа; Виды углов. Чертежный треугольник Практическая работа; 148 149 150 151 Измерение углов. Транспортир Самооценка с использованием «Оценочного листа»; практическая работа Измерение углов. Транспортир Устный опрос; Решение задач Письменный контроль; Решение задач Практическая работа; 140 Работа над ошибками Виды углов. Чертежный треугольник Измерение углов. Транспортир зачет 152 153 154 155 Решение задач Практическая работа; Решение задач Устный опрос; Подготовка к практической работе Устный опрос Практическая работа № 2 по теме "Инструменты" Практическая работа 1 157 158 159 Повторение . Действия с натуральными числами Самооценка с использованием «Оценочного листа»; ВПР; Повторение . Действия с натуральными числами Устный опрос; Повторение. Действия с обыкновенными дробями Письменный контроль; 160 Повторение. Действия с обыкновенными дробями Практическая работа; 161 Повторение. Действия с обыкновенными дробями Практическая работа; 162 163 164 165 166 167 168 169 170 Повторение. Действия с десятичными дробями 156 Работа над ошибками зачет Повторение. Действия с десятичными дробями Итоговая контрольная работа. Устный опрос; Контрольная работа; 1 Работа над ошибками Практическая работа; Резерв Практическая работа; Устный опрос Резерв Резерв Письменный контроль Резерв Практическая работа; Устный опрос; Резерв итого 6/2 6 КЛАСС № Дата п/п Тема урока Среднее арифметическое Виды, формы контроля Письменный контроль; устный вопрос Самооценка с использованием «Оценочного листа»; ВПР; Проценты Проценты Устный опрос; Тестирование; 1 Диагностическая работа. 2 Работа над ошибками. Количество к/р 1 3 Среднее арифметическое 4 5 6 7 Самооценка с использованием «Оценочного листа»; Письменный контроль; Устный опрос; Проценты 8 Проценты 9 Представление числовой информации в виде круговой диаграммы Представление числовой информации в виде круговой диаграммы 10 11 Устный опрос; Виды треугольников 12 Виды треугольников 13 14 15 Понятие множества Понятие множества Обобщающий урок 16 1 Практическая работа №1 17 18 Разложение числа на простые множители Разложение числа на простые множители 19 Разложение числа на простые множители 20 21 22 Наибольший общий делитель. Взаимно простые числа Наибольший общий делитель. Взаимно простые числа Наименьшее общее кратное натуральных чисел Письменный контроль; Самооценка с использованием «Оценочного листа»; ВПР; Устный опрос; Письменный контроль; Самооценка с использованием «Оценочного листа»; Устный опрос; Письменный контроль; Самооценка с использованием «Оценочного листа»; Устный опрос; Зачет; Письменный контроль; 23 24 Наименьшее общее кратное натуральных чисел 25 Приведение дробей к наименьшему общему знаменателю. 26 Сравнение, сложение и вычитание обыкновенных дробей Практическая работа; 27 Сравнение, сложение и вычитание обыкновенных дробей Письменный контроль; 28 Сравнение, сложение и вычитание обыкновенных дробей впр 29 Приведение дробей к наименьшему общему знаменателю Сравнение, сложение и вычитание обыкновенных дробей 30 Действия сложения и вычитания смешанных чисел 31 Действия сложения и вычитания смешанных чисел 32 Действия сложения и вычитания смешанных чисел 33 Действие умножения смешанных чисел 34 Действие умножения смешанных чисел 35 Нахождение дроби от числа 36 37 Нахождение дроби от числа Нахождение дроби от числа Диктант; Самооценка с использованием «Оценочного листа»; Устный опрос; Самооценка с использованием «Оценочного листа»; Практическая работа; Устный опрос; Самооценка с использованием «Оценочного листа»; Письменный контроль; Практическая работа; Письменный контроль; Устный опрос; Самооценка с использованием «Оценочного листа»; Тестирование; 38 Применение распределительного свойства умножения 39 Применение распределительного свойства умножения Письменный контроль; 40 Действие деления смешанных чисел 41 42 Действие деления смешанных чисел Письменный контроль; Устный опрос; 43 44 Действие деления смешанных чисел Действие деления смешанных чисел Нахождение числа по его дроби Письменный контроль; Устный опрос; Самооценка с использованием «Оценочного листа»; 45 46 Нахождение числа по его дроби Устный опрос; Дробные выражения 47 Дробные выражения 48 Решение задач 49 Решение задач 50 51 Подготовка к контрольной работе Письменный контроль; Практическая работа; Письменный контроль; Практическая работа; Устный опрос; 52 53 54 Работа над ошибками Зачет; Отношения Устный опрос Отношения 55 Пропорция Письменный контроль;; Письменный контроль; Самооценка с использование м «Оценочного листа»; письменный контроль Устный опрос; Контрольная работа №1 по теме «Обыкновенные дроби» 1 56 Пропорция 57 Пропорция 58 Прямая и обратная пропорциональная зависимости Контрольная работа 61 62 63 Масштаб Самооценка с использованием «Оценочного листа»; Самооценка с использованием «Оценочного листа»; Устный опрос; Масштаб Устный опрос; Симметрии 64 65 Симметрии Письменный контроль; Устный опрос; 59 Прямая и обратная пропорциональная зависимости 60 Решение задач Самооценка с использованием «Оценочного листа»; устный опрос Длина окружности и площадь круга 66 67 Длина окружности и площадь круга 68 69 70 Работа над ошибками практическая работа; Устный опрос; Решение задач устная работа Положительные и отрицательные числа Письменный Практическая работа №2 по теме «Площади и объёмы» 1 71 72 73 74 Положительные и отрицательные числа контроль; Устный опрос; Положительные и отрицательные числа Устный опрос; Положительные и отрицательные числа Устный опрос; Противоположные числа 75 Противоположные числа 76 77 78 Противоположные числа Письменный контроль; Письменный контроль; Зачет; Модуль числа Устный опрос; Модуль числа Письменный контроль; 79 80 Модуль числа 81 Сравнение положительных и отрицательных чисел Сравнение положительных и отрицательных чисел 82 Сравнение положительных и отрицательных чисел 83 Сравнение положительных и отрицательных чисел 84 Измерение величин 85 Измерение величин 86 Сложение положительных и отрицательных чисел с помощью координатной прямой 87 Сложение положительных и отрицательных чисел с помощью координатной прямой 88 Сложение положительных и отрицательных чисел с помощью координатной прямой 89 Сложение отрицательных чисел 90 Сложение отрицательных чисел 91 92 93 Сложение отрицательных чисел 94 95 Сложение чисел с разными знаками 96 97 Действие вычитания Тестирование; Самооценка с использованием «Оценочного листа»; письменный контроль Письменный контроль; Практическая работа; Устный опрос; Устный опрос; Самооценка с использованием «Оценочного листа»; Практическая работа; Сложение чисел с разными знаками Устный опрос; Сложение чисел с разными знаками Письменный контроль; Действие вычитания Действие вычитания Практическая работа; Тестирование; Письменный контроль; 99 100 101 102 Действие умножения Самооценка с использованием «Оценочного листа»; ВПР; Действие умножения Устный опрос; 103 Действие деления на рациональных числах 104 Действие деления на рациональных числах 105 106 107 108 109 110 111 Деление на рациональное число 112 113 114 115 Свойства действий с рациональными числами 98 Действие умножения Действие умножения Письменный контроль; Практическая работа; Практическая работа; Действие деления на рациональных числах Рациональные числа зачет Рациональные числа Рациональные числа Свойства действий с рациональными числами Свойства действий с рациональными числами устный опрос Свойства действий с рациональными числами Практическая работа; зачет ВПР; устный опрос Обобщение Подготовка к контрольной работе Контрольная работа №3 по теме «Рациональные числа» 1 контрольная работа 117 118 119 120 Раскрытие скобок Самооценка с использованием «Оценочного листа»; устный опрос Раскрытие скобок ВПР; Коэффициент Устный опрос; 121 Коэффициент 122 Подобные слагаемые 123 124 125 Подобные слагаемые Письменный контроль; Практическая работа; Практическая работа; зачет Подобные слагаемые устный опрос 126 Решение уравнений 116 Работа над ошибками Коэффициент Решение уравнений 127 Решение уравнений Практическая работа; практическая работа; Самооценка с использованием «Оценочного листа»; 128 129 Решение задач Устный опрос; Подготовка к контрольной работе Письменный контроль; Контрольная работа 130 Контрольная работа №4 по теме «Преобразование и упрощение выражений» 131 132 133 Работа над ошибками Устный опрос Перпендикулярные прямые Устный опрос; 134 Перпендикулярные прямые 135 Параллельные прямые 136 137 Параллельные прямые 1 Письменный контроль; Практическая работа; Практическая работа; Устный опрос; Перпендикулярные прямые 138 139 140 Координатная плоскость Самооценка с использованием «Оценочного листа»; Устный опрос Координатная плоскость Устный опрос; Координатная плоскость 141 Представление числовой информации на графиках Письменный контроль; Практическая работа; 142 Представление числовой информации на графиках Практическая работа; 143 Представление числовой информации на графиках Устный опрос; 144 Практическая работа №3 по теме «Координатная плоскость2 145 146 Работа над ошибками Параллельные прямые Повторение. Действия с обыкновенными дробями 1 Практическая работа устный опрос зачет 148 Повторение. Действия с обыкновенными дробями Самооценка с использованием «Оценочного листа»; Практическая работа; 149 Повторение. Действия с обыкновенными дробями Практическая работа; 150 Повторение. Действия с обыкновенными дробями 147 151 152 Повторение. Действия с обыкновенными дробями Повторение. Действия с рациональными числами Повторение. Действия с рациональными числами письменная работа Самооценка с использованием «Оценочного листа»; Практическая работа 153 Повторение. Действия с рациональными числами Устный опрос; 154 Повторение. Действия с рациональными числами Письменный контроль; 155 Повторение. Действия с рациональными числами Практическая работа; 156 Повторение. Действия с рациональными числами Практическая работа; 157 158 Решение задач зачет Самооценка с использованием «Оценочного листа»; практическая работа Устный опрос; Решение задач 159 Повторение. Уравнения. 160 161 Повторение. Уравнения Самооценка с использованием «Оценочного листа»; контрольная работа Устный опрос; Подготовка к итоговой контрольной работе 162 Итоговая контрольная работа 163 164 Работа над ошибками 165 Резерв 166 Резерв 167 168 Резерв 169 Резерв 170 Резерв 1 практическая работа; Практическая работа; Практическая работа; Устный опрос Резерв Письменный контроль Практическая работа; Устный опрос; Резерв итого УЧЕБНО-МЕТОДИЧЕСКОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО ПРОЦЕССА 5/3 ОБЯЗАТЕЛЬНЫЕ УЧЕБНЫЕ МАТЕРИАЛЫ ДЛЯ УЧЕНИКА • Математика, 5 класс/ Виленкин Н.Я, Жохов В.И., Чесноков А.С. Допущено Министерством просвещения Российской федерации, Москва, «Просвещение», 2023г Математика, 6 класс/ Виленкин Н.Я, Жохов В.И., Чесноков А.С. Допущено Министерством просвещения Российской федерации, Москва, «Просвещение», 2023г МЕТОДИЧЕСКИЕ МАТЕРИАЛЫ ДЛЯ УЧИТЕЛЯ • Математика, 5 класс/ Виленкин Н.Я, Жохов В.И., Чесноков А.С. Допущено Министерством просвещения Российской федерации, Москва, «Просвещение», 2023г Математика, 6 класс/ Виленкин Н.Я, Жохов В.И., Чесноков А.С. Допущено Министерством просвещения Российской федерации, Москва, «Просвещение», 2023г ЦИФРОВЫЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЕ РЕСУРСЫ И РЕСУРСЫ СЕТИ ИНТЕРНЕТ «Решу ВПР», «Учи.ру» Сайт «Распечатай и реши»