МИНИСТЕРСТВО ПРОСВЕЩЕНИЯ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ Министерство образования и молодежной политики Свердловской области ГО Пелым МКОУ СОШ № 1п.Пелым РАССМОТРЕНО на педагогическом совете Протокол № 1 от 27августа 2024г. УТВЕРЖДАЮ Директор МКОУ СОШ №1 __________________ /СмирноваТ.А./ Приказ № 93 от 27 августа 2024г. Вводится в действие с 01.09.2024г РАБОЧАЯ ПРОГРАММА Учебного предмета Ручной труд начальное общее образование (для обучающихся с УО) 4 класс Пелым 2024 1 2 Пояснительная записка Рабочая программа по «Ручному труду» предназначена для детей с ОВЗ и обеспечивает реализацию требований адаптированной общеобразовательной программой Кузнецова Л.А. Симукова Я.С в предметной области «Технологии» в соответствии с ФГОС образования обучающихся с интеллектуальным нарушением. Программа, рекомендованная Министерством образования и науки РФ и адаптированная под использование в учебно-воспитательном процессе при обучении детей с ограниченными возможностями здоровья интеллектуальные нарушения. Учебник, использующийся для обучения: Технология. 4 класс Ручной труд / Автор. – Кузнецова Л.А. Симукова Я.С. изд.,- М.: Просветление, 2019 г. 143 стр. Освоение учебного материала на 2024-2025 учебный год, осуществляется по следующему календарному учебному графику: 1ч в неделю .(33 ч) Цель: Развитие и воспитание положительных качеств личности ученика: трудолюбия, настойчивости, умение работать в коллективе и получение элементарных знаний по видам труда. Задачи: Образовательные: 1. Обучение доступным приемам труда; 2. Формирование организационных умений в труде. Коррекционно-развивающие: 1. Развитие трудовых качеств; 2. Коррекция умений ориентироваться в задании (анализировать объект, условия работы); 3. Развитие умения планировать ход работы над изделием (устанавливать логическую последовательность изготовления поделки, определять приемы работы и инструменты, нужные для их выполнения); 4. Контроль за своей работой (определять правильность действий и результатов, оценивать качество готовых изделий). Воспитательные: 1. Воспитание положительного отношения к труду; 2. Воспитание уважения к людям труда; 3. Выработка организационных умений и привычек, необходимых для продуктивной и безопасной трудовой деятельности. При составлении рабочей программы использовался учебнометодический комплект: Технология. 4 класс Ручной труд / Автор. – Кузнецова Л.А. Симукова Я.С. изд.,- М.: Просветление, 2019 г. стр143. 3 Основное содержание курса «Ручной труд» 4 класса Работа с бумагой и картоном 1. Закрепить элементарные сведения о бумаге и картоне, их назначении. 2. Знакомить со свойствами бумаги и картона -сгибаются, режутся, разрываются, прокалываются; их можно склеивать, сшивать, окрашивать; они очень легки, размокают в воде., через использование и наглядный показ данных действий. 3. Работа с бумагой и картоном требует лишь незначительного мускульного напряжения, а поэтому доступна даже для самых слабых детей. 4. Картон тоже должен быть нескольких сортов. Сообщаются элементарные сведения о бумаге и картоне, их назначении. Сообщает элементарные сведения о свойствах бумаги и картона: они легко обрабатываются – сгибаются, режутся, разрываются, прокалываются; их можно склеивать, сшивать, окрашивать; они очень легки, размокают в воде. 5. Повторение работы по конструированию. Выполнение построек (пройденных) без образца, по схематическим рисункам с обозначенными линиями составляющих деталей. Работа с тканью и нитками 1. 2. 3. 4. 5. 1. 2. 3. 4. 5. 6. 7. 8. 9. Знакомство с видами, цветом, свойствами ткани Знакомство с видами работы с тканью, скручивание ткани. Изготовление изделий из ткани Тканые ткани Связывание нитей в пучок. Работа с металлом и проволокой Знакомство с видами, свойством, цветом металлов. Знакомство с технологией ручной обработки металлов. Применение проволоки и различия свойств проволоки из разных металлов. Отмеривание заготовок из проволоки по заданным размерам. Изгибание мягкой проволоки в руках по рисунку. Навивание спирали на оправке. Разметка деталей по заданным размерам. Крепление дополнительных деталей, оформление. Инструменты для работы с бросовым материалом, их назначение и применение. Правила безопасной работы. Организация рабочего места, соблюдение санитарно-гигиенических требований при работе с бросовым материалом. 4 Работа с древесиной 1. Знакомство с профессией людей работающих материалами. 2. Узнать о свойства древесины. 3. Выполнить с помощью учителя аппликации. с древесными Ремонт одежды 1 Технология пришивания пуговиц. 2 Отделка изделия из пуговиц. 3 Изготовления вешалки. Картонажно- переплётные работы 1 Изготовление записной книжки- раскладушки с переплётной крышкой. 2 Изготовления блока, изготовления переплетной крышки. Соединение блока и крышки. Ручные швейные работы 1. Выполнение образца Соединения деталей из ткани строчкой петлеобразного стежка. Закрепление нитки в начале и конце работы. 2. Изготовления изделия подушечка для иголок, игрушка- подушка. № п/п 1 2 3 4 5 6 7 Тематическое планирование курса занимательный труд 4 класса Изучаемые разделы Количество уроков Работа с бумагой и картоном Работа с тканью и нитками Работа с металлом Работа с проволокой Работа с древесиной Ремонт одежды Картонажно- переплётные работы Ручные швейные работы Итого 14 5 3 2 2 2 4 1 33 Данная рабочая программа может быть реализована при использовании традиционной технологии обучения, а также элементов других современных образовательных технологий, передовых форм обучения, а также элементов других современных образовательных технологий, передовых форм и методов обучения. таких как проблемный метод, развивающее обучение, 5 информационно-коммуникационные технологии, контроль знаний и др. в зависимости от склонностей, потребностей, возможностей и способностей каждого конкретного класса в параллели. При этом адаптация учебного материала под особые образовательные потребности учащихся с интеллектуальными нарушениями осуществляется посредством перераспределения учебного материала курса «Занимательный труд» 4 класса в соответствии с индивидуальными особенностями учащихся, использование технологий поддерживающей педагогики, дозирования учебного материала, индивидуальных карточек-заданий и пр. Требования к уровню подготовки учащихся: В результате изучения технология ручного труд в 4 классе учащиеся должны уметь: • самостоятельно организовать свое рабочее место в зависимости от характера выполняемой работы, рационально располагать инструменты, материалы и приспособления на рабочем столе, сохранять порядок на рабочем месте; • анализировать объект, подлежащий изготовлению, выделять и называть его признаки и свойства; определять способы соединения деталей; • составлять стандартный план работы по пунктам; • владеть некоторыми технологическими приемами ручной обработки поделочных материалов; • работать с доступными материалами (глиной и пластилином; природными материалами; с бумагой и картоном; с нитками и тканью; с проволокой и с металлом; с древесиной; конструировать из металлоконструктора); • выполнять несложный ремонт одежды. Учебно-методические средства обучения 1. Учебник для общеобразовательных организаций, реализующих адаптированные основные общеобразовательные программы Технология Ручной труд 4 класс. Автор: Кузнецова Л.А., Симукова Я.С. изд.,- М.: Просвещение, 2019, 143 стр. Интернет-ресурсы: 1 http://минобрнауки.рф/ 2 http://www.edu.ru/ Календарно-тематическое планирование № п/п Тема урока 6 Дата по Дата по плану 1. 2. 3. 4. 5. 6. 7. 8. 9. 10. 11. 12. 13. Работа с бумагой и картоном «Что ты знаешь о бумаге?» Материалы, инструменты. Виды бумаги. Свойство бумаги. Цвет бумаги. Размер бумаги. Работа с бумагой и картоном. Виды работы с бумагой: аппликация техника отрывания. «Дерево» Работа с бумагой. Виды работы с бумагой: аппликация техника отрывания. «Дерево» Работа с бумагой и картоном. Складывание простых форм из квадрата. Фигура «Рыбка». Работа с бумагой и картоном Нахождения на линейке длины, заданной в миллиметрах. Игра «Геометрический конструктор). Работа с тканью и нитками Скручивание ткани. Игрушка «Кукла - скрутка.» Технология изготовления тряпичной куклыскрутки. Работа с тканью и нитками. Изделия из ткани. «Салфетка с аппликация.» Работа с тканью и нитками. Изделия из ткани. «Салфетка с аппликация.» Работа с бумагой и картоном. Разметка округлых деталей по шаблону. подвижное соединение деталей. Игрушка с подвижным соединением деталей «Цыпленок в скорлупе». Конструкция игрушки. Технология изготовления игрушки. Работа с бумагой и картоном Экономное использование бумаги при нескольких окружностей. Игрушка из бумажных кругов. Технологи изготовления «Попугая.» Работа с бумагой и картоном Развертка изделия. Изготовление «Конверт для писем» с клеевым соединением деталей. Технология приготовления конверта из развертки. Работа с бумагой и картоном Разметка геометрического орнамента с помощью угольника. Аппликация «Коврик с геометрическим орнаментом.» Работа с бумагой и картоном. Разметка прямоугольников с помощью угольника. «Закладка для книг из зигзагообразных 7 факту 14. 15. 16. 17. 18. 19. 20. 21. 22. 23. 24. 25. 26. 27. 28. полос». Работа с бумагой и картоном. Разметка наклонных линий с помощью угольника. «Закладка для книг с «сводным плетением»». Работа с металлом. Что такое метал? Применение металла. Виды металла. Свойство металла. Цвет металла. Работа с металлом. Сминание, сжимание, скручивание алюминиевой фольги. Изделие «Дерево», «Паук», «Стрекоза». Работа с металлом. Сминание, сжимание, скручивание алюминиевой фольги. Изделие «Дерево», «Паук», «Стрекоза». Работа с бумагой и картоном. Деление круга на ровные части с помощью угольника и линейки. Изделие «Объёмная елочная украшение». Работа с бумагой и картоном. Складывание из бумаги. Изделие снежинка. Технология изготовления снежинки. Практическая работа по изготовлению снежинки. Работа с бумагой и картоном. Выполнение разметки с опорой на чертеж. Летающая модель «Планер» . Работа с бумагой и картоном. Линии чертежа. Чтение чертежа. Летающая модель «Самолет». Работа с тканью и нитками. Связывание ниток в пучок. Изделие «Цветок из ниток». Работа с тканью и нитками. Связывание ниток в пучок. Изделие «Помпон из ниток». Работа с проволокой. Сборка изделия из разных материалов. Изделие из проволоки, бумаги и ниток « Муха». Работа с проволокой. Сборка изделия из разных материалов Изделие из проволоки и ниток «Паук». Работа с древесиной. Обработка древесины ручным инструментом. Клеевое соединение деталей из древесины. Работа с древесиной. Прием соединения кусков карандашной стружки. «Цветок». Ремонт одежды. Пришивании пуговиц с 8 29. 30. 31. 32. 33. двумя отверстиями, четырьмя отверстиями. с ушком. Ремонт одежды Отделка изделий пуговицами. Картонажно- переплётные работы. Картонажное изделие. Изделие и переплет. Материал. Инструменты и приспособления. Картонажно- переплётные работы. Изготовления записной книжки раскладушки с переплетной крышкой. Технология изготовления записной книжки – раскладушки. Практическая работа по изготовлению записной книжки – раскладушки. Картонажно- переплётные работы. Изготовления записной книжки раскладушки с переплетной крышкой. Технология изготовления записной книжки – раскладушки. Практическая работа по изготовлению записной книжки – раскладушки. Картонажно- переплётные работы. Изготовления записной книжки раскладушки с переплетной крышкой. Технология изготовления записной книжки – раскладушки. Практическая работа по изготовлению записной книжки – раскладушки. 9