Чтение 7 класс

МИНИСТЕРСТВО ПРОСВЕЩЕНИЯ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
Министерство образования Свердловской области
МО Пелым
МКОУ СОШ № 1

РАССМОТРЕНО
на педагогическом совете
Протокол №1 _ от26 _августа 2025г.

УТВЕРЖДАЮ
Директор МКОУ СОШ №1
__________________ /СмирноваТ.А./
Приказ №72 _ от 26_ августа 2025г.
Вводится в действие с 01.09.2025г

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА
2025-2026 учебный год
Чтение
основное общее образование (для обучающихся с УО)
7 класс

Учитель: Дядькова Т.В.

Пелым 2025

ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
Рабочая программа по чтению составлена на основе Программы специальной (коррекционной) образовательной школы VIII вида: 5-9 кл.:
В 2сб./Под ред. В.В. Воронковой. – М: Гуманитарный. изд. центр ВЛАДОС, 2011. – Сб.1. – 232с.
Предлагаемая программа ориентирована на учебник для общеобразовательных организаций, реализующих адаптированные основные
общеобразовательные программы / C.Ю.Ильина, Т.М.Головкина Чтение. Учебник для 7 кл. – М.: Просвещение, 2-е издание стереотипное,
2025. – 350 с.: ил.
Место предмета в учебном плане
Программа рассчитана на 68 учебных часов в год (2 часа в неделю, 34 недели)
Цели программы:
1. Выработка навыков правильного, беглого, выразительного и сознательного чтения и устной речи.
2. Совершенствование словесной системы мышления у обучающейся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями).
3.Коррекция недостатков и развитие диалогической и монологической форм устной речи у обучающейся с умственной отсталостью
(интеллектуальными нарушениями).
Задачи:
- научить ребёнка читать доступный её пониманию текст вслух и «про себя»;
- развивать у ученицы способность полноценно воспринимать художественное произведение, сопереживать героям, эмоционально
откликаться на
прочитанное
- учить ребёнка чувствовать и понимать образный язык художественного произведения, выразительные средства, создающие
художественный
образ, развивать образное мышление;
- формировать умение воссоздавать художественные образы литературного произведения, развивать творческое и воссоздающее
воображение
учащейся, и особенно ассоциативное мышление;
- развивать поэтический слух, накапливать эстетический опыт слушания произведений изящной словесности, воспитывать
художественный вкус;
- формировать потребность в постоянном чтении книги, развивать интерес к литературному творчеству, творчеству писателей, создателей
произведений словесного искусства;
- формировать эстетическое отношение ребёнка к жизни, приобщая его к классике художественной литературы;

- расширять кругозор ученицы через чтение книг различных жанров, разнообразных по содержанию и тематике, обогащать нравственноэстетический и познавательный опыт ребёнка;
- обеспечивать развитие речи и активно формировать навык чтения и речевые умения;
- работать с различными типами текстов;
- создавать условия для формирования потребности в самостоятельном чтении художественных произведений, формировать «читательскую
самостоятельность».
Результаты освоения курса
Личностные результаты:
-осознание себя как гражданина России; формирование чувства гордости за свою Родину;
-формирование уважительного отношения к иному мнению, истории и культуре других народов;
-развитие адекватных представлений о собственных возможностях, о насущно необходимом жизнеобеспечении;
-овладение начальными навыками адаптации в динамично изменяющемся и развивающемся мире;
овладение социально бытовыми умениями, используемыми в повседневной жизни;
-владение навыками коммуникации и принятыми нормами социального взаимодействия;
-способность к осмыслению социального окружения, своего места в нем, принятие соответствующих возрасту ценностей исоциальных
ролей;
-принятие и освоение социальной роли обучающегося, формирование и развитие социально значимых мотивов учебнойдеятельности;
-развитие навыков сотрудничества с взрослыми и сверстниками в разных социальных ситуациях;
Базовые учебные действия:
Регулятивные БУД
Определять цель деятельности на уроке с помощью учителя и самостоятельно.
Учиться обнаруживать и формулировать учебную проблему совместно с учителем.
умение использовать язык с целью поиска необходимой информации в различных источниках для решения учебных задач;
Учиться планировать учебную деятельность на уроке.
Высказывать свою версию, пытаться предлагать способ её проверки (на основе продуктивных заданий в учебнике).
Самостоятельно формулировать задание при работе с учебником и рабочей тетрадью: определять его цель, планировать алгоритм его
выполнения, корректировать работу по ходу его выполнения, самостоятельно оценивать.
Использовать при выполнения заданий различные средства: дополнительную литературу, источники по письму и развитию речи. С
помощью учителя давать самооценку своей деятельности.
Определять успешность выполнения своего задания в диалоге с учителем.
Познавательные БУД
Ориентироваться в учебнике: планировать свою работу по изучению незнакомого материала.
Самостоятельно предполагать, какая дополнительная информация будет нужна для изучения незнакомого материала, отбирать
необходимые источники информации среди предложенных учителем словарей, справочников, электронных пособий.
Сопоставлять и отбирать информацию, полученную из различных источников (словари, энциклопедии, справочники, электронные диски,

сеть Интернет).
Самостоятельно делать выводы, перерабатывать информацию, преобразовывать её, представлять информацию сообщений с помощью
учителя.
Составлять план текста. Уметь передавать содержание в сжатом, выборочном или развёрнутом виде.
Добывать новые знания: извлекать информацию, представленную в разных формах: текст, таблица, схема, иллюстрация и др.
Средством формирования этих действий служит учебный материал и задания учебника.
Коммуникативные БУД
Донести свою позицию до других: оформлять свою мысль в устной и письменной речи (на уровне одного предложения или небольшого
текста).
Слушать и понимать речь других.
Вступать в диалог на уроке и в жизни.
Сотрудничать со сверстниками при выполнении заданий в паре, группе: устанавливать очерёдность действий; осуществлять
взаимопроверку; обсуждать совместное решение (предлагать варианты, сравнивать способы вычисления или решения задачи).
умение выбирать адекватные языковые средства для успешного решения коммуникативных задач (диалог, устные монологические
высказывания, письменные тексты) с учетом особенностей разных видов речи и ситуаций общения;
Средством формирования этих действий служит технология проблемного диалога (побуждающий и подводящий диалог) и технология
продуктивного чтения.
Предметные результаты освоения курса:
Минимальный уровень:
- наизусть 4 - 5 стихотворений;
- читать вслух правильно, выразительно (про себя);
- выделять главную мысль произведения по наводящим вопросам учителя.
Достаточный уровень:
- наизусть 10 стихотворений
- читать осознанно, правильно, бегло, выразительно вслух;
- читать «про себя»;
- выделять главную мысль произведения;
- характеризовать главных действующих лиц;
- пересказывать содержание прочитанного
Содержание учебного предмета
Содержание чтения.
Произведения устного народного творчества (сказка, былина, предание, легенда).
Стихотворные и прозаические произведения отечественных и зарубежных писателей XIX - XXI вв.
Книги о приключениях и путешествиях. Художественные и научно-популярные рассказы и очерки.
Справочная литература: словари, книги-справочники, детская энциклопедия и пр.

Примерная тематика произведений: произведения о Родине, героических подвигах во имя Родины, об отношении человека к природе, к
животным, труду, друг другу; о жизни детей, их дружбе
и товариществе; о нравственно-этических понятиях (добро, зло, честь, долг, совесть, жизнь, смерть, правда, ложь и т.д.)
Давайте читать
С.Михалков «Как бы жили мы без книг», Е.Осетров «Слово в жемчугах»
М.Горький «Детство», К.Паустовский «Сказочник»
Д.Мамин-Сибиряк «Книжка с картинками», С.Маршак «Книжка про книжки»
Школьная страна
В.Железников «История с азбукой»
М.Дружинина «Дело чести»
А.Раскин «Как папу дразнили»
О.Колпакова «Дуэль наоборот»
С.Георгиев «Канат»
А.Дементьев «Друг познаётся в удаче»
Среди людей
В.Железников «Ночной ветер»
В.Воскобойников «Талисман для чемпиона»
Ю.Ермолаев «Билет»
А.Алексин «Как ваше здоровье?»
К.Паустовский «Стальное колечко»
Ю.Яковлев «Цветок хлеба»
Истоки мудрости
Русская народная песня «Ах, ты ноченька», «Дуня тонкопряха»
Бирманская народная сказка «Краб хвастун»
Корейская сказка «Жадный брат»
Русская народная сказка «Сивка Бурка»
Былина «Три поездки Ильи Муромца»
Они прославляли Отечество
А.Печёрская «Михаил Ломоносов»
С.Алексеев «Михаил Кутузов»
К.Рылеев «Любовь к отчизне»
Г.Кублицкий «У берегов Антарктиды»
В.Шевченко «Николай Иванович Пирогов»
Г.Титов «Наш Гагарин»
Люби всё живое
Н.Рубцов «У сгнившей лесной избушки»

Н.Носов «Зимородок»
Н.Рыленков «Зима, закат, избушка лесника»
По страницам русской классики
О.Корф «Иван Андреевич Крылов»
И.Крылов «Квартет», « Слон и Моська"
А.Слонимский «Поэты»
А.Пушкин «Няне», «Зимний вечер»
А.Толстиков «Бабушкин внук»
М.Лермонтов «Бородино»
А.Чудаков «В родительском доме»
А.Чехов «Ванька»
Е.Шкловский «…Весёлая, занятная, чудная штука – эта жизнь»
А.Куприн «Чудесный доктор»
Славен человек трудом
Жанровое разнообразие: народные и авторские сказки, басни, былины, легенды, рассказы, рассказы-описания, стихотворения.
Ориентировка в литературоведческих понятиях:
литературное произведение, фольклор, литературные жанры (сказка, былина, сказ, басня, пословица, рассказ, стихотворение),
автобиография писателя.
присказка, зачин, диалог, произведение.
герой (персонаж), гласный и второстепенный герой, портрет героя, пейзаж.
стихотворение, рифма, строка, строфа.
средства выразительности (логическая пауза, темп, ритм).
элементы книги: переплёт, обложка, форзац, титульный лист, оглавление, предисловие,
послесловие.
Навык чтения:
- чтение вслух и про себя небольших произведений и целых глав из произведений целыми словами;
- формирование навыков беглого чтения;
- выразительное чтение произведений;
- совершенствование техники чтения, соблюдение логических пауз, не совпадающих со знаками препинания;
- выделение главной мысли произведения; называние главных действующих лиц, описание их внешности, характеристика их поступков,
подтверждение своего заключения словами текста; составление характеристики героя с помощью учителя;
- деление прочитанного на части, составление плана; пересказ по плану;
- выделение в тексте метких выражений, художественных определений и сравнений;
- подробный и краткий пересказ прочитанного; пересказ с изменением лица рассказчика;
- заучивание наизусть стихотворений;
- формирование навыков самоконтроля и самооцеки.

Работа с текстом: Осознание последовательности смысла событий. Выделение главной мысли текста. Определение мотивов поступков
героев.
Сопоставление и оценка поступков персонажей. Выявление авторской позиции и собственного отношения к событиям и персонажам.
Деление текста на
части и их озаглавливание, составление плана. Выборочный, краткий и подробный пересказ произведения или его части по плану.
Тематическое планирование
№
1
2
3
4
5
6
7
8
9
10
11
12

Тема раздела
Давайте читать
Школьная страна
Среди людей
Истоки мудрости
Они прославляли Отечество
Люби всё живое
По страницам русской классики
Славен человек трудом
И в шутку и всерьёз
В мире приключений и фантастики
«Никто не забыт, ничто не забыто»
По страницам зарубежной литературы

Кол-во часов
4
6
6
5
5
5
11
5
6
4
6
5
Итого 68

Календарно – тематическое планирование
№
1.
2.
3.
4.
5.
6.
7.
8
9.

Тема
С.Михалков «Как бы жили мы без книг», Е.Осетров «Слово в жемчугах»
М.Горький «Детство», К.Паустовский «Сказочник»
Д.Мамин-Сибиряк «Книжка с картинками», С.Маршак «Книжка про книжки»
Проверь себя
В.Железников «История с азбукой»
М.Дружинина «Дело чести»
А.Раскин «Как папу дразнили»
О.Колпакова «Дуэль наоборот» А.Дементьев «Друг познаётся в удаче»
С.Георгиев «Канат»

Количество часов
1
1
1
1
1
1
1
1
1

Дата

10.
11.
12.
13.
14.
15.
16.
17.
18.
19.
20.
21.
22.
23.
24.
25.
26.
27.
28.
29.
30.
31.
32.
33.
34.
35.
36.
37.
38.
39.
40.
41.

Проверь себя
В.Железников «Ночной ветер» Ю.Ермолаев «Билет»
В.Воскобойников «Талисман для чемпиона»
А.Алексин «Как ваше здоровье?»
К.Паустовский «Стальное колечко»
Ю.Яковлев «Цветок хлеба»
Проверь себя
Устное народное творчество Русская народная песня «Ах, ты ноченька» Русская народная
песня «Дуня тонкопряха»
Бирманская народная сказка «Краб хвастун» Корейская сказка «Жадный брат»
Русская народная сказка «Сивка Бурка»
Былина «Три поездки Ильи Муромца»
Проверь себя
А.Печёрская «Михаил Ломоносов»
С.Алексеев «Михаил Кутузов»
К.Рылеев «Любовь к отчизне» Г.Кублицкий «У берегов Антарктиды»
В.Шевченко «Николай Иванович Пирогов» Г.Титов «Наш Гагарин»
Проверь себя
Н.Рубцов «У сгнившей лесной избушки» Н.Рыленков «Зима, закат, избушка лесника»
В.Астафьев «Гуси в полынье»
В.Астафьев «Гуси в полынье»
Н.Носов «Зимородок»
Проверь себя
О.Корф «Иван Андреевич Крылов» И.Крылов «Квартет»
И.Крылов « Слон и Моська"
А.Слонимский «Поэты» А.Пушкин «Няне»
А.Пушкин «Зимний вечер»
А.Толстиков «Бабушкин внук» М.Лермонтов «Бородино»
М.Лермонтов «Бородино»
А.Чудаков «В родительском доме» А.Чехов «Ванька»
А.Чехов «Ванька»
Е.Шкловский «…Весёлая, занятная, чудная штука – эта жизнь» А.Куприн «Чудесный
доктор»
А.Куприн «Чудесный доктор»

1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
2
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1

42.
43.
44.
45.
46.
47.
48.
49.
50.
51.
52.
53.
54.
55.
56.
57.
58.
59.
60.
61.
62.
63.
64.
65.
66.
67.
68.

Проверь себя
С.Михалков «Ремесло»
Е.Пермяк «Золотой гвоздь»
М.Джалиль «Строитель»
Б.Шергин «Собирай по ягодке – наберёшь кузовок» В.Брюсов «Работа»
Проверь себя
М.Дружинина «Очень полезный подарок»
И. Антонова «Эксперимент»
В.Суслов «Как я дал слово»
И. Пивоварова «О чём думает моя голова»
М. Зощенко «Золотые слова»
Проверь себя
А.Некрасов «Приключения капитана Врунгеля»
А.Мошковская «Заблудившийся звездолёт»
А.Мошковская «Заблудившийся звездолёт»
Проверь себя
Ю.Яковлев «Память»
А.Барто «Партизанке Тане»
Р.Погодин «Кони»
Р.Погодин «Кони»
М.Исаковский «Русской женщине»
Проверь себя»
Р.Бёрнс «Возвращение солдата»
Г.Х.Андерсен «Новое платье короля»
М.Твен «Приключения Тома Сойера»
Р Киплинг «Рикки Тикки Тави»
Проверь себя

1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
2
1
1
1
2
1
1
1
1
1
1
1

Критерии и нормы оценки знаний, умений учащихся по чтению и развитию речи.
Базовый уровень
Минимально необходимый (сниженный) уровень
Оценка «5» ставится ученику, если он:
Оценка «5» ставится ученику, если он:
- читает правильно, бегло, выразительно;
- читает правильно, выразительно, с переходом на
- выделяет главную мысль произведения или части;
беглое чтение;

- делит текст на части и озаглавливает их самостоятельно;
- активно участвует в выделении главной мысли
- называет главных действующих лиц произведения, характеризует их
произведения;
поступки;
- делит текст на части и озаглавливает их с помощью
- отвечает на вопросы и передает содержание прочитанного полно,
учителя;
правильно;
- оценивает поступки героев;
- твердо знает наизусть текст стихотворения и читает его выразительно.
- отвечает на вопросы и пересказывает по плану, по
Оценка «4» ставится ученику, если он:
опорным словам;
- читает, в основном, правильно, бегло; допускает одну-две ошибки при
- читает стихотворение наизусть без ошибок
чтении, соблюдении смысловых пауз, знаков препинания, логических
Оценка «4» ставится ученику, если он:
ударений;
- читает, в основном, правильно, с переходом на
- допускает неточности в выделении основной мысли произведения или части беглое чтение; допускает три-четыре ошибки при
рассказа, исправляет их самостоятельно;
чтении, соблюдении смысловых пауз, знаков
- называет главных действующих лиц произведения, характеризует их
препинания, логических ударений;
поступки с помощью учителя;
- допускает неточности в выделении основной мысли
- допускает неточности в ответах на вопросы при передаче содержания, но
произведения или части рассказа, исправляет их с
исправляет их самостоятельно;
помощью учителя;
- допускает при чтении наизусть одну-две самостоятельно исправляемые
- характеризует героев по наводящим вопросам
ошибки; читает наизусть недостаточно выразительно.
учителя;
Оценка «3» ставится ученику, если он:
- допускает неточности в ответах и при пересказе,
- читает недостаточно бегло, некоторые слова — по слогам; допускает триисправляет их с помощью учителя;
четыре ошибки при чтении; одну-две ошибки - в соблюдении синтаксических - допускает при чтении наизусть две-три ошибки,
пауз; три-четыре — в соблюдении смысловых пауз, знаков препинания,
читает наизусть недостаточно выразительно.
передающих интонацию, логических ударений;
Оценка «3» ставится ученику, если он:
- выделяет основную мысль произведения или части рассказа с помощью
- читает некоторые слова по слогам; допускает более
учителя;
пяти ошибок при чтении, при соблюдении
- делит текст на части и озаглавливает части с помощью учителя;
синтаксических пауз;
- затрудняется назвать главных действующих лиц произведения,
- затрудняется выделять основную мысль
характеризовать их поступки;
произведения, части рассказа;
- отвечает на вопросы и пересказывает неполно, непоследовательно,
- называет главных действующих лиц произведения с
допускает искажение основного смысла произведения;
помощью учителя;
- обнаруживает при чтении наизусть нетвердое усвоение текста
- пересказывает содержание произведения
фрагментарно по вопросам учителя;
- отвечает на вопросы неполно, непоследовательно,
допускает искажение основного смысла
произведения;
- обнаруживает при чтении наизусть нетвердое
усвоение текста, читает невыразительно.

Проверка техники чтения
В начале, середине и конце учебного года проводится проверка техники чтения. При проверке техники рекомендуется подбирать
незнакомые, но доступные тексты примерно следующего объема (на конец года): 7 класс - 90-100 слов.
Основной список литературы
1.Воронкова В.В., Перова М.Н. Программа специальных(коррекционных) образовательных учреждений VIII вида гуманитарный
издательский центр " Владос", 2011 год.
2.Учебник «Чтение» для 7 класса для общеобразовательных организаций, реализующих адаптированные основные общеобразовательные
программы / С.Ю.Ильина, Т.М.Головкина. – М.: Просвещение, 2025г.
Технические средства обучения
1.Ноутбук
2.Принтер
3.Экранно-звуковые пособия: видеофильмы и презентации по темам учебного предмета


Наверх
На сайте используются файлы cookie. Продолжая использование сайта, вы соглашаетесь на обработку своих персональных данных (согласие). Подробности об обработке ваших данных — в политике конфиденциальности.

Функционал «Мастер заполнения» недоступен с мобильных устройств.
Пожалуйста, воспользуйтесь персональным компьютером для редактирования информации в «Мастере заполнения».