Адаптивная физкультура 6 класс

Муниципальное казённое общеобразовательное учреждение
средняя общеобразовательная школа №1 п. Пелым
РАССМОТРЕНО
на педагогическом совете
Протокол № 1 от 27 августа 2024г.

УТВЕРЖДАЮ
Директор МКОУ СОШ №1
__________________ /СмирноваТ.А./
Приказ № 93 от 27 августа 2024г.
Вводится в действие с 01.09.2024г

Адаптированная рабочая программа по физической культуре,
для обучающегося
с задержкой психического развития
на 2024 – 2025 учебный год

Пелым, 2024

Пояснительная записка
Адаптированная рабочая программа учебного предмета
«Физическая культура» составлена для обучающегося 6 класса с задержкой
психического развития вариант 7.2, в соответствии с требованиями
государственного образовательного стандарта начального общего
образования и на основании следующих нормативно-правовых документов:
1.
2.

Конституция Российской Федерации.
ФЗ РФ «Об образовании в Российской Федерации» № 273-

ФЗ.
3.
ФЗ РФ «О социальной защите инвалидов в Российской
Федерации» от 24 ноября 1995 г. № 181
4.
«О концепции интегрированного обучения лиц с
ограниченными возможностями здоровья (со специальными
образовательными потребностями) Письмо Минобразования РФ от
16.04.2001 № 29/1524-6
5.
«О создании условий для получения образования детьми с
ограниченными возможностями здоровья и детьми-инвалидами»–
Письмо Минобрнауки РФ от 18.04.2008 № АФ-150/06
6.
ФГОС ООО.
7.
Гигиенические требования к условиям обучения в
общеобразовательных учреждениях СанПиН 2.4.2.2821 – 10.
Санитарно-эпидемиологические правила и нормативы СанПиН
2.4.2.3286-15,
утвержденные
постановлением
Главного
государственного санитарного врача РФ от 10.07.2015.
Формирование личности, готовой к активной творческой
самореализации в пространстве общечеловеческой культуры, — главная цель
развития отечественной системы школьного образования. Как следствие,
каждая образовательная область Базисного учебного плана ориентируется на
достижение
этой
главной
цели.
Цель учебного предмета «Физическая культура» - формирование
разносторонне физически развитой личности, способной активно
использовать ценности физической культуры для укрепления и длительного
сохранения собственного здоровья, оптимизации трудовой деятельности и
организации активного отдыха. В основной школе данная цель
конкретизируется: учебный процесс направлен на формирование устойчивых
мотивов и потребностей школьников в бережном отношении к своему
здоровью, целостном развитии физических и психических качеств,
творческом использовании средств физической культуры в организации
здорового образа жизни.

Учебный предмет «Физическая культура» в основной школе
строится так, чтобы были решены следующие задачи:

укрепление здоровья, развитие основных физических
качеств и повышение функциональных возможностей организма;

формирование
культуры
движений,
обогащение
двигательного опыта физическими упражнениями с общеразвивающей
и корригирующей направленностью, техническими действиями и
приемами базовых видов спорта;

освоение знаний о физической культуре и спорте, их
истории и современном развитии, роли в формировании здорового
образа
жизни;
обучение навыкам и умениям в физкультурнооздоровительной
и
спортивно-оздоровительной
деятельности,
самостоятельной организации занятий физическими упражнениями;

воспитание положительных качеств личности, норм
коллективного взаимодействия и сотрудничества в учебной и
соревновательной деятельности.
Ориентируясь на решение задач образования школьников в области
физической культуры, настоящая программа в своем предметном
содержании направлена на:

реализацию принципа вариативности, который лежит в
основе планирования учебного материала в соответствии с
половозрастными особенностями учащихся, материально-технической
оснащенностью учебного процесса (спортивный зал, спортивные
пришкольные
площадки,
стадион,
бассейн),
региональными
климатическими условиями и видом учебного учреждения (городские,
малокомплектные и сельские школы);

реализацию принципа достаточности и сообразности,
определяющего распределение учебного материала в конструкции
основных компонентов двигательной (физкультурной) деятельности,
особенностей формирования познавательной и предметной активности
учащихся;

соблюдение дидактических правил от известного к
неизвестному и от простого к сложному, которые лежат в основе
планирования учебного содержания в логике поэтапного его освоения,
перевода учебных знаний в практические навыки и умения, в том числе
и в самостоятельной деятельности;

расширение межпредметных связей, ориентирующих
учителя во время планирования учебного материала на то, чтобы
учитывать задачу формирования целостного мировоззрения учащихся,
всестороннее раскрытие взаимосвязи и взаимообусловленности
изучаемых явлений и процессов;


усиление оздоровительного эффекта, достигаемого в ходе
активного использования школьниками освоенных знаний, способов и
физических
упражнений
в
физкультурно-оздоровительных
мероприятиях, режиме дня, самостоятельных занятиях физическими
упражнениями.
Обучающиеся с ЗПР — это дети, имеющее недостатки в
психологическом развитии, подтвержденные ПМПК и препятствующие
получению образования без создания специальных условий. Все
обучающиеся с задержкой психического развития испытывают в той или иной
степени выраженные затруднения в усвоении учебных программ,
обусловленные
недостаточными
познавательными
способностями
(отмечаются нарушения внимания, памяти, в том числе, и двигательной,
восприятия и др. познавательных процессов, умственной работоспособности),
замедленным темпом либо неравномерным становлением познавательной
деятельности, трудностями произвольной саморегуляции и самоконтроля,
нарушениями в организации и целенаправленности деятельности или
поведения, специфическими расстройствами психологического развития
(школьных навыков, речи и др.). Достаточно часто у обучающихся отмечаются
нарушения речевой и общей моторики, зрительного восприятия и
пространственной ориентировки, умственной работоспособности и
эмоциональной сферы. Обучаемость удовлетворительная, но часто
избирательная и неустойчивая, зависящая от уровня сложности и
субъективной - привлекательности вида деятельности, а также от актуального
эмоционального состояния.
Данная рабочая программа по физической культуре для обучающихся с
задержкой психического развития направлена на укрепление здоровья детей,
совершенствование их физического развития, формирование у них общей
культуры, обеспечивающей разностороннее развитие их личности в
соответствии с принятыми нравственными и социокультурными ценностями,
овладение учебной деятельностью — усвоение определённых знаний по
физической культуре и охране здоровья, двигательных умений и навыков,
формирование приёмов деятельности, необходимых для коррекции
недостатков развития детей, испытывающих трудности в процессе обучения.
Коррекционная
направленность
предмета
заключаются
в
формировании жизненных компетенций:
- исправление недостатков физического и психического развития
посредством специальных упражнений;
- формирование первоначальных умений саморегуляции средствами
физической культуры;
- овладение ребёнком основными представлениями о собственном теле,
возможностях и ограничениях его физических функций, возможностях
компенсации;
- формирование понимания связи телесного самочувствия с
настроением,
собственной
активностью,
самостоятельностью
и
независимостью;


- овладение умениями включаться в занятия, дозировать физическую
нагрузку.
Описание коррекционной направленности (задач) в изучении
данного учебного предмета.
1. Создание для учеников ситуации успеха, сравнение их с самими
собой.
2. Выявление особых образовательных потребностей, обучающихся
с ЗПР, обусловленных структурой и глубиной имеющихся у них
нарушений, недостатками в физическом и психическом развитии.
3. Организация индивидуальных и групповых занятий для детей с
учетом
индивидуальных
и
типологических
особенностей
психофизического
развития
и
индивидуальных
возможностей
обучающихся, разработка и реализация индивидуальных учебных планов
(при необходимости).
4. Формирование интереса к предмету, выработка положительной
мотивации к учебной деятельности
5. Включение в содержание учебного материала информации,
способствующей повышению уровня общего развития.
6. Обучение приемам и способам деятельности с письменной
инструкцией, дидактическими материалами, составлению алгоритма.
7. Формирование навыков самоконтроля, самооценки.
8. Развитие диалогической речи и культуры общения.
9. Коррекция психических функций, направленных на развитие
учеников, с опорой на материал урока.
10.
Охрана психического, физического здоровья учащихся.
11.
Развитие познавательной активности (использование
продуктивных видов деятельности, включение потенциальных и
творческих возможностей ученицы).
12.
Ликвидация пробелов в знаниях, пропедевтика усвоения
нового материала.
13.
Обеспечение эмоционального комфорта, в том числе через
доверительные межличностные отношения.
14.
Контроль за динамикой успешности (не успешности)
учеников.
Коррекционно-развивающие
задания,
формирование (совершенствование):

направленные

на

1. когнитивной деятельности (анализ, синтез, контроль,
самоконтроль)
2. психических процессов (памяти, внимания, восприятия,
воли, воображения, психических состояний, личностных особенностей
3. речевого развития (устная и письменная речь)

Место учебного предмета в учебном плане
Уроки
проводятся
раз
в
месяц.

12

часов

в

год.
Планируемые результаты
Личностные, метапредметные и предметные результаты
освоения учебного предмета
«Результаты освоения содержания предмета «Физическая культура»
определяют те итоговые результаты, которые должны демонстрировать
школьники по завершении обучения в основной школе. Требования к
результатам изучения учебного предмета выполняют двоякую функцию.
Они, с одной стороны, предназначены для оценки успешности овладения
программным содержанием, а с другой стороны, устанавливают
минимальное содержание образования, которое в обязательном порядке
должно быть освоено каждым ребенком, оканчивающим основную школу.
Результаты освоения программного материала по предмету
«Физическая культура» в основной школе оцениваются по трем базовым
уровням, исходя из принципа «общее — частное — конкретное», и
представлены соответственно метапредметными, предметными и
личностными результатами.
Личностные результаты отражаются в индивидуальных
качественных свойствах учащихся, которые приобретаются в процессе
освоения учебного предмета «Физическая культура». Эти качественные
свойства проявляются прежде всего в положительном отношении учащихся
к занятиям двигательной (физкультурной) деятельностью, накоплении
необходимых знаний, а также в умении использовать ценности физической
культуры для удовлетворения индивидуальных интересов и потребностей,
достижения личностно значимых результатов в физическом совершенстве.
Личностные результаты должны отражать:
- воспитание российской гражданской идентичности: патриотизма,
любви и уважения к Отечеству, чувства гордости за свою Родину, прошлое и
настоящее многонационального народа России; знание истории физической
культуры своего народа, своего края как части наследия народов России и
человечества; усвоение гуманистических, демократических и традиционных
ценностей многонационального российского общества;
воспитание чувства ответственности и долга перед Родиной.
- формирование ответственного отношения к учению, готовности и
способности обучающихся к саморазвитию и самообразованию;
формирование целостного мировоззрения, соответствующего современному
уровню развития науки и общественной практики, учитывающего социальное,
культурное, языковое, духовное многообразие современного мира;
- формирование осознанного, уважительною и доброжелательного
отношения к другому человеку, его мнению, мировоззрению, культуре, языку,

вере, гражданской позиции, к истории, культуре, религии, традициям, языкам,
ценностям народов России и народов мира; готовности и способности вести
диалог с другими людьми и достигать в нём взаимопонимания;
- освоение социальных норм, правил поведения, ролей и форм
социальной жизни в группах и сообществах, включая взрослые и социальные
сообщества; участие в школьном самоуправлении и общественной жизни в
пределах возрастных компетенций с учётом региональных, этнокультурных,
социальных и экономических особенностей;
- развитие морального сознания и компетентности в решении моральных
проблем на основе личностного выбора, формирование нравственных чувств
и нравственного поведения, осознанного и ответственного отношения к
собственным поступкам;
- формирование ценности здорового и безопасного образа жизни;
усвоение правил индивидуального и коллективного безопасного поведения в
чрезвычайных ситуациях, угрожающих жизни и здоровью людей, правил
поведения на транспорте и на дорогах;
- осознание значения семьи в жизни человека и общества, принятие
ценности семейной жизни, уважительное и заботливое отношение к членам
своей семьи.
Метапредметные
результаты
характеризуют
уровень
сформированности качественных универсальных способностей учащихся,
проявляющихся в активном применении знаний и умений в познавательной и
предметно-практической деятельности. Приобретенные на базе освоения
содержания предмета «Физическая культура», в единстве с освоением
программного материала других образовательных дисциплин, универсальные
способности потребуются как в рамках образовательного процесса (умение
учиться), так и в реальной повседневной жизни учащихся.
Метапредметные результаты должны отражать:
- умение самостоятельно определять цели своего обучения, ставить и
формулировать для себя новые задачи в учёбе и познавательной деятельности,
развивать мотивы и интересы своей познавательной деятельности;
- умение самостоятельно планировать пути достижения целей, в том
числе альтернативные, осознанно выбирать наиболее эффективные способы
решения учебных и познавательных задач;
- умение соотносить свои действия с планируемыми результатами,
осуществлять контроль своей деятельности в процессе достижения результата,
определять способы действий в рамках предложенных условий и требований,
корректировать свои действия в соответствии с изменяющейся ситуацией;
- умение оценивать правильность выполнения учебной задачи,
собственные возможности её решения;
- владение основами самоконтроля, самооценки, принятия решений и
осуществления осознанного выбора в учебной и познавательной
деятельности;

- умение организовывать учебное сотрудничество и совместную
деятельность с учителем и сверстниками; работать индивидуально и в группе:
находить общее решение и разрешать конфликты на основе согласования
позиций и учёта интересов; формулировать, аргументировать и отстаивать
своё мнение;
Предметные результаты характеризуют опыт учащихся в
творческой двигательной деятельности, который приобретается и
закрепляется в процессе освоения учебного предмета «Физическая культура».
Приобретаемый опыт проявляется в знаниях и способах двигательной
деятельности, умениях творчески их применять при решении практических
задач, связанных с организацией и проведением самостоятельных занятий
физической культурой.
Предметные результаты должны отражать:
1) понимание роли и значения физической культуры в формировании
личностных качеств, в активном включении в здоровый образ жизни,
укреплении и сохранении индивидуального здоровья;
2) овладение системой знаний о физическом совершенствовании
человека, освоение умений отбирать физические упражнения и регулировать
физические нагрузки для самостоятельных систематических занятий с
различной
функциональной
направленностью
(оздоровительной,
тренировочной, коррекционной, рекреативной и лечебной) с учётом
индивидуальных возможностей и особенностей организма, планировать
содержание этих занятий, включать их в режим учебного дня и учебной
недели;
3) приобретение опыта организации самостоятельных систематических
занятий физической культурой с соблюдением правил техники безопасности
и профилактики травматизма; освоение умения оказывать первую помощь при
лёгких травмах;
обогащение опыта совместной деятельности в организации и
проведении занятий физической культурой, форм активного отдыха и досуга;
4) расширение опыта организации и мониторинга физического развития
и физической подготовленности; формирование умения вести наблюдение за
динамикой развития своих основных физических качеств: оценивать текущее
состояние организма и определять тренирующее воздействие на него занятий
физической культурой посредством использования стандартных физических
нагрузок и функциональных проб, определять индивидуальные режимы
физической нагрузки, контролировать направленность её воздействия на
организм во время самостоятельных занятий физическими упражнениями с
разной целевой ориентацией;
5) формирование умений выполнять комплексы общеразвивающих,
оздоровительных
и
корригирующих
упражнений,
учитывающих
индивидуальные способности и особенности, состояние здоровья и режим
учебной деятельности; овладение основами технических действий, приёмами
и физическими упражнениями из базовых видов спорта, умением

использовать их в разнообразных формах игровой и соревновательной
деятельности; расширение двигательного опыта за счёт упражнений,
ориентированных на развитие основных физических качеств, повышение
функциональных возможностей основных систем организма.

Тематическое планирование по физической культуре, 6 класс
№
1
2
3
4
5
6
7
8
9
10
11
12

Тема
Инструктаж по ТБ по легкой атлетике
Метание малого мяча.
Прыжок в длину.
Челночный бег .Инструктаж Т.Б на занятиях
гимнастикой.
Смешанные весы
Инструктаж Т.Б на занятиях лыжной подготовки.
Ступающий и скользящий шаг на лыжах без лыжных
палок
Инструктаж Т.Б на уроках по баскетболу. Стойка и
передвижения игрока. Остановка прыжком.
Т.Б. по волейболу. Стойки игрока. Передвижения в
стойке.
Равномерный бег
Выполнение комплекса ОФП
Строевая подготовка. ОФП.
Строевая подготовка. ОФП.


Наверх
На сайте используются файлы cookie. Продолжая использование сайта, вы соглашаетесь на обработку своих персональных данных. Подробности об обработке ваших данных — в политике конфиденциальности.

Функционал «Мастер заполнения» недоступен с мобильных устройств.
Пожалуйста, воспользуйтесь персональным компьютером для редактирования информации в «Мастере заполнения».