Муниципальное казённое общеобразовательное учреждение средняя общеобразовательная школа №1 п. Пелым РАССМОТРЕНО на педагогическом совете Протокол № 1 от 27 августа 2024г. УТВЕРЖДАЮ Директор МКОУ СОШ №1 __________________ /СмирноваТ.А./ Приказ № 93 от 27 августа 2024г. Вводится в действие с 01.09.2024г РАБОЧАЯ ПРОГРАММА 2024-2025 учебный год История Отечества основное общее образование (для обучающихся с УО) 9 класс п. Пелым 2024 г. Пояснительная записка Предмет "История Отечества" играет важную роль в процессе развития и воспитания личности обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями), формирования гражданской позиции обучающихся, воспитания их в духе патриотизма и уважения к своей Родине, ее историческому прошлому. Основные цели изучения данного предмета "История Отечества": - формирование нравственного сознания развивающейся личности обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями), способных к определению своих ценностных приоритетов на основе осмысления исторического опыта своей страны; - развитие умения применять исторические знания в учебной и социальной деятельности; - развитие нарушенных при умственной отсталости высших психических функций. Достижение этих целей будет способствовать социализации обучающихся с интеллектуальным недоразвитием. Основные задачи изучения предмета: - овладение обучающимися знаниями о выдающихся событиях и деятелях отечественной истории; - формирование у обучающихся представлений о жизни, быте, труде людей в разные исторические эпохи; - формирование представлений о развитии российской культуры, ее выдающихся достижениях, памятниках; -формирование представлений о постоянном развитии общества, связи прошлого и настоящего; - усвоение обучающимися терминов и понятий, знание которых необходимо для понимания хода развития истории; - формирование интереса к истории как части общечеловеческой культуры, средству познания мира и самопознания; - формирование у обучающихся умений применять исторические знания для осмысления сущности современных общественных явлений, в общении с другими людьми в современном поликультурном, полиэтническом и многоконфессиональном обществе; - воспитание обучающихся в духе патриотизма, уважения к своему Отечеству; - воспитание гражданственности и толерантности; - коррекция и развитие познавательных психических процессов. Планируемые результаты Личностные результаты: обучающиеся должны уметь: - работать с картой; - высказывать своё отношение к изучаемым событиям; - принимать участие в обсуждении вопросов на уроке; - составлять краткие рассказы-описания к иллюстрациям в учебнике, раскрывать в устной речи эмоциональную составляющую изображений; - объяснять значения новых слов и понятий, использовать их в ответах, рассказах, описаниях; - самостоятельно делать выводы. Предметные результаты: Предметные результаты обучения включают освоенные обучающимися знания и умения, готовность к их практическому применению. Программа определяет два уровня овладения предметными результатами: достаточный уровень и минимальный. Достаточный уровень освоения предметных результатов не является обязательным для всех обучающихся. Минимальный уровень является обязательным для всех обучающихся с интеллектуальными нарушениями. Достаточный уровень Учащиеся должны знать: - наиболее яркие события XX – XXI века, исторических персонажей; - имена первых героев космоса, главных персонажей политической жизни СССР, имена предыдущих президентов и действующего президента, известных писателей, художников, деятелей науки (на основе межпредметных связей). Учащиеся должны уметь: • объяснять причины: - начала революции; - образования многочисленных политических партий, их соперничества за власть; - начала гражданской войны и интервенции; - введения нэпа; • объяснять: - предпосылки и причины Великой Отечественной войны (1941-1945); - причины неудач Красной армии в начальный период войны; - меры советского правительства против военной агрессии Германии; • описывать в устной речи портреты исторических деятелей, военачальников, героев фронта и тыла, приводить примеры из литературных произведений; • показывать на карте места военных событий и фронтовой славы советских войск; причины снижения уровня развития экономики, неравномерности ее развития по следующим ключевым явлениям истории начала XX в.: • по вопросам учителя обобщать политические и экономические итоги Великой Отечественной войны, их последствия для мирового сообщества; • знать даты начального периода войны, битвы за Москву, Сталинград, даты переломных событий войны (Курск, Ленинград и др.); • ориентироваться в: - основных направлениях восстановления и развития народного хозяйства СССР после 1945 г.; - причинах усиления идеологического воздействия культа Сталина и Коммунистической партии на все сферы жизни человека; - причинах холодной войны и гонки вооружений; - положении СССР на международной арене; • объяснять по вопросам учителя причины развенчания культа Сталина, начала «оттепели», противоречивого характера преобразований, частой смены власти после Н. С. Хрущёва; • объяснять по вопросам учителя причины кризисных явлений в экономике, социальной сфере, внешней политике СССР, приведшие к перестроечным процессам, их положительные и отрицательные результаты. Минимальный уровень При оценке знаний предполагается сведений по сравнению с 1-м уровнем, используются опорные вопросы к содержанию тем, при ответах учащиеся могут опираться на тематический план к рассказу, использовать образцы слов и выражений. Учитель использует средства наглядности для пояснительных и описательных рассказов. Учащиеся должны знать: значение словарных слов и ключевых понятий; историю возникновения государства, его структуру и функцию; важные исторические факты и события из истории нашей страны; названия крупных городов России; основные этапы развития Российского государства в XX – начале XXI века. Обучающиеся должны уметь: объяснять значение слов и основных исторических понятий по каждой теме; по вопросам учителя устанавливать причинно-следственные связи в важных общественных явлений; называть фамилии политических деятелей XX – начала XXI века; называть фамилии выдающихся деятелей науки и культуры XX – начала XXI века; читать короткие отрывки из произведений писателей XX в.; объяснять смысл прочитанного. Содержание курса Глава 1. Великая российская революция и Гражданская война Тема 1. Великая российская революция: февраль. Предпосылки возникновения новой социальной системы (повторение). Падение монархии. Основные политические партии в 1917 г. Тема 2. Великая российская революция: октябрь. Партия большевиков, ее влияние на общественную и политическую жизнь государства. Программа большевиков. Неудачи Временного правительства. Поход на Петроград Лавра Георгиевича Корнилова. Захват власти большевиками. II Всероссийский съезд Советов рабочих и солдатских депутатов. Первые декреты «О мире», «О земле». Тема 3. Установление советской власти. Установление советской власти на основной территории бывшей империи. Созыв и роспуск Учредительного собрания. Конституция РСФСР. Брестский мир. Экономическая политика большевиков. Судьба царской семьи. Церковь и государство. Тема 4. Гражданская война 1918-1920 гг. Причины Гражданской войны. Политика «военного коммунизма». Белая Армия. Рабоче-крестьянская Красная армия и Рабоче-крестьянского социалистического Красного флота. Ход гражданской войны. Окончание Гражданской войны. Эмиграция. Итоги Гражданской войны. Образование и культура в период Гражданской войны. Борьба красных и белых на Северном Кавказе и в Закавказье, на Украине, в Крыму, на Урале. СЛОВАРЬ: Красная армия, белая армия, Гражданская война, национализация, эмиграция. Глава 2. Советское государство в 1920-1930-е годы Тема 1. Советская Россия в первой половине 1920-х годов «Малая гражданская война». Восстание в Кронштадте. Отношения РСФСР со странами Европы. Тема 2. Новая экономическая политика (НЭП) Новая экономическая политика 1921—1929 гг.: отмена продразверстки и замена ее продналогом, денежное обложение деревни, легализация рыночных отношений на селе. Финансовая реформа 1922-1924 гг. Промышленное производство в период нэпа. План электрификации РСФСР. Итоги нэпа. М.Н. Тухачевский. Л.Д. Троцкий. Тема 3. Образование Союза Советских Социалистических Республик Болезнь и смерть В.И. Ленина. Личность И.В. Сталина, его приход к власти. Создание пионерской и комсомольской организаций. Объединение советских республик. Национально-государственное устройство СССР в 1920-е гг. Смерть В.И. Ленина. СЛОВАРЬ: социализм, советская власть, СССР, нэп. Тема 4. Индустриализация в СССР Предпосылки индустриализации. Первая пятилетка (1928-1932гг): ускоренное развитие промышленности. Коллективизация сельского хозяйства (колхозы). Итоги коллективизации. Вторая пятилетка (1933-1937гг). Конституция 1936 г. Тема 5. СССР накануне Второй мировой войны. Экономический подъем в годы первых пятилеток. Система ГУЛАГ. Советское общество в 1930-е гг. Образование и культура в 1930-е гг. М. Горький. М.А. Шолохов. Ситуация в мире в 1930-е гг. Возникновение и развитие в центре Европы военной машины Германии, ее бурный экономический, технический рост, стремление к насильственному переделу территорий и сфер влияния. Приход к власти в Германии А. Гитлера, идеи мирового господства. Блок фашистских государств: Германия, Италия, Япония. Положение на Дальнем Востоке. Внешняя политика СССР накануне Второй мировой войны. Герои первых пятилеток: А. Стаханов. Вклад в мировую литературу: Нобелевская премия. Новая советская школа: педагог Макаренко А.С. Развитие спорта. СЛОВАРЬ: фашистское государство, Лига Наций, Европа, переговоры. Глава 3. СССР в Великой отечественной войне. Тема 1. Накануне Великой отечественной войны Нападение гитлеровской армии на Польшу (1.09.39 г.). Действия СССР в начале Второй мировой войны. Отказ Финляндии от подписания договора об изменении ее границ с СССР. «Зимняя» война 1939—1940 гг. Реорганизация Красной Армии, укрепление обороноспособности страны. Ослабление Красной армии и флота из-за репрессий высшего командного состава. Тема 2. Начало Великой Отечественной войны. (июнь-1941-осень 1942гг.) 22 июня 1941 г. — начало Великой Отечественной войны. Первые дни войны. Реакция запада на начало великой Отечественной войны. Заявление президентов США и Англии о поддержке Советского Союза в войне против Германии, создание антигитлеровской коалиции государств. Оборона Москвы. Разгром фашистов под Москвой — первая значительная победа Красной армии в Великой Отечественной войне. Герои первых военных дней: защитники брестской крепости. Подвиг Н. Гастелло и В. Талалихина. Блокада Ленинграда. Тема3. Все для фронта, все для победы! Перестройка экономики страны на военные нужды. Эвакуация предприятий из европейской части страны на восток. Разработка и внедрение новых видов вооружений. Всесоюзная кампания по сбору средств и пожертвований в фонд обороны. Трудовой героизм народа: 11-часовой рабочий день, отмена отпусков, овладение смежными профессиями, жизнь во имя победы. Наука и образование. Партизанская война и подпольное движение: создание на оккупированных территориях подполья, сопротивление в тылу врага: рейды, диверсии, создание партизанского движения. «Молодая гвардия», Методы партизанской войны, координация действий партизанских соединений, создание Центрального штаба партизанского движения. Мастера культуры – фронту. Тема 4. Коренной перелом в ходе войны (осень1942-1943гг) Планы немцев по захвату нефтяных районов Кавказа, плодородных областей юга России. Неудачи советских войск в Крыму. Оборона Севастополя. Сталинградская битва. Битва на курской дуге. Битва за Днепр. Битва на Северном Кавказе. Тегеранская конференция. Приказ Верховного Главнокомандующего И.В. Сталина № 227 от 28 июля 1942 г. «Ни шагу назад!». Зверства фашистов на оккупированных территориях (судьба белорусской деревни Хатынь). Массовые уничтожения евреев на территории СССР и других европейских стран. Блокада Ленинграда и ее последствия. СЛОВАРЬ: блокада, осадное положение, резервы. Тема 5. Освобождение СССР и Европы от фашизма (1944-сентябрь 1945) Усиление военно-экономической мощи СССР. Освобождение территории СССР и Европы от фашистских захватчиков. Открытие Второго фронта в Европе. Ялтинская конференция. Взятие берлина. Конференция в Потсдаме. Война СССР с Японией. Хиросима и Нагасаки – атомные удары. Нюрнбергский процесс над фашистскими преступниками. Послевоенный Парад Победы (24 июня 1945 г) СЛОВАРЬ: эвакуация, тыл, подполье, партизаны, рейды, диверсии. Насильственное переселение советских людей в Германию для рабского труда. Бесчеловечное отношение к советским военнопленным и гражданским лицам в концентрационных лагерях (Освенцим, Дахау, Бухенвальд). Блокада, переселение, концентрационный лагерь. Коалиция, капитуляция, рейхстаг, трибунал. Глава 4. Послевоенное развитие СССР. Российская Федерация в конце 20 начале 21 в. Тема 1. СССР после войны Итоги Великой Отечественной войны. Обстановка в мире после войны. Возвращение СССР к мирной жизни. Государственное устройство СССР после войны. Наука 1945-начала 1950-х гг. Культурная жизнь общества 1945-начала 1950-х гг. Тема 2. Пора «Оттепели» (середина 1950- первая половина 1960-х гг.) Смерть Сталина. Конец эпохи культа личности. Курс на строительство коммунизма. Социальная и хозяйственноэкономическая деятельность Н.С. Хрущева. СССР в международных отношениях в 1950-начале 1960-х гг. Покорение космоса. Оттепель в советском искусстве. Образование в 1950-начале 1960-х гг. Образование в 1950начале 1960-х гг. Ю. Гагарин. В. Терешкова Тема 3. Советский Союз в середине 1960-х —1980 гг.: от стабильности к кризису. Экономическая и политическая ситуация в стране в 60-80-е гг. Изменения в жизни советских людей Отношения СССР с государствами мира: от разрядки до кризиса. Образование и спорт. Советское искусство 1970-1980-х гг. Л.И. Брежнев. И. Роднина. Олимпиада 1980 г. Тема 4. Распад СССР. Россия в 1990-е гг. Политическая ситуация после смерти Л.И. Брежнева. Начало перестройки. Период гласности и свободы мнений. Окончание «холодной войны». Отмена 6-й статьи Конституции СССР. Первые демократические выборы. Распад СССР. Россия после распада СССР. Экономические реформы 1990-х гг. Чеченский кризис: борьба за целостность государства. Отставка президента Бориса Ельцина. Тема 5. Россия в начале 21 –ого в. Первые реформы В. Путина. Экономическое и социальное развитие в 2000-2008-м гг. Развитие образования, науки, культуры, спорта. Новый этап реформ. Отношения России с другими странами в 21-м в. Духовное возрождение современной России. Государственное устройство современной России. Место предмета в учебном плане Программа рассчитана на 34 часа (1 час в неделю). Срок реализации программы 1 год. Предлагаемая программа ориентирована на учебник «История Отечества» для 9 класса для общеобразовательных организаций, реализующих адаптированные основные общеобразовательные программы / И.М.Бгажнокова, Л.В.Смирнова, И.В.Карелина. – М.: Просвещение, 2019г. Тематическое планирование Название раздела Количество часов Глава 1. Великая российская революция и Гражданская война 5 Глава 2. Советское государство в 1920-1930-е годы 8 Глава 3. СССР в Великой отечественной войне. 8 Глава 4. Послевоенное развитие Федерация в конце 20 начале 21 в. Всего: СССР. Российская 13 34 Календарно-тематическое планирование № п/п Изучаемый раздел, тема учебного материала 1. Великая российская революция: февраль. Падение монархии 2. Великая российская революция: октябрь. Захват власти большевиками 3. Установление советской политика большевиков 4. Гражданская война 1918 – 1920 годов 5. Образование и культура в период Гражданской войны 6. Советская Россия в первой половине 1920-х годов 7. Новая экономическая политика (нэп) 8. Образование Союза Республик (СССР) 9. Индустриализация в СССР. Первая пятилетка (1928 – 1932 год) 10. Переход к коллективизации. Вторая пятилетка (1933 – 1937 год) 11. СССР накануне Второй мировой войны. Советское общество в 1930-е годы 12. Ситуация в мире в 1930-е годы 13. Закрепление материала 14. Накануне Великой Отечественной войны 15. Начало Великой Отечественной войны (июнь 1941 – осень 1942 года). Оборона Москвы 16. Всё для фронта, всё для победы. Наука и образование. Партизанская война и подпольное движение 17. Коренной перелом в ходе войны (осень 1942 – 1943 год) Оборона Севастополя. Сталинградская битва. 18. Битва на Курской дуге. Битва за Днепр. Битва на Северном Кавказе. 19. Освобождение СССР и Европы от фашизма (1944 – власти. Советских Экономическая Социалистических Дата план Дата факт сентябрь 1945 года). Открытие второго фронта в Европе 20. Взятие Берлина. Конференция в Потсдаме. Война СССР с Японией 21. Закрепление материала 22. СССР после войны. Обстановка в мире после войны 23. Государственное устройство СССР после войны. Наука и культура 1945 – начала 1950-х годов 24. Пора «оттепели» (середина 1950-х – первая половина 1960-х годов) 25. Наука, культура и образование в 1950-е – начале 1960-х годов 26. Советский Союз в середине 1960-х – 1980-е годы: от стабильности к кризису 27. Образование, спорт, искусство 1970 – 1980-х годов 28. Распад СССР. Россия в 1990-е годы. 29. Окончание «холодной войны». 30. Чеченский кризис. Отставка президента Б.Н.Ельцина 31. Россия в начале XXI (21) века. 32. Развитие образования, науки, культуры, спорта 33. Новый этап реформ 34. Отношения России с другими странами Критерии оценки Оценка устных ответов учащихся. Отметка «5» ставится ученику, если он отвечает самостоятельно, с опорой на ранее приобретенные знания и дополнительные сведения об изучаемом материале; отвечает правильно, отражает основной материал курса; правильно раскрыто содержание понятий, закономерностей; правильно использует карту; дает правильные осознанные ответы на все поставленные вопросы; подводит итог. Отметка «4» ставится ученику, если он дает полный правильный ответ, который отвечает критериям отметки «5», но допускает незначительные речевые ошибки, допускает отдельные неточности, оговорки, нуждается в дополнительных вопросах, помогающих ему при ответе, частично использует термины и понятия, допускает ошибки в работе с картой, подводит итог при незначительной помощи учителя. Отметка «3» ставится ученику, если он основное содержание изученного материала усвоил, но излагает его фрагментарно, не всегда последовательно, затрудняется в самостоятельном изложении материала, при помощи учителя дает правильные односложные ответы на поставленные вопросы, определения понятий недостаточно четкие, подводит итог сказанного только при массированной помощи учителя. Отметки «2» и «1» не ставятся. Оценка письменных работ. Отметка «5» ставится ученику при самостоятельном безошибочном выполнении всех заданий; допускается 1 негрубый недочет; качество работы 90-100%. Отметка «4» ставится ученику, если он выполняет работу при незначительной помощи учителя, допускает одну грубую ошибку и один негрубый недочет; допускает три негрубых недочета; оптимальное качество работы 70-80%. Отметка «3» ставится ученику, если ему в ходе выполнения работы оказывается массированная помощь учителя; он допустил две грубые ошибки и один негрубый недочет; допустил одну грубую ошибку и три негрубых недочета; выполнял работу по учебнику, конспектам тетради; оптимальное качество 40-60 % . Отметки «2» или «1» не ставятся. Основной список литературы 1.Учебник «История Отечества» для 9 класса для общеобразовательных организаций, реализующих адаптированные основные общеобразовательные программы / И.М.Бгажнокова, Л.В.Смирнова, И.В.Карелина. – М.: Просвещение, 2019г. Технические средства обучения 1.Ноутбук 2.Принтер 3.Экранно-звуковые пособия: видеофильмы и презентации по темам учебного предмета