Муниципальное казённое общеобразовательное учреждение средняя общеобразовательная школа №1 п. Пелым РАССМОТРЕНО на педагогическом совете Протокол № 1 от 27 августа 2024г. УТВЕРЖДАЮ Директор МКОУ СОШ №1 __________________ /СмирноваТ.А./ Приказ № 93 от 27 августа 2024г. Вводится в действие с 01.09.2024г РАБОЧАЯ ПРОГРАММА 2024-2025 учебный год Профильный труд основное общее образование (для обучающихся с УО) 6 класс ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА Адаптированная образовательная программа по подготовке младшего обслуживающего персонала в 6 классе разработана на основе: *Федерального закона "Об образовании в Российской Федерации» от 29 декабря 2012 г. № 273-ФЗ; *Приказа Министерства образования и науки РФ от 19 декабря 2014г. № 1599 «Об утверждении федерального государственного образовательного стандарта образования обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями)»; *Федерального перечня учебников, рекомендованных (допущенных) к использованию в образовательном процессе в образовательных учреждениях, реализующих программы общего образования; *Учебные планы специальных (коррекционных) образовательных учреждений для обучающихся, воспитанников с отклонениями в развитии. (Приказ Министерства образования РФ от 10.04.2002 г. №29/2065-п); Подготовка младшего обслуживающего персонала неотъемлемая часть комплексной системы учебно-воспитательной работы в специальной (коррекционной) школе (для детей с ограниченными возможностями здоровья). Уровень изучения программного материала - базовый стандарт. Рабочая программа образования, ориентирована позволяет на усвоение работать без для общетрудового развития обязательного перегрузок, обучающихся с ОВЗ, минимума создавать условия совершенствовать возможности и способности каждого ученика разного уровня обучения и интереса к сельскохозяйственному труду. Одной из позиций оценки качества образования является оценка индивидуальных достижений обучающихся. Но у всех обучающихся разные возможности, склонности, потребности, поэтому у каждого ученика должен быть и индивидуальный образовательный маршрут, который может меняться в зависимости от динамики возникающих образовательных программ и в зависимости от развития психических процессов школьника. Образовательные программы, государственные стандарты и контрольные материалы по предметам позволяют учителю спланировать результаты обучения. Но для того чтобы планомерно управлять учебными действиями ученика, учителю необходимы и знания об индивидуальных особенностях ученика. Такие знания позволят не только увидеть стартовые возможности школьника, но и грамотно выстроить индивидуальный образовательный маршрут каждого ученика. Без этих знаний невозможно и личностноориентированное обучение. Поэтому реализация индивидуальных образовательных маршрутов требует особо подготовленного педагога, имеющего интегративные психолого-педагогические знания. Особое значение приобретает знание педагогом механизмов протекания основных психических процессов (восприятие, внимание, память, мышление) у школьника. Только такие знания позволят не только диагностировать уровень их развития на разных этапах образовательного маршрута, но скорректировать его траекторию, целенаправленно осуществлять развитие учащегося. Содержание учебного материала, темп обучения, требования к результатам обучения, для некоторых детей оказываются непосильными. Отсутствие у отстающих учащихся минимального знаний, несформированность приемов учебной фонда деятельности, основных операций мышления не позволяют им активно включаться в учебный процесс, а также формируют у них негативное отношение к учебе. Поэтому традиционная программа по сельскохозяйственному труду для коррекционных школ была пересмотрена таким образом, чтобы обучение сельскохозяйственному труду осуществлялось на доступном уровне для такой категории школьников. Основное общее образование в современных условиях призвано обеспечить социальную адаптацию обучающихся на основе приобретения ими опыта в сфере учения, познания, профессионально-трудового выбора, личностного развития, ценностных ориентаций. В программе уделяется внимание развитию у школьников доброжелательности, честности, тактичности, терпения. Цель курса - формирование умений и компетенций для практической работы по группе занятий «неквалифицированные рабочие». Основной задачей курса является целенаправленная подготовка к взрослой жизни, снижению уровня опеки со стороны близких и окружающих подростка людей, а также формирования максимально возможного уровня самостоятельности, обеспечение возможности трудоустройства. Цель предмета: подготовка учащихся к профессиям обслуживающего персонала, основным содержанием которых является дворник, рабочий по комплексной уборке и содержанию домовладений с прилегающими территориями, уборщик, домашняя прислуга, уборщик квартир, помощник в ведении домашнего хозяйства, прачка, гладильщица, полотер, служебных производственных помещений, уборщик мусора, уборщик младший медицинский персонал и др. Задачи предмета: научить выполнять определённые программой виды работ по алгоритму; сформировать навыки безопасного поведения при работе с устройствами, механизмами, химическими средствами; сформировать элементарные коммуникативные навыки, обеспечивающие возможность работы в небольшом коллективе; обеспечить получение опыта деятельности; передать технологию выбора моющих средств в зависимости от материала и вида работ; передать технологию выбора алгоритма в зависимости от вида работ. Программа по подготовке младшего обслуживающего персонала определяет содержание предмета и последовательность его прохождения по годам, учитывает особенности познавательной деятельности детей, обучающихся по АОП. Она способствует социальной адаптации учащихся, которые в силу особенностей своих дефектов не могут заниматься производительным трудом. Занятия по труду предполагают коррекцию личности умственно отсталого ребёнка, практическую подготовку к самостоятельной жизни и труду; формирование знаний, умений и навыков, способствующих обслуживанию себя и других. Учебно-методический комплект «Технология. Подготовка младшего обслуживающего персонала» для 6 класса включает рабочую программу, учебник и рабочую тетрадь, методическое пособие для учителя и обеспечивает достижение требований к результатам освоения основной общеобразовательной программы основного общего развития, направленных на формирование общей культуры, адаптации личности к жизни в обществе, создание основы для осознанного освоения профессиональных образовательных программ. Материал рабочей программы и учебника сгруппирован в модули: Сохранение и поддержка здоровья. Работа на территории Уборка помещений Проверь себя. Объем содержания деятельности модулей младшего определяется обслуживающего логикой персонала освоения и видов освоенностью отдельных функций в 5-9 классах. При выделении самостоятельных модулей программа построена концентрически: знания, осваиваемые в одном разделе, формируют мотивацию для освоения определенных практических навыков, дополняются в других модулях. Это позволяет постепенно усложнять содержание изучаемого материала и закреплять сформированные навыки и умения. Адаптированная программа содержит сведения по технологии работ. Она усилена дифференцированным подходом к обучению, коррекционноразвивающими занятиями, а также технологическими картами. Особенности детей с нарушениями интеллекта затрудняют в овладении общетрудовыми умениями, как ориентировка в деталях, планирование работы и самоконтроль. Поэтому при обучении на уроках даются подробные объяснения заданий, осуществляется практический показ приемов работы и ее рациональной последовательности, предлагаются образцы для подражания. При обучении следует использовать специфические методы: опираться на наглядные примеры, включать в подготовительную деятельность предметные действия, проговаривание вслух, работать с демонстрационными технологическими картами, использовать наглядные средства обучения, дидактический материал, дидактические игры. Особое внимание уделяется повторению учебного материала. Важно приучать учащихся продумывать план предстоящей работы, оценивать выполненную работу на уроке. Необходимо правильно организовать предварительную ориентировку в задании и планирование с опорой на наглядное пособие, инструкционную или технологическую карту. Работа по развитию речи осуществляется при планировании работы, устном отчёте о выполненной работе. Для контроля знаний, умений и навыков Используются тесты, кроссворды, опорные таблицы – алгоритмы, операционные карты, самостоятельные, контрольные работы, фронтальный опрос. Так же со стороны учителя ведется наблюдение за поведением и эмоциональным состоянием учащихся; непосредственный контроль правильности выполнения алгоритма действий в практической деятельности учащихся; проведение устного опроса для развития диалогической речи. Обязательным при обучении является изучение правил техники безопасности при работе на всех рабочих местах и строгое их соблюдение Основные направления коррекционной работы: развитие зрительного восприятия и узнавания; развитие пространственных представлений и ориентации; развитие основных мыслительных операций; развитие наглядно-образного и словесно-логического мышления; коррекция нарушений эмоционально-личностной сферы; обогащение словаря; коррекция индивидуальных пробелов в знаниях, умениях, навыках. Основные типы учебных занятий: урок изучения нового учебного материала; урок закрепления и применения знаний; урок обобщающего повторения и систематизации знаний; урок контроля знаний и умений. комбинированный урок. Формы организации учебного процесса: индивидуальные, групповые, индивидуально-групповые, фронтальные. практические занятия; тренинг; консультация; дидактические и игры игровые разминки. Формы контроля: текущий и итоговый. Проводится в форме контрольных работ, рассчитанных на 40 минут, тестов и самостоятельных работ на 15 – 20 минут с дифференцированным оцениванием. Текущий контроль проводится с целью проверки усвоения изучаемого и проверяемого программного материала; содержание определяются учителем с учетом степени сложности изучаемого материала, а также особенностей обучающихся класса. Итоговые контрольные работы проводятся: - после изучения наиболее значимых тем программы, - в конце учебной четверти ОПИСАНИЕ МЕСТА УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА, КУРСА В УЧЕБНОМ ПЛАНЕ В соответствии с учебным планом адаптированная рабочая программа по подготовке младшего обслуживающего персонала в 6 классе рассчитана на 34 часа в год (1час в неделю). СОДЕРЖАНИЕ УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА И ЕГО ПЛАНИРУЕМЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ Сохранение и поддержка здоровья. (1ч) Красота – это проявление здорового образа жизни.Формулирование и соблюдение правил красоты. Значение и соблюдение правил личной гигиены. Работа на территории (18ч) Декоративные растения Виды цветников Регулярные цветники Сезонные работы в цветнике Меры борьбы с сорняками Уборка помещений. (14) Виды зданий Устройство жилых помещений Уход за мебелью Уход за бытовой электроникой Ежедневная уборка помещений Проверь себя (1ч) ЛИЧНОСТНЫЕ И ПРЕДМЕТНЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ ОСВОЕНИЯ ПРЕДМЕТА Изучение подготовки младшего обслуживающего персонала по данной программе способствует личностных, метапредметных, соответствующих формированию предметных требованиям у результатов федерального учащихся обучения, государственного образовательного стандарта ОВЗ. По окончании курса подготовки младшего обслуживающего персонала в 6 классе у учащихся должны быть сформированы следующие результаты: Личностные результаты: Соблюдение социально–бытовых умений в повседневной жизни; Развитие трудолюбия и ответственности за качество своей деятельности; осознание необходимости общественно полезного труда как условия безопасной и эффективной социализации; Бережное отношение к природным и хозяйственным ресурсам, времени Готовность к рациональному ведению домашнего хозяйства; Проявление технико-технологического и экономического мышления при организации своей деятельности; Способность и готовность к общению и сотрудничеству со сверстниками и взрослыми в процессе образовательной, общественно-полезной, учебноисследовательской, творческой деятельности; Способность и готовность к принятию ценностей здорового образа жизни за счет знания основных гигиенических, эргономических и технических условий безопасной эксплуатации оборудования. Предметные результаты: Освоенный обучающимися в ходе изучения предмета подготовка младшего обслуживающего персонала опыт по получению нового знания, его преобразованию и применению. Метапредметные результаты: Владение основ таких социально ценных личностных и нравственных качеств, как трудолюбие, организованность, добросовестное и ответственное отношение к делу, инициативность, любознательность, потребность помогать другим, уважение к чужому труду и результатам труда, культурному наследию; Владение начальными формами познавательных учебных действий: наблюдения, сравнения, анализа, классификации, обобщения; Получение первоначального опыта организации самостоятельной практической деятельности на основе сформированных регулятивных универсальных учебных действий: планирования предстоящего практического действия, отбора оптимальных способов деятельности, осуществления контроля и коррекции результатов действий; умение искать необходимую печатную и электронную информацию. Календарно-тематическое планирование Тема 1. Красота – это здоровье. 2. Декоративные растения 3. Травянистые цветковые растения 4. Виды цветников 5. Регулярные цветники 6. Как сделать клумбу 7. Глубокая перекопка почвы 8. Подготовка семян к посеву в грунт 9. Весенний посев семян в грунт Дата 10. Посев однолетников поздней осенью и в начале зимы 11. Высадка рассады однолетников в цветник 12. Уход за цветником летом 13. Меры борьбы с сорняками. Какие бывают сорняки. 14. Гербициды – средства от сорняков. 15. Определитель сорняков. 16. Регулярные цветники. Бордюр .Рабатка. 17. Ландшафтные цветники. Миксбордер. Альпийская горка. 18. Рокарий.Рутарий. 19. Каменная клумба зимой. 20. Виды зданий 21. Устройство жилых помещений. 22. Санитарные требования к жилым помещениям. 23. Из чего делают мебель 24. Рациональное использование салфетки. 25. Протирка мебели разными покрытиями. 26. Из чего состоит пылесос 27. Чистка мягкой мебели. 28. Уход за бытовой электроникой. 29. Поддержание порядка в жилом помещении. 30. Ежедневная уборка жилого помещения. 31. Ежедневная уборка служебного помещения. 32. Ежедневная уборка лестничных клеток. 33. Режимы уборки лестничных клеток. 34. Проверь себя. ОПИСАНИЕ УЧЕБНО-МЕТОДИЧЕСКОГО И МАТЕРИАЛЬНО ТЕХНИЧЕСКОГО ОБЕСПЕЧЕНИЯ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО ПРОЦЕССА Программа обеспечивается УМК: Демострационные пособия Компьютерные программы и пособия, презентации к темам урока таблицы, карточки, ребусы, гербарии, микроскоп. Учебные пособия для обучающихся и учителя: *Учебник « Подготовка младшего обслуживающего персонала» учебник для 6 класса для уч-ся с ОВЗ, обуч. По АОП /А.Г.Галле, Е.Ю. Головинская Современные образовательные технологии Самара 2020г., *методическое пособие для учителя к учебно- методическому комплекту для обуч. С ОВЗ Подготвка младшего обслуживающего персонала/ Е.Ю. Головинская. Используемая методическая литература: Основная литература: Программы специальных (коррекционных) образовательных учреждений VIII вида: 5-9 кл.: В 2 сб./Под ред. В.В. Воронковой.- М.: Гуманитар.изд.центр ВЛАДОС, 2011 Технология. Подготовка младшего обслуживающего персонала: Учебник для 6 класса для обучающихся с ОВЗ, обучающихся по адаптированным основным общеобразовательным программам/ Галле А.Г., Головинская Е.Ю.Самара: Современные образовательные технологии, М.: Русское слово – учебник, 2020. Интернет-ресурсы 1. Федеральный портал Российское образование: http://www.edu.ru/ 2. Российский общеобразовательный портал: http://www.school.edu.ru/ 3. Министерство образования и науки РФ: http://www.mon.gov.ru 4. Федеральное агентство по образованию РФ": http://www.ed.gov.ru 5. Российская Государственная Библиотека: http://www.rsl.ru 6. Государственная публичная научно-техническая библиотека: http://www.gpntb.ru 7. Государственная научная педагогическая библиотека им. К.Д. Ушинского: http://www.gnpbu.ru 8. Дизайн как стиль жизни: история, теория, практика дизайна: www.rosdesign.ru 9. Ландшафтный дизайн: www.myhouse.ru 10. Электронный ресурс по трудовому обучению http://www.lobzik.pri.ee/modules/news/ 11. Интернет-журнал «Девчонки-мальчишки. Школа ремесел»: http://www.dm-magazine.ru/