Муниципальное казённое общеобразовательное учреждение средняя общеобразовательная школа №1 п. Пелым РАССМОТРЕНО на педагогическом совете Протокол № 1 от 27 августа 2024г. УТВЕРЖДАЮ Директор МКОУ СОШ №1 __________________ /СмирноваТ.А./ Приказ № 93 от 27 августа 2024г. Вводится в действие с 01.09.2024г РАБОЧАЯ ПРОГРАММА 2024-2025 учебный год Математика основное общее образование (для обучающихся с УО) 6 класс Пояснительная записка Математика обладает колоссальным воспитательным потенциалом: воспитывается интеллектуальная честность, критичность мышления, способность к размышлениям и творчеству. Обучение математике носит предметно-практический характер, тесно связанный как с жизнью и профессионально-трудовой подготовкой учащихся, так и с другими учебными дисциплинами. Цель преподавания математики состоит в том, чтобы: дать учащимся такие доступные количественные, пространственные и временные представления, которые помогут им в дальнейшем включиться в трудовую деятельность. Задачи: - через обучение математике повышать уровень общего развития учащихся вспомогательных школ и по возможности наиболее полно скорректировать недостатки их познавательной деятельности и личностных качеств; - развивать речь учащихся, обогащать её математической терминологией; - воспитывать у учащихся целеустремленность, терпение, работоспособность, настойчивость, трудолюбие, самостоятельность, прививать им навыки контроля и самоконтроля, развивать у них точность и глазомер, умение планировать работу и доводить начатое дело до завершения. Рабочая программа по математике в 6 классе составлена на основании следующих нормативных документов: Федеральный закон от 29.12.2012 г., № 273 Закон РФ от 18.07.1996 г. «Об образовании лиц с ограниченными возможностями здоровья в специальном образовании» Письмо Министерства общего и профессионального образования РФ от 14.03.2003 г. № 29/1448 – 6 Письмо Минобразования РФ от 04.09.1997 г. № 48 «О специфике деятельности специальных и коррекционных образовательных учреждений» с изменениями от 26.12. 2000 г. Федеральный перечень учебников, рекомендованных (допущенных) Министерством образования и науки РФ Согласно федеральному базисному учебному плану на изучение математики в 6 классе отводится 3 часа Организация образовательного процесса Обучение носит учебно – практический характер, имеющий классно – урочную форму. Все уроки можно разделить на 3 группы: урок ознакомления, урок закрепления и урок проверки знаний. Математическое образование в основной специальной (коррекционной) школе VIII вида складывается из следующих содержательных компонентов (точные названия блоков): арифметика, геометрия. Арифметика призвана способствовать приобретению практических навыков, необходимых для повседневной жизни. Она служит базой для всего дальнейшего изучения математики, способствует логическому развитию и формированию умения пользоваться алгоритмами. Геометрия – один из важнейших компонентов математического образования, необходимая для приобретения конкретных знаний о пространстве и практически значимых умений, формирования языка описания объектов окружающего мира, для развития пространственного воображения и интуиции, математической культуры, для эстетического воспитания учащихся. Изучение геометрии вносит вклад в развитие логического мышления. Основные межпредметные связи осуществляются с уроками изобразительного искусства (геометрические фигуры и тела, симметрия), трудового обучения (построение чертежей, расчеты при построении), СБО (арифметических задач связанных с социализацией). Методы организации образовательного процесса В своей практике я использую следующие методы обучения учащихся с интеллектуальной недостаточностью на уроках математики: (классификация методов по характеру познавательной деятельности). Объяснительно-иллюстративный метод, метод при котором учитель объясняет, а дети воспринимают, осознают и фиксируют в памяти. Репродуктивный метод (воспроизведение и применение информации) Метод проблемного изложения (постановка проблемы и показ пути ее решения) Частично – поисковый метод (дети пытаются сами найти путь к решению проблемы) Исследовательский метод (учитель направляет, дети самостоятельно исследуют). Наиболее продуктивным и интересным считаю создание проблемной ситуации, исследование, поиск правильного ответа. Для развития познавательных интересов стараюсь выполнять следующие условия: избегать в стиле преподавания будничности, монотонности, серости, бедности информации, отрыва от личного опыта ребенка; не допускать учебных перегрузок, переутомления и низкой плотности режима работы использовать содержание обучения как источник стимуляции познавательных интересов; стимулировать познавательные интересы многообразием приемов занимательности(иллюстрацией, игрой, кроссвордами, задачами-шутками, занимательными упражнениями т.д.); специально обучать приемам умственной деятельности и учебной работы, использовать проблемно-поисковые методы обучения. Знания ученика будут прочными, если они приобретены не одной памятью, не заучены механически, а являются продуктом собственных размышлений и проб и закрепились в результате его собственной творческой деятельности над учебным материалом. В своей работе применяю эффективные формы обучения школьников с интеллектуальными нарушениями: индивидуально – дифференцированный подход, проблемные ситуации, практические упражнения. Прививаю и поддерживаю интерес к своему предмету по-разному: использую занимательные задания, загадки и ребусы, наглядные средства обучения, таблицы-подсказки. Используемые технологии Наряду с традиционными формами и методами обучения применяются разнообразные технологии обучения: - технология коррекционно – развивающего обучения Е.Д.Худенко - технология игрового обучения - технология модульного обучения Виды и формы контроля Для эффективного обучения умственно отсталых детей необходимо проводить систематическое изучение динамики развития их способностей. Один из способов решения этой задачи – контрольные работы обучающихся в конце каждой учебной четверти, а также текущие проверочные тестовые задания, срезовые работы в начале, середине и конце учебного года. Целенаправленное изучение таких работ учителем, наряду с другими методами наблюдения за ребенком, позволяют выявить сильные и слабые стороны деятельности ученика. Для выполнения задачи эффективности обучения математике используются разнообразные виды и формы контроля: Формы контроля: индивидуальный, фронтальный Виды контроля: текущий контроль по итогам темы, блока, промежуточная аттестация (годовые контрольные работы), Административный контрольный срез. Планируемый уровень подготовки на конец учебного года В связи с поставленными задачами и специальными государственными стандартами на конец года планируются следующие результаты: Личностные результаты: формирование мотивации к учению и познанию; формирование эстетических потребностей, ценностей и чувств; развитие этических чувств, доброжелательности и эмоционально – нравственной отзывчивости, понимания и сопереживания чувствам других людей; развитие навыков сотрудничества со взрослыми и сверстниками в разных социальных ситуациях , умения не создавать конфликтов и находить выход из спорных ситуаций; формирование установки на безопасный, здоровый образ жизни. Метапредметные результаты: овладение способностью принимать и сохранять цели и задачи учебной деятельности и поиска средств ее осуществления; освоение способов решения проблем творческого и поискового характера; формирование умения планировать, контролировать и оценивать учебные действия в соответствии с поставленной задачей и условиями ее реализации; овладение базовыми предметными и межпредметными понятиями, отражающими существенные связи и отношения между объектами и процессами. Предметные результаты: знать: десятичный состав чисел в предел 1 000 000; разряды и классы; основное свойство обыкновенных дробей; зависимость между расстоянием, скоростью и временем; различные случаи взаимного положения прямых на плоскости и в пространстве; свойства граней и ребер куба и бруса. уметь: устно складывать и вычитать круглые числа; читать, записывать под диктовку, откладывать на счетах, калькуляторе, сравнивать (больше, меньше) числа в пределах 1 000 000; чертить нумерационную таблицу: обозначать разряды и классы; вписывать в нее числа; сравнивать; записывать числа, внесенные в таблицу, вне ее; округлять числа до любого заданного разряда в пределах 1 000 000; складывать, вычитать, умножать и делить на однозначное число и круглые десятки числа в пределах 10 000, выполнять деление с остатком; выполнять проверку арифметических действий; выполнять письменное сложение и вычитание чисел, полученных при измерении двумя мерами стоимости, длины и массы; сравнивать смешанные числа; заменять мелкие доли крупными, неправильные дроби целыми или смешанными числами; складывать; вычитать обыкновенные дроби с одинаковыми знаменателями; решать простые задачи на нахождение дроби от числа, разностное и кратное сравнение чисел, решать и составлять составные задачи на встречное движение двух тел; чертить перпендикулярные прямые, параллельные прямые, на заданном расстоянии; чертить высоту в треугольнике; выделять, называть. пересчитывать элементы куба, бруса. Учебно – тематический план № п/п 1 2 3 4 5 6 7 8 9 Тема Тысяча Обыкновенные дроби Геометрический материал Сложение и вычитание обыкновенных дробей Действия со смешанными числами Задачи на движение Умножение и деление многозначных чисел Геометрический материал Повторение Итого Кол – во часов 30 18 12 4 4 4 9 9 12 102 Содержание тем учебного курса Нумерация чисел в пределах 1 000 000. Получение единиц, круглых десятков, сотен тысяч в пределах 1 000 000, сложение и вычитание круглых чисел в пределах 1 000 000. Получение четырех-, пяти-, шестизначных чисел из разрядных слагаемых, расположение на разрядные слагаемые чтение, запись под диктовку, изображение на счетах, калькуляторе. Разряды; единицы десятки, сотни тысяч, класс тысяч, нумерационная таблица, сравнение соседних разрядов сравнение классов тысячи единиц. Округление чисел до единиц, десятков, сотен, тысяч. Определение количеств разрядных единиц и общего количества единиц десятков, сотен тысяч в числе. Числа простые и составные. Обозначение римскими цифрами чисел ХШ—ХХ.. Устное (легкие случаи) и письменное сложение вычитание, умножение и деление на однозначное число и круглые десятки чисел в пределах 10000. Деление с остатком. Проверка арифметических действий. Устное и письменное сложение и вычитание чисел, полученных при измерении двумя мерами стоимости, длины, массы, времени. Обыкновенные дроби. Смешанные числа, их сравнение. Основное свойство обыкновенных дробей, Преобразования: замена мелких долей более крупными (сокращение), неправильных дробей целыми или смешанными числами. Сложение и вычитание дробей (и смешанных чисел) с одинаковыми знаменателями. Простые арифметические задачи на нахождение дроби от числа, на прямую пропорциональную зависимость, на соотношение: расстояние, скорость, время. Составные задачи на Встречное движение (равномерное, прямолинейное) двух тел. Взаимное положение прямых на плоскости (пересекаются, в том числе перпендикулярные не пересекаются, т. е. параллельные), в пространстве; наклонные горизонтальные вертикальные. Знаки и ||. Уровень, отвес. Высота треугольника, прямоугольника, квадрата. Геометрические тела — куб, брус. Элементы куба, бруса; грани, ребра, вершины, их количество, свойства. Масштаб: 1:1 3. Итоговая оценка знаний и умений учащихся 1. За год знания и умения учащихся оцениваются одним баллом. 2. При выставлении итоговой оценки учитывается как уровень знаний ученика, так и овладёние им практическими умениями. З. Основанием для выставления итоговой отметки служат: результаты наблюдений учителя за повседневной работой ученика, текущих и итоговых контрольных работ. СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ Литература для обучающихся: 1. Г.М. Капустина, М.Н.Перова. Математика, 6. Учебник для 6 класса специальных (коррекционных) образовательных учреждений VIII вида. М.: Просвещение, 2022 год. 2. Перова М. Н., Яковлева И. М. Математика. Рабочая тетрадь. 6 класс. Пособие для учащихся специальных (коррекционных) образовательных учреждений VIII вида. Литература для учителя: 1. О.А. Бибина. Изучение геометрического материала в 5-6 классах специальной (коррекционной) образовательной школы VIII вида. М.: Владос,2005 год. 2. Ф.Р Залялетдинова. Нестандартные уроки математики в коррекционной школе. 5-9 классы. М.: «Вако», 2007 год. 3. М.Н. Перова. Методика преподавания математики во вспомогательной школе. М.: Владос, 2001год. 4. В.В.Воронкова. Программы специальной (коррекционной) образовательной школы VIII вида для 5-9 классов, сборник 1, допущена Министерством образования РФ, 2001 года. М.: Владос, 2001 год. (Математика - авторы М.Н. Перова, В.В.Эк.) УСЛОВНЫЕ ОБОЗНАЧЕНИЯ В ПРИЛОЖЕНИЯХ Тип урока: ПИ – повторение изученного; ИН – изучение нового материала; ЗИ – закрепление изученного КУ – комбинированный урок ПЗ – применение знаний ОП – обобщающее повторение КЗУН – контроль знаний умений и навыков. Контроль и оборудование Д/з – домашнее задание; В к/р – входная контрольная работа; к/р – 1 – контрольная работа №1; С/р – срезовая работа; О/к – опорные конспекты, схемы Календарно – тематическое планирование № урока 1-3 4-6 7-9 10-12 13-15 16-18 19-21 22-24 25-27 28-30 31-33 34-36 37-39 40-42 43-45 46-48 49-51 52-54 55-57 58-60 61-64 65-68 69-72 73-76 77-80 81-84 85-87 88-90 91-93 94-102 Тема урока Нумерация (Повторение) Простые и составные числа Арифметические действия с целыми числами. Преобразование чисел, полученных при измерении Сложение и вычитание чисел, полученных при измерении. Геометрический материал.(Повторение.) Нумерация многозначных чисел Римская нумерация Сложение и вычитание чисел в пределах 10000 Сложение и вычитание чисел, полученных при измерении Образование смешанного числа Сравнение смешанных чисел Основное свойство дроби Преобразование обыкновенных дробей Нахождение части от числа Нахождение нескольких частей от числа Взаимное положение прямых на плоскости Высота треугольника Параллельные прямые Построение параллельных прямых. Сложение и вычитание обыкновенных дробей с одинаковыми знаменателями Сложение и вычитание смешанных чисел. Скорость. Время. Расстояние. Умножение многозначных чисел на однозначное число и круглые десятки Деление многозначных чисел на однозначное число и круглые десятки Деление с остатком Взаимное положение прямых в пространстве: вертикальное, горизонтальное, наклонное. Куб, брус, шар Масштаб Повторение Дата