Муниципальное казённое общеобразовательное учреждение средняя общеобразовательная школа №1 п. Пелым РАССМОТРЕНО на педагогическом совете Протокол № 1 от 27 августа 2024г. УТВЕРЖДАЮ Директор МКОУ СОШ №1 __________________ /СмирноваТ.А./ Приказ № 93 от 27 августа 2024г. Вводится в действие с 01.09.2024г РАБОЧАЯ ПРОГРАММА 2024-2025 учебный год Адаптивная физическая культура основное общее образование (для обучающихся с УО) 6 класс I. Пояснительная записка. Рабочая программа по предмету «Адаптивная физкультура» предназначена для учащихся 6 класса с ОВЗ (интеллектуальными нарушениями). Данная программа разработана на основе следующих нормативных документов: Федеральный закон от 29 декабря 2012 № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации»; Приказ Минобрнауки России от 19 декабря 2014 года № 1599 «Об утверждении федерального государственного образовательного стандарта образования обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями)», зарегистрированного в Минюсте РФ 03.02.2015 года; Приказ Министерства просвещения РФ от 24 ноября 2022г. № 1026 «Об утверждении федеральной адаптированной основной общеобразовательной программы обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями)»; Постановление Главного государственного санитарного врача Российской Федерации от 28.09.2020 № 28 «Об утверждении санитарных правил СП 2.4. 3648-20 «Санитарно-эпидемиологические требования к организациям воспитания и обучения, отдыха и оздоровления детей и молодежи» (Зарегистрирован 18.12.2020 № 61573); Цели и задачи программы Программа «Адаптивная физкультура» направлена на коррекцию физического развития детей с умственной отсталостью(интеллектуальными нарушениями), реабилитацию двигательных функций организма. Цель программы: 2 -Развитие физических качеств и способностей, совершенствование функциональных возможностей организма, укрепление индивидуального здоровья. Задачи программы Образовательные задачи: 1. Освоение системы знаний, необходимой для сознательного освоения двигательных умений и навыков. 2. Формирование и развитие жизненно необходимых двигательных умений и навыков. 3. Обучение технике правильного выполнения физических упражнений. 4. Формирование навыка ориентировки в схеме собственного тела, в пространстве. Развивающие задачи: 1. Развитие двигательных качеств (быстроты, ловкости, гибкости, выносливости, точности движений, мышечной силы, двигательной реакции). 2. Формирование и совершенствование двигательных навыков прикладного характера. 3. Развитие пространственно-временной дифференцировки. 4. Обогащение словарного запаса. Оздоровительные и коррекционные задачи: 1. Укрепление и сохранение здоровья, закаливание организма учащихся. 2. Активизация защитных сил организма ребёнка. 3. Повышение физиологической активности органов и систем организма. 4. Укрепление и развитие сердечно-сосудистой и дыхательной систем. 5. Коррекция нарушений опорно-двигательного аппарата (нарушение осанки, сколиозы, плоскостопия). 6. Коррекция и компенсация нарушений психомоторики (преодоление страха, замкнутого пространства, высоты, нарушение координации движений, завышение или занижение самооценки). 7. Коррекция и развитие общей и мелкой моторики. 8. Обеспечение условий для профилактики возникновения вторичных отклонений в состоянии здоровья школьников. Воспитательные задачи: 1. Воспитание в детях чувства внутренней свободы, уверенности в себе, своих силах и возможностях. 2. Воспитание нравственных и морально-волевых качеств и навыков осознанного отношения к самостоятельной деятельности, смелости, настойчивости. 3. Воспитание устойчивого интереса к занятиям физическими упражнениями. 4. Формирование у учащихся осознанного отношения к своему здоровью и мотивации к здоровому образу жизни. Формы и методы работы К специфическим принципам работы по программе «Адаптивная физкультура» относятся: 3 1. Создание мотивации; 2. Согласованность активной работы и отдыха; 3. Непрерывность процесса; 4. Необходимость поощрения; 5. Социальная направленность занятий; 6. Активизации нарушенных функций; 7. Сотрудничество с родителями; 8. Воспитательная работа. Ожидаемый результат: повышение реабилитационного потенциала детей с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) через коррекцию физического развития. Развитие и поддержание интереса занятиями адаптивной физкультурой как образа жизни. В ходе реализации программы оценивается уровень физического развития, развитие координации движений. Формами подведения итогов реализации программы являются: - включенное наблюдение за обучающимися в процессе учебно-тренировочных занятий; - проверка выполнения отдельных упражнений; - выполнение установленных для каждого индивидуально заданий. Средства, используемые при реализации программы: 1. физические упражнения; 2. корригирующие упражнения; 3. коррекционные подвижные игры, элементы спортивных игр; 4. материально-технические средства адаптивной физической культуры: спортивные тренажеры, спортивный инвентарь; 5. наглядные средства обучения. Способы организации детей на занятии – фронтальный, поточный, индивидуальный. На занятиях с детьми, имеющими нарушения зрения, используются все методы обучения, однако, учитывая особенности восприятия ими учебного материала, есть некоторые различия в приёмах. Они изменяются в зависимости от физических возможностей ребёнка, запаса знаний и умений, наличия предыдущего зрительного и двигательного опыта, навыка пространственной ориентировки, умения пользоваться остаточным зрением. Остановимся на некоторых из них: Метод практических упражнений основан на двигательной деятельности воспитанников. Чтобы совершенствовать у детей с нарушенным зрением определённые умения и навыки, необходимо многократное повторение изучаемых движений (больше, чем нормально видящим). Учитывая трудности восприятия учебного материала, ребёнок с нарушением зрения нуждается в особом подходе в процессе обучения: в подборе упражнений, которые вызывают доверие, ощущение безопасности, комфортности и надёжной страховки. Необходимо выделить следующие направления использования метода практических упражнений: выполнение упражнения по частям, изучая каждую фазу движения отдельно, а затем объединяя их в целое; 4 выполнение движения в облегчённых условиях; выполнение движения в усложнённых условиях (например, использование дополнительных отягощений -гантели 0,5кг, сужение площади опоры при передвижении и т.д.); использование сопротивлений (упражнения в парах, с резиновыми амортизаторами и т.д.), использование ориентиров при передвижении (звуковые, осязательные, обонятельные и др.), использование имитационных упражнений, подражательные упражнения, использование при ходьбе, беге лидера, использование страховки, помощи и сопровождения, которые дают уверенность ребёнку при выполнении движения, использование изученного движения в сочетании с другими действиями (например: ведение мяча в движении с последующим броском в цель и др.), изменение исходных положений для выполнения упражнения (например, сгибание и разгибание рук в упоре лёжа от гимнастической скамейки или от пола), изменение внешних условий выполнения упражнений (на повышенной опоре, на мяче и т.д.), изменение в процессе выполнения упражнений таких характеристик как темп, ритм, скорость, направление движения, амплитуда, траектория и т.д., изменение эмоционального состояния (бег в эстафетах, в подвижных играх, выполнение упражнений с речитативами, различным музыкальным сопровождением и др.) Метод дистанционного управления (относится к методу слова), он предполагает управление действиями ребёнка на расстоянии посредством команд; Метод наглядности занимает особое место, наглядность является одной из специфических особенностей использования методов обучения в процессе ознакомления с предметами и действиями. Метод стимулирования двигательных действий. Анализ и оценка выполнения движений способствует сознательному выполнению физических упражнений. Правильность выполнения оценивается путём наблюдения и указаний, анализа в процессе занятия. Начинать занятия можно с любого периода, учитывая индивидуальные особенности детей. Использовать программу адаптивной физической культуры можно и в других возрастных группах, меняя дозировку, нагрузку, подбирая упражнения и игры с учетом психофизиологических особенностей детей. Планируемые результаты: - повышение реабилитационного потенциала через коррекцию физического развития. Развитие и поддержание интереса занятиями адаптивной физкультурой как образа жизни. В ходе реализации программы оценивается уровень физического развития, развитие координации движений. Формами подведения итогов реализации программы являются: - включенное наблюдение за обучающимися в процессе занятий; 5 - проверка выполнения отдельных упражнений; - выполнение установленных заданий. Для более успешной и эффективной работы по программе устанавливаются связи с сотрудниками Центра и родителями. Программа «Адаптивная физкультура» включает методические рекомендации по ЛФК и разделы образовательной программы «Общая физическая подготовка», для детей с УО. К специфическим принципам работы по программе «Адаптивная физкультура» относятся: 1. Создание мотивации; 2. Согласованность активной работы и отдыха; 3. Непрерывность процесса; 4. Необходимость поощрения; 5. Социальная направленность занятий; 6. Активизации нарушенных функций; 7. Сотрудничество с родителями; 8. Воспитательная работа. Возможные предметные результаты Физическая подготовка Ходить держа руки на поясе, на голове, медленно бежать. Ходить с заданием. Бежать в различном темпе, прыгать. Выполнять движения туловищем. Стоять, передвигаться на коленях. Выполнять движения руками и головой. Ходить по гимнастической скамейке, ползать. Выполнять прыжки с продвижением вперед. приседать, перелазить. Бегать преодолевая препятствия. Лыжная подготовка Передвигаться на лыжах ступающим, скользящим шагом выполнять повороты, подьемы и спуски. Коррекционные подвижные игры Соблюдать правила игры Бросать и ловить мяч Пинать мяч 6 Содержание программы Раздел 1. Основы теоретических знаний Среди теоретических знаний, предлагаемых в программе, можно выделить вопросы по истории физической культуры и спорта, личной гигиене, основам организации и проведения самостоятельных занятий физическими упражнениями. В свою очередь, материал по способам двигательной деятельности предусматривает обучение школьников элементарным умениям самостоятельно контролировать физическое развитие и физическую подготовленность, оказывать доврачебную помощь при легких травмах. Овладение этими умениями соотносится в программе с освоением школьниками соответствующего содержания практических и теоретических разделов. К формам организации занятий по физической культуре в начальной школе относятся разнообразные уроки физической культуры, физкультурно-оздоровительные мероприятия в режиме учебного дня и самостоятельные занятия физическими упражнениями. Для более качественного освоения предметного содержания настоящей программы рекомендуется уроки физической культуры подразделять на три типа: с образовательно-познавательной, образовательно-предметной и образовательно-тренировочной направленностью. Раздел. 2. Профилактика заболеваний и травм рук При утрате нижних конечностей или недостатке из работы, восполняя утрату подвижности и силы ног, компенсаторно развивается плечевой пояс. В то же время постоянная опора на руки предрасполагает к заболеваниям и травмам. Они вызываются в большинстве случаев мышечным перенапряжением, несбалансированностью движений разных групп мышц и потерей их эластичности. Как известно, любое движение в суставе обязано работе двух противодействующих групп мышц, называемых мышцами-антагонистами. Например, разгибание локтевого сустава требует одновременного сокращения трицепса и растяжения бицепса, а сгибание руки в локте — наоборот. Мышечная несбалансированность как раз и возникает, когда мышцы-антагонисты развиты не в равной степени. Это ставит под угрозу целостность суставов и усиливает риск получить другие травмы, в том числе растяжение сухожилий. Раздел 3. Дыхательные упражнения Болезни органов дыхания относят к наиболее частой патологии. При этих заболеваниях не только развиваются соответствующие изменения в дыхательных путях и легочной ткани, но и существенным образом изменяется функция дыхания, а также наблюдаются нарушения деятельности других органов и систем. Всем известно, что важным средством тренировки дыхательного аппарата являются дыхательные упражнения. На своих уроках адаптивной физической культуры, чтобы достичь высокой эффективности и экономичности дыхательного аппарата при выполнении упражнений, я использую метод управления дыханием. Нужно, чтобы каждая фаза дыхания (вдох или выдох) строго соответствовала определенной фазе движения. Задача сложная, но необходимая. Под специальными навыками понимается: 1умение управлять актами вдоха и выдоха по длительности и скорости их выполнения, т.е. произвольно удлинять или укорачивать, ускорять или замедлять вдох и выдох; 2хорошее владение навыком прерывистого дыхания; 7 3умение задерживать дыхание на определенное время; 4умение воспроизводить заданную величину жизненной емкости легких, т. е. произвольно управлять объемом вдоха и выдоха; 5владение навыками различных типов дыхания - грудным, брюшным или диафрагмальным и смешанным. Раздел 4. Упражнения на координацию Упражнения на координацию позволяют постепенно и всесторонне подойти к вопросу освоения пространства и умения координировать свои действия в этом пространстве. А тренировка сознания позволяет подготовить прочную базу для изучения более сложных комплексов и медитативных упражнений. Кроме общеоздоровительного эффекта, стимуляции деятельности нервной системы, сохранения гибкости суставов и укрепления мышц, упражнения на равновесие и координацию способствуют выработке устойчивости при опоре на малую площадь, что невозможно без внутреннего спокойствия и сосредоточенности. Раздел 5. Упражнения на мышцы брюшного пресса Сильные и хорошо развитые мышцы живота имеют не только эстетическое значение. Слабые и дряблые мускулы не выдерживают давления внутренних органов, особенно при натуживании, что приводит к нарушению осанки. На животе легко откладывается жир, усугубляя все негативные последствия, вызванные слабостью брюшной стенки. Тренированные же мышцы обеспечивают фиксацию внутренних органов, правильную осанку, красивый внешний вид, а также способствуют эффективному выполнению профессиональной деятельности, связанной с физическими нагрузками. Раздел 6. Упражнения на гибкость «Запас гибкости» (а точнее сказать, «резервная растяжимость»), позволяет в пределах соблюдаемой амплитуды движения свести к минимуму сопротивление растягиваемых мышц, благодаря чему движения выполняются без излишнего напряжения, более экономично. Кроме того, резервная растяжимость служит гарантией против травм. Физиологическое значение упражнений на растягивание заключается в том, что при достижении и удержании определенной «растянутой» позы в мышцах активизируются процессы кровообращения и обмена веществ. Упражнения на подвижность в суставах позволяют сделать мышцы более эластичными и упругими (повысить «неметаболическую» силу), увеличивают мобильность суставов. Это способствует повышению координации движений, увеличивает работоспособность мышц, улучшает переносимость нагрузок и обеспечивает, как уже говорилось выше, профилактику травматизма. Поскольку при растягивающих упражнениях улучшается кровообращение мышц, данный вид упражнений является эффективным средством, ускоряющим процессы восстановления после объемных и скоростно-силовых нагрузок, за счет удаления из организма продуктов метаболического обмена (шлаков). Раздел 7. Элементы спортивных игр Необходимо включать в разработку программы адаптивной физической культуры элементы спортивных игр. Выполнение элементарных движений: 8 -подачи и передачи мяча в волейболе; - отбивание мяча кулаком, коленями, здоровой ногой в футболе - метание мяча на дальность и меткость и др. Раздел 8. Лыжная подготовка -Передвигаться на лыжах ступающим, скользящим шагом -выполнять повороты, подьемы и спуски. Тематическое планирование № раздела 1. 2. 3. 4. 5. 6. 7. 8. Тема раздела Основы теоретических знаний Профилактика заболеваний и травм рук Лыжная подготовка Дыхательные упражнения Упражнения на координацию Упражнения на мышцы брюшного пресса Упражнения на гибкость Элементы спортивных игр № Тема занятия занятия Техника Безопасности. 1. Здоровый образ жизни. 2. Профилактика заболеваний и травм рук Упражнения на 3. 4. расслабление мускулатуры плечевого пояса. Лазание по гимнастической стенке. Профилактика заболеваний и травм рук Упражнения на 9 Количество часов 2 4 7 4 3 1 3 10 Количество часов 1 1 1 1 5. 6. 7. 8. 9. 10. 11. 12. 13. 14. 15. 16. 17. 18. 19. 20. 21. 22. 23. 24. 25. 26. 27. 28. 29. 30. 31. 32. 33. 34. тонизацию плечевого пояса Профилактика заболеваний и травм рук Упражнения на активную работу плечевым поясом Профилактика заболеваний и травм рук Упражнения на тонизацию и активную работу плечевым поясом Упражнения на координацию Упражнения на согласованность работы рук и ног Упражнения на координацию Упражнения на согласованность работы рук и ног Упражнения на координацию Упражнения на согласованность работы рук и ног Упражнения на мышцы брюшного пресса Упражнения на гибкость Упражнения на гибкость Упражнения на гибкость Дыхательные упражнения Дыхательные упражнения и релаксация Дыхательные упражнения Дыхательные упражнения Лыжная подготовка. Лыжная подготовка. Лыжная подготовка . Лыжная подготовка . Лыжная подготовка Лыжная подготовка . Лыжная подготовка Выполнение подачи и передачи мяча Выполнение подачи и передачи мяча. Отбивание мяча руками, коленями, стопами Игровые упражнения «Брось – поймай», «Выстрел в небо» Игровые упражнения с малыми мячами. игровые упражнения большими мячами. Подвижные игры с мячом Подвижные игры Подвижные игры и эстафеты. Подвижные игры Список использованных источников: 10 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1. Возрастная и педагогическая психология / Сост. М.О. Шуаре. - М., 1992. 2. Выготский Л.С. Педагогическая психология. - М., 1991. 3. Загуменнов, Ю.Л. «Инклюзивное образование: создание равных возможностей для всех учащихся» - Минская школа сегодня. - 2008. - № 6. 4. Левченко И.Ю., Приходько О.Г. Технологии обучения и воспитания детей с нарушениями опорно-двигательного аппарата. Учебное пособие. Издательство «ACADEMA», М., 2001. 5. Лечебная физическая культура: Справочник / Под ред. Проф. В.А.Епифанова. М.: Медицина, 2004. 6. Литош Н.Л., Адаптивная физическая культура: Психолого-педагогическая характеристика детей с нарушениями в развитии: Учебное пособие. - М.: СпортАкадемПресс, 2002. 7. Матвеев Л.П., Теория и методика физической культуры: Учеб. Для институтов физической культуры. — М.: Физкультура и спорт, 1991. 8. Обухова Л.Ф. Возрастная психология. - М., 1991. 22. Педагогика / Под ред. В.А. Сластёнина. - М., 2002. 9. Потапчук А.А., Матвеев С.В., Дидур М.Д. Лечебная физическая культура в детском возрасте. Учебно-методическое пособие. – СПб: «Речь» 2007. 10. Практическая психология для преподавателей / Сост. М.К. Тушкина и др. - М., 1997. 11. Физическая реабилитация. Учебник. Под ред. проф. С.Н. Попова. Издание второе.Ростов-на-Дону: «Феникс», 2004. 12. Фришман И.И. Методика работы педагога дополнительного образования. М., 2001. Оборудование: 1. Футбольный мяч 2. Волейбольный мяч 3. Гимнастические коврики 4. Малый мяч 5. Фитбол (гимнастический мяч) 6. Гантели (2, 3, 4 кг) 7. Гриф и блины для штанги, крепления. 11