Муниципальное казённое общеобразовательное учреждение средняя общеобразовательная школа №1 п. Пелым РАССМОТРЕНО на педагогическом совете Протокол № 1 от 27 августа 2024г. УТВЕРЖДАЮ Директор МКОУ СОШ №1 __________________ /СмирноваТ.А./ Приказ № 93 от 27 августа 2024г. Вводится в действие с 01.09.2024г РАБОЧАЯ ПРОГРАММА на 2024 – 2025 учебный год Логопедия 2 класс Пелым, 2024 Пояснительная записка Введение в действие Федерального государственного образовательного стандарта (ФГОС) начального общего образования и новый закон «об образовании» диктуют внедрение новых подходов к созданию в начальной школе системы комплексной помощи детям с ограниченными возможностями здоровья в освоении основной образовательной программы начального общего образования. Отдельный раздел ФГОС НОО содержит характеристику программы коррекционной работы, нацеленной на преодоление недостатков в физическом и (или) психическом развитии обучающихся, их социальную адаптацию. Программа коррекционной работы разработана в соответствии с Федеральным образовательным стандартом второго поколения и направлена на оказание логопедической помощи младшим школьникам в освоении основной образовательной программы начального общего образования, коррекцию недостатков речевого развития обучающихся, их социальную адаптацию. Нарушения речевого развития у детей с ЗПР носят системный характер и затрагивают все компоненты речи: фонетико-фонематическую сторону, лексику, грамматический строй, семантику. У школьников оказываются недостаточно сформированными многие уровни и этапы речевой деятельности: мотивационный, смысловой, языковой, гностико-практический, сенсомоторный. Предлагаемая программа коррекционной работы направлена на восполнение пробелов звукопроизношения у обучающихся с ОНР (ЗПР). В программе также заложены возможности предусмотренного стандартом формирования у обучающихся общих умений и навыков, универсальных способов деятельности и ключевых компетенций. Нормативно-правовые основы разработки коррекционной программы: Программа разработана в соответствии с требованиями: Закона РФ "Об образовании" от 29 декабря 2012 г. N 273-ФЗ Федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования, а также на основе следующих нормативно-правовых актов: Письма Минобразования РФ от 22 января 1998 г. N 20-58-07ин/20-4 "Об учителях-логопедах и педагогахпсихологах учреждений образования", Письма Минобразования РФ от 27 июня 2003 г. N 28-51-513/16 «Методические рекомендации по психологопедагогическому сопровождению обучающихся в учебно-воспитательном процессе в условиях модернизации образования», Письма Министерства образования и науки РФ от 18 апреля 2008 г. N АФ-150/06 "О создании условий для получения образования детьми с ограниченными возможностями здоровья и детьми-инвалидами", Инструктивного письма Министерства образования РФ от 14.12.2000 г. № 2 «Об организации работы логопедического пункта общеобразовательного учреждения», Ястребова А.В., Бессонова Т.П. Инструктивно - методическое письмо о работе учителя-логопеда при общеобразовательной школе». – М.: «Когито – Центр», 1996 г. подготовленное Министерством образования РФ от 14 декабря 2000г. №2 Об основных гарантиях прав ребенка в Российской Федерации (от 24 июля 1998 г. N 124-ФЗ) Малофеев Н.Н., Никольская О.С., Кукушкина О.И., Гончарова Е.Л. Единая концепция специального федерального государственного стандарта для детей с ограниченными возможностями здоровья: основные положения // Дефектология. — 2010. — №1. При разработке рабочей программы использованы следующие программы и системы коррекционной работы с детьми, имеющими нарушение звукопроизношения: - Программа логопедической работы по преодолению общего недоразвития речи у детей. Авторы: Т.Б.Филичева, Т.В.Туманова, Г.В.Чиркина; - Каше Г. А. Исправление недостатков речи у дошкольников – М.: «Просвещение» 1971. - Фомичёва М. Ф. Воспитание у детей правильного произношения. М.: «Просвещение» 1989. - Ткаченко Т.А. Учим говорить правильно. Система коррекции общего недоразвития речи у детей 5 лет. - Методическое пособие для коррекции общего недоразвития речи. О.Н.Лиманская. У младших школьников, испытывающих затруднения в произношении звуков, наблюдается отставание в развитии так называемых вводных навыков, необходимых для успешного обучения. К речевым навыкам относят умение четко, в соответствии с нормой, произносить все звуки речи, различать их на слух, выделять из слова; наличие достаточного словарного запаса и полной сформированности грамматического строя; умение связно высказываться по темам, доступным пониманию ребенка. У части детей могут сохраняться проявления инфантильной речи по типу легкого физиологического косноязычия. Могут наблюдаться и затруднения в произношении более сложных по звуко-слоговой структуре слов. Типична нестойкость этих расстройств, их тесная зависимость от утомления. Когда дети начинают читать и писать, у них, как правило, появляются недостатки чтения и письма, которые являются вторичным проявлением недостаточной сформированности устной речи (ОНР). Это все обуславливает актуальность данной программы. С детьми, имеющими недостатки звукопроизношения, проводятся индивидуальные занятия 1 раз в неделю. Цель данной программы - формирование у детей правильной устной речи. Задачи: 1. формировать правильное произношение фонем; 2. учить различать оппозиционные фонемы; 3. развивать связную речь; 4. развивать артикуляционную моторику, фонематические процессы. 5. обогащать и активизировать словарный запас детей, развивать коммуникативные навыки посредством повышения уровня общего речевого развития учащихся. 6. создать условия для формирования правильного звукопроизношения и закрепление его. Формы работы: 1. Обследование: индивидуальное. 2.Диагностика. 3. Коррекционные занятия: индивидуальные занятия по закреплению и отработке изученного материала; Формы контроля: анализ устной речи в начале и в конце года (фронтальный и индивидуальный); ИКТ диагностика. Направления работы: 1. Восполнение пробелов в развитии звуковой стороны речи. 2. Развитие связной речи. 3. Обогащение словарного запаса. Предполагаемый результат: Ребёнок в ходе реализации данной программы должен: научиться правильно произносить звуки; пользоваться этими звуками в речи; различать оппозиционные фонемы; овладеть навыками звуко-буквенного и слогового анализа и синтеза; овладеть навыками построения связного высказывания. Организация работы по программе: Коррекция нарушений речи учащихся с ЗПР требует организации специальной логопедической работы, поэтому в учебном плане предусмотрены часы логопедических занятий. Работа по исправлению речевых нарушений строится с учётом возрастных особенностей и особенностей речевого дефекта обучающихся. Эффективность логопедических занятий и перенос полученных навыков в учебную обстановку значительно повышается, если используется дидактический материал в соответствии с темой программы. Условия реализации программы: 1) Наличие необходимых условий для занятий. логопедического кабинета для занятий; наглядных пособий; дидактического материала; учебной литературы; зеркал; средств ИКТ. 2) Обеспечение систематических занятий. 3) Последовательное выполнение всех задач. 4) Привлечение родителей к работе с детьми дома. 5) Посещение врачей-специалистов и выполнение их рекомендаций. В структуру занятий может входить: - упражнения для развития общей координации движений и мелкой моторики пальцев рук; - упражнения для развития психических процессов; - дыхательная гимнастика; - формирование фонематических процессов; - работа со словами, звуко-слоговой анализ слов; - работа над предложением; - обогащение и активизация словарного запаса. Объем учебного материала рассчитан в соответствии с физиологическими возрастными нормативами, это позволяет избежать переутомления и дезадаптации школьников. Как и любая программа, «Программа по коррекции звукопроизношения у младших школьников с ЗПР в условиях логопедического пункта», имеет под собой методологические и теоретические основания. В качестве одного из таких оснований могут выступать принципы, определяющие построение, реализацию программы и организацию работы по ней: - гуманизма — вера и возможности ребенка, субъективного, позитивного подхода; - системности- рассмотрения ребёнка как целостного, качественного своеобразного, динамично развивающего субъекта; рассмотрение его речевых нарушений во взаимосвязи с другими сторонами психического развития; - реалистичности-учёта реальных возможностей ребёнка и ситуации, единства диагностики и коррекционноразвивающей работы; - деятельностного подхода- опоры коррекционно — развивающей работы на ведущий вид деятельности, свойственный возрасту; - индивидуально — дифференцированного подхода- изменение содержания, форм и способов коррекционноразвивающей работы в зависимости от индивидуальных особенностей ребенка, целей работы; - системного подхода — взаимосвязь коррекционно-развивающих воздействий на звукопроизношение, фонематические процессы, лексику и грамматический строй речи. Общеобразовательные задачи реализуются с синхронным выравниванием речевого и психического развития детей, т.е. один из основных принципов программы — природосообразность. Программа учитывает общность детей с нарушениями речи и основывается на онтогенетическом принципе. В основе программы лежат принципы систематичности и взаимосвязи учебного материала, его конкретности и доступности, постепенности, концентрического наращивания информации. Это позволяет ребенку опираться на уже имеющиеся у него знания и умения и обеспечивает поступательное развитие. Учителем – логопедом проводится просветительская работа среди родителей и учителей. В течение учебного года проводятся групповые и индивидуальные консультации для родителей. 3. «Охрана органов речи». Индивидуальные консультации для родителей и учителей проводятся по необходимости. Содержание программы по разделам: Первый этап: диагностика Цель: постановка логопедического заключения, изучение уровня развития психических процессов, уровня речевого развития. Учителя- логопеды проводят обследование с 1по 15 сентября и 15 по 25 мая. • Исследование неречевых психических функций; •Сбор анамнестических данных; •Обследование состояния звукопроизношения, речи в целом. Второй этап: подготовительный Цель: формирование артикуляторной базы, развитие и совершенствование сенсомоторных функций, психологических предпосылок и коммуникабельности, готовности к обучению. • развитие органов артикуляции; •развитие слухового внимания и слухового контроля; •развитие звукового восприятия Третий этап: постановка звука Цель: постановка звука (изолировано). •коррекция дефектов произношения; • формирование полноценных фонетических представлений (на базе развития фонематического восприятия) и совершенствование звуковых обобщений в процессе упражнений в звуковом анализе и синтезе; •развитие психических функций; •развитие мелкой моторики, органов артикуляции. Четвертый этап: автоматизация звука Цель: закрепление звука в речи. •коррекция дефектов произношения; •развитие психических функций; •развитие мелкой моторики, органов артикуляции. Пятый этап: дифференциация звуков Цель: различать и четко произносить звуки схожие по звучанию. •коррекция дефектов произношения; •развитие психических функций; •активизация и расширение словарного запаса; •развитие мелкой моторики, органов артикуляции. Общее количество часов –66 Количество часов указанных в программе примерное и может варьироваться в зависимости от речевого дефекта и степени усвоения материала детьми. Форма проведения занятий – индивидуальная. Периодичность – 1 раз в неделю Перспективное планирование работы с обучающимися с ОВЗ (ЗПР) Постановка произношения звуков Диагностика речевых и неречевых функций ребенка Введение поставленных звуков в речь I этап Изучение психических функций. Сбор анамнестических сведений. Логопедическое заключение. Формирование II этап артикуляторной базы Формирование и развитие артикуляторной базы, развитие и совершенствование сенсомоторных функций, психологических предпосылок и коммуникабельности, готовности к обучению. Постановка звуков III этап Закрепление имеющегося уровня звукового анализа и синтеза. Продолжение постановки звука, отработка звука IV этап Введение в речь первого поставленного звука; а) закрепление звука в устной речи: в слогах, в словах, фразах, в тексте; б) устный и письменный анализ и синтез слов. Дифференциация звуков сходных по звучанию V этап Дифференциация изученного и поставленных раннее звуков. Речевой материал Диагностика по Фотековой Артикуляционные упражнения. Упражнения и задания для развития психических процессов. Составляется из правильно произносимых звуков Насыщается вновь поставленным звуком. Из упражнений исключаются звуки близкие к поставленному (например закрепляется л исключаются л', если ребенок не произносит р, р', то и они) Насыщается дифференцируемыми звуками и закрепляемым звуком. Из упражнений исключаются близкие, еще не отработанные звуки. Далее все этапы будут повторяться для новых звуков, которые берутся для закрепления в зависимости от быстроты их постановки. При этом предусматривается постепенное усложнение форм звукового анализа. Речевой материал, на котором проводится закрепление поставленного звука и развитие звукового анализа, с введением новых звуков будет все больше и больше расширяться. В таком распределении учебного материала осуществляется, прежде всего, единство развития произношения и звукового анализа на основе чего преодолеваются и специфические отклонения в письме, связанные с недостатками фонетической стороны речи. В системе выдерживаются принципиально важные положения: поочередное включение в работу звуков одной фонетической группы; одновременность в работе над звуками разных фонетических групп. Календарно-тематическое планирование Недели Занятия Темы коррекционноразвивающей Содержание коррекционноразвивающей работы работы Программное содержание коррекционноразвивающей работы Сентябрь Фронтальное обследование I II 1 этап (диагностический) III 1 2 Сбор анамнеза, данных о раннем развитии, перенесенных заболеваниях. Раннее речевое развитие. Исследование неречевых психических функций. Состояние звукопроизношения. Анатомическое строение артикуляционного аппарата. Речевая моторика. Состояние дыхательной и голосовой функций. Особенности динамической стороны речи. Воспроизведение звукослоговой структуры слова. Состояние фонематического восприятия (слухопроизносительной дифференциации звуков речи). Состояние фонематического анализа и синтеза. Исследование понимания речи (импрессивной). Исследование лексики и грамматического строя экспрессивной речи. Состояние связной речи. Логопедическое заключение. II этап (подготовительный) IV I 3 Развитие внимания. Игровые упражнения: «Найди отличия», «Корректор», «Чего не хватает» , «Найди спрятанные предметы» Развивать внимательность, воображение. Формировать у детей усидчивость, стремление доводить начатое до конца. Вызвать интерес к занятиям. 4 Развитие операций сравнения и Игровые упражнения: «Сравни вывода. геометрические фигуры», «Логические пары» Учить сравнивать предметы и делать выводы на основе сравнения. Развивать наблюдательность. Учить делать умозаключения. Расширять словарный запас детей. Активизировать речь детей. Учить детей следить за правильным положением органов артикуляции. Формировать навыки правильного дыхания. Общее развитие речевого аппарата. Развивать мелкую моторику рук. Закрепить положение органов артикуляции. Вызвать интерес к логопедическим занятиям. 5 Формирование артикуляционной базы звуков Октябрь Пальчиковая гимнастика. Артикуляционная гимнастика: «Сказка о веселом язычке». Дыхательная гимнастика. 6 Формирование артикуляционной базы звуков Пальчиковая гимнастика. Артикуляционная гимнастика: «Сказка о ветерке». Мимическая гимнастика. II 7 Формирование артикуляционной базы звуков Пальчиковая гимнастика. Артикуляционная гимнастика. Мимическая гимнастика. Пантомимическая игра: «Приветствие» Учить детей следить за правильным положением органов артикуляции. Общее развитие речевого аппарата. Развивать мелкую моторику рук. Развитие мимики. Закрепить положение органов артикуляции. Вызвать интерес к логопедическим занятиям. Учить детей следить за правильным положением органов артикуляции.Общее развитие речевого аппарата. Развивать мелкую моторику рук и общую моторику. Развитие мимики. Развивать невербальные средства общения. Закрепить положение органов артикуляции. Вызвать интерес к логопедическим занятиям. 8 Формирование артикуляционной базы звуков Пальчиковая гимнастика. Дыхательная гимнастика. Артикуляционная гимнастика. Учить детей следить за правильным положением органов артикуляции. Общее развитие речевого аппарата. Развивать мелкую моторику рук. Закрепить положение органов артикуляции. Выработать навыки правильного дыхания. Вызвать интерес к логопедическим занятиям. III этап (постановка звука) III 9 Постановка звука (по подражанию) Пальчиковая гимнастика. Артикуляционная гимнастика. Звукоподражательные игры и упражнения 10 Постановка звука (по подражанию) Пальчиковая гимнастика. Артикуляционная гимнастика. Звукоподражательные игры и упражнения Учить детей следить за правильным положением органов артикуляции.Развивать мелкую моторику рук. Развивать внимание, память. Воспитывать правильное поведение на занятиях. Учить детей следить за правильным положением органов артикуляции.Развивать мелкую моторику рук. Развивать внимание, память. Воспитывать правильное поведение на занятиях. IV 11 Постановка звука (по подражанию) Пальчиковая гимнастика. Артикуляционная гимнастика. Звукоподражательные игры и упражнения 12 Постановка звука Пальчиковая гимнастика. (механическим или смешанным Артикуляционная гимнастика. способом) Учить детей следить за правильным положением органов артикуляции.Развивать мелкую моторику рук. Развивать внимание, память. Воспитывать правильное поведение на занятиях. Учить детей следить за правильным положением органов артикуляции. Развивать мелкую моторику рук. Развивать внимание, память. Воспитывать правильное поведение на занятиях. Ноябрь IVэтап (автоматизация звука) Каникулы I II 13 Закрепление звука (изолировано) Пальчиковая гимнастика. Артикуляционная гимнастика. Звукоподражательные игры и упражнения Закрепление звука Учить детей следить за правильным положением органов артикуляции.Развивать мелкую моторику рук. Воспитывать правильное поведение на занятиях. 14 Закрепление звука в слогах Пальчиковая гимнастика. Звукоподражательные игры и упражнения Закрепление звука в слогах III 15 Закрепление звука в слогах Пальчиковая гимнастика. Звукоподражательные игры и упражнения Закрепление звука в слогах 16 Закрепление звука в словах Пальчиковая гимнастика. Звукоподражательные игры. Закрепление звука в слогах IV 17 Закрепление звука в словах Пальчиковая гимнастика. Звукоподражательные игры. Закрепление звука в слогах Учить детей контролировать артикуляцию. Развивать слуховую и зрительную память. Развивать мелкую моторику рук. Вызвать интерес к логопедическим занятиям. Отработка навыков правильного звукопроизношения. Развивать воображение. Развитие мелкой моторики. Воспитывать отзывчивость. Учить детей контролировать собственную речь. Закрепить артикуляцию звука. Развивать подвижность артикуляционного аппарата. Воспитание усердия Учить детей контролировать собственную речь. Закрепить артикуляцию звука. Развивать подвижность артикуляционного аппарата. Воспитание усердия 18 Закрепление звука в словосочетаниях Пальчиковая гимнастика. Звукоподражательные игры. Закрепление звука в словосочетаниях. I 19 Закрепление звука в словосочетаниях Декабрь Пальчиковая гимнастика. Звукоподражательные игры. Закрепление звука в словосочетаниях. 20 Закрепление звука в предложениях Игры на развитие слухового внимания. Закрепление звука в предложениях II 21 Закрепление звука в чистоговорках Игры на развитие слухового внимания. Закрепление звука в чистоговорках Учить детей контролировать собственную речь. Закрепить артикуляцию звука. Развивать слуховое внимание. Воспитывать доброту Учить детей контролировать собственную речь. Закрепить артикуляцию звука. Развивать слуховое внимание. Воспитывать доброту Учить детей контролировать собственную речь. Закрепить артикуляцию звука. Развивать слуховое внимание. Воспитывать доброту Учить детей контролировать собственную речь. Закрепить артикуляцию звука. Развивать слуховое внимание. Воспитывать уверенность в своих силах 22 Составление предложений с использованием изучаемого звука Пальчиковая гимнастика Составление предложений. Проговаривание составленных предложений III 23 Закрепление звука во фразовой речи Игры на развитие слухового внимания, памяти. Закрепление звука в чистоговорках 24 Закрепление звука во фразовой речи Игры на развитие слухового внимания, памяти. Закрепление звука в чистоговорках Закрепить правильное произношение звука в предложениях. Развитие мелкой моторики. Развитие связной речи. Формирование умения строить предложения. Воспитывать доброжелательность. Закрепить правильное произношение звука в предложениях. Развитие мелкой моторики. Развитие внимания, памяти. Развитие связной речи. Воспитывать правильное поведение на занятиях. Закрепить правильное произношение звука в предложениях. Развитие мелкой моторики. Развитие внимания, памяти. Развитие связной речи. Воспитывать правильное поведение на занятиях. IV 25 Закрепление звука во фразовой речи Игры на развитие слухового внимания, памяти. Закрепление звука в чистоговорках 26 Закрепление звука в стихах и загадках Пальчиковая гимнастика с изучаемым звуком. Разучивание стихов с изучаемым звуком. Закрепить правильное произношение звука в предложениях. Развитие мелкой моторики. Развитие внимания, памяти. Развитие связной речи. Воспитывать правильное поведение на занятиях. Закрепить правильное произношение звука в стихах. Развитие мелкой моторики. Развитие связной речи. Воспитание умения внимательно слушать Январь I II III 27 Закрепление звука в стихах и загадках Пальчиковая гимнастика с изучаемым звуком. Разучивание стихов с изучаемым звуком. V этап (дифференциации) Закрепить правильное произношение звука в стихах. Развитие мелкой моторики. Развитие связной речи. Воспитание умения внимательно слушать IV I 28 Игры на развитие речеслухового Пальчиковая гимнастика анализатора Игровые упражнения: «Повтори за мной», «Испорченный телефон», «Угадай звук» 29 Звуки […., ….´] (изучаемые) в нашей жизни. Пальчиковая гимнастика 30 Дифференциация звуков […., ….´] (изучаемые) в словах. Мимическая гимнастика. 31 Дифференциация звуков […., ….´] (изучаемые) в предложениях. Учить различать звуки сходные по звучанию. Учить Игровые упражнения: дифференцировать звуки. «Послушай и скажи правильный Развивать мелкую моторику ответ», «Какая буква пропала», рук. «Услышь меня» Учить различать звуки сходные по звучанию. Учить Игровые упражнения: «Отгадай дифференцировать звуки. слово», «Придумай пару», «Собери слово» Февраль Пальчиковая гимнастика. Проговаривание предложений. Составление предложений. 32 Дифференциация звуков […., ….´] в фразовой речи Учить различать звуки сходные по звучанию. Учить дифференцировать звуки. Развивать мелкую моторику рук. Игровое упражнение : Проговаривание текстов. «Потерянная буква» Составление рассказов по картинке и на заданные темы. Учить детей составлять предложения, рассказ. Развивать воображение, мелкую моторику рук Учить детей составлять предложения, рассказ. Развивать воображение. Дифференциация звуков […., ….´](изучаемые) в фразовой речи Проговаривание текстов. 34 Дифференциация звуков […., ….´] (изучаемые) в стихах и загадках Заучивание стихов, песен, загадок. Продолжать учить детей контролировать свою речь. Формировать интерес к литературе. Воспитывать отзывчивость. III 35 Дифференциация звуков […., ….´] (изучаемые) в стихах и загадках Заучивание стихов, песен, загадок. Продолжать учить детей контролировать свою речь. Формировать интерес к литературе. Воспитывать отзывчивость. IV 36 Повторение изученного. Игры и упражнения на развитие Формировать уверенность в речеслухового анализатора себе. Развивать артикуляцию. Формировать навыки правильной и грамотной речи. II 33 Подведение итогов. Составление рассказов по картинке и на заданные темы. Март Учить детей составлять предложения, рассказ. Развивать воображение. I 5 Формирование артикуляционной базы звуков Пальчиковая гимнастика. Артикуляционная гимнастика: «Сказка о веселом язычке». Дыхательная гимнастика. 6 Формирование артикуляционной базы звуков Пальчиковая гимнастика. Артикуляционная гимнастика: «Сказка о ветерке». Мимическая гимнастика. Учить детей следить за правильным положением органов артикуляции. Формировать навыки правильного дыхания. Общее развитие речевого аппарата. Развивать мелкую моторику рук. Закрепить положение органов артикуляции. Вызвать интерес к логопедическим занятиям. Учить детей следить за правильным положением органов артикуляции. Общее развитие речевого аппарата. Развивать мелкую моторику рук. Развитие мимики. Закрепить положение органов артикуляции. Вызвать интерес к логопедическим занятиям. II 7 Формирование артикуляционной базы звуков Пальчиковая гимнастика. Артикуляционная гимнастика. Мимическая гимнастика. Пантомимическая игра: «Приветствие» 8 Формирование артикуляционной базы звуков Пальчиковая гимнастика. Дыхательная гимнастика. Артикуляционная гимнастика. III этап (постановка звука) Учить детей следить за правильным положением органов артикуляции.Общее развитие речевого аппарата. Развивать мелкую моторику рук и общую моторику. Развитие мимики. Развивать невербальные средства общения. Закрепить положение органов артикуляции. Вызвать интерес к логопедическим занятиям. Учить детей следить за правильным положением органов артикуляции. Общее развитие речевого аппарата. Развивать мелкую моторику рук. Закрепить положение органов артикуляции. Выработать навыки правильного дыхания. Вызвать интерес к логопедическим занятиям. III 9 Постановка звука (по подражанию) Пальчиковая гимнастика. Артикуляционная гимнастика. Звукоподражательные игры и упражнения 10 Постановка звука (по подражанию) Пальчиковая гимнастика. Артикуляционная гимнастика. Звукоподражательные игры и упражнения IV 11 Постановка звука (по подражанию) Пальчиковая гимнастика. Артикуляционная гимнастика. Звукоподражательные игры и упражнения Учить детей следить за правильным положением органов артикуляции.Развивать мелкую моторику рук. Развивать внимание, память. Воспитывать правильное поведение на занятиях. Учить детей следить за правильным положением органов артикуляции.Развивать мелкую моторику рук. Развивать внимание, память. Воспитывать правильное поведение на занятиях. Учить детей следить за правильным положением органов артикуляции.Развивать мелкую моторику рук. Развивать внимание, память. Воспитывать правильное поведение на занятиях. 12 Постановка звука Пальчиковая гимнастика. (механическим или смешанным Артикуляционная гимнастика. способом) Учить детей следить за правильным положением органов артикуляции. Развивать мелкую моторику рук. Развивать внимание, память. Воспитывать правильное поведение на занятиях. Апрель IVэтап (автоматизация звука) I II 13 Закрепление звука (изолировано) Пальчиковая гимнастика. Артикуляционная гимнастика. Звукоподражательные игры и упражнения Закрепление звука 14 Закрепление звука в слогах Пальчиковая гимнастика. Звукоподражательные игры и упражнения Закрепление звука в слогах Учить детей следить за правильным положением органов артикуляции.Развивать мелкую моторику рук. Воспитывать правильное поведение на занятиях. Учить детей контролировать артикуляцию. Развивать слуховую и зрительную память. Развивать мелкую моторику рук. Вызвать интерес к логопедическим занятиям. III 15 Закрепление звука в слогах Пальчиковая гимнастика. Звукоподражательные игры и упражнения Закрепление звука в слогах 16 Закрепление звука в словах Пальчиковая гимнастика. Звукоподражательные игры. Закрепление звука в слогах IV 17 Закрепление звука в словах Пальчиковая гимнастика. Звукоподражательные игры. Закрепление звука в слогах 18 Закрепление звука в словосочетаниях Пальчиковая гимнастика. Звукоподражательные игры. Закрепление звука в словосочетаниях. Отработка навыков правильного звукопроизношения. Развивать воображение. Развитие мелкой моторики. Воспитывать отзывчивость. Учить детей контролировать собственную речь. Закрепить артикуляцию звука. Развивать подвижность артикуляционного аппарата. Воспитание усердия Учить детей контролировать собственную речь. Закрепить артикуляцию звука. Развивать подвижность артикуляционного аппарата. Воспитание усердия Учить детей контролировать собственную речь. Закрепить артикуляцию звука. Развивать слуховое внимание. Воспитывать доброту I 19 Закрепление звука в словосочетаниях Пальчиковая гимнастика. Звукоподражательные игры. Закрепление звука в словосочетаниях. 20 Закрепление звука в предложениях Игры на развитие слухового внимания. Закрепление звука в предложениях II 21 Закрепление звука в чистоговорках Игры на развитие слухового внимания. Закрепление звука в чистоговорках 22 Составление предложений с использованием изучаемого звука Пальчиковая гимнастика Составление предложений. Проговаривание составленных предложений Учить детей контролировать собственную речь. Закрепить артикуляцию звука. Развивать слуховое внимание. Воспитывать доброту Учить детей контролировать собственную речь. Закрепить артикуляцию звука. Развивать слуховое внимание. Воспитывать доброту Учить детей контролировать собственную речь. Закрепить артикуляцию звука. Развивать слуховое внимание. Воспитывать уверенность в своих силах Закрепить правильное произношение звука в предложениях. Развитие мелкой моторики. Развитие связной речи. Формирование умения строить предложения. Воспитывать доброжелательность. Май III 23 Закрепление звука во фразовой речи Игры на развитие слухового внимания, памяти. Закрепление звука в чистоговорках 24 Закрепление звука во фразовой речи Игры на развитие слухового внимания, памяти. Закрепление звука в чистоговорках IV 25 Закрепление звука во фразовой речи Игры на развитие слухового внимания, памяти. Закрепление звука в чистоговорках Закрепить правильное произношение звука в предложениях. Развитие мелкой моторики. Развитие внимания, памяти. Развитие связной речи. Воспитывать правильное поведение на занятиях. Закрепить правильное произношение звука в предложениях. Развитие мелкой моторики. Развитие внимания, памяти. Развитие связной речи. Воспитывать правильное поведение на занятиях. Закрепить правильное произношение звука в предложениях. Развитие мелкой моторики. Развитие внимания, памяти. Развитие связной речи. Воспитывать правильное поведение на занятиях. 26 Закрепление звука в стихах и загадках Пальчиковая гимнастика с изучаемым звуком. Разучивание стихов с изучаемым звуком. 28 Игры на развитие речеслухового Пальчиковая гимнастика анализатора Игровые упражнения: «Повтори за мной», «Испорченный телефон», «Угадай звук» Закрепить правильное произношение звука в стихах. Развитие мелкой моторики. Развитие связной речи. Воспитание умения внимательно слушать Учить различать звуки сходные по звучанию. Учить дифференцировать звуки. Развивать мелкую моторику рук. Список литературы 1. Борякова Н.Ю., Соболева А.В., Ткачева В.В. Практикум по коррекционно-развивающим занятиям, М., 1994; 2. Закон РФ "Об образовании" от 29 декабря 2012 г. N 273-ФЗ 3. Инструктивное письмо Министерства образования РФ от 14.12.2000 г. № 2 «Об организации работы логопедического пункта общеобразовательного учреждения», Об основных гарантиях прав ребенка в Российской Федерации (от 24 июля 1998 г. N 124-ФЗ) Малофеев Н.Н., Никольская О.С., Кукушкина О.И., Гончарова Е.Л. Единая концепция специального федерального государственного стандарта для детей с ограниченными возможностями здоровья: основные положения // Дефектология. — 2010. — №1. 4. Каше Г. А. Исправление недостатков речи у дошкольников – М.: «Просвещение» 1971. 5. Каше Г.А. Подготовка к школе детей с недостатками речи,- М., 1985. 6. Логопедия : Учеб.пособие /Под ред. Л.С.Волковой.- 3-е изд. - М., 1998. 7. Марцинковская Т.Д. Диагностика психического развития детей. - М., 1998. 8. Методика обследования нарушений речи у детей: Сборник научных труд /АПН СССР; Отв.ред.: T.А.Власова, И.Т.Власенко, Г.В.Чиркина.- М., 1982. 9. Письмо Минобразования РФ от 22 января 1998 г. N 20-58-07ин/20-4 "Об учителях-логопедах и педагогах-психологах учреждений образования". 10. Письмо Минобразования РФ от 27 июня 2003 г. N 28-51-513/16 «Методические рекомендации по психолого- педагогическому сопровождению обучающихся в учебно-воспитательном процессе в условиях модернизации образования». 11. Письмо Министерства образования и науки РФ от 18 апреля 2008 г. N АФ-150/06 "О создании условий для получения образования детьми с ограниченными возможностями здоровья и детьми-инвалидами". 12. Программа обучения детей с недоразвитием фонетического строя речи (в подготовительной к школе группе) /Сост.Г.А.Каше, Т.Б.Филичева.- М., 1978. 13. Успенская Л.П., Успенский М.Б. Учись говорить правильно: Сб.речевого материала для логопедических занятий с детьми. 2-е изд., испр. и доп.- Кызыл, 1993. 14. Филичева Т.Б., Чиркина Г.В. Программа обучения и воспитания детей с фонетико-фонематическим недоразвитием (старшая группа детского сада): Учеб.пособие.- М., 1993. 15. Фомичёва М. Ф. Воспитание у детей правильного произношения. М.: «Просвещение» 1989. 16. Фомичева М.Ф. Воспитание у детей правильного произношения." 3-е изд., перераб. и доп. - М., 1980. 17. Ястребова А.В., Бессонова Т.П. Инструктивно - методическое письмо о работе учителя-логопеда при общеобразовательной школе». – М.: «Когито – Центр», 1996 г. подготовленное Министерством образования РФ от 14 декабря 2000г. №2