Муниципальное казённое общеобразовательное учреждение средняя общеобразовательная школа №1 п. Пелым РАССМОТРЕНО на педагогическом совете Протокол № 1 от 27 августа 2024 г. УТВЕРЖДАЮ Директор МКОУ СОШ №1 __________________ /СмирноваТ.А./ Приказ № 93 от 27 августа 2024 г. Вводится в действие с 01.09.2024 г РАБОЧАЯ ПРОГРАММА на 2024 – 2025 учебный год Логопедия 9 класс Пелым, 2024 Пояснительная записка Главная цель введения Федерального государственного образовательного стандарта общего образования заключается в создании условий, позволяющих решить стратегическую задачу Российского образования – повышение качества образования, достижение новых образовательных результатов, соответствующих современным запросам личности, общества и государства. Одной из задач ФГОС является обеспечение равных возможностей для полноценного развития каждого ребёнка независимо от места жительства, пола, нации, языка, социального статуса, психофизиологических и других особенностей (в том числе ограниченных возможностей здоровья). Анализ научной литературы по проблемам речевой патологии, а также многолетний практический опыт работы показывают, что число детей со сложной структурой дефекта речи в последние годы выросло. На сегодняшний день встаёт вопрос раннего распознавания, квалифицированной диагностики и правильного коррекционного воздействия в работе с детьми с интеллектуальными нарушениями. Адаптированная основная общеобразовательная программа (АООП) образования обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) определяет систему новых требований к структуре, результатам, условиям реализации основной образовательной программы. Большое внимание в новом Стандарте уделяется формированию универсальных учебных действий (УУД) на начальном периоде обучения, поскольку этот период является фундаментом для последующего успешного обучения. В школьном периоде у учащихся с интеллектуальными нарушениями должно быть сформировано базовое умение – учиться, в основе которого лежат: Коммуникативные УУД: слушать и вступать в диалог, участвовать в коллективном обсуждении, интегрироваться в группу сверстников, выстраивать коммуникативное взаимодействие; Познавательные УУД: обрабатывать полученную информацию, предоставлять её в устной и письменной формах. Особое значение придается формированию коммуникативных действий, которые необходимы для общения ребенка в социуме (школа), с близкими (дом) и сверстниками. Сформированность коммуникативных УУД обусловливает развитие способности ребенка к регуляции поведения и деятельности, познанию мира. В данном контексте значимость логопедической работы, как особого вида помощи детям, испытывающим трудности в общении и обучении, трудно переоценить. При этом требуется и новая оценка роли школьных логопедов, и привнесение нового в содержание логопедической работы. Особенность логопедической работы состоит в том, что она направлена на оказание помощи детям, испытывающим трудности в достижении предметных результатов (письмо, чтение). Тем самым своевременная и действенная логокоррекционная работа предупреждает или минимизирует трудности достижения метапредметных результатов (формирование коммуникативных и познавательных УУД). Также в Стандарте особое значение придается предупреждающей логокоррекционной работе. ФГОС указывает и на обязательный учёт индивидуальных возрастных, психологических, физиологических особенностей детей, на необходимость создания системы комплексной помощи детям с ограниченными возможностями здоровья и специальных условий для их обучения и воспитания. Требования Стандарта к условиям реализации образовательной программы определяет и новый подход к организации логопедической работы. Рабочая программа логопедической коррекции составлена на основании следующих нормативно-правовых документов: Адаптированная основная общеобразовательная программа образования обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями). Учебный план образовательного учреждения. Методические рекомендации Министерства образования РФ от 20. 06. 2002 г. «Об организации работы логопедической работы в специальном (коррекционном) учреждении VIII вида». Логопедическая работа занимает важное место в процессе коррекции нарушений развития детей с интеллектуальной недостаточностью. Организация учебной деятельности, как особой формы активности ребёнка, направленной на изменение самого себя – субъекта обучения, тесно связана с проблемой развития его речи. Формирование полноценной учебной деятельности возможно лишь при достаточно хорошем уровне развития речи, который предполагает определенную степень сформированности средств языка (произношение, грамматический строй, словарный запас), а также умений и навыков свободно и адекватно пользоваться этими средствами в целях общения. Развитие речи обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) характеризуется целым рядом отклонений. Для большинства из них типичны запаздывание и замедленный темп развития речи, ограниченный и не соответствующий возрастным нормам активный и пассивный словарь, отклонения в формировании фонетического, фонематического и грамматического строя речи. У значительной части обучающихся имеются те или иные нарушения речи: неправильное произношение звуков – фонетический дефект, дизартрия, ринолалия, алалия, афазия, заикание. Расстройства речи проявляются на фоне грубого нарушения познавательной деятельности, аномального психического развития. И тем самым, затрудняют процесс овладения грамотой, и в большинстве случаев ведёт к нарушениям письменной речи. Так как формирование речи основывается на развитии познавательной деятельности. Коррекция нарушений речи умственно отсталых обучающихся требует организации специальной логопедической работы. Нарушения речи у большинства обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) носят системный характер. Системное недоразвитие речи (СНР) для которого характерно: - нарушение звукопроизношения; - недоразвитие фонематического восприятия и фонематического анализа; - аграмматизмы, проявляющиеся в сложных формах словоизменения; - нарушения сложных форм словообразования; - недостаточная сформированность связной речи (в пересказах наблюдаются нарушения последовательности событий); - нарушения чтения (дислексия); - нарушения письма (дисграфия). Поэтому логопедическое воздействие должно быть направлено на речевую систему в целом, а не только на один изолированный дефект. Расстройства речи данной категории детей характеризуются стойкостью, они с большим трудом устраняются, сохраняясь до старших классов, и логопедическая работа осуществляется в более длительные сроки. Кроме того, весь процесс логопедической работы должен быть направлен на формирование мыслительных операций анализа, синтеза, сравнения, абстрагирования, обобщения. Особенностями логопедической работы также являются максимальное включение анализаторов и использование максимальной и разнообразной наглядности. Учитывая тесную связь в развитии ручной и артикуляторной моторики, в логопедические занятия, особенно в 1-4 классах, необходимо включать упражнения тонких движений рук, задания по оречевлению действий («Расскажи стихи руками»), элементы логопедической ритмики, биоэнергопластики. Содержание логопедической работы должно находиться в соответствии с программой русского языка и чтения. При этом цели и задачи логопедической работы иные, чем цели и задачи уроков русского языка. Усвоенные на логопедических занятиях правильные речевые навыки исчезают в других ситуациях, на другом речевом материале. В связи с этим очень важно закрепить правильные речевые навыки в различных ситуациях (диалог с детьми, разговор по телефону, пересказ прочитанного и др.) Это указывает на слабый несформированный контроль, слабость волевых процессов и обуславливает необходимость тесной связи работы логопеда, учителя, воспитателя. И возникает необходимость так организовать педагогический процесс в школе-интернате, чтобы не только на логопедических занятиях, но и на уроках, и во внеурочное время осуществлялись закрепление правильных речевых навыков, контроль и помощь педагогов в коррекции речевых расстройств. Увеличение числа учащихся с дефектами речи, предъявление более высоких требований к работе учителя-логопеда, незначительное количество специальной литературы, отсутствие четкого планирования, вызвало необходимость создания программы логопедической коррекции для учащихся 7-8 классов. Методологические и теоретические основы программы Как и любая программа, программа логопедической коррекции для учащихся с лёгкой умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) имеет под собой методологические и теоретические основания. В качестве одного из таких оснований могут выступать принципы, определяющие построение, реализацию программы и организацию работы по ней: Соблюдение интересов ребёнка. Принцип определяет позицию специалиста, который призван решать проблему ребёнка с максимальной пользой и в интересах ребёнка. Системность. Принцип обеспечивает единство диагностики, коррекции и развития, т. е. системный подход к анализу особенностей развития и коррекции нарушений детей с ограниченными возможностями здоровья, а также всесторонний многоуровневый подход специалистов различного профиля, взаимодействие и согласованность их действий в решении проблем ребёнка; участие в данном процессе всех участников образовательного процесса. Непрерывность. Принцип гарантирует ребёнку и его родителям (законным представителям) непрерывность помощи до полного решения проблемы или определения подхода к её решению. Вариативность. Принцип предполагает создание вариативных условий для получения образования детьми, имеющими различные недостатки в физическом и (или) психическом развитии. Рекомендательный характер оказания помощи. Принцип обеспечивает соблюдение гарантированных законодательством прав родителей (законных представителей) детей с ограниченными возможностями здоровья выбирать формы получения детьми образования, образовательные учреждения, защищать законные права и интересы детей, включая обязательное согласование с родителями (законными представителями) вопроса о направлении (переводе) детей с ограниченными возможностями здоровья в специальные (коррекционные) образовательные учреждения (классы, группы). Методологическими основами и теоретическими предпосылками для создания данной программы явились разработки научных представлений о различных формах речевых нарушений и создание эффективных методик их преодоления Р.Е Левиной, Р.И. Лалаевой, Ф.А. Рау, М.Е. Хватцева, М.Ф. Фомичёвой, Г.А. Каше и др., которые базируются на учении Л.С.Выготского, А.Р.Лурии и А.А. Леонтьева о сложной структуре речевой деятельности. При создании программы использовалисьтакже материалы исследований в сфере дефектологии и психологии С.Я. Рубинштейн, М.С.Певзнер. Место курса в учебном плане В учебном плане образовательного учреждения в разделе «Коррекционно-развивающая область» предусмотрены часы логопедических занятий: 9 класс – 1 час в неделю. Цель и задачи курса Цель логопедических занятий состоит в диагностике, коррекции и развитии всех сторон речи (фонетико-фонематической, лексико- грамматической, синтаксической), связной речи. Основные задачи курса: Создать условия для формирования правильного произношения и закрепление его на словесном материале исходя из индивидуальных особенностей учащихся. Развивать артикуляционную моторику, фонематические процессы, грамматический строй речи через коррекцию дефектов устной и письменной речи. Формировать пространственно-временные представления и понятия. Развивать зрительное и слуховое восприятие, внимание, память Совершенствовать координацию мелких движений пальцев рук и кистей, а также общей моторики. Создавать базу для успешного овладения обучающимися навыками письма и чтения. Обогащать и активизировать словарный запас детей, развивать коммуникативные навыки посредством повышения уровня общего речевого развития учащихся. Формировать навыки звуко-слогового анализа и синтеза. Формировать фразовую и связную речь. Способствовать воспитанию языкового чутья, внимания к звуковой стороне речи, самоконтроля. Развивать психологические предпосылки к совершенствованию речевых умений: -устойчивости внимания; -наблюдательности; -способности к запоминанию; -способности к переключению; -навыков и приемов самоконтроля; -познавательной активности. Основные направления логопедической работы. 1. Диагностическая работа, включающая комплексное обследование: а) уровня сформированности всех компонентов речевой системы: - звукопроизношения; - фонематических процессов; - лексической стороны речи; - грамматического строя речи (синтаксической структуры речевых высказываний, словоизменения и словообразования); - связной речи. б) состояние общей моторики и мелкой (артикуляционной и пальцевой); в) личностных особенностей (интерес и мотивация к учебной деятельности, контактность, поведение, активность, усидчивость, работоспособность, критичность). 2. Коррекционно-логопедическая работа на групповых, подгрупповых и индивидуальных занятиях по коррекции отклонений в речевом развитии, восстановлению нарушенных функций. - коррекция звукопроизношения (постановка, автоматизация и дифференциация звуков речи; - коррекция фонематических процессов; - коррекционная работа на лексическом уровне; - коррекционная работа на синтаксическом уровне; - совершенствование связной речи (коррекция диалогической и формирование монологической форм речи); развитие коммуникативной функции речи; - коррекция нарушений чтения и письма; - развитие познавательной сферы (мышления, памяти, внимания); - расширение представлений об окружающей действительности. Коррекция звукопроизношения начинается в 1 классе и состоит из предварительного этапа, задачей которого является подготовить учащихся к овладению звуковой стороной речи, и этапа постановки звуков, на котором отрабатываются произносительные навыки и слухопроизносительные дифференцировки свистящих, шипящих звуков, соноров Р и Л, заднеязычных согласных. Коррекционная работа на фонематическом уровне проводится с 1 по 5 классы. Задачей этого раздела является устранение различных видов дислексий, акустической, оптической дисграфии и дисграфии, связанной с нарушением различных форм языкового анализа и синтеза. Программа включает разделы, направленные на формирование слогового и звукового анализа и синтеза слов, дифференциацию твёрдых и мягких согласных (2 класс), звонких и глухих, свистящих и шипящих согласных (3 класс), сонорных Р и Л, заднеязычных согласных, а также букв, имеющих оптическое сходство. Коррекционная работа на лексическом уровне проводится в 2-4 классах и направлена на коррекцию аграмматической дислексии и дисграфии и включает такие темы как «Ударение», «Безударные гласные», «Формирование навыков морфемного анализа и синтеза слов». На преодоление дислексии и дисграфии направлена работа над синтаксической стороной речи, проводимая в 4 классе, и, включающая в себя следующие разделы: «Согласование слов в числе», «Согласование в роде», «Словосочетания, образованные по способу управления». Коррекционная работа по совершенствованию связной речи предполагает работу над текстом, контекстной речью и проводится на каждом году обучения. 3. Профилактическая и просветительская консультативная работа среди педагогов школы: - в течение учебного года проведение консультаций среди педагогов по профилактике речевых нарушений; - участие на семинарах, на педсоветах, проведение мастер-классов. - участие в подготовке детей к проведению праздников, досугов, кукольных спектаклей, театрализованных представлений; - взаимодействие работы учителя-логопеда с педагогами школы. Методы, применяемые на логопедических занятиях Метод обучения в логопедии рассматривается как способ совместной деятельности логопеда и ребёнка, направленный на освоение детьми знаний, навыков и умений, на формирование умственных способностей, воспитания чувств, поведения и личностных качеств. Методы, применяемые в практике учителя-логопеда в рамках логопедических занятий в ОУ: практические (игры: с пением, дидактические, подвижные, творческие, драматизации; упражнения: подражательно-исполнительские, конструирование, творческого характера, речевые, игровые; моделированиесюжета сказки с помощью пальчикового театра; прослушивание записей на магнитофоне, компьютере). наглядные (демонстрация мультфильмов; иллюстрации, рассматривание рисунков, макетов, профилей артикуляции, а также с показом артикуляции звука); словесные (пояснения, объяснения, разъяснения, рассказ, инструкция, предварительные, итоговые и обобщающие беседы, педагогическая оценка). Формы работы учителя-логопеда. Логопедическое обследование учащихся: индивидуальное и фронтальное (Обследование проводится с 1 по 15 сентября и с 15 по 31 мая. Результаты логопедического обследования отмечаются в речевой карте ребёнка). Логопедические занятия с детьми (групповые, подгрупповые, индивидуальные). Консультирование (диалог, индивидуальная консультация, беседа-лекция) для группы педагогов или родителей. Совместная работа воспитателей и детей на самоподготовке по заданиям логопеда. Формы контроля над коррекционным процессом. Анализ устной и письменной речи в начале и конце учебного года (фронтальный, индивидуальный). Проверочные работы и диктанты по программным темам. Тестирование по лексическим темам. Индивидуальные занятия направлены на формирование артикуляционных укладов нарушенных звуков, их постановку, автоматизацию и развитие фонематического слуха и восприятия, уточнение и расширение словарного запаса, отработку лексикограмматических категорий. Последовательность устранения выявленных дефектов звукопроизношения определяется индивидуально, в соответствии с речевыми особенностями каждого ребенка и индивидуальным перспективным планом. Постановка звуков осуществляется при максимальном использовании всех анализаторов. Внимание детей обращается на основные элементы артикуляции звуков в период первоначальной постановки, которая является лишь одним из этапов изучения нового звука. Частные приемы коррекции определяются и детализируются в зависимости от состояния строения и функции артикуляционного аппарата. При закреплении артикуляции последовательность позиции звука от наиболее благоприятной для произнесения к наименее благоприятной, от легкой к трудной устанавливается логопедом с учетом особенностей артикуляционной базы родного языка. Учитывается следующее: • для первоначальной постановки отбираются звуки, принадлежащие к различным фонетическим группам; • звуки, смешиваемые в речи детей, поэтапно отрабатываются отсрочено во времени; • окончательное закрепление изученных звуков достигается в процессе дифференциации всех близких звуков. Материал для закрепления правильного произношения звуков подбирается таким образом, чтобы он одновременно способствовал расширению и уточнению словаря, грамматически правильной речи, умению правильно строить предложения и способствовал развитию связной речи. Работа по коррекции звукопроизношения начинается с середины сентября, по завершении обследования. Длительность работы зависит от продвижения обучающихся. На этапе постановки звука проводятся индивидуальные занятия, в дальнейшем дети включаются в групповую работу. Постановка звуков происходит в следующей последовательности: -уточняются простые звуки, заднеязычные; -свистящие С, З, Ц; -шипящий Ш; -шипящий Ж; - шипящие Ч, Щ; - сонорный Л; -сонорный Р; - задненёбные: К, Г, Х. Автоматизация поставленных звуков: - в слогах: прямых, обратных, со стечением согласных; - в словах идет в той же последовательности; - в коротких стихах (чистоговорках), в предложениях; - в связной речи. Основными способами постановки звука являются следующие: 1. По подражанию с опорой на слуховой образ, на зрительное восприятие артикуляции. Это связано с тем, что у детей хорошо развито подражание. Но по подражанию поставить звук можно лишь тогда, когда он отсутствует. У детей с отклонением в умственном развитии постановка звука этим способом осуществляется реже. 2. Механический способ постановки с использованием вспомогательных средств (шпателя, зонда). С механической помощью артикуляторным органам придаётся определённое положение. 3. Постановка от других звуков, правильно произносимых, без механической помощи. 4. Постановка звука от артикуляторного уклада. (Звук Ш можно поставить от «чашечки». Предложить сделать «чашечку» не в ротовой полости. Убрать её внутрь рта и подуть на язык). 5. Смешанный способ постановки, когда используются различные способы. Этот способ постановки используется у данной категории детей в большей степени. Работа по исправлению речевых нарушений строится с учётом возрастных особенностей, программы по русскому языку и особенностей речевого дефекта обучающихся. В основу её положено формирование представлений, реальных знаний детей об окружающем мире. На этой предметной базе строится развитие их речи. Эффективность логопедических занятий и перенос полученных навыков в учебную обстановку значительно повышается, если используется дидактический материал в соответствии с темой программы, которая изучается в классе. В структуру занятия могут входить: - упражнения для развития артикуляционной моторики: различные упражнения на развитие мышц артикуляционного аппарата; - упражнения для развития общей координации движений; - упражнения для развития мелкой моторики пальцев рук: штриховки, выкладывание букв из палочек, соединение букв в слоги, слогов в слова и т.д.); - дыхательная гимнастика: формирование длительной, сильной, плавной воздушной струи для правильного произношения звуков; - голосовые упражнения; - коррекция произношения, автоматизация и дифференциация звуков; - формирование фонематических процессов; - работа со словами, звуко-слоговой анализ слов; - работа над предложением, текстом; - обогащение и активизация словарного запаса; - закрепление знаний, полученных детьми на фронтальных и подгрупповых логопедических занятиях; - на всех занятиях проводится совершенствование моторных навыков, координации, ориентировки в пространстве и конструктивного праксиса. Данная программа построена по цикличному принципу и предполагает повторение лексической тематики в каждом классе, на более высоком уровне: усложняется речевой материал, формы звукового анализа и синтеза. Коррекционная работа проводится в несколько этапов: 1. Развитие и уточнение пространственно-временных представлений. 2. Работа над словом. 3. Работа над звуковым и слоговым составом слова. 4. Предложение. 5. Дифференциация звуков и букв, обусловленных нарушением оптико - пространственного восприятия. 6. Дифференциация звонких и глухих согласных. 7. Работа с предлогами. 8. Развитие связной устной речи (по разделам): - устная связная речь; - лексика; - предложение; - текст; - письменная связная речь. План по коррекции звукопроизношения 1 этап 2 этап 3 этап 4 этап - включить - формировать - закрепить - закрепить ребёнка в понятия: звук, слог, понятия: звук, слог, понятия: звук, слог, логопедическое слово, предложение; слово, слово, предложение, предложение, текст; текст; воздействие, как - формировать целенаправленный знания о механизме процесс; образования данного - закрепить - закрепить звука и его знания о механизме знания о механизме формировать акустических образования звука, образования звука, артикуляционные особенностях; его акустических его акустических особенностях; особенностях; - умения, - закрепить и посредством уточнить словарь на развития общей основе слов, уточнить словарь формировать моторики речевого содержащих данный на основе слов, навыки различения аппарата; звук по лексической содержащих звуков; теме; данный звук по - развивать умения и навыки - формировать опознания и условнорефлекторные различения фонем; связи на данный - закрепить и лексической теме; - закрепить … - - закрепить и уточнить словарь на основе слов, содержащих - развивать артикуляционный и слуховое внимание, акустический образ; слуховую память, - развивать и далее см. данный звук по лексической теме; - закрепить слуховое уточнять моторику условно- восприятие, как речевого аппарата; рефлекторные базу для развития - развивать связи на данный функций кинестетические артикуляционный и фонематического ощущения от акустический слуха; артикуляционных образ; - воспитывать движений на данный усидчивость, понимание образ звука; - формировать - закрепить отличительные признаки необходимости нужный ротовой артикуляционных и выполнения выдох (с учётом акустических упражнений. особенностей образов звуков в фонемы); чужой речи и в - развивать силу и высоту голоса (если самостоятельной; - уточнить звук идёт с участием кинестетические голоса); ощущения от артикуляционных - развивать движений на слуховое внимание, данные образы память восприятие, на звуков; основе восприятия данной фонемы; - развивать совершенствовать фонематический функции слух, навыки фонематического языкового анализа слуха на данный и синтеза слов; акустический образ звука; - закреплять - закрепить навыки самоконтроля за правильное правильным произнесение звука в произнесением различных речевых звуков в структурах: самостоятельной изолировано, в речи, в различных слогах, в словах, в речевых предложении, в структурах; тексте; - коррекция воспитывать личности ребёнка в упорство, целом. трудолюбие, настойчивость. Этапы устранения дефектов звукопроизношения Подготовка к произнесению звуков Введение Речевой материал поставленных звуков в речь 1 этап Артикуляционные Закрепление Составляется из слов упражнения. Постановка имеющегося уровня правильно произносимых первых звуков из разных звукового анализа и звуков фонетических групп синтеза. Устные и (например: с, ш, л). письменные упражнения. 2 этап Продолжение Введение в речь постановки первых звуков. первого поставленного Начало постановки нового звука: а) закрепление его звука (например: ж). Насыщается вновь поставленными звуками. Из упражнений в устной речи: в слогах, исключаются звуки, словах, фразах, близкие к поставленному предложениях, текстах; б) (например: устный и письменный закрепляется «ш», анализ и синтез слов, исключаются «с, ж, ч, щ»). пройденной слоговой структуры, содержащих новый звук; в) анализ слов новой слоговой структуры, предложений отработанной и новой конструкции. Использование на письме соответствующей буквы. 3 этап Автоматизация поставленных звуков. Постановка нового звука. Введение в речь второго поставленного Насыщение речевого материала новым звуком. Использование материала звука из другой с ранее поставленным фонетической группы: звуком. а) закрепление звука Из речевых в устной речи (в слогах, упражнений исключаются словах, фразах, звуки, близкие к предложении и поставленным. самостоятельной речи); б) анализ и синтез слов, отработанной слоговой структуры; в) отрабатываются более сложные конструкции предложений; использование буквы, соответствующей поставленному звуку. 4 этап Дифференциация Дифференциация звуков. Постановка нового ранее отработанных звука. Речевой материал обогащается звуков с близкими к ним (с дифференцируемыми - ш). Автоматизация звуками, и второго поставленного автоматизируются слова звука. со звуком из другой фонетической группы. Из упражнений исключаются близкие, ещё неотработанные звуки (з, ж, ч, щ, ц, и т. д.). Содержание программы 9 класс (1 час) Коррекция нарушений чтения и письма. КОРРЕКЦИОННАЯ РАБОТА НА ЛЕКСИЧЕСКОМ УРОВНЕ. КОРРЕКЦИОННАЯ РАБОТА НА СИНТАКСИЧЕСКОМ УРОВНЕ. 1.Обследование учащихся. 2. Повторение изученного материала: - развитие языкового анализа и синтеза; - устранение оптической дислексии и дисграфии; - устранение семантической дислексии; - образование слов при помощи приставок и суффиксов; - корень слова, родственные слова. 3. Овладение навыком подбора многозначных слов, антонимов, синонимов и способов их употребления. 4. Понятие о предлогах и способах их использования, дифференциация предлогов и приставок. Предлоги: В, НА, ПОД, ИЗПОД, С, ИЗ, ЗА, ИЗ-ЗА, ПЕРЕД, МЕЖДУ, ВОЗЛЕ, ОКОЛО, К, ОТ, ПО. 5. Практическое усвоение словосочетаний. Словосочетание и предложение. Согласование слов в числе. Согласование слов в роде. 6. Словосочетания, образованные по способу управления (винительный падеж, родительный падеж, дательный падеж, предложный падеж, творительный падеж). Закрепление падежных форм. 7. Части речи: существительное, прилагательное, местоимение, глагол. 8. Совершенствование связной речи: - работа с деформированным текстом; - распространение текста путём включения в него имён прилагательных; - изложение рассказа по коллективно составленному плану; - составление рассказа по картине по коллективно составленному плану; - составление рассказа по картине и данному началу с включение имени прилагательного; - составление рассказа по опорным словам и данному плану; - составление рассказа по предложенным темам «Прогулка в лес», «Летом на реке», «Лес осенью», «Катание на лыжах». - сочинение по коллективно составленному плану на материале экскурсий, личных наблюдений, практической деятельности. 9. Подведение итога - написание диктанта – 65-70 слов (не более 8 слов в предложении). Учёту подлежат все слова, в том числе и предлоги, союзы, частицы. На каждом занятии по совершенствованию связной речи необходимо выполнение учащимися следующих упражнений: - расчленение сложных предложений на простые; - составление сложных предложений из простых; - переконструирование простых предложений в сложные; - конструирование сложных предложений по союзному слову, по данному придаточному, главному предложению и т.д. Учащиеся с отклонением в умственном развитии имеют системное нарушение всех компонентов речевой деятельности, которое характеризуется следующими проявлениями: • нарушением звуко-слоговой структуры речи с преобладанием звуковых ошибок фонематического типа; • ограниченным словарным запасом; • наличием многочисленных словесных замен; • использованием слов в ограниченных речевых ситуациях без учета контекстуальных связей; • устойчивым аграмматизмом; • бедностью, стереотипностью синтаксического оформления речи; использованием преимущественно простых распространенных предложений с небольшим количеством членов. Программа по коррекции речи в 6-7 классах основывается на возрастных и индивидуально-типологических особенностях детей. Дети должны быть социально адаптированными в плане общего развития и сформированности нравственных качеств. Поэтому особое внимание уделено развитию связной устной и письменной речи. Календарно-тематическое планирование № Кол-во часов п/п Темы занятий 1 Обследование 2 2 Звуки и буквы. 1 3 Слово. 1 4 Предложение. Графическая схема. Однородные члены 2 предложения. Главные и второстепенные члены предложения. 5 Творческая работа по теме «Осень». 1 6 Состав слова 2 7 Звонкие и глухие согласные в корне слова. 4 8 Приставка и предлог. 2 9 Разделительный Ъ после приставок. 2 10 Имя существительное. 4 11 Имя прилагательное. 4 12 Глагол. 4 13 Согласование имени существительного с именем 1 прилагательным. 14 Согласование имени существительного с глаголом. 1 Творческая работа по теме «Зима». 2 Местоимение. 2 16 Наречие. 2 17 Слова омонимы. 2 18 Слова синонимы. 2 19 Предложение (простое, сложное) Простое предложение с 2 15 однородными членами. Сложное предложение 20 Рассказы – описания. 2 21 Составление рассказа. 4 А) по опорным словам Б) по сюжетной картинке. В) по вопросам. Г) по началу. 22 Творческая работа по теме «Весна». 1 23 Работа с деформированным текстом. 1 24 Сочинение творческого характера «Кем я хочу быть и 1 почему», «Чему научила меня школа». 25 Диктант. 1 26 Совершенствование связной речи. 15 - работа с деформированным текстом; - распространение текста путём включения в него имён прилагательных; - изложение рассказа по коллективно составленному плану; - составление рассказа по картине по коллективно составленному плану; - составление рассказа по картине и данному началу с включение имени прилагательного; - составление рассказа по опорным словам и данному плану; - составление рассказа по предложенным темам «Прогулка в лес», «Летом на реке», «Лес осенью», «Катание на лыжах». 27 Логопедическое обследование. ИТОГО: 1 68 ч Планирование индивидуальных занятий по коррекции звукопроизношения Содержание Цель Задачи программы по разделам: Первый этап: Постановка - Исследование диагностика. логопедического неречевых психических Обследование проводится заключения, изучение функций; с 1 по 15 сентября. уровня развития психических процессов, уровня речевого развития. - сбор анамнестических данных; - обследование состояния звукопроизношения, речи в целом Второй этап: подготовительный. Формирование артикуляторной базы, развитие и - Развитие органов артикуляции; - развитие слухового совершенствование внимания и слухового сенсомоторных функций, контроля; психологических предпосылок и - развитие звукового восприятия коммуникабельности, готовности к обучению. Третий этап: постановка звука. Постановка звука (изолировано). -Коррекция дефектов произношения; - формирование полноценных фонетических представлений (на базе развития фонематического восприятия) и совершенствование звуковых обобщений в процессе упражнений в звуковом анализе и синтезе; - развитие психических функций; - развитие мелкой моторики, органов артикуляции. Четвертый этап: автоматизация звука Закрепление звука в речи. -Коррекция дефектов произношения; - развитие психических функций; - развитие мелкой моторики, органов артикуляции. Пятый этап: дифференциация звуков Различать и четко произносить звуки схожие по звучанию. -Коррекция дефектов произношения; - развитие психических функций; - активизация и расширение словарного запаса; - развитие мелкой моторики, органов артикуляции. Далее все этапы будут повторяться для новых звуков, которые берутся для закрепления в зависимости от быстроты их постановки. При этом предусматривается постепенное усложнение форм звукового анализа. Речевой материал, на котором проводится закрепление поставленного звука и развитие звукового анализа, с введением новых звуков будет все больше и больше расширяться. В таком распределении учебного материала осуществляется, прежде всего, единство развития произношения и звукового анализа на основе чего преодолеваются и специфические отклонения в письме, связанные с недостатками фонетической стороны речи. В системе выдерживаются принципиально важные положения: поочередное включение в работу звуков одной фонетической группы; одновременность в работе над звуками разных фонетических групп. Условия реализации программы логопедической коррекции Технические средства обучения: 1. Компьютер. Учебно-практическое оборудование: 1. Классная доска (магнитная). 2. Лента букв. 3. Зеркало для индивидуальной работы. 4. Набор маленьких зеркал. 5. Магнитная азбука. 6. Комплект зондов для артикуляционного массажа. 7. Комплект зондов для постановки звуков. 8. Шпатели, соски, вата, марлевые салфетки. 9. Спирт. 10. Картотека материалов для автоматизации и дифференциации звуков. 11. Наборы игрушек для инсценировки сказок. 12. Настольно-печатные игры для совершенствования навыков языкового анализа и синтеза. 13. Тематические папки: игрушки, семья, мебель, посуда, одежда, овощи, фрукты, ягоды, грибы, растения, животные, насекомые, птицы, морские обитатели, рыбы, времена года, профессии, инструменты, электроприборы, техника, спорт, школьные принадлежности. 14. Дидактические игры по развитию лексико-грамматических представлений, звукопроизношения, фонематического восприятия. 15. Различные настольные игры для развития мелкой моторики пальцев рук, трафареты; твердые и мягкие конструкторы, шнуровки. Информационно-образовательные ресурсы: 1. Учебные таблицы по развитию речи. 2. Наборы картинок по звукам. 3. Дидактический материал по темам. Материалы, обеспечивающие контроль результатов: 1. «Логопедический альбом для обследования лексико-грамматического строя и связной речи» И.А. Смирнова. Издательство «ДЕТСТВО-ПРЕСС». Москва, 2006. 2. «Логопедический альбом для обследования звукопроизношения» И.А. Смирнова. Издательство «ДЕТСТВО- ПРЕСС». Москва, 2006. 3. «Альбом для логопеда» Иншаковой О.Б. для проведения индивидуального обследования устной речи детей дошкольного возраста и младшего школьного возраста (6-10 лет). М., Гуманитарный издательский центр ВЛАДОС, 2003. 4. Тестовая методика диагностики устной речи младших школьников Фотековой Т.А. 5. Сборник диктантов для вспомогательной школы. А.К. Аксёнова. 5. Тексты для проверки навыков чтения по годам коррекционного обучения. Предполагаемые результаты В результате освоения учебного материала программы, обучающиеся получат возможность научиться: Артикуляционным умениям: -хорошая подвижность органов артикуляции, к которым относятся язык, губы, нижняя челюсть, мягкое нёбо; - точность, сила и дифференцированность движений этих органов; - выработка полноценных движений и определённых положений органов артикуляционного аппарата, необходимых для правильного произношения звуков. Речевым: - выделять из потока устной речи отдельные предложения, определять их количество, слышать интонацию, с которой каждое произносится; - использовать средства создания выразительности: интонацию, мимику; - понимать вопросы и задания, инструкцию учителя; - создавать устные высказывания на основе схем, рисунков. Фонетическим: - разграничивать понятия «звук» и «буква», правильно называть звуки и буквы; - выделять звуки слова и характеризовать их; выделять слоги, различать ударные и безударные гласные, парные и непарные по глухости и звонкости согласные. Языковым (грамматические и фонетико-фонематические): - определять границы предложения, правильно обозначать их на письме (начало прописной буквой, конец - точкой, вопросительным или восклицательным знаком); - задавать вопросы к словам-предметам, отличать от слов-действий и слов-признаков; - различать звуки и буквы; - выполнять звуковой анализ слов, распознавать звуки речи, выделять их из слова, давать им характеристику. Определять последовательность в слове. Гигиеническим, графическим, орфографическим: - соблюдать правила посадки за столом, положения тетради, ручки в руке; -правильно, аккуратно, разборчиво писать буквы; - осмысленно обозначать на письме твёрдость и мягкость согласных; - применять правила оформления границ предложения, написания имён собственных, раздельного написания слов; - графически обозначать звуки, слога и слова, границы предложения, предлоги; - писать под диктовку, списывать с печатного и письменного текста, применяя освоенные орфографические правила и правила переноса слов. Литература, используемая учителем-логопедом в работе над составлением программы 1. Логопедия под редакцией Волковой – М.: «Просвещение», 1989 г. 2. Филичева Т.Г., Чевелёва Н.А., Чиркина Т. В. «Основы логопедии». – М.: «Просвещение», 1989 г 3. Лалаева Р.И. «Логопедическая работа в коррекционных классах». – М.: «Владос», 1998 г. 4. Лалаева Р.И. «Устранение нарушений чтения у учащихся вспомогательной школы», - М.: «Просвещение», 1978 г. 5. Аксёнова А.К. «Методика обучения русскому языку в коррекционной школе». – М.: «Владос»,1999 г. Литература, используемая учителем-логопедом для реализации программы. 1. Логопедия под ред. Волковой- М.: Просвещение,1989. 2. Т.Г.Филичева, Н.А.Чевелева, Т.В.Чиркина. Основы логопедии. - М.: Просвещение, 1989. 3. Р.И.Лалаева. Логопедическая работа в коррекционных классах.- М.: Владос, 1998. 4. Е.Ф.Рау, В.И. Рождественская. Исправление недостатков произношения у школьников.- М.: Просвещение, 1968. 5. Н.И. Садовникова. Нарушение письменной речи и их преодоление у младших школьников.- М.: Просвещение ,1997. 6. А.К. Аксенова, Э.В.Якубовская. Дидактические игры на уроках русского языка вспомогательной школы. - М.: Просвещение,1987. 7. А.К. Аксенова. Методика обучения русскому языку в коррекционной школе - М.: Владос, 1999. 8. И.Лопухина. Логопедия. 550 занимательных упражнений по развитию речи-М.: Аквариум, 1995. 9. Л.Н. Ефименкова. Коррекция устной и письменной речи учащихся начальных классов. - М.: Просвещение, 1989. 10. З.А. Репина, В.И.Буйко. Уроки логопедии. - Екатеринбург, Литур, 1999. 11. Р.И. Лалаева. Устранение нарушений чтения у учащихся вспомогательной школы.- М.: Просвещение, 1978. 12. Е.А. Пожиленко. Волшебный мир звуков и слов.- М.: Владос, 1999. 13. Л.Н. Ефименкова, Г.Г. Мисаренко. Организация и методы коррекционной работы логопеда на школьном логопункте.М.: Просвещение, 1988. 14. М.Ф. Фомичева. Воспитание у детей правильного произношения. - М.: Просвещение, 1988. 15. Л.Г. Милостивенко «Методические рекомендации по предупреждению ошибок чтения и письма у детей». СанктПетербург, 1995. 16. А.Л. Сиротюк. «Коррекция обучения и развития школьников». Москва: «Сфера», 2001. 17. В.Т. Голубь «Графические диктанты». Москва: «ВАКО», 2004. 18. Л.Я. Гадасина, О.Г. Ивановская «Звуки на все руки». Санкт-Петербург, 2004. 19. Н.Н. Максимук «Игры по обучению грамоте». Москва: «ВАКО», 2004. 20. И.В. Медведева «Логоигры». Санкт-Петербург: «КАРО», 2003. 21. Скороговорки - чистоговорки. - М.: «Гном-пресс»,1999. 22. Е.Косинова. Пальчиковая гимнастика. - М.: «Эксмо», 2003. 23. Ю.В. Микляева «Логопедический массаж и гимнастика». Москва: «АЙРИС», 2010. 24. О.В. Елецкая, Н.Ю. Горбачевская «Организация логопедической работы в школе». Москва-СФЕРА. 2005. 25. Е.В. Меттус, А.В. Литвина «Логопедические занятия со школьниками». Санкт-Петербург, 2006. 26. Н.Г. Андреева «Логопедические занятия по развитию связной речи младших школьников». Части 1-3, Москва «Владос», 2009. 21. Учебные пособия для учащихся 1. Л.П. Успенская, М. Б. Успенский. Учитесь правильно говорить. - 1,2 части. -М.: «Просвещение», 1982. 2. Л.И. Ефименкова, Н.Н. Садовникова. Формирование связной речи у детей олигофренов. - М.: «Просвешение», 1970. 3. Л.Л.Полякова, С.П.Цуканова. Говори, читай. Пермь,2000. 4. Г.Ванюхина. Речецветик. – Екатеринбург. «Уральский рабочий», 1993. 5. И. В. Баранников, Л.А. Варковицкая. Русская язык в картинках - 1, 2 части М.: «Просвещение», 1982. 6. Т. П.Бессонова, О.Е. Грибова. Развитие речи. - М.: «Просвещение»,1994. 7. Т.С. Зыкова, Е.П. Кузьмичёва. Развитие речи. - М.: «Просвещение»,1994. 8. Р.Д. Тригер. Дидактический материал по русскому языку. - М.: «Просвещение»,1992. 9. В.П. Свириденков. Сборник упражнений по русскому языку 5-8 классы вспомогательной школы. -М.: «Просвещение»,1969. 10. В.П.Канакина. Русский язык. Дидактический материал 2,3,4 классы - М.: «Просвещение», 1997. 11. Л.М. Козырева (тетради для логопедических занятий). - Тайны твердых и мягких согласных - Путешествие в страну падежей - Слова-друзья - неприятели - Различаем глухие и звонкие согласные. - Ярославль «Академия развития», 2001. 12. Л.Л Андрюхова, Н.А. Шевердина «Дидактический материал по развитию речи в начальной школе» Ростов-на-Дону, 2003 13. Л.Л Андрюхова, Н.А. Шевердина «Уроки развития речи в начальной школе» Ростов-на-Дону, 2003 14. А.Н. Ефименкова, Г.Г. Мисаренко «Дидактический материал по коррекции письменной речи». 15. Н. Сазонова, Е. Куцина, Н. Хрушкова «Фонетические рассказы и сказки» 1-3 части. Издательский дом «ЛИТУР» 2013 год. 16. Г.А. Сыропятова «Графические диктанты» 1-4 части. Издательский дом «ЛИТУР» 2012 год. 17. Логопедические тетради на звуки (свистящие, шипящие, соноры). ИП Бурдина С.В. г. Киров - 2012 год. 18. Захарова О. Классические прописи «Правильно пишем и говорим». Минск. 2010 - Твёрдые и мягкие согласные. Безударные гласные. - Шипящие согласные. - Согласный Р. - Звонкие и глухие согласные. 19. Н.Г. Галунчикова, Э.В. Якубовская. Рабочие тетради: № 1 «Состав слова», №2 «Имя существительное», №3 «Имя прилагательное», №4 «Глагол». Москва