Адаптивная физкультура 6 класс

Муниципальное казённое общеобразовательное учреждение
средняя общеобразовательная школа №1 п. Пелым
РАССМОТРЕНО
на педагогическом совете
Протокол № 1 от 27 августа 2024г.

УТВЕРЖДАЮ
Директор МКОУ СОШ №1
__________________ /СмирноваТ.А./
Приказ № 93 от 27 августа 2024г.
Вводится в действие с 01.09.2024г

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА
2024-2025 учебный год
Адаптивная физическая культура
основное общее образование (для обучающихся с УО)
6 класс

I.
Пояснительная записка.
Рабочая программа по предмету «Адаптивная физкультура» предназначена для
учащихся 6 класса с ОВЗ (интеллектуальными нарушениями).
Данная программа разработана на основе следующих нормативных документов:

Федеральный закон от 29 декабря 2012 № 273-ФЗ «Об образовании в
Российской Федерации»;

Приказ Минобрнауки России от 19 декабря 2014 года № 1599 «Об
утверждении федерального государственного образовательного стандарта образования
обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями)»,
зарегистрированного в Минюсте РФ 03.02.2015 года;

Приказ Министерства просвещения РФ от 24 ноября 2022г. № 1026 «Об
утверждении федеральной адаптированной основной общеобразовательной
программы обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными
нарушениями)»;

Постановление Главного государственного санитарного врача Российской
Федерации от 28.09.2020 № 28 «Об утверждении санитарных правил СП 2.4. 3648-20
«Санитарно-эпидемиологические требования к организациям воспитания и обучения,
отдыха и оздоровления детей и молодежи» (Зарегистрирован 18.12.2020 № 61573);

Цели и задачи программы
Программа «Адаптивная физкультура» направлена на коррекцию физического
развития детей с умственной отсталостью(интеллектуальными нарушениями),
реабилитацию двигательных функций организма.
Цель программы:
2

-Развитие физических качеств и способностей, совершенствование функциональных
возможностей организма, укрепление индивидуального здоровья.
Задачи программы
Образовательные задачи:
1. Освоение системы знаний, необходимой для сознательного освоения
двигательных умений и навыков.
2. Формирование и развитие жизненно необходимых двигательных умений и
навыков.
3. Обучение технике правильного выполнения физических упражнений.
4. Формирование навыка ориентировки в схеме собственного тела, в
пространстве.
Развивающие задачи:
1.
Развитие двигательных качеств (быстроты, ловкости, гибкости,
выносливости, точности движений, мышечной силы, двигательной реакции).
2.
Формирование и совершенствование двигательных навыков прикладного
характера.
3.
Развитие пространственно-временной дифференцировки.
4.
Обогащение словарного запаса.
Оздоровительные и коррекционные задачи:
1.
Укрепление и сохранение здоровья, закаливание организма учащихся.
2.
Активизация защитных сил организма ребёнка.
3.
Повышение физиологической активности органов и систем организма.
4.
Укрепление и развитие сердечно-сосудистой и дыхательной систем.
5.
Коррекция нарушений опорно-двигательного аппарата (нарушение осанки,
сколиозы, плоскостопия).
6.
Коррекция и компенсация нарушений психомоторики (преодоление
страха, замкнутого пространства, высоты, нарушение координации движений,
завышение или занижение самооценки).
7.
Коррекция и развитие общей и мелкой моторики.
8.
Обеспечение условий для профилактики возникновения вторичных
отклонений в состоянии здоровья школьников.
Воспитательные задачи:
1.
Воспитание в детях чувства внутренней свободы, уверенности в себе,
своих силах и возможностях.
2.
Воспитание нравственных и морально-волевых качеств и навыков
осознанного отношения к самостоятельной деятельности, смелости, настойчивости.
3.
Воспитание
устойчивого
интереса к занятиям физическими
упражнениями.
4.
Формирование у учащихся осознанного отношения к своему здоровью и
мотивации к здоровому образу жизни.
Формы и методы работы
К специфическим принципам работы по программе «Адаптивная физкультура»
относятся:
3

1. Создание мотивации;
2. Согласованность активной работы и отдыха;
3. Непрерывность процесса;
4. Необходимость поощрения;
5. Социальная направленность занятий;
6. Активизации нарушенных функций;
7. Сотрудничество с родителями;
8. Воспитательная работа.
Ожидаемый результат: повышение реабилитационного потенциала детей с
умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) через коррекцию
физического развития. Развитие и поддержание интереса занятиями адаптивной
физкультурой как образа жизни.
В ходе реализации программы оценивается уровень физического развития,
развитие координации движений.
Формами подведения итогов реализации программы являются:
- включенное наблюдение за обучающимися в процессе учебно-тренировочных
занятий;
- проверка выполнения отдельных упражнений;
- выполнение установленных для каждого индивидуально заданий.
Средства, используемые при реализации программы:
1.
физические упражнения;
2.
корригирующие упражнения;
3.
коррекционные подвижные игры, элементы спортивных игр;
4.
материально-технические средства адаптивной физической культуры:
спортивные тренажеры, спортивный инвентарь;
5.
наглядные средства обучения.
Способы организации детей на занятии – фронтальный, поточный,
индивидуальный. На занятиях с детьми, имеющими нарушения зрения, используются
все методы обучения, однако, учитывая особенности восприятия ими учебного
материала, есть некоторые различия в приёмах. Они изменяются в зависимости от
физических возможностей ребёнка, запаса знаний и умений, наличия
предыдущего зрительного и двигательного опыта, навыка пространственной
ориентировки, умения пользоваться остаточным зрением.
Остановимся на некоторых из них:
Метод практических упражнений основан на двигательной деятельности
воспитанников. Чтобы совершенствовать у детей с нарушенным зрением
определённые умения и навыки, необходимо многократное повторение изучаемых
движений (больше, чем нормально видящим). Учитывая трудности восприятия
учебного материала, ребёнок с нарушением зрения нуждается в особом подходе в
процессе обучения: в подборе упражнений, которые вызывают доверие, ощущение
безопасности, комфортности и надёжной страховки.
Необходимо выделить следующие направления использования метода
практических упражнений:

выполнение упражнения по частям, изучая каждую фазу движения
отдельно, а затем объединяя их в целое;
4

выполнение движения в облегчённых условиях;

выполнение движения в усложнённых условиях (например, использование
дополнительных отягощений -гантели 0,5кг, сужение площади опоры при
передвижении и т.д.);

использование сопротивлений (упражнения в парах, с резиновыми
амортизаторами и т.д.),

использование ориентиров при передвижении (звуковые, осязательные,
обонятельные и др.),

использование имитационных упражнений,

подражательные упражнения,

использование при ходьбе, беге лидера,

использование страховки, помощи и сопровождения, которые дают
уверенность ребёнку при выполнении движения,

использование изученного движения в сочетании с другими действиями
(например: ведение мяча в движении с последующим броском в цель и др.),

изменение исходных положений для выполнения упражнения (например,
сгибание и разгибание рук в упоре лёжа от гимнастической скамейки или от пола),

изменение внешних условий выполнения упражнений (на повышенной
опоре, на мяче и т.д.),

изменение в процессе выполнения упражнений таких характеристик как
темп, ритм, скорость, направление движения, амплитуда, траектория и т.д.,

изменение эмоционального состояния (бег в эстафетах, в подвижных
играх, выполнение упражнений с речитативами, различным музыкальным
сопровождением и др.)
Метод дистанционного управления (относится к методу слова), он предполагает
управление
действиями
ребёнка
на
расстоянии
посредством
команд;
Метод наглядности занимает особое место, наглядность является одной из
специфических особенностей использования методов обучения в процессе
ознакомления с предметами и действиями.
Метод стимулирования двигательных действий.
Анализ и оценка выполнения движений способствует сознательному
выполнению физических упражнений. Правильность выполнения оценивается путём
наблюдения и указаний, анализа в процессе занятия.
Начинать занятия можно с
любого периода, учитывая индивидуальные особенности детей. Использовать
программу адаптивной физической культуры можно и в других возрастных группах,
меняя дозировку, нагрузку,
подбирая упражнения и игры с учетом
психофизиологических особенностей детей.


Планируемые результаты:
- повышение реабилитационного потенциала через коррекцию физического
развития. Развитие и поддержание интереса занятиями адаптивной физкультурой как
образа жизни.
В ходе реализации программы оценивается уровень физического развития,
развитие координации движений.
Формами подведения итогов реализации программы являются:
- включенное наблюдение за обучающимися в процессе занятий;
5

- проверка выполнения отдельных упражнений;
- выполнение установленных заданий.
Для более успешной и эффективной работы по программе устанавливаются
связи с сотрудниками Центра и родителями. Программа «Адаптивная физкультура»
включает методические рекомендации по ЛФК и разделы образовательной программы
«Общая физическая подготовка», для детей с УО. К специфическим принципам
работы по программе «Адаптивная физкультура» относятся:
1. Создание мотивации;
2. Согласованность активной работы и отдыха;
3. Непрерывность процесса;
4. Необходимость поощрения;
5. Социальная направленность занятий;
6. Активизации нарушенных функций;
7. Сотрудничество с родителями;
8. Воспитательная работа.
Возможные предметные результаты

Физическая подготовка
Ходить держа руки на поясе, на голове, медленно бежать. Ходить с заданием. Бежать в
различном темпе, прыгать. Выполнять движения туловищем. Стоять, передвигаться
на коленях. Выполнять движения руками и головой. Ходить по гимнастической
скамейке, ползать. Выполнять прыжки с продвижением вперед. приседать, перелазить.
Бегать преодолевая препятствия.

Лыжная подготовка
Передвигаться на лыжах ступающим, скользящим шагом
выполнять повороты, подьемы и спуски.

Коррекционные подвижные игры
Соблюдать правила игры
Бросать и ловить мяч
Пинать мяч

6

Содержание программы
Раздел 1. Основы теоретических знаний
Среди теоретических знаний, предлагаемых в программе, можно выделить
вопросы по истории физической культуры и спорта, личной гигиене, основам
организации и проведения самостоятельных занятий физическими упражнениями. В
свою очередь, материал по способам двигательной деятельности предусматривает
обучение школьников элементарным умениям самостоятельно контролировать
физическое развитие и физическую подготовленность, оказывать доврачебную
помощь при легких травмах. Овладение этими умениями соотносится в программе с
освоением
школьниками
соответствующего
содержания
практических
и
теоретических разделов. К формам организации занятий по физической культуре в
начальной школе относятся разнообразные уроки физической культуры,
физкультурно-оздоровительные мероприятия в режиме учебного дня и
самостоятельные занятия физическими упражнениями. Для более качественного
освоения предметного содержания настоящей программы рекомендуется уроки
физической культуры подразделять на три типа: с образовательно-познавательной,
образовательно-предметной и образовательно-тренировочной направленностью.
Раздел. 2. Профилактика заболеваний и травм рук
При утрате нижних конечностей или недостатке из работы, восполняя утрату
подвижности и силы ног, компенсаторно развивается плечевой пояс. В то же время
постоянная опора на руки предрасполагает к заболеваниям и травмам. Они
вызываются
в
большинстве
случаев
мышечным
перенапряжением,
несбалансированностью движений разных групп мышц и потерей их эластичности.
Как известно, любое движение в суставе обязано работе двух противодействующих
групп мышц, называемых мышцами-антагонистами. Например, разгибание локтевого
сустава требует одновременного сокращения трицепса и растяжения бицепса, а
сгибание руки в локте — наоборот. Мышечная несбалансированность как раз и
возникает, когда мышцы-антагонисты развиты не в равной степени. Это ставит под
угрозу целостность суставов и усиливает риск получить другие травмы, в том числе
растяжение сухожилий.
Раздел 3. Дыхательные упражнения
Болезни органов дыхания относят к наиболее частой патологии. При этих
заболеваниях не только развиваются соответствующие изменения в дыхательных
путях и легочной ткани, но и существенным образом изменяется функция дыхания, а
также наблюдаются нарушения деятельности других органов и систем. Всем известно,
что важным средством тренировки дыхательного аппарата являются дыхательные
упражнения. На своих уроках адаптивной физической культуры, чтобы достичь
высокой эффективности и экономичности дыхательного аппарата при выполнении
упражнений, я использую метод управления дыханием. Нужно, чтобы каждая фаза
дыхания (вдох или выдох) строго соответствовала определенной фазе движения.
Задача сложная, но необходимая.
Под специальными навыками понимается:
1умение управлять актами вдоха и выдоха по длительности и скорости их
выполнения, т.е. произвольно удлинять или укорачивать, ускорять или замедлять вдох
и выдох;
2хорошее владение навыком прерывистого дыхания;
7

3умение задерживать дыхание на определенное время;
4умение воспроизводить заданную величину жизненной емкости легких, т.
е. произвольно управлять объемом вдоха и выдоха;
5владение навыками различных типов дыхания - грудным, брюшным или
диафрагмальным и смешанным.
Раздел 4. Упражнения на координацию
Упражнения на координацию позволяют постепенно и всесторонне подойти к
вопросу освоения пространства и умения координировать свои действия в этом
пространстве. А тренировка сознания позволяет подготовить прочную базу для
изучения более сложных комплексов и медитативных упражнений. Кроме
общеоздоровительного эффекта, стимуляции деятельности нервной системы,
сохранения гибкости суставов и укрепления мышц, упражнения на равновесие и
координацию способствуют выработке устойчивости при опоре на малую площадь,
что невозможно без внутреннего спокойствия и сосредоточенности.
Раздел 5. Упражнения на мышцы брюшного пресса
Сильные и хорошо развитые мышцы живота имеют не только эстетическое
значение. Слабые и дряблые мускулы не выдерживают давления внутренних органов,
особенно при натуживании, что приводит к нарушению осанки. На животе легко
откладывается жир, усугубляя все негативные последствия, вызванные слабостью
брюшной стенки. Тренированные же мышцы обеспечивают фиксацию внутренних
органов, правильную осанку, красивый внешний вид, а также способствуют
эффективному выполнению профессиональной деятельности, связанной с
физическими нагрузками.
Раздел 6. Упражнения на гибкость
«Запас гибкости» (а точнее сказать, «резервная растяжимость»), позволяет в
пределах соблюдаемой амплитуды движения свести к минимуму сопротивление
растягиваемых мышц, благодаря чему движения выполняются без излишнего
напряжения, более экономично.
Кроме того, резервная растяжимость служит гарантией против травм.
Физиологическое значение упражнений на растягивание заключается в том, что
при достижении и удержании определенной «растянутой» позы в мышцах
активизируются процессы кровообращения и обмена веществ. Упражнения на
подвижность в суставах позволяют сделать мышцы более эластичными и упругими
(повысить «неметаболическую» силу), увеличивают мобильность суставов.
Это способствует повышению координации движений, увеличивает
работоспособность мышц, улучшает переносимость нагрузок и обеспечивает, как уже
говорилось выше, профилактику травматизма.
Поскольку при растягивающих упражнениях улучшается кровообращение
мышц, данный вид упражнений является эффективным средством, ускоряющим
процессы восстановления после объемных и скоростно-силовых нагрузок, за счет
удаления из организма продуктов метаболического обмена (шлаков).
Раздел 7. Элементы спортивных игр
Необходимо включать в разработку программы адаптивной физической
культуры элементы спортивных игр.
Выполнение элементарных движений:
8

-подачи и передачи мяча в волейболе;
- отбивание мяча кулаком, коленями, здоровой ногой в футболе
- метание мяча на дальность и меткость и др.
Раздел 8. Лыжная подготовка
-Передвигаться на лыжах ступающим, скользящим шагом
-выполнять повороты, подьемы и спуски.

Тематическое планирование
№
раздела
1.
2.
3.
4.
5.
6.
7.
8.

Тема раздела
Основы теоретических знаний
Профилактика заболеваний и травм рук
Лыжная подготовка
Дыхательные упражнения
Упражнения на координацию
Упражнения на мышцы брюшного пресса
Упражнения на гибкость
Элементы спортивных игр

№
Тема занятия
занятия
Техника Безопасности.
1.
Здоровый образ жизни.
2.
Профилактика заболеваний и травм рук Упражнения на
3.
4.

расслабление мускулатуры плечевого пояса. Лазание по
гимнастической стенке.
Профилактика заболеваний и травм рук Упражнения на
9

Количество
часов
2
4
7
4
3
1
3
10

Количество
часов
1
1
1
1

5.
6.
7.
8.
9.
10.
11.
12.
13.
14.
15.
16.
17.
18.
19.
20.
21.
22.
23.
24.
25.
26.
27.
28.
29.
30.
31.
32.
33.
34.

тонизацию плечевого пояса
Профилактика заболеваний и травм рук Упражнения на
активную работу плечевым поясом
Профилактика заболеваний и травм рук Упражнения на
тонизацию и активную работу плечевым поясом
Упражнения на координацию Упражнения на
согласованность работы рук и ног
Упражнения на координацию Упражнения на
согласованность работы рук и ног
Упражнения на координацию Упражнения на
согласованность работы рук и ног
Упражнения на мышцы брюшного пресса
Упражнения на гибкость
Упражнения на гибкость
Упражнения на гибкость
Дыхательные упражнения
Дыхательные упражнения и релаксация
Дыхательные упражнения
Дыхательные упражнения
Лыжная подготовка.
Лыжная подготовка.
Лыжная подготовка .
Лыжная подготовка .
Лыжная подготовка
Лыжная подготовка .
Лыжная подготовка
Выполнение подачи и передачи мяча
Выполнение подачи и передачи мяча.
Отбивание мяча руками, коленями, стопами
Игровые упражнения «Брось – поймай», «Выстрел в небо»
Игровые упражнения с малыми мячами.
игровые упражнения большими мячами.
Подвижные игры с мячом
Подвижные игры
Подвижные игры и эстафеты.
Подвижные игры

Список использованных источников:
10

1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1

1. Возрастная и педагогическая психология / Сост. М.О. Шуаре. - М., 1992.
2. Выготский Л.С. Педагогическая психология. - М., 1991.
3. Загуменнов, Ю.Л. «Инклюзивное образование: создание равных возможностей для
всех учащихся» - Минская школа сегодня. - 2008. - № 6.
4. Левченко И.Ю., Приходько О.Г. Технологии обучения и воспитания детей с
нарушениями опорно-двигательного аппарата. Учебное пособие. Издательство
«ACADEMA», М., 2001.
5. Лечебная физическая культура: Справочник / Под ред. Проф. В.А.Епифанова. М.:
Медицина, 2004.
6. Литош Н.Л., Адаптивная физическая культура: Психолого-педагогическая
характеристика детей с нарушениями в развитии: Учебное пособие. - М.:
СпортАкадемПресс, 2002.
7. Матвеев Л.П., Теория и методика физической культуры: Учеб. Для институтов
физической культуры. — М.: Физкультура и спорт, 1991.
8. Обухова Л.Ф. Возрастная психология. - М., 1991. 22. Педагогика / Под ред. В.А.
Сластёнина. - М., 2002.
9. Потапчук А.А., Матвеев С.В., Дидур М.Д. Лечебная физическая культура в детском
возрасте. Учебно-методическое пособие. – СПб: «Речь» 2007.
10. Практическая психология для преподавателей / Сост. М.К. Тушкина и др. - М.,
1997.
11. Физическая реабилитация. Учебник. Под ред. проф. С.Н. Попова. Издание второе.Ростов-на-Дону: «Феникс», 2004.
12. Фришман И.И. Методика работы педагога дополнительного образования. М., 2001.
Оборудование:
1.
Футбольный мяч
2.
Волейбольный мяч
3.
Гимнастические коврики
4.
Малый мяч
5.
Фитбол (гимнастический мяч)
6.
Гантели (2, 3, 4 кг)
7.
Гриф и блины для штанги, крепления.

11


Наверх
На сайте используются файлы cookie. Продолжая использование сайта, вы соглашаетесь на обработку своих персональных данных. Подробности об обработке ваших данных — в политике конфиденциальности.

Функционал «Мастер заполнения» недоступен с мобильных устройств.
Пожалуйста, воспользуйтесь персональным компьютером для редактирования информации в «Мастере заполнения».