МИНИСТЕРСТВО ПРОСВЕЩЕНИЯ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
Министерство образования и молодежной политики Свердловской области
ГО Пелым
МКОУ СОШ № 1п.Пелым
РАССМОТРЕНО
на педагогическом совете
Протокол № 1 от 27августа 2024г.
УТВЕРЖДАЮ
Директор МКОУ СОШ №1
__________________ /СмирноваТ.А./
Приказ № 93 от 27 августа 2024г.
Вводится в действие с 01.09.2024г
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА
Учебного предмета
Музыка
начальное общее образование (для обучающихся с УО)
4 класс
Пелым 2024
1
Пояснительная записка
Цель программы:
-обеспечение доступного и качественного образования,
-формирование среды, благоприятствующей становлению и росту развивающейся
личности в соответствии со своими способностями и потребностями в условиях
современного общества,
-формирование у учащихся общей культуры, обеспечивающей разностороннее
развитие их личности (нравственно-эстетическое, социально-личностное,
интеллектуальное, физическое), овладение учебной деятельностью в соответствии
с принятыми в семье и обществе духовно-нравственными и социокультурными
ценностями.
В Основных положениях специального федерального государственного
стандарта для детей с ограниченными возможностями здоровья четко выделены
два компонента: «академический», т.е. накопление потенциальных возможностей
для активной реализации в настоящем и будущем, и «формирование жизненной
компетенции», т.е. овладение знаниями, умениями и навыками уже сейчас
необходимыми ребенку в обыденной жизни. Оба компонента неотъемлемые и
взаимодополняющие стороны образовательного процесса.
Для гарантированного получения школьного образования, обучающегося с
ограниченными возможностями здоровья за основу взят второй вариант
специального стандарта (нецензовый), который отвечает их общим и особым
образовательным потребностям.
Задачи программы:
1.Предложение ребенку альтернативных способов получения образования в
зависимости от состояния его здоровья, возрастных и индивидуальных
особенностей.
2.Создание комфортной обстановки для получения учащейся образования.
Ценности программы:
-Определение необходимых и достаточных условий для проявления и развития
индивидуальности ребенка.
-Приоритет индивидуальности, самобытности, самооценки ребенка как активного
носителя субъективного опыта в образовательном процессе.
Адресность программы:
Составленная программа для условий индивидуального обучения, 0,5 часа в
неделю.
Продолжительность занятий 35-40 минут. Занятия проводятся с учётом
возрастных и индивидуальных особенностей обучающейся
2
Общая характеристика учебного предмета с учетом особенностей его
освоения обучающимся.
Музыка в начальной школе является одним из основных предметов,
обеспечивающих освоение искусства как духовного наследия человечества. Опыт
эмоционально-образного восприятия музыки, знания и умения, приобретенные
при ее изучении, начальное овладение различными видами музыкальнотворческой деятельности станут фундаментом обучения на дальнейших ступенях
общего образования, обеспечат введение учащегося в мир искусства и понимание
неразрывной взаимосвязи музыки и жизни.
Уроки музыки являются важным средством музыкально-эстетического
воспитания. У ребенка формируется глубокий и устойчивый интерес и любовь к
музыке.
Изучение музыки в 4 классе направлено на достижение следующих целей:
формирование основ музыкальной культуры посредством эмоционального
восприятия музыки;
воспитание эмоционально-ценностного отношения к искусству,
художественного вкуса, нравственных и эстетических чувств: любви к
Родине, гордости за великие достижения музыкального искусства
Отечества, уважения к истории, традициям, музыкальной культуре разных
народов;
развитие восприятия музыки, интереса к музыке и музыкальной
деятельности, образного и ассоциативного мышления и воображения,
музыкальной памяти и слуха, певческого голоса, творческих способностей в
различных видах музыкальной деятельности;
обогащение знаний о музыкальном искусстве; овладение практическими
умениями и навыками в учебно-творческой деятельности (пение, слушание
музыки, игра на элементарных музыкальных инструментах, музыкальнопластическое движение).
Стратегия целенаправленной организации и планомерного формирования
музыкальной учебной деятельности способствует личностному развитию
учащегося: реализации творческого потенциала, готовности выражать свое
отношение к искусству; формированию ценностно-смысловых ориентаций и
духовно-нравственных оснований; становлению самосознания, самооценки и
самоуважения, жизненного оптимизма.
Приобщение к шедеврам мировой музыкальной культуры — народному и
профессиональному музыкальному творчеству — направлено на формирование
целостной художественной картины мира, воспитание патриотических чувств,
толерантных взаимоотношений в обществе, активизацию творческого мышления.
Слушание музыки является важным элементом музыкально-эстетического
воспитания ребенка. Оно способствует восприятию и пониманию музыки во всем
богатстве ее форм и жанров, расширяет музыкальный кругозор, развивает
музыкальное мышление, обогащает внутренний мир, воспитывает у учащегося
музыкальную культуру как часть духовной культуры; воспитывает музыкальный
слух.
3
Место учебного предмета в учебном плане
По учебному плану на изучение музыки отводится 0,5 часа в неделю, всего 17
часов.
Личностные и предметные результаты освоения учебного предмета.
Личностные:
• - укрепление культурной, этнической и гражданской идентичности в
соответствии с духовными традициями семьи и народа;
• - наличие эмоционального отношения к искусству, эстетического взгляда
на мир в его целостности, художественном и самобытном разнообразии;
• - формирование личностного смысла постижения искусства и расширение
ценностной сферы процессе общения с музыкой;
• - приобретение начальных навыков социокультурной адаптации в
современном мире и позитивная самооценка своих музыкально-творческих
возможностей;
• - развитие мотивов музыкально-учебной деятельности и реализация
творческого потенциала в процессе коллективного (индивидуального)
музицирования;
• - развитие духовно-нравственных и этических чувств, эмоциональной
отзывчивости, понимание и сопереживание, уважительное отношение к историкокультурным традициям других народов.
Предметные результаты:
•
- развитие художественного вкуса, устойчивый интерес музыкальному
искусству и различным видам (или какому-либо виду) музыкально-творческой
деятельности;
• - развитое художественное восприятие, умение оценивать произведения
разных видов искусств, размышлять о музыке как способе выражения духовных
переживаний человека;
• - общее понятие о роли музыки в жизни человека и его духовнонравственном развитии, знание основных закономерностей музыкального
искусства;
• - представление о художественной картине мира на основе освоения
отечественных традиций и постижения историко-культурной, этнической,
региональной самобытности музыкального искусства разных народов;
• - использование элементарных умений и навыков при воплощении
художественно-образного содержания музыкальных произведений в различных
видах музыкальной и учебно-творческой деятельности.
4
Содержание учебного предмета
«Россия - Родина моя».
Мелодия - душа музыки. Песенность музыки русских композиторов.
Лирические образы в романсах и картинах русских композиторов и
художников. Образы Родины, защитников Отечества в различных жанрах
музыки.
«День, полный событий».
Выразительность и изобразительность в музыке разных жанров и стилей.
Портрет в музыке. Детские образы в музыке.
«О России петь - что стремиться в храм».
Древнейшая песнь материнства. Образ матери в музыке, поэзии,
изобразительном искусстве. Образ праздника в искусстве. Вербное
воскресенье. Святые земли Русской.
«Гори, гори ясно, чтобы не погасло!» Жанр былины. Певцы - гусляры.
Образы былинных сказителей, сказочные образы в музыке. Народные
традиции и обряды в музыке русских композиторов.
«В музыкальном театре». Музыкальные темы - характеристики
главных героев. Интонационно - образное развитие в опере и балете.
Контраст. Мюзикл как жанр легкой музыки. Особенности содержания
музыкального языка, исполнения.
«В концертном зале». Жанр инструментального концерта. Мастерство
композиторов и исполнителей. Выразительные возможности флейты,
скрипки. Выдающиеся скрипичные мастера и исполнители. Контрастные
образы сюиты, симфонии. Темы, сюжеты и образы музыки Бетховена.
«Чтоб музыкантом быть, так надобно уменье».
Роль композитора, исполнителя, слушателя в создании и бытовании
музыкальных сочинений. Сходство и различие музыкальной речи разных
композиторов. Джаз - музыка XX века. Известные джазовые музыкантыисполнители.
Основные требования к уровню знаний и умений учащегося 4 класса
В течение учебного года учащийся должен знать:
- слова и мелодию Гимна России;
- выразительность и изобразительность музыкальной интонации.
- смысл понятий: «композитор», «исполнитель», «слушатель»;
- названия изученных жанров и форм музыки;
5
- образцы музыкального фольклора, народные музыкальные традиции
родного края (праздники, обряды);
- названия изученных произведений и их авторов.
Уметь:
- узнавать изученные музыкальные произведения и называть имена их
авторов;
- определять на слух основные жанры музыки (песня, танец, марш);
- определять и сравнивать характер, настроение и средства музыкальной
выразительности (мелодия, ритм, темп, тембр, динамика) в музыкальных
произведениях (фрагментах);
- передавать настроение музыки и его изменение: в пении, музыкально
пластическом движении, игре на музыкальных инструментах.
6
Тематическое планирование с определением основных видов
деятельности обучающихся.
№ Темы разделов
п/п
1 Россия – Родина моя
2
3
4
5
Виды деятельности
Исполнять различные по
образному содержанию образцы
музыкально-поэтического
творчества своего народа.
Участвовать в коллективных
народных играх, инсценировках
обрядов на основе полученных
знаний.
День, полный событий Распознать и эмоционально
откликаться на выразительные и
изобразительные особенности
музыки.
Выявлять различные по смыслу
музыкальные интонации.
О России петь – что
Воплощать выразительные и
стремиться в храм
изобразительные особенности
музыки в исполнительской
деятельности.
Применять знания основных
средств музыкальной
выразительности при анализе
прослушанного музыкального
произведения и в
исполнительской
деятельности.
Гори, гори ясно, чтобы Применять знания основных
не погасло!
средств музыкальной
выразительности при анализе
прослушанного музыкального
произведения и в
исполнительской деятельности.
В музыкальном театре Выявлять различные по смыслу
музыкальные интонации.
Определять жизненную основу
музыкальных произведений.
Соотносить содержание и
средства выразительности
музыкальных и живописных
образов.
Количество
часов
3
2
3
2
3
7
6
В концертном зале
7
Чтоб музыкантом
быть, так надобно
уменье
Итого
Применять знания основных
средств музыкальной
выразительности при анализе
прослушанного музыкального
произведения и в
исполнительской деятельности.
Понимать смысл терминов
«партитура», «увертюра».
Соотносить основные образно эмоциональные сферы музыки,
специфические особенности
произведений разных жанров.
Осуществлять жанровообразную трансформацию в
собственной деятельности
2
2
17
8
Календарно – тематическое планирование
№
п/п
1
2
3
4
5
6
7
8
9
10
11
12
13
14
15
Темы уроков
Количес
тво
часов
Дата
проведения
урока
«Россия – Родина моя»
Мелодия - душа музыки. Природа и
1
музыка.
Лирические образы в романсах и
1
картинах русских композиторов и
художников.
Виват, Россия! Наша слава - Русская
1
держава. Образы защитников Отечества в
музыке.
«День, полный событий»
Портрет в музыке. В каждой интонации
1
спрятан человек. Детские образы.
Образы вечерней природы.
1
«О России петь - что стремиться в храм»
Образ матери в музыке, поэзии,
1
изобразительном искусстве.
Древнейшая песнь материнства. «Тихая
1
моя, нежная моя, добрая моя мама!»
О России петь - что стремиться в храм.
1
Святые земли Русской: княгиня Ольга,
князь Владимир.
«Гори, гори ясно, чтобы не погасло »
Жанр былины. Певцы русской старины
1
Сказочные образы в музыке. Народные
1
традиции и обряды. Масленица
«В музыкальном театре»
Опера Н. А. Римского - Корсакова
1
«Снегурочка»
Образы добра и зла в балете «Спящая
1
красавица» П.И. Чайковского
Мюзикл как жанр лёгкой музыки.
1
«В концертном зале»
Жанр инструментального концерта.
1
Выразительные возможности флейты,
скрипки.
Жанры музыки: симфоническая сюита.
1
9
16
17
Симфония № 3 («Героическая») Л.
Бетховена.
«Чтоб музыкантом быть, так надобно уменье»
Джаз - музыка ХХ века. Особенности
1
ритма и мелодики.
Мир композиторов. Сходство и различие
1
музыкальной речи разных композиторов.
Итого
17
10
Описание материально – технического обеспечения образовательной
деятельности.
Примерная адаптированная основная общеобразовательная программа
начального общего образования умственно отсталых обучающихся с
нарушениями опорно-двигательного аппарата (вариант 6.3.).
Алеев В.В., Кичак Т.Н. Музыка. 4 класс. – М.: Просвещение
2018 г.
11