Муниципальное казённое общеобразовательное учреждение средняя общеобразовательная школа №1 п. Пелым РАССМОТРЕНО на педагогическом совете Протокол № 1 от 27 августа 2024г. УТВЕРЖДАЮ Директор МКОУ СОШ №1 __________________ /СмирноваТ.А./ Приказ № 93 от 27 августа 2024г. Вводится в действие с 01.09.2024г РАБОЧАЯ ПРОГРАММА 2024-2025 учебный год Адаптивная физическая культура основное общее образование (для обучающихся с УО) 9 класс Пояснительная записка Рабочая программа учебного предмета «Физическая культура (Адаптивная физическая культура)» для обучающихся 9 класса составлена на основе адаптированной основной общеобразовательной программы образования обучающихся с легкой умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями), которая является учебно-методической документацией, определяющей рекомендуемые федеральным государственным образовательным стандартом объем и содержание образования, планируемые результаты освоения образовательной программы, примерные условия образовательной деятельности. Цель: Всестороннее развитие личности обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) в процессе приобщения их к физической культуре, коррекции недостатков психофизического развития, расширении индивидуальных двигательных возможностей, социальной адаптации Овладение обучающимися способами оздоровления и укрепления организма посредством корригирующих упражнений и закрепление знаний в области гигиены. Задачи: Создать условия для развития физических качеств, укрепление здоровья, расширениефункциональных возможностей организма; Создать условия для воспитания привычки к самостоятельным занятиям физическойкультурой в свободное время; Воспитывать чувства ответственности, дисциплинированности, взаимопомощи; Создать условия для формирования культуры движений, обогащение двигательного опыта физическими упражнениями с общеразвивающей и корригирующей направленностью; Создать условия для формирования потребности к ведению здорового образа жизни. Проводить работу по коррекции недостатков психического и физического развития с учетом возрастных особенностей обучающихся, через: обогащение чувственного опыта; коррекцию и развитие сенсомоторной сферы; Формировать навыки общения, предметно-практической и познавательнойдеятельности. Место предмета в учебном плане Программа рассчитана на 34 часа (1 час в неделю). Срок реализации программы 1 год. Планируемые результаты освоения предмета Освоение АООП обучающимися с легкой умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями), которая создана на основе ФГОС, предполагает достижение ими двух видов результатов: личностных и предметных. В структуре планируемых результатов ведущее место принадлежит личностным результатам, поскольку именно они обеспечивают овладение комплексом социальных (жизненных) компетенций, необходимых для достижения основной цели современного образования — введения обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) в культуру, овладение ими социокультурным опытом. Личностные результаты освоения АООП образования включают индивидуально-личностные качества и социальные (жизненные) компетенции обучающегося, социально значимые ценностные установки. К личностным результатам освоения АООП относятся: 1) осознание себя как гражданина России; формирование чувства гордости за свою Родину; 2) воспитание уважительного отношения к иному мнению, истории и культуре других народов; 3) сформированность адекватных представлений о собственных возможностях, о насущно необходимом жизнеобеспечении; 4) овладение начальными навыками адаптации в динамично изменяющемся и развивающемся мире; 5) овладение социально-бытовыми навыками, используемыми в повседневной жизни; 6) владение навыками коммуникации и принятыми нормами социального взаимодействия; 7) способность к осмыслению социального окружения, своего места в нем, принятие соответствующих возрасту ценностей и социальных ролей; 8) принятие и освоение социальной роли обучающегося, проявление социально значимых мотивов учебной деятельности; 9) сформированность навыков сотрудничества с взрослыми и сверстниками в разных социальных ситуациях; 10) воспитание эстетических потребностей, ценностей и чувств; 11) развитие этических чувств, проявление доброжелательности, эмоционально-нравственной отзывчивости и взаимопомощи, проявление сопереживания к чувствам других людей; 12) сформированность установки на безопасный, здоровый образ жизни, наличие мотивации к творческому труду, работе на результат, бережному отношению к материальным и духовным ценностям; 13) проявление готовности к самостоятельной жизни. Предметные результаты освоения АООП образования включают освоенные обучающимися знания и умения, специфичные для каждой предметной области, готовность их применения. Предметные результаты обучающихся с легкой умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) не являются основным критерием при принятии решения о переводе обучающегося в следующий класс, но рассматриваются как одна из составляющих при оценке итоговых достижений. АООП определяет два уровня овладения предметными результатами: минимальный и достаточный. Минимальный уровень: иметь представления о способах организации и проведения подвижных игр и элементов соревнований со сверстниками, осуществление их объективного судейства. иметь представления о спортивных традициях своего народа и других народов; понимание особенностей известных видов спорта, показывающих человека в различных эмоциональных состояниях; знакомство с правилами, техникой выполнения двигательных действий; иметь представления о бережном обращении с инвентарём и оборудованием, соблюдение требований техники безопасности в процессе участия в физкультурно - спортивных мероприятиях. Достаточный уровень: знать физические упражнения с различной целевой направленностью, их выполнениес заданной дозировкой нагрузки; знать правила бережного обращения с инвентарём и оборудованием; соблюдение требований техники безопасности в процессе участия в физкультурно-спортивных мероприятиях. уметь оказывать посильную помощь и моральную поддержку сверстникам в процессе участия в подвижных играх; знать спортивные традиции своего и других народов; понимать роль физической культуры и значения в жизнедеятельности человека; знать способы использования различного спортивного инвентаря в основных видахдвигательной активности. Содержание учебного предмета № п/п 1 Раздел программы Лёгкая атлетика Основное содержание по темам Формы организации учебных занятий Теоретические сведения. Урок, индивидуальная форма Подготовка суставов и мышечносухожильного аппарата к предстоящей деятельности. Техника безопасности при прыжках в длину. Фазы прыжка в высоту с разбега. Подготовка суставов и мышечносухожильного аппарата к предстоящей деятельности. Техника безопасности при выполнении прыжков в высоту. Практический материал: Ходьба. Ходьба в разном темпе; с изменением направления; ускорением Основные виды деятельности Осваивать технику бега различными способами. Проявлять качества силы, быстроты, координации, выносливости при выполнении беговых упражнений. 2 Гимнастика и акробатика и замедлением; преодолением препятствий и т. п. Бег. Медленный бег с равномерной скоростью. Бег с варьированием скорости. Скоростной бег. Эстафетный бег. Бег с преодолением препятствий. Бег на короткие, средние и длинные дистанции. Кроссовый бег по слабопересеченной местности. Прыжки. Отработка выпрыгивания и спрыгивания с препятствий. Прыжки в длину (способами «оттолкнув ноги», «перешагивание»). Метание. Метание малого мяча на дальность. Метание мяча в вертикальную цель. Метание в движущую цель. Теоретические сведения. Урок, индивидуальная форма Элементарные сведения о передвижениях по ориентирам. Правила поведения на занятиях по гимнастике. Значение утренней гимнастики. Практический материал: Построения и перестроения. Упражнения без предметов (корригирующие и общеразвивающие упражнения): упражнения на дыхание; для развития мышц кистей рук и пальцев; мышц шеи; расслабления мышц; укрепления голеностопных суставов и стоп; укрепления мышц туловища, рук и ног; для формирования и укрепления Развивать физические качества. Осваивать технику упражнений. Проявлять качества силы, координации, выносливости при выполнении гимнастических упражнений. 3 Лыжная подготовка 4 Спортивные игры (волейбол) правильной осанки. Упражнения с предметами: с гимнастическими палками; большими обручами; малыми мячами; большим мячом; набивными мячами; со скакалками; гантелями и штангой; лазанье и перелезание; упражнения на равновесие; опорный прыжок; упражнения для развития пространственно-временной дифференцировки и точности движений; упражнения на преодоление сопротивления; переноска грузов и передача предметов. Инструктаж о правилах поведения и значение занятий лыжным спортом для трудовой деятельности человека. Передвижение по учебному кругу попеременным двушажным ходом и одновременным бесшажным ходом, выполнение подъёма и спуска по склону изученными способами, выполнение поворотов, преодоление дистанции на лыжах изученными способами. Ознакомление с правилами, расстановка игроков на площадке. Стойка игрока и перемещение. Нижняя подача. Приём и передача мяча. Урок, индивидуальная форма Осваивать технику ходьбы на лыжах. Проявлять качества силы, быстроты, координации, выносливости при выполнении упражнений. Урок, индивидуальная форма Описывать разучиваемые технические действия из спортивных игр. Проявлять быстроту и ловкость во время игр. 5 Спортивные игры (баскетбол) Правила игры в баскетбол. Знакомство с правилами поведения на занятиях при обучении баскетболу. Основная стойка; передвижения без мяча вправо, влево, вперед, назад. То же самое с ударами мяча об пол. Ведение мяча на месте и в движении. Останов ка по сигналу учителя. Ловля и передача на месте двумя руками, повороты на месте. Урок, индивидуальная форма Описывать разучиваемые технические действия из спортивных игр. Проявлять быстроту и ловкость во время игр. Календарно-тематическое планирование № п/п Наименование разделов и тем Всего часо в Лёгкая атлетика (9час) 1 Инструктаж по технике безопасности. Бег 30м 1 1 3. Пробегание отрезков 50 м - 100 м с низкого старта (2-3 раза). Бег 100 м, прыжок в длину с места. 4. Метание малого мяча с 4 - 6 шагов разбега. 1 5. Многоскоки с места (7 - 9 прыжков) 1 6 Прыжок в длину с разбега с места отталкивания. 1 7 Прыжок в длину с разбега с места отталкивания. Метание малого мяча с разбега. Развитие скоростно-силовых качеств. Прыжки в длину с места Челночный бег. 1 2. 8 9 1 1 1 Гимнастика и акробатика (7 час) 1 12 Инструктаж по технике безопасности. Основы знаний. Закрепление всех видов перестроений. Общеразвивающие и корригирующие упражнения с предметами. Прыжки со скакалкой. 13 Лазание и перелезание 1 14 Упражнения в равновесии 1 10 11 1 1 Дата План Факт 15 Обучение акробатической комбинации. 16 Преодоление полосы препятствий. 1 Лыжная подготовка (6 час) 1 18 Инструктаж по технике безопасности. Одновременный бесшажный ход. Одновременный одношажный и двушажный ход. 19 Поворот на месте махом назад к наружи. 1 20 1 21 Спуск в средней и высокой стойке со склона, подъём «лесенкой», «ёлочкой» с соблюдением техники безопасности. Поворот на параллельных лыжах при спуске на лыжне. 22 Прохождение на лыжах дистанции до 2-х км (д). 1 17 1 1 Спортивные игры.Волейбол. Баскетбол. (6 час) Инструктаж по технике безопасности. Тактика игры в волейбол. Приём и передача мяча сверху и снизу. Нижняя прямая подача. Верхняя прямая подача. Обучение прямому нападающему удару через сетку. 1 1 27 Техника игры в баскетбол. Передача мяча на месте и в движении. Ведение мяча в низкой, средней, высокой стойке. 28 Бросок мяча с места и в движении после 2-х шагов. 1 23 24 25 26 1 1 1 Легкая атлетика ( 6ч ) 29 Прыжок в высоту с 3-5 шагов разбега. 1 30 Развитие скоростно-силовых качеств. Прыжки в длину с 1 места. 31 Метание малого мяча на дальность. 1 32 Вис (д). 1 33 Подъем туловища из положения лежа, руки за головой за 30 сек Развитие скоростных качеств. Бег 100 м. 1 34 1