Дефектология 3 класс

Муниципальное казённое общеобразовательное учреждение
средняя общеобразовательная школа №1 п. Пелым
РАССМОТРЕНО
на педагогическом совете
Протокол № 1 от 27 августа 2024г.

УТВЕРЖДАЮ
Директор МКОУ СОШ №1
__________________ /СмирноваТ.А./
Приказ № 93 от 27 августа 2024г.
Вводится в действие с 01.09.2024г

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА
на 2024 – 2025 учебный год

Дефектология
3 класс

Пелым 2024

Пояснительная записка
Программа коррекционно-развивающей работы учителя-дефектолога для обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными
нарушениями) (вариант 2) составлена в соответствии с Федеральным государственным образовательным стандартом для обучающихся с
ограниченными возможностями здоровья и направлена на реализацию системы дефектологической помощи детям с нарушениями в развитии в
освоении адаптированной основной общеобразовательной программы начального общего образования, коррекцию недостатков в развитии
обучающихся, их дальнейшую социальную адаптацию.
Нормативно-правовое обеспечение:
Работа учителя-дефектолога организуется на основании:
 Федерального Закона от 29 декабря 2012 года № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации».
 Письмо Министерства образования и науки РФ от 18.04. 2008 № АФ-150/06 «О создании условий для получения образования детьми с
ограниченными возможностями здоровья и детьми-инвалидами».
 Приказ Министерства образования и науки РФ от 30 августа 2013 г.№ 1015"Об утверждении Порядка организации и осуществления
образовательной деятельности по основным общеобразовательным программам - образовательным программам начального общего,
основного общего и среднего общего образования».
 Письмо Министерства образования и науки Российской Федерации № ВК-452/07 от 11.03.16.
 Приказ Министерства образования и науки РФ № 1598 от 19 декабря 2014 г. «Об утверждении ФГОС НОО для обучающихся с ОВЗ».
 Приказ Министерства образования и науки РФ № 1599 от 19 декабря 2014 г. «Об утверждении ФГОС образования детей с умственной
отсталостью (интеллектуальными нарушениями)».
 Примерные адаптированные основные общеобразовательные программы для детей с ограниченными возможностями здоровья.
 Программы специальных (коррекционных) образовательных учреждений.
 Постановление Главного государственного санитарного врача РФ от 28 сентября 2020 г. N 28 «Об утверждении санитарных правил СП
2.4.3648-20 "Санитарно-эпидемиологические требования к организациям воспитания и обучения, отдыха и оздоровления детей и молодежи"»
Рабочая программа учителя-дефектолога является обязательным документом, обеспечивающим реализацию коррекционно-развивающей
деятельности в рамках освоения адаптированной основной общеобразовательной программы, составленной для обучающихся с умственной
отсталостью (интеллектуальными нарушениями)
В реализуемый комплекс программ коррекционной работы входят следующие блоки:
 диагностический блок (мониторинговые исследования);
 программа коррекционной работы;
 профилактическая работа;
Данная программа выступает инструментом при планировании коррекционно-развивающей компетентностной деятельности учителя-дефектолога.

2

Дети с интеллектуальной недостаточностью лишены возможности усваивать новые знания и навыки наравне со своими сверстниками. Поэтому
слабо подготовленные к обучению учащиеся нуждаются в коррекционном сопровождении образовательного процесса.
Цель программы: диагностика, развитие и коррекция высших психических функций учащихся с ограниченными возможностями здоровья, как
основы для формирования учебных навыков. Создание условий для преодоления трудностей обучения школьников с ОВЗ, исходя из структуры их
нарушений, познавательных потребностей и возможностей.
Задачи:
1. Выявление особых образовательных потребностей обучающегося с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) (вариант 2),
обусловленных структурой и глубиной имеющихся у них нарушений, недостатками в физическом и психическом развитии.
2. Осуществление комплексной диагностики и определение путей коррекции, наблюдение за динамикой психического развития в условиях
коррекционной работы.
3. Подбор, систематизация и совершенствование приемов и методов работы в соответствии с программным содержанием.
4. Осуществление индивидуально ориентированной психолого-педагогической помощи обучающемуся с умственной отсталостью
(интеллектуальными нарушениями) (вариант 2) с учетом особенностей психофизического развития и индивидуальных возможностей (в
соответствии с рекомендациями психолого-медико-педагогической комиссии).
5. Реализация системы мероприятий по социальной адаптации обучающегося с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями)
(вариант 2).
6. Оказание родителям (законным представителям) обучающегося с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) (вариант 2)
консультативной и методической помощи по психолого-педагогическим, социальным и другим вопросам, связанным с их воспитанием и
обучением.
Специфические задачи коррекционно-развивающего дефектологического сопровождения данной нозологической группы,
осваивающей АООП образования для обучающихся с тяжелыми множественными нарушениями развития (вариант 2) (вариант 2):
 Развитие сенсорной сферы.
 Развитие предметно-практических действий.
 Двигательное развитие.
 Освоение доступных средств невербальной коммуникации: взгляда, мимики, жеста, предмета, графического изображения, знаковой системы.
 Обогащение чувственного опыта через целенаправленное систематическое воздействие на различные анализаторы.
 Развитие зрительного, слухового, тактильного, кинестетического восприятия.
 Развитие предметно-практической и познавательной деятельности.
 Освоение простых действий с предметами и материалами.
 Развитие функции руки, в том числе мелкой моторики.
 Формирование ориентировки в пространстве.
 Обогащение сенсомоторного опыта.
 Коррекция отдельных сторон психической деятельности и личностной сферы.
 Формирование в доступной форме базовых учебных действий.

3

Характеристика нозологической группы, описание особых образовательных потребностей
Для обучающихся адаптированной основной общеобразовательной программы образования, характерно интеллектуальное и психофизическое
недоразвитие в умеренной, тяжелой или глубокой степени, которое может сочетаться с локальными или системными нарушениями зрения, слуха,
опорно-двигательного аппарата, расстройствами аутистического спектра, эмоционально-волевой сферы, выраженными в различной степени тяжести.
У некоторых детей выявляются текущие психические и соматические заболевания, которые значительно осложняют их индивидуальное развитие и
обучение.
Дети с умеренной и тяжелой умственной отсталостью отличаются выраженным недоразвитием мыслительной деятельности,
препятствующим освоению предметных учебных знаний. Дети одного возраста характеризуются разной степенью выраженности интеллектуального
снижения и психофизического развития, уровень сформированности той или иной психической функции, практического навыка может быть
существенно различен. Наряду с нарушением базовых психических функций, памяти и мышления отмечается своеобразное нарушение всех
структурных компонентов речи: фонетико-фонематического, лексического и грамматического. У детей с умеренной и тяжелой степенью умственной
отсталости затруднено или невозможно формирование устной и письменной речи. Для них характерно ограниченное восприятие обращенной к ним
речи и ее ситуативное понимание. Из-за плохого понимания обращенной к ним речи с трудом формируется соотнесение слова и предмета, слова и
действия. По уровню сформированности речи выделяются дети с отсутствием речи, со звукокомплексами, с высказыванием на уровне отдельных слов,
с наличием фраз. При этом речь невнятная, косноязычная, малораспространенная, с аграмматизмами. Ввиду этого при обучении большей части данной
категории детей используют разнообразные средства невербальной коммуникации. Внимание обучающихся с умеренной и тяжелой умственной
отсталостью крайне неустойчивое, отличается низким уровнем продуктивности из-за быстрой истощаемости, отвлекаемости. Слабость активного
внимания препятствует решению сложных задач познавательного содержания, формированию устойчивых учебных действий. Процесс запоминания
является механическим, зрительно-моторная координация грубо нарушена. Детям трудно понять ситуацию, вычленить в ней главное и установить
причинно-следственные связи, перенести знакомое сформированное действие в новые условия. При продолжительном и направленном использовании
методов и приемов коррекционной работы становится заметной положительная динамика общего психического развития детей, особенно при
умеренном недоразвитии мыслительной деятельности.
Психофизическое недоразвитие характеризуется также нарушениями координации, точности, темпа движений, что осложняет формирование
физических действий: бег, прыжки и др., а также навыков несложных трудовых действий. У части детей с умеренной умственной отсталостью
отмечается замедленный темп, вялость, пассивность, заторможенность движений. У других – повышенная возбудимость, подвижность, беспокойство
сочетаются с хаотичной нецеленаправленной деятельностью. У большинства детей с интеллектуальными нарушениями наблюдаются трудности,
связанные со статикой и динамикой тела.
Наиболее типичными для данной категории обучающихся являются трудности в овладении навыками, требующими тонких точных
дифференцированных движений: удержание позы, захват карандаша, ручки, кисти, шнурование ботинок, застегивание пуговиц, завязывание ленточек,
шнурков и др. Степень сформированности навыков самообслуживания может быть различна. Некоторые обучающиеся полностью зависят от помощи
окружающих при одевании, раздевании, при приеме пищи, совершении гигиенических процедур и др.
Запас знаний и представлений о внешнем мире мал и часто ограничен лишь знанием предметов окружающего быта.
Дети с глубокой умственной отсталостью часто не владеют речью, они постоянно нуждаются в уходе и присмотре. Значительная часть детей
с тяжелой и глубокой умственной отсталостью имеют и другие нарушения, что дает основание говорить о тяжелых и множественных нарушениях
развития (ТМНР), которые представляют собой не сумму различных ограничений, а сложное качественно новое явление с иной структурой, отличной
от структуры каждой из составляющих. Различные нарушения влияют на развитие человека не по отдельности, а в совокупности, образуя сложные
4

сочетания. В связи с этим человек требует значительной помощи, объем которой существенно превышает содержание и качество поддержки,
оказываемой при каком-то одном нарушении: интеллектуальном или физическом.
Уровень психофизического развития детей с тяжелыми множественными нарушениями невозможно соотнести с какими-либо возрастными
параметрами. Органическое поражение центральной нервной системы чаще всего является причиной сочетанных нарушений и выраженного
недоразвития интеллекта, а также сенсорных функций, движения, поведения, коммуникации. Все эти проявления совокупно препятствуют развитию
самостоятельной жизнедеятельности ребенка, как в семье, так и в обществе. Динамика развития детей данной группы определяется рядом факторов:
этиологией, патогенезом нарушений, временем возникновения и сроками выявления отклонений, характером и степенью выраженности каждого из
первичных расстройств, спецификой их сочетания, а также сроками начала, объемом и качеством оказываемой коррекционной помощи.
В связи с выраженными нарушениями и (или) искажениями процессов познавательной деятельности, прежде всего: восприятия, мышления,
внимания, памяти и др. у обучающихся с глубокой умственной отсталостью, ТМНР возникают непреодолимые препятствия в усвоении
«академического» компонента различных программ дошкольного, а тем более школьного образования. Специфика эмоциональной сферы
определяется не только ее недоразвитием, но и специфическими проявлениями гипо- и гиперсензитивности. В связи с неразвитостью волевых
процессов, дети не способны произвольно регулировать свое эмоциональное состояние в ходе любой организованной деятельности, что не редко
проявляется в негативных поведенческих реакциях. Интерес к какой-либо деятельности не имеет мотивационно- потребностных оснований и, как
правило, носит кратковременный, неустойчивый характер.
Программа построена на следующих принципах коррекционно-развивающей работы:
 принцип системности коррекционных, профилактических и развивающих общих и специфических задач;
 принцип единства диагностики и коррекции;
 приоритетности коррекции причинного типа;
 принцип учёта соотношения первичных и вторичных нарушений;
 деятельностный принцип коррекции;
 принцип учёта неравномерности детского развития;
 принцип комплексности методов коррекционного воздействия;
 принцип опоры на разные уровни организации психических процессов;
 принцип программированного обучения;
 принцип возрастания сложности;
 принцип учета объема и степени разнообразия материала;
 принцип развивающего характера обучения, основывающегося на положении о ведущей роли обучения в развитии ребенка и формировании «зоны
ближайшего развития»;
 принцип уровневой дифференциации задач, содержания и результатов образовательного процесса с учетом возрастных и индивидуальных
особенностей;
 принцип системного компенсаторно-развивающего воздействия на развитие ребенка с обеспечением преодоления им трудностей развития,
обусловленных негативным влиянием нарушенного анализатора, формированием компенсаторно–адаптивных механизмов, повышающих
возрастные возможности социально-коммуникативного, познавательного, речевого, физического развития;
 принцип стимулирования эмоционального реагирования, эмпатии и использования их для развития практической деятельности детей, общения и
воспитания адекватного поведения.
5

1.
2.
3.
4.
5.

Пути реализации программы:
Изучение уровня развития высших психических функций учащихся.
Подбор необходимого диагностического инструментария.
Планирование, организация работы.
Мониторинг результатов работы.
Регуляция и корректировка работы.

Условия реализации программы
По результатам обследования каждому обучающемуся с учетом его индивидуальных особенностей и возможностей рассчитаны часы
индивидуальных занятий. Продолжительность занятия рассчитана на 20 минут (по каждому разделу).
Планируемые результаты освоения адаптированной коррекционной дефектологической программы
Освоение обучающимися коррекционно-развивающей дефектологической программы, которая создана на основе ФГОС для обучающихся с
умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями), предполагает достижение ими двух видов результатов: личностных и предметных.
В структуре планируемых результатов ведущее место принадлежит личностным результатам, поскольку именно они обеспечивают овладение
комплексом социальных компетенций (в первую очередь овладение коммуникативной компетенцией), необходимой для достижения основной цели
современного образования ― введения обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) в социальную среду.
Данная программа определяет два уровня овладения предметными результатами: минимальный и достаточный.
Минимальный уровень является обязательным для большинства обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными
нарушениями).
Минимальный уровень:
 формулировка своих просьб и желаний;
 владение навыками альтернативной коммуникации;
 участие в ролевых играх в соответствии с возможностями;
 восприятие на слух текстов;
 ответы на вопросы учителя по их содержанию с опорой на иллюстративный материал;
 выразительное произнесение чистоговорок, коротких стихотворений с опорой на образец;
 осознание своего личного опыта;
 ответы на вопросы учителя-дефектолога по содержанию прослушанных материалов;



Достаточный уровень:
понимание содержания небольших по объему тестов;
понимание содержания сказанного;
6







умение отвечать на вопросы;
выбор правильных средств интонации с опорой на образец речи учителя-дефектолога;
активное участие в тематических диалогах;
высказывание своих просьб и желаний;
составление рассказов с опорой на картинный или картинно-символический план;

Система оценки достижения обучающимися с интеллектуальными нарушениями планируемых результатов освоения коррекционноразвивающей дефектологической программы.
Основными направлениями и целями оценочной деятельности в соответствии с требованиями Стандарта являются оценка образовательных
достижений обучающихся.
При организации дефектологических занятий необходимо исходить из возможностей обучающегося с ОВЗ — занятие должно быть умеренной
трудности, доступным для ученика, так как на первых этапах коррекционной работы ему необходимо обеспечить субъективное переживание успеха
на фоне определенной затраты усилий. В дальнейшем трудность задания следует увеличивать пропорционально возрастающим возможностям
ребенка.
Цель и результаты не должны быть слишком отдалены во времени от начала выполнения задания. Они должны быть значимы для учащегося, поэтому
при организации коррекционного воздействия необходима дополнительная стимуляция. С этой целью можно использовать систему условной
качественно-количественной оценки достижений ребенка. При подготовке и проведении коррекционных занятий необходимо также помнить об
особенностях восприятия учащимися учебного материала и специфике мотивации их деятельности. В этой связи эффективно использование
различного рода игровых ситуаций, дидактических игр, игровых упражнений, способных сделать учебную деятельность более актуальной и значимой
для ребенка.

7

Календарно-тематическое планирование
3 класс
План
1 неделя

2 неделя

3 неделя

Тема занятия

Содержание работы

Планируемые результаты

Оборудование и средства

Диагностика, определение
актуального уровня развития
обучающегося.

Изучение уровня развития
обучающегося (представлений о
цвете, форме, величине).

Выявление наиболее
проблемных зон в развитии
обучающегося.

Диагностические задания
согласно перечню
диагностического
инструментария

Диагностика, определение
актуального уровня развития
обучающегося.

Изучение уровня развития
обучающегося (умения
ориентироваться в пространстве).

Выявление наиболее
проблемных зон в развитии
обучающегося.

Диагностические задания
согласно перечню
диагностического
инструментария

Диагностика, определение
актуального уровня развития
обучающегося.

Изучение уровня развития
Выявление наиболее
обучающегося (знаний об
проблемных зон в развитии
окружающих предметах и явлениях). обучающегося.

Диагностические задания
согласно перечню
диагностического
инструментария

Диагностика, определение
актуального уровня развития
обучающегося.

Изучение уровня развития
обучающегося (уровня
сформированности познавательных
процессов).

Диагностические задания
согласно перечню
диагностического
инструментария

Тема «Это я»

Формировать первоначальные
Обведение по контуру.
представления о себе, о ближайшем
социальном окружении. Пальчиковая
гимнастика. Дыхательная
гимнастика. Звуки речи, способы их
образования. Речевые и неречевые
звуки.

8

Выявление наиболее
проблемных зон в развитии
обучающегося.

Трафареты
Цветные карандаши

Ознакомление с понятиями
«Пальчиковая гимнастика»,
«Дыхательная гимнастика».
Развитие крупной моторики.
Свойства предметов.

Бросание мячей. Нахождение к
Вербальное обозначение
изображению большого предмета предметов относительно
маленького, к длинному – короткого. величины и длины предметов.
Проведение линий,
шнурование.
Развитие чувства равновесия.
Коррекция координации движений
кисти руки и пальцев. Пальчиковая
гимнастика. Прохождение по ленте,
разложенной на полу. Проведение
ведущей рукой по начерченным
линиям на доске, на листе бумаги.
Проведение д/и «Шнуровка».

4 неделя

Тема «Я – ребёнок»

Пальчиковая гимнастика «Осень».
Рассматривание иллюстраций с
изображением осени. Закрепление
признаков осени. Обведение по
Работа с трафаретами. Развитие точкам изображения гриба.
мелкой моторики пальцев рук.

9

Дидактический материал
Музыкальное
сопровождение Широкая
лента
Д/и «Шнуровка»

Формировать первоначальные
Обведение по контуру.
представления о себе. Формирование
умения взаимодействовать со
взрослыми. Формирование
представления о звуках
окружающего мира. Пальчиковая
гимнастика. Дыхательная
гимнастика. Ориентировка в схеме
собственного тела, ориентировка в
пространстве, определение
последовательности предметного
ряда.

Развитие согласованности
действий и движений разных
частей тела.

Мячи

Повторение признаков осени.

Трафареты
Цветные карандаши

Иллюстрации по теме
«Осень»
«Обведи по точкам» - гриб

5 неделя

6 неделя

7 неделя

Тема «Ребёнок в семье»

Формировать первоначальные
представления о себе, о ближайшем
социальном окружении.
Формирование представления о
звуках речи. Пальчиковая
гимнастика. Дыхательная
гимнастика.

Написание элементов букв.

Прописи для написания
элементов букв
Простой карандаш

Развитие навыков владения
письменными
принадлежностями. Написание
элементов букв.

Пальчиковая гимнастика «В школе» Написание элементов букв.
(со словесным сопровождением
дефектолога). Закрепление знаний о
письменных принадлежностях.
Написание элементов букв ручкой.

Прописи для написания
элементов букв

Тема «Ребёнок в семье»

Формировать первоначальные
Выполнение заданий.
представления о себе, о ближайшем
социальном окружении. Пальчиковая
гимнастика. Дыхательная
гимнастика. Основные единицы
времени, периоды человеческого
возраста. Работа с предметными
картинками («Времена года»).

Трафарет круга

Обводка по внешнему
трафарету, штриховка. Круг.
Квадрат.

Обведение по внешнему трафарету
изображения круга и квадрата.
Штриховка круга и квадрата.
Закрепление вербального
обозначения фигуры.

Выполнение заданий

Трафарет квадрата

Тема «Моя семья»

Формировать первоначальные
представления о себе, о ближайшем
социальном окружении. Учить
устанавливать простейшие
родственные отношения между
людьми (бабушка, дедушка, папа,
мама, я). Дыхательная гимнастика.
Пальчиковая гимнастика.
Подвижные игры. Дидактические

Аппликация

10

Ручка

Простой карандаш

Простой карандаш

Иллюстрации по теме
Прописи
Шнуровка

игры. Работа с индивидуальным
наглядным материалом.
Развитие координации
движений.
Написание вертикальных
линий.

8 неделя

Тема «Я в мире цвета и звука»

Аппликация из бумаги
«Осенний лист».

Пальчиковая гимнастика «Ветер».
Повторение вслед за дефектологом
шагов вправо, влево, вперед, назад.
Написание вертикальных линий на
листе из прописи. Расположение
элементов оборудования М.
Монтессори на плоскости парты.
Проведение д/и «Шнуровка».

Написание вертикальных
линий, шнурование.

Прописи

Продолжать формировать
представления о себе, о ближайшем
социальном окружении.
Дыхательная гимнастика.
Пальчиковая гимнастика.

Написание вертикальных
линий, шнурование.

Сгибание и разрезание бумаги.
Изготовление книжки-малышки.
Рассматривание и тактильное
восприятие листа бумаги. С
помощью дефектолога сгибание и
разрезание бумаги ножницами,
соединение листочков степлером.

Изготовление книжки-малышки Бумага
(по возможности).
Ножницы

Шнуровка

Прописи
Шнуровка

Степлер

Тактильно-двигательное восприятие
9 неделя

Тема «Я в мире цвета и звука»

Продолжать формировать
Показ нескольких пар
представления о себе, о ближайшем одинаковых предметов.
социальном окружении.
Определение правильного источника
звука. Дыхательная гимнастика.
Пальчиковая гимнастика. Работа с
материалами по Монтессори.

Беседа о геометрических фигурах.
Определение на ощупь
плоскостных фигур и величины Обследование сначала зрительное и
предмета. Большой - маленький, тактильное, с проговариванием
особенностей строения. Затем
11

Тактильное восприятие
материала. По возможности –
обозначение словом или
повторение.

Элементы оборудования
М.Монтессори
Д/и «Большой – маленький»

Набор плоскостных
геометрических фигур

длинный - короткий,
одинаковые.

обследование на ощупь плоскостных
геометрических фигур, находящихся
в «волшебном мешочке».

Картинки с изображением
игрушек

Проведение дидактической игры
«Назови игрушки, которые ты
знаешь».
10 неделя Тема «Мой дом»

Формировать первоначальные
Пластилиновое изделие по
представления о себе, о ближайшем выбору обучающегося.
социальном окружении.
Дыхательная гимнастика.
Пальчиковая гимнастика.
Дидактические игры: «Строим дом».

Иллюстрации
Муляжи
Корзины
Пластилин

Игры с крупной мозаикой.
Первый – последний, впереди,
следом, сзади.

Д/и с конструктором «Черепашки»
(построение разноцветного ряда).

Построение ряда и вербальное
обозначение расположения
частей конструктора.

Просмотр презентации «Первый –
последний, впереди, следом, сзади».

Конструктор
Презентация в программе
PowerPoint

Вербальное обозначение на
построенном ряду расположения
частей конструктора.
Кинестетическое и кинетическое развитие (4 ч)
11 неделя Тема «Мой дом»

Движения и позы верхних и
нижних конечностей.

Формировать первоначальные
Просмотр фильма,
Д/и «Светофор»
представления о себе, о ближайшем закрепляющая беседа по итогам
социальном окружении.
просмотра.
Дыхательная гимнастика.
Пальчиковая гимнастика.
Дидактические игры: «Строим дом»,
«Парные картинки», «Что внутри».
Работа с разрезными картинками.
Выполнение действий по
инструкции дефектолога. Д/и
«Выбери нужную одежду».
12

Выполнение действий,
обведение по точкам.

Картинки одежды всех
сезонов

Обведение по точкам изображения
варежки.

Наступление холода.

Уточнить имеющиеся у ребенка
представления о своих игрушках.
Дыхательная гимнастика.
Пальчиковая гимнастика.
Аудиальные и визуальные
упражнения (по тексту
стихотворения). (Упражнения по
альбому «Знакомимся с
окружающим миром» с
использованием картинок). Работа с
предметным рядом и предметными
картинками.

12 неделя Тема «Мои игрушки»

Формирование сенсорных
эталонов. Треугольник,
прямоугольник.

«Обведи по точкам» варежка
Составление описательного
рассказа об игрушке.

Музыкальное
сопровождение
Иллюстрации

Выделение и обозначение основных Рисование по клеточкам,
признаков треугольника и
штриховка.
прямоугольника. Рисование по
клеточкам в тетради и штриховка
треугольников и прямоугольников.

Демонстрационный
материал
Тетрадь
Ручка

Восприятие формы, величины, цвета, конструирование предметов
13 неделя Тема «Мои игрушки»

Уточнить имеющиеся у ребенка
представления о своих игрушках.
Дыхательная гимнастика.
Пальчиковая гимнастика.
Аудиальные и визуальные
упражнения (по тексту
стихотворения). (Упражнения по
альбому «Знакомимся с
окружающим миром» с
использованием картинок). Работа с
предметным рядом и предметными
картинками.

13

Демонстрация характерных
Иллюстрации
признаков домашних животных
по предпочтению
Набор игрушек
обучающегося.
Презентация в программе
PowerPoint

Выделение и обозначение
формы предмета словом.
Геометрические фигуры.

Д/и «Найди нужную фигуру».
Вербальное обозначение
характерных признаков
геометрических фигур.

Выполнение заданий.

Раздаточный
геометрический материал

Закрепление цвета.
14 неделя Тема «Моя школа»

Группировка предметов и их
изображений. Классификация
предметов по форме
геометрических фигур.

Продолжать формировать
Выполнение заданий.
представления о себе, о ближайшем
социальном окружении. Аудиальные
и визуальные упражнения (по тексту
стихотворения). (Упражнения по
альбому «Знакомимся с
окружающим миром» с
использованием картинок.)
Дыхательная гимнастика.
Пальчиковая гимнастика.

Геометрические фигуры

Д/и «Подбери предмет к
изображению».

Предметы и их
изображения

Рисование на листочках
изображений предметов из
геометрических фигур.

Просмотр презентации о
преобразовании изображений
геометрических фигур в
изображения предметов.

Касса цифр

Презентация в программе
PowerPoint
Изображения
геометрических фигур

Д/и «Преобразуй фигуру в предмет».
15 неделя Тема «Моя школа»

Продолжать формировать
Выполнение заданий.
представления о себе, о ближайшем
социальном окружении. Аудиальные
и визуальные упражнения (по тексту
стихотворения). (Упражнения по
альбому «Знакомимся с
окружающим миром» с
использованием картинок.)
Дыхательная гимнастика.
Пальчиковая гимнастика.
14

Геометрические фигуры
Касса цифр

Предметы, похожие по форме.

Проведение беседы о внешней
схожести некоторых предметов.

Отгадывание загадок,
обведение и раскрашивание
изображения.

Повторение названий предметов
мебели. Пальчиковая гимнастика
«Мебель».

Музыкальное
сопровождение
Раздаточный материал

Д/и «Четвертый лишний».
16 неделя Тема «Я и окружающий мир»

Сравнение двух предметов по
ширине.
Широкий – узкий. Высокий –
низкий.

17 неделя Тема «Знакомство с основными
цветами. Светофор»

Вызывать интерес к разнообразию
Выполнение заданий.
окружающего мира (мира людей,
животных, растений, к явлениям
природы). «Чтение» телесных и
мимических движений. Упражнения
на рассматривание себя в зеркале,
показ указательным жестом своих
частей тела и отражения их в
зеркале. Пространственная
ориентировка. Дыхательная
гимнастика. Пальчиковая
гимнастика. Работа с материалами по
Монтессори. Прослушивание
аудиозаписей неречевых звуков.

Презентация в программе
PowerPoint

Просмотр презентации «Высокое и
низкое». Развивающее упражнение
«Что бывает высокое?»

Ленты

Выполнение заданий.

Демонстрационный
материал

Музыкальное
сопровождение

Д/и «Противоположности».
Сравнение 2 лент по ширине с
направляющей помощью
дефектолога. Развивающее
упражнение «Что бывает узкое?»
Музыкальная игра «Автобус»
(Железновы).
Вербальное обозначение или
повторение за дефектологом
названий цветов основного спектра.
15

Вербальное обозначение
названий цветов основного
спектра.

Карточки с основными
цветами спектра

Моделирование геометрических
фигур. Составление по образцу
композиции из геометрических
фигур «Домик».

Беседа по технике безопасности с
использованием наглядного
материала «Как нужно переходить
дорогу». Д/и «Светофор».

Наглядный материал

Составление геометрических фигур Изготовление аппликации
из разрезных частей на плоскостном «Домик».
материале. Музыкальная игра «Чей
домик?». Составление по образцу
домика из геометрических фигур.

Разрезной материал
Музыкальное
сопровождение
Заготовки

18 неделя Тема «Знакомство с основными
цветами. Светофор»

Конструирование предметов из
частей. Письмо заглавной буквы
«А»; образование и письмо
слогов.

Вербальное обозначение или
повторение за дефектологом
названий цветов основного спектра.
Беседа по технике безопасности с
использованием наглядного
материала «Как нужно переходить
дорогу». Д/и «Светофор».

Вербальное обозначение
названий цветов основного
спектра.

Составление по образцу композиции
«Лодочка». Конструирование из
конструктора «черепашки» лодочки
с направляющей помощью
дефектолога. Пальчиковая
гимнастика «Лодочка». Составление
по образцу лодочки из разрезных
заготовок. Д/и «Подбери к каждому
предмету карточку с таким же
цветом». Повторение написания и
написание заглавной буквы «А».
Чтение с букваря слогов с буквой «а»
и их написание.

Написание заглавной буквы
«А» и слогов с ее
составляющей. Изготовление
аппликации «Лодочка».

Карточки с основными
цветами спектра
Музыкальное
сопровождение
Заготовки
Конструктор «черепашки»
Прописи
Букварь

Развитие зрительного восприятия
19 неделя Тема «Я и мир животных»

Упражнения «Тихо – громко»,
«Далеко – близко». Рисуем
пальчиками на песке.
Пространственная ориентировка.
16

Рисование по точкам.

Загадки
«Обведи по точкам» - волк,
заяц, лиса, собака.

Дыхательная гимнастика.
Пальчиковая гимнастика. Работа с
вкладышами, прослушивание
аудиозаписей «Голоса животных».
Составление целого из частей.
Составление по образцу
орнамента в полосе из
геометрических фигур,
чередующихся по цвету.

Составление предметов из разрезных Составление орнамента.
частей на плоскостном материале.
Просмотр презентации на тему
«Составление орнамента».
Составление по образцу орнамента
из геометрических фигур.

Разрезной материал

Упражнения «Тихо – громко»,
«Далеко – близко», «Рисуем
пальчиками на песке».
Пространственная ориентировка.
Дыхательная гимнастика.
Пальчиковая гимнастика. Работа с
вкладышами и предметным рядом.
Формировать умение правильно
находить источник звука.

Сравнение чисел первого
десятка.

Наглядный материал

Просмотр презентации «Часть и
целое».

Решение задач совместно с
дефектологом.

Презентация в программе
PowerPoint
Заготовки

20 неделя Дополнительные каникулы
21 неделя Тема «Мир животных и птиц»

Найди недостающую деталь.
Составление и решение задач с
недостающими данными.

22 неделя Тема «Мир животных и птиц»

Счетные палочки
Касса цифр

Презентация в программе
PowerPoint

Д/и «Найди недостающую деталь».

Дидактический материал

Решение задач с недостающими
данными с направляющей помощью
дефектолога.

Задачи, ручка, тетрадь

Упражнения «Тихо – громко»,
«Далеко – близко», «Рисуем
пальчиками на песке».
Пространственная ориентировка.
Дыхательная гимнастика.
Пальчиковая гимнастика. Работа с
вкладышами и предметным рядом.
17

Составление рассказа с
направляющей помощью
дефектолога.

Музыкальное
сопровождение
Опорные схемы
Наглядность

Формировать умение правильно
находить источник звука.
Рассматривание предметных
картинок, макетов птиц.
Дидактические игры: «Сорокивороны», «Обведи пальчиком».
Решение примеров на сложение. Д/и «Найди отличия». Пальчиковая
гимнастика с музыкальным
Что изменилось?
сопровождением «Зима в лесу».
Решение примеров на сложение с
помощью счетных палочек.

Решение примеров с
использованием счетных
палочек.

Дидактический и
раздаточный материал
Счетные палочки

Восприятие особых свойств предметов
23 неделя Тема «Мир растений»

Вызывать интерес к разнообразию
окружающего мира (животных,
растений, к явлениям природы).
Пескотерапия. Развитие
пространственной ориентировки.

Изготовление аппликации.

Презентация в программе
PowerPoint
Наглядность
Заготовки

Дыхательная гимнастика.
Пальчиковая гимнастика.
Дидактическая игра «Сад. Огород».
Работа с разрезными и предметными
картинками. Дидактические игры
«Предметный стол», «Большеменьше». Рассматривание фруктов
(форма, цвет, вкус). Дидактические
игры: «Волшебный мешочек»,
«Разложи по порядку».
Рассматривание предметных
картинок с изображением растений.
Вкусовые ощущения.
Сладкий, горький, кислый.

Д/и «Что бывает сладкое, горькое,
Обведение, штриховка
кислое». Обведение по контуру с
выбранного фрукта.
помощью трафарета «Мой любимый
фрукт». Штриховка.
18

Наглядный материал
Трафареты

24 неделя Тема «Я и мама»

Барические ощущения.
Тяжелый – легкий.

Формировать первоначальные
представления о себе, о ближайшем
социальном окружении. Учить
устанавливать простейшие
родственные отношения между
людьми (бабушка, дедушка, папа,
мама, я). Дыхательная гимнастика.
Пальчиковая гимнастика.
Подвижные игры. Дидактические
игры: «У меня в семье», «Я, мой,
моя, мои», «Моя семья», «Выдели и
разложи». Работа с индивидуальным
раздаточным материалом.
Сортировка предметов по цвету,
форме.

Выбор картинок с
изображением предметов,
необходимых для личной
гигиены.

Поочередное поднятие нескольких
предметов весом от нескольких
грамм до 1 кг и определение самого
тяжелого и самого легкого из них.
Пальчиковая гимнастика с
музыкальным сопровождением «На
лугу».

Поднятие предметов и
нахождение противоположностей.

Баночки с пахнущими
веществами
Видеоролик
Наглядность

Предметы различной массы
весом до 1 кг
Музыкальное
сопровождение
Наглядность

Д/и «Противоположности».
Развитие слухового восприятия
25 неделя Тема «Машины»

Овладение представлениями о
профессиональных и социальных
ролях людей. Вызывать интерес к
разнообразию окружающего мира.
Игры «Покажи – назови. Что на
картинке?» Упражнения «Высоко –
низко», «Далеко – близко»
Пескотерапия. Пространственновременная ориентировка.

19

Соотнесение названий птиц с
их изображением.

Аудиозаписи
Карточки с изображением
птиц

Дыхательная гимнастика.
Пальчиковая гимнастика.
Подвижная игра: «Автобус»,
«Транспорт». Дидактические игры:
«В гости на машине», «Подбери
картинку».
Различение музыкальных
звуков и звуков окружающей
среды.
Звуки природы.

26 неделя Тема «Времена года»

Различение речевых и
музыкальных звуков.
Звуки вокруг нас.

Извлечение звуков из музыкальных
инструментов.

Обведение по точкам и
раскрашивание изображения
барабана.

Прослушивание аудиозаписи звуков
природы (ветер, дождь, капель,
метель, пение птиц). Обведение по
точкам изображения барабана.

Аудиозапись
«Обведи по точкам» барабан

Находить картинки по теме
«Времена года». Пространственновременная ориентировка.
Дыхательная гимнастика.
Пальчиковая гимнастика.
Рассматривание предметных
картинок, макетов предметов.
Дидактические игры: «Курочка и
цыплятки», «Зерно для воробьёв»,
«Обведи пальчиком».

Раскрашивание изображения
предмета.

Беседа «Речевые звуки».
Развивающее упражнение с
музыкальным сопровождением на
классификацию звуков «Что
звучит?» (речь или музыкальный
инструмент).

Изготовление оригами
«Кораблик» с обучающей
помощью дефектолога.

Презентация в программе
PowerPoint
Наглядность
Раскраска

Оригами «Кораблик».
Восприятие пространства

20

Музыкальные инструменты

Музыкальное
сопровождение
Наглядность
Заготовки

27 неделя Тема «Домашние животные»

Вызывать интерес к окружающему
животному миру, понятие
«животные рядом с человеком».
Вызывать интерес к разнообразию
окружающего мира (мира людей,
животных, растений).
Пространственная ориентировка.
Дыхательная гимнастика.
Пальчиковая гимнастика.
Дидактические игры: «Кто где
живёт?», «Угости гостей». Работа с
предметными картинками,
рассматривание животных.

Выполнение движений в заданном
направлении по инструкции
дефектолога. Гимнастика для глаз.
Рядом, около, в центре, между, в Развивающее упражнение
«Расположи предмет рядом с…,
середине.
около…, в центре…, между…, в
середине…». Написание цифр в
математических прописях.
Движение в заданном
направлении.

28 неделя Тема «Дикие животные»

Раскрашивание изображения
котёнка. Решение примеров.

Музыкальное
сопровождение
Счетные палочки

Расположение предмета в
соответствии с инструкцией
дефектолога, написание цифр.

Вызывать интерес к разнообразию
Раскрашивание изображений
окружающего мира (мира животных, диких животных.
растений, к явлениям природы).
Рисуем пальчиками на песке.
Пространственная ориентировка.
Дыхательная гимнастика.
Пальчиковая гимнастика.
Дидактические игры: «Кто откуда»,
«Гуляем в лесу», «Длинный и
короткий». Работа с разрезными и
предметными картинками.

Музыкальное
сопровождение
Математические прописи

Наглядность
Раздаточный материал

Обозначение
Набор предметов
Ориентировка в линейном ряду. Построение линейного ряда из
предложенных предметов. Просмотр последовательности предметов
презентации «Последовательность
с помощью дефектолога.
Презентация в программе
Крайний предмет, первый, на
предметов». Вербальное обозначение
PowerPoint
втором месте.
21

последовательности предметов
(крайний, первый, на втором,
третьем месте).
29 неделя Тема «Эмоции»

Составление на листе бумаги
простых комбинаций.
Самостоятельное изготовление
по образцам орнамента в
квадрате из готовых форм.

Вызывать интерес к разнообразию
Написание линий, шнурование. Музыкальное
окружающего мира (мира животных,
сопровождение
растений, к явлениям природы).
Пространственная ориентировка.
Шнуровка
Дыхательная гимнастика.
Пальчиковая гимнастика.
Пескотерапия.
Просмотр презентации по
изготовлению орнамента. Выбор
понравившегося образца орнамента
из нескольких предложенных.
Изготовление орнамента из
приготовленного материала
(аппликация).

Изготовление орнамента из
готовых форм.

Презентация в программе
PowerPoint
Образцы орнамента
Заготовки

Восприятие времени
30 неделя Тема «Сутки. Части суток»

Расположение предметов.
Составление по образцу
композиции «Пирамидка».

Пальчиковая гимнастика с
музыкальным сопровождением
«Сутки». Отгадывание загадок о
частях суток. Беседа с
рассматриванием плаката «Режим
дня». Решение примеров.

Работа с плакатом «Режим
дня», отгадывание загадок,
решение примеров.

Расположение предметов по
инструкции дефектолога. Д/и
«Соберем пирамидку». Объяснение
порядка изготовления с
рассматриванием образца
аппликации «Пирамидка».

Изготовление аппликации.

Вырезание и приклеивание
нарисованных овалов в порядке
увеличения их размера с вербальным
обозначением каждого кольца.
22

Музыкальное
сопровождение
Плакат
Раздаточный материал
5 предметов разного
размера
Пирамидка
Образец работы
Заготовки

31 неделя Тема «Смена времени суток»

Понятия «сегодня», «завтра»,
«вчера».

32 неделя Тема «Семь суток. Неделя»

Веселая неделя.
Порядок дней недели.

Последовательность событий.
Пальчиковая гимнастика.

Работа с плакатом «Режим
дня», выполнение заданий.

Музыкальное
сопровождение

Д/и «Что сначала, что потом».

Наглядность

Беседа о непрерывной смене времени
суток. Работа в математических
прописях.

Прописи

Просмотр презентации «Сейчас,
будет, было». Работа с моделью
«Неделя» (определение того, что
происходит сейчас, что будет, что
было). Составление предложений с
использованием настоящего,
будущего и прошедшего времени
глаголов (с опорой на схемы).

Работа с моделью «Неделя»,
составление предложений.

Пальчиковая гимнастика. Работа с
моделью «Неделя». Вербальное
обозначение дней недели.
Составление и решение примеров в
пределах цифры 7.

Работа с моделью «Неделя»,
составление и решение
примеров.

Презентация в программе
PowerPoint
Модель «Неделя»
Схемы

Музыкальное
сопровождение
Модель «Неделя»

Просмотр презентации «Веселая
Работа с моделью «Неделя»,
Презентация в программе
неделя». Работа с моделью «Неделя». нахождение недостающего дня PowerPoint
в неделе.
Вербальное обозначение порядка
Модель «Неделя»
дней недели с использованием
направляющей помощи дефектолога.

33 неделя Итоговая диагностика
обучающегося.

Изучение уровня развития
обучающегося (представлений о
цвете, форме, величине, умения
ориентироваться в пространстве).

Выявление результатов работы. Диагностический
инструментарий

Итоговая диагностика
обучающегося.

Изучение уровня развития
обучающегося (умения
ориентироваться в пространстве).

Выявление результатов работы. Диагностический
инструментарий

23

34 неделя Итоговая диагностика
обучающегося.
Итоговая диагностика
обучающегося.

Изучение уровня развития
Выявление результатов работы. Диагностический
обучающегося (знаний об
инструментарий
окружающих предметах и явлениях).
Изучение уровня развития
обучающегося (уровня
сформированности познавательных
процессов).

24

Выявление результатов работы. Диагностический
инструментарий

Использование в коррекционно-развивающей работе игр Мерсибо
Название игры

Навык, формируемый в процессе игры

Две Принцессы

Развитие фонематического слуха, умения выделять ударные гласные в слове, произносить гласные.
Коррекция системного недоразвития речи при умственной отсталости.

Волк и овцы

Развитие зрительного внимания, слухового восприятия, мышления, умения определять заданный звук
в слове, соотнесение звука и буквы. Коррекция системного недоразвития речи при умственной
отсталости.

Грибники

Развитие фонематического слуха, слухового и зрительного восприятия. Коррекция системного
недоразвития речи при умственной отсталости.

Бедный дракончик

Развитие фонематического слуха, нахождение заданному звуку соответствующей буквы. Коррекция
системного недоразвития речи при умственной отсталости.

Любовь-морковь

Развитие мышления, навыка понимания рифмы, развитие слухового внимания и восприятия.
Коррекция системного недоразвития речи при умственной отсталости.

Ку-ку-бум

Развитие мышления, навыка понимания рифмы, развитие слухового внимания и восприятия.
Коррекция системного недоразвития речи при умственной отсталости.

Лабиринты Али-Бабы

Развитие внимания, навыков звукового анализа и синтеза, навыка различения согласных звуков и букв.
Коррекция системного недоразвития речи при умственной отсталости.

Находчивая буква

Развитие слухового внимания, определение заданного звука в слове, его местоположение. Коррекция
системного недоразвития речи при умственной отсталости.

Паровозики

Развитие слухового внимания, слухового восприятия, умения определять ударного гласного звука в
слове. Коррекция системного недоразвития речи при умственной отсталости.

Перед концертом

Развитие слухового внимания, слухового восприятия, умения воспроизводить заданный слог.
Коррекция системного недоразвития речи при умственной отсталости.

Птенцы в беде

Развитие слухового внимания, памяти, умения воспроизводить заданный звуковой и слоговой ряд.
Коррекция системного недоразвития речи при умственной отсталости.

Правильный банан

Развитие слухового восприятия, внимания. Коррекция системного недоразвития речи при умственной
отсталости.
25

Помощь на пожаре

Развитие слухового и зрительного восприятия. Коррекция системного недоразвития речи при
умственной отсталости.

Сладкий дом

Развитие слухового и зрительного восприятия, умения определять твердый и мягкий слог в слове.
Коррекция системного недоразвития речи при умственной отсталости.

Тачкины задачки

Развитие умения определять первый звук в слове, соотносить с соответствующей буквой. Коррекция
системного недоразвития речи при умственной отсталости.

Твоё ТВ

Развитие слуховой и зрительной памяти, соотнесение изображения предмета с его звуковым
обозначением. Коррекция системного недоразвития речи при умственной отсталости.

Цветочный базар

Развитие слухового восприятия, умения выделять ударный гласный звук в слове. Коррекция
системного недоразвития речи при умственной отсталости.

Дикие животные

Развитие слухового и зрительного внимания, кругозора.

Дискотека

Развитие слухового восприятия, грамматического строя речи. Коррекция системного недоразвития
речи при умственной отсталости.

За грибами

Развитие зрительного и слухового восприятия, расширение кругозора. Коррекция системного
недоразвития речи при умственной отсталости.

Кто за кем?

Развитие пространственной ориентировки, навыка понимания предлогов.

На рынке

Развитие грамматического строя речи, умения согласовывать числительное с существительным.
Коррекция системного недоразвития речи при умственной отсталости.

Рюкзак туриста

Развитие пространственных представлений, грамматического строя речи, умения правильного
употребления предлогов. Коррекция системного недоразвития речи при умственной отсталости.

Буквокрас

Развитие умения определять гласные и согласные буквы. Коррекция системного недоразвития речи
при умственной отсталости.

Богатый улов

Развитие умения читать слоги. Коррекция системного недоразвития речи при умственной отсталости.

Хитрые половинки

Развитие умения производить звуковой анализ слов, находить нужный слог. Развитие навыка чтения.
Коррекция системного недоразвития речи при умственной отсталости.

Интерактивное сопровождение программ (комплекс интерактивных игр Мерсибо)

26


Наверх
На сайте используются файлы cookie. Продолжая использование сайта, вы соглашаетесь на обработку своих персональных данных. Подробности об обработке ваших данных — в политике конфиденциальности.

Функционал «Мастер заполнения» недоступен с мобильных устройств.
Пожалуйста, воспользуйтесь персональным компьютером для редактирования информации в «Мастере заполнения».