Муниципальное казённое общеобразовательное учреждение средняя общеобразовательная школа №1 п. Пелым РАССМОТРЕНО на педагогическом совете Протокол № 1 от 27 августа 2024г. УТВЕРЖДАЮ Директор МКОУ СОШ №1 __________________ /СмирноваТ.А./ Приказ № 93 от 27 августа 2024г. Вводится в действие с 01.09.2024г РАБОЧАЯ ПРОГРАММА 2024-2025 учебный год Русский язык основное общее образование (для обучающихся с УО) 6 класс Рабочая программа «Русский язык» разработана на основе: 1. Федерального государственного образовательного стандарта образования обучающихся с интеллектуальными нарушениями. 2. Учебника Русский язык. 6 класс: учеб. для общеобразоват. организаций, реализующих адапт. основные общеобразоват. программ / Э.В. Якубовская, Н.Г. Галунчикова. -5-е изд.-М.: Просвещение, 2022. -239 с.: ил. Изучение русского языка в старших классах имеет своей целью развитие коммуникативно-речевых навыков и коррекцию недостатков мыслительной деятельности. Достижение поставленной цели обеспечивается решением следующих задач: ― расширение представлений о языке как важнейшем средстве человеческого общения; ― ознакомление с некоторыми грамматическими понятиями и формирование на этой основе грамматических знаний и умений; ― использование усвоенных грамматико-орфографических знаний и умений для решения практических (коммуникативно-речевых) задач; ― совершенствование навыка полноценного чтения как основы понимания художественного и научно-познавательного текстов; ― развитие навыков речевого общения на материале доступных для понимания художественных и научно-познавательных текстов; ― развитие положительных качеств и свойств личности. Планируемые результаты освоения учебного предмета Личностные результаты: Осознание языка как основного средства человеческого общения. Восприятие русского языка как явления национальной культуры. Понимание того, что правильная устная и письменная речь есть показатели индивидуальной культуры человека. Способность к самооценке на основе наблюдения за собственной речью. Формирование речевых умений и навыков, для обеспечения речевой деятельности на родном языке. Расширение активного и пассивного словарного запаса обучающихся. Предметные результаты: Регулятивные УД Определять цель деятельности на уроке с помощью учителя и самостоятельно. Учиться обнаруживать и формулировать учебную проблему совместно с учителем. умение использовать язык с целью поиска необходимой информации в различных источниках для решения учебных задач; Учиться планировать учебную деятельность на уроке. Высказывать свою версию, пытаться предлагать способ её проверки (на основе продуктивных заданий в учебнике). Самостоятельно формулировать задание при работе с учебником и рабочей тетрадью: определять его цель, планировать алгоритм его выполнения, корректировать работу по ходу его выполнения, самостоятельно оценивать. Использовать при выполнении заданий различные средства: дополнительную литературу, источники по письму и развитию речи. С помощью учителя давать самооценку своей деятельности. Средством формирования этих действий служит технология проблемного диалога на этапе изучения нового материала. Определять успешность выполнения своего задания в диалоге с учителем. Средством формирования этих действий служит технология оценивания образовательных достижений (учебных успехов). Познавательные УД Ориентироваться в учебнике: планировать свою работу по изучению незнакомого материала. Самостоятельно предполагать, какая дополнительная информация будет нужна для изучения незнакомого материала, отбирать необходимые источники информации среди предложенных учителем словарей, справочников, электронных пособий. Сопоставлять и отбирать информацию, полученную из различных источников (словари, энциклопедии, справочники, электронные диски, сеть Интернет). Самостоятельно делать выводы, перерабатывать информацию, преобразовывать её, представлять информацию сообщений с помощью учителя. Составлять план текста. Уметь передавать содержание в сжатом, выборочном или развёрнутом виде. Добывать новые знания: извлекать информацию, представленную в разных формах: текст, таблица, схема, иллюстрация и др. Коммуникативные УД Донести свою позицию до других: оформлять свою мысль в устной и письменной речи (на уровне одного предложения или небольшого текста). Слушать и понимать речь других. Вступать в диалог на уроке и в жизни. Сотрудничать со сверстниками при выполнении заданий в паре, группе: устанавливать очерёдность действий; осуществлять взаимопроверку; обсуждать совместное решение (предлагать варианты, сравнивать способы вычисления или решения задачи). умение выбирать адекватные языковые средства для успешного решения коммуникативных задач (диалог, устные монологические высказывания, письменные тексты) с учетом особенностей разных видов речи и ситуаций общения; Средством формирования этих действий служит технология проблемного диалога (побуждающий и подводящий диалог) и технология продуктивного чтения. Совместно договариваться о правилах общения и следовать им. Учиться выполнять различные роли при работе в группе (лидера, исполнителя, критика). Средством формирования этих действий служит работа в малых группах (в методических рекомендациях дан такой вариант проведения уроков). Основные требования к умениям учащихся: (достаточный) (минимальный) - писать под диктовку текст с изученными - знать буквы, обозначать звуки буквами; орфограммами; - списывать с печатного и рукописного текстов пользоваться школьным отдельные слова; орфографическим словарём; - записывать по памяти отдельные короткие - решать орфографические задачи, слова (из 2-4 букв) и некоторые слова из опираясь на схему; словаря; - называть и различать части речи; - участвовать в подборе слов к предметным - принимать участие в составлении плана картинкам; и отборе речевого материала для создания - находить начало и конец предложения текста; (большая буква в начале и точка в конце); - оформлять деловые бумаги с опорой на - участвовать в коллективном обсуждении образец (под руководством учителя). содержания текста упражнений, подборе заголовка к тексту; - записывать по памяти своё имя, фамилию и отчество, а также домашний адрес. В Федеральном компоненте государственного стандарта учебный предмет «Русский язык» обозначен как самостоятельный предмет. На его изучение в 6 классе отведено 68 часов, 2 часа в неделю, 34 учебные недели. Содержание учебного предмета № Наименование разделов Количество Содержание разделов и тем п/п и тем часов 1 Раздел 1. 5 - звуки и буквы; Повторение. Звуки и буквы. - звуки гласные и согласные; Текст. - согласные твердые и мягкие; - гласные ударные и безударные; - алфавит; 2 Предложение. Текст. 5 -деление текста на предложения; -главные и второстепенные члены; -нераспространённые и распространенные предложения 3 Раздел 3. 15 - корень, приставка, суффикс, окончание; Состав слова. Текст. - безударные гласные в корне; - звонкие и глухие согласные в корне; 4 Раздел 4. 35 - понятие о частях речи; Части речи. Текст. - имя существительное; - имя прилагательное; - глагол; 5 Раздел 5. 5 - главные и второстепенные члены предложения. Предложение. Текст. - предложения распространенные и нераспространенные. - однородные члены предложения. - обращение 6 Раздел 6. 3 - состав слова; Повторение. - части речи; - предложение; Календарно – тематическое планирование по русскому языку 6 класс №тема Дата 1. 2. 3. 4. 5. 6. Инструктаж по т/б. Звуки и буквы. Текст. Гласные и согласные. Их различение. Безударные гласные в словах. Сомнительные звонкие и глухие согласные в словах. Сомнительные гласные и согласные в словах. Текст. Части текста. Красная строка. Непроверяемые гласные и согласные в словах Звуки и буквы. Закрепление знаний по теме. Урок повторения Р.Р.Составление предложений о природе Деление текста на предложение Выделение главных и второстепенных членов 7. 8. 9. 10. 11. 12. 13. 14. 15. 16. 17. 18. 19. 20. 21. 22. 23. 24. 25. предложения Нераспространённые и распространённые предложения. Текст. Расположение частей текста в соответствии с данным планом. Распространение предложений с помощью рисунков Распространение предложений с помощью вопросов Однородные члены предложения. Предложение. Закрепление знаний по теме. Контрольная работа по теме «Повторение» (диктант) Р.Р. Составление описания предмета Корень и однокоренные слова. Окончание как изменяемая часть слова. Образование смысловой связи между словами с помощью окончаний. Приставка как часть слова. Изменение значения слова в зависимости от приставки. Суффикс как часть слова. Разбор слов по составу. Правописание безударных гласных в корне. Написание гласных в корне однокоренных слов. Проверяемые и проверочные слова. Проверка безударных гласных в корне Правописание звонких и глухих согласных в корне. Написание согласных в корне однокоренных слов. Проверяемые и проверочные слова. Проверка парных звонких и глухих согласных в корне. Правописание безударных гласных и сомнительных согласных в корне. Повторение. Контрольная работа по теме «Состав слова» (Подбор проверочных слов, разбор слов по составу) Р.Р. Изложение Приставка и предлог. Различение приставки и предлога. Наблюдение за правописанием гласных в приставках. Правописание гласных в приставках. Правописание безударных гласных в корне и приставке. Текст. Деление текста на части по данному плану. Наблюдение за правописанием согласных в приставках. Правописание приставок на согласную. Разделительный ъ в словах с приставками. Различение написаний слов с разделительными твёрдым знаком и без него. Состав слова. Закрепление знаний. Повторение Контрольная работа (контрольное списывание с заданиями) Р.Р. Рассказ на основе картины. 26. 27. 28. 29. 30. 31. 32. 33. 34. 35. 36. 37. 38. 39. 40. 41. 42. 43. 44. 45. Существительное, прилагательное, глагол. Различение существительных, прилагательных и глаголов в предложении. Имя существительное. Значение существительных в речи. Существительные, обозначающие явления природы Существительные, называющие один и тот же предмет по-разному. Существительные, противоположные по значению. Различение существительных по родам. Изменение существительных по числам. Существительные собственные и нарицательные. Большая буква в именах собственных. Кавычки в именах собственных. Различение написаний существительных собственных и нарицательных. Имя существительное. Закрепление знаний. Повторение Контрольная работа (диктант) Работа над ошибками Р.Р. Изложение Изменение существительных по падежам. Понятие о склонении. Определение падежей существительных по вопросам Именительный падеж - кто? что? Родительный падеж - кого? чего? Дательный падеж - кому? чему? Винительный падеж - кого? что? Творительный падеж - кем? чем? Предложный падеж - о ком? о чём? Текст. Подтверждение основной мысли текста дополнительными фактами. Понятие о начальной форме. Урок освоения новых знаний Постановка существительных в начальную форму. Изменение существительных по падежам. Закрепление полученных знаний. Повторение Контрольная работа (списывание с заданиями) Р.Р. Составление рассказа по картине Значение прилагательных в речи. Описание явлений природы с помощью прилагательных. Описание человека, животных с помощью прилагательных. Прилагательные, противоположные по значению. Изменение имен прилагательных по родам. Окончания имен прилагательных мужского рода. Окончания имен прилагательных женского рода Окончания имен прилагательных среднего рода. Определение родовых окончаний прилагательных Изменение прилагательных по числам 46. 47. 48. 49. 50. 51. 52. 53. 54. 55. 56. 57. 58. 59. 60. 61. 62. 63. Род и число прилагательных. Закрепление полученных знаний. Понятие о склонении прилагательных. Постановка вопросов к прилагательным в косвенных падежах. Именительный падеж имен прилагательных мужского и среднего рода Родительный падеж имен прилагательных мужского и среднего рода Дательный падеж имен прилагательных мужского и среднего рода Винительный падеж имён прилагательных мужского и среднего рода Творительный падеж имен прилагательных мужского и среднего рода Предложный падеж имен прилагательных мужского и среднего рода Склонение прилагательных мужского и среднего рода. Закрепление знаний. Повторение. Контрольная работа (диктант) Работа над ошибками Значение глагола в речи. Глаголы, противоположные по значению. Различение существительных, прилагательных, глаголов. Настоящее время глаголов Прошедшее время глаголов Будущее время глаголов Различение глаголов по временам Единственное и множественное число глаголов настоящего времени Единственное и множественное число глаголов будущего времени Единственное и множественное число глаголов прошедшего времени Текст. Связь частей в тексте Глагол. Закрепление знаний Повторение Контрольная работа (диктант) Р.Р. Составление рассказа по картине. Работа над ошибками Предложение. Текст Различение повествовательных, вопросительных и восклицательных предложений Однородные члены предложения. Определение однородных членов предложения Однородные члены предложения без союзов Однородные члены предложения с союзом “И” Обращение. Знакомство с обращением. Место обращения в 64. 65. предложении Предложение. Закрепление знаний Контрольная работа (списывание с заданиями) Повторение 66. 67. 68. Состав слова Правописание гласных и согласных в корне и приставке Имя существительное Имя прилагательное Глагол Текст. Части текста. Красная строка. Повторение