Муниципальное казённое общеобразовательное учреждение средняя общеобразовательная школа №1 п. Пелым РАССМОТРЕНО на педагогическом совете Протокол № 1 от 27 августа 2024г. УТВЕРЖДАЮ Директор МКОУ СОШ №1 __________________ /СмирноваТ.А./ Приказ № 93 от 27 августа 2024г. Вводится в действие с 01.09.2024г РАБОЧАЯ ПРОГРАММА на 2024 – 2025 учебный год Дефектология 4 класс Пелым 2024 Пояснительная записка Данная рабочая программа разработана на основе Федерального государственного образовательного стандарта образования обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями), Примерной адаптированной основной общеобразовательной программы образования обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями), на основе авторских программ Э.Я Удаловой и Л.А Метиевой «Развитие психомоторных и сенсорных процессов» для учащихся 1-4 классов специального (коррекционного) учреждения VIII вида, А.Л. Сиротюк «Программа формирования нейропсихологического пространства проблемного ребенка», Н.П. Локаловой «120 уроков психологического развития младших школьников (Психологическая программа развития когнитивной сферы учащихся I-IV классов). - М.: «Ось89», 2006.)», С.В. Крюковой, Н.П. Слободяник «Удивляюсь, злюсь, боюсь, хвастаюсь и радуюсь. Программа предназначена для решения проблем познавательного, сенсорного и эмоционально-волевого развития умственно отсталого ребенка. Младший школьный возраст – важнейший период формирования жизненного ресурса ребенка, этап становления его социальности, освоения общественных отношений, обогащения мировосприятия и развития личностных качеств. Особенно значим этот период жизни для детей, имеющих отклонения в умственном развитии. Наукой доказано, что из всех функциональных отклонений в состоянии здоровья человека по социальным последствиям умственная отсталость является наиболее распространенным и тяжелым дефектом развития. Современные требования общества к развитию личности детей, имеющих отклонения в развитии, диктуют необходимость более полно реализовать идею индивидуализации обучения, учитывающего степень тяжести их дефекта, состояние здоровья, индивидуально-типологические особенности. А значит, речь идет о необходимости оказания комплексной дифференцированной помощи детям, направленной на преодоление трудностей овладения программными значениями, умениями и навыками, что в конечном итоге будет способствовать более успешной адаптации и интеграции их в общество. Цель образовательно-коррекционной работы с учетом специфики учебного предмета: коррекция познавательного, сенсорного и эмоционально-волевого развития. Задачи программы: 1. формирование познавательных универсальных учебных действий: общеучебных, логических, действий постановки и решения проблем; 2. формирование регулятивных универсальных учебных действий: - умение учиться и способность к организации своей деятельности (планирование, самоконтроль, оценка); - формирование целеустремленности и настойчивости в достижении целей, жизненного оптимизма, готовности к преодолению трудностей. 3. формирование пространственно-временных ориентировок; 4. коррекция и развитие навыков произвольного внимания и восприятия; 5. формирование приемов образного и логического запоминания, расширение объема памяти; 6. коррекция и формирование связной и последовательной речи; 7. развитие учебных и познавательных мотивов; 8. коррекция и развитие рефлексивной самооценки; 9. развитие рефлексивно-регулятивных и контрольно-оценочных действий; 10. эмоциональное развитие; 11. коррекция недостатков моторики, зрительно-моторной координации. Общая характеристика учебного предмета: Первой ступенью познания мира является чувственный опыт человека. Успешность умственного, физического, эстетического воспитания в значительной степени зависит от качества сенсорного опыта детей, т.е. от того, насколько полно ребенок воспринимает окружающий мир. Вследствие органического поражения ЦНС у детей с умеренной, тяжелой, глубокой умственной отсталостью, с ТМНР процессы восприятия, памяти, мышления, речи, двигательных и других функций нарушены или искажены, поэтому формирование предметных действий происходит со значительной задержкой. У многих детей с ТМНР, достигших школьного возраста, действия с предметами остаются на уровне неспецифических манипуляций. В этой связи ребенку необходима специальная обучающая помощь, направленная на формирование разнообразных видов предметнопрактической деятельности. Обучение начинается с формирования элементарных специфических манипуляций, которые со временем преобразуются в произвольные целенаправленные действия с различными предметами и материалами. Описание места учебного курса в учебном плане «Коррекционный курс» в учебном плане в Федеральном компоненте государственного стандарта обозначен как самостоятельный предмет, что подчеркивает его особое значение в системе образования детей с ОВЗ. Личностные и предметные результаты освоения конкретного учебного предмета Физические характеристики персональной идентификации: - определяет свои внешние данные (цвет глаз, волос, рост и т.д.); - определяет состояние своего здоровья; Гендерная идентичность - определяет свою половую принадлежность (без обоснования); Возрастная идентификация - определяет свою возрастную группу (ребенок, подросток, юноша); - проявляет уважение к людям старшего возраста. «Чувства, желания, взгляды» - понимает язык эмоций (позы, мимика, жесты и т.д.); - проявляет собственные чувства; «Социальные навыки» - использует элементарные формы речевого этикета; - охотно участвует в совместной деятельности (сюжетно-ролевых играх, инсценировках, хоровом пении, танцах и др., в создании совместных панно, рисунков, аппликаций, конструкций и поделок и т. п.); Мотивационно – личностный блок - стремится помогать окружающим Биологический уровень - сообщает о дискомфорте, вызванном внешними факторами (температурный режим, освещение и. т.д.) Развитие мотивов учебной деятельности: - проявляет мотивацию благополучия (желает заслужить одобрение, получить хорошие отметки); Ответственность за собственное здоровье, безопасность и жизнь - осознает, что определенные его действия несут опасность для него; Ответственность за собственные вещи - осознает ответственность, связанную с сохранностью его вещей: одежды, игрушек, мебели в собственной комнате; Экологическая ответственность - не мусорит на улице; Развитие навыков сотрудничества со взрослыми и сверстниками: - принимает участие в коллективных делах и играх; Планируемые результаты формирования базовых учебных действий Подготовка ребенка к нахождению и обучению в среде сверстников, к эмоциональному, коммуникативному взаимодействию с группой обучающихся: - входить и выходить из учебного помещения со звонком; - адекватно использовать ритуалы школьного поведения (поднимать руку, вставать и выходить из-за парты и т. д.); - организовывать рабочее место; - принимать цели и произвольно включаться в деятельность; - следовать предложенному плану и работать в общем темпе; - передвигаться по школе, находить свой класс, другие необходимые помещения; Планируемые результаты коррекционной работы: - повторяет движения тела по примеру взрослого - достаёт из воды различные по размеру и форме предметы - выкладывает с помощью палочек простые изображения - застёгивает и расстёгивает пуговицы - находит одинаковые по звуку предметы - собирает и разбирает пирамидку в хаотичном порядке Предметно-практическая деятельность - умеет фиксировать взгляд на объекте; - сжимает, разглаживает, разрывает, сгибает бумагу различной фактуры; - скатывает из бумаги шарики; - раскладывает кусочки ткани на столе; - играет с кубиками, карандашами, палочками и т. д; - складывает в банку природный материал, доставать его из банки ложкой (пальцами); - играет с учителем в элементарные сюжетные игры (кукла пришла в домик, села на стул и т.д.); - наполняет железные и пластиковые сосуды различными предметами; ОСНОВНОЕ СОДЕРЖАНИЕ УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА Содержание курса состоит из следующих разделов: — развитие моторики, графомоторных навыков; — тактильно-двигательное восприятие; — кинестетическое и кинетическое развитие; — восприятие формы, величины, цвета; конструирование предметов; — развитие зрительного восприятия; — восприятие особых свойств предметов через развитие осязания, обоняния, барических ощущений, вкусовых качеств; — развитие слухового восприятия; — восприятие пространства; — восприятие времени. Раздел «Развитие моторики, графомоторных навыков» решает ряд задач, связанных с расширением двигательного опыта ребенка, развитием умения согласовывать движения различных частей тела, целенаправленно выполнять отдельные действия и серии действий по инструкции педагога, что является основой для формирования пространственной ориентировки. Коррекционная направленность занятий предполагает также работу по укреплению моторики рук, развитию координации движений кисти рук и пальцев. Раздел «Представления об объектах окружающего мира», основной целью которого является развитие тактильно-двигательного восприятия. Разные предметы обладают рядом свойств, которые невозможно познать с помощью только, например, зрительного или слухового анализатора. Формирование ощущений этого вида у детей с интеллектуальной недостаточностью значительно затруднено. Раздел «Кинестетическое и кинетическое развитие» предполагает формирование у обучающихся ощущений от различных поз и движений своего тела или отдельных его частей (верхних и нижних конечностей, головы, туловища, глаз) в пространстве. Раздел «Восприятие формы, величины, цвета; конструирование предметов» основной задачей является пополнение и уточнение знаний обучающихся о сенсорных эталонах. Дети затрудняются в различении, дифференциации общих, особых и единичных свойств, в последовательности обследования и различения форм. Им свойственны слабая направленность процессов анализа и сравнения. Эта же особенность проявляется и при знакомстве с величиной предметов. Программа предусматривает усложнение требований не только к формированию сенсорных эталонов (формы, величины, цвета), но и к умению группировать предметы по различным нескольким признакам (2—3), сравнивать плоскостные и объемные фигуры, использовать различные приемы измерения. Раздел «Развитие зрительного восприятия» обусловлен рядом своеобразных особенностей зрительного восприятия обучающихся с интеллектуальной недостаточностью, которые значительно затрудняют ознакомление с окружающим миром. К ним относятся: замедленность, узость восприятия, недостаточная дифференцированность, снижение остроты зрения, что особенно мешает восприятию мелких объектов или составляющих их частей. При этом отдаленные предметы могут выпадать из поля зрения, а близко расположенные друг к другу предметы — восприниматься как один большой. Узость восприятия мешает ребенку ориентироваться в новой местности, в непривычной ситуации, может вызвать дезориентировку в окружающем. Раздела «Восприятие особых свойств предметов через развитие осязания, обоняния, барических ощущений, вкусовых качеств» способствует познанию окружающего мира во всем многообразии его свойств, качеств, вкусов, запахов. Особое значение придается развитию осязания, так как недостатки его развития отрицательно сказываются на формировании наглядно-действенного мышления и в дальнейшем на оперировании образами. С помощью осязания уточняется, расширяется и углубляется информация, полученная другими анализаторами, а взаимодействие зрения и осязания дает более высокие результаты в познании. Органом осязания служат руки. Осязание осуществляется целой сенсорной системой анализаторов: кожно-тактильного, двигательного (кинестетический, кинетический), зрительного. Раздел «Развитие слухового восприятия». Значительные отклонения, наблюдаемые в речевой регуляции деятельности ребенка с интеллектуальными нарушениями, имеют в своей основе недостатки слухового восприятия вследствие их малой дифференцированности. Дети обычно рано и правильно реагируют на интонацию обращающегося к ним взрослого, но поздно начинают понимать обращенную к ним речь. Причина — в задержанном созревании фонематического слуха — основы для восприятия речи окружающих. Определенную роль играют неустойчивость внимания и моторное недоразвитие. Раздел «Восприятие пространства» имеет принципиальное значение для организации учебного процесса в целом. Затрудненности пространственной ориентировки проявляются не только на всех уроках, но и во внеурочное время, когда остро встает вопрос ориентировки в школьном здании, на пришкольной территории, близлежащих улицах. Пространственные нарушения оцениваются многими исследователями как один из наиболее распространенных и ярко выраженных дефектов, встречающихся при интеллектуальных нарушениях. Важное место занимает обучение детей ориентировке в ограниченном пространстве — пространстве листа и на поверхности парты, что также с большим трудом осваивается учащимися с интеллектуальной недостаточностью в силу особенностей их психического развития. Раздел «Восприятие времени» предполагает формирование у детей временных понятий и представлений: секунда, минута, час, сутки, дни недели, времена года. Это очень сложный раздел программы для учащихся с интеллектуальными нарушениями, так как время как объективную реальность представить трудно: оно всегда в движении, текуче, непрерывно, нематериально. Временные представления менее конкретны, чем, например, пространственные представления. Восприятие времени больше опирается не на реальные представления, а на рассуждения о том, что можно сделать за тот или иной временной интервал. Все разделы программы курса занятий взаимосвязаны. В основе лежит комплексный подход, предусматривающий решение на одном занятии разных, но однонаправленных задач из нескольких разделов программы, способствующих целостному психическому развитию ребенка (например, развитие мелкой моторики, формирование представлений о форме предмета, развитие тактильного восприятия или упражнения на развитие крупной моторики, пространственная ориентировка в классной комнате, развитие зрительной памяти и т. д). Принципы отбора содержания и организации коррекционно-развивающего процесса: Принцип единства диагностики и коррекции развития, который заключается в целостности процесса оказания психолого-педагогической и медико-социальной помощи в развитии ребёнка. Деятельностный принцип коррекции. Основан на признании того, что именно активная деятельность самого ребенка является движущей силой развития, что на каждом этапе существует так называемая ведущая деятельность, в наибольшей степени способствующая развитию ребенка в данном периоде онтогенеза, что развитие любой человеческой деятельности требует специального формирования. Принцип индивидуально-дифференцированного подхода – изменения содержания, форм, способов коррекционно-развивающей работы в зависимости от индивидуальных особенностей ребенка. Принцип комплексности организации коррекционной работы – заключается в особенностях использования методических средств и подходов специалистом, осуществляющим коррекцию, творческое освоение арсенала коррекционных приёмов, возможностей использования различных теоретических и методологических подходов, конкретных техник. Принцип усложнения. Каждое занятие должно проходить ряд этапов: от минимально простого – к сложному. Учёт эмоциональной сложности материала. Проводимые игры, упражнения, предъявляемый материал должны создавать благоприятный эмоциональный фон, стимулировать положительные эмоции. Коррекционное занятие обязательно должно завершаться на позитивном эмоциональном фоне. Методы организации и осуществления учебно-познавательной деятельности: 1. Практические, словесные, наглядные (по источнику изложения учебного материала). 2. Репродуктивные, объяснительно-иллюстративные, поисковые, исследовательские, проблемные и др. (по характеру учебно-познавательной деятельности). - Методы контроля за эффективностью учебно-познавательной деятельности: устные проверки и самопроверки результативности овладения знаниями, умениями и навыками; - Методы стимулирования учебно-познавательной деятельности: поощрения в формировании мотивации, чувства ответственности, обязательств, интересов в овладении знаниями, умениями и навыками. ПЛАНИРУЕМЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ ИЗУЧЕНИЯ УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА В результате целенаправленной деятельности на коррекционно-развивающих занятиях обучающиеся должны научиться: - узнавать предметы по заданным признакам; - сравнивать предметы по внешним признакам; - классифицировать предметы по форме, величине, цвету, функциональному назначению; - составлять сериационные ряды предметов и их изображений по разным признакам; - различать противоположно направленные действия и явления; - определять последовательность событий; - ориентироваться в пространстве и времени; - целенаправленно выполнять действия по инструкции; - понимать собственное эмоциональное состояние, выражать свои чувства и распознавать чувства других людей через мимику, жесты, выразительные движения, интонации; Тематическое планирование № Тема кол - во 1 Психодиагностическое обследование 2 2 Развитие крупной и мелкой моторики; графомоторных навыков 2 3 Тактильно-двигательное восприятие 5 4 Кинестетическое и кинетическое развитие 5 5 Восприятие формы, величины, цвета; конструирование предметов 5 6 Развитие зрительного восприятия и зрительной памяти 5 7 Восприятие особых свойств предметов 1 8 Развитие слухового восприятия и слуховой памяти 1 9 Восприятие пространства 1 10 Восприятие времени 3 Итого 34 КАЛЕНДАРНО-ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ № Тема занятия кол - во 1 Психодиагностическое обследование 1 2 Психодиагностическое обследование 1 дата Развитие моторики, графомоторных навыков (2 ч.) 3 Упражнения на развитие меткости («Кольцеброс», Дартс, «Тир»). Развитие согласованности движений на разные группы мышц (по инструкции педагога) 1 4 Обводка контуров предметных штриховка в разных направлениях. 1 изображений, Рисование бордюров по образцу. Графический диктант (зрительный и на слух) Тактильно-двигательное восприятие (5 ч.) 5 Определение предметов на ощупь, выделение разных свойств и качеств (мягкие и жесткие, крупные и мелкие предметы) 1 6 Восприятие поверхности на ощупь (гладкая, шершавая, колючая, пушистая). Дидактическая игра «Что бывает ... (пушистое)» 1 7 Работа с пластилином и глиной (раскатывание, скатывание, вдавливание). Лепка «Овощи» 1 8 Игры с сюжетной мозаикой 1 9 Игра «Почтовый ящик» (определение формы на ощупь) 1 Кинестетическое и кинетическое развитие (4 ч.) коррекция 10 Упражнения на расслабление и снятие мышечных зажимов 1 11 Формирование ощущений от статических динамических поз различных частей тела (глаза, и 1 12 Выразительность движений (имитация повадок животных, инсценирование школьных событий) 1 13 Воображаемые действия (вдеть нитку в иголку, наколоть дров, подбросить мяч) 1 рот, пальцы), вербализация собственных ощущений Восприятие формы, величины, цвета, конструирование предметов (5 ч.) 14 Сравнение и обозначение словом формы предметов (3— 4 предмета) 1 15 Понятие «овал». Упражнения в сравнении круга и овала 1 16 Комбинирование разных форм из геометрического конструктора по инструкции 1 17 Сравнение и обозначение словом величины разных предметов по двум параметрам (длинный и широкий, узкий и короткий и т. д.). Дидактическая игра «Часть и целое» 1 18 Составление сериационных рядов по величине из 4—5 предметов. Группировка предметов по самостоятельно выделенному признаку. Составление сериационного ряда из 4—5 кругов разной насыщенности одного цвета 1 Развитие зрительного восприятия и зрительной памяти (5 ч.) 19 Совершенствование зрительно-двигательной координации рук и глаз. Рисование бордюров по наглядному образцу 1 20 Нахождение отличительных и общих признаков на наглядном материале (сравнение двух картинок) 1 21 Сравнение трех предметов, отличающихся незначительными качествами или свойствами 1 22 Тренировка зрительной памяти. Дидактическая игра «Что изменилось?» 1 23 Дидактическая игра «Повтори узор» («Сделай так же») 1 Восприятие особых свойств предметов ( 1 ч.) 24 Развитие осязания (теплее — холоднее), словесное обозначение. Определение контрастных температур предметов (грелка, утюг, чайник). Различение пищевых запахов и вкусов, их словесное обозначение. 1 Определение различных свойств веществ (твердость, сыпучесть, вязкость, растворимость) Развитие слухового восприятия (1 ч.) 25 Определение направления звука в пространстве (справа — слева — спереди — сзади). 1 Дидактическая игра «Догадайся, откуда звук». Различение мелодий по музыкальных отрывков темпу, прослушивание Восприятие пространства (1 ч.) 26 Ориентировка в пространстве (в помещении и на улице), вербализация пространственных отношений с использованием предлогов. Развитие пространственного праксиса, словесный отчет о выполнении задания. Дидактическая игра «Куда пойдешь, то и найдешь». 1 Расположение предметов поверхности парты и их перемещение на Восприятие времени (1 ч.) 27 Определение времени по часам. 1 Длительность временных интервалов (1 с, 1 мин, 5 мин, 1 ч) Дидактическая игра «Успей за 1, 2, 5 мин». Объемность времени (сутки, неделя, месяц, год) 28 Объемность времени (сутки, неделя, месяц, год) 1 29 Времена года, их закономерная смена. Дидактическая игра «Когда это бывает?» 1 30 Времена года, их закономерная смена. Дидактическая игра «Когда это бывает?» 1 3134 Психодиагностическое обследование 3 УЧЕБНО-МЕТОДИЧЕСКОЕ И МАТЕРИАЛЬНО-ТЕХНИЧЕСКОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ Предметы, графические изображения, таблицы букв, карточки с напечатанными словами, наборы букв, коммуникативных таблиц и коммуникативные тетради. игрушки набор посуды кукла мозаика пазлы; муляжи «Овощи»; геометрические фигуры; часы; настольная игра «Лего»; игра «Дартс»; игра «Кольцеброс»; Материалы: - бумага, пластилин, стека, индивидуальная доска; Оборудование: - ПК; - ЭОР; - ЦОР; - аудиматериалы;