Русский язык 4 класс

МИНИСТЕРСТВО ПРОСВЕЩЕНИЯ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
Министерство образования и молодежной политики Свердловской области
ГО Пелым
МКОУ СОШ № 1
РАССМОТРЕНО

на педагогическом совете
Протокол № 1 от 27 августа 2024

г.

УТВЕРЖДАЮ
Директор МКОУ СОШ №1
__________________
/СмирноваТ.А./
Приказ № 93 от 27 августа 2024г.

Вводится в действие с 01.09.2024г

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА
(ID 4146984)
учебного предмета «Русский язык»
для обучающихся 4 классов
на 2024-2025 уч. год

п. Пелым 2024 г.

ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
Рабочая программа учебного предмета «Русский язык» (предметная область
«Русский язык и литературное чтение») на уровне начального общего образования
составлена на основе Требований к результатам освоения программы начального
общего образования Федерального государственного образовательного стандарта
начального общего образования (далее – ФГОС НОО), Федеральной
образовательной программы начального общего образования (далее – ФОП НОО),
Федеральной рабочей программы по учебному предмету «Русский язык» (далее –
ФРП «Русский язык»), а также ориентирована на целевые приоритеты,
сформулированные в федеральной рабочей программе воспитания.
ОБЩАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА «РУССКИЙ ЯЗЫК»
На уровне начального общего образования изучение русского языка имеет
особое значение в развитии обучающегося. Приобретённые знания, опыт
выполнения предметных и универсальных учебных действий на материале
русского языка станут фундаментом обучения на уровне основного общего
образования, а также будут востребованы в жизни.
Русский язык как средство познания действительности обеспечивает развитие
интеллектуальных и творческих способностей обучающихся, формирует умения
извлекать и анализировать информацию из различных текстов, навыки
самостоятельной учебной деятельности. Изучение русского языка является
основой всего процесса обучения на уровне начального общего образования,
успехи в изучении этого предмета во многом определяют результаты обучающихся
по другим учебным предметам.
Русский язык обладает значительным потенциалом в развитии
функциональной грамотности обучающихся, особенно таких её компонентов, как
языковая, коммуникативная, читательская, общекультурная и социальная
грамотность.
Первичное знакомство с системой русского языка, богатством его
выразительных возможностей, развитие умения правильно и эффективно
использовать русский язык в различных сферах и ситуациях общения
способствуют успешной социализации обучающегося. Русский язык, выполняя
свои базовые функции общения и выражения мысли, обеспечивает межличностное
и социальное взаимодействие, способствует формированию самосознания и
мировоззрения личности, является важнейшим средством хранения и передачи
информации, культурных традиций, истории русского народа и других народов
России. Свободное владение языком, умение выбирать нужные языковые средства
во многом определяют возможность адекватного самовыражения взглядов,

мыслей, чувств, проявления себя в различных жизненно важных для человека
областях.
Изучение русского языка обладает огромным потенциалом присвоения
традиционных социокультурных и духовно-нравственных ценностей, принятых в
обществе правил и норм поведения, в том числе речевого, что способствует
формированию внутренней позиции личности. Личностные достижения
обучающегося непосредственно связаны с осознанием языка как явления
национальной культуры, пониманием связи языка и мировоззрения народа.
Значимыми личностными результатами являются развитие устойчивого
познавательного интереса к изучению русского языка, формирование
ответственности за сохранение чистоты русского языка.
ЦЕЛИ ИЗУЧЕНИЯ УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА «РУССКИЙ ЯЗЫК»
Изучение русского языка направлено на достижение следующих целей:
1) приобретение обучающимися первоначальных представлений о
многообразии языков и культур на территории Российской Федерации, о языке как
одной из главных духовно­нравственных ценностей народа; понимание роли языка
как основного средства общения; осознание значения русского языка как
государственного языка Российской Федерации; понимание роли русского языка
как языка межнационального общения; осознание правильной устной и
письменной речи как показателя общей культуры человека;
2) овладение основными видами речевой деятельности на основе
первоначальных представлений о нормах современного русского литературного
языка: аудирование, говорение, чтение, письмо;
3) овладение первоначальными научными представлениями о системе
русского языка: фонетика, графика, лексика, морфемика, морфология и синтаксис;
об основных единицах языка, их признаках и особенностях употребления в речи;
использование в речевой деятельности норм современного русского литературного
языка (орфоэпических, лексических, грамматических, орфографических,
пунктуационных) и речевого этикета;
4) использование в речевой деятельности норм современного русского
литературного
языка
(орфоэпических,
лексических,
грамматических,
орфографических, пунктуационных) и речевого этикета;
5) развитие функциональной грамотности, готовности к успешному
взаимодействию с изменяющимся миром и дальнейшему успешному образованию.
Центральной идеей конструирования содержания и планируемых результатов
обучения русскому языку является признание равной значимости работы по
изучению системы языка и работы по совершенствованию речи обучающихся.
Языковой материал призван сформировать первоначальные представления о

структуре русского языка, способствовать усвоению норм русского литературного
языка, орфографических и пунктуационных правил.
Развитие устной и письменной речи обучающихся направлено на решение
практической задачи развития всех видов речевой деятельности, отработку
навыков использования усвоенных норм русского литературного языка, речевых
норм и правил речевого этикета в процессе устного и письменного общения.
Ряд задач по совершенствованию речевой деятельности решаются совместно с
учебным предметом «Литературное чтение».
МЕСТО УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА «РУССКИЙ ЯЗЫК» В УЧЕБНОМ
ПЛАНЕ
На изучение «Русского языка» в 4 классе отведено 170 ч.

ПЛАНИРУЕМЫЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ
Изучение русского языка на уровне начального общего образования
направлено на достижение обучающимися личностных, метапредметных и
предметных результатов освоения учебного предмета.
ЛИЧНОСТНЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ
В результате изучения предмета «Русский язык» в начальной школе у
обучающегося будут сформированы следующие личностные результаты:
гражданско-патриотического воспитания:
 становление ценностного отношения к своей Родине, в том числе через
изучение русского языка, отражающего историю и культуру страны;
 осознание своей этнокультурной и российской гражданской идентичности,
понимание роли русского языка как государственного языка Российской
Федерации и языка межнационального общения народов России;
 осознание своей сопричастности к прошлому, настоящему и будущему
своей страны и родного края, в том числе через обсуждение ситуаций при
работе с текстами на уроках русского языка;
 проявление уважения к своему и другим народам, формируемое в том числе
на основе примеров из текстов, с которыми идёт работа на уроках русского
языка;
 первоначальные представления о человеке как члене общества, о правах и
ответственности,
уважении
и
достоинстве
человека,
о
нравственно­этических нормах поведения и правилах межличностных
отношений, в том числе отражённых в текстах, с которыми идёт работа на
уроках русского языка;
духовно-нравственного воспитания:
 осознание языка как одной из главных духовно-нравственных ценностей
народа;
 признание индивидуальности каждого человека с опорой на собственный
жизненный и читательский опыт;
 проявление сопереживания, уважения и доброжелательности, в том числе с
использованием адекватных языковых средств для выражения своего
состояния и чувств;
 неприятие любых форм поведения, направленных на причинение
физического и морального вреда другим людям (в том числе связанного с
использованием недопустимых средств языка);
эстетического воспитания:

уважительное отношение и интерес к художественной культуре,
восприимчивость к разным видам искусства, традициям и творчеству своего
и других народов;
 стремление к самовыражению в искусстве слова; осознание важности
русского языка как средства общения и самовыражения;
физического
воспитания,
формирования
культуры
здоровья
и
эмоционального благополучия:
 соблюдение правил безопасного поиска в информационной среде
дополнительной информации в процессе языкового образования;
 бережное
отношение к физическому и психическому здоровью,
проявляющееся в выборе приемлемых способов речевого самовыражения и
соблюдении норм речевого этикета и правил общения;
трудового воспитания:
 осознание ценности труда в жизни человека и общества (в том числе
благодаря примерам из текстов, с которыми идёт работа на уроках русского
языка), интерес к различным профессиям, возникающий при обсуждении
примеров из текстов, с которыми идёт работа на уроках русского языка;
экологического воспитания:
 бережное отношение к природе, формируемое в процессе работы с
текстами;
 неприятие действий, приносящих вред природе;
ценности научного познания:
 первоначальные представления о научной картине мира, в том числе
первоначальные представления о системе языка как одной из составляющих
целостной научной картины мира;
 познавательные интересы, активность, инициативность, любознательность и
самостоятельность в познании, в том числе познавательный интерес к
изучению русского языка, активность и самостоятельность в его познании.


МЕТАПРЕДМЕТНЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ
В результате изучения русского языка на уровне начального общего
образования у обучающегося будут сформированы познавательные универсальные
учебные действия, коммуникативные универсальные учебные действия,
регулятивные универсальные учебные действия, совместная деятельность.
У обучающегося будут сформированы следующие базовые логические
действия как часть познавательных универсальных учебных действий:
 сравнивать различные языковые единицы (звуки, слова, предложения,
тексты), устанавливать основания для сравнения языковых единиц

(частеречная принадлежность, грамматический признак, лексическое
значение и другое); устанавливать аналогии языковых единиц;
 объединять объекты (языковые единицы) по определённому признаку;
 определять существенный признак для классификации языковых единиц
(звуков, частей речи, предложений, текстов); классифицировать языковые
единицы;
 находить в языковом материале закономерности и противоречия на основе
предложенного учителем алгоритма наблюдения; анализировать алгоритм
действий при работе с языковыми единицами, самостоятельно выделять
учебные операции при анализе языковых единиц;
 выявлять недостаток информации для решения учебной и практической
задачи на основе предложенного алгоритма, формулировать запрос на
дополнительную информацию;
 устанавливать причинно­следственные связи в ситуациях наблюдения за
языковым материалом, делать выводы.
У
обучающегося
будут
сформированы
следующие
базовые
исследовательские действия как часть познавательных универсальных
учебных действий:
 с помощью учителя формулировать цель, планировать изменения языкового
объекта, речевой ситуации;
 сравнивать несколько вариантов выполнения задания, выбирать наиболее
целесообразный (на основе предложенных критериев);
 проводить
по предложенному плану несложное лингвистическое
мини­исследование, выполнять по предложенному плану проектное
задание;
 формулировать выводы и подкреплять их доказательствами на основе
результатов проведённого наблюдения за языковым материалом
(классификации, сравнения, исследования); формулировать с помощью
учителя вопросы в процессе анализа предложенного языкового материала;
 прогнозировать возможное развитие процессов, событий и их последствия в
аналогичных или сходных ситуациях.
У обучающегося будут сформированы следующие умения работать с
информацией как часть познавательных универсальных учебных действий:
 выбирать источник получения информации: нужный словарь для получения
запрашиваемой информации, для уточнения;
 согласно заданному алгоритму находить представленную в явном виде
информацию в предложенном источнике: в словарях, справочниках;

распознавать достоверную и недостоверную информацию самостоятельно
или на основании предложенного учителем способа её проверки (обращаясь
к словарям, справочникам, учебнику);
 соблюдать с помощью взрослых (педагогических работников, родителей,
законных представителей) правила информационной безопасности при
поиске информации в информационно-телекоммуникационной сети
«Интернет» (информации о написании и произношении слова, о значении
слова, о происхождении слова, о синонимах слова);
 анализировать и создавать текстовую, видео­, графическую, звуковую
информацию в соответствии с учебной задачей;
 понимать лингвистическую информацию, зафиксированную в виде таблиц,
схем; самостоятельно создавать схемы, таблицы для представления
лингвистической информации.
У обучающегося будут сформированы следующие умения общения как часть
коммуникативных универсальных учебных действий:
 воспринимать и формулировать суждения, выражать эмоции в соответствии
с целями и условиями общения в знакомой среде;
 проявлять уважительное отношение к собеседнику, соблюдать правила
ведения диалоги и дискуссии;
 признавать возможность существования разных точек зрения;
 корректно и аргументированно высказывать своё мнение;
 строить речевое высказывание в соответствии с поставленной задачей;
 создавать
устные и письменные тексты (описание, рассуждение,
повествование) в соответствии с речевой ситуацией;
 готовить небольшие публичные выступления о результатах парной и
групповой
работы,
о
результатах
наблюдения,
выполненного
мини­исследования, проектного задания;
 подбирать иллюстративный материал (рисунки, фото, плакаты) к тексту
выступления.
У обучающегося будут сформированы следующие умения самоорганизации
как части регулятивных универсальных учебных действий:
 планировать действия по решению учебной задачи для получения
результата;
 выстраивать последовательность выбранных действий.
У обучающегося будут сформированы следующие умения самоконтроля как
части регулятивных универсальных учебных действий:
 устанавливать причины успеха (неудач) учебной деятельности;
 корректировать свои учебные действия для преодоления речевых и
орфографических ошибок;


соотносить результат деятельности с поставленной учебной задачей по
выделению, характеристике, использованию языковых единиц;
 находить ошибку, допущенную при работе с языковым материалом,
находить орфографическую и пунктуационную ошибку;
 сравнивать результаты своей деятельности и деятельности одноклассников,
объективно оценивать их по предложенным критериям.
У обучающегося будут сформированы следующие умения совместной
деятельности:
 формулировать краткосрочные и долгосрочные цели (индивидуальные с
учётом участия в коллективных задачах) в стандартной (типовой) ситуации
на основе предложенного учителем формата планирования, распределения
промежуточных шагов и сроков;
 принимать цель совместной деятельности, коллективно строить действия по
её достижению: распределять роли, договариваться, обсуждать процесс и
результат совместной работы;
 проявлять готовность руководить, выполнять поручения, подчиняться,
самостоятельно разрешать конфликты;
 ответственно выполнять свою часть работы;
 оценивать свой вклад в общий результат;
 выполнять совместные проектные задания с опорой на предложенные
образцы.


ПРЕДМЕТНЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ
4 КЛАСС
К концу обучения в четвёртом классе обучающийся научится:









осознавать многообразие языков и культур на территории Российской
Федерации, осознавать язык как одну из главных духовно­нравственных
ценностей народа;
объяснять роль языка как основного средства общения;
объяснять роль русского языка как государственного языка Российской
Федерации и языка межнационального общения;
осознавать правильную устную и письменную речь как показатель общей
культуры человека;
проводить звуко­буквенный разбор слов (в соответствии с предложенным в
учебнике алгоритмом);
подбирать к предложенным словам синонимы; подбирать к предложенным
словам антонимы;
выявлять в речи слова, значение которых требует уточнения, определять
значение слова по контексту;























проводить разбор по составу слов с однозначно выделяемыми морфемами;
составлять схему состава слова; соотносить состав слова с представленной
схемой;
устанавливать принадлежность слова к определённой части речи (в объёме
изученного) по комплексу освоенных грамматических признаков;
определять грамматические признаки имён существительных: склонение,
род, число, падеж; проводить разбор имени существительного как части
речи;
определять грамматические признаки имён прилагательных: род (в
единственном числе), число, падеж; проводить разбор имени
прилагательного как части речи;
устанавливать (находить) неопределённую форму глагола; определять
грамматические признаки глаголов: спряжение, время, лицо (в настоящем и
будущем времени), число, род (в прошедшем времени в единственном
числе); изменять глаголы в настоящем и будущем времени по лицам и
числам (спрягать); проводить разбор глагола как части речи;
определять грамматические признаки личного местоимения в начальной
форме: лицо, число, род (у местоимений 3­го лица в единственном числе);
использовать личные местоимения для устранения неоправданных повторов
в тексте;
различать предложение, словосочетание и слово;
классифицировать предложения по цели высказывания и по эмоциональной
окраске;
различать распространённые и нераспространённые предложения;
распознавать предложения с однородными членами; составлять
предложения с однородными членами; использовать предложения с
однородными членами в речи;
разграничивать простые распространённые и сложные предложения,
состоящие из двух простых (сложносочинённые с союзами и, а, но и
бессоюзные сложные предложения без называния терминов); составлять
простые распространённые и сложные предложения, состоящие из двух
простых (сложносочинённые с союзами и, а, но и бессоюзные сложные
предложения без называния терминов);
производить синтаксический разбор простого предложения;
находить место орфограммы в слове и между словами на изученные
правила;
применять изученные правила правописания, в том числе: непроверяемые
гласные и согласные (перечень слов в орфографическом словаре учебника);
безударные падежные окончания имён существительных (кроме




















существительных на -мя, -ий, -ие, -ия, на -ья типа гостья, на ­ье типа
ожерелье во множественном числе, а также кроме собственных имён
существительных на -ов, -ин, -ий); безударные падежные окончания имён
прилагательных; мягкий знак после шипящих на конце глаголов в форме
2­го лица единственного числа; наличие или отсутствие мягкого знака в
глаголах на -ться и -тся; безударные личные окончания глаголов; знаки
препинания в предложениях с однородными членами, соединёнными
союзами и, а, но и без союзов;
правильно списывать тексты объёмом не более 85 слов;
писать под диктовку тексты объёмом не более 80 слов с учётом изученных
правил правописания;
находить и исправлять орфографические и пунктуационные ошибки на
изученные правила, описки;
осознавать ситуацию общения (с какой целью, с кем, где происходит
общение); выбирать адекватные языковые средства в ситуации общения;
строить устное диалогическое и монологическое высказывание (4-6
предложений), соблюдая орфоэпические нормы, правильную интонацию,
нормы речевого взаимодействия;
создавать небольшие устные и письменные тексты (3-5 предложений) для
конкретной ситуации письменного общения (письма, поздравительные
открытки, объявления и другие);
определять тему и основную мысль текста; самостоятельно озаглавливать
текст с опорой на тему или основную мысль;
корректировать порядок предложений и частей текста;
составлять план к заданным текстам;
осуществлять подробный пересказ текста (устно и письменно);
осуществлять выборочный пересказ текста (устно);
писать (после предварительной подготовки) сочинения по заданным темам;
осуществлять в процессе изучающего чтения поиск информации;
формулировать устно и письменно простые выводы на основе прочитанной
(услышанной) информации; интерпретировать и обобщать содержащуюся в
тексте информацию; осуществлять ознакомительное чтение в соответствии с
поставленной задачей;
объяснять своими словами значение изученных понятий; использовать
изученные понятия;
уточнять значение слова с помощью справочных изданий, в том числе из
числа верифицированных электронных ресурсов, включённых в
федеральный перечень.

СОДЕРЖАНИЕ УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА
4 КЛАСС
Сведения о русском языке
Русский язык как язык межнационального общения. Различные методы
познания
языка:
наблюдение,
анализ,
лингвистический
эксперимент,
мини­исследование, проект.
Фонетика и графика
Характеристика, сравнение, классификация звуков вне слова и в слове по
заданным параметрам. Звуко­буквенный разбор слова (по отработанному
алгоритму).
Орфоэпия[4]
Правильная интонация в процессе говорения и чтения. Нормы произношения
звуков и сочетаний звуков; ударение в словах в соответствии с нормами
современного русского литературного языка (на ограниченном перечне слов,
отрабатываемом в учебнике).
Использование орфоэпических словарей русского языка при определении
правильного произношения слов.
Лексика
Повторение и продолжение работы: наблюдение за использованием в речи
синонимов, антонимов, устаревших слов (простые случаи).
Наблюдение за использованием в речи фразеологизмов (простые случаи).
Состав слова (морфемика)
Состав изменяемых слов, выделение в словах с однозначно выделяемыми
морфемами окончания, корня, приставки, суффикса (повторение изученного).
Основа слова.
Состав неизменяемых слов (ознакомление).
Значение наиболее употребляемых суффиксов изученных частей речи
(ознакомление).
Морфология
Части речи самостоятельные и служебные.
Имя существительное. Склонение имён существительных (кроме
существительных на -мя, -ий, -ие, -ия; на -ья типа гостья, на ­ье типа ожерелье во
множественном числе; а также кроме собственных имён существительных на -ов, ин, -ий); имена существительные 1, 2, 3­го склонения (повторение изученного).
Несклоняемые имена существительные (ознакомление).

Имя прилагательное. Зависимость формы имени прилагательного от формы
имени существительного (повторение). Склонение имён прилагательных во
множественном числе.
Местоимение. Личные местоимения (повторение). Личные местоимения 1­го
и 3­го лица единственного и множественного числа; склонение личных
местоимений.
Глагол. Изменение глаголов по лицам и числам в настоящем и будущем
времени (спряжение). І и ІІ спряжение глаголов. Способы определения I и II
спряжения глаголов.
Наречие (общее представление). Значение, вопросы, употребление в речи.
Предлог. Отличие предлогов от приставок (повторение).
Союз; союзы и, а, но в простых и сложных предложениях.
Частица не, её значение (повторение).
Синтаксис
Слово, сочетание слов (словосочетание) и предложение, осознание их
сходства и различий; виды предложений по цели
высказывания
(повествовательные, вопросительные и побудительные); виды предложений по
эмоциональной окраске (восклицательные и невосклицательные); связь между
словами в словосочетании и предложении (при помощи смысловых вопросов);
распространённые и нераспространённые предложения (повторение изученного).
Предложения с однородными членами: без союзов, с союзами а, но, с
одиночным союзом и. Интонация перечисления в предложениях с однородными
членами.
Простое и сложное предложение (ознакомление). Сложные предложения:
сложносочинённые с союзами и, а, но; бессоюзные сложные предложения (без
называния терминов).
Орфография и пунктуация
Повторение правил правописания, изученных в 1, 2, 3 классах.
Орфографическая зоркость как осознание места возможного возникновения
орфографической ошибки; различные способы решения орфографической задачи в
зависимости от места орфограммы в слове; контроль при проверке собственных и
предложенных текстов (повторение и применение на новом орфографическом
материале).
Использование орфографического словаря для определения (уточнения)
написания слова.
Правила правописания и их применение:
безударные падежные окончания имён существительных (кроме
существительных на -мя, -ий, -ие, -ия, на -ья типа гостья, на ­ье типа ожерелье во

множественном числе, а также кроме собственных имён существительных на -ов, ин, -ий);
безударные падежные окончания имён прилагательных;
мягкий знак после шипящих на конце глаголов в форме 2­го лица
единственного числа;
наличие или отсутствие мягкого знака в глаголах на -ться и -тся;
безударные личные окончания глаголов;
знаки препинания в предложениях с однородными членами, соединёнными
союзами и, а, но и без союзов.
Знаки препинания в сложном предложении, состоящем из двух простых
(наблюдение).
Знаки препинания в предложении с прямой речью после слов автора
(наблюдение).
Развитие речи
Повторение и продолжение работы, начатой в предыдущих классах: ситуации
устного и письменного общения (письмо, поздравительная открытка, объявление и
другое); диалог; монолог; отражение темы текста или основной мысли в заголовке.
Корректирование текстов (заданных и собственных) с учётом точности,
правильности, богатства и выразительности письменной речи.
Изложение (подробный устный и письменный пересказ текста; выборочный
устный пересказ текста).
Сочинение как вид письменной работы.
Изучающее чтение. Поиск информации, заданной в тексте в явном виде.
Формулирование простых выводов на основе информации, содержащейся в тексте.
Интерпретация
и
обобщение
содержащейся
в
тексте
информации.
Ознакомительное чтение в соответствии с поставленной задачей.
[1] В данной рабочей программе отражено только то содержание периода
«Обучение грамоте» из Федеральной рабочей программы «Русский язык»,
которое прописывается в предмете «Русский язык», остальное содержание
прописывается в рабочей программе предмета «Литературное чтение».
[2] Раздел «Графика» изучается параллельно с разделом «Чтение», поэтому на этот
раздел отдельные часы не предусмотрены
[3] Раздел «Орфография и пунктуация» в период «Обучения грамоте» изучается
параллельно с разделом «Письмо», поэтому на этот раздел отдельные часы не
предусмотрены
[4] Программное содержание раздела «Орфоэпия» изучается во всех разделах
курса, поэтому на этот раздел отдельные часы не предусмотрены

ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ
4 КЛАСС
№
П/П

Раздел

Количество Электронночасов
образовательные ресурсы

Формы
реализации
воспитательного
компонента

1

Наша речь и наш
язык

1ч

www.1september.ru

Парная работа

http://www.uchportal.ru

Групповая работа

2

Предложение

16ч

http://pedsovet.su

Беседа

3

Части речи

118ч

УЧИ.РУ

4

Повторение

Дискуссия

16ч

Сферум

5

Текст

3ч

Проектная
деятельность

6

Слово

12 часов

7

Резерв

4 часа

Итого

170ч

ПОУРОЧНОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ

№
п/п

Тема урока

Виды, формы
контроля

Наша речь и наш язык(1ч)
1.

Знакомство с учебником. Наша речь и
наш язык.

Устный опрос;

Текст (3 часа)
2.

Текст и его план. Признаки текста:
смысловое единство предложений в
тексте, заглавие текста, тема, основная
мысль.

Устный опрос;

3.

Обучающее изложение (стр. 10)

Устный опрос;

4.

Анализ изложения. Типы текстов (стр.11-12)

Устный опрос;

Предложение (16 часов)
Устный опрос;

5.

Предложение как единица речи. (стр.13-14)

6.

Виды предложений по цели Как познакомить с Устный опрос;
видами Познакомятся с видами высказывания
и по интонации (стр.14-16)

7.

Входной диктант по теме «Повторение»

Диктант;

8.

Работа над ошибками

Устный опрос;

9.

Диалог. Обращение (стр.17-18)

Устный опрос;

Дата

Домашнее
задание

10.

Основа предложения. Главные и
второстепенные члены предложения

Устный опрос;

11.

Словосочетание

Письменный
контроль;

12.

Однородные члены предложения (общее
понятие)

Устный опрос;

13.

Связь однородных членов предложения.
Знаки препинания в предложениях с
однородными членами

Устный опрос;

14.

Знаки препинания в предложениях с
однородными членам

Устный опрос;

15.

Сочинение по картине И.И. Левитана
«Золотая осень»

Письменный
контроль;

16.

Наши проекты. «Похвальное слово знакам
препинания»

Письменный
контроль;

17.

Простые и сложные Как научить
различать простые и Научатся
различать простые и предложения.
Связь между простыми
предложениями в составе сложного

Устный опрос;

18.

Сложное предложение и предложение с
однородными членами

Устный опрос

19.

20.

Обучающее изложение (стр.39, упр.56)

Диктант по теме «Предложение

Устный опрос;

Письменный
контроль

Слово в языке и речи (12 часов)
21.

Анализ контрольного диктанта. Слово и его
лексическое значение

Устный опрос;

22.

Многозначные слова. Прямое и переносное
значения слов. Заимствованные слова.
Устаревшие слова

Устный опрос;

23.

Синонимы, антонимы, омонимы

Письменный
контроль;

24.

Фразеологизмы. Обобщение знаний о
лексических группах слов (стр.49-50

Устный опрос

25.

Состав слова. Распознавание значимых частей
слова (стр.51-53)

Устный опрос

26.

Состав слова. Распознавание значимых
частей слова (стр.53-54)

Устный опрос;

27.

Состав слова. Распознавание значимых
частей слова (стр. 55-56

Устный опрос;

28.

Правописание гласных и согласных в
корнях слов (стр.56-58)

Устный опрос;

29.

Правописание гласных и согласных в
корнях слов, удвоенных согласных в
словах (стр.59-60)

Устный опрос;

30.

Правописание приставок и суффиксов
(стр.61-63)

31.

Раздельные твердый и мягкие знаки (стр.6466)

32.

Обучающее изложение (стр.66, упр. 110)

Устный опрос;

Устный опрос;

Письменный
контроль

Части речи (118 часов)

33.

Анализ изложения. Части речи.
Морфологические признаки частей речи
(стр.67-68

Устный опрос;

34.

Склонение имен существительных и имен
прилагательных (стр.69-71

Устный опрос;

35.

Имя числительное. Глагол. (стр.71-72)

Устный опрос;

36.

Наречие как часть речи (стр.73-75

Письменный
контроль;

37.

Правописание наречий (стр.76-77)

Письменный
контроль;

38.

Сочинение-отзыв по картине В.М. Васнецова
«Иван Царевич на Сером волке» (стр.77, упр.
134

Письменный
контроль

39.

диктант по теме «Части речи»

Письменный
контроль;

40.

41.

42.

43.

Анализ диктанта. Распознавание
Устный опрос;
падежей имен существительных (стр.8083)
Упражнение в распознавании именительного, Устный опрос;
родительного, Как научить распознавать
падежи имен существительных по Научатся
распознавать падежи имен существительных
по винительного падежей неодушевленных
имен существительных

Падежные окончания одушевлённых
имён существительных в
родительном ,винительном и
дательном падежах.

Упражнение в распознавании имен
существительных в творительном и
предложном падежах (стр.86-87)

44.

Повторение сведений о падежах и приемах
их распознавания. Несклоняемые имена
существительные (стр. 88)

45.

Три склонения имен существительных (общее
представление). Первое склонение имен
существительных (стр.89-90)

Устный опрос;

Устный опрос;

Устный опрос;

Письменный
контроль;

46.

Упражнение в распознавание имен
существительных первого склонения (стр.9192

Устный опрос;

47.

Сочинение по картине А.А. Пластова
«Первый снег»

Устный опрос;

48.

Второе склонение имен существительных
(стр.93-94)

Устный опрос;

49.

Упражнение в распознавании имен
существительных второго склонения (стр.9596)

Письменный
контроль;

50.

Третье склонение имен существительных
(стр.96-97)

Устный опрос;

51.

Упражнение в распознавании имен
существительных третьего склонения (стр.9899)

Письменный
контроль;

52.

Три склонения. Алгоритм определения
склонения имени существительного (стр.100101)

Устный опрос;

53.

Обучающие изложение (стр.101, упр. 180)

Письменный
контроль

54.

Анализ изложения. Падежные окончания
имен существительных 1, 2 и 3-го
склонения единственного числа. Способы
проверки безударных падежных окончаний
имен существительных стр.102-104

Устный опрос;

55

Именительный и винительный падежи. (стр.
105-107)

Устный опрос;

56

Правописание окончаний имен
существительных в родительном падеже
(стр.107-110)

Устный опрос;

57

Именительный, родительный и винительные Устный опрос
падежи одушевленных имен существительных
(стр.111-113)

58

Правописание окончаний имен
существительных в дательном падеже (стр.
113-115

Письменный
контроль;

59.

Упражнение в правописании безударных
окончаний имен существительных в
родительном и дательном падеже (стр. 115116)

Устный опрос;

60.

61.

62.

Упражнение в правописании безударных
Устный опрос
окончаний имен существительных в
родительном и дательном падеже (стр 116-117
Правописание окончаний имен
существительных в творительном падеже
(стр.118)
Упражнение в правописании окончаний
имен существительных в творительном
падеже (стр.119-120.

Устный опрос
Устный и
письменный
контроль

63.

Правописание окончаний имен
существительных в предложном падеже (стр.
121-122

Устный опрос;

64.

Упражнение в правописании окончаний имен Устный опрос;
существительных в предложном падеже
(стр.123-124)

65.

Правописание безударных окончаний
имен существительных во всех падежах
(стр.125-126)

66.

Упражнение в правописание
безударных падежных окончаний
имен существительных (стр.127128)

Устный опрос;

Устный опрос;

67.

Диктант по теме: «Правописание
безударных падежных окончаний имён
существительных в единственном числе»

Письменный
контроль;

68.

Анализ контрольного диктанта.
Повторение (стр.131)

Устный опрос;

69.

Сочинение по картине В.А Тропинина
«Кружевница» (стр.130 упр. 247)

Устный и
письменный
контроль;

70.

Работа над ошибками. Упражнение в
правописание безударных падежных
окончаний имен существительных (стр.128130)

Устный опрос;

71.

72.

Склонение имен существительных во
множественном числе (стр.131-132)

Контрольный диктант за первое полугодие

Устный опрос

Устный опрос;

72

Именительный падеж имен существительных
множественного числа (стр.133-134

Устный опрос;

73.

Родительный падеж имен существительных
множественного числа (стр. 134-136)

Устный опрос;

74. Правописание окончаний имен существительных Устный опрос;
множественного числа в родительном падеже.
Родительный и винительный падежи
существительных множественного числа
(стр.137-138)

75.

Дательный, творительный и предложный
Устный лопрос
падежи имен существительных множественного
числа (стр.139-140)

76.

Обучающее изложение (стр.141, упр. 273

77. Анализ изложения. Правописание падежных
окончаний имен существительных в
единственном и множественном числе стр.142

78.

Нащи проекты «Говорите правильно!) (стр.144

79. Имя прилагательное как часть речи (стр.4-6) 2

Устный и
письменный
контроль
Письменный
контроль;

Устный опрос;
Устный опрос;

часть

80

Род и число имен прилагательных (стр.7-9)

Устный опрос;

81.

Описание игрушки (стр.9. упр. 14),15.

Устный опрос;

82.

Склонение имен прилагательных (стр.10-12).

Устный опрос

83.

Сочинение на тему «Чем мне запомнилась
картина В.А. Серова «Мика Морозов»»
(стр.13, упр. 21,22.

Устный и
письменный
контроль

84

Склонение имен прилагательных мужского
и среднего рода в единственном числе
(стр.15-17).

Устный опрос;

Устный опрос

85.

Правописание окончаний имен
прилагательных мужского и среднего рода в
именительном падеже (стр.17-18)

86

Правописание окончаний имен прилагательных Устный опрос
мужского и среднего рода в родительном
падеже (стр.19-20)

87.

Правописание окончаний имен прилагательных Устный опрос
мужского и среднего рода в дательном падеже
(стр. 20-21)

88.

Именительный, винительный и родильный
падежи (стр.22-24)

89

Правописание окончаний имен прилагательных Устный опрос;
мужского и среднего рода в творительном и
предложном падежах стр.25-26

90

Упражнение в правописании окончаний имен
Устный опрос
прилагательных мужского и среднего рода (стр.
26-27)

91. Выборочное изложение описательного текста.
Стр.27

Устный опрос;

Устный и
письменный
контроль

92.

Анализ изложения. Правописание окончаний
имен прилагательных мужского и среднего
рода

Устный опрос;

93.

Склонение имен прилагательных женского
рода (стр.29)

Устный опрос;

94.

Именительный и винительный падежи имен
прилагательных женского рода (стр.30-31).

Устный опрос;

95.

Родительный, дательный, творительный и
предложный падежи имен прилагательных
женского рода (стр.32-33)

Устный опрос;

96.

Винительный и творительный падежи имен
прилагательный женского рода (стр.34-35

97.

Упражнение в правописание падежных
окончаний имен прилагательных (стр.36)

Устный опрос
Устный опрос

98. Изложение описательного текста (стр.36 упр
77)

99

Анализ изложения. Правописание падежных
окончаний имен прилагательных (стр.37)

100. Склонение имен прилагательных во
множественном числе (стр.38-39)

Устный и
письменный
контроль
Устный опрос

Устный опрос

101. Сочинение-отзыв по картине Н.К. Рериха

Устный и
письменный
контроль ;

102. Именительный и винительный падежи имен

Устный опрос;

103. Родительный и предложный падежи имен

Устный опрос;

«Заморские гости» (стр.40 упр 84-85)

прилагательных множественного числа (стр.4142
прилагательных множественного числа
Стр.43-44

104. Дательный и творительный падежи имен
прилагательных множественного числа
(стр.45-46

105. Обобщение по теме « Имя прилагательное

106. Сочинение-отзыв по картине И.Э. Грабаря
«Февральская лазурь» (стр.49, упр. 106)

107. Обобщение по теме « Имя прилагательное»
Проверка знаний (стр.50

Устный опрос;

письменный
контроль
Устный и
письменный
контроль
Письменный
контроль

108. диктант по теме «Имя прилагательное.

Письменный
контроль

109. Анализ контрольного диктанта. Повторение

Устный и
письменный
контроль

(задания на карточках

110.

Местоимение как часть речи (стр. 52-53

Устный опрос;

111. Личные местоимения (стр.54-55)

Устный опрос;

112. Изменение личных местоимений 1-го и 2-

Устный опрос

го лица по падежам (стр.56-59)

2113.
лиц Изменение личных местоимений 3-его лица

Устный опрос;

по падежам (стр. 60-62)

114. Изменение личных местоимений по

Устный опрос;

падежам (стр.63-64)

115. Изложение повествовательного текста с
элементами описания (стр.65 упр 138)

Письменный
контроль;

116. Анализ изложения. Обобщение по теме
«Местоимение.

Устный опрос;

117. диктант по теме «Местоимение»

Письменный
контроль

118. Анализ диктанта. Повторение (задания на
карточках).

Устный опрос;

119. Роль глаголов в языке (стр.68-70)

Устный опрос

120. Изменения глаголов по временам (стр.71)

Устный опрос;

121. Неопределенная форма глагола (стр.72-74)

Устный опрос;

122. Неопределенная форма глагола (стр.74-75)

Устный опрос;

123. Изменение глаголов по временам (стр.76-78)

Устный опрос

124. Изложение повествовательного текста по

Устный опрос;

цитатному плану (стр.79, упр. 162)

125. Анализ изложения. Спряжение глаголов

Устный опрос;

(стр.80-82

126. Спряжение глаголов (стр. 82-84)

Устный опрос

127. 2-е лицо глаголов настоящего и будущего

Устный опрос;

128. Сочинение по картине И.И Левитана «Весна.

Устный и
письменный
контроль

129. 1 и 2 спряжение глаголов настоящего времени

Устный опрос;

времени в единственном числе (стр.85-87
Большая вода» (стр.87, упр. 178

(стр.88-89)

130. 1 и 2 спряжение глаголов будущего времени

Устный опрос

(стр.90-91)

131. Наши проекты «Пословицы и поговорки»
(стр.92)

132. Правописание безударных личных окончаний
глаголов в настоящем и будущем времени
(стр.93-95)

133. Правописание безударных личных
окончаний глаголов в настоящем и будущем
времени (стр.96-99)

134. Правописание безударных личных окончаний
глаголов в настоящем и будущем времени
(стр. 100)

Устный опрос;
Устный опрос;

Устный опрос;

Устный опрос;

135. Правописание безударных личных
окончаний глаголов в настоящем и
будущем времени (стр.100-101).

Устный опрос;

136. Возвратные глаголы (стр.102-103)

Устный опрос

137. Правописание -тся и -ться в возвратных

Устный опрос;

глаголах (стр.103-105)

138. Правописание -тся и -ться в возвратных
глаголах (стр.106-107).

Устный опрос

139. Закрепление изученного составление рассказа

Устный опрос;

по серии картинок (стр.108)

140 Правописание глаголов в прошедшем времени Устный опрос
Стр.109-111

141. Правописание родовых окончаний глаголов в

Устный опрос

прошедшем времени (стр.111-112)

142. Правописание безударного суффикса в
глаголах прошедшего времени (стр.113)

143. Изложение повествовательного текста по

Устный опрос;
Устный опрос;

вопросам (стр.114, упр. 241

144. диктант по теме «Глагол»

письменный
контроль;

145. Анализ контрольного диктанта. Повторение (

Устный опрос;

146. Обобщение по теме «Глагол» (стр.115-116

Устный опрос;

147. Обобщение по теме «Глагол» (стр.117-118

Тестирование;

148. Изложение повествовательного текста

Устный и
письменный
контроль

Задания на карточках)

Стр119 упр.253

149. Анализ изложения, тестовой работы.
Повторение (задания на карточках)

Повторение (16 часов)

Устный и
письменный
контроль

150 Язык. Речь. Текст. (стр.121-123)

Устный опрос;

151 Предложение и словосочетание (стр. 124)

Устный опрос;

152 Предложение и словосочетание (стр. 121-127)

Устный опрос;

153 Итоговый контрольный диктант

Письменный
контроль

154 Анализ контрольного диктанта. Повторение

Устный и
письменный
контроль
Устный опрос

155 Лексическое значение слова (стр.128-129)

156 Сочинение на тему «Мои впечатления от
Устный и
картины И.И Шишкина «Рожь»» (стр.129 упр 278) письменный

контроль

157 Состав слова (стр.130-131)

Устный опрос

158 Состав слова (стр.132)

Устный опрос

159 Состав слова (стр.133

Устный опрос

160 Состав слова (стр.134

Устный опрос

161 Части речи (стр.135-136)

Устный опрос

162 Части речи (стр.137-139)

Устный опрос

163 Изложение повествовательного текста по
цитатному плану (стр.140 упр310)

Устный и
письменный
контроль
Устный и
письменный
контроль

164 Анализ изложения. Части речи (стр. 141-143

165 Обобщение знаний
166- Резерв
170

УЧЕБНО-МЕТОДИЧЕСКОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО
ПРОЦЕССА
ОБЯЗАТЕЛЬНЫЕ УЧЕБНЫЕ МАТЕРИАЛЫ ДЛЯ УЧЕНИКА
• Русский язык (в 2 частях), 4 класс/ Канакина В.П., Горецкий В.Г., Акционерное
общество «Издательство «Просвещение»

МЕТОДИЧЕСКИЕ МАТЕРИАЛЫ ДЛЯ УЧИТЕЛЯ
Русский язык (в 2 частях), 4 класс/ Канакина В.П., Горецкий В.Г., Акционерное
общество «Издательство «Просвещение»
ЦИФРОВЫЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЕ РЕСУРСЫ И РЕСУРСЫ СЕТИ
ИНТЕРНЕТ
http://www.nsportal.r
http://www.pedsovet.ru
http://www.edu.ru/
http://www.uroki.net/docinf.htm

УЧИ.РУ

Powered by TCPDF (www.tcpdf.org)


Наверх
На сайте используются файлы cookie. Продолжая использование сайта, вы соглашаетесь на обработку своих персональных данных. Подробности об обработке ваших данных — в политике конфиденциальности.

Функционал «Мастер заполнения» недоступен с мобильных устройств.
Пожалуйста, воспользуйтесь персональным компьютером для редактирования информации в «Мастере заполнения».