Муниципальное казённое общеобразовательное учреждение
средняя общеобразовательная школа №1 п. Пелым
РАССМОТРЕНО
на педагогическом совете
Протокол № 1 от 27 августа 2024г.
УТВЕРЖДАЮ
Директор МКОУ СОШ №1
__________________ /СмирноваТ.А./
Приказ № 93 от 27 августа 2024г.
Вводится в действие с 01.09.2024г
Адаптированная рабочая программа по физической культуре,
для обучающегося
с задержкой психического развития
на 2024 – 2025 учебный год
Пелым, 2024
Пояснительная записка
Адаптированная рабочая программа учебного предмета
«Физическая культура» составлена для обучающегося 6 класса с задержкой
психического развития вариант 7.2, в соответствии с требованиями
государственного образовательного стандарта начального общего
образования и на основании следующих нормативно-правовых документов:
1.
2.
Конституция Российской Федерации.
ФЗ РФ «Об образовании в Российской Федерации» № 273-
ФЗ.
3.
ФЗ РФ «О социальной защите инвалидов в Российской
Федерации» от 24 ноября 1995 г. № 181
4.
«О концепции интегрированного обучения лиц с
ограниченными возможностями здоровья (со специальными
образовательными потребностями) Письмо Минобразования РФ от
16.04.2001 № 29/1524-6
5.
«О создании условий для получения образования детьми с
ограниченными возможностями здоровья и детьми-инвалидами»–
Письмо Минобрнауки РФ от 18.04.2008 № АФ-150/06
6.
ФГОС ООО.
7.
Гигиенические требования к условиям обучения в
общеобразовательных учреждениях СанПиН 2.4.2.2821 – 10.
Санитарно-эпидемиологические правила и нормативы СанПиН
2.4.2.3286-15,
утвержденные
постановлением
Главного
государственного санитарного врача РФ от 10.07.2015.
Формирование личности, готовой к активной творческой
самореализации в пространстве общечеловеческой культуры, — главная цель
развития отечественной системы школьного образования. Как следствие,
каждая образовательная область Базисного учебного плана ориентируется на
достижение
этой
главной
цели.
Цель учебного предмета «Физическая культура» - формирование
разносторонне физически развитой личности, способной активно
использовать ценности физической культуры для укрепления и длительного
сохранения собственного здоровья, оптимизации трудовой деятельности и
организации активного отдыха. В основной школе данная цель
конкретизируется: учебный процесс направлен на формирование устойчивых
мотивов и потребностей школьников в бережном отношении к своему
здоровью, целостном развитии физических и психических качеств,
творческом использовании средств физической культуры в организации
здорового образа жизни.
Учебный предмет «Физическая культура» в основной школе
строится так, чтобы были решены следующие задачи:
укрепление здоровья, развитие основных физических
качеств и повышение функциональных возможностей организма;
формирование
культуры
движений,
обогащение
двигательного опыта физическими упражнениями с общеразвивающей
и корригирующей направленностью, техническими действиями и
приемами базовых видов спорта;
освоение знаний о физической культуре и спорте, их
истории и современном развитии, роли в формировании здорового
образа
жизни;
обучение навыкам и умениям в физкультурнооздоровительной
и
спортивно-оздоровительной
деятельности,
самостоятельной организации занятий физическими упражнениями;
воспитание положительных качеств личности, норм
коллективного взаимодействия и сотрудничества в учебной и
соревновательной деятельности.
Ориентируясь на решение задач образования школьников в области
физической культуры, настоящая программа в своем предметном
содержании направлена на:
реализацию принципа вариативности, который лежит в
основе планирования учебного материала в соответствии с
половозрастными особенностями учащихся, материально-технической
оснащенностью учебного процесса (спортивный зал, спортивные
пришкольные
площадки,
стадион,
бассейн),
региональными
климатическими условиями и видом учебного учреждения (городские,
малокомплектные и сельские школы);
реализацию принципа достаточности и сообразности,
определяющего распределение учебного материала в конструкции
основных компонентов двигательной (физкультурной) деятельности,
особенностей формирования познавательной и предметной активности
учащихся;
соблюдение дидактических правил от известного к
неизвестному и от простого к сложному, которые лежат в основе
планирования учебного содержания в логике поэтапного его освоения,
перевода учебных знаний в практические навыки и умения, в том числе
и в самостоятельной деятельности;
расширение межпредметных связей, ориентирующих
учителя во время планирования учебного материала на то, чтобы
учитывать задачу формирования целостного мировоззрения учащихся,
всестороннее раскрытие взаимосвязи и взаимообусловленности
изучаемых явлений и процессов;
усиление оздоровительного эффекта, достигаемого в ходе
активного использования школьниками освоенных знаний, способов и
физических
упражнений
в
физкультурно-оздоровительных
мероприятиях, режиме дня, самостоятельных занятиях физическими
упражнениями.
Обучающиеся с ЗПР — это дети, имеющее недостатки в
психологическом развитии, подтвержденные ПМПК и препятствующие
получению образования без создания специальных условий. Все
обучающиеся с задержкой психического развития испытывают в той или иной
степени выраженные затруднения в усвоении учебных программ,
обусловленные
недостаточными
познавательными
способностями
(отмечаются нарушения внимания, памяти, в том числе, и двигательной,
восприятия и др. познавательных процессов, умственной работоспособности),
замедленным темпом либо неравномерным становлением познавательной
деятельности, трудностями произвольной саморегуляции и самоконтроля,
нарушениями в организации и целенаправленности деятельности или
поведения, специфическими расстройствами психологического развития
(школьных навыков, речи и др.). Достаточно часто у обучающихся отмечаются
нарушения речевой и общей моторики, зрительного восприятия и
пространственной ориентировки, умственной работоспособности и
эмоциональной сферы. Обучаемость удовлетворительная, но часто
избирательная и неустойчивая, зависящая от уровня сложности и
субъективной - привлекательности вида деятельности, а также от актуального
эмоционального состояния.
Данная рабочая программа по физической культуре для обучающихся с
задержкой психического развития направлена на укрепление здоровья детей,
совершенствование их физического развития, формирование у них общей
культуры, обеспечивающей разностороннее развитие их личности в
соответствии с принятыми нравственными и социокультурными ценностями,
овладение учебной деятельностью — усвоение определённых знаний по
физической культуре и охране здоровья, двигательных умений и навыков,
формирование приёмов деятельности, необходимых для коррекции
недостатков развития детей, испытывающих трудности в процессе обучения.
Коррекционная
направленность
предмета
заключаются
в
формировании жизненных компетенций:
- исправление недостатков физического и психического развития
посредством специальных упражнений;
- формирование первоначальных умений саморегуляции средствами
физической культуры;
- овладение ребёнком основными представлениями о собственном теле,
возможностях и ограничениях его физических функций, возможностях
компенсации;
- формирование понимания связи телесного самочувствия с
настроением,
собственной
активностью,
самостоятельностью
и
независимостью;
- овладение умениями включаться в занятия, дозировать физическую
нагрузку.
Описание коррекционной направленности (задач) в изучении
данного учебного предмета.
1. Создание для учеников ситуации успеха, сравнение их с самими
собой.
2. Выявление особых образовательных потребностей, обучающихся
с ЗПР, обусловленных структурой и глубиной имеющихся у них
нарушений, недостатками в физическом и психическом развитии.
3. Организация индивидуальных и групповых занятий для детей с
учетом
индивидуальных
и
типологических
особенностей
психофизического
развития
и
индивидуальных
возможностей
обучающихся, разработка и реализация индивидуальных учебных планов
(при необходимости).
4. Формирование интереса к предмету, выработка положительной
мотивации к учебной деятельности
5. Включение в содержание учебного материала информации,
способствующей повышению уровня общего развития.
6. Обучение приемам и способам деятельности с письменной
инструкцией, дидактическими материалами, составлению алгоритма.
7. Формирование навыков самоконтроля, самооценки.
8. Развитие диалогической речи и культуры общения.
9. Коррекция психических функций, направленных на развитие
учеников, с опорой на материал урока.
10.
Охрана психического, физического здоровья учащихся.
11.
Развитие познавательной активности (использование
продуктивных видов деятельности, включение потенциальных и
творческих возможностей ученицы).
12.
Ликвидация пробелов в знаниях, пропедевтика усвоения
нового материала.
13.
Обеспечение эмоционального комфорта, в том числе через
доверительные межличностные отношения.
14.
Контроль за динамикой успешности (не успешности)
учеников.
Коррекционно-развивающие
задания,
формирование (совершенствование):
направленные
на
1. когнитивной деятельности (анализ, синтез, контроль,
самоконтроль)
2. психических процессов (памяти, внимания, восприятия,
воли, воображения, психических состояний, личностных особенностей
3. речевого развития (устная и письменная речь)
Место учебного предмета в учебном плане
Уроки
проводятся
раз
в
месяц.
12
часов
в
год.
Планируемые результаты
Личностные, метапредметные и предметные результаты
освоения учебного предмета
«Результаты освоения содержания предмета «Физическая культура»
определяют те итоговые результаты, которые должны демонстрировать
школьники по завершении обучения в основной школе. Требования к
результатам изучения учебного предмета выполняют двоякую функцию.
Они, с одной стороны, предназначены для оценки успешности овладения
программным содержанием, а с другой стороны, устанавливают
минимальное содержание образования, которое в обязательном порядке
должно быть освоено каждым ребенком, оканчивающим основную школу.
Результаты освоения программного материала по предмету
«Физическая культура» в основной школе оцениваются по трем базовым
уровням, исходя из принципа «общее — частное — конкретное», и
представлены соответственно метапредметными, предметными и
личностными результатами.
Личностные результаты отражаются в индивидуальных
качественных свойствах учащихся, которые приобретаются в процессе
освоения учебного предмета «Физическая культура». Эти качественные
свойства проявляются прежде всего в положительном отношении учащихся
к занятиям двигательной (физкультурной) деятельностью, накоплении
необходимых знаний, а также в умении использовать ценности физической
культуры для удовлетворения индивидуальных интересов и потребностей,
достижения личностно значимых результатов в физическом совершенстве.
Личностные результаты должны отражать:
- воспитание российской гражданской идентичности: патриотизма,
любви и уважения к Отечеству, чувства гордости за свою Родину, прошлое и
настоящее многонационального народа России; знание истории физической
культуры своего народа, своего края как части наследия народов России и
человечества; усвоение гуманистических, демократических и традиционных
ценностей многонационального российского общества;
воспитание чувства ответственности и долга перед Родиной.
- формирование ответственного отношения к учению, готовности и
способности обучающихся к саморазвитию и самообразованию;
формирование целостного мировоззрения, соответствующего современному
уровню развития науки и общественной практики, учитывающего социальное,
культурное, языковое, духовное многообразие современного мира;
- формирование осознанного, уважительною и доброжелательного
отношения к другому человеку, его мнению, мировоззрению, культуре, языку,
вере, гражданской позиции, к истории, культуре, религии, традициям, языкам,
ценностям народов России и народов мира; готовности и способности вести
диалог с другими людьми и достигать в нём взаимопонимания;
- освоение социальных норм, правил поведения, ролей и форм
социальной жизни в группах и сообществах, включая взрослые и социальные
сообщества; участие в школьном самоуправлении и общественной жизни в
пределах возрастных компетенций с учётом региональных, этнокультурных,
социальных и экономических особенностей;
- развитие морального сознания и компетентности в решении моральных
проблем на основе личностного выбора, формирование нравственных чувств
и нравственного поведения, осознанного и ответственного отношения к
собственным поступкам;
- формирование ценности здорового и безопасного образа жизни;
усвоение правил индивидуального и коллективного безопасного поведения в
чрезвычайных ситуациях, угрожающих жизни и здоровью людей, правил
поведения на транспорте и на дорогах;
- осознание значения семьи в жизни человека и общества, принятие
ценности семейной жизни, уважительное и заботливое отношение к членам
своей семьи.
Метапредметные
результаты
характеризуют
уровень
сформированности качественных универсальных способностей учащихся,
проявляющихся в активном применении знаний и умений в познавательной и
предметно-практической деятельности. Приобретенные на базе освоения
содержания предмета «Физическая культура», в единстве с освоением
программного материала других образовательных дисциплин, универсальные
способности потребуются как в рамках образовательного процесса (умение
учиться), так и в реальной повседневной жизни учащихся.
Метапредметные результаты должны отражать:
- умение самостоятельно определять цели своего обучения, ставить и
формулировать для себя новые задачи в учёбе и познавательной деятельности,
развивать мотивы и интересы своей познавательной деятельности;
- умение самостоятельно планировать пути достижения целей, в том
числе альтернативные, осознанно выбирать наиболее эффективные способы
решения учебных и познавательных задач;
- умение соотносить свои действия с планируемыми результатами,
осуществлять контроль своей деятельности в процессе достижения результата,
определять способы действий в рамках предложенных условий и требований,
корректировать свои действия в соответствии с изменяющейся ситуацией;
- умение оценивать правильность выполнения учебной задачи,
собственные возможности её решения;
- владение основами самоконтроля, самооценки, принятия решений и
осуществления осознанного выбора в учебной и познавательной
деятельности;
- умение организовывать учебное сотрудничество и совместную
деятельность с учителем и сверстниками; работать индивидуально и в группе:
находить общее решение и разрешать конфликты на основе согласования
позиций и учёта интересов; формулировать, аргументировать и отстаивать
своё мнение;
Предметные результаты характеризуют опыт учащихся в
творческой двигательной деятельности, который приобретается и
закрепляется в процессе освоения учебного предмета «Физическая культура».
Приобретаемый опыт проявляется в знаниях и способах двигательной
деятельности, умениях творчески их применять при решении практических
задач, связанных с организацией и проведением самостоятельных занятий
физической культурой.
Предметные результаты должны отражать:
1) понимание роли и значения физической культуры в формировании
личностных качеств, в активном включении в здоровый образ жизни,
укреплении и сохранении индивидуального здоровья;
2) овладение системой знаний о физическом совершенствовании
человека, освоение умений отбирать физические упражнения и регулировать
физические нагрузки для самостоятельных систематических занятий с
различной
функциональной
направленностью
(оздоровительной,
тренировочной, коррекционной, рекреативной и лечебной) с учётом
индивидуальных возможностей и особенностей организма, планировать
содержание этих занятий, включать их в режим учебного дня и учебной
недели;
3) приобретение опыта организации самостоятельных систематических
занятий физической культурой с соблюдением правил техники безопасности
и профилактики травматизма; освоение умения оказывать первую помощь при
лёгких травмах;
обогащение опыта совместной деятельности в организации и
проведении занятий физической культурой, форм активного отдыха и досуга;
4) расширение опыта организации и мониторинга физического развития
и физической подготовленности; формирование умения вести наблюдение за
динамикой развития своих основных физических качеств: оценивать текущее
состояние организма и определять тренирующее воздействие на него занятий
физической культурой посредством использования стандартных физических
нагрузок и функциональных проб, определять индивидуальные режимы
физической нагрузки, контролировать направленность её воздействия на
организм во время самостоятельных занятий физическими упражнениями с
разной целевой ориентацией;
5) формирование умений выполнять комплексы общеразвивающих,
оздоровительных
и
корригирующих
упражнений,
учитывающих
индивидуальные способности и особенности, состояние здоровья и режим
учебной деятельности; овладение основами технических действий, приёмами
и физическими упражнениями из базовых видов спорта, умением
использовать их в разнообразных формах игровой и соревновательной
деятельности; расширение двигательного опыта за счёт упражнений,
ориентированных на развитие основных физических качеств, повышение
функциональных возможностей основных систем организма.
Тематическое планирование по физической культуре, 6 класс
№
1
2
3
4
5
6
7
8
9
10
11
12
Тема
Инструктаж по ТБ по легкой атлетике
Метание малого мяча.
Прыжок в длину.
Челночный бег .Инструктаж Т.Б на занятиях
гимнастикой.
Смешанные весы
Инструктаж Т.Б на занятиях лыжной подготовки.
Ступающий и скользящий шаг на лыжах без лыжных
палок
Инструктаж Т.Б на уроках по баскетболу. Стойка и
передвижения игрока. Остановка прыжком.
Т.Б. по волейболу. Стойки игрока. Передвижения в
стойке.
Равномерный бег
Выполнение комплекса ОФП
Строевая подготовка. ОФП.
Строевая подготовка. ОФП.