География 9 класс

Муниципальное казённое общеобразовательное учреждение
средняя общеобразовательная школа №1 п. Пелым
РАССМОТРЕНО
на педагогическом совете
Протокол № 1 от 27 августа 2024г.

УТВЕРЖДАЮ
Директор МКОУ СОШ №1
__________________ /СмирноваТ.А./
Приказ № 93 от 27 августа 2024г.
Вводится в действие с 01.09.2024г

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА
2024-2025 учебный год
География
основное общее образование (для обучающихся с УО)
9 класс

ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА

География синтезирует многие компоненты общественно-научного и естественно-научного
знания. Вследствие этого содержание разных разделов курса географии, насыщенное
экологическими, этнографическими, социальными, экономическими аспектами, становится тем
звеном, которое помогает учащимся осознать тесную взаимосвязь естественных и
общественных дисциплин, природы и общества в целом. В этом проявляется образовательное,
развивающее и воспитательное значение географии.
Основная цель обучения географии - сформировать у обучающихся с умственной
отсталостью (интеллектуальными нарушениями) умение использовать географические знания
и умения в повседневной жизни для объяснения, оценки разнообразных природных, социальноэкономических и экологических процессов и явлений, адаптации к условиям окружающей
среды и обеспечения безопасности жизнедеятельности, экологически сообразного поведения в
окружающей среде.
Задачами изучения географии являются:
-формирование представлений о географии и ее роли в понимании природных и социальноэкономических процессов и их взаимосвязей;
-формирование представлений об особенностях природы, жизни, культуры и хозяйственной
деятельности людей, экологических проблемах России, разных материков и отдельных стран;
-формирование умения выделять, описывать и объяснять существенные признаки
географических объектов и явлений;
-формирование умений и навыков использования географических знаний в повседневной
жизни для объяснения явлений и процессов, адаптации к условиям территории проживания,
соблюдения мер безопасности в случаях стихийных бедствий и техногенных катастроф;
-овладение основами картографической грамотности и использование элементарных
практических умений и приемов использования географической карты для получения
географической информации;
-формирование умения вести наблюдения за объектами, процессами и явлениями
географической среды, их изменениями в результате природных и антропогенных воздействий.
Место учебной дисциплины в учебном плане
Согласно учебному плану МКОУ СОШ №1 п.Пелым для обучающихся с ограниченными
возможностями здоровья (VIII вид) на изучение географии в 9 классе отводится 34 ч. в год –
1час в неделю.

Результаты освоения обучающимися с умственной отсталостью (интеллектуальными
нарушениями) программы оцениваются как итоговые на момент завершения общего
образования. Освоение обучающимися программы предполагает достижение ими двух видов
результатов: личностных и предметных.
В структуре планируемых результатов ведущее место принадлежит личностным
результатам, поскольку именно они обеспечивают овладение комплексом социальных
(жизненных) компетенций, необходимых для достижения основной цели современного
образования ― введения обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными
нарушениями) в культуру, овладение ими социокультурным опытом.
Личностные результаты освоения адаптированной программы включают
индивидуально-личностные качества и социальные (жизненные) компетенции обучающегося,
социально значимые ценностные установки.
К личностные результатам освоения относятся:
1) осознание себя как гражданина России; формирование чувства гордости за свою
Родину;
2) формирование уважительного отношения к иному мнению, истории и культуре других
народов;
3) развитие адекватных представлений о собственных возможностях, о насущно
необходимом жизнеобеспечении;
4) овладение начальными навыками адаптации в динамично изменяющемся и
развивающемся мире;
5) овладение социально бытовыми умениями, используемыми в повседневной жизни;
6) владение навыками коммуникации и принятыми нормами социального взаимодействия;
7) способность к осмыслению социального окружения, своего места в нем, принятие
соответствующих возрасту ценностей и социальных ролей;
8) принятие и освоение социальной роли обучающегося, формирование и развитие
социально значимых мотивов учебной деятельности;
9) развитие навыков сотрудничества с взрослыми и сверстниками в разных социальных
ситуациях;
10) формирование эстетических потребностей, ценностей и чувств;
11) развитие этических чувств, доброжелательности и эмоционально-нравственной
отзывчивости, понимания и сопереживания чувствам других людей;
12) формирование установки на безопасный, здоровый образ жизни, наличие мотивации к
творческому труду, работе на результат, бережному отношению к материальным и духовным
ценностям;
13) формирование готовности к самостоятельной жизни.
Предметные результаты:
Адаптированная программа определяет два уровня овладения предметными результатами:
минимальный и достаточный. Достаточный уровень освоения предметных результатов не
является обязательным для всех обучающихся.
Минимальный уровень является обязательным для большинства обучающихся с
умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями). Вместе с тем, отсутствие
достижения этого уровня отдельными обучающимися по отдельным предметам не является
препятствием к продолжению образования по варианту программы.
Минимальный и достаточный уровни усвоения предметных результатов по отдельным
учебным предметам на конец обучения.
Минимальный уровень:
1)иметь представления об особенностях природы, жизни, культуры и хозяйственной
деятельности людей, экологических проблемах России, разных материков и отдельных стран;
2)уметь выделять, описывать и объяснять существенные признаки географических
объектов и явлений;
3)сравнивать географические объекты, факты, явления, события по заданным критериям;
4)уметь использовать географические знания в повседневной жизни для объяснения
явлений и процессов, адаптации к условиям территории проживания, соблюдения мер
безопасности в случаях стихийных бедствий и техногенных катастроф.
Достаточный уровень:
1)уметь применять элементарные практические умения и приемы работы с
географической картой для получения географической информации;

2)уметь вести наблюдения за объектами, процессами и явлениями географической среды,
оценивать их изменения в результате природных и антропогенных воздействий;
3)уметь находить в различных источниках и анализировать географическую информацию;
4)уметь применять приборы и инструменты для определения количественных и
качественных характеристик компонентов природы;
5)уметь называть и показывать на иллюстрациях изученные культурные и исторические
памятники своей области.
Содержание учебного курса
Государства Евразии
Политическая карта Евразии.
Европа
Западная Европа.
Великобритания (Соединенное Королевство Великобритании и Северной Ирландии).
Франция (Французская Республика). Германия (Федеративная Республика Германия).
Австрия (Австрийская Республика). Швейцария (Швейцарская Конфедерация).
Южная Европа.
Испания. Португалия (Португальская Республика). Италия (Итальянская
Республика).Греция (Греческая Республика).
Северная
Европа.
Норвегия
(Королевство
Норвегия).
Швеция
(Королевство
Швеция).Финляндия (Финляндская Республика).
Восточная Европа.
Польша (Республика Польша). Чехия (Чешская Республика). Словакия (Словацкая
Республика).Венгрия (Венгерская Республика). Румыния (Республика Румыния). Болгария
(Республика Болгария).Сербия .Черногория. Эстония (Эстонская Республика) Латвия
(Латвийская Республика).Литва (Литовская Республика).Белоруссия (Республика
Беларусь). Украина. Молдавия (Республика Молдова).
Страны Азии
Центральная Азия.
Казахстан (Республика Казахстан).Узбекистан (Республика Узбекистан).Туркмения
(Туркменистан).Киргизия (Кыргызстан). Таджикистан (Республика Таджикистан).
Юго-Западная Азия.
Грузия (Республика Грузия). Азербайджан (Азербайджанская Республика). Армения
(Республика Армения). Турция (Республика Турция). Ирак (Республика Ирак). Иран
(Исламская Республика Иран). Афганистан (Исламское Государство Афганистан).
Южная Азия
Индия (Республика Индия).
Восточная Азия
Китай (Китайская Народная Республика). Монголия (Монгольская Народная
Республика). Корея (Корейская Народно-Демократическая Республика и Республика
Корея). Япония.
Юго-Восточная Азия
Таиланд (Королевство Таиланд). Вьетнам (Социалистическая Республика Вьетнам).
Индонезия ( Республика Индонезия) или другие страны по выбору учителя.
Россия
Россия (Российская Федерация) — крупнейшее государство Евразии. Административное
деление России. Столица, крупные города России. Обобщающий урок.
Практические работы
Обозначение на контурной карте государств Евразии, их столиц и изученных городов.
Нанесение границы Европы и Азии. Составление альбома «По странам и континентам».
Свой край
История возникновения нашего края. Географическое положение. Границы. Рельеф.
Климат. Предсказание погоды по местным признакам. Народные приметы. Полезные
ископаемые и почвы. Реки, пруды, озера, каналы. Водоснабжение питьевой водой.
Охрана водоемов.
Растительный мир (деревья, кустарники, травы, цветочно-декоративные растения, грибы,
орехи, ягоды, лекарственные растения). Красная книга. Охрана растительного мира.

Животный мир нашей местности. (Хищные и травоядные, дикие и сельскохозяйственные
животные, птицы, рыбы, земноводные, насекомые). Вред природе, наносимый
браконьерами. Красная книга. Охрана животных. Помощь зимующим птицам.
Заповедники, заказники. Население нашего края (области). Национальный состав.
Обычаи, традиции, костюмы, фольклорные песни и танцы, национальная кухня.
Промышленность. Ближайшее промышленное предприятие, где могут работать
выпускники школы. Сельское хозяйство (специализация : растениеводство,
животноводство, бахчеводство и т.п.). Транспорт (наземный, железнодорожный,
авиационный, речной). Архитектурно-исторические и культурные памятники нашего
края. Наш город (поселок, деревня). Обобщающий урок «Моя малая Родина».
Практические работы
На карте своей области обозначить условными знаками, вырезанными из картона,
месторождения полезных ископаемых, цветными кружками — областной и районные
центры. Обозначить на контурной карте России свою область. К карте своей области
прикрепить контуры наиболее распространенных растений и животных, отметить
заповедные места. Зарисовать и подписать растения и животных, занесенных в Красную
книгу области. Записать в тетрадь названия местных водоемов, форм земной поверхности,
фамилии известных людей края.
Учебно-тематический план
№
1
2
3
4
5
6
7
8
9
10
11
12

Тема
Введение
Западная Европа
Южная Европа
Северная Европа
Восточная Европа
Центральная Азия
Юго-Западная Азия
Южная Азия
Восточная Азия
Юго-Восточная Азия
Россия
Свой край
Резерв
Итого

Количество часов
1
3
2
2
4
3
2
1
3
2
3
7
1
34

Календарно - тематическое планирование
№
урока
1
2
3
4
5
6
7
8
9
10
11
12

Тема урока

Введение. Политическая карта Евразии. Государства Евразии.
Европа. Западная Европа Великобритания
Франция
Германия. Австрия. Швейцария
Южная Европа. Испания. Португалия. Греция.
Италия
Северная Европа. Норвегия.
Швеция. Финляндия.
Восточная Европа. Польша. Чехия. Словакия. Венгрия.
Румыния. Болгария. Сербия и Черногория
Эстония. Латвия. Литва.
Белоруссия. Украина. Молдавия. Практическая работа №1
«Обозначение на к/к государств Европы, их столиц»

Дата

13
14
15
16
17
18
19

Азия. Центральная Азия Казахстан. Узбекистан.
Туркмения. Киргизия. Таджикистан.
Юго-Западная Азия. Грузия. Азербайджан. Армения.
Турция. Ирак. Иран. Афганистан.
Южная Азия. Индия:
Восточная Азия. Китай
Монголия. Корейская Народно-демократическая Республика.
Республика Корея.
Япония
Юго-Восточная Азия. Таиланд. Вьетнам Индонезия.
Повторение темы: «Азия» Практическая работа №2
«Обозначение на к/к государств Азии, ихСтолиц»
Россия. Границы России. Россия - крупнейшее государство
Евразии.Практическая работа №3 «Обозначить на к/к границы
России»
Административное деление России. Столица, крупные города
России.
Численность и национальный состав населения России.
Свой край. Положение на карте Свердловской области. Границы.
Практическая работа №4 «ГП Свердловской области»
Рельеф и полезные ископаемые.
Климат. Предсказание погоды по местным признакам.
Воды. Почва. Растительный и животный мир
Население
Хозяйство
Транспорт
Повторение темы: «Свой край»
Резерв времени Повторение темы: Европа.

Пере
чень
учеб
номето
23
диче
ских
сред
24
ств:
1.
25
Геог
26
рафи
я. 9
27
класс
:
28
учеб
29
ник
30
для
31
обще
32
образ
33
овате
34
льны
х организаций, реализующих адаптированные основные общеобразовательные программы: с
приложением/ Т.М.Лифанова, Е.Н.Соломина. – 13-е изд. – М. : Просвещение, 2019.
2. Рабочая тетрадь по географии. Т.М.Лифанова, Просвещение, 2024г.
20
21
22

Перечень учебно-методических средств:
1. География. 8 класс: учебник для общеобразовательных организаций, реализующих
адаптированные основные общеобразовательные программы: с приложением/
Т.М.Лифанова, Е.Н.Соломина. – 9-е изд. – М. : Просвещение, 2017.
2. Рабочая тетрадь по географии. Т.М.Лифанова, Просвещение, 2023г.


Наверх
На сайте используются файлы cookie. Продолжая использование сайта, вы соглашаетесь на обработку своих персональных данных. Подробности об обработке ваших данных — в политике конфиденциальности.

Функционал «Мастер заполнения» недоступен с мобильных устройств.
Пожалуйста, воспользуйтесь персональным компьютером для редактирования информации в «Мастере заполнения».