Биология 9 класс

Муниципальное казённое общеобразовательное учреждение
средняя общеобразовательная школа №1 п. Пелым
РАССМОТРЕНО
на педагогическом совете
Протокол № 1 от 27 августа 2024г.

УТВЕРЖДАЮ
Директор МКОУ СОШ №1
__________________ /СмирноваТ.А./
Приказ № 93 от 27 августа 2024г.
Вводится в действие с 01.09.2024г

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА
2024-2025 учебный год
Биология
основное общее образование (для обучающихся с УО)
9 класс

п.Пелым
2024 г

Пояснительная записка
Изучение биологического материала в VII-IX классах позволяет решать задачи экологического, эстетического, патриотического,
физического, трудового и полового воспитания обучающихся и подростков.
Знакомство с разнообразием растительного и животного мира должно воспитывать у обучающихся чувство любви к природе и
ответственности за ее сохранность. Учащимся важно понять, что сохранение красоты природы тесно связано с деятельностью человека и
человек - часть природы, его жизнь зависит от нее, и поэтому все обязаны сохранять природу для себя и последующих поколений.
Программа предполагает ведение наблюдений, организацию лабораторных и практических работ, демонстрацию опытов и проведение
экскурсий - всё это даст возможность более целенаправленно способствовать развитию любознательности и повышению интереса к
предмету, а также более эффективно осуществлять коррекцию обучающихся: развивать память и наблюдательность, корригировать
мышление и речь.
В разделе "Человек" (IX класс) человек рассматривается как биосоциальное существо. Основные системы органов человека предлагается
изучать, опираясь на сравнительный анализ жизненных функций важнейших групп растительных и животных организмов (питание и
пищеварение, дыхание, перемещение веществ, выделение, размножение). Это позволит обучающимся с умственной отсталостью
(интеллектуальными нарушениями) воспринимать человека как часть живой природы. За счет некоторого сокращения анатомического и
морфологического материала в программу
включены темы, связанные с сохранением здоровья человека. Обучающиеся знакомятся с распространенными заболеваниями, узнают о
мерах оказания доврачебной помощи. Привитию практических умений по данным вопросам (измерить давление, наложить повязку) следует
уделять больше внимания во внеурочное время.
Основные задачи изучения биологии:
- формировать элементарные научные представления о компонентах живой природы: строении и
жизни растений, животных, организма человека и его здоровье;
- показать практическое применение биологических знаний: учить приемам выращивания и ухода за некоторыми (например, комнатными)
растениями и домашними животными, вырабатывать умения ухода за своим организмом, использовать полученные знания для решения
бытовых, медицинских и экологических проблем;
- формировать навыки правильного поведения в природе, способствовать экологическому, эстетическому, физическому, санитарногигиеническому, половому воспитанию подростков, помочь усвоить правила здорового образа жизни;
- развивать и корригировать познавательную деятельность, учить анализировать, сравнивать природные объекты и явления, подводить к
обобщающим понятиям, понимать причинно-следственные зависимости, расширять лексический запас, развивать связную речь и другие
психические функции;
Место учебной дисциплины в учебном плане

Согласно учебному плану МКОУ СОШ №1 п.Пелым для обучающихся с ограниченными возможностями здоровья (VIII вид)
на изучение биологии в 9 классе отводится 34 ч. в год – 1час в неделю.
Содержание учебного предмета

Введение - 1 час
Место человека среди млекопитающих в живой природе. Значение знаний о своем организме и укреплении здоровья. Заметные черты
сходства и различия в строении тела человека и животных.
Тема 1. Общий обзор организма человека - 2 часа
Общее знакомство с организмом человека. Краткие сведения о клетке и тканях человека. Основные системы органов человека. Органы
опоры и движения, дыхания, кровообращения, пищеварения, выделения, размножения, нервная система, органы чувств. Расположение
внутренних органов в теле человека.
Тема 2. Опора тела и движение - 5 часов
Скелет. Значение опорно-двигательной системы. Состав и строение костей. Скелет человека. Соединения костей. Основные части скелета:
череп, скелет туловища (позвоночник, грудная клетка), кости верхних и нижних конечностей. Первая помощь при ушибах, растяжении
связок, вывихах суставов и переломах костей.
Лабораторная работа №1 Состав костей.
Мышцы. Основные группы мышц в теле человека: мышцы конечностей, мышцы шеи и спины, мышцы груди и живота, мышцы головы и
лица. Работа мышц: сгибание, разгибание, удерживание. Утомление мышц. Влияние физкультуры и спорта на формирование и развитие
мышц. Значение физического труда в правильном формировании опорно-двигательной системы.
Тема 3. Кровь и кровообращение - 5 часов
Кровь, ее состав и значение, плазма крови. Органы кровообращения: кровеносные сосуды и сердце. Большой и малый круги
кровообращения. Внешний вид, величина, положение сердца в грудной клетке. Работа сердца. Пульс. Кровяное давление. Движение крови
по сосудам.
Заболевания сердца (инфаркт, ишемическая болезнь, сердечная недостаточность). Профилактика сердечнососудистых
заболеваний. Первая помощь при кровотечениях. Вредное влияние никотина, спиртных напитков, наркотических средств на
сердечнососудистую систему.
Лабораторная работа №2 Подсчет частоты пульса.

Тема 4. Дыхание - 4 часа
Значение дыхания. Органы дыхания человека: носовая и ротовая полости, гортань, трахея, бронхи, легкие. Голосовой аппарат. Газообмен в
легких и тканях. Гигиена органов дыхания. Передача болезней через воздух (пыль, кашель, чихание). Болезни органов дыхания и их
предупреждение (ОРЗ, гайморит, тонзиллит, бронхит, туберкулез и др.) Влияние никотина на органы дыхания. Гигиенические требования к
составу воздуха в жилых помещениях.
Тема 5. Пищеварение - 5 часов
Значение пищеварения для человека. Питательные вещества и витамины. Органы пищеварения: ротовая полость, пищевод, желудок,
поджелудочная железа, печень, кишечник.
Здоровые зубы — здоровое тело (строение и значение зубов, уход, лечение). Значение
пережевывания пищи. Отделение слюны. Изменение пищи во рту под действием слюны. Глотание. Изменение пищи в желудке.
Пищеварение в кишечнике.
Гигиена питания и предупреждение желудочно-кишечных заболеваний. Значение приготовления
пищи. Заболевания пищеварительной системы и их профилактика (аппендицит, дизентерия, холера, гастрит). Причины и признаки пищевых
отравлений. Влияние вредных привычек на пищеварительную систему. Доврачебная помощь при нарушениях пищеварения.
Лабораторная работа №3 Обнаружение крахмала в хлебе, картофеле. Действие слюны на крахмал.
Тема 6. Почки -2 часа
Органы образования и выделения мочи (почки, мочеточник, мочевой пузырь, мочеиспускательный канал).Внешний вид почек, их
расположение в организме человека. Значение выделения мочи. Предупреждение почечных заболеваний.
Тема 7. Кожа - 3 часа
Кожа и ее роль в жизни человека. Значение кожи для защиты, осязания, выделения пота и жира, терморегуляции. Закаливание организма
(солнечные и воздушные ванны, водные процедуры, влажные обтирания). Кожные заболевания и их профилактика (педикулез, чесотка,
лишай, экзема и др.). Гигиена кожи и гигиенические требования к одежде. Оказание первой помощи при тепловом и солнечном ударах,
термических и химических ожогах, обморожении, поражении электрическим током.
Практическая работа №1. Выполнение различных приемов наложения повязок на условно пораженный участок кожи.
Тема 8. Нервная система - 3 часа
Строение и значение нервной системы (спинной и головной мозг, нервы). Высшая нервная деятельность человека. Гигиена умственного и
физического труда. Отрицательное влияние алкоголя, никотина, наркотических веществ на нервную систему. Сон и его значение.
Тема 9. Органы чувств - 3 часа
Значение органов чувств. Строение, функции и значение органов зрения человека. Болезни органов зрения, их профилактика. Гигиена
зрения. Строение и значение органа слуха. Заболевания органа слуха, предупреждение нарушений слуха. Органы осязания, обоняния, вкуса

(слизистая оболочка языка и полости носа, кожная чувствительность: болевая, температурная и тактильная). Расположение и значение этих
органов.
Тема 10.Охрана здоровья человека в Российской Федерации - 2 часа
Система здравоохранения в РФ. Мероприятия, осуществляемые в нашей стране по охране труда. Организация отдыха. Медицинская
помощь. Социальное обеспечение по старости, болезни и потере трудоспособности.
Планируемые результаты освоения курса:
К личностным результатам освоения АООП относятся:
1) осознание себя как гражданина России; формирование чувства гордости за свою Родину;
2) воспитание уважительного отношения к иному мнению, истории и культуре других народов;
3) сформированность адекватных представлений о собственных возможностях, о насущно необходимом жизнеобеспечении;
4) овладение начальными навыками адаптации в динамично изменяющемся и развивающемся мире;
5) овладение социально-бытовыми навыками, используемыми в повседневной жизни;
6) владение навыками коммуникации и принятыми нормами социального взаимодействия;
7) способность к осмыслению социального окружения, своего места в нем, принятие соответствующих возрасту ценностей и социальных
ролей;
8) принятие и освоение социальной роли обучающегося, проявление социально значимых мотивов учебной деятельности;
9) сформированность навыков сотрудничества с взрослыми и сверстниками в разных социальных ситуациях;
10) воспитание эстетических потребностей, ценностей и чувств;
11) развитие этических чувств, проявление доброжелательности, эмоционально-нравственной отзывчивости и взаимопомощи, проявление
сопереживания к чувствам других людей;
12) сформированность установки на безопасный, здоровый образ жизни, наличие мотивации к творческому труду, работе на результат,
бережному отношению к материальным и духовным ценностям;
13) проявление готовности к самостоятельной жизни.
Минимальный и достаточный уровни усвоения предметных результатов
Минимальный уровень:
- представление об объектах организма человека;
- узнавание и различение изученных объектов в окружающем мире, моделях, фотографиях, рисунках;
- знание правил поведения в природе, техники безопасности, здорового образа жизни в объеме программы;
- выполнение совместно с учителем практических работ, предусмотренных программой;
- описание особенностей состояния своего организма;

- знание названий специализации врачей;
- применение полученных знаний и сформированных умений в бытовых ситуациях (измерение температуры тела, правила
первой доврачебной помощи).
Достаточный уровень:
- знание названий, элементарных функций и расположения основных органов в организме человека;
- знание способов самонаблюдения, описание особенностей своего состояния, самочувствия, знание
основных показателей своего организма (группа крови, состояние зрения, слуха, норму температуры тела,
кровяного давления);
- знание правил здорового образа жизни и безопасного поведения, использование их для объяснения
новых ситуаций;
- выполнение практических работ самостоятельно или при предварительной (ориентировочной)
помощи педагогического работника (измерение температуры тела, оказание доврачебной помощи при
вывихах, порезах, кровотечении, ожогах);
- владение сформированными знаниями и умениями в учебных, учебно-бытовых и учебно-трудовых
ситуациях.

№
п/п

Учебно-тематический план, включающий практическую часть программы
Наименование разделов и тем
Количество часов на Лабораторные работы
раздел

1.
2.

Введение.
Тема 1. Общий обзор организма человека.

1
2

3.

Тема 2. Опора и движение

5

4.
5.
6.
7.

Тема 3. Кровь и кровообращение.
Тема 4. Дыхание.
Тема 5. Пищеварение.
Тема 6. Почки.

5
4
5
2

Л.р. № 1

8.

Тема 7. Кожа.

3

Пр.р. № 1

Л.р. № 2

9.

Тема 8. Нервная система.

3

10.

Тема 9. Органы чувств.

3

11.

Тема 10. Охрана здоровья человека в Российской 1
Федерации.
Всего:
34

Л.р.-2, пр.р. -1

Календарно-тематическое планирование
№

Название раздела,
тема урока

п/п

Дата

Кол-во часов
план

Введение.
1.

1 ч.

Место человека среди млекопитающих.
Тема 1. Общий обзор организма человека.

2.

Организм человека. Строение клеток и тканей организма

3.

Органы и системы органов человека.
Тема 2. Опора и движение.

4.

Опорно-двигательная система. Скелет человека. Его значение.
Основные части скелета

5.

Состав и строение костей.

2 ч.

5 ч.

факт

6.

Первая помощь при растяжении связок, переломах костей, вывихах
суставов.

7.

Значение и строение мышц. Основные группы мышц человека

8.

Роль физических упражнений для правильного формирования
скелета и мышц.
Тема 3. Кровь и кровообращение.

9.

Значение крови и кровообращения. Состав крови.

10.

Органы кровообращения . Сосуды.

11.

Большой и малый круги кровообращения.

12.

Сердце и его работа.
Лаб. работа №1 Подсчет частоты пульса.

13.

Предупреждение сердечно-сосудистых заболевании. Первая
помощь при кровотечениях
Тема 4. Дыхание.

14.

Органы дыхания.

15.

Строение лёгких. Газообмен в лёгких и тканях.

16.

Болезни органов дыхания и их предупреждение.

17.

Гигиена органов дыхания. Необходимость чистого воздуха для
дыхания.
Тема 5. Пищеварение.

5 ч.

4 ч.

5 ч.

18.

Пищеварительная система. Значение питания. Пищевые продукты

19.

Питательные вещества и витамины.

20.

Органы пищеварения.

21.

Пищеварение в ротовой полости, желудке, кишечнике.
Лаб. р. №2 Обнаружение крахмала в хлебе, картофеле. Действие
слюны на крахмал.

22.

Гигиена питания и предупреждение желудочно-кишечных
заболеваний.
Тема 6. Почки.

23.

Почки – органы выделения.

24.

Предупреждение почечных заболеваний.

Тема 7. Кожа.
25.

Значение и строение кожи.

2 ч.

3 ч.

26.

Гигиена кожи и гигиенические требования к одежде. Пр. р. №1
Выполнение различных приемов наложения повязок на условно
пораженный участок кожи.

27.

Первая помощь при тепловых и солнечных ударах, ожогах и
обморожении.

Тема 8. Нервная система.
28.

Строение и значение нервной системы.

29.

Гигиена умственного труда. Режим дня.

30.

Сон и его значение.
Тема 9. Органы чувств.

31.

Значение органов чувств.

32.

Строение, функции, гигиена органа зрения.

33.

Строение органа слуха. Гигиена слуха.

3 ч.

3 ч.

Тема 10. Охрана здоровья человека в Российской Федерации.

34

1ч.

Охрана здоровья человека.

Список используемой литературы
-Биология. Человек 9 класс. Учебник для общеобразовательных организаций, реализующих адаптированные основные общеобразовательные
программы / Е.Н.Соломина, Т.В.Шевырёва. – 10-е изд. – М.: Просвещение, 2019. – 239с.
- Биология. Человек 9 класс. Рабочая тетрадь. Учебное пособие для общеобразовательных организаций, реализующих адаптированные
основные общеобразовательные программы / Е.Н.Соломина, Т.В.Шевырёва. – 9-е изд. – М.: Просвещение, 2024.


Наверх
На сайте используются файлы cookie. Продолжая использование сайта, вы соглашаетесь на обработку своих персональных данных. Подробности об обработке ваших данных — в политике конфиденциальности.

Функционал «Мастер заполнения» недоступен с мобильных устройств.
Пожалуйста, воспользуйтесь персональным компьютером для редактирования информации в «Мастере заполнения».