Муниципальное казённое общеобразовательное учреждение средняя общеобразовательная школа №1 п. Пелым РАССМОТРЕНО на педагогическом совете Протокол № 1 от 27 августа 2024г. УТВЕРЖДАЮ Директор МКОУ СОШ №1 __________________ /СмирноваТ.А./ Приказ № 93 от 27 августа 2024г. Вводится в действие с 01.09.2024г РАБОЧАЯ ПРОГРАММА на 2024 – 2025 учебный год Дефектология 2 класс Пелым 2024 ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА Реализация коррекционно-развивающей области является обязательной составной частью комплексного сопровождения обучающихся с ЗПР. Курс «Психокоррекционные занятия» направлен на исправление различных типичных недостатков психического (психологического) развития, которые в совокупности определяют наличие особых образовательных потребностей детей, относимых к этой группе. Представленная программа отражает примерное содержание психокоррекционных занятий, подобранное с учетом перечисленных во ФГОС НОО обучающихся с ОВЗ и ПрАООП особых образовательных потребностей обучающихся с ЗПР, получивших рекомендацию обучения по варианту 7.2 и соответствует структуре и содержанию работы МАОУ СОШ №57 Рабочая программа коррекционно-развивающих дефектологических занятий для 2 классов ФГОС обучающихся с задержкой психического развития (далее – ЗПР) разработана на основе: Адаптированной основной образовательной программы начального общего образования обучающихся с задержкой психического развития (вариант 7.2); СанПиН 2.4.2.3286-15 «Санитарно-эпидемиологические требования к условиям и организации обучения и воспитания в организациях, осуществляющих образовательную деятельность по адаптированным основным общеобразовательным программам для обучающихся с ограниченными возможностями здоровья» (Постановление главного санитарного врача РФ от 10.07.2015г. № 26). Адаптированная рабочая программа составлена на базе следующих авторских разработок: 1. 2. Холодова О. А. Юным умникам и умницам. 1 классы. Программа курса РПС. М.: РОСТкнига, 2011. Адаптированная рабочая программа коррекционно-развивающих занятий предназначена для обучающихся 1-х, 1-х дополнительных классов, осваивающих АООП НОО для обучающихся с задержкой психического развития (вариант 7.2). Цель коррекционно-развивающих занятий: создание системы комплексной помощи обучающимся с задержкой психического развития в освоении АООП НОО, коррекция недостатков познавательной деятельности, помощь в освоении программного материала. Задачи курса: формирование осознанной саморегуляции познавательной деятельности и поведения – способности к самостоятельной организации собственной деятельности; совершенствование познавательной деятельности как основы компенсации, коррекции и профилактики вторичных нарушений психологического развития, коррекция индивидуальных пробелов в знаниях; стимулирование познавательной активности, интереса к себе, окружающему предметному и социальному миру и осознанию имеющихся трудностей, формирование школьной мотивации; освоение социально одобряемых норм поведения, противодействие закреплению дезадаптивных черт и отклонений в формировании личности; компенсация эмоционального неблагополучия, развитие самосознания; 2 освоение и отработка средств коммуникации, приемов конструктивного взаимодействия со сверстниками и взрослыми; содействие становлению сферы жизненной компетенции и преодолению различных дисфункций, а также достижению личностных и метапредметных результатов образования. Форма оценивания знаний- безотметочная. 3 ОБЩАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА КОРРЕКЦИОННОГО КУРСА Обучающиеся с ЗПР – это дети, имеющее недостатки в психологическом развитии, подтвержденные ЦПМПК и препятствующие получению образования без создания специальных условий. Основными направлениями в коррекционной работе являются: коррекционная помощь в овладении базовым содержанием обучения; развитие эмоционально-личностной сферы и коррекция ее недостатков; развитие познавательной деятельности и целенаправленное формирование высших психических функций; формирование произвольной регуляции деятельности и поведения; коррекция нарушений устной и письменной речи; обеспечение ребенку успеха в различных видах деятельности с целью предупреждения негативного отношения к учёбе, ситуации школьного обучения в целом, повышения мотивации к школьному обучению. Данная программа представляет собой концептуально обоснованный, выстроенный комплекс занятий, рассчитанный на детей определенного возраста. Коррекционные занятия позволяют повысить интерес и мотивацию к учению, обеспечивают условия для социального и личностного развития, способствуют профилактике школьной дезадаптации и отклонений в формировании личности, помогают лучшему усвоению учебной информации. Коррекционный курс: псикоррекционные занятия реализуется на протяжении всего периода начального образования и позволяет стимулировать сенсорно-перцептивные, мнемические и интеллектуальные процессы, последовательно и постепенно преодолевать разнообразные трудности обучения и коммуникации, повышать адекватность оценки собственных возможностей, формировать сферу жизненной компетенции обучающегося с ЗПР ( вариант 7.2) Для организации обучения детей данной категории особую роль играют такие способы воздействия, которые направлены на преодоление этих отклонений, активизацию их познавательной деятельности. Значительное место в процессе обучения и воспитания имеют дидактические игры, упражнения; арт-терапевтические упражнения; психогимнастика; кинесиологические упражнения; письменные и устные задания. Усвоение материала зависит от правильного выбора методов обучения. Коррекционно-развивающая работа включает: ― составление индивидуальной программы психологического сопровождения, обучающегося; ― разработка оптимальных для развития обучающихся с ЗПР групповых и индивидуальных коррекционных программ (методик, методов и приёмов обучения) в соответствии с их особыми образовательными потребностями; ― организацию и проведение индивидуальных и групповых занятий по психокоррекции, необходимых для преодоления нарушений развития обучающихся; ― развитие эмоционально-волевой и личностной сферы обучающегося и коррекцию его поведения; ― социальное сопровождение обучающегося в случае неблагоприятных условий жизни при психотравмирующих обстоятельствах. Консультативная работа включает: ― психолого-педагогическое консультирование педагогов по решению проблем в развитии и обучении, поведении и межличностном взаимодействии конкретных обучающихся; 4 ― консультативную помощь семье в вопросах решения конкретных вопросов воспитания и оказания возможной помощи обучающимуся в освоении АООП НОО. Информационно-просветительская работа включает: ― проведение тематических выступлений для педагогов и родителей по разъяснению индивидуально-типологических особенностей различных категорий обучающихся; 5 ОПИСАНИЕ МЕСТА КОРРЕКЦИОННОГО КУРСА В УЧЕБНОМ ПЛАНЕ В учебном плане данный курс является элементом коррекционной подготовки. Количество занятий в 1-х и 1-х дополнительных классах составляет 29 часов, 1 раз в неделю. Программа рассчитана на 33 часа в год. Время освоения содержания каждого раздела программы индивидуально. В программе учтены индивидуальные особенности и уровень развития каждого ребенка. Основной формой организации коррекционно – развивающей работы являются индивидуальные и (или) групповые занятия. Диагностика (обследование) проводится с 01 сентября по 15 сентября, с 01 января по 15 января и 15 мая по 30 мая. Коррекционно - развивающий период - с 15 сентября по 15 мая. № п/п Название модулей 1 Модуль по развитию пространственно-временных представлений 2 Модуль по активации познавательной деятельности 6 ЛИЧНОСТНЫЕ, МЕТАПРЕДМЕТНЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ КОРРЕКЦИОННОГОКУРСА Личностные результаты освоения АООП НОО обучающимися с ЗПР включают индивидуально-личностные качества и социальные (жизненные) компетенции, социально значимые ценностные установки, необходимые для достижения основной цели современного образования ― введения обучающихся с ЗПР в культуру, овладение ими социокультурным опытом. С учетом индивидуальных возможностей и особых образовательных потребностей, обучающихся с ЗПР личностные результаты освоения АООП НОО должны отражать: 1) осознание себя как гражданина России, формирование чувства гордости за свою Родину, российский народ и историю России, осознание своей этнической и национальной принадлежности; 2) формирование целостного, социально ориентированного взгляда на мир в его органичном единстве природной и социальной частей; 3) формирование уважительного отношения к иному мнению, истории и культуре других народов; 4) овладение начальными навыками адаптации в динамично изменяющемся и развивающемся мире; 5) принятие и освоение социальной роли обучающегося, формирование и развитие социально значимых мотивов учебной деятельности; 6) способность к осмыслению социального окружения, своего места в нем, принятие соответствующих возрасту ценностей и социальных ролей; 7) формирование эстетических потребностей, ценностей и чувств; 8) развитие этических чувств, доброжелательности и эмоционально-нравственной отзывчивости, понимания и сопереживания чувствам других людей; 9) развитие навыков сотрудничества со взрослыми и сверстниками в разных социальных ситуациях; 10) формирование установки на безопасный, здоровый образ жизни, наличие мотивации к творческому труду, работе на результат, бережному отношению к материальным и духовным ценностям 11) развитие адекватных представлений о собственных возможностях, о насущно необходимом жизнеобеспечении; 12) овладение социально-бытовыми умениями, используемыми в повседневной жизни; 13) владение навыками коммуникации и принятыми ритуалами социального взаимодействия, в том числе с использованием информационных технологий; 14) способность к осмыслению и дифференциации картины мира, ее временно-пространственной организации. Метапредметные результаты освоения АООП НОО включают освоенные обучающимися универсальные учебные действия (познавательные, регулятивные и коммуникативные), обеспечивающие овладение ключевыми компетенциями (составляющими основу умения учиться) и межпредметными знаниями, а также способность решать учебные и жизненные задачи и готовность к овладению в дальнейшем АООП ООО. С учетом индивидуальных возможностей и особых образовательных потребностей обучающихся с ЗПР метапредметные результаты освоения АООП НОО должны отражать: 1) овладение способностью принимать и сохранять цели и задачи решения типовых учебных и практических задач, коллективного поиска средств их осуществления; 2) формирование умения планировать, контролировать и оценивать учебные действия в соответствии с поставленной задачей и условиями ее реализации; определять наиболее эффективные способы достижения результата; 7 3) формирование умения понимать причины успеха/неуспеха учебной деятельности и способности конструктивно действовать даже в ситуациях неуспеха; 4) использование речевых средств и средств информационных и коммуникационных технологий (далее - ИКТ) для решения коммуникативных и познавательных задач; 5) овладение навыками смыслового чтения доступных по содержанию и объему художественных текстов и научно-популярных статей в соответствии с целями и задачами; осознанно строить речевое высказывание в соответствии с задачами коммуникации и составлять тексты в устной и письменной формах; 6) овладение логическими действиями сравнения, анализа, синтеза, обобщения, классификации по родовидовым признакам, установления аналогий и причинно-следственных связей, построения рассуждений, отнесения к известным понятиям на уровне, соответствующем индивидуальным возможностям; 7) готовность слушать собеседника и вести диалог; готовность признавать возможность существования различных точек зрения и права каждого иметь свою; излагать свое мнение и аргументировать свою точку зрения и оценку событий; 8) определение общей цели и путей ее достижения; умение договариваться о распределении функций и ролей в совместной деятельности; осуществлять взаимный контроль в совместной деятельности, адекватно оценивать собственное поведение и поведение окружающих; 9) готовность конструктивно разрешать конфликты посредством учета интересов сторон и сотрудничества; 10) овладение начальными сведениями о сущности и особенностях объектов, процессов и явлений действительности (природных, социальных, культурных, технических и др.) в соответствии с содержанием конкретного учебного предмета; 11) овладение некоторыми базовыми предметными и межпредметными понятиями, отражающими доступные существенные связи и отношения между объектами и процессами. Результаты освоения программы коррекционной работы отражают сформированность социальных (жизненных) компетенций, необходимых для решения практико-ориентированных задач и обеспечивающих становление социальных отношений, обучающихся с ЗПР в различных средах: - развитие адекватных представлений о собственных возможностях, о насущно необходимом жизнеобеспечении, проявляющееся: В умении различать учебные ситуации, в которых необходима посторонняя помощь для её разрешения, с ситуациями, в которых решение можно найти самому; В умении обратиться к учителю при затруднениях в учебном процессе, сформулировать запрос о специальной помощи; В умении использовать помощь взрослого для разрешения затруднения, давать адекватную обратную связь учителю: понимаю или не понимаю; В умении написать при необходимости sms-сообщение, правильно выбрать адресата (близкого человека), корректно и точно сформулировать возникшую проблему. -овладение социально-бытовыми умениями, используемыми в повседневной жизни, проявляющееся: В расширении представлений об устройстве домашней жизни, разнообразии повседневных бытовых дел, понимании предназначения окружающих в быту предметов и вещей; В умении включаться в разнообразные повседневные дела, принимать посильное участие; 8 В адекватной оценке своих возможностей для выполнения определенных обязанностей в каких-то областях домашней жизни, умении брать на себя ответственность в этой деятельности; В расширении представлений об устройстве школьной жизни, участии в повседневной жизни класса, принятии на себя обязанностей наряду с другими детьми; В умении ориентироваться в пространстве школы и просить помощи в случае затруднений, ориентироваться в расписании занятий; В умении включаться в разнообразные повседневные школьные дела, принимать посильное участие, брать на себя ответственность; В стремлении участвовать в подготовке и проведении праздников дома и в школе. -овладение навыками коммуникации и принятыми ритуалами социального взаимодействия, проявляющееся: В расширении знаний правил коммуникации; В расширении и обогащении опыта коммуникации ребёнка в ближнем и дальнем окружении, расширении круга ситуаций, в которых обучающийся может использовать коммуникацию как средство достижения цели; В умении решать актуальные школьные и житейские задачи, используя коммуникацию как средство достижения цели (вербальную, невербальную); В умении начать и поддержать разговор, задать вопрос, выразить свои намерения, просьбу, пожелание, опасения, завершить разговор; В умении корректно выразить отказ и недовольство, благодарность, сочувствие и т.д.; В умении получать и уточнять информацию от собеседника; В освоении культурных форм выражения своих чувств. -способность к осмыслению и дифференциации картины мира, ее пространственно-временной организации, проявляющаяся: В расширении и обогащении опыта реального взаимодействия, обучающегося с бытовым окружением, миром природных явлений и вещей, расширении адекватных представлений об опасности и безопасности; В адекватности бытового поведения обучающегося с точки зрения опасности (безопасности) для себя и для окружающих; сохранности окружающей предметной и природной среды; В расширении и накоплении знакомых и разнообразно освоенных мест за пределами дома и школы: двора, дачи, леса, парка, речки, городских и загородных достопримечательностей и других. В расширении представлений о целостной и подробной картине мира, упорядоченной в пространстве и времени, адекватных возрасту ребёнка; В умении накапливать личные впечатления, связанные с явлениями окружающего мира; В умении устанавливать взаимосвязь между природным порядком и ходом собственной жизни в семье и в школе; В умении устанавливать взаимосвязь общественного порядка и уклада собственной жизни в семье и в школе, соответствовать этому порядку. В развитии любознательности, наблюдательности, способности замечать новое, задавать вопросы; В развитии активности во взаимодействии с миром, понимании собственной результативности; В накоплении опыта освоения нового при помощи экскурсий и путешествий; В умении передать свои впечатления, соображения, умозаключения так, чтобы быть понятым другим человеком; 9 В умении принимать и включать в свой личный опыт жизненный опыт других людей; В способности взаимодействовать с другими людьми, умении делиться своими воспоминаниями, впечатлениями и планами. -способность к осмыслению социального окружения, своего места в нем, принятие соответствующих возрасту ценностей и социальных ролей, проявляющаяся: В знании правил поведения в разных социальных ситуациях с людьми разного статуса, с близкими в семье; с учителями и учениками в школе; со знакомыми и незнакомыми людьми; В освоение необходимых социальных ритуалов, умении адекватно использовать принятые социальные ритуалы, умении вступить в контакт и общаться в соответствии с возрастом, близостью и социальным статусом собеседника, умении корректно привлечь к себе внимание, отстраниться от нежелательного контакта, выразить свои чувства, отказ, недовольство, благодарность, сочувствие, намерение, просьбу, опасение и другие. В освоении возможностей и допустимых границ социальных контактов, выработки адекватной дистанции в зависимости от ситуации общения; В умении проявлять инициативу, корректно устанавливать и ограничивать контакт; В умении не быть назойливым в своих просьбах и требованиях, быть благодарным за проявление внимания и оказание помощи; В умении применять формы выражения своих чувств соответственно ситуации социального контакта. Результаты освоения данной программы должны отражать: -способность усваивать новый учебный материал, адекватно включаться в классные занятия и соответствовать общему темпу занятий; -способность использовать речевые возможности на уроках при ответах и в других ситуациях общения, умение передавать свои впечатления, умозаключения так, чтобы быть понятым другим человеком, умение задавать вопросы; -способность к наблюдательности, умение замечать новое; -овладение эффективными способами учебно-познавательной и предметно-практической деятельности; -стремление к активности и самостоятельности в разных видах предметно-практической деятельности; -умение ставить и удерживать цель деятельности; планировать действия; определять и сохранять способ действий; использовать самоконтроль на всех этапах деятельности; осуществлять словесный отчет о процессе и результатах деятельности; оценивать процесс и результат деятельности; -сформированные в соответствии с требованиями к результатам освоения АООП НОО предметные, метапредметные и личностные результаты; -сформированные в соответствии АООП НОО универсальные учебные действия. Требования к результатам освоения программы коррекционной работы конкретизируются применительно к каждому обучающемуся с ЗПР в соответствии с его потенциальными возможностями и особыми образовательными потребностями. 10 СОДЕРЖАНИЕ КОРРЕКЦИОННОГО КУРСА 1. Сенсомоторное развитие развитие зрительного анализа и пространственного восприятия элементов букв; развитие тонкости и дифференцированности анализа зрительно воспринимаемых объектов; развитие слухового восприятия и слухового внимания; развитие тактильных ощущений; развитие умения организации и контроля простейших двигательных программ; развитие тонкости и целенаправленности движений; развитие кинестетических основ движения; развитие межполушарного взаимодействия; формирование способности выделять признаки предметов 2.Формирование пространственных представлений формирование умения ориентировки в схеме собственного тела; формирование умения ориентировки в ближайшем окружении (класса); формирование умения ориентировки на плоскости (тетрадь, книга); развитие пространственного праксиса; развитие навыка дифференциации пространственно схоже расположенных объектов. 3. Развитие мнемических процессов тренировка произвольного запоминания зрительно воспринимаемых объектов; произвольное запоминание слухового ряда: цифр, звуков, слов, предложений, многоступенчатых инструкций; - развитие тактильной и кинестетической памяти. 4. Развитие межанализаторных систем, их взаимодействия развитие слухо-моторной координации; развитие зрительно-моторной координации; развитие слухо-зрительной и зрительно-двигательной координации. 5.Формирование функции программирования и контроля собственной деятельности регуляция простейших двигательных актов; формирования умения ориентировки в задании; формирование умения планирования этапов выполнения задания; формирование основных способов самоконтроля каждого этапа выполнения задания; формирования умения осуществлять словесный отчет о совершаемом действии и результате. 11 6. Формирование навыка письма развитие навыка копирования, навыка работы по заданному образцу; заучивание графем, соотнесение с соответствующим звуком речи; звукобуквенный анализ слова; формирование навыка внимательного письма. 7. Формирование навыка чтения заучивание букв, соотнесение буквы и звука, дифференциация сходных по начертанию букв; обучение чтению слоговых таблиц; составлению слогов, слов из предложенных букв; обучение чтению слов, предложений, иллюстрированных изображением; обучение составлению предложений из слов; обучение схематической записи слов, предложений. 8.Формирование элементарных математических представлений количество и счёт (прямой и обратный; количественный и порядковый); состав числа; счётные операции; решение и составление задач; геометрические фигуры; цвет, форма, размер предметов. Коррекционно-развивающая программа состоит из 8 разделов. 12 ПЛАНИРУЕМЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ ИЗУЧЕНИЯ КОРРЕКЦИОННОГО КУРСА Курс «Психокоррекционные занятия» включается в программу коррекционной работы, поэтому в соответствии с ПрАООП НОО обучающихся с ЗПР оценка результатов опирается на следующие принципы: 1) дифференциации оценки достижений с учетом типологических и индивидуальных особенностей развития и особых образовательных потребностей обучающихся с ЗПР; 2) динамичности оценки достижений, предполагающей изучение изменений психического и социального развития, индивидуальных способностей и возможностей обучающихся с ЗПР; 3) единства параметров, критериев и инструментария оценки достижений в освоении содержания АООП НОО, что сможет обеспечить объективность оценки. Результатом курса «Психокоррекционные занятия» в 1 классе должно явиться повышение степени социопсихологической адаптированности ребенка с ЗПР и, следовательно, достижение необходимого уровня адаптированности в школе. Успешность коррекции недостатков когнитивного, эмоционального, социального развития, индивидуальных психологических проблем и решения поставленных задач оценивается педагогом-психологом и членами экспертной группы, составленной из других членов команды сопровождения, а также родителями (законными представителями) обучающегося с ЗПР. Результаты обсуждаются на школьном психолого-медико-педагогическом консилиуме с целью разработки и корректировки программ психолого-педагогического сопровождения учащихся. В ходе реализации курса «Психокоррекционные занятия» достигаются личностные и метапредметные результаты образования, происходит совершенствование сферы жизненной компетенции. Оценка этих результатов проводится педагогом-психологом и экспертами (другими педагогами, работающими на классе, учителем-логопедом, родителями) в конце пятого года обучения (по завершению начального образования). Вместе с тем рекомендуется ежегодно отслеживать эффективность проводимой работы. В соответствии с ПрАООП на основе требований, сформулированных во ФГОС НОО обучающихся с ОВЗ, образовательная организация разрабатывает программу оценки личностных результатов с учетом типологических и индивидуальных особенностей обучающихся, которая утверждается локальными актами организации. Программа оценки в соответствии с рекомендациями ПрАООП должна включать: 1) полный перечень личностных результатов, прописанных в тексте ФГОС НОО обучающихся с ОВЗ, которые выступают в качестве критериев оценки социальной (жизненной) компетенции обучающихся. Перечень этих результатов может быть самостоятельно расширен общеобразовательной организацией; 2) перечень параметров и индикаторов оценки каждого результата; 3) систему балльной оценки результатов; 4) документы, в которых отражаются индивидуальные результаты каждого обучающегося; 5) материалы для проведения процедуры оценки личностных результатов; 13 Поэтому уже при организации обучения первоклассников следует планировать итоговые результаты, ставя промежуточные цели и подбирая инструментарий для оценки их достижения. В частности, критерии для оценки успешности освоения программы психокоррекционной работы первоклассниками составляются в соответствии с планируемыми результатами, приведенными в конце представленной примерной рабочей программы. Все перечисленное позволяет осуществлять мониторинг становления сферы жизненной компетенции. Календарно-тематическое планирование по годам обучения осуществляется с учетом запланированных результатов образования. Результаты формирования сферы жизненной компетенции проявляются в последовательном улучшении перечисленных ниже умений. Развитие адекватных представлений о собственных возможностях проявляется в умениях: – различать ситуации, в которых необходима посторонняя помощь для её разрешения, с ситуациями, в которых решение можно найти самому; – обратиться к взрослому при затруднениях, сформулировать запрос о специальной помощи; – использовать помощь взрослого для разрешения затруднения, давать адекватную обратную связь: понимаю или не понимаю; – оценить успешность своей деятельности, адекватность поведения, объективную сложность задания и дать аналогичную оценку возможностям одноклассника. Овладение социально-бытовыми умениями, используемыми в повседневной жизни проявляется: – в участии в повседневной жизни класса, принятии на себя обязанностей наряду с другими детьми; – в умении ориентироваться в пространстве школы и просить помощи в случае затруднений, ориентироваться в расписании занятий; – в умении включаться в разнообразные повседневные школьные дела, принимать посильное участие, брать на себя ответственность; – в стремлении участвовать в подготовке и проведении праздников дома и в школе. Овладение навыками коммуникации и принятыми ритуалами социального взаимодействия проявляется: – в расширении знаний правил коммуникации; – в расширении и обогащении опыта коммуникации ребёнка в ближнем и дальнем окружении, расширении круга ситуаций, в которых обучающийся может использовать коммуникацию как средство достижения цели; – в умении решать актуальные школьные и житейские задачи, используя коммуникацию как средство достижения цели (вербальную, невербальную); – в умении начать и поддержать разговор, задать вопрос, выразить свои намерения, просьбу, пожелание, опасения, завершить разговор; – в умении корректно выразить отказ и недовольство, благодарность, сочувствие и т.д.; – в умении получать и уточнять информацию от собеседника; – в освоении культурных форм выражения своих чувств. Способность к осмыслению и дифференциации картины мира, ее пространственно-временной организации проявляется: –в расширении представлений о целостной и подробной картине мира, упорядоченной в пространстве и времени, адекватных возрасту ребёнка; – в умении накапливать личные впечатления, связанные с явлениями окружающего мира; – в развитии любознательности, наблюдательности, способности замечать новое, задавать вопросы; – в развитии активности во взаимодействии с миром, понимании собственной результативности; – в умении передать свои впечатления, соображения, умозаключения так, чтобы быть понятым другим человеком; – в умении принимать и включать в свой личный опыт жизненный опыт других людей; 14 – в способности взаимодействовать с другими людьми, умении делиться своими воспоминаниями, впечатлениями и планами. 15 Тематическое планирование, 2 класс. Тема занятия Кол-во часов № п/п 1 Первичная диагностика. 1 2 Развитие концентрации внимания. 1 3 Тренировка внимания. Развитие мышления. 1 4 Тренировка слуховой памяти. Развитие мышления. 1 5 Тренировка зрительной памяти. Развитие мышления. 1 6 Развитие аналитических способностей. Совершенствование мыслительных операций. 1 7 Совершенствование воображения. 1 8 Развитие логического мышления. Совершенствование мыслительных операций. 1 9 Развитие концентрации внимания. Развитие мышления. 1 10 Тренировка внимания. Развитие мышления. 1 11 Развитие слуховой памяти. Развитие мышления. 1 12 Тренировка зрительной памяти. Развитие мышления. 1 16 13 Развитие аналитических способностей. Совершенствование мыслительных операциях. 1 14 Совершенствование воображения. 1 15 Развитие логического мышления. Совершенствование мыслительных операций. 1 16 Развитие концентрации внимания. Развитие мышления. 1 17 Тренировка внимания. Развитие мышления. 1 18 Тренировка слуховой памяти. Развитие мышления. 1 19 Тренировка зрительной памяти. Развитие мышления. 1 20 Развитие аналитических способностей. Совершенствование мыслительных операций. 1 21 Совершенствование воображения. 1 22 Развитие логического мышления. Совершенствование мыслительных операций. 1 23 Развитие концентрации внимания. Развитие мышления. 1 24 Тренировка внимания. Развитие мышления. 1 25 Тренировка слуховой памяти. Развитие мышления. 1 26 Тренировка зрительной памяти. Развитие мышления. 1 27 Развитие аналитических способностей. Совершенствование мыслительных операций. 1 28 Совершенствование воображении. 1 29 Развитие логического мышления. Совершенствование мыслительных операций. 1 17 30 Развитие концентрации внимания. Развитие мышления. 1 31 Тренировка внимания. Развитие мышления. 1 32 Тренировка слуховой памяти. Развитие мышления. 1 33 Заключительная диагностика. 1 ВСЕГО: 33 ЧАСА. 18 СРЕДСТВА МОНИТОРИНГА И ОЦЕНКИ ДИНАМИКИ ОБУЧЕНИЯ Мониторинг образовательного процесса осуществляется через отслеживание результатов освоения образовательной программы, учебной и познавательной деятельности учащегося, эмоционально волевой сферы. 1 балл — ребенок не может выполнить все предложенные задания, помощь взрослого не принимает, принимает частично или только при пошаговой инструкции. 2 балла — ребенок выполняет все предложенные задания с частичной помощью взрослого; переносит способ действия на аналогичные задания. 3 балла — ребенок выполняет все предложенные задания самостоятельно или с незначительной помощью учителя. Целью первичного мониторинга является определение уровня актуального и «зоны ближайшего развития» ребенка, причин и механизмов трудностей в обучении, выявление детей, нуждающихся в специализированной помощи. Промежуточный мониторинг проводится с целью отслеживания динамики развития ребенка, определения соответствия выбранных форм, приемов, методов обучения уровню развития учащегося. Проведение итоговой (заключительной) диагностики необходимо для констатации результативности и определения эффективности коррекционного воздействия на развитие учебно-познавательной деятельности детей, посещающих занятия дефектолога. По результатам итогового мониторинга определяется дальнейшая программа обучения детей. Все результаты мониторинга отображаются в индивидуальной карте развития ребенка и обсуждаются командой специалистов на ППк. Определяется дальнейший образовательный маршрут ребенка. МАТЕРИАЛЬНО-ТЕХНИЧЕСКОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ индивидуальный раздаточный стимульный материал для индивидуальной, подгрупповой диагностики (диагностические тетради, серии сюжетных картин и наборы картинокдля выполнения классификации и пр.); демонстрационный материал – репродукции картин художников, дорожные знаки, макет часов со стрелками и т.п. магнитофон и комплект аудиозаписей с музыкальными произведениями различного характера (бодрящими, успокаивающими, релаксирующими); мультимедиа проектор и экран; переносные носители информации; наборы конструкторов (строительный материал разной формы и цвета); плоскостные крупные геометрические фигуры разной формы (мозаика); значительное количество расходного материала для изобразительной деятельности (гуашь, акварель, бумага форматов А3 и А4, баночки для воды, кисточки разной толщины), цветные карандаши и фломастеры; материал для лепки; 19 тетради для записей; СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ Бабкина Н. В. Где, чему и как учить ребенка с задержкой психического развития // Начальная школа. -2015. -№8. Бабкина Н. В. Основные направления и содержание коррекционной работы с младшими школьниками с задержкой психического развития // Дефектология. -2016. - №2. Бабкина Н. В. Оценка готовности к школьному обучению детей с задержкой психического развития. М., 2015. (в пособии представлен комплекс методик для дифференцированной оценки готовности к школе детей с ЗПР, раскрыты основные направления и содержание коррекционноразвивающей помощи). Белопольская Н. Л. Психологическая диагностика личности детей с задержкой психического развития. Монография. М., 2009. Брофман В. Архитектурная школа папы Карло: книга для детей и взрослых. Учебное пособие. М., 2001. Венгер Л. А., Венгер А. Л. Домашняя школа мышления. Пособие. М.,2010. Вильшанская А. Д. Формирование универсальных учебных действий у младших школьников с ЗПР в процессе коррекционной работы с использованием пособия «Логические блоки Дьенеша» // Воспитание и обучение детей с нарушениями развития. - 2016. - № 7. Гостар А. А., Очковская Т. Ю., Величко С. А. Формирование замещающей функции мышления у дошкольников с задержкой психического развития с использованием конструирования // Дефектология. -2015. -№5. Диагностика и коррекция задержки психического развития у детей / под ред. С. Г. Шевченко. М., 2004. Дунаева З. М. Формирование пространственных представлений у детей с задержкой психического развития. Пособие. М., 2006. Косымова А. Н. Коррекция представлений об окружающем мире у детей с нарушениями интеллекта // Дефектология – 2006. - №5. Семаго, Н.Я. Методика формирования пространственных представлений у детей дошкольного и младшего школьного возраста. Практическое пособие. М., 2007. Тригер Р. Д. Программы для специальных (коррекционных) общеобразовательных школ и классов VII вида. Начальные классы. Подготовительный класс. М.:Парадигма, 2012. Холодова О. А. Юным умникам и умницам. Информатика, логика, математика. Методическое пособие. 1 классы. Программа курса РПС. М.: РОСТкнига, 2011. Холодова О. А. Юным умникам и умницам. Информатика, логика, математика. Рабочая тетрадь. 1 классы. Часть1, 2. Программа курса РПС. М.: РОСТкнига, 2011 20