МИНИСТЕРСТВО ПРОСВЕЩЕНИЯ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ Министерство образования и молодежной политики Свердловской области ГО Пелым МКОУ СОШ № 1п.Пелым РАССМОТРЕНО на педагогическом совете Протокол № 1 от 27августа 2024г. УТВЕРЖДАЮ Директор МКОУ СОШ №1 __________________ /СмирноваТ.А./ Приказ № 93 от 27 августа 2024г. Вводится в действие с 01.09.2024г РАБОЧАЯ ПРОГРАММА Учебного предмета Чтение начальное общее образование (для обучающихся с УО) 4 класс Пелым 2024 1. ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА Рабочая программа по «Чтению» разработана на основе «Программы специальных (коррекционных) образовательных учреждений VIII вида 0-4 классы» под редакцией И.М. Бгажноковой, 2011г.;программы подготовительного и 1-4 классов коррекционных образовательных учреждений VIII вида автора В.В.Воронковой, рекомендованной Министерством общего и профессионального образования Российской Федерации, выпущенной издательством «Просвещение» в 2008году, в соответствии с требованиями Федерального государственного образовательного стандарта образования обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями),(I вариант), учебника«Чтение», 4 классдля общеобразовательных организаций, реализующих адаптированные основные общеобразовательные программы в 2 ч. (авт.-сост. С.Ю. Ильина), рекомендованного Министерством образования и науки Российской Федерации, выпущенного издательством: Москва «Просвещение» в 2018 годуи направлена на достижение обучающимися личностных, метапредметных (регулятивных, познавательных, коммуникативных) и предметных результатов. Данная рабочая программа разработана на основе следующих нормативно-правовых документов: Закон"Об образовании в Российской Федерации" N 273-ФЗ от 29.12.2012; Приказ Министерства образования и науки Российской Федерации от 19.12.2014г. №1599 "Об утверждении федерального государственного образовательного стандарта образования обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями)"; Постановление от 10.07.2015г. №26 об утверждении САНПИН 2.4.2.3286-15 "Санитарноэпидемиологические требования в организациях, осуществляющих образовательную деятельность по адаптированным основным общеобразовательным программам для обучающихся с ограниченными возможностями здоровья"; Устав ГКОУ «Специальная (коррекционная) общеобразовательная школа-интернат № 1»; Учебный план. Чтение как учебный предмет является ведущим, так как от его усвоения во многом зависит успешность всего школьного обучения. Практическая и коррекционная направленность обучения языку обусловливает его специфику. Все знания учащихся, получаемые ими в основном при выполнении упражнений, являются практически значимыми для их социальной адаптации и реабилитации. Необходимость коррекции познавательной и речевой деятельности умственно отсталых школьников обусловлена трудностями овладения ими русской (родной) фонетикой, графикой и орфографией, своеобразием их общего и речевого развития, имеющихся психофизических функций. Цель курса:направленность уроков чтения на социализацию личности умственно отсталого ребёнка на коррекцию и развитие речемыслительных способностей детей, на формирование эмоционального отношения к действительности и нравственных позиций поведения. Задачи: • воспитание у детей интереса к уроку чтения и к чтению как процессу; • формирование техники чтения: правильного (без искажения звукового состава слов и с правильным ударением) и выразительного чтения, обеспечение постепенного перехода от послогового чтения к чтению целым словом; • формирование у детей навыков сознательного чтения: читать доступный пониманию текст вслух, шёпотом, а затем и про себя, осмысленно воспринимать содержание прочитанного, сопереживать героям произведения, давать оценку их поступкам во время коллективного анализа; • развитие у них умения общаться на уроке чтения: отвечать на вопросы учителя, спрашивать одноклассников о непонятных словах, делиться впечатлениями о прочитанном, дополнять пересказы текста, рисовать к тексту словесные картинки, коллективно обсуждать предполагаемый ответ; • развитие связной речи и обогащение словаря; • развитие интереса к книгам, знакомство с доступными детскими книгами. Основные направления коррекционной работы: 1. Коррекция отдельных сторон психической деятельности: - развитие зрительного восприятия и узнавания; - развитие зрительной памяти и внимания; - развитие пространственных представлений ориентации; - развитие слухового внимания и памяти. 2. Развитие основных мыслительных операций: - навыков соотносительного анализа; - навыков группировки и классификации; - умения работать по словесной и письменной инструкции, алгоритму; - умения планировать деятельность; - развитие комбинаторных способностей. 3. Развитие различных видов мышления: - развитие наглядно-образного мышления; - развитие словесно-логического мышления (умение видеть и устанавливатьлогические связи между предметами, явлениями и событиями). 4.Коррекция нарушений в развитии эмоционально-личностной сферы. 5.Развитие речи, овладение техникой речи. 6.Расширение представлений об окружающем мире и обогащение словаря. 7.Коррекция индивидуальных пробелов в знаниях. В процессе реализации образовательной программы по чтению решаются коррекционно-развивающие задачи: ˗коррекция и развитие памяти (кратковременной, долговременной); ˗коррекция и развитие зрительного восприятия; ˗ развитие слухового восприятия; ˗коррекция и развитие мыслительной деятельности (операций анализа и синтеза, выявления главной мысли, установление логических и причинно-следственных связей, планирующая функция мышления); ˗ коррекция и развитие личностных качеств обучающихся, эмоционально-волевой сферы (навыков самоконтроля, усидчивости и выдержки). Программа составлена с учетом уровня обученности воспитанников, максимального развития познавательных интересов, индивидуально-дифференцированного к ним подхода. Поэтому в целях максимального коррекционного воздействия в содержание программы включен учебно-игровой материал, коррекционно-развивающие игры и упражнения, направленные на повышение интеллектуального уровня обучающихся. У учащихся формируется навык сознательного, правильного, беглого и выразительного чтения. Формируется умение с помощью учителя разбираться в содержании прочитанного. 2. ТРЕБОВАНИЯ К УРОВНЮ ПОДГОТОВКИ УЧАЩИХСЯ. Базовые учебные действия, формируемые у младших школьников, обеспечивают, с одной стороны, успешное начало школьного обучения и осознанное отношение к обучению, с другой — составляют основу формирования в старших классах более сложных действий, которые содействуют дальнейшему становлению ученика как субъекта осознанной активной учебной деятельности на доступном для него уровне. Личностные учебные действия: - осознание себя как ученика, заинтересованногопосещением школы; - способность к осмыслению социального окружения и социальной роли ученика; - самостоятельность в выполнении учебных заданий; - самостоятельность в выполнении поручений; - понимание личной ответственности за свои поступки на основе правил поведения в классе, детском коллективе, образовательном учреждении; - стремление к безопасному поведению в природе и обществе. Регулятивные учебные действия: - входить и выходить из учебного помещения со звонком; - ориентироваться в пространстве класса (зала, учебного помещения); - пользоваться учебной мебелью; - адекватно использовать ритуалы школьного поведения (поднимать руку, вставать и выходить из-за парты и т.д.); - работать с учебными принадлежностями; - организовывать рабочее место; - передвигаться по школе, находить свой класс, другие необходимые помещения; - принимать цели и произвольно включаться в деятельность, следовать предложенному плану и работать в общем темпе; - активно участвовать в деятельности, контролировать свои действия; - оценивать действия одноклассников; - соотносить свои действия и их результаты с заданными образцами, принимать оценку деятельности, оценивать ее с учетом предложенных критериев, корректировать свою деятельность с учетом выявленных недочетов. Познавательные учебные действия: - выделять существенные, общие и отличительные свойства предметов; - устанавливать видо - родовые отношения предметов; - делать простейшие обобщения, сравнивать, классифицировать на наглядном материале; - пользоваться знаками, символами, предметами – заместителями; - читать; - наблюдать; работать с информацией (понимать изображение, текст, устное высказывание, элементарное схематическое изображение, таблицу, предъявленные на бумажных, электронных и других носителях) под руководством и с помощью учителя. Коммуникативные учебные действия: - вступать в контакт и работать в коллективе (учитель – ученик, ученик – ученик, ученик – класс, учитель - класс); - использовать принятые ритуалы социального взаимодействия с одноклассниками и учителем; - обращаться за помощью и принимать помощь; - слушать и понимать инструкцию к учебному заданию в разных видах деятельности и быту; - договариваться и изменять свое поведение с учетом поведения других участников спорной ситуации. 3. СОДЕРЖАНИЕ ИЗУЧАЕМОГО ПРЕДМЕТА. Содержание чтения (круг чтения). Произведения устного народного творчества (пословица, скороговорка, загадка, потешка, закличка, песня, сказка, былина). Небольшие рассказы и стихотворения русских и зарубежных писателей о природе родного края, о жизни детей и взрослых, о труде, о народных праздниках, о нравственных и этических нормах поведения. Статьи занимательного характера об интересном и необычном в окружающем мире, о культуре поведения, об искусстве, историческом прошлом и пр. Жанровое разнообразие: сказки, рассказы, стихотворения, басни, пословицы, поговорки, загадки, считалки, потешки. Лексические темы:"Школьная жизнь", "Листьям время опадать", "Делу время, потехе - час", "О братьях наших меньших", "Поёт зима, аукает", "Жизнь дана на добрые дела", "В мире волшебной сказки", "Весна, весна! И все ей рады", "Смешные истории", "Родная земля", "Лето пришло". Чтение без искажения звукового состава слова с соблюдением правильного ударения. Орфоэпическое чтение целыми словами двусложных и трёхсложных слов с простыми слоговыми структурами, послоговоеорфографичекое чтение малознакомых слов со сложными слоговыми структурами: всмотрелся, встречался. Выразительное чтениес соблюдением пауз на знаках препинания, интонации конца предложения, восклицательной и вопросительной интонации, интонации перечисления. Выбор соответствующего тона голоса для передачи соответствующего содержания читаемого (радость, грусть, удивление, обида и т.д.). Выделение ремарок автора, подсказывающих тон голоса и темп речи (мальчик затараторил, радостно воскликнул и т.д.). Чтение по ролям и драматизация отработанных диалогов. Сознательное чтение.Прослушивание произведения с установкой на его эмоциональную оценку (первое впечатление, элементарный анализ). Установление причинности событий и поступков героев. Умение узнавать эмоциональное состояние персонажа, выделяя для этой цели под руководством учителя авторские слова, характеризующие действующее лицо. Определение отношения автора к своим героям (как можно узнать об этом). Собственная оценка событий и персонажей с опорой на свой опыт и вопросы учителя. Коллективная работа над идеей произведения. Сравнение произведений, одинаковых по теме, по поступкам героев, по общности идеи (добро побеждает зло, ложь до добра не доведёт; поступай с другими так, как хочешь, чтобы поступали с тобой, и др.). Развитие умения задавать вопросы по содержанию произведения, обращаясь за ответом к учителю, одноклассникам. Работа с заглавием произведения. Прогнозирование, о чём может идти речь в рассказе. Сравнение прогноза с содержанием прочитанного. Выделение учащимися непонятных для них слов. Привлечение одноклассников к их толкованию. Помощь учителя в объяснении семантики слова (опора на наглядность и опыт учащихся). Коллективное выделение логических частей текста, подбор к ним заглавий из данных учителем. Развитие речи.Составление собственного рассказа по заглавию и иллюстрациям к произведению. Сравнение рассказа, придуманного учащимися, и рассказа, написанного автором. Подробный пересказ всего произведения своими словами с использованием приёмом, приёмов, делающих этот пересказ коммуникативно-целесообразным (по цепочке, с эстафетой, на соревнование рядов, по «скрытой картинке», по картинному плану к рассказу и др.). Предварительная работа над текстовыми синонимами (как по-разному, не повторяясь, можно называть героя произведения; как можно сказать, заменяя слово было, и др.). Выборочный пересказ эпизодов из прочитанного с использованием авторских слов и выражений. Словесное рисование картинок к отдельным отрывкам текста. Внеклассное чтение.Чтение детских книг русских и зарубежных писателей, знание заглавия и автора книги, ориентировка в книге по оглавлению. Ответы на вопросы о прочитанном, пересказ отдельных эпизодов. Регулярное посещение школьной библиотеки. Отчёт о прочитанной книге перед классом на уроках чтения. 4. ПЛАНИРУЕМЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ ОБУЧЕНИЯ. Минимальный уровень: • осознанное и правильное чтение текста вслух и про себя целыми словами; • ответы на вопросы учителя по прочитанному тексту; • определение основной мысли текста после предварительного его анализа; • использовать знако-символические средства с помощью учителя; • участие в коллективной работе по оценке поступков героев и событий; • пересказ текста по частям с опорой на вопросы учителя, картинный план или иллюстрацию. Достаточный уровень: • чтение текста вслух целыми словами с соблюдением пауз, с соответствующим тоном голоса и темпом речи; • ответы на вопросы учителя по прочитанному тексту; • определение основной мысли текста после предварительного его анализа; • чтение текста молча с выполнением заданий учителя; • определение главных действующих лиц произведения; элементарная оценка их поступков; • чтение диалогов по ролям с использованием некоторых средств устной выразительности (после предварительного разбора); • пересказ текста полностью и выборочно; • выразительное чтение наизусть 7-8 стихотворений. 5. УЧЕБНО-ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ ПРОГРАММНОГО МАТЕРИАЛА. Класс 4 Содержание Кол-во часов Школьная жизнь. 4 Время листьям опадать. 9 Делу – время, потехе – час. 3 В мире животных. 6 Жизнь дана на добрые дела. 4 Зима наступила. 9 Веселые истории. 4 Полюбуйся, весна наступает. 8 В мире волшебной сказки. 7 Родная земля. 7 Лето пришло. 5 Всего: 66 6. КАЛЕНДАРНО-ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ. № п\п Тема урока Кол -во час. Элементы содержания. Основные ЗУН учащихся по теме. Коррекционная работа Словарь Коррекция слухового внимания, логического мышления. Дидактическая игра «Что возьмем в школу?» Путешественник, путешествие, гирлянды; «пролетели каникулы». Воспитанные. Коррекция и развитие слухового внимания восприятия, мышления (отгадывание загадок на школьную тему). Дорожить дружбой. Школьная жизнь. 1. По Н. Носову «Снова в школу» Э. Мошковская «Жил-был Учитель» М. Пляцковский «Чему учат в школе» 1 Слушание произведения. Беседа о 1 сентября. Беседа по сюжетной картинке. Определение времени и места событий. Умение участвовать в учебном диалоге. Выразительное чтение. Выборочное чтение. Прослушивание текста с установкой на осмысление его содержания и эмоциональную оценку.Уметь осознанно читать предложенный текст, передавать его содержание по вопросам учителя. Ответы на вопросы по содержанию. Выборочное чтение для ответа на вопрос.Чтение по ролям. Установление смысловых связей между поступками героев; эмоциональным состоянием героя и причинами, его вызвавшими. Слушание стихотворения. Чтение трудных по структуре слов по слогам и целыми словами. Объяснение образного выражения. Составление устного рассказа на тему, близкую теме прочитанного произведения.Заучивание стихотворения наизусть. Дата 2 По Ю. Ермолаеву «Поздравление» 1 По Е. Шварцу «Как Маруся дежурила» 3 По Е. Ильиной «Шум и Шумок» В. Орлов «Почему сороконожки опоздали на урок» По Л. Каминскому «Три желания Вити» 1 Чтение трудных по структуре слов по слогам и целыми словами. Установление причинно-следственных связей между поступками героев. Прогнозирование содержания текста по его названию. Установление причинноследственных связей между поступками героев; эмоциональным состоянием героя и причинами, его вызвавшими. Нахождение в тексте ответов на вопросы, представленные в учебнике. Чтение по ролям. Составление устного рассказа на тему, близкую теме прочитанного. Нахождение в тексте ответов на вопросы, представленные в учебнике. Установление причинно-следственных связей между поступками героев. Пересказ текста по картинному плану. Нахождение ответа на вопрос в тексте стихотворения. Выразительное чтение диалога с интонацией, соответствующей знакам препинания. Умение передавать голосом вопросительную и восклицательную интонации. Рассматривание иллюстраций; подбор к иллюстрациям отрывков из текста, составление к ним предложений. Установление причинно-следственных связей между поступками героев. Объяснение образных выражений. Определение идеи произведения (основной мысли) с опорой на вопросы учителя. Чтение по ролям. Коррекция и развитие речи, мышления, воображения. Развитие аналитикосинтетической деятельности «Подбери нужную иллюстрацию» Поздравление. Окликает, приветливо. Коррекция и развитие мышления (соответствия). «Где какой шум живет?» Коррекция и развитие слухового внимания, временных представлений. Шумиголова. Сороконожки. Коррекция памяти, мышления, воображения. «Бывает – не бывает» «Круглый двоечник» 4 В. Берестов «Читалочка» По М. Бартеневу «Зарубите на носу» 1 Обобщение по теме: «Школьная жизнь» Составление элементарных рассуждений на материале прочитанного произведения. Определение тона голоса подходящего для передачи эмоционального состояния персонажей стихотворения. Нахождение в тексте ремарок автора для выбора соответствующего тона голоса и темпа речи. Заучивание наизусть. Толкование смысла образных выражений с опорой на текст. Пересказ отрывка из текста с опорой на иллюстрацию и вопросы. Определение общей темы раздела с опорой на темы отдельных произведений. Рассказы о своих любимых книгах (автор, называние, тема, основные события). Объяснение нравственного смысла пословиц. Дискуссия на тему «Зачем людям нужны книги?» Коррекция и развитие зрительного восприятия, внимания (просмотр диафильма0. Коррекция и развитие языкового чувства, языковой интуиции, образного мышления. «Зарубите себе на носу» Коррекция и развитие творческих способностей, личностных качеств учащихся. Время листьям опадать. 5 1. Н. Антонова «Желтой краской ктото…» По Н. Абрамцевой «Осенняя сказка» 1 Определение признаков времени года по иллюстрации. Установление причинноследственных связей на основе анализа иллюстрации. Формулирование элементарных суждений и умозаключений. Уточнение названий зимующих и перелетных птиц. Объяснение значения непонятных слов с опорой на материал учебника. Эмоциональная оценка стихотворения, Выразительное чтение с интонацией, соответствующей настроению стихотворения. Прогнозирование содержания сказки по иллюстрации и названию. Деление текста на части по представленному Коррекция и развитие образного мышления, восприятия. «Краски осени» Коррекция устной речи (произносительной стороны), памяти. Полынь. Виноградники, шаль. 6 7 2. Е. Благинина «Подарки осени» По Л. Воронковой «Лесные подарки» 3. А. Твардовский «Лес осенью» 1 1 По В. Путилиной «В осеннем лесу» 8 4. Н. Некрасов «Славная осень!» 1 плану.Рассказывание сказки по плану. Самостоятельный подбор названий к предметным картинкам. Графическое рисование по представлениям или на основе иллюстраций учебника. Объяснение образных сравнений на основе имеющихся представлений. Подбор отрывков из текста, соответствующих содержанию сюжетных картинок. Деление текста на части с опорой на картинный план, пересказ текста с опорой на картинный план. Объяснение прямого и переносного значения выражений с опорой на иллюстрации и на текст. Словесное рисование. Заучивание стихотворения наизусть. Объяснение слов и образных выражений с опорой на содержание текста и имеющиеся представления. Нахождение в тексте авторских сравнений, объяснение их смысла. Выборочное чтение. Графическое рисование. Свободные высказывания на основе личного опыта. Объяснение слова с опорой на материал учебника и текст стихотворения. Определение настроения автора; подтверждение вывода строчками из стихотворения. Определение собственного эмоционального отношения к картине природы, описываемой в стихотворении. Нахождение в тексте авторских сравнений, формулировка элементарных суждений об уместности их Чистоговорка «Осень» Коррекция и развитие воображения, фантазии, изобразительных навыков; мышления (классификация). Коррекция и развитие восприятия (наблюдения за осенними явлениями окружающей действительности), связной речи. Коррекция лексикограмматической стороны речи (устные ответы), памяти. Подосиновики, сыроежки, бронзовые. Набекрень. Коррекция и развитие памяти, внимания, наблюдательности. Багровый, перепелка, Африка. Коррекция и развитие образного мышления, мыслительных операций анализа, сравнения, обобщения. Ядреный, поблекнуть. По Ю. Шиму «Отчего Осень грустна» К. Бальмонт «Осень» 10 5. По Ю. Ковалю «Три сойки» По Н. Сладкову «Холодная зимовка» 1 использования. Выборочное чтение. Выразительное чтение. Определение тона голоса, подходящего для передачи эмоционального настроя произведения. Заучивание наизусть. Ответы своими словами на вопросы по содержанию текста. Объяснение переносного значения образных выражений. Ответы на вопросы словами из текста. Выразительное чтение. Умение передавать голосом грусть, печальное настроение. Объяснение значения слова с опорой на материал учебника и текст. Определение настроения автора, подтверждение вывода строчками из стихотворения. Определение собственного эмоционального отношения к картине природы, сравнение двух произведений, одинаковых по теме, но различных по настроению и эмоциональному отношению автора к описываемым картинам природы. Определение тона голоса, подходящего для передачи эмоционального настроя произведения. Выразительное чтение. Объяснение слов с опорой на материал учебника и текст. Выбор из текста отрывков, подтверждающих суждение. Объяснение образного выражения. Составление описаний с опорой на иллюстративный материал.. Узнавание и называние птиц, изображенных на иллюстрации. Подбор названий к предметным картинкам с опорой на текст. Формулировка вопросов, обращенных к учителю. Ответы на Коррекция и развитие коммуникативных способностей. Развитие художественной образной речи, логического и образного мышления, творческих способностей. Жилье привольное. Благовонье, спросонья. Коррекция и развитие слухового внимания, слухового восприятия, воображения (прослушивание аудиозаписи). Коррекция мышления (установление смысловых и интонационных связей в тексте). Палевый. 11 12 13 14 6. -7. А. Плещеев «Скучная картина!..» 1 По О. Иваненко «Сказка про маленького жучка» По К. Ушинскому «Пчелы и мухи» 1 8. По Г. Граубину «Время листьям опадать…» 9. Обобщение по теме: «Время листьям опадать» 1 1 вопросы словами текста. Установление причинно-следственных связей. Объяснение отдельных выражений текста. Объяснение значения слова с опорой на материал учебника, сравнение двух произведений, близких, но неодинаковых по теме; формулировка элементарных суждений с подтверждением ответа строчками из стихотворения. Графическое рисование картин природы, изображенных в стихотворении. Заучивание наизусть. Ответы на вопросы своими словами. Выбор отрывков текста, соответствующих содержанию вопроса. Составление рассказа с опорой на серию картинок и текст произведения. Объяснение образных выражений. Установление смысловых связей между мотивом и состоянием персонажа. Сопоставление поведения разных персонажей; элементарная оценка поведения персонажей с опорой на текст и личный опыт. Определение собственного отношения к поведению разных персонажей произведения. Чтение по ролям. Ответы на вопросы своими словами. Полный подробный пересказ текста своими словами. Определение общей темы произведений, представленных в разделе. Ориентировка в учебнике по оглавлению. Называние предметов, изображенных на картинке; отбор предметов по заданию. Определение собственного отношения к прочитанным Коррекция и развитие воображения, мышления, памяти, речи, эмоциональной отзывчивости. Коррекция и развитие связной речи (составление рассказа с опорой на иллюстрации). Коррекция и развитие внимания, зрительного и слухового восприятия, мышления (пословицы и поговорки). Коррекция и развитие речевого дыхания и силы голоса. Коррекция и развитие творческих способностей, личностных качеств учащихся. Чахлая. Веретеницы. Славный денек. произведениям; их элементарная оценка; формулировка доказательных суждений с опорой на текст. Понимание и объяснение пословиц; их соотнесение с содержанием прочитанных рассказов. Пересказ текста по опорным вопросам. Сопоставление по памяти содержания прочитанных произведений и иллюстративного материала. Выразительное чтение стихотворений наизусть. Делу – время, потехе – час. 15 1. «Пекла кошка пирожки…» Русская потешка. «Сенокос» Чешская потешка. 1 16 2. По Л. Пантелееву «Карусели» Проверка уровня сформированности навыков чтения. 1 Объяснение значения слова с опорой на материал учебника. Определение тона голоса, подходящего для передачи эмоционального настроя произведения. Выразительное чтение по ролям. Заучивание наизусть. Работа с иллюстрациями. Самостоятельный рассказ по картинке. Выбор заголовка, подходящего к иллюстрации, из нескольких предложенных. Драматизация потешки. Прогнозирование содержания рассказа по иллюстрации и вопросам. Продолжение рассказа по аналогии. Драматизация рассказа. Умение работать с учебной книгой. Навык осознанного правильного беглого чтения. Умение применять полученные знания на практике. Анализ прочитанного текста, выделение в нем главной мысли. Коррекция и развитие воображения, мелодикоинтонационной стороны речи, памяти. Коррекция и развитие творческих способностей (инсценировка). Подполье, досада. Сгребает, сеновал. Коррекция и развитие коммуникативных навыков. Коррекция и развитие личностных качеств уч-ся Карусели, баранка. № п\п Тема урока Кол -во час. Элементы содержания. Основные ЗУН учащихся по теме. Коррекционная работа Словарь Развитие эмоциональночувственного отношения к событиям в тексте. Коррекция и развитие мышления (сравнение), слухового и зрительного внимания. Конура, нарочно. Позолоченный. Делу – время, потехе – час. По Н. Носову «Прятки» Считалки. 17 3. По М. Булатову «Жмурки» Обобщение по теме: «Делу-время, потехечас» 1 Ответы на вопросы словами из текста. Соотнесение иллюстрации со смыслом прочитанной части рассказа. Элементарная оценка героев и их поступков с опорой на личный опыт и вопросы учителя. Объяснение нравственного смысла поступков героев. Коллективное определение идеи (основной мысли) рассказа. Пересказ текста по картинному плану. Составление рассказа по иллюстрации с опорой на личный опыт. Распределение ролей и работа в малых группах и парах при использовании считалки. Объяснение слов с опорой на текст. Ответы на вопросы словами текста. Сравнение содержания отдельных частей текста; выявление в них сходства и различия. Составление свободных рассказов с опорой на текст и личный опыт. Определение общей темы произведений, представленных в разделе. Понимание и объяснение значения слов «потешки», «считалки», «загадки»; формулировка уточняющих вопросов, обращенных к учителю. Определение основных правил, используемых в играх (договор, распределение ролей). Инсценировка игр. В мире животных. Коррекция и развитие двигательной сферы. Коррекция и развитие творческих способностей. Водящий, вожак. Дата 18 1. По К. Ушинскому «Бодливая корова» 1 По В. Бирюкову «Упрямый котенок» 19 2. По В. Гаранжину «Пушок» По Е. Чарушину «Томка» 1 Называние животных, изображенных на иллюстрации. Составление рассказа по иллюстрации и вопросам учебника. Чтение трудных по структуре слов по слогам и целыми словами. Пересказ части текста с опорой на иллюстрацию. Элементарная оценка поступков героев; выявление собственного отношения к поступку героя. Выявление с опорой на текст и вопросы учителя нравственного смысла понятия «упрямство». Коллективное определение идеи (основной мысли) текста; подтверждение ответов примерами из текста. Восстановление деформированного картинного плана. Рассказывание сказки с опорой на картинный план. Соотнесение содержания произведения со смыслом предварительно разобранной пословицы. Выбор из текста отрывков, подтверждающих суждение. Определение черт характера персонажа. Элементарная оценка нравственного смысла поступка персонажа. Коллективное определение идеи (основной мысли) текста. Ответы на вопросы словами из текста. Восстановление деформированного картинного плана. Пересказ текста с опорой на картинный и словеснологический виды планов. Чтение трудных по структуре слов по слогам и целыми словами. Сравнение черт характера отдельных персонажей. Выбор из текста примеров, подтверждающих оценку характера героя. Коррекция и развитие мышления на основе установления причинно0следственных связей между событиями и поступками героев. Хворостина. Коррекция и развитие устойчивого внимания, воображения, связной речи. Взял за шиворот. Коррекция и развитие внимания (устойчивость), воображения, связной речи (пересказ). Переполох. «Норовит лягнуть» Коррекция и развитие мышления на основе установления причинно0следственных связей между поступками героев. Толковый. Дичь. 20 21 3. По Б. Житкову «Охотник и собаки» Предположение о возможных вариантах развития событий, изложенных в рассказе. Выбор из текста отрывка, подходящего по смыслу к иллюстрации. По Л. Матвеевой «Чук заболел» Г. Снегирев «Хитрый бурундук» 1 4. По А. Баркову «Барсучья кладовая» По А. Дорохову «Гостья» 1 Чтение трудных по структуре слов по слогам и целыми словами. Объяснение новых слов и отдельных выражений с опорой на текст. Выявление эмоционального отношения к героям и их поступкам. Элементарная оценка характера героя. Объяснение значения слова с опорой на материал учебника и иллюстрацию. Ответы на вопросы словами из текста. Определение черт характера персонажа с опорой на текст. Выбор из двух предложенных заголовка, подходящего по смыслу к иллюстрации. Пересказ текста с опорой на картинный и словеснологический планы. Ответы на вопросы словами из текста. Объяснение смысла образных выражений. Выбор из текста отрывков, подходящих по смыслу к иллюстрации. Чтение трудных по структуре слов по слогам и целыми словами. Выбор из текста отрывка, подходящего по смыслу к иллюстрации. Определение отношения автора к героям и событиям. Определение (коллективно) идеи произведения (основной мысли). Коррекция и развитие мышления на основе установления причинноследственных связей между событиями и поступками героев. Коррекция связной монологической речи, мышления на основе установления простейших выводов и обобщений. Коррекция и развитие мышления на основе установления причинноследственных связей между событиями и поступками героев; связной речи. Развитие познавательного и читательского интереса. Коррекция восприятия, образного мышления. Коррекция внимания, зрительного восприятия (работа с иллюстрацией). Ветеринарная лечебница. Озябли. Кладовая. Тайга, чум. Кедровые орешки. Бурундук. Барсук. «Зайца ноги кормят». Платформа. Куница. 22 23 5. Г. Корольков «Игрушки лисят» По Ю. Дмитриеву «Лиса» 6. Обобщение по разделу «В мире животных». Загадки. 1 Ответы на вопросы словами из текста. Выбор из текста отрывков, подходящих по смыслу к иллюстрации. Выбор заголовка, подходящего к иллюстрации, из нескольких предложенных. Ответы на вопросы словами из текста. Доказательство суждений примерами из текста. 1 Выбор загадок по заданию; объяснение своего выбора. Объяснение новых слов и образных выражений. Графическое иллюстрирование. Определение общей темы раздела с опорой на темы отдельных произведений. Ориентировка в учебнике с помощью оглавления. Выявление нравственного смысла выражения «Человек и животные –друзья» с опорой на вопросы учителя, содержание прочитанных текстов, личный опыт. Выражение собственного отношения к животным. Воспроизведение содержания прочитанных текстов по опорным словам и иллюстрации. Составление рассказов о домашних питомцах. Коррекция и развитие коммуникативных умений. Коррекция и развитие логических операций анализа, сравнения, обобщения; диалогической формы речи; расширение объема оперативной памяти; развитие процессов воспроизведения. Коррекция мышления (узнавание животного на основе анализа загадок),, восприятия, памяти (воспроизведение содержания прочитанных текстов). Жизнь дана на добрые дела. «Словно налитые свинцом». Изобретать. Капкан. 24 1.Г. Ладонщиков «Миша – мастер» По Е. Пермяку «Пичугин мост» 1 25 2. В. Хомченко «Михаськин сад» 1 По С. Баруздину «Как люди радуются» 26 3.По Ю. Ермолаеву «Про каникулы и полезные дела» 1 Определение собственного отношения к герою стихотворения. Формулировка элементарных умозаключений и выводов. Объяснение значения слова с опорой на материал учебника и иллюстрацию. Ответы на вопросы словами из текста. Коллективное определение идеи текста. Соотнесение содержания произведения со смыслом предварительно разобранной пословицы. Словесное рисование. Формулировка элементарных рассуждений, подтверждение их примерами из текста. Коллективное деление текста на части на основе готового плана. Пересказ текста по плану. Свободные высказывания на тему: «Как сделать наш двор (улицу, дом) лучше?» Чтение трудных по структуре слов по слогам и целыми словами. Ответы на вопросы словами из текста. Объяснение образного выражения. Определение черт характера персонажа с опорой на текст. Сравнение поступков двух героев. Определение собственного отношения к героям и их поступкам. Определение (с помощью) нравственного смысла поступков героев. Коллективное определение основной мысли текста. Коррекция и развитие мышления на основе установления причинноследственных связей между событиями и поступками героев. Коррекция мышления (решение проблемной ситуации). «Дело твердо знает он» Ветла. Коррекция и развитие связной монологической речи. Коррекция и развитие внимания, памяти, мышления, связной речи. «Закончи предложение» Коррекция и развитие мыслительныхопераций(а нализ и синтез).Упражнение «Выбери из списка». «Золотые руки». Раздобыл. Е. Благинина «Котенок» В. Голявкин «Птичка» 27 4.Обобщение по разделу «Жизнь дана на добрые дела» 1 Выбор отрывков из стихотворения для сравнительного описания. Элементарная оценка поступка героини. Подбор отрывков из текста к иллюстрациям. Нахождение в тексте слов, характеризующих разные состояния животного. Определение (с помощью) нравственного смысла поступка героини. Осмысление понятия «добрый (хороший) поступок». Определение тона голоса, подходящего для передачи эмоционального настроя произведения. Выразительное чтение. Определение (с помощью) нравственного смысла поступка героя. Осмысление понятия «добрый (хороший) поступок». Словесное рисование. Ориентировка в учебнике с помощью оглавления. Участие в обсуждении проблемной ситуации «Какой поступок мы добрым назовем?» с привлечением материала произведений., прочитанных на уроке и с опорой на личный опыт. Сравнение произведений близких по тематике, включенных в содержание раздела. Объяснение нравственного смысла пословиц о труде. Соотнесение пословиц с содержанием прочитанных произведений. Коррекция и развитие просодической стороны речи (интонационной выразительности). Коррекция и развитие мышления на основе установления причинноследственных связей между событиями и поступками героев. Коррекция и развитие личностных качеств уч-ся. Зима наступила. 28 1.По Л. Воронковой «Снег идет» 1 Выбор к иллюстрации подходящего заголовка. Составление рассказа по сюжетной картинке. Чтение трудных по структуре слов по слогам и целыми словами. Выбор из текста образных Коррекция мыслительных операций на основе установления причинно0следственных связей между событиями Зачерствела. А. Слащев «Снегурочка» 29 2. И Суриков «Зима» (отрывок) С Маршак «Декабрь» (отрывок) 1 30 3. По В. Сутееву «Елка» 1 По Л. Клавдиной «Вечер под рождество» сравнений и определений. Ответы на вопросы словами из текста. Графическое иллюстрирование. Объяснение образных выражений (фразеологизмов). Понимание нравственного смысла выражения (выбор одного правильного из двух предложенных). Выбор заголовка, подходящего по смыслу к содержанию части, из двух предложенных. Рассказывание сказки по иллюстрациям и готовому словесно-логическому плану. Толкование образных выражений своими словами. Словесное рисование. Нахождение в тексте слов и выражений, с помощью которых автор создает образ зимнего леса. Выразительное чтение. Объяснение значения слова с опорой на материал учебника и иллюстрацию. Толкование смысла отдельных выражений текста. Узнавание объектов по образным сравнениям. Словесное рисование. Заучивание наизусть. Пересказ отдельных частей текста с порой на картинный и словесно-логический планы. Нахождение ремарок автора для выбора подходящего тона голоса и темпа речи. Знакомство с книгами В Сутеева (рассматривание обложек и иллюстраций). Рекомендации по выбору книг В. Сутеева в школьной библиотеке. Ответы на вопросы словами из текста. Понимание мотивов поступков героев. Свободные высказывания о праздновании рождества. рассказа; воображения. Коррекция и развитие устной связной речи (чтение по ролям с передачей интонации говорящих; построение речевых высказываний). «Горячее сердце» Коррекция и развитие зрительного восприятия, воображения. Коррекция и развитие восприятия, воображения, памяти, устной речи (произносительной и просодической сторон). Салазки. «Речку вымостил мороз» Коррекция внимания, восприятия, общей моторики. Коррекция и развитие мышления на основе установления причинноследственных связей между событиями и Дремучий лес, почтовик, кума. Рождество. поступками героев. № п\п Тема урока Кол -во час. Элементы содержания. Основные ЗУН учащихся по теме. Коррекционная работа Словарь Зима наступила. 31 4. Р. Тимершин «Где лежало «спасибо»? По Н. Носову «На горке» 1 32 5. Русская народная сказка «Лисичкасестричка и волк». 1 А. Бродский «Как Солнце с Морозом поссорились» Объяснение образных выражений. Понимание нравственного смысла поступка героя. Понимание нравственного смысла понятия «уважение к старшим». Выразительное чтение стихотворения с интонацией, соответствующей знакам препинания. Определение отношения автора к героям и событиям. Элементарная оценка героев и их поступков с опорой на текст произведения и вопросы учителя. Объяснение нравственного смысла поступков героев. Пересказ рассказа по картинкам. Объяснение слов и образных выражений с опорой на иллюстрации и текст. Объяснение поступков героев и мотивов, их вызвавших. Определение основных черт характеров героев. Рассказывание сказки по картинному плану. Чтение трудных по структуре слов по слогам, целыми словами. Ответы на вопросы словами из текста, выборочное Развитие эмоциональночувственного отношения к событиям в тексте. Коррекция и развитие внимания, мышления, связной речи (построение оценочных рассуждений), эмоциональной отзывчивости. Коррекция и развитие образного и логического мышления (оценивание характеров персонажей, их поступков и настроения). Коррекция и развитие мышления на основе установления причинно- Рассудит, богатырь, одолею. Дата 33 6. П. Головкин «Зимняя сказка» 1 Г. Скребицкий «Митины друзья» 34 7. В. Бирюков «Снежная шапка» По А. Тумбасову «В шубах и шапках» 1 чтение. Элементарная оценка характера главного героя. Определение тона голоса, подходящего для передачи эмоционального содержания текста. Чтение по ролям. Объяснение образных выражений текста. Объяснение поступков героев и мотивов, их вызвавших. Коллективное определение основной мысли сказки. Восстановление деформированного картинного плана. Рассказывание сказки по картинному плану. Объяснение слова с опорой на текст, иллюстрации к тексту и личный опыт. Определение собственного отношения к поступкам главного героя. Элементарная оценка характера главного героя. Выбор отрывков текста, подходящих по смыслу к иллюстрации. Составление рассказа с опорой на иллюстрацию. Узнавание объектов по образным сравнениям, используемым в стихотворении. Выразительное чтение. Графическое иллюстрирование. Чтение трудных по структуре слов по слогам, целыми словами. Объяснение слов с опорой на материал учебника. Нахождение в тексте образных сравнений. Объяснение образных сравнений, использованных в тексте. Выбор заголовка к тексту из нескольких предложенных. следственных связей между событиями и поступками героев. «Кричит, всхлипывая». Коррекция и развитие мышления, восприятия, временных представлений (работа с деформированным картинным планом). Коррекция и развитие мышления на основе установления причинноследственных связей между событиями и поступками героев. Осинник. Наст. Плетень. Сторожка. Коррекция и развитие активного внимания, зрительно-слухового восприятия, образного мышления. Коррекция и развитие устной речи; расширение словарного запаса на основе составления ответов на вопросы к тексту; логического мышления, связной монологической речи. «За так отдам». Диковина. Боярские шубы. 35 8.Н. Некрасов «Не ветер бушует над бором…» По В. Бианки «Находчивый медведь» 1 36. 9. По А. Спирину «Зимние приметы» 1 Обобщение по разделу «Зима наступила» Объяснение слов с опорой на материал учебника. Нахождение образных сравнений в тексте стихотворения. Словесное описание образа морозавоеводы. Заучивание стихотворения наизусть. Элементарные рассуждения на основе анализа прочитанного текста. Словесное рисование. Объяснение смысла выражения, использованного в тексте. Объяснение слов «примета», «народная примета» с опорой на текст научно0популярной статьи. Ответы на вопросы к тексту своими словами и словами автора. Выборочное чтение. Свободные высказывания о зимних праздниках на основе личного опыта. Подбор слов, обозначающих признак и действие предмета, образных сравнений с использованием прочитанных произведений. Воспроизведение содержания сказок по опорным словам, серии сюжетных картинок; одной сюжетной картинке. Воспроизведение прочитанных произведений на одну из тем, относящихся к разделу (зимние забавы, жизнь животных в зимнее время года). Объяснение смысла пословицы4 сопоставление смысла пословицы с содержанием прочитанного рассказа; его пересказ. Коррекция и развитие памяти. Коррекция и развитие мышления на основе установления причинноследственных связей между поступками героев. «Лечь прямо на снегу – на слуху». Хворост. Коррекция и развитие слухового восприятия, мышления (установление логических связей «Подбери правильное описание месяца»). Коррекция и развитие долговременной памяти, коммуникативных навыков, познавательной активности. Примета. Коррекция и развитие мышления на основе установления причинно- Растеряйка, Пилюлькин0 Торопыжка, Веселые истории. 37 1.По Н. Носову «Как Винтик и Шпунтик сделали пылесос» 1 Подбор к иллюстрации подходящего отрывка из рассказа. Составление рассказа по картинке. Анализ содержания Г. Остер «Одни неприятности» 38 2. М. Пляцковский «Однажды утром» В. Бирюков «Почему комары кусаются» 1 39 3. С. Маршак «Вот какой рассеянный» (Отрывок). 1 По О. Кургузову «Две лишние коробки» 40 4. Г. Чичинадзе «Отвечайте, правда ли?» (Отрывки) Обобщение по разделу 1 иллюстрации с опорой на текст и вопросы. Рассматривание иллюстраций к другим частям книги Н. Носова «Приключения Незнайки и его друзей». Определение тона голоса, подходящего для передачи эмоционального содержания теста. Чтение по ролям. Выразительное чтение диалогов. Определение отношения к поведению и поступкам главного героя. Словесное рисование. Выборочный пересказ с опорой на иллюстрацию. Пересказ текста на основе готового плана. Объяснение слова с опорой на иллюстрацию. Установление причинноследственных связей между событиями и поступками героев. Восстановление деформированного картинного плана. Полный подробный пересказ. Объяснение слова с опорой на материал учебника. Составление рассказа с опорой на иллюстрацию. Определение собственного эмоционального отношения к художественному образу главного героя. Установление мотивов поступков героев. Словесное рисование. Выборочное чтение. следственных связей между событиями и поступками героев. Авоська. Коррекция внимания, восприятия. Просмотр мультфильма. Коррекция и развитие произвольной памяти, связной речи (пересказ текста по плану); интонационной стороны речи (чтение по ролям). Коррекция и развитие интонационной стороны речи. Коррекция и развитие памяти, восприятия, поэтического слуха. Рассматривание иллюстраций. Выбор из текста отрывков, подходящих по смыслу к иллюстрации. Объяснение некоторых отрывков из стихотворения. Коррекция и развитие мышления на основе установления причинноследственных связей между событиями и поступками героев. Коррекция внимания, мышления (установление причинно-следственных зависимостей). Воспроизведение текстов прочитанных Коррекция и развитие Ковылял. «Заря в пол неба полыхает» Гамаши. «Веселые истории» произведений по вопросам, иллюстрациям, опорным словам. Ответы на вопросы по содержанию самостоятельно прочитанного произведения Н. Носова «Приключения Незнайки и его друзей», пересказ отдельных эпизодов. Отчет о самостоятельной прочитанной книге. Рекомендации по внеклассному чтению стихотворения С. Маршака «Вот какой рассеянный» (рассматривание иллюстраций). долговременной памяти, связной речи. Полюбуйся, весна наступает… 41 1.В. Алферов «Март» 1 По М. Фроловой «Восьмое марта» 42 2.Е. Благинина «Забота» 1 Составление рассказа по сюжетной картинке. Объяснение образных выражений текста. Определение собственного эмоционального отношения к художественным образам, воссозданным в стихотворении. Эмоциональная оценка текста. Чтение трудных по структуре слов по слогам и целыми словами. Выбор из текста отрывков, подходящих к иллюстрации. Рисование открыток на заданную тему: работа в парах и малой группе. Ответы на вопросы по содержанию текста. Понимание нравственного смысла понятий «забота о близких», «внимание к близким». Коррекция внимания, зрительного восприятия, мышления на основе установления смысловых связей между отдельными предметами и объектами, изображенными на иллюстрации. Коррекция и развитие мышления на основе установления причинноследственных связей между событиями и поступками героев. Коррекция мышления (выделение главной мысли, выводы, обобщения); устной речи (связные высказывания). Забота. Щеглы. По А. Соколовскому «Бабушкина вешалка» По В. Бианки «Последняя льдина» 43 3.А. Плещеев «Весна» По А. Баркову «Скворцы прилетели» 1 44 4.По Э. Шиму «Всему свой срок» И. Никитин «Полюбуйся, весна наступает…» 1 Чтение трудных по структуре слов по слогам и целыми словами. Понимание мотивов поступков героя. Выявление собственного отношения к поступку героя. Понимание нравственного смысла понятий «забота о близких», «внимание к близким». Выбор одного заглавия к рассказу из нескольких предложенных. Чтение трудных по структуре слов по слогам и целыми словами. Объяснение значения отдельных слов и смысла образных выражений с опорой на текст и имеющиеся представления. Объяснение отдельных слов с опорой на материал учебника. Нахождение в тексте стихотворения образных сравнений. Графическое иллюстрирование. Заучивание стихотворения наизусть. Чтение трудных по структуре слов по слогам и целыми словами. Нахождение в тексте рассказа образных сравнений. Ответы на вопросы по содержанию прочитанного текста. Пересказ текста по иллюстрациям. Свободные рассказы о весенних птицах. Объяснение смысла образных выражений своими словами. Выбор из текста отрывков, подходящих по смыслу к иллюстрациям. Определение настроения автора; подтверждение вывода строчками из стихотворения. Объяснение смысла образных выражений своими словами. Выразительное чтение. Заучивание стихотворения наизусть. Коррекция и развитие коммуникативных навыков (участие в учебном диалоге). Коррекция и развитие мышления на основе установления причинноследственных связей между названием текста и его содержанием. Коррекция образного мышления, воображения, памяти. Коррекция и развитие словесно-логического мышления (сравнение, обобщение, установление причинно-следственных связей); познавательной активности. Лазурь. Миновала. «Скворчиное время». Переполошили сь. Коррекция устной речи (интонационной стороны). Чтение по ролям. Коррекция образного мышления, воображения, памяти, устной речи. «Весна разыграется» Караван. 45 5.По Ю. Ковалю «Весенний вечер» По Ю. Дмитриеву «Опасная красавица» 1 46 6.Обобщающий урок по разделу «Полюбуйся, весна наступает…» 1 № п\п Тема урока Кол -во час. Чтение трудных по структуре слов по слогам и целыми словами. Составление рассказов-описаний по иллюстрациям. Сравнение иллюстрации с картиной природы, представленной в тексте. Воссоздание звуков, запахов, цветовой гаммы весеннего леса. Свободные рассказы на тему «Ранняя весна»; обмен впечатлениями об увиденном с опорой на вопросы учителя. Описание растения на основе иллюстрации и прочитанного текста. Объяснение слова с опорой на текст. Формулировка элементарных суждений и доказательств. Ориентировка в учебнике по оглавлению. Соотнесение названия раздела с текстом стихотворения, включенного в его содержание. Соотнесение текста прочитанных произведений с народными приметами. Воспроизведение текстов прочитанных произведений по вопросам, иллюстрациям, опорным словам. Объяснение пословицы, соотнесение ее смысла с содержанием одного из прочитанных рассказов. Элементы содержания. Основные ЗУН учащихся по теме. Коррекция восприятия, воображения. «Звуки весеннего леса» Коррекция и развитие зрительного восприятия, связной речи (составление описательного рассказа). Вальдшнеп. Лубяной слой, лыко. Коварное. Коррекция и развитие долговременной памяти, связной речи, познавательной активности. Коррекционная работа Словарь Дата В мире волшебной сказки. 47. 1.«Хаврошечка» Русская народная сказка. 1 48 2.«Сказка о серебряном блюдечке и наливном яблочке» Русская народная сказка. 1 49 3.А. Пушкин «У лукоморья дуб зеленый…» 1 50 4.По Ш. Перро «Подарки феи» 1 Обобщение знаний о литературном жанре сказка. Ответы на вопросы по содержанию текста. Объяснение отдельных выражений сказки. Элементарная оценка поступков героев сказки. Определение основных черт героев с опорой на вопросы. Нравственный смысл сказки. Объяснение слова с опорой на материал учебника и иллюстрацию. Рассказывание сказки по частям с опорой на серию сюжетных картинок. Формулировка элементарных суждений и доказательств. Определение основных черт героев с опорой на вопросы. Элементарная оценка поступков героев сказки. Определение волшебного и реального в сказке. Умение ориентироваться в тексте. Образныеслова и выражения в сказке, их объяснение.Наблюдение за ритмом и рифмой стихотворения. Словесное рисование. Составление рассказа по иллюстрации. Заучивание стихотворения наизусть с опорой на мнемотаблицу. Коррекция и развитие образного и логического мышления (анализ, обобщение, сопоставление). Хаврошечка. Прясть, ткать. Холст. Лихо. «В добре поживать, лиха не знать». Коррекция и развитие связной речи, образного мышления, памяти, воображения. «Бывает – не бывает», «Перескажи по картинке» Заступ, колоть лучину, алый бархат, калач. Коррекция зрительного восприятия (иллюстрация к отрывку), образного мышления, памяти на основе использования мнемотехники. Лукоморье, неведомые. Ответы на вопросы словами текста. Сравнение поступков героев, основных черт характеров героев. Определение волшебного и реального в сказке. Объяснение основной мысли сказки с опорой на содержание. Рассказывание сказки по иллюстрациям и словеснологическому плану. Объяснение нравственного смысла пословицы. Соотнесение пословицы с содержанием сказки. Коррекция и развитие логического мышления на основе установления причинно-следственных связей между поступками героев. Вдова, буркнуть в ответ. 51 5.Братья Гримм «Горшочек каши» 1 52 6.По В. Порудоминскому «Наши сказки» 1 53 7.Обобщающий урок по разделу «В мире волшебной сказки». 1 Формулировка элементарных суждений и доказательств. Определение волшебного и реального в сказке. Выборочный пересказ. Подбор отрывков из текста, соответствующих сюжетным картинкам. Понимание и различение эмоционального состояния персонажей сказки в изображении и действительности. Коррекция и развитие грамматического строя речи (образование относительных прилагательных), творческого воображения. Дидактическая игра «Из чего – какая каша?» Пихогимнастика. Импровизация «Горшочек каши» Установление причинно-следственных Коррекция и развитие связей. Ответы на вопросы по внимания и памяти прочитанному словами текста. посредством упражнений на основе анализа и синтеза. Рассказывание прочитанных сказок по Коррекция и развитие вопросам, иллюстрациям, опорным личностных качеств словам. Определение характеров героев учащихся, эмоциональнопрочитанных сказок. Определение волевой сферы (навыков собственного отношения к героям сказок и самоконтроля, их поступкам. Чтение диалогов из сказок усидчивости и выдержки). по ролям. Отчет о сказке, прочитанной во внеурочное время. Игра-викторина «В гостях у сказки». Шапканевидимка. Родная земля. 54 1.М. Ильин «Царь – колокол» С. Васильева 1 Рассматривание иллюстрации; ответы н6а вопросы по ее содержанию. Знание названия страны, в которой мы живем, столицы, главной площади столицы. Ответы на вопросы словами из текста. Свободные высказывания на тему «Москва – столица нашей Родины» или «Кремль – сердце Москвы». Коррекция и развитие мышления на основе установления причинноследственных связей между событиями, описанными в тексте. Формирование знаний уч-ся об истории Коррекция и развитие Кремль. Царьколокол. Санкт- «Город на Неве» 55 2.Д. Павлычко«Где всего прекрасней на земле» строительства Санкт-Петербурга. Чтение трудных по структуре слов по слогам и целыми словами. Рассматривание иллюстраций. Соотнесение иллюстраций с отрывками из текста. Знание имени основателя Санкт-Петербурга и главных достопримечательностей города. 1 С. Вербова «Сочинение на тему» 56 3.По Л. Кассилю «Какое это слово?» Понимание нравственного смысла понятий «Родина» и «любовь к Родине» с опорой на содержание рассказа. Объяснение смысла пословиц о Родине. 1 По Б. Никольскому «Главное дело» 57 4.А. Усачев «Защита» Нахождение в стихотворении образных сравнений, их объяснение. Объяснение значения слов с опорой на текст стихотворения. Выборочное чтение. 1 Ответы на вопросы словами из текста. Нравственный смысл понятия «мир» и образного выражения «мирное небо». Установление причинно-следственных связей между событиями, описанными в тексте. Уяснение нравственного смысла понятия «защитник Родины». Ответы на вопросы словами из текста. Уяснение значения слов «Родина», «Отчизна». Формулирование элементарных суждений и умозаключений. внимания, зрительного восприятия, памяти, мышления. Презентация «Путешествие по СанктПетербургу», дидактическая игра «Найди ошибки в предложении». Коррекция и развитие мышления на основе объяснения смысловой значимости произведения. Развитие эмоциональности, выразительности речи. Коррекция и развитие мыслительных процессов анализа, синтеза. «Закончи предложение», «Подбери словапризнаки». Коррекция мыслительных операций (анализ, сравнение, обобщение). Коррекция и развитие речевых навыков, целостного восприятия, памяти, внимания, мышления. Презентация «Защитники Родины» Коррекция и развитие произвольного внимания, памяти, восприятия. Презентации «Детский писатель А.А. Усачев», «Солдаты России». Петербург. Нева, набережные. Петр I. Петропавловск ая крепость. Петропавловск ий собор. Застят, застить. Сочинение. Военные учения. Рычаги. Защитник Родины. Отчизна. По Л. Кассилю «Никто не знает, но помнят все» 58 5. Т. Белозеров «День Победы» Ответы по содержанию словами из текста. Объяснение смысла выражения «Имя твое неизвестно, подвиг твой бессмертен» с опорой на вопросы и текст рассказа. Объяснение значения слова «подвиг» и выражения «защитник Родины». Коррекция и развитие слухового и зрительного восприятия, памяти, внимания, связной устной речи. Видео-презентация «Памятник Неизвестному Солдату» 1 Беседа о празднике. Свободные рассказы о праздновании 9 Мая; значении этого праздника в жизни россиян. Знакомство со стихотворениями В. Степанова. Навык самостоятельной работы с текстом. Ответы на вопросы по содержанию. Формулировка элементарных суждений о словах «Надо Родину беречь по-солдатски свято». Участие в диалоге при обсуждении прочитанного, выражение личного отношения к прочитанному. Воспроизведение содержания прочитанных текстов на основе вопросов. Формулирование элементарных суждений и умозаключений по содержанию прочитанного произведения с опорой на начало предложения. Объяснение смысла пословицы. Объяснение образного сравнения «Родина – мать» с опорой на тексты прочитанных произведений. Свободные рассказы о Родине, родном городе или селе, своих чувствах к месту, где родился и вырос; любви к своей семье, своим родителям, братьям и сестрам. Коррекция и развитие слуховой памяти на основе упражнения в запоминании наизусть. Коррекция и развитие слухового и зрительного восприятия, памяти, внимания, связной устной речи. Презентация «Защитники Родины» 59 6.Внеклассное чтение. В. Степанов «День Победы», «Рассказ ветерана» 1 60 7.Обобщающий урок по разделу «Родная земля». 1 Кремлевская стена.Бессмерт ный подвиг. Пятиконечная звезда. Вечный огонь. Могила Неизвестного Солдата. Боевые ордена. Торжественны й парад. Песни фронтовые, награды боевые. Ветераны. Коррекция и развитие личностных качеств учащихся. Коррекция и развитие долговременной памяти, связной речи на основе пересказа понравившегося произведения. Лето пришло. 61 1.С. Козлов 1 Рассматривание сюжетной картинки, Коррекция и развитие Ливень. «Ливень» определение ее содержания; определение и объяснение эмоционального состояния отдельных объектов, изображенных на картинке. Установление причинноследственных связей между событием, изображенным в сказке, и эмоциональным состоянием ее персонажей. Определение тона голоса, подходящего для передачи эмоционального состояния персонажей сказки. Выразительное чтение диалогов. Объяснение смысла образного выражения. Установление причинно-следственных связей между событиями стихотворения. Заучивание наизусть. Г. Граубин «Тучка» 62 2. Н. Павлова «Хитрый одуванчик» Выборочный пересказ. Сравнительное описание на основе иллюстраций. Формулирование элементарных суждений и умозаключений. Нахождение в тексте определений, характеризующих описываемый в стихотворении цветок; объяснение их смысла. Осмысление художественного образа, созданного в стихотворении на основе личного опыта. Выразительное чтение. 1 Е. Благинина «Одуванчик» 63 3.По А. Дорохову «Встреча со змеей» 1 Чтение трудных по структуре слов по слогам и целыми словами. Ответы на вопросы словами из текста; объяснение отдельных выражений. Установление причинно-следственных связей между поступками героев. Описание персонажей рассказа с опорой на иллюстрацию и мыслительных процессов сравнения, анализа, синтеза. «Объясни слово», «Найди пару»; познавательного интереса к предметам и явлениям окружающего мира. Посевы. Глубокая сыпучая пыль. Коррекция и развитие слуховой памяти на основе упражнения в запоминании стихотворения наизусть. Упражнение «Доскажи словечко» Коррекция и развитие связной речи. «Составь предложение», «Расскажи по картинке». Коррекция и развитие связной речи, наблюдательности, словесно - логического мышления(умения сравнивать, обобщать и устанавливать причинно следственные связи). Коррекция и развитие памяти, наблюдательности, расширение кругозора. Правила безопасного поведения в лесу. «Встреча со змеей» На вольном воздухе. Метелочка колоска. Охапка. Опушка леса. Еловая чаща. Стрекотал. Сплюснутая головка. «Вертеться как юла» А. Бродский «Летний снег» 64 4.В. Голявкин «После зимы будет лето» 1 По А. Спирину «Летние приметы» 65 Проверка техники чтения. 1 66 Обобщающий урок по разделу «Лето пришло». 1 текст. Деление текста на части по предложенному плану. Полный подробный пересказ. Объяснение образного сравнения, использованного в стихотворении. Определение эмоционального отношения к явлению, описываемому в стихотворении. Выразительное чтение стихотворения с интонацией, соответствующей знакам препинания. Определение черт характера главного героя рассказа. Элементарная оценка поведения главного героя рассказа; выявление собственного отношения к его поведению. Объяснение значения слов «примета», «примечать». Соотнесение примет с поведением птиц в природе. Проверка состояния знаний, умений, навыков по чтению по итогам учебного года. Проверка навыка правильного и осознанного чтения (целыми словами, с соблюдением синтаксических пауз, выразительности чтения). Объяснение слова «примета». Воспроизведение известных примет по памяти или с опорой на прочитанные тексты; объяснение значения примет в жизни человека. Определение названий стихотворений и их авторов по отрывкам. Воспроизведение текстов прочитанных произведений по вопросам и опорным словам. Свободные рассказы на тему «Летние каникулы». Обсуждение темы «Почему я люблю летние каникулы?» Коррекция и развитие зрительного восприятия, образного мышления, воображения. Коррекция и развитие коммуникативных навыков. Коррекция и развитие когнитивных процессов (памяти, внимания, мышления) Коррекция и развитие личностных качеств. Коррекция и развитие памяти, связной речи, творческого воображения на основе развивающих заданий по теме урока. Кроссворд «Лето» Стиль брасс. Пловец. Ненастье.