Литературное чтение 4 класс

МИНИСТЕРСТВО ПРОСВЕЩЕНИЯ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

Министерство образования и молодежной политики Свердловской области

ГО Пелым
МКОУ СОШ № 1 п. Пелым
РАССМОТРЕНО

на педагогическом совете
Протокол № 1 от 27 августа 2024

г.

УТВЕРЖДАЮ
Директор МКОУ СОШ №1
__________________
/СмирноваТ.А./
Приказ № 93 от 27 августа 2024г.

Вводится в действие с 01.09.2024г

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА
(ID 4146951)
учебного предмета
«Литературное чтение»
для 4 класса начального общего образования

п. Пелым 2024

ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
Рабочая программа по учебному предмету «Литературное чтение» (предметная область
«Русский язык и литературное чтение») соответствует Федеральной рабочей программе по учебному
предмету «Литературное чтение» и включает пояснительную записку, содержание обучения,
планируемые результаты освоения программы по литературному чтению. Пояснительная записка
отражает общие цели и задачи изучения литературного чтения, место в структуре учебного плана, а
также подходы к отбору содержания и планируемым результатам.
Содержание обучения представлено тематическими блоками, которые предлагаются для
обязательного изучения в каждом классе на уровне начального общего образования. Содержание
обучения в каждом классе завершается перечнем универсальных учебных действий
(познавательных, коммуникативных, регулятивных), которые возможно формировать средствами
литературного чтения с учётом возрастных особенностей обучающихся.
Планируемые результаты освоения программы по литературному чтению включают
личностные, метапредметные результаты за период обучения, а также предметные достижения
обучающегося за каждый год обучения на уровне начального общего образования.
ОБЩАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА «ЛИТЕРАТУРНОЕ ЧТЕНИЕ»
Программа по литературному чтению на уровне начального общего образования составлена на
основе требований к результатам освоения программы начального общего образования ФГОС НОО,
а также ориентирована на целевые приоритеты духовно-нравственного развития, воспитания и
социализации обучающихся, сформулированные в федеральной рабочей программе воспитания.
Литературное чтение – один из ведущих учебных предметов уровня начального общего
образования, который обеспечивает, наряду с достижением предметных результатов, становление
базового умения, необходимого для успешного изучения других предметов и дальнейшего обучения,
читательской грамотности и закладывает основы интеллектуального, речевого, эмоционального,
духовно-нравственного развития обучающихся.
Литературное чтение призвано ввести обучающегося в мир художественной литературы, обеспечить
формирование навыков смыслового чтения, способов и приёмов работы с различными видами
текстов и книгой, знакомство с детской литературой и с учётом этого направлен на общее и
литературное развитие обучающегося, реализацию творческих способностей обучающегося, а также
на обеспечение преемственности в изучении систематического курса литературы
начального общего образования.
МЕСТО УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА «ЛИТЕРАТУРНОЕ ЧТЕНИЕ» В УЧЕБНОМ ПЛАНЕ
Предмет «Литературное чтение» преемственен по отношению к предмету «Литература»,
который изучается в основной школе.
На литературное чтение в 4 классах по 102 часов (3 часа в неделю в каждом классе).

ЦЕЛИ ИЗУЧЕНИЯ УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА "ЛИТЕРАТУРНОЕ ЧТЕНИЕ"
Приоритетная цель обучения литературному чтению — становление грамотного читателя,
мотивированного к использованию читательской деятельности как средства самообразования и
саморазвития, осознающего роль чтения в успешности обучения и повседневной жизни,
эмоционально откликающегося на прослушанное или прочитанное произведение.
Приобретённые младшими школьниками знания, полученный опыт решения учебных задач, а
также сформированность предметных и универсальных действий в процессе изучения предмета
2

«Литературное чтение» станут фундаментом обучения в основном звене школы, а также будут
востребованы в жизни.
Достижение заявленной цели определяется особенностями курса литературного чтения и
решением следующих задач:
— формирование у младших школьников положительной мотивации к систематическому
чтению и слушанию художественной литературы и произведений устного народного творчества
— достижение необходимого для продолжения образования уровня общего речевого развития;
— осознание значимости художественной литературы и произведений устного народного
творчества для всестороннего развития личности человека;
— первоначальное представление о многообразии жанров художественных произведений и
произведений устного народного творчества;
— овладение элементарными умениями анализа и интерпретации текста, осознанного
использования при анализе текста изученных литературных понятий: прозаическая и
стихотворная речь; жанровое разнообразие произведений (общее представление о жанрах);
устное народное творчество, малые жанры фольклора (считалки, пословицы, поговорки, загадки,
фольклорная сказка); басня (мораль, идея, персонажи); литературная сказка, рассказ; автор;
литературный герой; образ; характер; тема; идея; заголовок и содержание; композиция; сюжет;
эпизод, смысловые части; стихотворение (ритм, рифма); средства художественной
выразительности (сравнение, эпитет, олицетворение);
— овладение техникой смыслового чтения вслух (правильным плавным чтением, позволяющим
понимать смысл прочитанного, адекватно воспринимать чтение слушателями).

3

СОДЕРЖАНИЕ УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА
О Родине, героические страницы истории. Наше Отечество, образ родной земли в стихотворных и
прозаических произведениях писателей и поэтов ХIХ и ХХ веков (по выбору, не менее четырёх,
например произведения И. С. Никитина, Н. М. Языкова, С. Т. Романовского, А. Т. Твардовского, М.
М. Пришвина, С. Д. Дрожжина, В. М. Пескова и др.). Представление о проявлении любви к родной
земле в литературе разных народов (на примере писателей родного края, представителей разных
народов России). Страницы истории России, великие люди и события: образы Александра Невского,
Дмитрия Пожарского, Дмитрия Донского, Александра Суворова, Михаила Кутузова и других
выдающихся защитников Отечества в литературе для детей. Отражение нравственной идеи: любовь
к Родине. Героическое прошлое России, тема Великой Отечественной войны в произведениях
литературы (на примере рассказов А. П. Платонова, Л. А. Кассиля, В. К. Железняка, С. П. Алексеева).
Осознание понятия: поступок, подвиг.
Круг чтения: народная и авторская песня: понятие исторической песни, знакомство с песнями на
тему Великой Отечественной войны.
Фольклор (устное народное творчество). Фольклор как народная духовная культура (произведения
по выбору). Многообразие видов фольклора: словесный, музыкальный, обрядовый (календарный).
Культурное значение фольклора для появления художественной литературы. Малые жанры
фольклора (назначение, сравнение, классификация). Собиратели фольклора (А. Н. Афанасьев,
В.
И. Даль). Виды сказок: о животных, бытовые, волшебные. Отражение в произведениях фольклора
нравственных ценностей, быта и культуры народов мира. Сходство фольклорных произведений
разных народов по тематике, художественным образам и форме («бродячие» сюжеты).
Круг чтения: былина как эпическая песня о героическом событии. Герой былины — защитник
страны. Образы русских богатырей: Ильи Муромца, Алёши Поповича, Добрыни Никитича, Никиты
Кожемяки (где жил, чем занимался, какими качествами обладал). Средства художественной
выразительности в былине: устойчивые выражения, повторы, гипербола. Устаревшие слова, их место
в былине и представление в современной лексике. Народные былинно-сказочные темы в творчестве
художника В. М. Васнецова.
Творчество А. С. Пушкина. Картины природы в лирических произведениях А. С. Пушкина.
Средства художественной выразительности в стихотворном произведении (сравнение, эпитет,
олицетворение, метафора). Круг чтения: литературные сказки А. С. Пушкина в стихах: «Сказка о
мёртвой царевне и о семи богатырях». Фольклорная основа авторской сказки. Положительные и
отрицательные герои, волшебные помощники, язык авторской сказки.
Творчество И. А. Крылова. Представление о басне как лиро-эпическом жанре. Круг чтения: басни на
примере произведений И. А. Крылова, И. И. Хемницера, Л. Н. Толстого, С. В. Михалкова. Басни
стихотворные и прозаические (не менее трёх). Развитие событий в басне, её герои (положительные,
отрицательные). Аллегория в баснях. Сравнение басен: назначение, темы и герои, особенности языка.
Творчество М. Ю. Лермонтова. Круг чтения: лирические произведения М. Ю. Лермонтова (не
менее трёх). Средства художественной выразительности (сравнение, эпитет, олицетворение); рифма,
ритм. Метафора как «свёрнутое» сравнение. Строфа как элемент композиции стихотворения.
Переносное значение слов в метафоре. Метафора в стихотворениях М. Ю. Лермонтова.
4

Литературная сказка. Тематика авторских стихотворных сказок (две-три по выбору). Герои
литературных сказок (произведения М. Ю. Лермонтова, П. П. Ершова, П. П. Бажова, С. Т.
Аксакова, С. Я. Маршака и др.). Связь литературной сказки с фольклорной: народная речь —
особенность авторской сказки. Иллюстрации в сказке: назначение, особенности.
Картины природы в творчестве поэтов и писателей ХIХ— ХХ веков. Лирика, лирические
произведения как описание в стихотворной форме чувств поэта, связанных с наблюдениями,
описаниями природы. Круг чтения: лирические произведения поэтов и писателей (не менее пяти
авторов по выбору): В. А. Жуковский, Е. А. Баратынский, Ф. И. Тютчев, А. А. Фет, Н. А.
Некрасов, И. А. Бунин, А. А. Блок, К. Д. Бальмонт, М. И. Цветаева и др. Темы стихотворных
произведений, герой лирического произведения. Авторские приёмы создания художественного образа
в лирике. Средства выразительности в произведениях лирики: эпитеты, синонимы, антонимы,
сравнения, олицетворения, метафоры. Репродукция картины как иллюстрация к лирическому
произведению.
Творчество Л. Н. Толстого. Круг чтения (не менее трёх произведений): рассказ (художественный и
научно-познавательный), сказки, басни, быль. Повесть как эпический жанр (общее представление).
Значение реальных жизненных ситуаций в создании рассказа, повести. Отрывки из
автобиографической повести Л. Н. Толстого «Детство». Особенности художественного текстаописания: пейзаж, портрет героя, интерьер. Примеры текста-рассуждения в рассказах Л. Н. Толстого.
Произведения о животных и родной природе. Взаимоотношения человека и животных, защита и
охрана природы — тема произведений литературы. Круг чтения (не менее трёх авторов): на примере
произведений А. И. Куприна, В. П. Астафьева, К. Г. Паустовского, М. М. Пришвина, Ю. И.
Коваля и др.
Произведения о детях. Тематика произведений о детях, их жизни, играх и занятиях,
взаимоотношениях со взрослыми и сверстниками (на примере произведений не менее трёх авторов):
А. П. Чехова, Б. С. Житкова, Н. Г. Гарина-Михайловского, В. В. Крапивина и др. Словесный
портрет героя как его характеристика. Авторский способ выражения главной мысли. Основные
события сюжета, отношение к ним героев.
Пьеса. Знакомство с новым жанром — пьесой-сказкой. Пьеса — произведение литературы и
театрального искусства (одна по выбору). Пьеса как жанр драматического произведения. Пьеса и
сказка: драматическое и эпическое произведения. Авторские ремарки: назначение, содержание.
Юмористические произведения. Круг чтения (не менее двух произведений по выбору):
юмористические произведения на примере рассказов М. М. Зощенко, В. Ю. Драгунского, Н. Н.
Носова, В. В. Голявкина. Герои юмористических произведений. Средства выразительности текста
юмористического содержания: гипербола. Юмористические произведения в кино и театре.
Зарубежная литература. Расширение круга чтения произведений зарубежных писателей.
Литературные сказки Ш. Перро, Х.-К. Андерсена, братьев Гримм, Э. Т. А. Гофмана, Т. Янссон и др.
(по выбору). Приключенческая литература: произведения Дж. Свифта, Марка Твена.
Библиографическая культура (работа с детской книгой и справочной литературой). Польза
чтения и книги: книга — друг и учитель. Правила читателя и способы выбора книги (тематический,
систематический каталог). Виды информации в книге: научная, художественная (с опорой на
внешние показатели книги), её справочно-иллюстративный материал. Очерк как повествование о
реальном событии. Типы книг (изданий): книга-произведение, книга-сборник, собрание сочинений,
периодическая печать, справочные издания. Работа с источниками периодической печати.
5

ПЛАНИРУЕМЫЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ
Изучение литературного чтения в 4 классе направлено на достижение обучающимися
личностных, метапредметных и предметных результатов освоения учебного предмета.
ЛИЧНОСТНЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ
Личностные результаты освоения программы предмета «Литературное чтение» достигаются в
процессе единства учебной и воспитательной деятельности, обеспечивающей позитивную
динамику развития личности младшего школьника, ориентированную на процессы
самопознания, саморазвития и самовоспитания. Личностные результаты освоения программы
предмета «Литературное чтение»отражают освоение младшими школьниками социально
значимых норм и отношений, развитие позитивного отношения обучающихся к общественным,
традиционным, социокультурным и духовно-нравственным ценностям, приобретение опыта
применения сформированных представлений и отношений на практике.
Гражданско-патриотическое воспитание:
— становление ценностного отношения к своей Родине — России, малой родине,
проявление интереса к изучению родного языка, истории и культуре Российской
Федерации, понимание естественной связи прошлого и настоящего в культуре общества;
— осознание своей этнокультурной и российской гражданской идентичности,
сопричастности к прошлому, настоящему и будущему своей страны и родного края,
проявление уважения к традициям и культуре своего и других народов в процессе
восприятия и анализа произведений выдающихся представителей русской литературы и
творчества народов России;
— первоначальные представления о человеке как члене общества, о правах и
ответственности, уважении и достоинстве человека, о нравственно-этических нормах
поведения и правилах межличностных отношений.
Духовно-нравственное воспитание:
— освоение опыта человеческих взаимоотношений, признаки индивидуальности
каждого человека, проявление сопереживания, уважения, любви, доброжелательности
и других моральных качеств к родным, близким и чужим людям, независимо от их
национальности, социального статуса, вероисповедания;
— осознание этических понятий, оценка поведения и поступков персонажей
художественных произведений в ситуации нравственного выбора;
— выражение своего видения мира, индивидуальной позиции посредством
накопления и систематизации литературных впечатлений, разнообразных по
эмоциональной окраске;
— неприятие любых форм поведения, направленных на причинение физического и
морального вреда другим людям
Эстетическое воспитание:

6

— проявление уважительного отношения и интереса к художественной культуре, к
различным видам искусства, восприимчивость к разным видам искусства, традициям и
творчеству своего и других народов, готовность выражать своё отношение в разных видах
художественной деятельности;
— приобретение эстетического опыта слушания, чтения и эмоционально-эстетической
оценки
произведений фольклора и художественной литературы;
— понимание образного языка художественных произведений, выразительных
средств, создающих художественный образ.
Физическое воспитание, формирование культуры здоровья эмоционального благополучия:
— соблюдение правил здорового и безопасного (для себя и других людей) образа
жизни в окружающей среде (в том числе информационной);
— бережное отношение к физическому и психическому здоровью.
Трудовое воспитание:
— осознание ценности труда в жизни человека и общества, ответственное
потребление и бережное отношение к результатам труда, навыки участия в различных
видах трудовой деятельности, интерес к различным профессиям.
Экологическое воспитание:
— бережное отношение к природе, осознание проблем взаимоотношений человека и
животных, отражённых в литературных произведениях;
— неприятие действий, приносящих ей вред.
Ценности научного познания:
— ориентация в деятельности на первоначальные представления о научной картине
мира, понимание важности слова как средства создания словесно-художественного
образа, способа выражения мыслей, чувств, идей автора;
— овладение смысловым чтением для решения различного уровня учебных и жизненных
задач;
— потребность в самостоятельной читательской деятельности, саморазвитии средствами
литературы, развитие познавательного интереса, активности, инициативности,
любознательности и самостоятельности в познании произведений фольклора и
художественной литературы, творчества писателей.
МЕТАПРЕДМЕТНЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ
В результате изучения предмета «Литературное чтение» в начальной школе у обучающихся
будут сформированы познавательные универсальные учебные действия:
базовые логические действия:
— сравнивать произведения по теме, главной мысли (морали), жанру, соотносить
произведение и его автора, устанавливать основания для сравнения произведений,
устанавливать аналогии;
— объединять произведения по жанру, авторской принадлежности;
7

— определять существенный признак для классификации, классифицировать
произведения по темам, жанрам и видам;
— находить закономерности и противоречия при анализе сюжета (композиции),
восстанавливать нарушенную последовательность событий (сюжета), составлять аннотацию,
отзыв по
предложенному алгоритму;
— выявлять недостаток информации для решения учебной (практической) задачи на
основе предложенного алгоритма;
— устанавливать причинно-следственные связи в сюжете фольклорного и художественного
текста, при составлении плана, пересказе текста, характеристике поступков героев;
базовые исследовательские действия:
— определять разрыв между реальным и желательным состоянием объекта (ситуации) на
основе

предложенных учителем вопросов;

— формулировать с помощью учителя цель, планировать изменения объекта, ситуации;
— сравнивать несколько вариантов решения задачи, выбирать наиболее подходящий (на
основе

предложенных критериев);

— проводить по предложенному плану опыт, несложное исследование по установлению
особенностей объекта изучения и связей между объектами (часть — целое, причина —
следствие);
— формулировать выводы и подкреплять их доказательствами на основе результатов
проведённого наблюдения (опыта, классификации, сравнения, исследования);
— прогнозировать возможное развитие процессов, событий и их последствия в
аналогичных

или сходных ситуациях;

работа с информацией:
— выбирать источник получения информации;
— согласно заданному алгоритму находить в предложенном источнике информацию,
представленную в явном виде;
— распознавать достоверную и недостоверную информацию самостоятельно или на
основании предложенного учителем способа её проверки;
— соблюдать с помощью взрослых (учителей, родителей (законных представителей)
правила

информационной безопасности при поиске информации в сети Интернет;

— анализировать и создавать текстовую, видео, графическую, звуковую информацию в
соответствии с учебной задачей;
— самостоятельно создавать схемы, таблицы для представления информации.
К концу обучения в начальной школе у обучающегося формируются коммуникативные
универсальные учебные действия:
общение:
8

— воспринимать и формулировать суждения, выражать эмоции в соответствии с целями и
условиями общения в знакомой среде;
— проявлять уважительное отношение к собеседнику, соблюдать правила ведения диалога
и

дискуссии;
— признавать возможность существования разных точек зрения;
— корректно и аргументированно высказывать своё мнение;
— строить речевое высказывание в соответствии с поставленной задачей;
— создавать устные и письменные тексты (описание, рассуждение, повествование);

—

готовить небольшие публичные выступления;
— подбирать иллюстративный материал (рисунки, фото, плакаты) к тексту выступления.
К концу обучения в начальной школе у обучающегося формируются регулятивные
универсальные учебные действия:
самоорганизация:
— планировать действия по решению учебной задачи для получения результата;
— выстраивать последовательность выбранных действий;
самоконтроль:
— устанавливать причины успеха/неудач учебной деятельности;
— корректировать свои учебные действия для преодоления ошибок.
Совместная деятельность:
— формулировать краткосрочные и долгосрочные цели (индивидуальные с учётом
участия в коллективных задачах) в стандартной (типовой) ситуации на основе
предложенного формата планирования, распределения промежуточных шагов и сроков;
— принимать цель совместной деятельности, коллективно строить действия по её
достижению: распределять роли, договариваться, обсуждать процесс и результат
совместной работы;
— проявлять готовность руководить, выполнять поручения, подчиняться;
— ответственно выполнять свою часть работы;
— оценивать свой вклад в общий результат;
— выполнять совместные проектные задания с опорой на предложенные образцы.
ПРЕДМЕТНЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ
Предметные результаты освоения программы начального общего образования по
учебному предмету «Литературное чтение» отражают специфику содержания предметной
области, ориентированы на применение знаний, умений и навыков обучающимися в
различных учебных ситуациях и жизненных условиях и представлены по годам обучения.
К концу обучения в четвёртом классе обучающийся научится:
— осознавать значимость художественной литературы и фольклора для всестороннего
развития личности человека, находить в произведениях отражение нравственных ценностей,
9

фактов бытовой и духовной культуры народов России и мира, ориентироваться в
нравственно-этических понятиях в контексте изученных произведений;
— демонстрировать интерес и положительную мотивацию к систематическому
чтению и слушанию художественной литературы и произведений устного народного
творчества: формировать собственный круг чтения;
— читать вслух и про себя в соответствии с учебной задачей, использовать разные виды
чтения (изучающее, ознакомительное, поисковое выборочное, просмотровое выборочное);
— читать вслух целыми словами без пропусков и перестановок букв и слогов доступные
по восприятию и небольшие по объёму прозаические и стихотворные произведения в
темпе не менее 80 слов в минуту (без отметочного оценивания);
— читать наизусть не менее 5 стихотворений в соответствии с изученной
тематикой произведений;
— различать художественные произведения и познавательные тексты;
— различать прозаическую и стихотворную речь: называть особенности стихотворного
произведения (ритм, рифма, строфа), отличать лирическое произведение от эпического;
— понимать жанровую принадлежность, содержание, смысл прослушанного/прочитанного
произведения: отвечать и формулировать вопросы (в том числе проблемные) к познавательным,
учебным и художественным текстам;
— различать и называть отдельные жанры фольклора (считалки, загадки, пословицы, потешки,
небылицы, народные песни, скороговорки, сказки о животных, бытовые и волшебные),
приводить примеры произведений фольклора разных народов России;
— соотносить читаемый текст с жанром художественной литературы (литературные сказки,
рассказы, стихотворения, басни), приводить примеры разных жанров литературы России и стран
мира;
— владеть элементарными умениями анализа и интерпретации текста: определять тему и
главную мысль, последовательность событий в тексте произведения, выявлять связь событий,
эпизодов текста;
— характеризовать героев, давать оценку их поступкам, составлять портретные характеристики
персонажей, выявлять взаимосвязь между поступками и мыслями, чувствами героев, сравнивать
героев одного произведения по самостоятельно выбранному критерию (по аналогии или по
контрасту), характеризовать собственное отношение к героям, поступкам; находить в тексте
средства изображения героев (портрет) и выражения их чувств, описание пейзажа и интерьера,
устанавливать причинно-следственные связи событий, явлений, поступков героев;
— объяснять значение незнакомого слова с опорой на контекст и с использованием словаря;
находить в тексте примеры использования слов в прямом и переносном значении, средства
художественной выразительности (сравнение, эпитет, олицетворение, метафора);
— осознанно применять изученные понятия (автор, мораль басни, литературный герой,
персонаж, характер, тема, идея, заголовок, содержание произведения, эпизод, смысловые части,
композиция, сравнение, эпитет, олицетворение, метафора, лирика, эпос, образ);

10

— участвовать в обсуждении прослушанного/прочитанного произведения: строить
монологическое и диалогическое высказывание с соблюдением норм русского литературного
языка (норм произношения, словоупотребления, грамматики); устно и письменно
формулировать простые выводы на основе прослушанного/прочитанного текста, подтверждать
свой ответ примерами из текста;
— составлять план текста (вопросный, номинативный, цитатный), пересказывать (устно)
подробно, выборочно, сжато (кратко), от лица героя, с изменением лица рассказчика, от третьего
лица;
— читать по ролям с соблюдением норм произношения, расстановки ударения, инсценировать
небольшие эпизоды из произведения;
— составлять устные и письменные высказывания на заданную тему по содержанию
произведения (не менее 10 предложений), писать сочинения на заданную тему, используя разные
типы речи (повествование, описание, рассуждение), корректировать собственный текст с учётом
правильности, выразительности письменной речи;
— составлять краткий отзыв о прочитанном произведении по заданному алгоритму;
— сочинять по аналогии с прочитанным, составлять рассказ по иллюстрациям, от имени одного
из героев, придумывать продолжение прочитанного произведения (не менее 10 предложений);—
использовать в соответствии с учебной задачей аппарат издания (обложку, оглавление,
аннотацию, иллюстрации, предисловие, приложения, сноски, примечания);
— выбирать книги для самостоятельного чтения с учётом рекомендательного списка, используя
картотеки, рассказывать о прочитанной книге;
— использовать справочную литературу, включая ресурсы сети Интернет (в условиях
контролируемого входа), для получения дополнительной информации в соответствии с учебной
задачей.

11

ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ

4 КЛАСС
№ Наименование разделов

Кол-во
часов

Электронно-образовательные
ресурсы

1

Вводный урок

1

http://www.nsportal.ru

2

Былины,, летописи, житие

10

info@infourok.ru

3

Чудесный мир классики

19

4

Поэтическая тетрадь

11

5

Литературные сказки

16

6

Делу время-потехе час

6

7

Страна детства

8

8

Природа и мы

7

9

Родина

5

10

Страна «Фантазия»

4

11

Зарубежная литература

14

Резерв

1
Итого

1

2
3
4

5
6
7
8

Групповая форма,

http://www.uroki.net/docinf.htm парная,
http://www.pedsovet.su
http://schoolcollection.
edu.ru/
образовательные платформы
СФЕРУМ,

деловая игра,

дискуссия

РЭШ.
Учи.ру

102

Поурочное планирование 4 КЛАСС
№

Формы
реализации
воспитательного
компонента

Виды, формы
контроля

Тема урока
Знакомство с учебником по литературному
чтению. Система условных обозначений.
Содержание учебника. Словарь
Устный опрос
«Былины. Летописи. Жития» 10 ч.
Особенности былины как жанра. «Ильины
три поездочки».
Устный опрос
Былина и её герои. «Три поездки Ильи
Муромца»
Устный опрос
Летописи. "И повесил Олег щит свой на
вратах Царьграда".
Устный опрос
Особенности летописи как исторического
произведения. "И вспомнил Олег коня
своего".
Устный опрос
« Вещий Олег»( хрестоматия)
Устный опрос
Проект «Создание календаря исторических
Проект
событий».
Проект «Создание календаря исторических
событий».

Дата

Домашнее
задание

12

Особенности жития как жанра. «Житие
9 Сергия Радонежского» .
Устный опрос
10 «Житие Сергия Радонежского» .
Устный опрос
Проверим себя по разделу «Летописи.
Письменный
контроль
11 Былины. Жития».
«Чудесный мир классики» 19ч.
А.С. Пушкин - великий русский писатель.
12 Слонимская о Пушкине А.С.
Устный опрос
13 А.С. Пушкин «Няне».
Устный опрос
А.С.
Пушкин
.«Туча»,
«Унылая
пора!..».
14
Устный опрос
Мотивы народной сказки в литературной.
А.С. Пушкин «Сказка о мертвой царевне и о
15 семи богатырях».
Устный опрос
А.С. Пушкин «Сказка о мертвой царевне и о
16 семи богатырях».
Устный опрос
А.С. Пушкин «Сказка о мертвой царевне и о
семи богатырях». Поступки и действия как
основное средство изображения
17 персонажей.
Устный опрос
Тематическая проверочная работа по итогам
18 раздела «Творчество А.С. Пушкина»
тест
М.Ю. Лермонтов - выдающийся русский
поэт и писатель. Шан –Гирей о Лермон 19 тове М.Ю.
Устный опрос
20 М.Ю. Лермонтов «Ашик-Кериб».
Устный опрос
21 М.Ю. Лермонтов «Ашик-Кериб».
Устный опрос
М.Ю. Лермонтов «Ашик-Кериб».
Сравнение мотивов русской и турецкой
22 сказки.
Тест
Л.Н.Толстой великий русский писатель.
23 Толстой С. О Толстом Л.Н.»
Устный опрос
Главы из автобиографической повести Л.Н.
24 Толстого «Детство».
Устный опрос
Главы из автобиографической повести Л.Н.
25 Толстого «Детство».
Устный опрос
А.П.Чехов - великий русский писатель.
26 Семанова М. о Чехове А.П.
Устный опрос
27 А.П.Чехов Рассказ «Мальчики».
Устный опрос
А.П. Чехов «Мальчики». Составление
28 плана.
Устный опрос
29 К. Бальмонт «Русский язык»
Устный опрос
Проверим себя по разделу «Чудесный мир
Письменный
30 классики».
контроль
Поэтическая тетрадь (11 ч.)
31 Художественные выразительные средства.
Устный опрос
32 К. Ушинский «Четыре желания»
Устный опрос
Лирика Ф.И. Тютчева. «Ещё земли печален
33 вид…», «Как неожиданно и ярко…».
Устный опрос
34 Лирика А. Фета. «Весенний дождь».
Устный опрос
35 Лирика А. Фета«Бабочка»
Устный опрос
36 Картины весенней природы и настроение Устный опрос
13

в стихах Е. А. Баратынского «Весна, весна!
Как воздух чист!..»,
37 Е. А. Баратынский «Где сладкий шепот…».
Устный опрос
Тема любви к Родине в стихотворении
И. С. Никитина «В синем небе плывут над
38 полями…»
Устный опрос
Тема детства в стихотворении Н. А.
39 Некрасова «Саша»
Устный опрос
Неповторимый красочный образ Родины в
стихотворении И.А. Бунина «Листопад».
40
Устный опрос
Проверим себя по разделу «Поэтическая
тетрадь».
41
Письменный контроль
«Литературные сказки» 16 ч.
Научно-познавательная сказка. В.Ф.
42 Одоевский «Городок в табакерке».
Устный опрос
Сочетание реальных и фантастических
событий в сказке В.Ф. Одоевского «Городок
43 в табакерке».
Устный опрос
Особенности поведения, внешнего облика,
речи героев сказки В.Ф. Одоевского
44 «Городок в табакерке».
Устный опрос
В.А. Жуковский « Сказка о царе Берендее, о
сыне Иване-царевиче, о хитростях Кощея
Бессмертнова и о премудрости Марьи 45 царевны, кощеевой дочери»(хрестоматия)
Устный опрос
В.А. Жуковский « Сказка о царе Берендее, о
сыне Иване-царевиче, о хитростях Кощея
Бессмертнова и о премудрости Марьи 46 царевны, кощеевой дочери»(хрестоматия)
Устный опрос
47 Сказы П.П. Бажова «Серебряное копытце.
Устный опрос
Отражение в сказке реальной жизни. П.П.
48 Бажов «Серебряное копытце.
Устный опрос
Особенности речи героев сказа П.П. Бажова
49 «Серебряное копытце».
Устный опрос
Народные образы героев сказа П.П.Бажова
50 «Серебряное копытце»
Устный опрос
Народные волшебные сказки и сказки
литературные. С.Т. Аксаков «Аленький
51 цветочек».
Устный опрос
С.Т.
Аксаков
«Аленький
цветочек».
52
Устный опрос
С.Т.
Аксаков
«Аленький
цветочек».
53
Устный опрос
Персонажи сказки, фантастические
события, волшебные предметы в С.Т.
54 Аксакова «Аленький цветочек».
Устный опрос
55 В.М. Гаршин « Сказка о жабе и розе»
Устный опрос
56 В.М. Гаршин « Сказка о жабе и розе»
Устный опрос
Проверим себя по разделу «Литературные
Письменный
сказки».
контроль
57
14

58
59
60
61
62
63
64
65

66
67

«Делу время – потехе час» 6 ч.
Авторская литературная сказка Е.Л. Шварца
«Сказка о потерянном времени».
Устный опрос
Авторская литературная сказка Е.Л. Шварца
«Сказка о потерянном времени».
Устный опрос
Средства создания комического
эффекта.В.Ю. Драгунский «Главные реки». Устный опрос
Средства создания комического
эффекта.В.Ю. Драгунский «Главные реки».
Устный опрос
Авторское отношение к герою в рассказе
Устный опрос
В.В. Голявкина «Никакой горчицы я не ел».
Проверим себя по разделу «Делу время –
Письменный
потехе час».
контроль
«Страна детства» 8ч
Б.С. Житков «Как я ловил человечков».
Устный опрос
К.Г. Паустовский «Корзина с еловыми
шишками».
Устный опрос
К.Г. Паустовский «Корзина с еловыми
шишками». Поступки как средство
Устный опрос
характеристики героев.
М.Зощенко «Ёлка»
Устный опрос

М.И. Цветаева «Бежит тропинка с
68 бугорка», «Наши царства».
Устный опрос
М.И. Цветаева «Бежит тропинка с
69 бугорка», «Наши царства».
Устный опрос
70 С.А. Есенин «Бабушкины сказки»
Устный опрос
Обобщение, знаний по разделу «Страна
Письменный
71 детства».
контроль
«Природа и мы» 7 ч
72
Д.Мамин-Сибиряк» Приёмыш»
Устный опрос
73 .С.Есенин «Лебёдушка»
Устный опрос
74 М.Пришвин «Выскочка»
Устный опрос
75 А.И. Куприн «Барбос и Жулька».
Устный опрос
Тема природы в рассказе В.П. Астафьева
76 «Стрижонок Скрип».
Устный опрос
Научно-естественные сведения о природе в
рассказе В.П. Астафьева «Стрижонок
77 Скрип».
Устный опрос
Проверим себя по разделу «Природа и мы»
Письменный
78
контроль
«Родина» 5 ч.
79 Тема любви к Родине И.С. Никитин «Русь». Устный опрос
Тема любви к Родине. С.Д. Дрожжин
80 «Родине»
Устный опрос
Тема любви к Родине. А.В. Жигулин «О,
Родина! В неярком блеске».Песня
81 защитников Брестской крепости.
Устный опрос
82 Наши проекты
проект
83 Проверим себя по разделу « Родина»
Письменный контроль
Страна «Фантазия» 4 ч.
15

Е.С. Велтистов «Приключения
84 Электроника».
Устный опрос
Е.С. Велтистов «Приключения
85 Электроника».
Устный опрос
Кир Булычёв «Путешествие Алисы»
86
Устный опрос
Проверим себя по разделу «Страна
87 Фантазия»
Письменный контроль
«Зарубежная литература» 14 ч.
88 Д. Свифт «Путешествие Гулливера».
Устный опрос
89 Д. Свифт «Путешествие Гулливера».
Устный опрос
90 Г.-Х. Андерсен «Русалочка».
Устный опрос
91 Г.-Х. Андерсен «Русалочка».
Устный опрос
92 Г.-Х. Андерсен «Русалочка».
Устный опрос
Устный опрос
93 М. Твен «Приключения Тома Сойера».
Письменный контроль
М. Твен «Приключения Гекльберри
94 Финна»(хрестоматия)
Устный опрос
95 М. Твен «Приключения Гекльберри Финна Устный опрос
96 Н. П. Вагнер « Руф и Руфина»(хрестоматия) Устный опрос
97 Н. П. Вагнер « Руф и Руфина»
Устный опрос
Э. Сетон- Томпсон « Виннипегский
98 волк»(хрестоматия)
Устный опрос
99 Э. Сетон- Томпсон « Виннипегский волк»
Устный опрос
Проверим себя по разделу «Зарубежная
100 литература»
Письменный опрос
101 Повторение за год
Устный опрос
102 Резерв

УЧЕБНО-МЕТОДИЧЕСКОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО
ПРОЦЕССА
ОБЯЗАТЕЛЬНЫЕ УЧЕБНЫЕ МАТЕРИАЛЫ ДЛЯ УЧЕНИКА
Учебник «Литературное чтение 4 класс» 1,2части. Авторы: Л.Ф.Климанова,
В.Г.Горецкий, М.В.Голованова , Л.А.Виноградская, М.В.Бойкина. Москва.
Просвещение 2020.
МЕТОДИЧЕСКИЕ МАТЕРИАЛЫ ДЛЯ УЧИТЕЛЯ

Учебник «Литературное чтение 4 класс» 1,2части. Авторы: Л.Ф.Климанова,
В.Г.Горецкий, М.В.Голованова , Л.А.Виноградская, М.В.Бойкина. Москва.
Просвещение 2020.

16

ЦИФРОВЫЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЕ РЕСУРСЫ И РЕСУРСЫ СЕТИ
ИНТЕРНЕТ
http://www.nsportal.r
http://www.pedsovet.ru
http://www.edu.ru/
http://www.uroki.net/docinf.htm

УЧИ.РУ

17

18

Powered by TCPDF (www.tcpdf.org)


Наверх
На сайте используются файлы cookie. Продолжая использование сайта, вы соглашаетесь на обработку своих персональных данных. Подробности об обработке ваших данных — в политике конфиденциальности.

Функционал «Мастер заполнения» недоступен с мобильных устройств.
Пожалуйста, воспользуйтесь персональным компьютером для редактирования информации в «Мастере заполнения».