Муниципальное казённое общеобразовательное учреждение средняя общеобразовательная школа №1 п. Пелым РАССМОТРЕНО на педагогическом совете Протокол № 1 от 27 августа 2024г. УТВЕРЖДАЮ Директор МКОУ СОШ №1 __________________ /СмирноваТ.А./ Приказ № 93 от 27 августа 2024г. Вводится в действие с 01.09.2024г РАБОЧАЯ ПРОГРАММА 2024-2025 учебный год Мир истории основное общее образование (для обучающихся с УО) 6 класс Пояснительная записка Адаптированная рабочая программа составлена на основе следующих нормативных правовых актов: 1. Федерального закона "Об образовании в Российской Федерации" от 29 декабря 2012 г. № 273-ФЗ; 2. Приказа Министерства просвещения РФ от 22 марта 2021 г. № 115 "Об утверждении Порядка организации и осуществления образовательной деятельности по основным общеобразовательным программам образовательным программам начального общего, основного общего и среднего общего образования”; 3. Приказа Минобрнауки России от 19.12.2014 N 1599 "Об утверждении федерального государственного образовательного стандарта образования обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями); 4. Постановления Главного государственного санитарного врача Российской Федерации от 28.09.2020 № 28 «Об утверждении санитарных правил СП 2.4.3648-20 «Санитарно-эпидемиологические требования к организациям воспитания и обучения, отдыха и оздоровления детей и молодежи»; В основу изучения предмета "Мир истории" положен принцип цивилизационного анализа исторических фактов, позволяющий на конкретных примерах познакомить обучающихся с историей развития человека и человеческой цивилизации. Такой подход позволяет создать условия для формирования нравственного сознания, усвоения и накопления обучающимися социального опыта, коррекции и развития высших психических функций. Цель изучения предмета "Мир истории" заключается в подготовке обучающихся к усвоению курса "История Отечества" в VII-IX классах. Для достижения поставленной цели необходимо решить следующие задачи: формирование первоначальных представлений об особенностях жизни, быта, труда человека на различных исторических этапах его развития; формирование первоначальных исторических представлений о "историческом времени" и "историческом пространстве"; формирование исторических понятий: "век", "эпоха", "община" и некоторых других; формирование умения работать с "лентой времени"; формирование умения анализировать и сопоставлять исторические факты; делать простейшие выводы и обобщения; воспитание интереса к изучению истории. Общая характеристика учебного предмета Предмет «Мир истории» для обучающихся 6 класса играет важную роль в процессе развития и воспитания личности обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями), формирования гражданской позиции учащихся, воспитания их в духе патриотизма и уважения к своей Родине, ее историческому прошлому. Предмет «Мир истории» следует рассматривать в качестве введения в историю Отечества. Ее содержание выстраивается в линейно – концентрической системе, состоящей из следующих разделов: 1. Введение (Имя, отчество, семья, родословная человека). 2. Отчий дом. Наша Родина – Россия. 3. О том, что такое время и как его изучают. 4. Что изучает наука история. 5. История Древнего мира. 6. История вещей. Занятия человека на Земле. 7. Человек и общество. Все разделы программы объединяются следующими смысловыми линиями: «Я» как субъект познания (история имен, фамилий, понятие семьи, рода, поколения и др.). «Я» и пространство вокруг нас. Время и пространство в истории. Всякое явление и вещь имеет свою историю. Человек – создатель и активный участник истории. Патриот и гражданин знает и хранит историю своего народа. Описание места учебного предмета в учебном плане Предмет «Мир истории» входит в обязательную часть предметной области «Человек и общество». На изучение предмета «Мир истории» выделяется в 6 классе 68 часов (2 часа в неделю). Для реализации программного содержания используется учебник: «Мир Истории» 6 класс: учеб. для общеобразоват. организациий, реализующих адапт. основные общеобразоват. программы/И.М. Бгажнокова, Л.В. Смирнова. – 10-е изд., перераб.-М.: Просвещение, 2023. Программа составлена с учетом реальных возможностей обучающихся. Система учебных заданий и в учебниках способствует активизации познавательной деятельности умственно отсталых детей, формированию у них общеучебных умений. В учебниках реализован принцип связи обучения с жизнью и имеющимся опытом детей, что важно для осуществления компетентностного подхода в обучении. Составленная программа будет реализована в условиях классно-урочной системы обучения. Планируемые результаты Личностные и предметные результаты освоения учебного предмета В структуре планируемых результатов ведущее место принадлежит личностным результатам, поскольку именно они обеспечивают овладение комплексом социальных (жизненных) компетенций, необходимых для достижения основной цели современного образования ― введения обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) в культуру, овладение ими социокультурным опытом. Личностные результаты образования включают индивидуальноличностные качества и социальные (жизненные) компетенции обучающегося, социально значимые ценностные установки. К личностным результатам относятся: 1) осознание себя как гражданина России; формирование чувства гордости за свою Родину; 2) формирование уважительного отношения к иному мнению, истории и культуре других народов; 3) развитие адекватных представлений о собственных возможностях, о насущно необходимом жизнеобеспечении; 4) овладение начальными навыками адаптации в динамично изменяющемся и развивающемся мире; 5) овладение социально-бытовыми умениями, используемыми в повседневной жизни; 6) владение навыками коммуникации и принятыми нормами социального взаимодействия; 7) способность к осмыслению социального окружения, своего места в нем, принятие соответствующих возрасту ценностей и социальных ролей; 8) принятие и освоение социальной роли обучающегося, формирование и развитие социально значимых мотивов учебной деятельности; 9) развитие навыков сотрудничества с взрослыми и сверстниками в разных социальных ситуациях; 10) формирование эстетических потребностей, ценностей и чувств; 11) развитие этических чувств, доброжелательности и эмоциональнонравственной отзывчивости, понимания и сопереживания чувствам других людей; 12) формирование установки на безопасный, здоровый образ жизни, наличие мотивации к творческому труду, работе на результат, бережному отношению к материальным и духовным ценностям; 13) формирование готовности к самостоятельной жизни. Предметные результаты включают: 1) знание и понимание некоторых исторических терминов; 2) элементарные представления об истории развития предметного мира (мира вещей); 3) элементарные представления об истории развития человеческого общества. Минимальный и достаточный уровни усвоения предметных результатов по отдельным учебным предметам на конец школьного обучения (IX класс): Мир истории Минимальный уровень: понимание доступных исторических фактов; использование некоторых усвоенных понятий в активной речи; последовательные ответы на вопросы, выбор правильного ответа из ряда предложенных вариантов; использование помощи учителя при выполнении учебных задач, самостоятельное исправление ошибок; усвоение элементов контроля учебной деятельности (с помощью памяток, инструкций, опорных схем); адекватное реагирование на оценку учебных действий. Достаточный уровень: знание изученных понятий и наличие представлений по всем разделам программы; использование усвоенных исторических понятий в самостоятельных высказываниях; участие в беседах по основным темам программы; высказывание собственных суждений и личностное отношение к изученным фактам; понимание содержания учебных заданий, их выполнение самостоятельно или с помощью учителя; владение элементами самоконтроля при выполнении заданий; владение элементами оценки и самооценки; проявление интереса к изучению истории. Содержание программы Раздел I. Имя, отчество, семья, родословная, человек. История имени. Отчество и фамилия человека. Семья. Биография. Поколение людей. Раздел II. Отчий дом. Наша Родина Россия. О доме. Название городов и улиц. Родник «Двенадцать ключей». Истоки. Наша родина - Россия. Как устроено государство. Герб, флаг, гимн России.. Москва – столица России. Мы жители планеты Земля. Раздел III. О том, что такое время и как его изучают. Что такое время. История календаря. Русский земледельческий календарь. Счет лет в истории. Историческое время. Раздел IV. Что изучает наука история. Что такое история. Как работают археологи. Какие науки помогают истории. Исторические памятники. Историческая карта. Раздел V. История Древнего мира. Земля и космос. Человек умелый. От кого произошел человек. Человек умелый. Следующее поколение людей каменного века. Наступление ледников. Как жили древние охотники, кочевники и собиратели. Как жили древние охотники, кочевники и собиратели. Новые занятия людей. Раздел VI. История вещей. Занятия человека на Земле. Огонь в жизни древнего человека. Огонь, глина, гончар. Вода, ее значение в жизни человека. Огонь открывает новую эпоху в жизни людей. Вода и земледелие. Вода как источник энергии. Какие дома строили древние люди. Как появилась мебель. Как появились каша и хлеб. История об обыкновенной картошке. О керамике, фарфоре и деревянной посуде. История появления одежды. Одежда и положение человека в обществе. Раздел VII. Человек и общество. Как люди украшали себя. О далеких предках – славянах и родовом строе. Как люди понимали мир природы в древности. Современные религии, как они появились.. Искусство и культура. Письмо. Первые книги. От изобретателя колеса - к новым открытиям. Изобретения человека. Человечество стремится к миру. Краеведческая экскурсия Согласно программе и учебному плану ОУ количество учебных часов по предмету –1 час в неделю, в год – 34 часов. № п/п Тематическое планирование Разделы, Кол-во темы часов Раздел I. Представление о себе, об окружающих людях, о 3 пространстве вокруг нас Раздел II. Отчий дом. Наша Родина – Россия 6 Раздел III. О том, что такое время и как его изучают. 2 Раздел IV. Начальные представления об истории как о науке 3 Раздел V. История Древнего мира 5 Раздел VI. История вещей. Занятия человека на земле 8 Раздел VII. Человек и общество 7 Календарно-тематическое планирование № п/п Наименование раздела и тем Раздел I. Имя, отчество, семья, родословная, человек. 1. История имени. Отчество и фамилия человека. 2. Семья. Биография. 3. Поколение людей. Раздел II. Отчий дом. Наша Родина Россия. 4. О доме. Название городов и улиц. 5. Родник «Двенадцать ключей». Истоки. 6. Наша родина - Россия. Как устроено государство. 7. Герб, флаг, гимн России. 8. Москва – столица России. 9. Мы жители планеты Земля. Раздел III. О том, что такое время и как его изучают. 10. Что такое время. История календаря. Русский земледельческий календарь. 11. Счет лет в истории. Историческое время. Раздел IV. Что изучает наука история. 12. Что такое история. Какие науки помогают истории. 13. Как работают археологи. Исторические памятники. 14. Историческая карта. Раздел V. История Древнего мира. 15. Земля и космос. 16. От кого произошел человек. Человек умелый. Следующее поколение людей каменного века. 17. Наступление ледников. Кол-во часов Дата проведения по плану 22.12.2023 25.12.2023 29.12.2023 12.01.2024 по факту Как жили древние охотники, кочевники и собиратели. 18. Как жили древние охотники, кочевники и собиратели. 19. Новые занятия людей. Раздел VI. История вещей. Занятия человека на Земле. 20. Огонь в жизни древнего человека. Огонь, глина, гончар. Огонь открывает новую эпоху в жизни людей. 21. Вода, ее значение в жизни человека. Вода и земледелие. Вода как источник энергии. 22. Какие дома строили древние люди. 23. Как появилась мебель. 24. Как появились каша и хлеб. История об обыкновенной картошке. 25. О керамике, фарфоре и деревянной посуде. 26. История появления одежды. 27. Одежда и положение человека в обществе. Как люди украшали себя. Раздел VII. Человек и общество. 28. О далеких предках – славянах и родовом строе. 29. Как люди понимали мир природы в древности. Современные религии, как они появились. 30. Искусство и культура. Письмо. 31. Первые книги. 32. От изобретателя колеса - к новым открытиям. Изобретения человека. 33. Человечество стремится к миру. 34. Краеведческая экскурсия. 1 1 1 02.02.2024 05.02.2024 09.02.2024 1 1 1 1 1 1 1 12.02.2024 16.02.2024 19.02.2024 26.02.2024 01.03.2024 04.03.2024 11.03.2024 1 15.03.2024 1 1 18.03.2024 22.03.2024 1 05.04.2024 1 08.04.2024 1 12.04.2024 1 15.04.2024 1 1 1 1 26.04.2024 03.05.2024 06.05.2024 13.05.2024 1 1 1 17.05.2024 20.05.2024 24.05.2024