Дефектология 2 класс

Муниципальное казённое общеобразовательное учреждение
средняя общеобразовательная школа №1 п. Пелым
РАССМОТРЕНО
на педагогическом совете
Протокол № 1 от 27 августа 2024г.

УТВЕРЖДАЮ
Директор МКОУ СОШ №1
__________________ /СмирноваТ.А./
Приказ № 93 от 27 августа 2024г.
Вводится в действие с 01.09.2024г

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА
на 2024 – 2025 учебный год
Дефектология
2 класс

Пелым 2024

ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
Реализация коррекционно-развивающей области является обязательной составной частью комплексного сопровождения обучающихся с ЗПР.
Курс «Психокоррекционные занятия» направлен на исправление различных типичных недостатков психического (психологического) развития, которые
в совокупности определяют наличие особых образовательных потребностей детей, относимых к этой группе. Представленная программа отражает
примерное содержание психокоррекционных занятий, подобранное с учетом перечисленных во ФГОС НОО обучающихся с ОВЗ и ПрАООП особых
образовательных потребностей обучающихся с ЗПР, получивших рекомендацию обучения по варианту 7.2
и соответствует структуре и содержанию работы МАОУ СОШ №57
Рабочая программа коррекционно-развивающих дефектологических занятий для 2 классов ФГОС обучающихся с задержкой психического
развития (далее – ЗПР) разработана на основе:

Адаптированной основной образовательной программы начального общего образования обучающихся с задержкой психического развития
(вариант 7.2);

СанПиН 2.4.2.3286-15 «Санитарно-эпидемиологические требования к условиям и организации обучения и воспитания в организациях,
осуществляющих образовательную деятельность по адаптированным основным общеобразовательным программам для обучающихся с ограниченными
возможностями здоровья» (Постановление главного санитарного врача РФ от 10.07.2015г. № 26).
Адаптированная рабочая программа составлена на базе следующих авторских разработок:
1.
2.

Холодова О. А. Юным умникам и умницам. 1 классы. Программа курса РПС. М.: РОСТкнига, 2011.
Адаптированная рабочая программа коррекционно-развивающих занятий предназначена для обучающихся 1-х, 1-х дополнительных классов,
осваивающих АООП НОО для обучающихся с задержкой психического развития (вариант 7.2).

Цель коррекционно-развивающих занятий: создание системы комплексной помощи обучающимся с задержкой психического развития в
освоении АООП НОО, коррекция недостатков познавательной деятельности, помощь в освоении программного материала.
Задачи курса:

формирование осознанной саморегуляции познавательной деятельности и поведения – способности к самостоятельной организации собственной
деятельности;

совершенствование познавательной деятельности как основы компенсации, коррекции и профилактики вторичных нарушений психологического
развития, коррекция индивидуальных пробелов в знаниях;

стимулирование познавательной активности, интереса к себе, окружающему предметному и социальному миру и осознанию имеющихся
трудностей, формирование школьной мотивации;

освоение социально одобряемых норм поведения, противодействие закреплению дезадаптивных черт и отклонений в формировании личности;

компенсация эмоционального неблагополучия, развитие самосознания;

2


освоение и отработка средств коммуникации, приемов конструктивного взаимодействия со сверстниками и взрослыми;

содействие становлению сферы жизненной компетенции и преодолению различных дисфункций, а также достижению личностных и
метапредметных результатов образования.
Форма оценивания знаний- безотметочная.

3

ОБЩАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА КОРРЕКЦИОННОГО КУРСА
Обучающиеся с ЗПР – это дети, имеющее недостатки в психологическом развитии, подтвержденные ЦПМПК и препятствующие получению
образования без создания специальных условий.
Основными направлениями в коррекционной работе являются: коррекционная помощь в овладении базовым содержанием обучения; развитие
эмоционально-личностной сферы и коррекция ее недостатков; развитие познавательной деятельности и целенаправленное формирование высших
психических функций; формирование произвольной регуляции деятельности и поведения; коррекция нарушений устной и письменной речи;
обеспечение ребенку успеха в различных видах деятельности с целью предупреждения негативного отношения к учёбе, ситуации школьного обучения
в целом, повышения мотивации к школьному обучению.
Данная программа представляет собой концептуально обоснованный, выстроенный комплекс занятий, рассчитанный на детей определенного
возраста. Коррекционные занятия позволяют повысить интерес и мотивацию к учению, обеспечивают условия для социального и личностного
развития, способствуют профилактике школьной дезадаптации и отклонений в формировании личности, помогают лучшему усвоению учебной
информации.
Коррекционный курс: псикоррекционные занятия реализуется на протяжении всего периода начального образования и позволяет стимулировать
сенсорно-перцептивные, мнемические и интеллектуальные процессы, последовательно и постепенно преодолевать разнообразные трудности обучения
и коммуникации, повышать адекватность оценки собственных возможностей, формировать сферу жизненной компетенции обучающегося с ЗПР (
вариант 7.2)
Для организации обучения детей данной категории особую роль играют такие способы воздействия, которые направлены на преодоление этих
отклонений, активизацию их познавательной деятельности. Значительное место в процессе обучения и воспитания имеют дидактические игры,
упражнения; арт-терапевтические упражнения; психогимнастика; кинесиологические упражнения; письменные и устные задания. Усвоение материала
зависит от правильного выбора методов обучения.
Коррекционно-развивающая работа включает:
― составление индивидуальной программы психологического сопровождения, обучающегося;
― разработка оптимальных для развития обучающихся с ЗПР групповых и индивидуальных коррекционных программ (методик, методов и приёмов
обучения) в соответствии с их особыми образовательными потребностями;
― организацию и проведение индивидуальных и групповых занятий по психокоррекции, необходимых для преодоления нарушений развития
обучающихся;
― развитие эмоционально-волевой и личностной сферы обучающегося и коррекцию его поведения;
― социальное сопровождение обучающегося в случае неблагоприятных условий жизни при психотравмирующих обстоятельствах.
Консультативная работа включает:
― психолого-педагогическое консультирование педагогов по решению проблем в развитии и обучении, поведении и межличностном взаимодействии
конкретных обучающихся;

4

― консультативную помощь семье в вопросах решения конкретных вопросов воспитания и оказания возможной помощи обучающимуся в освоении
АООП НОО.
Информационно-просветительская работа включает:
― проведение тематических выступлений для педагогов и родителей по разъяснению индивидуально-типологических особенностей различных
категорий обучающихся;

5

ОПИСАНИЕ МЕСТА КОРРЕКЦИОННОГО КУРСА В УЧЕБНОМ ПЛАНЕ
В учебном плане данный курс является элементом коррекционной подготовки. Количество занятий в 1-х и 1-х дополнительных классах
составляет 29 часов, 1 раз в неделю.
Программа рассчитана на 33 часа в год.

Время освоения содержания каждого раздела программы индивидуально.

В программе учтены индивидуальные особенности и уровень развития каждого ребенка.
Основной формой организации коррекционно – развивающей работы являются индивидуальные и (или) групповые занятия.
Диагностика (обследование) проводится с 01 сентября по 15 сентября, с 01 января по 15 января и 15 мая по 30 мая.


Коррекционно - развивающий период - с 15 сентября по 15 мая.

№
п/п

Название модулей

1

Модуль по развитию пространственно-временных представлений

2

Модуль по активации познавательной деятельности

6

ЛИЧНОСТНЫЕ, МЕТАПРЕДМЕТНЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ КОРРЕКЦИОННОГОКУРСА
Личностные результаты освоения АООП НОО обучающимися с ЗПР включают индивидуально-личностные качества и социальные
(жизненные) компетенции, социально значимые ценностные установки, необходимые для достижения основной цели современного образования ―
введения обучающихся с ЗПР в культуру, овладение ими социокультурным опытом.
С учетом индивидуальных возможностей и особых образовательных потребностей, обучающихся с ЗПР личностные результаты освоения АООП
НОО должны отражать:
1) осознание себя как гражданина России, формирование чувства гордости за свою Родину, российский народ и историю России, осознание своей
этнической и национальной принадлежности;
2) формирование целостного, социально ориентированного взгляда на мир в его органичном единстве природной и социальной частей;
3) формирование уважительного отношения к иному мнению, истории и культуре других народов;
4) овладение начальными навыками адаптации в динамично изменяющемся и развивающемся мире;
5) принятие и освоение социальной роли обучающегося, формирование и развитие социально значимых мотивов учебной деятельности;
6) способность к осмыслению социального окружения, своего места в нем, принятие соответствующих возрасту ценностей и социальных ролей;
7) формирование эстетических потребностей, ценностей и чувств;
8) развитие этических чувств, доброжелательности и эмоционально-нравственной отзывчивости, понимания и сопереживания чувствам других людей;
9) развитие навыков сотрудничества со взрослыми и сверстниками в разных социальных ситуациях;
10) формирование установки на безопасный, здоровый образ жизни, наличие мотивации к творческому труду, работе на результат, бережному
отношению к материальным и духовным ценностям
11) развитие адекватных представлений о собственных возможностях, о насущно необходимом жизнеобеспечении;
12) овладение социально-бытовыми умениями, используемыми в повседневной жизни;
13) владение навыками коммуникации и принятыми ритуалами социального взаимодействия, в том числе с использованием информационных
технологий;
14) способность к осмыслению и дифференциации картины мира, ее временно-пространственной организации.
Метапредметные результаты освоения АООП НОО включают освоенные обучающимися универсальные учебные действия (познавательные,
регулятивные и коммуникативные), обеспечивающие овладение ключевыми компетенциями (составляющими основу умения учиться) и
межпредметными знаниями, а также способность решать учебные и жизненные задачи и готовность к овладению в дальнейшем АООП ООО.
С учетом индивидуальных возможностей и особых образовательных потребностей обучающихся с ЗПР метапредметные результаты освоения
АООП НОО должны отражать:
1) овладение способностью принимать и сохранять цели и задачи решения типовых учебных и практических задач, коллективного поиска средств их
осуществления;
2) формирование умения планировать, контролировать и оценивать учебные действия в соответствии с поставленной задачей и условиями ее
реализации; определять наиболее эффективные способы достижения результата;

7

3) формирование умения понимать причины успеха/неуспеха учебной деятельности и способности конструктивно действовать даже в ситуациях
неуспеха;
4) использование речевых средств и средств информационных и коммуникационных технологий (далее - ИКТ) для решения коммуникативных и
познавательных задач;
5) овладение навыками смыслового чтения доступных по содержанию и объему художественных текстов и научно-популярных статей в соответствии с
целями и задачами; осознанно строить речевое высказывание в соответствии с задачами коммуникации и составлять тексты в устной и письменной
формах;
6) овладение логическими действиями сравнения, анализа, синтеза, обобщения, классификации по родовидовым признакам, установления аналогий и
причинно-следственных связей, построения рассуждений, отнесения к известным понятиям на уровне, соответствующем индивидуальным
возможностям;
7) готовность слушать собеседника и вести диалог; готовность признавать возможность существования различных точек зрения и права каждого иметь
свою; излагать свое мнение и аргументировать свою точку зрения и оценку событий;
8) определение общей цели и путей ее достижения; умение договариваться о распределении функций и ролей в совместной деятельности; осуществлять
взаимный контроль в совместной деятельности, адекватно оценивать собственное поведение и поведение окружающих;
9) готовность конструктивно разрешать конфликты посредством учета интересов сторон и сотрудничества;
10) овладение начальными сведениями о сущности и особенностях объектов, процессов и явлений действительности (природных, социальных,
культурных, технических и др.) в соответствии с содержанием конкретного учебного предмета;
11) овладение некоторыми базовыми предметными и межпредметными понятиями, отражающими доступные существенные связи и отношения между
объектами и процессами.
Результаты освоения программы коррекционной работы отражают сформированность социальных (жизненных) компетенций, необходимых для
решения практико-ориентированных задач и обеспечивающих становление социальных отношений, обучающихся с ЗПР в различных средах:
- развитие адекватных представлений о собственных возможностях, о насущно необходимом жизнеобеспечении, проявляющееся:

В умении различать учебные ситуации, в которых необходима посторонняя помощь для её разрешения, с ситуациями, в которых решение можно
найти самому;

В умении обратиться к учителю при затруднениях в учебном процессе, сформулировать запрос о специальной помощи;

В умении использовать помощь взрослого для разрешения затруднения, давать адекватную обратную связь учителю: понимаю или не понимаю;

В умении написать при необходимости sms-сообщение, правильно выбрать адресата (близкого человека), корректно и точно сформулировать
возникшую проблему.
-овладение социально-бытовыми умениями, используемыми в повседневной жизни, проявляющееся:

В расширении представлений об устройстве домашней жизни, разнообразии повседневных бытовых дел, понимании предназначения
окружающих в быту предметов и вещей;

В умении включаться в разнообразные повседневные дела, принимать посильное участие;

8


В адекватной оценке своих возможностей для выполнения определенных обязанностей в каких-то областях домашней жизни, умении брать на
себя ответственность в этой деятельности;

В расширении представлений об устройстве школьной жизни, участии в повседневной жизни класса, принятии на себя обязанностей наряду с
другими детьми;

В умении ориентироваться в пространстве школы и просить помощи в случае затруднений, ориентироваться в расписании занятий;

В умении включаться в разнообразные повседневные школьные дела, принимать посильное участие, брать на себя ответственность;

В стремлении участвовать в подготовке и проведении праздников дома и в школе.
-овладение навыками коммуникации и принятыми ритуалами социального взаимодействия, проявляющееся:

В расширении знаний правил коммуникации;

В расширении и обогащении опыта коммуникации ребёнка в ближнем и дальнем окружении, расширении круга ситуаций, в которых
обучающийся может использовать коммуникацию как средство достижения цели;

В умении решать актуальные школьные и житейские задачи, используя коммуникацию как средство достижения цели (вербальную,
невербальную);

В умении начать и поддержать разговор, задать вопрос, выразить свои намерения, просьбу, пожелание, опасения, завершить разговор;

В умении корректно выразить отказ и недовольство, благодарность, сочувствие и т.д.;

В умении получать и уточнять информацию от собеседника;

В освоении культурных форм выражения своих чувств.
-способность к осмыслению и дифференциации картины мира, ее пространственно-временной организации, проявляющаяся:

В расширении и обогащении опыта реального взаимодействия, обучающегося с бытовым окружением, миром природных явлений и вещей,
расширении адекватных представлений об опасности и безопасности;

В адекватности бытового поведения обучающегося с точки зрения опасности (безопасности) для себя и для окружающих; сохранности
окружающей предметной и природной среды;

В расширении и накоплении знакомых и разнообразно освоенных мест за пределами дома и школы: двора, дачи, леса, парка, речки, городских и
загородных достопримечательностей и других.

В расширении представлений о целостной и подробной картине мира, упорядоченной в пространстве и времени, адекватных возрасту ребёнка;

В умении накапливать личные впечатления, связанные с явлениями окружающего мира;

В умении устанавливать взаимосвязь между природным порядком и ходом собственной жизни в семье и в школе;

В умении устанавливать взаимосвязь общественного порядка и уклада собственной жизни в семье и в школе, соответствовать этому порядку.

В развитии любознательности, наблюдательности, способности замечать новое, задавать вопросы;

В развитии активности во взаимодействии с миром, понимании собственной результативности;

В накоплении опыта освоения нового при помощи экскурсий и путешествий;

В умении передать свои впечатления, соображения, умозаключения так, чтобы быть понятым другим человеком;

9


В умении принимать и включать в свой личный опыт жизненный опыт других людей;

В способности взаимодействовать с другими людьми, умении делиться своими воспоминаниями, впечатлениями и планами.
-способность к осмыслению социального окружения, своего места в нем, принятие соответствующих возрасту ценностей и социальных ролей,
проявляющаяся:

В знании правил поведения в разных социальных ситуациях с людьми разного статуса, с близкими в семье; с учителями и учениками в школе; со
знакомыми и незнакомыми людьми;

В освоение необходимых социальных ритуалов, умении адекватно использовать принятые социальные ритуалы, умении вступить в контакт и
общаться в соответствии с возрастом, близостью и социальным статусом собеседника, умении корректно привлечь к себе внимание, отстраниться от
нежелательного контакта, выразить свои чувства, отказ, недовольство, благодарность, сочувствие, намерение, просьбу, опасение и другие.

В освоении возможностей и допустимых границ социальных контактов, выработки адекватной дистанции в зависимости от ситуации общения;

В умении проявлять инициативу, корректно устанавливать и ограничивать контакт;

В умении не быть назойливым в своих просьбах и требованиях, быть благодарным за проявление внимания и оказание помощи;

В умении применять формы выражения своих чувств соответственно ситуации социального контакта.
Результаты освоения данной программы должны отражать:
-способность усваивать новый учебный материал, адекватно включаться в классные занятия и соответствовать общему темпу занятий;
-способность использовать речевые возможности на уроках при ответах и в других ситуациях общения, умение передавать свои впечатления,
умозаключения так, чтобы быть понятым другим человеком, умение задавать вопросы;
-способность к наблюдательности, умение замечать новое;
-овладение эффективными способами учебно-познавательной и предметно-практической деятельности;
-стремление к активности и самостоятельности в разных видах предметно-практической деятельности;
-умение ставить и удерживать цель деятельности; планировать действия; определять и сохранять способ действий; использовать самоконтроль на всех
этапах деятельности; осуществлять словесный отчет о процессе и результатах деятельности; оценивать процесс и результат деятельности;
-сформированные в соответствии с требованиями к результатам освоения АООП НОО предметные, метапредметные и личностные результаты;
-сформированные в соответствии АООП НОО универсальные учебные действия.
Требования к результатам освоения программы коррекционной работы конкретизируются применительно к каждому обучающемуся с ЗПР в
соответствии с его потенциальными возможностями и особыми образовательными потребностями.

10

СОДЕРЖАНИЕ КОРРЕКЦИОННОГО КУРСА
1. Сенсомоторное развитие
 развитие зрительного анализа и пространственного восприятия элементов букв;
 развитие тонкости и дифференцированности анализа зрительно воспринимаемых объектов;
 развитие слухового восприятия и слухового внимания;
 развитие тактильных ощущений;
 развитие умения организации и контроля простейших двигательных программ;
 развитие тонкости и целенаправленности движений;
 развитие кинестетических основ движения;
 развитие межполушарного взаимодействия;
 формирование способности выделять признаки предметов
2.Формирование пространственных представлений
 формирование умения ориентировки в схеме собственного тела;
 формирование умения ориентировки в ближайшем окружении (класса);
 формирование умения ориентировки на плоскости (тетрадь, книга);
 развитие пространственного праксиса;

развитие навыка дифференциации пространственно схоже расположенных объектов.
3. Развитие мнемических процессов
 тренировка произвольного запоминания зрительно воспринимаемых объектов;
 произвольное запоминание слухового ряда: цифр, звуков, слов, предложений, многоступенчатых инструкций;
- развитие тактильной и кинестетической памяти.
4. Развитие межанализаторных систем, их взаимодействия
 развитие слухо-моторной координации;
 развитие зрительно-моторной координации;
 развитие слухо-зрительной и зрительно-двигательной координации.
5.Формирование функции программирования и контроля собственной деятельности
 регуляция простейших двигательных актов;
 формирования умения ориентировки в задании;
 формирование умения планирования этапов выполнения задания;
 формирование основных способов самоконтроля каждого этапа выполнения задания;
 формирования умения осуществлять словесный отчет о совершаемом действии и результате.

11

6. Формирование навыка письма
 развитие навыка копирования, навыка работы по заданному образцу;
 заучивание графем, соотнесение с соответствующим звуком речи;
 звукобуквенный анализ слова; формирование навыка внимательного письма.
7. Формирование навыка чтения
 заучивание букв, соотнесение буквы и звука, дифференциация сходных по начертанию букв;
 обучение чтению слоговых таблиц; составлению слогов, слов из предложенных букв;
 обучение чтению слов, предложений, иллюстрированных изображением;
 обучение составлению предложений из слов;
обучение схематической записи слов, предложений.
8.Формирование элементарных математических представлений
 количество и счёт (прямой и обратный; количественный и порядковый);
 состав числа; счётные операции;
 решение и составление задач;
 геометрические фигуры; цвет, форма, размер предметов.
Коррекционно-развивающая программа состоит из 8 разделов.

12

ПЛАНИРУЕМЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ ИЗУЧЕНИЯ КОРРЕКЦИОННОГО КУРСА
Курс «Психокоррекционные занятия» включается в программу коррекционной работы, поэтому в соответствии с ПрАООП НОО обучающихся с
ЗПР оценка результатов опирается на следующие принципы:
1) дифференциации оценки достижений с учетом типологических и индивидуальных особенностей развития и особых образовательных
потребностей обучающихся с ЗПР;
2) динамичности оценки достижений, предполагающей изучение изменений психического и социального развития, индивидуальных
способностей и возможностей обучающихся с ЗПР;
3) единства параметров, критериев и инструментария оценки достижений в освоении содержания АООП НОО, что сможет обеспечить
объективность оценки.
Результатом курса «Психокоррекционные занятия» в 1 классе должно явиться повышение степени социопсихологической адаптированности
ребенка с ЗПР и, следовательно, достижение необходимого уровня адаптированности в школе. Успешность коррекции недостатков когнитивного,
эмоционального, социального развития, индивидуальных психологических проблем и решения поставленных задач оценивается педагогом-психологом
и членами экспертной группы, составленной из других членов команды сопровождения, а также родителями (законными представителями)
обучающегося с ЗПР. Результаты обсуждаются на школьном психолого-медико-педагогическом консилиуме с целью разработки и корректировки
программ психолого-педагогического сопровождения учащихся.
В ходе реализации курса «Психокоррекционные занятия» достигаются личностные и метапредметные результаты образования, происходит
совершенствование сферы жизненной компетенции. Оценка этих результатов проводится педагогом-психологом и экспертами (другими педагогами,
работающими на классе, учителем-логопедом, родителями) в конце пятого года обучения (по завершению начального образования). Вместе с тем
рекомендуется ежегодно отслеживать эффективность проводимой работы.
В соответствии с ПрАООП на основе требований, сформулированных во ФГОС НОО обучающихся с ОВЗ, образовательная организация
разрабатывает программу оценки личностных результатов с учетом типологических и индивидуальных особенностей обучающихся, которая
утверждается локальными актами организации. Программа оценки в соответствии с рекомендациями ПрАООП должна включать:
1) полный перечень личностных результатов, прописанных в тексте ФГОС НОО обучающихся с ОВЗ, которые выступают в качестве критериев
оценки социальной (жизненной) компетенции обучающихся. Перечень этих результатов может быть самостоятельно расширен общеобразовательной
организацией;
2) перечень параметров и индикаторов оценки каждого результата;
3) систему балльной оценки результатов;
4) документы, в которых отражаются индивидуальные результаты каждого обучающегося;
5) материалы для проведения процедуры оценки личностных результатов;

13

Поэтому уже при организации обучения первоклассников следует планировать итоговые результаты, ставя промежуточные цели и подбирая
инструментарий для оценки их достижения. В частности, критерии для оценки успешности освоения программы психокоррекционной работы
первоклассниками составляются в соответствии с планируемыми результатами, приведенными в конце представленной примерной рабочей программы.
Все перечисленное позволяет осуществлять мониторинг становления сферы жизненной компетенции. Календарно-тематическое планирование
по годам обучения осуществляется с учетом запланированных результатов образования.
Результаты формирования сферы жизненной компетенции проявляются в последовательном улучшении перечисленных ниже умений.
Развитие адекватных представлений о собственных возможностях проявляется в умениях:
– различать ситуации, в которых необходима посторонняя помощь для её разрешения, с ситуациями, в которых решение можно найти самому;
– обратиться к взрослому при затруднениях, сформулировать запрос о специальной помощи;
– использовать помощь взрослого для разрешения затруднения, давать адекватную обратную связь: понимаю или не понимаю;
– оценить успешность своей деятельности, адекватность поведения, объективную сложность задания и дать аналогичную оценку возможностям
одноклассника.
Овладение социально-бытовыми умениями, используемыми в повседневной жизни проявляется:
– в участии в повседневной жизни класса, принятии на себя обязанностей наряду с другими детьми;
– в умении ориентироваться в пространстве школы и просить помощи в случае затруднений, ориентироваться в расписании занятий;
– в умении включаться в разнообразные повседневные школьные дела, принимать посильное участие, брать на себя ответственность;
– в стремлении участвовать в подготовке и проведении праздников дома и в школе.
Овладение навыками коммуникации и принятыми ритуалами социального взаимодействия проявляется:
– в расширении знаний правил коммуникации;
– в расширении и обогащении опыта коммуникации ребёнка в ближнем и дальнем окружении, расширении круга ситуаций, в которых
обучающийся может использовать коммуникацию как средство достижения цели;
– в умении решать актуальные школьные и житейские задачи, используя коммуникацию как средство достижения цели (вербальную,
невербальную);
– в умении начать и поддержать разговор, задать вопрос, выразить свои намерения, просьбу, пожелание, опасения, завершить разговор;
– в умении корректно выразить отказ и недовольство, благодарность, сочувствие и т.д.;
– в умении получать и уточнять информацию от собеседника;
– в освоении культурных форм выражения своих чувств.
Способность к осмыслению и дифференциации картины мира, ее пространственно-временной организации проявляется:
–в расширении представлений о целостной и подробной картине мира, упорядоченной в пространстве и времени, адекватных возрасту ребёнка;
– в умении накапливать личные впечатления, связанные с явлениями окружающего мира;
– в развитии любознательности, наблюдательности, способности замечать новое, задавать вопросы;
– в развитии активности во взаимодействии с миром, понимании собственной результативности;
– в умении передать свои впечатления, соображения, умозаключения так, чтобы быть понятым другим человеком;
– в умении принимать и включать в свой личный опыт жизненный опыт других людей;

14

– в способности взаимодействовать с другими людьми, умении делиться своими воспоминаниями, впечатлениями и планами.

15

Тематическое планирование, 2 класс.

Тема занятия

Кол-во часов

№
п/п
1

Первичная диагностика.

1

2

Развитие концентрации внимания.

1

3

Тренировка внимания. Развитие мышления.

1

4

Тренировка слуховой памяти. Развитие мышления.

1

5

Тренировка зрительной памяти. Развитие мышления.

1

6

Развитие аналитических способностей. Совершенствование мыслительных операций.

1

7

Совершенствование воображения.

1

8

Развитие логического мышления. Совершенствование мыслительных операций.

1

9

Развитие концентрации внимания. Развитие мышления.

1

10

Тренировка внимания. Развитие мышления.

1

11

Развитие слуховой памяти. Развитие мышления.

1

12

Тренировка зрительной памяти. Развитие мышления.

1

16

13

Развитие аналитических способностей. Совершенствование мыслительных операциях.

1

14

Совершенствование воображения.

1

15

Развитие логического мышления. Совершенствование мыслительных операций.

1

16

Развитие концентрации внимания. Развитие мышления.

1

17

Тренировка внимания. Развитие мышления.

1

18

Тренировка слуховой памяти. Развитие мышления.

1

19

Тренировка зрительной памяти. Развитие мышления.

1

20

Развитие аналитических способностей. Совершенствование мыслительных операций.

1

21

Совершенствование воображения.

1

22

Развитие логического мышления. Совершенствование мыслительных операций.

1

23

Развитие концентрации внимания. Развитие мышления.

1

24

Тренировка внимания. Развитие мышления.

1

25

Тренировка слуховой памяти. Развитие мышления.

1

26

Тренировка зрительной памяти. Развитие мышления.

1

27

Развитие аналитических способностей. Совершенствование мыслительных операций.

1

28

Совершенствование воображении.

1

29

Развитие логического мышления. Совершенствование мыслительных операций.

1

17

30

Развитие концентрации внимания. Развитие мышления.

1

31

Тренировка внимания. Развитие мышления.

1

32

Тренировка слуховой памяти. Развитие мышления.

1

33

Заключительная диагностика.

1
ВСЕГО: 33 ЧАСА.

18

СРЕДСТВА МОНИТОРИНГА И ОЦЕНКИ ДИНАМИКИ ОБУЧЕНИЯ
Мониторинг образовательного процесса осуществляется через отслеживание результатов освоения образовательной программы, учебной и
познавательной деятельности учащегося, эмоционально волевой сферы.
1 балл — ребенок не может выполнить все предложенные задания, помощь взрослого не принимает, принимает частично или только при
пошаговой инструкции.
2 балла — ребенок выполняет все предложенные задания с частичной помощью взрослого; переносит способ действия на аналогичные задания.
3 балла — ребенок выполняет все предложенные задания самостоятельно или с незначительной помощью учителя.
Целью первичного мониторинга является определение уровня актуального и «зоны ближайшего развития» ребенка, причин и механизмов
трудностей в обучении, выявление детей, нуждающихся в специализированной помощи.
Промежуточный мониторинг проводится с целью отслеживания динамики развития ребенка, определения соответствия выбранных форм,
приемов, методов обучения уровню развития учащегося.
Проведение итоговой (заключительной) диагностики необходимо для констатации результативности и определения эффективности
коррекционного воздействия на развитие учебно-познавательной деятельности детей, посещающих занятия дефектолога.
По результатам итогового мониторинга определяется дальнейшая программа обучения детей. Все результаты мониторинга отображаются в
индивидуальной карте развития ребенка и обсуждаются командой специалистов на ППк. Определяется дальнейший образовательный маршрут ребенка.

МАТЕРИАЛЬНО-ТЕХНИЧЕСКОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ
 индивидуальный раздаточный стимульный материал для индивидуальной, подгрупповой диагностики (диагностические тетради, серии
сюжетных картин и наборы картинокдля выполнения классификации и пр.);
 демонстрационный материал – репродукции картин художников, дорожные знаки, макет часов со стрелками и т.п.
 магнитофон и комплект аудиозаписей с музыкальными произведениями различного характера (бодрящими, успокаивающими,
релаксирующими);
 мультимедиа проектор и экран;
 переносные носители информации;
 наборы конструкторов (строительный материал разной формы и цвета);
 плоскостные крупные геометрические фигуры разной формы (мозаика);
 значительное количество расходного материала для изобразительной деятельности (гуашь, акварель, бумага форматов А3 и А4, баночки для
воды, кисточки разной толщины), цветные карандаши и фломастеры;
 материал для лепки;

19

 тетради для записей;
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ

Бабкина Н. В. Где, чему и как учить ребенка с задержкой психического развития // Начальная школа. -2015. -№8.

Бабкина Н. В. Основные направления и содержание коррекционной работы с младшими школьниками с задержкой психического
развития // Дефектология. -2016. - №2.

Бабкина Н. В. Оценка готовности к школьному обучению детей с задержкой психического развития. М., 2015. (в пособии представлен
комплекс методик для дифференцированной оценки готовности к школе детей с ЗПР, раскрыты основные направления и содержание коррекционноразвивающей помощи).

Белопольская Н. Л. Психологическая диагностика личности детей с задержкой психического развития. Монография. М., 2009.

Брофман В. Архитектурная школа папы Карло: книга для детей и взрослых. Учебное пособие. М., 2001.

Венгер Л. А., Венгер А. Л. Домашняя школа мышления. Пособие. М.,2010.

Вильшанская А. Д. Формирование универсальных учебных действий у младших школьников с ЗПР в процессе коррекционной работы с
использованием пособия «Логические блоки Дьенеша» // Воспитание и обучение детей с нарушениями развития. - 2016. - № 7.

Гостар А. А., Очковская Т. Ю., Величко С. А. Формирование замещающей функции мышления у дошкольников с задержкой
психического развития с использованием конструирования // Дефектология. -2015. -№5.

Диагностика и коррекция задержки психического развития у детей / под ред. С. Г. Шевченко. М., 2004. Дунаева З. М. Формирование
пространственных представлений у детей с задержкой психического развития. Пособие. М., 2006.

Косымова А. Н. Коррекция представлений об окружающем мире у детей с нарушениями интеллекта // Дефектология – 2006. - №5.

Семаго, Н.Я. Методика формирования пространственных представлений у детей дошкольного и младшего школьного возраста.
Практическое пособие. М., 2007.

Тригер Р. Д. Программы для специальных (коррекционных) общеобразовательных школ и классов VII вида. Начальные классы.
Подготовительный класс. М.:Парадигма, 2012.

Холодова О. А. Юным умникам и умницам. Информатика, логика, математика. Методическое пособие. 1 классы. Программа курса РПС.
М.: РОСТкнига, 2011.

Холодова О. А. Юным умникам и умницам. Информатика, логика, математика. Рабочая тетрадь. 1 классы. Часть1, 2. Программа курса
РПС. М.: РОСТкнига, 2011

20


Наверх
На сайте используются файлы cookie. Продолжая использование сайта, вы соглашаетесь на обработку своих персональных данных. Подробности об обработке ваших данных — в политике конфиденциальности.

Функционал «Мастер заполнения» недоступен с мобильных устройств.
Пожалуйста, воспользуйтесь персональным компьютером для редактирования информации в «Мастере заполнения».