МИНИСТЕРСТВО ПРОСВЕЩЕНИЯ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
Министерство образования Свердловской области
МО Пелым
МКОУ СОШ № 1
РАССМОТРЕНО
на педагогическом совете
Протокол № 1 от 26 августа 2025г.
УТВЕРЖДАЮ
Директор МКОУ СОШ №1
__________________ /СмирноваТ.А./
Приказ № 72 от 26 августа 2025г.
Вводится в действие с 01.09.2025г
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА
2025-2026 учебный год
Адаптивная физическая культура
основное общее образование (для обучающихся с УО)
5 класс
Пелым 2025
ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
Цель учебного предмета – всестороннее развитие личности обучающихся с
умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) в процессе приобщения их к
физической культуре, повышении уровня их психофизического развития, расширении
индивидуальных двигательных возможностей, комплексной коррекции нарушений
развития, социальной адаптации. Задачи обучения: − воспитание интереса к физической
культуре и спорту; − овладение основами доступных видов спорта (легкой атлетикой,
гимнастикой, − лыжной подготовкой) в соответствии с возрастными и психофизическими
особенностями обучающихся; − коррекция недостатков познавательной сферы и
психомоторного развития; − развитие и совершенствование волевой сферы;
формирование социально приемлемых форм поведения, предупреждения проявлений
деструктивного поведения (крик, агрессия, самоагрессия, стереотипии) в процессе уроков
и во внеурочной деятельности); − воспитание нравственных качеств и свойств личности; −
содействие военно- патриотической подготовке.
Рабочая программа по учебному предмету «Адаптивная физическая культура» в 5
классе определяет следующие задачи:
− формирование потребности в систематических занятиях физической культурой и
доступных видах спорта;
− формирование основных двигательных качеств: быстроту, силу, ловкость и
другие;
− развитие у обучающихся умения следить за своим физическим состоянием,
величиной физических нагрузок, адекватно их дозировать;
− формирование умения ходить и бегать в различном темпе, во время бега и
ходьбы не задерживать дыхание; выполнять ускорения на отрезках от 40-до 60 м;
− формирование умения выполнять прыжок в длину способом «согнув ноги с
полного разбега;
− формирование умения метать мяч на дальность и в цель;
− совершенствование техники выполнения строевых команд и перестроений;
− совершенствование умения сохранять равновесие во время выполнения заданий
на гимнастической скамейке и стенке;
− формирование умения выполнять самостоятельно общеразвивающие и
корригирующие упражнения в определенном ритме;
− совершенствование умения перелезать через препятствие и подлезать под
препятствие различным способом в зависимости от высоты препятствия;
− совершенствования умения передвигаться на лыжах изученными способами;
− формирование мотивации к здоровому образу жизни; − совершенствование
техники и приемов в спортивных играх.
Содержание учебного предмета
Основы знаний
История физической культуры. Мифы и легенды о зарождении Олимпийских игр
в древности. Исторические сведения о древних Олимпийских играх и особенностях их
проведения. Виды состязаний и правила проведения древних Олимпийских игр.
Известные участники и победители в древних Олимпийских играх.
Базовые понятия физической культуры. Физическое развитие человека.
Основные показатели физического развития. Осанка как показатель физического
развития; основные ее характеристики и параметры (положение головы и тела, форма
спины и стопы); основные факторы, влияющие на форму осанки (дневная динамика,
привыкание к соответствующей позе и положению тела, недостаточное развитие
статической силы и выносливости и др.). Характеристика основных средств
формирования и профилактики нарушений осанки, правила составления комплексов
упражнений.
Физическая культура человека. Режим дня, его основное содержание и правила
планирования. Утренняя зарядка и ее влияние на работоспособность. Гигиенические
требования к проведению утренней зарядки, правила выбора и дозировки физических
упражнений, составления комплексов упражнений. Физкультминутки (физкультпаузы) и
их значение для профилактики утомления. Гигиенические требования к проведению
физкультминуток (физкультпауз), правила выбора и дозировки физических упражнений,
составления комплексов упражнений, их планирования в режиме учебного дня. Правила
закаливания организма способами обтирания, обливания, душ. Правила соблюдения
личной гигиены вовремя и после занятий физическими упражнениями (соблюдение
чистоты тела и одежды).
Способы двигательной (физкультурной) деятельности
Организация и проведение занятий физической культурой. Соблюдение требований
безопасности и гигиенических правил при подготовке мест занятий, выборе инвентаря и
одежды для проведения самостоятельных занятий физическими упражнениями. Выбор
упражнений и составление индивидуальных комплексов физических упражнений для
утренней зарядки, физкультминуток и физкультпауз.
Выполнение комплексов упражнений утренней зарядки, физкультминуток и
физкультпауз, комплексов упражнений с предметами и без предметов (по заданию
учителя) для формирования правильной осанки и коррекции ее нарушений.
Оценка эффективности занятий физической культурой. Самонаблюдение.
Ведение дневника самонаблюдения за динамикой индивидуального физического развития
по показателям длины и массы тела, окружности грудной клетки, осанке, форме стопы.
Самоконтроль. Измерение частоты сердечных сокращений во время занятий
физическими упражнениями.
Физическое совершенствование
Физкультурно-оздоровительная деятельность. Комплексы упражнений для
развития гибкости и координации движений, для формирования правильной осанки с
учетом индивидуальных особенностей физического развития. Комплексы упражнений
утренней зарядки и физкультминуток. Комплексы дыхательной гимнастики и гимнастики
для глаз.
Спортивно-оздоровительная деятельность с соревновательной
направленностью.
Легкая атлетика
Теоретические сведения
Фазы прыжка в длину с разбега. Техника безопасности при выполнении прыжков в
длину.
Ходьба
Сочетание разновидностей ходьбы по инструкции учителя. Ходьба с высоким
подниманием бедра. Ходьба с остановками для выполнения заданий.
Бег
Медленный бег в равномерном темпе до 4 мин. Бег широким шагом на носках по
прямой (коридор 20—30 см). Скоростной бег на дистанции 30, 60 м с высокого старта.
Начало из различных исходных положений (упор присев, упор на коленях, лежа на
животе, лежа на спине, стоя спиной по направлению бега и т. д.). Бег с преодолением
малых препятствий (набивные мячи, полосы — «рвы» шириной до 50 см) в среднем
темпе.
Повторный
бег
на
дистанции
30—60 м.
Эстафетный бег (60 м. по кругу).
Прыжки
Прыжки через скакалку на месте в различном темпе. Прыжки произвольным
способом (на двух и одной ноге) через набивные мячи (расстояние между препятствиями
80—100 см, общее расстояние 5 м). Прыжки в длину с разбега способом «согнув ноги» с
ограничением зоны отталкивания до 1 м.
Метание
Метание теннисного мяча в пол на высоту отскока. Метание м/м на дальность.
Метание мяча в вертикальную цель. Метание мяча в движущуюся цель. Толкание
набивного мяча с места одной рукой (вес 1 кг.)
Спортивные и подвижные игры
Коррекционные игры: игры на внимание, развивающие игры, игры, тренирующие
наблюдательность.
Игры с элементами общеразвивающих упражнений:игры с прыжками
(«Удочка»,); игры с бросанием, ловлей и метанием («Снайперы», «Точно в цель»);
Пионербол:(изучение правил игры, расстановка игроков и правила их
перемещения на площадке; нападающий удар двумя руками сверху в прыжке, ловля мяча
над головой, подача мяча двумя руками снизу, подача мяча одной рукой сбоку (боковая
подача), бросок мяча двумя руками с двух шагов в движении).
Баскетбол: (правила игры в баскетбол, правила поведения учащихся при
выполнении упражнений с мячом. Санитарно-гигиенические требования к занятиям
баскетболом. Стойка баскетболиста:Передвижение в стойке вправо, влево, вперед,
назад. Остановка по свистку. Передача мяча от груди. Ловля мяча двумя руками. Ведение
мяча на месте и в движении. Бросок мяча двумя руками в кольцо снизу.
Игровые упражненияс элементами пионербола и волейбола(«Мяч соседу», «Не
дай мяч водящему», «Сохрани позу»)- с элементами баскетбола («Мяч с четырех сторон»,
«Охотники и утки», «Не дай мяч водящему»).
Гимнастика
Теоретические сведения
Фланг, интервал, дистанция. Элементарные сведения о передвижениях по
ориентирам.
Практический материал
Строевые упражнения
Ходьба в различном темпе по диагонали. Перестроение из колонны по одному в
колонну по два (три). Повороты налево, направо, кругом (переступанием). Понятие
«интервал». Ходьба в обход с поворотами на углах, с остановками по сигналу.
ОР и корригирующие упражнения без предметов
- упражнения для развития мышц рук и ног. Одновременное выполнение
разнонаправленных движений ногами и руками (шаг левой ногой в сторону, левая рука в
сторону и т. д.). Сгибание-разгибание рук в упоре стоя (упор в стену на уровне груди и
пояса). Пружинистые приседания на одной ноге в положении выпада.
-упражнения для развития мышц шеи:из исходного положения сидя (или стоя) —
наклоны головы: вперед, назад, влево, вправо. Повороты головы: влево, вправо.
-упражнения для развития мышц туловища: (круговые движения туловища (руки
на пояс); отведение ноги назад с подниманием рук вверх; из исходного положения — стоя
ноги врозь, руки на пояс — повороты туловища вправо, влево; лежа на животе
поочередное поднимание ног, руки вдоль туловища.
- упражнения для развития кистей рук и пальцев: (исходное положение — сидя
или стоя, ладони вместе, пальцы переплетены: сгибать и разгибать пальцы; передвижения
на руках в упоре лежа по кругу, ноги вместе; то же, но передвижение вправо и влево,
одновременно переставляя одноименные руки и ноги.
-упражнения для укрепления мышц голеностопных суставов и стоп: (исходное
положение — стоя перед опорой, носки ног на бруске высотой 5 см: «удерживание» веса
своего тела на носках ног; исходное положение — стоя на пятках спиной к опоре, носки
ног на себя: «удерживание» стойки на пятках, сгибая ступни к голени.
-упражнения на дыхание: (полное глубокое дыхание в различных положениях:
сидя, стоя, лежа;обучение сознательному управлению ритмом и скоростью своих
дыхательных движений.
-упражнения для расслабления мышц: (из исходного положения стоя ноги врозь:
повороты туловища в стороны с расслабленным поясом верхних конечностей; при
поворотах руки должны расслабленно свисать «как плети», отставая от движения плеч;
исходное положение — стоя, руки на пояс, вес тела на одной ноге, другая чуть согнута в
колене; потряхивание мышцами голени и бедра ногой, не касающейся пола;то же для
мышц голени и бедра другой ноги.
-упражнения для формирования правильной осанки: (упражнения с удержанием
груза (100—150 г) на голове; повороты кругом; приседания; ходьба по гимнастической
скамейке с различными положениями рук; передвижение по наклонной плоскости; вис на
гимнастической стенке.
ОР и корригирующие упражнения с предметами, на снарядах
-с гимнастическими палками: (подбрасывание и ловля палки в горизонтальном и
вертикальном положении; перебрасывание гимнастической палки с руки на руку в
вертикальном положении; повороты туловища с движением рук с гимнастической палкой
вперед, за голову, перед грудью; наклоны туловища вперед, назад, влево, вправо с
различными положениями гимнастической палки;приседание с гимнастической палкой в
различном положении.
-с большими обручами: (приседание с обручами в руках, повороты направо, налево,
вперед, назад (при хвате обруча двумя руками); пролезание в обруч на месте, переход и
перепрыгивание из одной обозначенной зоны в другую (из одного лежащего обруча в
другой, не задевая обруч); вращение обруча на вытянутой руке, вокруг талии.
-с малыми мячами: (подбрасывание мяча левой (правой) рукой под правой (левой)
рукой, и ловля его; удары мяча о пол правой и левой рукой; броски мяча о стену, и ловля
его после отскока; переменные удары мяча о пол левой и правой рукой; перебрасывание
мяча в парах.
-с набивными мячами (вес 2 кг): (передача мяча слева направо, и справа налево стоя
в кругу; подбрасывание мяча вверх и его ловля; повороты туловища налево, направо с
различными положениями мяча; приседание с мячом: мяч вперед, мяч за голову, на
голову; прыжки на двух ногах (мяч у груди).
-переноска груза и передача предметов: (передача набивного мяча весом 2 кг в
колонне и шеренге; эстафеты с переноской и передачей 2—3 набивных мячей на
расстояние до 20 м;
Упражнения для развития пространственно-временной ориентировки и
точности движений: Ходьба по диагонали по начерченной линии. Поворот кругом без
контроля зрения. Ходьба «змейка» по начерченным линиям. Прохождение расстояния до
3 м от одного ориентира до другого с открытыми глазами за определенное количество
шагов и воспроизведение дистанции за столько же шагов без контроля зрения. Ходьба по
ориентирам, начерченным на гимнастическом бревне. Прыжки назад, влево и в
обозначенное место. Легкий бег на месте от 5 до 10 с. (Начало и окончание бега
определяется учителем.) Повторить задание, но остановиться самостоятельно. Прыжками
на двух ногах преодолеть расстояние 5—6 м до черты.
Упражнения на гимнастической стенке
Наклоны вперед, влево, вправо, стоя боком к стенке. Прогибание туловища, стоя
спиной к стенке. Взмахи ногой назад, держась за рейку руками на высоте груди, пояса.
Акробатические упражнения
Кувырок вперед и назад. Стойка на лопатках. «Мост» из положения лежа на спине.
Танцевальные упражнения
Ходьба с сохранением правильной осанки под музыку. Танцевальный шаг с
подскоком, приставной шаг вперед, в сторону, шаг галопом.
Лазание и перелезание
Лазание по гимнастической стенке вверх и вниз с изменением способа лазания.
Лазание по гимнастической стенке по диагонали. Лазание по наклонной гимнастической
скамейке под углом 45°. Подлезание под несколько препятствий. Лазание по канату
произвольным способом.
Равновесие
Ходьба по гимнастической скамейке с ударами мяча о пол, с подбрасыванием и
ловлей мяча. Равновесие на левой (правой) ноге без поддержки. Ходьба приставными
шагами по бревну с перешагиванием через веревочку (выс. 20-30 см.)
Лыжная подготовка
Теоретические сведения
Сведения о применении лыж в быту. Занятия на лыжах как средство закаливания
организма. Как бежать по прямой и по повороту.
Практическая часть
Построение в одну колонну. Передвижение на лыжах под рукой; с лыжами на
плече. Поворот на лыжах вокруг носков лыж. Передвижение ступающим и скользящим
шагом. Спуск со склонов в низкой и основной стойке. Подъем по склону «лесенкой».
Передвижение на скорость на отрезке 40-60 м.Передвижение на лыжах до 1 км.
Межпредметные связи
Математика. Единицы длины: метр, километр. Соотношения между единицами
длины: 1 м = 100 см = 1000 мм, 1 км = 1000 м.
Развитие устной речи. Самостоятельный последовательный рассказ о правилах
игры, выполненном упражнении. Заучивание наизусть 6—7 речевок, считалок.
Формы организации учебных занятий
Индивидуальная, спортивные соревнования и праздники, самостоятельные занятия
физическими упражнениями (домашнее задание).
Основные виды учебной деятельности
Игровой,
познавательный,
проблемно-ценностное
общение,
спортивнооздоровительная деятельность, проектная деятельность, коммуникативная деятельность,
эстетическая, ценностно-ориентировочная, написание рефератов, тестов, презентаций,
кроссвордов.
Планируемые результаты освоения учебного предмета
Личностныу УУД:
– чувство гордости за свою Родину; гордиться школьными успехами и достижениями как
собственными, так и своих товарищей;
– уважительное отношение к иному мнению, истории и
культуре других народов;
– понимать личную ответственность за свои поступки на основе представлений об
этических нормах и правилах поведения в современном обществе.
– сотрудничествосо взрослыми и сверстниками;
– установка на безопасный, здоровый образ жизни;
Регулятивные:
- формирование умения понимать причины успеха/неуспеха учебной деятельности
способности конструктивно действовать даже в ситуациях неуспеха;
- умение договариваться о распределении функций и ролей в совместной
деятельности;
- адекватно оценивать собственное поведение и поведение окружающих;
- готовность конструктивно разрешать конфликты посредством учета интересов сторон и
сотрудничества;
- овладение базовыми предметными и межпредметными понятиями, отражающими
существенные связи и отношения между объектами и процессами.
Коммуникативные:
-договариваться и приходить к общему решению в совместной деятельности, в том числе
в ситуации столкновения интересов;
-контролировать действия партнёра;
-общение и взаимодействие со сверстниками на принципах взаимоуважения и
взаимопомощи, дружбы и толерантности.
Познавательные учебные действия:
- дифференцированно воспринимать окружающий мир, его временно-пространственную
организацию;
- использовать в жизни и деятельности некоторые межпредметные знания, отражающие
несложные, доступные существенные связи и отношения между объектами и процессами.
Календарно – тематическое планирование
(34 часа в год, 1 час в неделю)
№
п/п
Тема занятия
1
2
3
4
Высокий старт. Бег 30 м. Бег с ускорением до 50 метров
Низкий старт. Стартовый разгон. Бег на результат 60 метров
Прыжок в длину с разбега способом согнув ноги
Кроссовая подготовка
5
6
7
Прыжок в длину с места
Метание мяча на дальность с разбега
Стойка и передвижения игрока. Ловля и передача мяча двумя руками от
груди
Ведение мяча шагом, бегом, змейкой, с изменением скорости и
направления движения
Повороты с мячом. Передачи мяча одной рукой сбоку, снизу, от плеча
Броски мяча одной рукой от головы, от плеча. Броски мяча по кольцу
одной рукой от головы и от плеча.
Ходьба в различном темпе по диагонали и противоходом налево, направо.
Выполнение ходьбы по гимнастической скамейке с ударами мяча о пол и
его ловлей, с подбрасыванием и ловлей мяча.
Выполнение лазания по гимнастической стенке вверх и вниз с изменением
способа лазания по инструкции учителя.
Стойка на лопатках перекатом назад из упора присев.
Кувырок вперёд и назад. Стойка на лопатках
Мост из положения стоя с помощью учителя
Акробатические элементы из 2-3 упражнений
8
9
10
11
12
13
14
15
16
Количес
тво
часов
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
Одновременный бесшажный и двушажный ход
Попеременный двухшажный ход
Спуски и подъёмы различной крутизны
Подъем на склон скользящим шагом.
Торможение плугом и упором
Подъемы ёлочкой и полуёлочкой
Прохождение дистанции 2 -3 км с чередованием лыжных ходов
Спуски в низкой и основной стойке
Изучение правил игры в пионербол. Обучение нападающему удару двумя
руками сверху в прыжке.
Обучение подаче мяча двумя руками снизу, боковая подача.
Обучение броску мяча двумя руками сверху с двух шагов (трех шагов) в
движении.
1
1
1
1
1
1
1
1
1
28
Ведение мяча шагом, бегом, змейкой, с изменением скорости и
направления движения
1
29
Действия игроков в защите
1
30
Броски мяча по кольцу одной рукой от головы и от плеча
1
31
Высокий старт. Стартовый разгон. Бег 30 м. Бег 60 метров
1
32
Метание теннисного мяча в цель и на дальность
2
33
Прыжки в длину с 7 - 9 шагов разбега
2
34
Прыжок в длину с места
1
17
18
19
20
21
22
23
24
25
26
27
1
1