Муниципальное казённое общеобразовательное учреждение средняя общеобразовательная школа №1 п. Пелым РАССМОТРЕНО на педагогическом совете Протокол № 1 от 27 августа 2024г. УТВЕРЖДАЮ Директор МКОУ СОШ №1 __________________ /СмирноваТ.А./ Приказ № 93 от 27 августа 2024г. Вводится в действие с 01.09.2024г РАБОЧАЯ ПРОГРАММА на 2024 – 2025 учебный год Логопедия 3 класс. Учитель-логопед: Кирилина А. А. Пелым, 2024 1 Пояснительная записка Актуальность и перспективность программы. Традиционно речь рассматривается, как необходимый компонент гармонично развивающейся личности. Ни одна форма психической деятельности не протекает без прямого или косвенного участия речи. Возникновение речи существенным образом перестраивает память, восприятие и мышление, позволяя совершенствовать мыслительные операции. В непосредственной зависимости от речи находится становление эмоций, характера, личности в целом, что подтверждает наличие тесной связи между эмоциональным, когнитивным и речевым развитием на которую указывали Л.С. Выготский, А.В. Запорожец, А.Н. Леонтьев, С.Л. Рубинштейн. Неотделимостью речи от других аспектов развития объясняется ее признание одним из главных показателей психического развития ребенка. Все психические процессы у ребенка - воспитание, память, внимание, воображение, мышление, целенаправленное поведение – развиваются с прямым участием речи (Л.С. Выготский, А.Р. Лурия, А.В. Запорожец). Все достижения и проблемы растущего человека отражаются в речи, развитие которой определяется рядом факторов. К ним относятся: сохранность нейрофизиологических механизмов, богатое языковое и социальное окружение, организованная соответствующим образом предметная среда, а также выраженное желание взаимодействовать с другими людьми. На фоне этого в большинстве случаев у детей присутствуют в той или иной степени нарушения звукопроизношения, которые вызывают трудности в общении с окружающими, закомплексованность, мешают детям осваивать школьную программу, т.к. нарушения устной речи, как правило, переносятся на письмо. В последние годы увеличилось количество обращений родителей у детей, которых не сформирована фразовая речь, имеется недоразвитие лексики, грамматики, нарушены фонематические процессы, а также в речи присутствуют различные дефекты звукопроизношения. Речь представлена простыми предложениями. При этом остаются сохранными слух и интеллект. Данное недоразвитие речи принято относить к общему недоразвитию речи. Попадая в общеобразовательную школу, такие дети, из-за своего нарушенного речевого развития, становятся неуспевающими учениками, что препятствует формированию их полноценной учебной деятельности. Это и определило необходимость составления «Рабочей программы логопедических коррекционно-развивающих занятий для обучающихся 1-4 классов». Данная рабочая программа составлена в соответствии с требованиями ФГОС НОО и направлена на оказание помощи учащимся начальных классов с нарушениями устной речи в освоении ими общеобразовательных программ по родному русскому языку и составлена с учётом рекомендаций и методических разработок логопедов-практиков А.В. Ястребовой, Г.Г. Ефименковой, Р.И.Лалаевой, а также в соответствии с рядом разделов программ предметной области филология в начальной школе (система учебников «Школа-России»). Актуальность рабочей программы определяется распространенностью нарушений устной и письменной речи, необходимостью своевременного 2 оказания этим детям коррекционно-логопедической помощи, позволяющей предупредить вторичные отклонения в развитии, снизить риск дезадаптации и свести к минимуму сложности в освоении общеобразовательных программ по родному русскому языку. При отборе содержания основывалась на следующие принципы: 1. Принцип природосообразности, который учитывает общность развития нормально развивающихся детей и детей с нарушениями речи и основывается на онтогенетическом принципе, учитывая закономерности развития речи в норме; 2. Принцип комплексности (тесной взаимосвязи работы специалистов педагогического и медицинского профилей) способствует более высоким темпам общего и речевого развития обучающихся; 3. Принцип построения образовательной деятельности на основе индивидуальных особенностей каждого ребенка; 4. Принцип содействия и сотрудничества детей и взрослых; 5. Принцип единства диагностики и коррекции; 6. Принцип возрастной адекватности: соответствие условий, требований, методов возрасту и особенностям развития. Таким образом, цель работы учителя-логопеда: оказание помощи обучающимся, имеющим нарушения в развитии устной и письменной речи (первичного характера), в освоении ими общеобразовательных программ, способствуя развитию и саморазвитию личности, сохранению и укреплению здоровья обучающихся. Задачи коррекционно-развивающей логопедической работы в начальной школе: 1. Создание условий для реализации личностно-ориентированного учебного процесса, обеспечивающего овладение учащимися базовым уровнем образованности – элементарной грамотностью, формирование у обучающихся устойчивой мотивации к разнообразной интеллектуальной деятельности. 2. Комплексная коррекционная логопедическая работа по преодолению речевой недостаточности с целью формирования полноценных навыков устной и письменной речи учащихся в соответствии с возрастом. 3. Развитие личности ребенка на основе усвоения универсальных учебных действий; развитие способности учиться, познавать окружающий мир и сотрудничать. 4. Развитие коммуникативных универсальных учебных действий. 5. Формирование умения планировать сотрудничество с учителемлогопедом и сверстниками, проявлять инициативу в поиске и сборе информации, умения с достаточной полнотой и точностью 3 выражать свои мысли в соответствии с задачами и условиями коммуникации. 6. Формирование личностных, познавательных и регулятивных действий, логических действий, анализа, сравнения, синтеза, установление причинно-следственных связей. 7. Ориентация в морфологической и синтаксической структуре языка и усвоения правил слова и предложения, графической формы букв, развитие знаково-символических действий – замещение, моделирование и преобразование модели. 8. Формирование языкового чутья, развитие адекватных возрасту форм и функций речи. Нормативные акты и учебно-методические документы, на основе которых разработана данная программа: 1. Федерального Закона от 29 декабря 2012 года № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации». 2. Письмо Министерства образования и науки РФ от 18.04. 2008 № АФ150/06 «О создании условий для получения образования детьми с ограниченными возможностями здоровья и детьми-инвалидами». 3. Приказ Министерства образования и науки РФ от 30 августа 2013 г.№ 1015"Об утверждении Порядка организации и осуществления образовательной деятельности по основным общеобразовательным программам - образовательным программам начального общего, основного общего и среднего общего образования. 4. Письмо Министерства образования и науки Российской Федерации № ВК-452/07 от 11.03.16. 5. Приказы Министерства образования и науки РФ № 1598 и 1599 от 19 декабря 2014 г. Об утвержении ФГОС НОО для обучающихся с ОВЗ. 6. Постановление Главного государственного санитарного врача Российской Федерации от 29 декабря 2010 г. N 189 г. Москва "Об утверждении СанПиН 2.4.2.2821-10 «Санитарноэпидемиологические требования к условиям и организации обучения в общеобразовательных учреждениях". 7. Постановление Главного государственного санитарного врача РФ от 10 июля 2015 г. № 26 «Об утверждении СанПиН 2.4.2.3286-15 «Санитарно-эпидемиологические требования к условиям и организации обучения и воспитания в организациях, осуществляющих образовательную деятельность по адаптированным основным общеобразовательным программам для обучающихся с ограниченными возможностями здоровья». 8. Инструктивно-методическое письмо «О работе учителя-логопеда при общеобразовательной школе» / Под ред. А.В. Ястребовой, Т.Б. Бессоновой. М.,1996г 4 Общая характеристика учебного курса Данный курс способствует формированию у учащихся предпосылок, лежащих в основе становления навыков чтения и письма, системы знаний о языке и готовит к применению их в учебной деятельности. Это курс, подводящий учащихся к осознанию цели и ситуации речевого общения, адекватному восприятию звучащей и письменной речи, пониманию информации разной модальности, содержащейся в предъявляемом тексте, а также передачи его содержания по вопросам и самостоятельно. В свою очередь содержание курса коррекция нарушений устной и письменной речи является базой для усвоения общих языковых и речевых закономерностей в начальной и основной школе, представляет собой значимое звено в системе непрерывного изучения родного языка. Специфика курса заключается в его тесной взаимосвязи со всеми учебными предметами, особенно с русским языком и литературным чтением. Эти два предмета представляют собой единую образовательную область, в которой изучение русского языка сочетается с обучением чтению и первоначальным литературным образованием. Распределение учебных часов по годам обучения № Количество часов Разделы п/п 1 класс 6 2 класс 5 3 класс 5 4 класс 5 1. Диагностика обучающихся 2. Коррекция устной и письменной речи 60 63 30 30 3. ИТОГО: 66 68 35 35 Место курса. Занятие рассчитано на 40 минут. Сроки коррекционной работы определяются степенью тяжести нарушения речи. Комплектование групп обуславливается схожестью нарушений речевого развития, уровня психического развития, возрастным критерием. Содержание учебного курса Содержание работы по данной рабочей программе тесно связано с содержанием школьной программы по русскому языку и чтению. Содержание 5 коррекционной работы условно делится на несколько этапов. Этапы коррекционного обучения, темы логопедических занятий или количество часов для повторения, могут быть изменены, если это необходимо для данной группы учащихся. Перед началом логопедической работы организуется проведение обследования. При обследовании выявляется какой из компонентов языковой системы нарушен. Для диагностики, уточнения структуры речевого дефекта и оценки степени выраженности нарушений разных сторон речи (получения речевого профиля), построения системы индивидуальной коррекционной работы, комплектования подгрупп, отслеживания динамики речевого развития ребёнка с нарушением зрения используется тестовая методика диагностики устной и письменной речи Фотековой Т.А. и Ахутиной Т.В. с балльно-уровневой системой оценки. Результаты обследования отражаются в речевой карте. Исходя из результатов обследования, планируется дальнейшая коррекционная работа. Логопедическая работа должна начинаться как можно раньше, быть чётко спланирована и организована, должна носить не только коррекционный, но и предупреждающий вторичные дефекты характер. Логопедическая диагностика учащихся включает: 1. Обследование артикуляционного аппарата и звуковой стороны речи, 2. Обследование фонематического слуха, 3. Обследование лексического строя речи, 4. Обследование грамматического строя, 5. Обследование процесса письма и чтения. 1. 2. 3. Коррекционная работа ведется в трех основных направлениях: Коррекционная работа на фонетическом уровне: коррекция дефектов произношения; формирование полноценных фонетических представлений на базе развития фонематического восприятия; совершенствование звуковых обобщений в процессе упражнений в звуковом анализе и синтезе. Коррекционная работа на лексико-грамматическом уровне: уточнение значений имеющихся в словарном запасе детей слов; дальнейшее обогащение словарного запаса путем накопления новых слов, относящихся к различным частям речи; формирования представлений о морфологических элементах слова, навыков морфемного анализа и синтеза слов. Коррекционная работа на синтаксическом уровне: уточнение, развитие, совершенствование грамматического оформления речи путем овладения моделями различных синтаксических конструкций; развитие навыков самостоятельного высказывания, путем установления последовательности высказывания, отбора языковых 6 средств, совершенствования навыка строить и перестраивать предложения по заданным образцам. Предполагаемые результаты освоения учебного курса Личностными результатами являются: осознание языка как основного средства человеческого общения; восприятие русского языка как явления национальной культуры; понимание того, что правильная устная и письменная речь является показателем индивидуальной культуры человека; способность к самооценке на основе наблюдения за собственной речью. Метапредметными результатами коррекционной работы являются: умение использовать язык с целью поиска необходимой информации в различных источниках для решения учебных задач; способность ориентироваться в целях, задачах, средствах и условиях общения; умение выбирать адекватные языковые средства для успешного решения коммуникативных задач (диалог, устные монологические высказывания, письменные тексты) с учетом особенностей разных видов речи, ситуаций общения; понимание необходимости ориентироваться на позицию партнера, учитывать различные мнения и координировать различные позиции в сотрудничестве с целью успешного участия в диалоге; стремление к более точному выражению собственного мнения и позиции; умение задавать вопросы. Предметными результатами коррекционной работы в начальной школе являются: овладение начальными представлениями нормах русского литературного языка (орфоэпических, лексических, грамматических) и правилах речевого этикета; умение применять орфографические правила и правила постановки знаков препинания (в объеме изученного) при записи собственных и предложенных текстов; умение проверять написанное; умение (в объеме изученного) находить, сравнивать, классифицировать, характеризовать такие языковые единицы, как звук, буква, часть слова, часть речи, член предложения, простое предложение; способность контролировать свои действия, проверять написанное. По окончании 3 класса обучающиеся должны уметь: 1. Различать предложение, словосочетание, слово; 2. Анализировать слова по звуковому составу; 3. Составлять предложения, выделять предложения из речи и текста, восстанавливать нарушенный порядок слов в предложении; 4. Подбирать группы родственных слов (несложные случаи); разбирать слово по составу (несложные случаи); 5. Писать под диктовку предложения и тексты; 6. Правильно читать вслух целыми словами; 7. Соблюдать паузы между предложениями, логическое ударение, необходимую интонацию; 7 8. Отвечать на вопросы по прочитанному; 9. Высказывать своё отношение к поступку героя, событию; Реализация программы способствует выравниванию в соответствии с возрастными требованиями состояния развития речевой системы (устной и письменной), а также психофизических процессов у детей с нарушениями устной и письменной речи, что необходимо для их всестороннего гармоничного развития, достаточного восстановления коммуникативной функции языка и успеваемости в общеобразовательной школе. Литература 1. Визель Т.Г. Как вернуть речь. М., 1998 г. 2. Елецкая О.В., Горбачевская Н.Ю. Организация логопедической работы в школе. -М.: "Творческий центр" 2005г. 3. Ефименкова Л.Н. Коррекция устной и письменной речи учащихся начальных классов. М., 1991 г. 4. Каше Г.А, Исправление недостатков произношения, чтения и письма у учащихся. - М.: "Государственное учебно-педагогическое издательство Министерство просвещения РСФСР" 1960 г. 5. Козырева Л.М. Логопедическая программа коррекции лексикограмматического строя речи младших школьников с задержкой психического развития. Ярославль, 2003 г. 6. Лалаева Р.И. Логопедическая работа в коррекционных классах. М., 2001 г. 7. Лалаева Р.И., Венедиктова Л.В. Диагностика и коррекция нарушений чтения и письма у младших школьников. СПб., 2001 г. 8. Логопедия: учебник для студ. дефектологич. фак-овпед. вузов / ред. Л.С. Волкова. - 2-е изд., перераб. и доп. М., 2004 г. 9. Поваляева М.А. Справочник логопеда. - Ростов-на-Дону, «Феникс».2001 г. 10.Пожиленко Е.А. Волшебный мир звуков и слов. – М.,1999 г. 11.Парамонова Л.Г. Предупреждение и устранение дисграфии у детей. Спб., 2001 г. 12.Нищева Н.В. Система коррекционной работы в логопедической группе для детей с ОНР. СПб., 2007 г. 13.Филичёва Т.Б., Чевелева Н.А., Чиркина Г.В. Основы логопедии. М., 1989.г. 14.Фомичёва М.Ф. Воспитание у детей правильного произношения.М.,1983 г. 15.Ястребова А.В. Коррекция нарушений речи у учащихся общеобразовательной школы. М., 1984 г. 8 Календарно-тематическое планирование № п/п Логопедические занятия Личностные УУД: - учебнопознавательный интерес к новому учебному материалу, - ориентация на понимание причин успеха в учебной деятельности. Содержание работы Коммуникативные Познавательные УУД: УУД: - уметь находить - адекватно заданный звук в использовать речевые словах и обозначать средства, его фишкой, - строить - выбирать заданную монологическое букву правильно, высказывание, - писать элементы - использовать речь букв, для регуляции своего - делать звуковой действия. анализ слов, - различать звуки и буквы, слоги и слова, слово и предложение, - выделять части слова, главные и второстепенные члены предложения, - различать части речи, и т.д. Задачи 1. Диагностика устной и письменной речи. Уровень подготовки к школе Выявление недостатков в формировании устной и письменной речи Регулятивные УУД: - оценивание правильности выполнения своих действий, - в сотрудничестве с учителем ставить новые учебные задачи, - осуществлять констатирующий и прогнозирующий контроль, по результату и способу действия, - аргументировать и координировать свою позицию. Виды работ, игры и упражнения Индивидуальная диагностика 9 2. Уточнение речевых возможностей детей. Правила речи. 3. В мире звуков. Звуки окружающего мира. 4. Комплекс общих упражнений для развития артикуляционных органов. Артикуляционная гимнастика. 5. Упражнения для дыхания. Артикуляционная гимнастика. 6. Упражнения для дыхания. Артикуляционная гимнастика. 7. Упражнения для дыхания. Артикуляционная гимнастика. 1. Развитие общих речевых навыков. 2. Знакомство с понятиями физиологическое и речевое дыхание. 3. Знакомство с понятием темп речи. 4. Знакомство с понятием интонационная выразительность. 5. Знакомство с Правилами речи. 1. Развитие общего физического слуха, умения слушать и слышать. 2. Развитие умения различать звуки окружающего мира. Развитие общих речевых навыков. 2. Знакомство с понятиями физиологическое и речевое дыхание. 3. Знакомство с понятием темп речи. 4. Знакомство с понятием интонационная выразительность. 5. Знакомство с Правилами речи. 1. Развитие общего физического слуха, умения слушать и слышать. 2. Развитие умения различать звуки окружающего мира. 1. Игры на развитие дыхания: «Одуванчик», «Бабочки», «Чья птичка дальше улетит» и т.п. 2. «В лесу», «Не разбуди Катю». 3. Скороговорки. 4. «Маша и медведь», «Теремок» (озвучь героев). 5. «Определи с какой интонацией сказана фраза (. ? !)», «Скажи с разной интонацией». 1. «Звуки комнаты», «Звуки улицы», «Звуки кухни» и т.п. 2. «Что звучало?» (предметы), «Кто как голос подает?» (животные), «Звуки природы». 1.Упражнение «Сделать трубочку» 2.Упражнение «Открыть широко рот» 3.Упражнение «Почистить зубы» 1.«Надуй шарик» - Дети надувают щеки и медленно выдыхают, помогая руками 2.«Задуй свечу» - Губы вытянуты трубочкой, идет направленная струя воздуха. 3.«Подуй в окошко (на язычок») - Язык чуть выдвинут вперед и широкий лежит на нижней губе. Посередине образуется желобок. Воздух идет через желобок, прикрытый верхней губой. Развитие общих речевых навыков. Силовая гимнастика: 2. Знакомство с понятиями физиологическое а) упражнения с присоской; и речевое дыхание. б) сильно надувать щеки, по возможности 3. Знакомство с понятием темп речи. удерживая губами воздух в ротовой полости; 4. Знакомство с понятием интонационная в) удерживать губами карандаш, стеклянные выразительность. трубки; при дыхании воздух проходит по обоим 5. Знакомство с Правилами речи. углам рта - сразу или поочередно. 1. Развитие общего физического слуха, Силовая гимнастика: умения слушать и слышать. а) упражнения с присоской; б) сильно надувать щеки, по возможности 10 8. Звуки речи. Дифференциация понятий «речевые» и «неречевые» звуки. Упражнения для дыхания. Артикуляционная гимнастика. Артикуляционная гимнастика. 2. Развитие умения различать звуки окружающего мира. удерживая губами воздух в ротовой полости; в) удерживать губами карандаш, стеклянные трубки; при дыхании воздух проходит по обоим углам рта - сразу или поочередно. 1. Развитие умения различать звуки окружающего мира и звуки речи. 1.«Что звучало?» 2. «Кто сказал?», «Узнай по голосу». 1. Работа с зеркалами и логопедическими профилями. 2. Артикуляционные упражнения. 10. Дыхание. Дыхательная гимнастика. Голосообразование. Голосовая гимнастика. 11. Общая моторика. Речь с движением. 1. Знакомство со строением артикуляционного аппарата. 2. Отработка упражнений общей артикуляционной гимнастики. 1. Тренировка плавного выдоха. Развитие силы и длительности выдоха. 2. Дифференциация ротового и носового вдоха и выдоха. 3. Знакомство с понятиями плавность речи и тембр голоса, модуляция голоса (высота). 4. Знакомство с понятием сила голоса (тише, громче). 1. Развивать общую моторику, чувство ритма, координацию движений. 12. Мелкая моторика. Пальчиковая гимнастика. 1. Развивать общую моторику, чувство ритма, координацию движений. 9. 1. «Задуй свечу», «Футбол», «Кораблики», «Кто дальше?». 2. Упражнения: «Нос - нос», «Нос - рот», «Рот нос», «Рот - рот». 3. Дыхание с задержкой под счет. 4. Дыхательно-голосовые упражнения с модуляцией голоса: «Укачиваем Катю», «В лесу!». 1. Ходьба и маршировка в различных направлениях. Игры с передвижением под музыку. 2. Игры с мячом. 3. Гимнастика мозга: «Кнопки мозга», «Умные движения», «Ленивые восьмерки», «Перекрестные движения» и т.д. 4. «Расскажи стихи руками». 1. Пальчиковая гимнастика. 2. Пальчиковая гимнастика с предметами. 3. Игры и задания с различны-ми предметами (мозаика, шнуровка, счётные палочки, спички, пуговицы, верёвочки, пластилин и т.д.) 11 13. Слуховое восприятие и внимание. Фонематический слух. Вербальная память. 1. Развивать слуховое восприятие, внимание и память. 2. Развивать фонематический слух. 3. Развивать вербальную память. 14. Зрительное восприятие, внимание и память. Логическое мышление. 1. Развивать зрительное восприятие, внимание и память. 2. Развивать логическое мышление. 15. Зрительно-пространственные и временные представления. Зрительно-моторная координация. Графические упражнения. 1. Развивать зрительные, пространственные и временные представления детей. 2. Развивать зрительно-моторную координацию. 3. Развивать графо-моторные навыки детей. 16. Предложение. Слово. 17. Звуки и буквы. 18. Гласные и согласные. 19. Звуко-буквенный анализ и синтез. Слоговой анализ и синтез. Ударение. Речь и предложение. Упражнение в составлении предложений. Предложение и слово. Связь слов в предложении. Дифференциация понятий «слово» «предложение». Грамматическая основа предложения. Развитие звуко-буквенного анализа и синтеза Уточнение акустико-артикуляторных признаков гласных и согласных звуков Развитие звуко-буквенного анализа и синтеза. Слогообразующая роль гласных. Понятие «слог». 20. Согласные. Дифференциация твердых и мягких согласных Развитие звукобуквенного анализа и синтеза. 1. «Отгадай, кто сказал?», «Повтори ритм», «Где позвонили?». 2. «Доскажи словечко», «Рифмы». 3. «Назови слово» (на заданный звук), «Отгадай звук», «Найди место звука в слове». 4. «Запомни и повтори», «Цепочка слов» (3 слова; 6 слов), «Что изменилось?», «Повтори и добавь». 1. «Что изменилось?», «Дорисуй фигуру», «На что похоже?» и т.п. 2. «Запомни и нарисуй» и т.п. 3. Игры и упражнения с сериями картинок, лото и т.п. 1. Рисование бордюров, узоров. 2. Графические диктанты. 3. «Повтори движение» (стоя рядом), «Сделай как я» (стоя напротив). 4. «Круглый год», «Вчера, сегодня, завтра», «Утро, день, вечер, ночь», «Что сначала, что потом» и т.п. 5. «Четыре точки» и другие игры с карандашом. Упражнение в выделении главных слов в предложении. Упражнение в выделении предложений из рассказа. Звуки и буквы. Алфавит. Гласные звуки и буквы. Согласные звуки и буквы. Упражнения: понятие «слог»; слогообразующая роль гласного; звуко-буквенный анализ и синтез односложных слов (далее различной слоговой структуры) Тренировочные упражнения на различение твердых и мягких согласных. 12 21. Согласные. Дифференциация твердых и мягких согласных 22. Различение звонких-глухих согласных звуков. 23. Различение шипящих – свистящих звуков 24. Различение аффрикат 25. Различение соноров 26. Гласные I и II ряда Твердые и мягкие согласные перед гласными I и II ряда. Первый способ обозначения мягкости. Мягкий знак как способ обозначения мягкости согласных (в конце слов). Второй способ обозначения мягкости. Развитие звукобуквенного анализа и синтеза Уточнение акустико-артикуляторных признаков согласных звуков. Развитие звуко-буквенного анализа и синтеза Уточнение акустикоартикуляторных признаков согласных звуков. Тренировочные упражнения на различение твердых и мягких согласных. Упражнение в различении звуков в слогах, словах, предложениях в устной и письменной речи. Упражнение в различении звуков в слогах, словах, предложениях в устной и письменной речи. Развитие звуко-буквенного анализа и синтеза Уточнение акустико-артикуляторных признаков согласных звуков. Развитие звуко-буквенного анализа и синтеза Уточнение акустикоартикуляторных признаков согласных звуков. Упражнение в различении звуков в слогах, словах, предложениях в устной и письменной речи. Состав слова. Словообразование Формирование навыка словообразования с помощью приставки и суффикса. 27. Словоизменение. Согласование слов 28. Предлоги 29. Дифференциация предлогов и приставок. Формирование навыка словоизменения, согласования различных частей речи по числам, родам, падежам Формирование общего понятия о предлогах и употреблении их в речи. Формирование общего понятие о предлогах, приставках и употреблении их в речи. Тренировочные упражнения в подборе родственных слов и выделении корня и других частей слова. Упражнение в формировании навыка подбора родственных слов, словообразовании Тренировочные упражнения в словоизменении и согласовании. Упражнение в различении звуков в слогах, словах, предложениях в устной и письменной речи. Тренировочные упражнения в выделении и написании е предлогов. Тренировочные упражнения в выделении предлогов и приставок их применение на письме. 13 30. Предложение Формирование смыслового значения слова Усвоение предложения как единицы речи. 31. Текст Обучение письменному ответу на вопросы 32. 33. Итоговая проверочная работа. Диагностика уровня устной и письменной речи. Оценить усвоение пройденных тем Выявление недостатков в формировании устной и письменной речи 34. Диагностика уровня устной и письменной речи. Диагностика уровня устрой и письменной речи. Выявление недостатков в формировании устной и письменной речи Выявление недостатков в формировании устной и письменной речи 35. Упражнение в употреблении образных слов при описании предмета, синонимов, антонимов. Упражнения в выделении главных слов в предложении и постановке вопросов к ним. Упражнение в составлении плана изложения. Упражнение в самостоятельном составлении плана изложения. Проверочный диктант Индивидуальная диагностика Индивидуальная диагностика Индивидуальная диагностика 14 15