История Отечества 9 класс

Муниципальное казённое общеобразовательное учреждение
средняя общеобразовательная школа №1 п. Пелым
РАССМОТРЕНО
на педагогическом совете
Протокол № 1 от 27 августа 2024г.

УТВЕРЖДАЮ
Директор МКОУ СОШ №1
__________________ /СмирноваТ.А./
Приказ № 93 от 27 августа 2024г.
Вводится в действие с 01.09.2024г

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА
2024-2025 учебный год
История Отечества
основное общее образование (для обучающихся с УО)
9 класс

п. Пелым
2024 г.

Пояснительная записка
Предмет "История Отечества" играет важную роль в процессе развития и воспитания личности
обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями), формирования гражданской
позиции обучающихся, воспитания их в духе патриотизма и уважения к своей Родине, ее историческому
прошлому.
Основные цели изучения данного предмета "История Отечества":
- формирование нравственного сознания развивающейся личности обучающихся с умственной
отсталостью (интеллектуальными нарушениями), способных к определению своих ценностных приоритетов
на основе осмысления исторического опыта своей страны;
- развитие умения применять исторические знания в учебной и социальной деятельности;
- развитие нарушенных при умственной отсталости высших психических функций.
Достижение этих целей будет способствовать социализации обучающихся с интеллектуальным
недоразвитием.
Основные задачи изучения предмета:
- овладение обучающимися знаниями о выдающихся событиях и деятелях отечественной истории;
- формирование у обучающихся представлений о жизни, быте, труде людей в разные исторические
эпохи;
- формирование представлений о развитии российской культуры, ее выдающихся достижениях,
памятниках;
-формирование представлений о постоянном развитии общества, связи прошлого и настоящего;
- усвоение обучающимися терминов и понятий, знание которых необходимо для понимания хода
развития истории;
- формирование интереса к истории как части общечеловеческой культуры, средству познания мира и
самопознания;
- формирование у обучающихся умений применять исторические знания для осмысления сущности
современных общественных явлений, в общении с другими людьми в современном поликультурном,
полиэтническом и многоконфессиональном обществе;
- воспитание обучающихся в духе патриотизма, уважения к своему Отечеству;
- воспитание гражданственности и толерантности;
- коррекция и развитие познавательных психических процессов.
Планируемые результаты
Личностные результаты:
обучающиеся должны уметь:
- работать с картой;
- высказывать своё отношение к изучаемым событиям;
- принимать участие в обсуждении вопросов на уроке;
- составлять краткие рассказы-описания к иллюстрациям в учебнике, раскрывать в устной речи эмоциональную
составляющую изображений;
- объяснять значения новых слов и понятий, использовать их в ответах, рассказах, описаниях;
- самостоятельно делать выводы.
Предметные результаты:
Предметные результаты обучения включают освоенные обучающимися знания и умения, готовность к их
практическому применению. Программа определяет два уровня овладения предметными результатами:
достаточный уровень и минимальный. Достаточный уровень освоения предметных результатов не является
обязательным для всех обучающихся. Минимальный уровень является обязательным для всех обучающихся с
интеллектуальными нарушениями.
Достаточный уровень
Учащиеся должны знать:
- наиболее яркие события XX – XXI века, исторических персонажей;
- имена первых героев космоса, главных персонажей политической жизни СССР, имена предыдущих
президентов и действующего президента, известных писателей, художников, деятелей науки (на основе
межпредметных связей).
Учащиеся должны уметь:
• объяснять
причины:
- начала революции;
- образования многочисленных политических партий, их соперничества за власть;
- начала гражданской войны и интервенции;
- введения нэпа;
• объяснять:
- предпосылки и причины Великой Отечественной войны (1941-1945);

- причины неудач Красной армии в начальный период войны;
- меры советского правительства против военной агрессии Германии;
• описывать в устной речи портреты исторических деятелей, военачальников, героев фронта и тыла,
приводить примеры из литературных произведений;
• показывать на карте места военных событий и фронтовой славы советских войск;
причины снижения уровня развития экономики, неравномерности ее развития по следующим ключевым
явлениям истории начала XX в.:
• по вопросам учителя обобщать политические и экономические итоги Великой Отечественной войны, их
последствия для мирового сообщества;
• знать даты начального периода войны, битвы за Москву, Сталинград, даты переломных событий войны
(Курск, Ленинград и др.);
• ориентироваться в:
- основных направлениях восстановления и развития народного хозяйства СССР после 1945 г.;
- причинах усиления идеологического воздействия культа Сталина и Коммунистической партии на все сферы
жизни человека;
- причинах холодной войны и гонки вооружений;
- положении СССР на международной арене;
• объяснять по вопросам учителя причины развенчания культа Сталина, начала «оттепели», противоречивого
характера преобразований, частой смены власти после Н. С. Хрущёва;
• объяснять по вопросам учителя причины кризисных явлений в экономике, социальной сфере, внешней
политике СССР, приведшие к перестроечным процессам, их положительные и отрицательные результаты.
Минимальный уровень
При оценке знаний предполагается сведений по сравнению с 1-м уровнем, используются опорные вопросы к
содержанию тем, при ответах учащиеся могут опираться на тематический план к рассказу, использовать
образцы слов и выражений.
Учитель использует средства наглядности для пояснительных и описательных рассказов.
Учащиеся должны знать:
значение словарных слов и ключевых понятий;
историю возникновения государства, его структуру и функцию;
важные исторические факты и события из истории нашей страны;
названия крупных городов России;
основные этапы развития Российского государства в XX – начале XXI века.
Обучающиеся должны уметь:
объяснять значение слов и основных исторических понятий по каждой теме;
по вопросам учителя устанавливать причинно-следственные связи в важных общественных явлений;
называть фамилии политических деятелей XX – начала XXI века;
называть фамилии выдающихся деятелей науки и культуры XX – начала XXI века;
читать короткие отрывки из произведений писателей XX в.;
объяснять смысл прочитанного.
Содержание курса
Глава 1. Великая российская революция и Гражданская война
Тема 1. Великая российская революция: февраль.
Предпосылки возникновения новой социальной системы (повторение). Падение монархии. Основные
политические партии в 1917 г.
Тема 2. Великая российская революция: октябрь.
Партия большевиков, ее влияние на общественную и политическую жизнь государства. Программа
большевиков. Неудачи Временного правительства. Поход на Петроград Лавра Георгиевича Корнилова. Захват
власти большевиками. II Всероссийский съезд Советов рабочих и солдатских депутатов. Первые декреты «О
мире», «О земле».
Тема 3. Установление советской власти.
Установление советской власти на основной территории бывшей империи. Созыв и роспуск Учредительного
собрания. Конституция РСФСР. Брестский мир. Экономическая политика большевиков. Судьба царской семьи.
Церковь и государство.
Тема 4. Гражданская война 1918-1920 гг.
Причины Гражданской войны.
Политика «военного коммунизма». Белая Армия. Рабоче-крестьянская Красная армия и Рабоче-крестьянского
социалистического Красного флота.
Ход гражданской войны. Окончание Гражданской войны. Эмиграция.
Итоги Гражданской войны. Образование и культура в период Гражданской войны.
Борьба красных и белых на Северном Кавказе и в Закавказье, на Украине, в Крыму, на Урале.
СЛОВАРЬ: Красная армия, белая армия, Гражданская война, национализация, эмиграция.

Глава 2. Советское государство в 1920-1930-е годы
Тема 1. Советская Россия в первой половине 1920-х годов
«Малая гражданская война». Восстание в Кронштадте. Отношения РСФСР со странами Европы.
Тема 2. Новая экономическая политика (НЭП)
Новая экономическая политика 1921—1929 гг.: отмена продразверстки и замена ее продналогом, денежное
обложение деревни, легализация рыночных отношений на селе.
Финансовая реформа 1922-1924 гг. Промышленное производство в период нэпа. План электрификации
РСФСР. Итоги нэпа. М.Н. Тухачевский. Л.Д. Троцкий.
Тема 3. Образование Союза Советских Социалистических Республик
Болезнь и смерть В.И. Ленина. Личность И.В. Сталина, его приход к власти. Создание пионерской и
комсомольской организаций. Объединение советских республик. Национально-государственное устройство
СССР в 1920-е гг. Смерть В.И. Ленина.
СЛОВАРЬ: социализм, советская власть, СССР, нэп.
Тема 4. Индустриализация в СССР
Предпосылки индустриализации. Первая пятилетка (1928-1932гг): ускоренное развитие промышленности.
Коллективизация сельского хозяйства (колхозы). Итоги коллективизации. Вторая пятилетка (1933-1937гг).
Конституция 1936 г.
Тема 5. СССР накануне Второй мировой войны.
Экономический подъем в годы первых пятилеток. Система ГУЛАГ. Советское общество в 1930-е гг.
Образование и культура в 1930-е гг. М. Горький. М.А. Шолохов. Ситуация в мире в 1930-е гг. Возникновение и
развитие в центре Европы военной машины Германии, ее бурный экономический, технический рост, стремление
к насильственному переделу территорий и сфер влияния. Приход к власти в Германии А. Гитлера, идеи
мирового господства.
Блок фашистских государств: Германия, Италия, Япония.
Положение на Дальнем Востоке.
Внешняя политика СССР накануне Второй мировой войны. Герои первых пятилеток: А. Стаханов. Вклад в
мировую литературу: Нобелевская премия. Новая советская школа: педагог Макаренко А.С. Развитие спорта.
СЛОВАРЬ: фашистское государство, Лига Наций, Европа, переговоры.
Глава 3. СССР в Великой отечественной войне.
Тема 1. Накануне Великой отечественной войны
Нападение гитлеровской армии на Польшу (1.09.39 г.).
Действия СССР в начале Второй мировой войны. Отказ Финляндии от подписания договора об изменении ее
границ с СССР. «Зимняя» война 1939—1940 гг.
Реорганизация Красной
Армии, укрепление
обороноспособности страны.
Ослабление Красной армии и флота из-за репрессий высшего командного состава.
Тема 2. Начало Великой Отечественной войны. (июнь-1941-осень 1942гг.)
22 июня 1941 г. — начало Великой Отечественной войны. Первые дни войны. Реакция запада на начало великой
Отечественной войны. Заявление президентов США и Англии о поддержке Советского Союза в войне против
Германии, создание антигитлеровской коалиции государств. Оборона Москвы.
Разгром фашистов под Москвой — первая значительная победа Красной армии в Великой Отечественной войне.
Герои первых военных дней: защитники брестской крепости. Подвиг Н. Гастелло и В. Талалихина. Блокада
Ленинграда.
Тема3. Все для фронта, все для победы!
Перестройка экономики страны на военные нужды. Эвакуация предприятий из европейской части страны на
восток. Разработка и внедрение новых видов вооружений.
Всесоюзная кампания по сбору средств и пожертвований в фонд обороны. Трудовой героизм народа: 11-часовой
рабочий день, отмена отпусков, овладение смежными профессиями, жизнь во имя победы.
Наука и образование.
Партизанская война и подпольное движение: создание на оккупированных территориях подполья,
сопротивление в тылу врага: рейды, диверсии, создание партизанского движения.
«Молодая гвардия», Методы партизанской войны, координация действий партизанских соединений, создание
Центрального штаба партизанского движения. Мастера культуры – фронту.
Тема 4. Коренной перелом в ходе войны (осень1942-1943гг)
Планы немцев по захвату нефтяных районов Кавказа, плодородных областей юга России. Неудачи советских
войск в Крыму. Оборона Севастополя. Сталинградская битва. Битва на курской дуге. Битва за Днепр.
Битва на Северном Кавказе. Тегеранская
конференция. Приказ Верховного Главнокомандующего И.В. Сталина № 227 от 28 июля 1942 г. «Ни шагу
назад!».
Зверства фашистов на оккупированных территориях (судьба белорусской деревни Хатынь). Массовые
уничтожения евреев на территории СССР и других европейских стран. Блокада Ленинграда и ее последствия.
СЛОВАРЬ: блокада, осадное положение, резервы.
Тема 5. Освобождение СССР и Европы от фашизма (1944-сентябрь 1945)
Усиление военно-экономической мощи СССР. Освобождение территории СССР и Европы от фашистских

захватчиков. Открытие Второго фронта в Европе. Ялтинская конференция. Взятие берлина. Конференция в
Потсдаме. Война СССР с Японией.
Хиросима и Нагасаки – атомные удары. Нюрнбергский процесс над фашистскими преступниками.
Послевоенный Парад Победы (24 июня 1945 г)
СЛОВАРЬ: эвакуация, тыл, подполье, партизаны, рейды, диверсии.
Насильственное переселение советских людей в Германию для рабского труда. Бесчеловечное отношение к
советским военнопленным и гражданским лицам в концентрационных лагерях (Освенцим, Дахау, Бухенвальд).
Блокада, переселение, концентрационный лагерь. Коалиция, капитуляция, рейхстаг, трибунал.
Глава 4. Послевоенное развитие СССР. Российская Федерация в конце 20 начале 21 в.
Тема 1. СССР после войны
Итоги Великой Отечественной войны. Обстановка в мире после войны. Возвращение СССР к мирной жизни.
Государственное устройство СССР после войны. Наука 1945-начала 1950-х гг. Культурная жизнь общества
1945-начала 1950-х гг.
Тема 2. Пора «Оттепели» (середина 1950- первая половина 1960-х гг.)
Смерть Сталина. Конец эпохи культа личности. Курс на строительство коммунизма. Социальная и хозяйственноэкономическая деятельность Н.С. Хрущева. СССР в международных отношениях в 1950-начале 1960-х гг.
Покорение космоса. Оттепель в советском искусстве. Образование в 1950-начале 1960-х гг. Образование в 1950начале 1960-х гг. Ю. Гагарин. В. Терешкова
Тема 3. Советский Союз в середине 1960-х —1980 гг.: от стабильности к кризису.
Экономическая и политическая ситуация в стране в 60-80-е гг. Изменения в жизни советских людей
Отношения СССР с государствами мира: от разрядки до кризиса. Образование и спорт. Советское искусство
1970-1980-х гг. Л.И. Брежнев. И. Роднина. Олимпиада 1980 г.
Тема 4. Распад СССР. Россия в 1990-е гг.
Политическая ситуация после смерти Л.И. Брежнева. Начало перестройки. Период гласности и свободы мнений.
Окончание «холодной войны». Отмена 6-й статьи Конституции СССР. Первые демократические выборы. Распад
СССР. Россия после распада СССР. Экономические реформы 1990-х гг. Чеченский кризис: борьба за
целостность государства. Отставка президента Бориса Ельцина.
Тема 5. Россия в начале 21 –ого в.
Первые реформы В. Путина. Экономическое и социальное развитие в 2000-2008-м гг. Развитие образования,
науки, культуры, спорта. Новый этап реформ. Отношения России с другими странами в 21-м в. Духовное
возрождение современной России. Государственное устройство современной России.
Место предмета в учебном плане
Программа рассчитана на 34 часа (1 час в неделю). Срок реализации программы 1 год.
Предлагаемая
программа ориентирована на учебник «История Отечества» для 9 класса для
общеобразовательных организаций, реализующих адаптированные основные общеобразовательные программы /
И.М.Бгажнокова, Л.В.Смирнова, И.В.Карелина. – М.: Просвещение, 2019г.

Тематическое планирование
Название раздела

Количество часов

Глава 1. Великая российская революция и Гражданская
война

5

Глава 2. Советское государство в 1920-1930-е годы

8

Глава 3. СССР в Великой отечественной войне.

8

Глава 4. Послевоенное развитие
Федерация в конце 20 начале 21 в.
Всего:

СССР.

Российская

13

34

Календарно-тематическое планирование
№
п/п

Изучаемый раздел, тема учебного материала

1.

Великая российская революция: февраль. Падение
монархии

2.

Великая российская революция: октябрь. Захват власти
большевиками

3.

Установление советской
политика большевиков

4.

Гражданская война 1918 – 1920 годов

5.

Образование и культура в период Гражданской войны

6.

Советская Россия в первой половине 1920-х годов

7.

Новая экономическая политика (нэп)

8.

Образование Союза
Республик (СССР)

9.

Индустриализация в СССР. Первая пятилетка (1928 –
1932 год)

10.

Переход к коллективизации. Вторая пятилетка (1933 –
1937 год)

11.

СССР накануне Второй мировой войны. Советское
общество в 1930-е годы

12.

Ситуация в мире в 1930-е годы

13.

Закрепление материала

14.

Накануне Великой Отечественной войны

15.

Начало Великой Отечественной войны (июнь 1941 –
осень 1942 года). Оборона Москвы

16.

Всё для фронта, всё для победы. Наука и образование.
Партизанская война и подпольное движение

17.

Коренной перелом в ходе войны (осень 1942 – 1943 год)
Оборона Севастополя. Сталинградская битва.

18.

Битва на Курской дуге. Битва за Днепр. Битва на
Северном Кавказе.

19.

Освобождение СССР и Европы от фашизма (1944 –

власти.

Советских

Экономическая

Социалистических

Дата
план

Дата
факт

сентябрь 1945 года). Открытие второго фронта в Европе
20.

Взятие Берлина. Конференция в Потсдаме. Война СССР
с Японией

21.

Закрепление материала

22.

СССР после войны. Обстановка в мире после войны

23.

Государственное устройство СССР после войны. Наука
и культура 1945 – начала 1950-х годов

24.

Пора «оттепели» (середина 1950-х – первая половина
1960-х годов)

25.

Наука, культура и образование в 1950-е – начале 1960-х
годов

26.

Советский Союз в середине 1960-х – 1980-е годы: от
стабильности к кризису

27.

Образование, спорт, искусство 1970 – 1980-х годов

28.

Распад СССР. Россия в 1990-е годы.

29.

Окончание «холодной войны».

30.

Чеченский кризис. Отставка президента Б.Н.Ельцина

31.

Россия в начале XXI (21) века.

32.

Развитие образования, науки, культуры, спорта

33.

Новый этап реформ

34.

Отношения России с другими странами

Критерии оценки
Оценка устных ответов учащихся.
Отметка «5» ставится ученику, если он отвечает самостоятельно, с опорой на ранее
приобретенные знания и дополнительные сведения об изучаемом материале; отвечает
правильно, отражает основной материал курса; правильно раскрыто содержание понятий,
закономерностей; правильно использует карту; дает правильные осознанные ответы на все
поставленные вопросы; подводит итог.
Отметка «4» ставится ученику, если он дает полный правильный ответ, который отвечает
критериям отметки «5», но допускает незначительные речевые ошибки, допускает
отдельные неточности, оговорки, нуждается в дополнительных вопросах, помогающих
ему при ответе, частично использует термины и понятия, допускает ошибки в работе с
картой, подводит итог при незначительной помощи учителя.
Отметка «3» ставится ученику, если он основное содержание изученного материала
усвоил, но излагает его фрагментарно, не всегда последовательно, затрудняется в
самостоятельном изложении материала, при помощи учителя дает правильные

односложные ответы на поставленные вопросы, определения понятий недостаточно
четкие, подводит итог сказанного только при массированной помощи учителя.
Отметки «2» и «1» не ставятся.
Оценка письменных работ.
Отметка «5» ставится ученику при самостоятельном безошибочном выполнении всех
заданий; допускается 1 негрубый недочет; качество работы 90-100%.
Отметка «4» ставится ученику, если он выполняет работу при незначительной помощи
учителя, допускает одну грубую ошибку и один негрубый недочет; допускает три
негрубых недочета; оптимальное качество работы 70-80%.
Отметка «3» ставится ученику, если ему в ходе выполнения работы оказывается
массированная помощь учителя; он допустил две грубые ошибки и один негрубый
недочет; допустил одну грубую ошибку и три негрубых недочета; выполнял работу по
учебнику, конспектам тетради; оптимальное качество 40-60 % .
Отметки «2» или «1» не ставятся.
Основной список литературы
1.Учебник «История Отечества» для 9 класса для общеобразовательных организаций,
реализующих адаптированные основные общеобразовательные программы /
И.М.Бгажнокова, Л.В.Смирнова, И.В.Карелина. – М.: Просвещение, 2019г.
Технические средства обучения
1.Ноутбук
2.Принтер
3.Экранно-звуковые пособия: видеофильмы и презентации по темам учебного предмета


Наверх
На сайте используются файлы cookie. Продолжая использование сайта, вы соглашаетесь на обработку своих персональных данных. Подробности об обработке ваших данных — в политике конфиденциальности.

Функционал «Мастер заполнения» недоступен с мобильных устройств.
Пожалуйста, воспользуйтесь персональным компьютером для редактирования информации в «Мастере заполнения».