Технология 5 класс

МИНИСТЕРСТВО ПРОСВЕЩЕНИЯ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
Министерство образования Свердловской области
МО Пелым
МКОУ СОШ № 1

РАССМОТРЕНО
на педагогическом совете
Протокол № 1 от 26 августа 2025г.

УТВЕРЖДАЮ
Директор МКОУ СОШ №1
__________________ /СмирноваТ.А./
Приказ № 72от 26 августа 2025г.
Вводится в действие с 01.09.2025г

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА
2025-2026 учебный год

Технология
основное общее образование (для обучающихся с УО)
5 класс

Пелым 2025

ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
Адаптированная рабочая программа по подготовке младшего обслуживающего
персонала согласно учебного плана относится к образовательной области «Технологии».
Основное общее образование в современных условиях призвано обеспечить
социальную адаптацию обучающихся на основе приобретения ими опыта в сфере учения,
познания, профессионально-трудового выбора, личностного развития, ценностных
ориентаций. В программе
уделяется внимание развитию у школьников
доброжелательности, честности, тактичности, терпения.
Цель курса- формирование умений и компетенций для практической работы по
группе занятий «неквалифицированные рабочие».
Основной задачей курсаявляется целенаправленная подготовка к взрослой жизни,
снижению уровня опеки со стороны близких и окружающих подростка людей, а также
формирования максимально возможного уровня самостоятельности, обеспечение
возможности трудоустройства.
Цель предмета:
 подготовка учащейся к профессиям обслуживающего труда, основным
содержанием которых является уборка квартир, производственных, служебных,
медицинских учреждений, салонов транспорта, работа в пищеблоках, прачечных.
Задачи предмета:
 научить выполнять определённые программой виды работ по алгоритму;
 сформировать навыки безопасного поведения при работе с устройствами,
механизмами, химическими средствами;
 сформировать элементарные коммуникативные навыки, обеспечивающие
возможность работы в небольшом коллективе;
 обеспечить получение опыта деятельности;
 передать технологию выбора моющих средств, в зависимости от материала и вида
работ;
 передать технологию выбора алгоритма в зависимости от вида работ.
Адаптированная рабочая программа рассчитана на учащихся 5 класса. Срок реализации 1
год. Занятия по данной программе проводятся в форме урока (40 мин). В 5 классе
отведено 102 часов год (3 часа в неделю)
Программа по подготовке младшего обслуживающего персонала определяет содержание
предмета и последовательность его прохождения по годам, учитывает особенности
познавательной деятельности детей, обучающихся по программе VIII вида. Она
способствует социальной адаптации учащихся, которые в силу особенностей своих
дефектов не могут заниматься производительным трудом. Занятия по труду предполагают

коррекцию личности умственно отсталого ребёнка, практическую подготовку к
самостоятельной жизни и труду; формирование знаний, умений и навыков,
способствующих обслуживанию себя и других.
Учебно-методический
комплект
«Технология.
Подготовка
младшего
обслуживающего персонала» для 5 класса включает рабочую программу, учебник и
рабочую тетрадь, методическое пособие для учителя и обеспечивает достижение
требований к результатам освоения основной общеобразовательной программы основного
общего развития, направленных на формирование общей культуры, адаптации личности к
жизни в обществе, создание основы для осознанного освоения профессиональных
образовательных программ.
Материал рабочей программы и учебника сгруппирован в модули:
 Сохранение и поддержка здоровья.
 Уход за одеждой и обувью.
 Работа на пришкольной территории.
 Уход за комнатными растениями.
 Уборка помещения. Мытье полов.
 Проверь себя.
Объем содержания модулей определяется логикой освоения видов деятельности
младшего обслуживающего персонала и освоенностью отдельных функций в 5-8 классах.
При выделении самостоятельных модулей программа построена концентрически: знания,
осваиваемые в одном разделе, формируют мотивацию для освоения определенных
практических навыков, дополняются в других модулях. Это позволяет постепенно
усложнять содержание изучаемого материала и закреплять сформированные навыки и
умения.
При обучении следует использовать специфические методы: опираться на
наглядные примеры, включать в подготовительную деятельность предметные действия,
проговаривание вслух, работать с демонстрационными технологическими картами,
использовать наглядные средства обучения, дидактический материал, дидактические
игры. Особое внимание уделяется повторению учебного материала.
Важно приучать учащуюся продумывать план предстоящей работы, оценивать
выполненную работу на уроке. Необходимо правильно организовать предварительную
ориентировку в задании и планирование с опорой на наглядное пособие, инструкционную
или технологическую карту. Работа по развитию речи осуществляется при планировании
работы, устном отчёте о выполненной работе.
Планируемые результаты освоения курса.
Личностные:
• проявление познавательного интереса и активности в данной области предметной
технологической деятельности;
• мотивация учебной деятельности;
• самоопределение в выбранной сфере будущей профессиональной деятельности;
• смыслообразование (установление связи между мотивом и целью учебной
деятельности);
• самооценка умственных и физических способностей для труда в различных сферах с
позиций будущей социализации;
• нравственно-эстетическая ориентация;
• реализация творческого потенциала в духовной и предметно-продуктивной

деятельности;
• экологическое сознание (знание основ здорового образа жизни, здоровьесберегающих
технологий, правил поведения в чрезвычайных ситуациях, бережное отношение к
природным и хозяйственным ресурсам).
Учебная деятельность на уроках технологии, имеющая практико-ориентированную
направленность, предполагает освоение учащимися совокупности знаний по теории
(понятия и термины), практике (способы и технологии выполнения изделий), способам
осуществления учебной деятельности (применение инструкции, выполнение изделия в
соответствии с правилами и технологиями), что обусловливает необходимость
формирования широкого спектра УУД.
Метапредметные:
Познавательные УУД:
• алгоритмизированное планирование процесса познавательно-трудовой деятельности;
• определение адекватных имеющимся организационным и материально-техническим
условиям способов решения учебной или трудовой задачи на основе заданных
алгоритмов;
• моделирование технических объектов и технологических процессов;
• общеучебные и логические действия (анализ, синтез, классификация, наблюдение,
построение цепи рассуждений, доказательство, выдвижение гипотез и их обоснование);
• исследовательские и проектные действия;
• осуществление поиска информации с использованием ресурсов библиотек и Интернета;
• выбор наиболее эффективных способов решения учебных задач;
• формулирование определений понятий;
• соблюдение норм и правил культуры труда в соответствии с технологической культурой
производства;
• соблюдение норм и правил безопасности познавательно-трудовой деятельности и
созидательного труда;
Коммуникативные УУД:
• организовывать и планировать учебное сотрудничество, слушать и выступать,
проявлять инициативу, принимать решения;
•владение речью;
Регулятивные УУД:
• целеполагание и построение жизненных планов во временной перспективе;
• самоорганизация учебной деятельности (целеполагание, планирование,
прогнозирование, самоконтроль, самокоррекция, волевая регуляция, рефлексия);
•саморегуляция.

СОДЕРЖАНИЕ УЧЕБНОГО МАТЕРИАЛА
Введение
Кабинет обслуживающего труда: оборудование, правила работы и поведения.
Модуль 1 «Сохранение и поддержка здоровья»
Личная гигиена. Правила здорового образа жизни.

Понятие о личной гигиене. Где живут микробы. Ежедневные гигиенические процедуры.
Гигиенический душ, ванна, баня. Режим сна. Прием лекарств. Противопоказания и
аллергия при приеме лекарств. Гигиена зрения. Меры предупреждения заболеваний
органов зрения. Виды помощи: врачебная, доврачебная. Виды медицинских учреждений:
поликлиника, больница, аптека. Способы вызова врача на дом. Листы
нетрудоспособности. Домашняя аптечка. Средства доврачебной помощи: термометр,
тонометр.
Гигиена рук
Алгоритм гигиенического мытья рук. Гигиена рук в течение дня. Уход за руками. Выбор
средств и способов защиты рук во время работы. Выбор средств и способов защиты рук во
время работы. Оказание первой помощи при порезах и уколах рук.
Предметы и средства личной гигиены
Предметы и средства личной гигиены. ТБ при использовании средств личной гигиены.
Модуль 2 «Уход за одеждой и обувью»
Назначение одежды, хранение и уход
Назначение одежды: повседневная, деловая, рабочая, домашняя.Дрескод. Сезонная
одежда: летняя, зимняя, демисезонная. Предметы индивидуального пользования.
Хранение белья, режимы смены. Содержание в чистоте личных вещей. Назначение
рабочей одежды. Защита рук и головы во время работы.
Обувь: назначение, хранение и уход
Виды обуви, назначение. Сезонная обувь: летняя, зимняя, демисезонная. Обувь по
назначению: спортивная, домашняя, рабочая. Обувь из разных материалов. Ежедневный
уход за обувью. Сушка мокрой обуви. Хранение спецодежды и обуви.
Уход за одеждой и обувью: стирка, чистка.
Ручная стирка одежды. Чтение ярлыков. Приспособления для стирки. Средства для
ручной стирки белья. Подготовка к стирке носков. Правила стирки носков.
Модуль 3 «Работа на пришкольной территории»
Пришкольный участок
Устройство пришкольного участка. Особенности территории в разное время года. Два
режима работы на территории. Выбор одежды для работы на пришкольном участке.
Инвентарь для уборки территории. Выбор инвентаря с учетом сезона и вида работ.
Хранение и уход за инвентарем.
Утилизация твердых бытовых и природных отходов
Отходы природы и человека. Из чего состоит бытовой мусор. Подготовка бытовых
отходов к переработке. Утилизация – получение из отходов пользы. Сортировка бытовых
отходов. Природные отходы. Уличный смет.
Уход за газоном и дорожками с разным покрытием
Уход за газоном. Дорожки с твердым покрытием. Правила летней уборки дорожек с
твердым покрытием. Дорожки с сыпучим и сборным покрытием. Уборка дорожек в
зимнее время. Особенности снегоочистки дорожек с разным покрытием. Скол льда и
устранение скользких дорожек. Меры осторожности при использовании антигололедных
средств.
Модуль 4 «Уход за комнатными растениями»
Комнатные растения
Условия, необходимые для жизни и роста растений.Особенности листьев комнатных
растений.Инвентарь для комнатных растений.Украшение кашпо для комнатных растений
Уход за комнатными растениями.

Модуль 5 «Уборка помещений. Мытье полов»
Общие сведения о жилье
Виды жилых помещений в городе и селе.Назначение жилых помещений.Правила
пользования мусорными контейнерами.Помещение школы.Влажная уборка школьных
помещений.
Гигиенические требования к жилому помещению, уборка
Уборочный инвентарь: содержание, хранение. Моющие средства: виды. Техника
безопасности использования моющих и чистящих средств. Виды полов. Особенности
мытья полов из разных материалов. Средства защиты при мытье полов. Порядок мытья
полов.
Работа с бумагой:
- бумага: виды, назначение;
- измерительная линейка, угольник: устройство, назначение, правила пользования;
- клей: назначение, свойства;
- ножницы канцелярские: устройство, безопасное пользование;
- изделия: аппликации «Жилая комната»;
- разметка деталей, вырезание и наклеивание деталей.
Работа с тканью:
- ткань: применение, виды, названия, лицевая и изнаночная стороны, долевые и
поперечные срезы;
- требования к выполнению шва «вперёд иголку»;
- электроутюг: назначение, устройство, пользование, правила безопасности при
обращении;
- изделие: салфетка для протирки мебели, обработанная швом вподгибку с закрытым
срезом;
- утюжка изделия.
Тематическое планирование в 5 классе
№ п/п
1

Тема
Введение
Модуль 1 «Сохранение и поддержка здоровья»

2
3
4
5
6
7
8
9
10

Личная гигиена
Гигиена рук
Почему важно соблюдать гигиену рук в течение дня
Уход за руками
Предметы и средства личной гигиены
Практические работы. Работа с бумагой.
Правила безопасной работы с бумагой, ножницами, клеем. Бумага, виды
(писчая, цветная), назначение.
Аппликация «Жилая комната» Рисование элементов мебели цветными
карандашами.
Вырезание и наклеивание деталей.
Картон. Свойства и применение.

11
12
13
14
15
16
17
18
19
20
21
22
23
24
25
26
27
28
29
30
31
32
33
34
35
36
37
38
39
40
41
42
43
44
45
46
47
48
49
50
51
52

Изготовление развёртки коробки по шаблону.
Вырезание развёртки ножницами.
Склеивание угловых соединений изделия.
Оклеивание боковой поверхности коробки.
Работа с бросовым материалом. Поделки из бумажных упаковок.
Работа с бросовым материалом. Поделки из бумажных упаковок.
Модуль 2 «Уход за одеждой и обувью»
Зачем нужна специальная одежда
Защита рук и головы во время работы
Правила ухода за одеждой и обувью
Ручная стирка одежды
Средства для ручной стирки одежды
Подготовка к стирке носков
Стирка носков
Ежедневный уход за обувью
Сушка мокрой обуви
Хранение одежды
Хранение спецодежды и обуви
Практические работы. Работа с бросовым материалом.
Изготовление поделки из пластиковой упаковки.
Изготовление поделки из спичечных коробков.
Изготовление поделки из дисков.
Изготовление поделки из природного материала.
Изготовление поделки из природного материала.
Модуль 3 «Работа на пришкольной территории»
Устройство пришкольного участка
Территория школьного участка в разные сезоны
Два режима работы на территории
Отходы природы и человека
Подготовка бытовых отходов к переработке
Сортировка бытовых отходов
Настольная игра
Инвентарь для уборки территории
Почему природные отходы нельзя сжигать
Практические работы. Работа с тканью.
Правила безопасности при работе с тканью. Ткань: применение, виды,
названия видов ткани.
Виды пуговиц. Пришивание пуговицы со сквозными отверстиями.
Изготовление салфетки из ткани. Выполнение чертежа салфетки.
Вырезание выкройки. Проверка выкройки измерением, сложением сторон.
Обработка краёв салфетки.
Изучение видов швов
Изучение видов швов
Украшение салфетки вышивкой.
Украшение салфетки вышивкой.
Украшение салфетки вышивкой.

53
54
55
56
57
58
59
60
61
62
63
64
65
66
67
68
69
70
71
72
73
74
75
76
77
78
79
80
81
82
83
84
85
86
87
88
89
90
91

Украшение салфетки вышивкой.
Электроутюг: назначение, устройство, пользование. Правила безопасности
при обращении. Утюжка салфетки.
Что такое уличный смёт
Уход за газоном
Дорожки с твёрдым покрытием
Дорожки с сыпучим и сборным покрытием
Уборка дорожек в зимнее время: снегоуборка
Скол льда и устранение скользкости дорожек
Как работа на территории зависит от сезона и погоды
Комплекс работ по уборке территории
Модуль 4 «Уход за комнатными растениями»
Что необходимо для жизни растений
Особенности листьев комнатных растений
Ёмкости и инвентарь для комнатных растений
Что такое уход за комнатными растениями
Практические работы
Правила безопасности при работе с картоном и бумагой. Угольник
чертежный: назначение, применение, пользование.
Открытая прямоугольная коробка из картона. Разметка развертки коробки
по заданным размерам с помощью линейки и угольника.
Вырезание развертки и клапанов. Рицевание линий сгиба.
Складывание коробки и приклеивание клапанов
Способ получения геометрического орнамента в один прием. Разметка
сложенной полосы по шаблону.
Вырезание узора ножницами. Приклеивание орнамента
Модуль 5 «Уборка помещений. Мытье полов»
Помещения школы
Уборочный инвентарь для мытья полов
Влияние моющих средств на здоровье
Виды полов
Мытьё полов
Средства защиты при мытье полов
Как уменьшить количество грязи и пыли с улицы
Изонить
Как и когда возникло искусство изонити
Знакомство с техникой изонити: угол, окружность
Построение угла, разметка угла
Заполнение угла по схеме
Построение и разметка окружности
Заполнение окружности по схеме, образцу
Заполнение треугольника
Составление геометрического узора
Разметка узора
Изготовление салфетки - прихватки
Изготовление салфетки - прихватки

92
93
94
95
96
97
98
99
100
101
102

Изготовление салфетки - прихватки
Изготовление салфетки - прихватки
Раздел « Отходы природы и человека»
Отходы природы и человека
Отходы нельзя сжигать
Сортировка бытовых отходов. Упражнения в сортировке отходов по
материалам
Инвентарь для уборки мусора
Выбор инвентаря с учетом сезона и вида работ
Уход за газонами и дорожками.
Сбор мусора граблями
Уборка школьных помещений.
Проверь себя


Наверх
На сайте используются файлы cookie. Продолжая использование сайта, вы соглашаетесь на обработку своих персональных данных (согласие). Подробности об обработке ваших данных — в политике конфиденциальности.

Функционал «Мастер заполнения» недоступен с мобильных устройств.
Пожалуйста, воспользуйтесь персональным компьютером для редактирования информации в «Мастере заполнения».