«Утверждаю»
Директор МКОУ СОШ №1 ____________ Т.А.Смирнова
Рассмотрено на заседании педагогического Совета
Протокол № 1 от «28»августа 2023 г.
Приказ № «206» от «28» августа 2023 г.
Программа
«Работа с одаренными детьми как одно из
направлений повышения качества образования»
Составитель: Т.А. Смирнова,
директор МКОУ СОШ № 1
Содержание
Введение. Обоснование темы программы .................................................................................. 3
Программа «Одаренный ребенок» .................................................................................................
Актуальность проблемы ......................................................................................................... 5
Постановка проблемы .............................................................................................................. 5
Цели программы ....................................................................................................................... 6
Задачи ........................................................................................................................................ 6
Принципы реализации программы ........................................................................................ 6
Ожидаемые результаты ............................................................................................................ 7
Главный итог ............................................................................................................................. 7
Научный результат ................................................................................................................... 7
Этапы реализации программы ................................................................................................ 8
Кадровое обеспечение программы ......................................................................................... 9
Методическое обеспечение системы работы с одаренными учащимися в школе ............. 9
Основные формы внеурочной образовательной деятельности учащихся школы ...........10
План реализации программы .................................................................................................11
Мероприятия программы «Одаренные дети» на 2013-2018 годы ....................................12
Заключение ..................................................................................................................................14
Литература ..................................................................................................................................15
Введение. Обоснование темы проекта
Современный мир предъявляет высокие требования к выпускникам школ.
Если раньше выпускнику для самореализации, профессионального
самоопределения и карьерного роста достаточно было овладеть некоей
суммой знаний, быть трудолюбивым и послушным, то теперь этого мало.
В наше время выпускники должны помимо знаний обладать такими
качествами, как мобильность, коммуникабельность, самостоятельность, а
также уметь оперативно решать проблемы, делать выбор и нести за него
ответственность, самостоятельно овладевать новыми знаниями. Может ли
современное образование подготовить выпускника с такими качествами?
Может! Если ученик хочет и умеет учиться.
Может! Если государство будет заинтересовано и поможет учащимся –
будущим выпускникам.
Государство заинтересовано. Примером этого служат изменения,
происходящие с образованием в последнее время. Это национальный проект
«Образование», федеральные проекты «Школа Минпросвещения России»,
«Успех каждого ребенка», «Цифровая образовательная среда».
Основная цель общего среднего образования – способствовать
становлению социально ответственной, критически мыслящей личности,
члена гражданского общества, человека, способного к адекватному
целеполаганию и выбору
в условиях стремительно изменяющегося
социально-культурного бытия, сознающего образование как универсальную
ценность и готового к его продолжению в течение всей жизни.
Учителя знают, что школьника нельзя успешно учить, если он относится к
учению и знаниям равнодушно, без интереса и не осознавая потребности к
ним. Поэтому перед школой стоит задача по формированию и развитию у
ребёнка положительной мотивации к учебной деятельности.
Для того чтобы учащийся по-настоящему включился в работу, нужно,
чтобы задачи, которые ставятся перед ним в ходе учебной деятельности,
были не только понятны, но и внутренне приняты им, т.е. чтобы они
приобрели значимость для учащегося и нашли, таким образом, отклик и
опорную точку в его переживании.
Проанализировав мотивацию к учебной деятельности обучающихся
школы и выявив ее невысокий уровень, методическим советом была
утверждена единая методическая тема работы школы «Мотивация учебной
деятельности обучающихся как средство повышения качества образования».
Формирование мотивации учения в школьном возрасте без преувеличения
можно назвать одной из центральных проблем современной школы, делом
общественной важности. Ее актуальность обусловлена обновлением
содержания обучения, постановкой задач формирования у школьников
приемов самостоятельного приобретения знаний и познавательных
интересов, осуществления в единстве идейно-политического, трудового,
нравственного воспитания школьников, формирования у них активной
жизненной позиции, введением всеобщего обязательного образования.
Единая методическая тема школы достаточно широка и охватывает
многие направления работы школы, которые в результате должны привести к
стабильному повышению качества образования. Этими направлениями
являются:
работа с педагогическими кадрами (тематические педагогические
советы; повышение квалификации, педагогического мастерства; аттестация;
работа педагогов над темами самообразования; работа методического совета
и школьных методических объединений; методические недели; открытые
уроки и их анализ; работа с молодыми специалистами; педагогический
мониторинг; обобщение передового педагогического опыта; внедрение в
работу инновационных технологий; апробация и внедрение новых
образовательных программ и элективных курсов);
- работа с родителями (родительские собрания; индивидуальная работа с
родителями; дни открытых дверей);
- работа с учащимися по усилению мотивации к учебной деятельности
(групповая и индивидуальная работа с психологом; уроки с нетрадиционной
формой организации; уроки с использованием современной компьютерной
техники; предметные недели; мероприятия учебной направленности);
- работа с одаренными детьми и система поддержки талантливых детей
(создание среды для проявления и развития способностей каждого ребенка,
стимулирования и выявления достижений одаренных ребят).
Направление, которому в нашей школе до последнего времени уделялось
недостаточно внимания, на мой взгляд, является работа с одаренными детьми
и система поддержки талантливых детей.
Программа «Одаренный ребенок»
Разработчик программы: Смирнова Т.А., директор МКОУ СОШ №1 п.
Пелым
Срок реализации программы: 2023 – 2028 г.
Все дети, рожденные без патологии
головного мозга, одарены от природы;
задача педагога состоит в том, чтобы
как можно раньше увидеть этот дар и
развить его; на развитие одаренности
влияет много факторов, основные из
них: биогенетический, социальноэкономический, педагогический и их
диалектическое единство. Причем,
доминирующим фактором считается
педагогический при прочих равных
условиях.
Н.И. Ильичева
Актуальность проблемы
Проблема работы с одаренными учащимися чрезвычайно актуальна, т.к.
итогом работы школы должен стать выпускник, соответствующий
требованиям современного общества, обладающий такими качествами как
мобильность, коммуникабельность, самостоятельность, а также уметь
оперативно решать проблемы, делать выбор и нести за него ответственность,
самостоятельно овладевать новыми знаниями.
Постановка проблемы
В настоящее время в МКОУ СОШ № 1 п. Пелым существуют отдельные
структурные элементы системы работы с одаренными детьми, однако нет
единой программы, позволяющей систематизировать работу по всем
направлениям, связанных как с образовательными достижениями
обучающихся, так и с условиями образовательного процесса. Таким образом,
актуальность программы, определяющей основные направления работы с
одаренными детьми и, как следствие, повышения качества образования в
ОУ, очевидна.
Цели программы
1.Создать условия для выявления, развития и поддержки одаренных детей и
обеспечения их личностной самореализации и профессионального
самоопределения.
2.Создать устойчивую систему работы с одаренными детьми в рамках
общеобразовательного пространства школы на основе современных научных
методик и технологий обучения, воспитания и развития личности.
Задачи:
- создание условий для выявления, поддержки и развития одаренных детей;
- обеспечение участия детей в предметных олимпиадах и конкурсах всех
уровней;
- развитие и поддержка классов профильного обучения, призванных
работать с одаренными детьми;
- развитие сети факультативов и элективных курсов;
- организация системы исследовательской работы учащихся;
- развитие массовых, групповых и индивидуальных форм внеурочной
деятельности;
- подготовка и повышение квалификации кадров, работающих с одаренными
детьми;
- осуществление необходимых мероприятий по научному, методическому и
информационному обеспечению работы с одаренными детьми;
- освещение в средствах массовой информации результатов работы.
Принципы реализации программы
1. Актуальность (Программа ориентирована на решение актуальных
проблем).
2. Реалистичность (Программа реальна для выполнения всеми субъектами
образования).
3. Прогностичность (Программа соответствует динамично меняющимся
реалиям).
4. Целостность (Программа обеспечивает полноту состава действий,
необходимых для достижения цели, обеспечивает взаимодействие между
субъектами образования в процессе реализации программы).
5. Контролируемость (Проведение мониторинговых мероприятий,
оформление аналитических материалов).
Ожидаемые результаты:
функционирующая система работы с одаренными детьми;
сформированная нормативно-правовая база образовательного учреждения
с профильными классами;
обеспечение возможности для учащихся ОУ принимать участие в
предметных олимпиадах и конкурсах различного уровня;
работа школьного научного общества, проведение школьных научнопрактических конференций и выход на областное пространство;
проектировочная деятельность учащихся;
проведение конкурса «Класс года», «Ученик года»;
участие в муниципальном конкурсе «Одаренный ребенок».
Главный итог реализации программы: выпускник, соответствующий
требованиям современного общества.
Научный результат реализации программы предстанет в виде
повышения качества предоставляемых образовательных услуг, повышения
успеваемости и качества образования.
Этапы реализации программы:
2023-2024 учебный год – проектировочный
Цель:
Подготовить условия для формирования системы работы с одаренными
учащимися в школе.
Задачи:
Изучение нормативной базы.
Разработка программы работы с одаренными учащимися.
Разработка структуры управления программой, должностных
инструкций, распределение обязанностей.
Создание базы данных об одаренных детях в ОУ.
Анализ материально-технических, педагогических условий реализации
программы.
2024-2025 учебный год – экспериментальный
Цель:
апробация системы работы с одаренными учащимися.
Задачи:
Диагностика склонностей учащихся.
Разработка методических рекомендаций по работе с одаренными
детьми, основам научного исследования, материалов для проведения
классных часов, викторин, праздников.
Создание научного школьного общества.
Организация исследовательской работы учащихся в школе, проектной
деятельности.
Формирование отдела методической библиотеки школы по работе с
одаренными детьми.
Адаптация учебных программ спецкурсов, факультативов, элективных
курсов.
Повышение квалификации педагогов.
2025-2026, 2026-2027, 2027 - 2028 учебные годы – переход в режим
функционирования
Цель:
Переход системы работы с одаренными учащимися в режим
функционирования.
Задачи:
Переход к системе профильного обучения (10-11 классы).
Анализ итогов реализации программы.
Достижение преемственности в воспитании и развитии детей на всех
этапах обучения в школе.
Коррекция затруднений педагогов в реализации программы.
Обобщение результатов работы школы.
Кадровое обеспечение программы
Группа
Административнокоординационная
Консультативная,
научно-методическая
Педагоги школы
Специалисты,
сотрудничающие со
школой
Функции
Осуществление общего
контроля и руководства.
Руководство
деятельностью
коллектива.
Анализ
ситуации
и
внесение корректив.
Координация
реализации программы.
Проведение семинаров,
консультаций.
Аналитическая
деятельность.
Осуществление
программы в системе
внеклассной работы.
Использование новых
педагогических
технологий.
Организация
исследовательской
работы учащихся.
Организация
профессиональной
помощи педагогам.
Проведение тренингов,
круглых столов, встреч.
Диагностика.
Участие в мероприятиях
школы и ГО.
Состав
Директор школы.
Заместитель директора по
УВР
Заместитель директора по
ВР
Классные руководители
Учителя
Педагоги
дополнительного
образования.
Методист ИМЦ
Специалист отдела
ОКСиДМ
Преподаватели учебных
заведений
дополнительного
образования ГО
Методическое обеспечение системы работы с одаренными
учащимися в школе
Направление
деятельности
Информационное
обеспечение
Организационнометодическое
обеспечение
Содержание
1. Нормативно-правовое обеспечение:
Положение
о НОУ
о проведении школьного тура предметных
олимпиад
о проведении предметной недели
об ученической конференции
о конкурсах, викторинах
2. Программное обеспечение (программы
спецкурсов, факультативов)
3. Наличие комплекта информационнометодических материалов (рекомендации,
публикации, списки литературы по направлениям).
4. Издание материалов, оформление сайта,
иллюстрированных отчетов.
1. Создание творческой группы по проблеме
работы с одаренными детьми.
2. Повышение квалификации педагогов через
систему школьных тематических семинаров.
3. Разработка программ и проектов развития сферы
дополнительного образования в школе.
4. Изучение обобщения опыта работы педагогов.
5. Мониторинг работы системы.
Основные формы внеурочной образовательной деятельности
учащихся школы
Форма
Факультатив,
элективный курс
Ученическая
конференция
Предметная
неделя
Научное
общество
учащихся
Кружки,
объединения
Задачи
Учет индивидуальных возможностей учащихся.
Повышение степени самостоятельности учащихся.
Расширение познавательных возможностей
учащихся.
Формирование навыков исследовательской,
творческой и проектной деятельности.
Развитие умений и навыков самостоятельного
приобретения знаний на основе работы с научнопопулярной, учебной и справочной литературой.
Обобщение и систематизация знаний по учебным
предметам.
Формирование информационной культуры
учащихся.
Представление широкого спектра форм
внеурочной деятельности.
Повышение мотивации учеников к изучению
образовательной области.
Развитие творческих способностей учащихся.
Привлечение учащихся к исследовательской,
творческой и проектной деятельности.
Формирование аналитического и критического
мышления учащихся в процессе творческого
поиска и выполнения исследований.
Развитие творческих способностей учащихся.
Содействие в профессиональной ориентации.
Самореализация учащихся во внеклассной работе.
План реализации программы
Этап
2023-2024
учебный год
Мероприятия программы
2024-2025
учебный год
2025-2026
учебный год
Изучение нормативно-правовой базы
Анализ итогов деятельности педагогического
коллектива, материально-технических условий по
работе с одаренными учащимися за 2020 -2023
Описание системы работы с одаренными учащимися.
Создание базы данных об одаренных детях в ОУ
Разработка положений о школьном научном обществе и
школьной конференции
Участие в школьном и муниципальном туре
предметных олимпиад Всероссийской олимпиады
школьников
Участие в Международной Олимпиаде по основам наук
Участие в Международном многоэтапном
дистанционном интеллектуальном и творческом
проекте ЭМУ (Эрудит-Марафон учащихся)
Участие в конкурсах, соревнованиях, проектных
мероприятиях.
Диагностика склонностей учащихся.
Переход к системе профильного обучения (10 классы).
Создание школьного научного общества
Разработка методических рекомендаций по основам
научного исследования школьников.
Организация исследовательской работы учащихся в
школе, проектной деятельности.
Участие в конкурсах, соревнованиях, проектных
мероприятиях.
Пополнение методической библиотеки изданиями по
работе с одаренными учащимися.
Проведение предпрофильной подготовки учащихся 9
классов.
Разработка программы "Профессиональное
самоопределение".
Разработка и утверждение программ спецкурсов,
элективных курсов.
Участие в школьной научно-практической конференции
школьников.
Диагностика склонностей учащихся.
Переход к системе профильного обучения (10-11
2026-2027,
2027 – 2028
учебные года
классы).
Предпрофильная подготовка учащихся 9 класса
Участие в школьной научно-практической конференции
конференции.
Поисково-краеведческая работа учащихся на базе
поселкового краеведческого музея.
Участие в конкурсах, соревнованиях, проектных
мероприятиях.
Пополнение методической библиотеки изданиями по
работе с одаренными учащимися.
Разработка и утверждение программ спецкурсов,
элективных курсов.
Разработка методических рекомендаций.
Диагностика склонностей учащихся.
Участие в школьной научно-практической конференции
конференции.
Поисково-краеведческая работа учащихся на базе
поселкового краеведческого и школьного музеев.
Участие в конкурсах, соревнованиях, проектных
мероприятиях.
Пополнение методической библиотеки изданиями по
работе с одаренными учащимися.
Предпрофильная подготовка учащихся 9 класса и
профильное обучение в 10 - 11 классах.
Разработка и утверждение программ спецкурсов,
элективных курсов.
Разработка методических рекомендаций
Анализ итогов реализации программы
Обобщение результатов работы школы
Мероприятия программы «Одаренные дети» на 2023-2028 годы
№
Наименование
п/п
мероприятия
1 Разработка концепции
комплексной системы работы с
одаренными детьми
2 Разработка нормативно-правовой
базы ОУ с элементами
профильного обучения
3 Создать базу данных об
одаренных детях в ОУ
4 Создание школьного научного
общества
5 Работа научного общества
учащихся в ОУ
6 Школьные предметные
олимпиады
7 Муниципальные предметные
олимпиады
8 Международная Олимпиада по
основам наук
9 ЭМУ
10 Интернет-проекты и конкурсы
11 Всероссийские и Международные
тестовые игры
12 Литературные конкурсы и
конкурсы рисунков
13 Конкурсы, связанные с
использованием современных
компьютерных технологий
14 Конкурсы «Класс года» и «Ученик
года»
15 Конкурсы исследовательских
работ
16 Школьная конференция
исследовательских работ
17 Подготовка учителей, работающих
с одаренными детьми (курсы,
семинары)
18 Издание методических разработок
по работе с одаренными детьми
19 Подведение итогов реализации
программы
2024
+
Сроки реализации
2025 2026 2027
-
2028
-
-
+
-
-
-
+
+
+
+
+
-
+
-
-
-
-
-
+
+
+
+
+
+
+
+
+
+
+
+
+
+
+
+
+
+
+
+
+
+
+
+
+
+
+
+
+
+
+
+
+
+
+
+
+
+
+
+
+
+
+
+
+
+
+
+
-
+
+
+
+
-
+
+
+
+
+
+
+
+
+
+
+
+
+
+
-
-
-
-
+
Заключение
В современных условиях школьного образования в актуальности данного
проекта сомневаться не приходится. Вопросы образования и воспитания
одаренной личности не только интересны, но и необходимы. Олимпиадное
движение, участие в конкурсах, проектах великое подспорье для
формирования интеллектуального багажа одаренного ребенка. Эта работа
полезна не только для руководящих работников, но и для учителей,
учащихся, родителей, а также для общества и государства в целом.
В перспективе планирую вовлечение в интеллектуальный марафон более
широких масс учащихся, а также привлечение большого круга родителей,
что повлечет за собой усиление учебной мотивации ученика.
Стоит отметить, что частично программа уже действует в пределах нашей
школы. Имеются интересные отзывы учащихся, родителей и учителей, что
доказывает необходимость этого проекта.