Русский язык 7класс

МИНИСТЕРСТВО ПРОСВЕЩЕНИЯ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
Министерство образования Свердловской области
МО Пелым
МКОУ СОШ № 1

РАССМОТРЕНО
на педагогическом совете
Протокол № 1_от 26_августа 2025г.

УТВЕРЖДАЮ
Директор МКОУ СОШ №1
__________________ /СмирноваТ.А./
Приказ № 72_ от 26 _ августа 2025г.
Вводится в действие с 01.09.2025г

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА
2025-2026 учебный год
Русский язык
основное общее образование (для обучающихся с УО)
7 класс

Учитель: Дядькова Т.В.
Пелым 2025

ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
Рабочая программа по русскому языку для 7 класса составлена на основании программы специальных (коррекционных) образовательных
учреждения VIII вида под ред. В.В. Воронковой 5-9 классы.
Учебника «Русский язык». 7 класс: учебник для общеобразовательных организаций, реализующих адаптированные основные
общеобразовательные программы / Э.В. Якубовская, Н.Г. Галунчикова. – М.: Просвещение, 2022. -254 с.
Программа по русскому языку и развитию речи направлена на разностороннее развитие личности учащейся, способствует её умственному
развитию, обеспечивают гражданское, нравственное, эстетическое воспитание.
Программа содержит материал, помогающий учащейся достичь того уровня общеобразовательных знаний и умений, который необходим
для социальной адаптации.
Цели:
Развитие речи, мышления, воображения учащейся, способности выбирать средства языка в соответствии с условиями общения;
Формирование достаточно прочных навыков грамотного письма;
Умение последовательно излагать свои мысли в устной и письменной речи.
Быть социально адаптированной в плане общего развития и сформированности нравственных качеств.
Задачи:
Выработать прочные навыки грамотного письма на основе изучения элементарного курса грамматики;
Сформировать практически значимые орфографические и пунктуационные навыки;
Сформировать навык построения простого предложения разной степени распространенности и сложного предложения;
Совершенствовать умение пользоваться устной и письменной речью, правильно и последовательно излагать свои мысли в устной и
письменной форме;
Ознакомить с правилами делового письма;
Воспитывать интерес к родному языку;
Развивать нравственные качества обучающейся.
Общая характеристика учебного предмета
Принцип коррекционной направленности обучения является ведущим. Поэтому особое внимание обращено на коррекцию имеющихся у
учащейся специфических нарушений, на коррекцию всей личности в целом.
Данная рабочая программа по русскому языку имеет коммуникативную направленность. В связи с этим на первый план выдвигаются задачи

развития речи учащейся как средства общения и как способа коррекции мыслительной деятельности.
Программа обеспечивает необходимую систематизацию знаний. Программный материал расположен концентрически: основные части речи,
обеспечивающие высказывание (имя существительное, имя прилагательное, глагол, местоимение), включены в содержание 7 и
последующих классов с постепенным наращиванием сведений по каждой из названных тем.
Изучение слова, словообразующей роли значимых частей слова направлено на обогащение и активизацию словаря учащейся. В процессе
упражнений формируются навыки правописания. Большое значение имеет морфемный разбор, сравнительный анализ слов и др.
Части речи изучаются в том объеме, который необходим учащейся для выработки практических навыков устной и письменной речи,
формирования навыков грамотного письма.
Изучение предложений имеет особое значение для подготовки умственно отсталого ученика к самостоятельной жизни, к общению.
Необходимо организовать работу так, чтобы в процессе упражнений формировать у ученицы навыки построения простого предложения
разной степени распространенности и сложного предложения. Одновременно закрепляются орфографические и пунктуационные навыки.
Большое внимание уделяется формированию связной письменной речи, так как возможности умственно отсталых школьников излагать свои
мысли в письменной форме весьма ограничены. В связи с этим ведется постоянная работа над развитием их фонематического слуха и
правильного произношения, обогащением и уточнением словаря, обучением построению предложений, связному устному и письменному
высказыванию. Школьнице прививаются навыки делового письма (оформление деловых бумаг). В то же время предусматривается
формирование навыков четкого, правильного, логичного и достаточно краткого изложения своих мыслей в письменной форме. Уделяется
внимание и графическим навыкам, то есть четкому и аккуратному письму.
Описание места учебного предмета в учебном плане.
Адаптированная программа «Русский язык» для 7-ого класса рассчитана на 3 часа в неделю, 102 часа в год, 34 недели.
Планируемые результаты
Личностные результаты изучения курса «Письмо и развитие речи»
Осознание языка как основного средства человеческого общения.
Восприятие русского языка как явления национальной культуры.
Понимание того, что правильная устная и письменная речь есть показатели индивидуальной культуры человека.
Способность к самооценке на основе наблюдения за собственной речью.
Формирование речевых умений и навыков, для обеспечения речевой деятельности на родном языке.
Расширение активного и пассивного словарного запаса обучающейся.
Метапредметные результаты изучения курса «Письмо и развитие речи»

Регулятивные БУД
Определять цель деятельности на уроке с помощью учителя и самостоятельно.
Учиться обнаруживать и формулировать учебную проблему совместно с учителем.
умение использовать язык с целью поиска необходимой информации в различных источниках для решения учебных задач;
Учиться планировать учебную деятельность на уроке.
Высказывать свою версию, пытаться предлагать способ её проверки (на основе продуктивных заданий в учебнике).
Самостоятельно формулировать задание при работе с учебником и рабочей тетрадью: определять его цель, планировать алгоритм его
выполнения, корректировать работу по ходу его выполнения, самостоятельно оценивать.
Использовать при выполнения заданий различные средства: дополнительную литературу, источники по письму и развитию речи. С
помощью учителя давать самооценку своей деятельности.
Определять успешность выполнения своего задания в диалоге с учителем.
Познавательные БУД
Ориентироваться в учебнике: планировать свою работу по изучению незнакомого материала.
Самостоятельно предполагать, какая дополнительная информация будет нужна для изучения незнакомого материала, отбирать
необходимые источники информации среди предложенных учителем словарей, справочников, электронных пособий.
Сопоставлять и отбирать информацию, полученную из различных источников (словари, энциклопедии, справочники, электронные диски,
сеть Интернет).
Самостоятельно делать выводы, перерабатывать информацию, преобразовывать её, представлять информацию сообщений с помощью
учителя.
Составлять план текста. Уметь передавать содержание в сжатом, выборочном или развёрнутом виде.
Добывать новые знания: извлекать информацию, представленную в разных формах: текст, таблица, схема, иллюстрация и др.
Средством формирования этих действий служит учебный материал и задания учебника.
Коммуникативные БУД
Донести свою позицию до других: оформлять свою мысль в устной и письменной речи (на уровне одного предложения или небольшого
текста).
Слушать и понимать речь других.
Вступать в диалог на уроке и в жизни.
Сотрудничать со сверстниками при выполнении заданий в паре, группе: устанавливать очерёдность действий; осуществлять
взаимопроверку; обсуждать совместное решение (предлагать варианты, сравнивать способы вычисления или решения задачи).
умение выбирать адекватные языковые средства для успешного решения коммуникативных задач (диалог, устные монологические
высказывания, письменные тексты) с учетом особенностей разных видов речи и ситуаций общения;

Средством формирования этих действий служит технология проблемного диалога (побуждающий и подводящий диалог) и технология
продуктивного чтения.
Предметные результаты освоения предмета
Учащаяся должна знать:
• главные и второстепенные (без конкретизации) члены предложения;
• название частей речи, их значение;
• наиболее распространенные правила правописания слов.
Учащаяся должна уметь:
• писать под диктовку текст, применять правила проверки написания слов;
• разбирать слова по составу, образовывать слова с помощью приставок и суффиксов;
• различать части речи;
• определять род, число, падеж, склонение имён существительных
• находить имя прилагательное в тексте, определять род, число, падеж имени прилагательного.
• находить местоимение в тексте,
• находить глаголы в тексте, изменять их по временам и числам, писать частицу не с глаголами.
• строить простое распространенное предложение, простое предложение с однородными членами, сложное
предложение;
• писать изложение и сочинение;
• оформлять деловые бумаги;
• пользоваться школьным орфографическим словарем.

Содержание предмета
«РУССКИЙ ЯЗЫК И РАЗВИТИЕ УСТНОЙ РЕЧИ»
№ п/п
1

Раздел предмета
Повторение.
Звуки и буквы. Текст.
Гласные и согласные звуки. Согласные твёрдые и мягкие. Правописание Ь и Ъ знаков.
Обозначение мягкости согласных с помощью Ь.

Кол-во часов на
раздел
5

2

3

Предложение. Главные и второстепенные члены предложения. Распространённые и
нераспространённые предложения. Сложное предложение. Простое предложение с союзами и,
а, но. Распространённые и нераспространённые предложения. Сложное предложение с
союзами и, а, но.
Слово. Состав слова. Текст.
Состав слова. Корень, приставка, суффикс, окончание. Безударные гласные в корне слова.
Гласные и согласные в приставках. Непроизносимые согласные в корне слова. Правописание
звонких и глухих согласных в корне слова и др.
Части речи. Текст.
Имя существительное.
Имя существительное как часть речи. Род, число, падеж. Имена существительные собственные
и нарицательные. Имена существительные одушевлённые и неодушевлённые. Склонение имён
существительных в единственном числе. Правописание падежных окончаний
существительных 1,2,3 – го склонения. Правописание Ь у существительных мужского и
женского рода.
Имя прилагательное.
Согласование имён прилагательных с именами существительными. Имя прилагательное как
часть речи. Безударное падежное окончание имён прилагательных. Склонение имён
прилагательных мужского и среднего рода. Склонение имён прилагательных женского рода.
Склонение имён прилагательных множественного числа. Правописание падежных окончаний
имён прилагательных множественного числа.
Местоимение.
Местоимение как часть речи. Личные местоимения 1, 2, 3-го лица
Личные местоимения множественного числа. Склонение и правописание местоимений
единственного и множественного числа. Правописание буквы Н в местоимениях 3 – го лица
после предлогов. Личные местоимения 2 – го лица. Личные местоимения 3 – го лица.
Раздельное написание предлогов с местоимениями. Личные местоимения 1 – го лица.
Глагол.
Время глагола. Настоящее время глагола. Глагол как часть речи.
Изменение глаголов по числам. Изменение глаголов прошедшего времени по родам и числам.
Изменение глаголов прошедшего времени во множественном числе. Правописание
частицы НЕ с глаголами. Изменение глаголов по лицам. Правописание -ся, -сь в глаголах.
Правописание личных окончаний глаголов во 2 – м лице единственного числа. Правописание

9

39

4

5

Итого

окончаний глаголов. Правописание глаголов в 3 – ем лице. Правописание -тся, -ться в
глаголах.
Предложение. Текст.
7
Простое предложение с однородными членами. Простое и сложное предложение. Однородные
члены предложения с повторяющимся союзом И, союзами А,НО. Сложное предложение.
Употребление союзов в сложном предложении. Обращение. Знаки препинания при обращении.
Повторение.
8
Предложение. Главные и второстепенные члены предложения. Состав слова. Правописание
гласных и согласных в корне слова. Части речи. Правописание падежных окончаний имён
существительных. Склонение личных местоимений. Правописание глаголов. Простое
предложение. Сложное предложение.
68

Тема
№
1
2
3.
4.
5
6
7

Звуки и буквы. Текст. Повторение.
Звуки и буквы .Текст. Повторение.
Звуки и буквы. Закрепление знаний.
Контрольные вопросы и задания
Работа над ошибками.
Правописание гласных и согласных в корне.
Правописание гласных и согласных в корне.

8
9
10
11
12
13
14
15

Правописание приставок.
Правописание приставок.
Сложные слова.
Сложные слова
Состав слова. Закрепление знаний.
Контрольные вопросы и задания
Работа над ошибками.
Существительное

Колво

Дата

10.09
15.09
17.09

16
17
18
19
20
21
22
23
24
25
26
27
28
29
30
31
32
33
34
35
36
37
38
39
40
41
42
43
44
45
46
47

Существительное
Три склонения существительных в единственном числе.
Три склонения существительных в единственном числе.
1-е склонение существительных в единственном числе.
1-е склонение существительных в единственном числе.
2-е склонение существительных в единственном числе.
2-е склонение существительных в единственном числе.
3-е склонение существительных в единственном числе.
3-е склонение существительных в единственном числе.
Существительное. Закрепление знаний.
Контрольные вопросы и задания.
Работа над ошибками.
Прилагательное
Прилагательное
Склонение прилагательных мужского и среднего рода
Склонение прилагательных мужского и среднего рода
Склонение прилагательных женского рода
Склонение прилагательных женского рода
Прилагательное. Закрепление знаний.
Контрольные вопросы и задания.
Работа над ошибками
Глагол
Глагол
Время и число глаголов
Время и число глаголов
Неопределенная форма глаголов
Неопределенная форма глаголов
Частица не с глаголами
Глагол. Закрепление знаний.
Контрольные вопросы и задания.
Работа над ошибками.
Местоимение

48
49
50
51
52
53
54
55
56
57
58
59
60
61-68

Местоимение
Лицо и число местоимений
Лицо и число местоимений
Местоимение. Закрепление знаний
Контрольные вопросы и задания
Работа над ошибками
Простое предложение
Простое предложение
Сложное предложение
Сложное предложение
Предложение. Текст. Закрепление знаний
Контрольные вопросы и задания
Работа над ошибками
Повторение

Система оценки освоения предмета «Русский язык и развитие устной речи»
При оценке устных ответов по письму и развитию речи принимаются во внимание:
а) правильность ответа по содержанию, свидетельствующая об осознанности усвоения изученного материала;
б) полнота ответа;
в) умение практически применять свои знания;
г) последовательность изложения и речевое оформление ответа.
Оценка«5»
ставится, обучающейся, если она обнаруживает понимание материала, может с помощью учителя обосновать, самостоятельно
сформулировать ответ, привести необходимые примеры; допускает единичные ошибки, которые сама исправляет.
Оценка«4»
ставится, если обучающаяся дает ответ, в целом соответствующий требованиям оценки «5», но допускает неточности в подтверждении
правил примерами и исправляет их с помощью учителя; делает некоторые ошибки в речи; при работе с текстом или разборе предложения
допускает 1-2 ошибки, которые исправляет при помощи учителя.
Оценка«3»
ставится, если обучающаяся обнаруживает знание и понимание основных положений данной темы, но излагает материал недостаточно
полно и последовательно; допускает ряд ошибок в речи; затрудняется самостоятельно подтвердить правила примерами и делает это с
помощью учителя; нуждается в постоянной помощи учителя.

При оценке письменных работ следует руководствоваться следующими нормами:
Оценка«5» ставится за работу без ошибок.
Оценка«4» ставится за работу с1-2 ошибками.
Оценка«3» ставится за работу с 3-5 ошибками.
В письменных работах не учитываются одно-два исправления или одна пунктуационная ошибка. Наличие трех исправлений или двух
пунктуационных ошибок на изученное правило соответствует одной орфографической ошибке. Ошибки на не пройденные правила
правописания также не учитываются.
За одну ошибку в диктанте считается:
а) повторение ошибок в одном и том же слове (например, в «лыжи» дважды написано на конце ы). Если же подобная ошибка на это правило
встречается в другом слове, она учитывается;
б) две не грубые ошибки: повторение в слове одной и той же буквы; недописывание слов; пропуск одной части слова при переносе;
повторное написание одного и того же слова в предложении.
Ошибки, обусловленные тяжелыми нарушениями речи и письма следует рассматривать индивидуально для каждого ученика.
Специфическими для них ошибками являются замена согласных, искажение звукобуквенного состава слов (пропуски, перестановки,
добавления, недописывание букв, замена гласных, грубое искажение структуры слова). При выставлении оценки все однотипные
специфические ошибки приравниваются к одной орфографической ошибке.
При оценке грамматического разбора следует руководствоваться следующими нормами:
Оценка«5» ставится ,если обучающаяся обнаруживает осознанное усвоение грамматических понятий, правил в процессе грамматического
разбора, работу выполняет без ошибок или допускает исправления.
Оценка«4» ставится, если обучающаяся в основном обнаруживает усвоение изученного материала, умеет применить свои знания, хотя
допускает 2-3ошибки.
Оценка«3» ставится, если обучающаяся обнаруживает недостаточное понимание изученного материала, затрудняется в применении своих
знаний, допускает 4-5 ошибок или не справляется с одним из заданий.
При оценке изложения и сочинения выводится одна оценка. Изложения дети пишут по готовому плану или составленному коллективно
под руководством учителя. При оценке изложений и сочинений учитывается правильность, полнота и последовательность передачи
содержания.
Оценка «5» ставится
обучающейся за правильное, полное, последовательное изложение авторского текста (темы) без ошибок в
построении предложений, употреблении слов; допускается 1-2 орфографические ошибки.
Оценка «4» ставится за изложение (сочинение), написанное без искажений авторского текста (темы), с пропуском второстепенных звеньев,
не влияющих на понимание основного смысла, без ошибок в построении предложений; допускается 3-4 орфографические ошибки.

Оценка«3» ставится за изложение (сочинение), написанное с отступлениями от авторского текста (темы), с 2-3 ошибками в построении
предложений и употреблении слов, влияющих на понимание смысла, с 5-6 орфографическими ошибками.
Основной список литературы
1.Воронкова В.В., Перова М.Н. Программа специальных(коррекционных) образовательных учреждений VIII вида гуманитарный
издательский центр " Владос", 2011 год.
2.Учебник «Русский язык» для 7 класса для общеобразовательных организаций, реализующих адаптированные основные
общеобразовательные программы / Э.В.Якубовская, Н.Г.Галунчикова. – М.: Просвещение, 2021г.
3.Рабочая тетрадь по русскому языку для 7 класса авторов Э.В.Якубовской, Н.Г.Галунчиковой. – М.: Просвещение,2021г.
Технические средства обучения
1.Ноутбук
2.Принтер
3.Экранно-звуковые пособия: видеофильмы и презентации по темам учебного предмета


Наверх
На сайте используются файлы cookie. Продолжая использование сайта, вы соглашаетесь на обработку своих персональных данных (согласие). Подробности об обработке ваших данных — в политике конфиденциальности.

Функционал «Мастер заполнения» недоступен с мобильных устройств.
Пожалуйста, воспользуйтесь персональным компьютером для редактирования информации в «Мастере заполнения».