МИНИСТЕРСТВО ПРОСВЕЩЕНИЯ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
Министерство образования Свердловской области
МО Пелым
МКОУ СОШ № 1
РАССМОТРЕНО
на педагогическом совете
Протокол №1 _ от26 _августа 2025г.
УТВЕРЖДАЮ
Директор МКОУ СОШ №1
__________________ /СмирноваТ.А./
Приказ № 72_ от 26_ августа 2025г.
Вводится в действие с 01.09.2025г
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА
2025-2026 учебный год
Математика
основное общее образование (для обучающихся с УО)
7 класс
Учитель: Дядькова Т.В.
Пелым 2025
ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
Рабочая программа по математике для 7 класса составлена на основании программы специальных (коррекционных)
образовательных учреждения VIII вида под ред. В.В.Воронковой 5-9 классы, учебника «Математика». 7 класс: учебник для
общеобразовательных организаций, реализующих адаптированные основные общеобразовательные программы /
Т.В.Алышева. – М.: Просвещение, 2022. – 239 с.
Общая характеристика учебного предмета:
Математика в школе является одним из основных учебных предметов. Готовит учащихся с отклонениями в
интеллектуальном развитии к жизни и овладению доступными профессионально – трудовыми навыками. Процесс обучения
математике неразрывно связан с решением специфической задачи образовательных учреждений - коррекцией и развитием
познавательной деятельности, личностных качеств ребенка, а также воспитанием трудолюбия, самостоятельности,
терпеливости, настойчивости, любознательности, формирование умений планировать свою деятельность, осуществлять
контроль и самоконтроль. Обучение математике носит предметно-практическую направленность, тесно связано с жизнью и
профессионально-трудовой подготовкой учащихся, другими учебными предметами, готовит учащихся к овладению
профессионально-трудовыми знаниями и навыками. Понятия числа, величины, геометрической фигуры, которые
формируются у учащихся в процессе обучения математике, являются абстрактными. Действия с предметами, направленные
на объединения множеств, удаление части множества, разделение множеств на равные части и другие предметнопрактические действия, позволяют подготовить школьников к усвоению абстрактных математических понятий.
Цели курса:
Развивать познавательную сферу учащейся.
Дать математические знания как средство развития мышления, памяти, воображения, восприятия.
Корректировать личностное развитие обучающейся, её чувства, эмоции, творческие способности и мотивы поступков.
Задачи курса:
Формировать доступные математические знания и умения, учить применять их в жизни.
Корректировать недостатки познавательной деятельности обучающейся и личностных качеств с учётом индивидуальных
возможностей на различных этапах обучения.
Воспитывать трудолюбие, самостоятельность, навыки контроля и самоконтроля, аккуратность, умение принимать решения,
устанавливать деловые, производственные и общечеловеческие отношения в работе.
Основные направления коррекционной работы:
•
Расширять представления об окружающем мире, практические знания математики.
•
Коррегировать познавательную деятельность учащейся.
•
Развивать вычислительные навыки.
•
Коррегировать слуховое и зрительное восприятие.
•
Формировать умение работать по словесной инструкции, алгоритму.
•
Коррегировать индивидуальные пробелы в знаниях, умениях, навыках.
Требования к уровню подготовки
Основные требования к знаниям и умениям учащейся
Учащаяся должна знать:
• числовой ряд в пределах 100 000;
• алгоритмы арифметических действий с многозначными числами, числами, полученными при измерении двумя единицами
стоимости, длины, массы;
• элементы десятичной дроби;
• преобразования десятичных дробей;
• симметричные предметы, геометрические фигуры;
• виды четырехугольников: произвольный, параллелограмм, ромб, прямоугольник, квадрат, свойства сторон, углов, приемы
построения.
Учащаяся должна уметь:
• умножать и делить числа в пределах 100 000 на двузначное число;
• читать, записывать десятичные дроби;
• складывать и вычитать дроби с одинаковыми знаменателями;
• записывать числа, полученные при измерении мерами стоимости, длины, массы, в виде десятичных дробей;
• решать простые задачи;
• находить ось симметрии симметричного плоского предмета, располагать предметы симметрично относительно оси, центра
симметрии.
ПРИМЕЧАНИЯ
При вычислениях можно использовать калькулятор.
Не обязательно:
складывать и вычитать обыкновенные дроби с разными знаменателями
производить вычисления с числами в пределах 1 000 000;
выполнять сложение и вычитание чисел, полученных при измерении двумя единицами времени;
решать составные задачи в 3—4 арифметических действия;
строить параллелограмм, ромб.
Место предмета в учебном плане
Программа рассчитана на 68 учебных часа в год (2 часа в неделю, 34 недели)
Методы и приемы обучения:
1.Методология преподавания математики
Классификация методов по характеру познавательной деятельности:
-Объяснительно-иллюстративный метод (метод, при котором учитель объясняет, а дети воспринимают, осознают и
фиксируют в памяти)
-Репродуктивный метод (воспроизведение и применение информации)
- Метод проблемного изложения (постановка проблемы и показ пути ее решения)
-Частично – поисковый метод (дети пытаются сами найти путь к решению проблемы)
-Исследовательский метод (учитель направляет, дети самостоятельно исследуют).
Наиболее продуктивным и интересным считаем создание проблемной ситуации, исследование, поиск правильного ответа.
2. Методы стимулирования и мотивации учебной деятельности:
-методы стимулирования мотивов интереса к учению: познавательные игры, занимательность, создание ситуации новизны,
ситуации успеха;
-методы стимулирования мотивов старательности: убеждение, приучение, поощрение.
Формы и способы проверки знаний:
-устные или письменные формы контроля;
-итоговые и текущие;
Планируемые результаты освоения учебного предмета
Личностные:
- развитие интеллектуальных и творческих способностей;
- признание высокой целости жизни, здоровья своего и других людей;
- развитие мотивации к получению новых знаний, дальнейшему изучению предмета.
- ответственное отношение к учению, труду;
- целостное восприятие мировоззрения;
- осознанность и уважительное отношение;
- коммуникативная компетенция в общении с другими людьми;
Метапредметные:
Регулятивные УУД:
- самостоятельно обнаруживать и формировать учебную проблему, определять УД;
- выдвигать версии решения проблемы, осознавать (и интерпретировать в случае необходимости) конечный результат,
выбирать средства достижения цели из предложенных, а также пытаться искать их самостоятельно;
- работая по плану, сверять свои действия с целью и, при необходимости, исправлять ошибки самостоятельно (в том числе и
корректировать план);
- в диалоге с учителем совершенствовать самостоятельно выбранные критерии оценки.
Познавательные УУД:
- анализировать, сравнивать, классифицировать факты и явления;
- выявлять причины и следствия простых явлений;
- осуществлять сравнение и классификацию, самостоятельно выбирая критерий для указанных логических операций;
- строить логическое рассуждение, включающее установление причинно-следственных связей;
- создавать схематические модели с выделением существенных характеристик объекта;
- составлять тезисы, различные виды планов (простых, сложных и т.п.)
- преобразовывать информацию из одного вида в другой (таблицу в текст);
- определять возможные источники необходимых сведений, производить поиск информации, анализировать и оценивать ее
достоверность.
Коммуникативные УУД:
- самостоятельно организовывать учебное взаимодействие в группе (определять общие цели, договариваться друг с другом);
- в дискуссии уметь выдвинуть аргументы и контраргументы;
- учиться критично относиться к своему мнению, с достоинством признавать ошибочность своего мнения и корректировать
его;
- понимая позицию другого, различать в его речи: мнение (точку зрения), доказательство (аргументы), факты (гипотезы,
аксиомы, теории);
- уметь взглянуть на ситуацию с иной позиции и договариваться с людьми иных позиций.
Содержание учебного предмета
Числовой ряд в пределах 100 000. Сложение и вычитание чисел в пределах 100 000 устно (легкие случаи) и письменно.
Умножение и деление на однозначное число, круглые десятки, двузначное число, деление с остатком чисел в пределах 100
000 письменно. Проверка арифметических действий. Сложение и вычитание чисел с помощью калькулятора.
Сложение и вычитание чисел, полученных при измерении двумя единицами времени, письменно (легкие случаи).
Приведение обыкновенных дробей к общему знаменателю. Сложение и вычитание обыкновенных дробей с
одинаковыми знаменателями.
Десятичные дроби. Чтение, запись под диктовку. Сравнение десятичных долей и дробей. Преобразования: выражение
десятичных дробей в более крупных (мелких), одинаковых долях.
Запись чисел, полученных при измерении двумя, одной единицами стоимости, длины, массы, в виде десятичных дробей.
Сложение и вычитание десятичных дробей.
Параллелограмм, ромб. Свойства элементов. Построение параллелограмма (ромба).
Симметрия. Симметричные предметы, геометрические фигуры; ось, центр симметрии. Предметы, геометрические
фигуры, симметрично расположенные относительно оси, центра симметрии. Построение точки, симметричной данной
относительно оси и центра симметрии.
Тематическое планирование
№
1
2
3.
4
5.
6.
7.
8.
Тема раздела
Нумерация
Числа, полученные при измерении величин. Сложение
и вычитание. Умножение и деление.
Сложение и вычитание многозначных чисел.
Умножение и деление (на однозначное число ,на 10,
100,1000, на двузначное число, на круглые десятки)
Дроби
Задачи на движение
Геометрический материал
Повторение
Количество часов
4
11
6
23
12
2
9
1
Итого 68
Календарно-тематическое планирование по математике 7 класс
№
1.
2.
3.
4
5.
6.
7.
8.
9
10
11
12
13
14
15
16
17
18
19
20
21
22
23
24
25
26
27
28
Тема урока
Таблица классов и разрядов.
Сравнение чисел в пределах 1000000
Округление чисел до указанного разряда
Измерение величин времени, стоимости, длины, массы
Решение задач с величинами времени, стоимости, длины,массы
Устное сложение и вычитание.
Сложение и вычитание чисел с помощью калькулятора.
Письменное сложение и вычитание
Письменное сложение и вычитание
Письменное сложение и вычитание
Решение задач
Устное умножение и деление
Письменное умножение и деление
Письменное умножение и деление
Письменное умножение и деление
Контрольные задания
Деление с остатком
Решение задач
Геометрические фигуры
Измерение отрезков. Арифметические действия с длинами отрезков.
Положение предметов в пространстве.
Умножение и деление на 10,100,1000
Умножение и деление на 10,100,1000
Деление с остатком на 10, 100, 1000
Измерение величин времени, стоимости, длины, массы и их преобразование
Измерение величин времени, стоимости, длины, массы и их преобразование
Измерение величин времени, стоимости, длины, массы. Сложение и
вычитание чисел.
Решение задач
Количество часов
1
1
1
1
1
1
1
3
1
1
3
1
1
1
1
1
1
2
1
2
1
1
Дата
29
30
31
32
33
34
35
36
37
38
39
40
41
42
43
44
45
46
47
48
49
50
51
52
53
Контрольные задания
Измерение величин времени, стоимости, длины, массы. Умножение и деление
чисел на однозначное число
Измерение величин времени, стоимости, длины, массы. Умножение и деление
чисел на однозначное число
Решение задач
Измерение величин времени, стоимости, длины, массы. Умножение на
10,100,1000
Устное умножение и деление многозначных чисел на круглые десятки
Письменное умножение и деление многозначных чисел на круглые десятки
Письменное умножение и деление многозначных чисел на круглые десятки
Деление многозначных чисел с остатком на круглые десятки
Измерение величин времени, стоимости, длины, массы. Умножение и деление
на круглые десятки
Измерение величин времени, стоимости, длины, массы. Умножение и деление
на круглые десятки
Решение задач
Параллелограмм
Диагонали квадрата и ромба
Умножение на двузначное число
Умножение на двузначное число
Умножение на двузначное число
Деление на двузначное число
Деление на двузначное число
Деление на двузначное число
Деление с остатком на двузначное число
Контрольные задания
Измерение величин времени, стоимости, длины, массы. Умножение и деление
на двузначное число.
Измерение величин времени, стоимости, длины, массы. Умножение и деление
на двузначное число.
Обыкновенные дроби. Сравнение дробей.
1
2
1
1
1
2
1
2
1
1
1
3
3
1
1
2
1
54
55
56
57
58
59
60
61
62
63
64
65
66
67
68
Правильная и неправильная дробь
Приведение обыкновенных дробей к общему знаменателю
Сложение и вычитание обыкновенных дробей с разными знаменателями
Десятичная дробь
Запись чисел, полученных при измерении, в виде десятичных дробей
Выражение десятичных дробей в более крупных (мелких), одинаковых долях
Сравнение десятичных долей и дробей.
Сложение и вычитание десятичных дробей
Пересечение фигур на плоскости Симметрия
Нахождение десятичной дроби от числа
Меры времени Решение задач на время
Задачи на движение.
Масштаб. Задачи на движение
Контрольные задания
Повторение
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
2
Критерии и нормы оценки результатов обучения по математике
Отметка «5» ставится ученику, если он:
-даёт правильные, осознанные ответы на все поставленные вопросы, может подтвердить правильность ответа предметнопрактическими действиями, знает и умеет применять правила, умеет самостоятельно оперировать изученными
математическими представлениями;
-умеет самостоятельно, с минимальной помощью учителя, правильно решить задачу, объяснить ход решения;
-умеет производить и объяснять устные и письменные вычисления;
-правильно узнаёт и называет геометрические фигуры, их элементы, положение фигур по отношению друг к другу на
плоскости и в пространстве;
- правильно выполняет работы по измерению и черчению с помощью измерительного и чертёжного инструментов, умеет
объяснять последовательность работы.
Отметка «4» ставится ученику, если его ответ в основном соответствует требованиям, установленным для оценки «5», но:
-при ответе ученик допускает отдельные неточности, оговорки, нуждается в дополнительных вопросах, помогающих ему
уточнить ответ;
-при вычислениях, в отдельных случаях, нуждается в дополнительных промежуточных записях, назывании промежуточных
результатов вслух, опоре на образы реальных предметов; при решении задач нуждается в дополнительных вопросах
учителя, помогающих анализу предложенной задачи, уточнению вопросов задачи, объяснению выбора действий;
-с незначительной помощью учителя правильно узнаёт и называет геометрические фигуры, их элементы, положение фигур
на плоскости, в пространстве, по отношению друг к другу;
-выполняет работы по измерению и черчению с недостаточной точностью.
- Все недочёты в работе ученик легко исправляет при незначительной помощи учителя, сосредоточивающего внимание
ученики на существенных особенностях задания, приёмах его выполнения, способах объяснения. Если ученик в ходе ответа
замечает и самостоятельно исправляет допущенные ошибки, то ему может быть поставлена оценка «5».
Отметка «3» ставится ученику, если он: при незначительной помощи учителя или учащихся класса даёт правильные
ответы на поставленные вопросы, формулирует правила, может их применять;
-производит вычисления с опорой на различные виды счётного материала, но с соблюдением алгоритмов действий;
-понимает и записывает после обсуждения решение задачи под руководством учителя;
-узнаёт и называет геометрические фигуры, их элементы, положение фигур на плоскости и в пространстве со
значительной помощью учителя, или учащихся, или с использованием записей и чертежей в тетрадях, учебниках, на
таблицах, с помощью вопросов учителя;
-правильно выполняет измерение и черчение после предварительного обсуждения последовательности работы,
демонстрации приёмов её выполнения.
Отметка «2» ставится ученику, если он обнаруживает незнание большей части программного материала, не может
воспользоваться с помощью учителя, других учащихся.
Критерии оценки письменных работ по математике
Учитель проверяет и оценивает все письменные работы учащихся. При оценке письменных работ используются нормы
оценок письменных контрольных работ, при этом учитывается уровень самостоятельности ученика, особенности его
развития. По своему содержанию контрольные работы могут быть либо однородными (только задачи, только примеры,
только построение геометрических фигур и т.д.), либо комбинированными, - это зависит от цели работы, класса и
объёма проверяемого материала. Объём контрольной работы должен быть таким, чтобы на её выполнение учащимся
требовалось: во втором полугодии 1 класса 25-35 минут, во 2-3 классах 25-40 минут, в 4-9 классах 35-40 минут. Причём
за указанное время учащиеся должны не только выполнить работу, но и успеть её проверить.
В комбинированную контрольную работу могут быть включены: 1 простая задача, или 1 составная (начиная со 2
класса), примеры в одно и несколько арифметических действий (в том числе и на порядок действий, начиная с 3 класса),
математический диктант, сравнение чисел, математических выражений, вычислительные, измерительные задачи или
другие геометрические задания.
Грубыми ошибками следует считать: неверное выполнение вычислений вследствие неточного применения правил,
неправильное решение задачи (неправильный выбор, пропуск действий, выполнение ненужных действий, искажение
смысла вопроса, привлечение посторонних или потеря необходимых числовых данных), неумение правильно выполнить
измерение и построение геометрических фигур.
Негрубыми ошибками считаются ошибки, допущенные в процессе списывания числовых данных (искажение, замена),
знаков арифметических действий, нарушение в формулировке вопроса (ответа) задачи, правильности расположения
записей, чертежей, небольшая неточность в измерении и черчении. Оценка не снижается за грамматические ошибки,
допущенные в работе. Исключение составляют случаи написания тех слов и словосочетаний, которые широко
используются на уроках математики (названия компонентов и результатов действий, величин и др.)
При оценке комбинированных работ:
Отметка «5» За работу без ошибок.
Отметка «4» За работу с 2-3 негрубыми ошибками.
Отметка «3» Решена задача, хотя и с негрубыми ошибками, правильно выполнена большая часть других заданий.
Отметка «2» Не решена задачи, но сделаны попытки ее решить и не выполнены другие задания.
При оценке работ, состоящих из примеров и других заданий, в которых не предусматривается решение задач:
Отметка «5» Все задания выполнены правильно
Отметка «4» Допущены 1-2 негрубые ошибки.
Отметка «3» Допущены 1-2 грубые ошибки или 3-4 негрубые.
Отметка «2» Допущены ошибки в выполнении большей части заданий.
При оценке работ, состоящих только из задач с геометрическим содержанием (решение задач на измерение и
построение):
Отметка «5» Все задачи выполнены правильно
Отметка «4» Допущены 1-2 негрубые ошибки при решении задач на вычисление или измерение, а построение
выполнено недостаточно точно
Отметка «3» Не решена одна из двух-трѐх данных задач на вычисление, если при измерении допущены небольшие
неточности; если построение выполнено правильно, но допущены ошибки при размещении чертежей на листе бумаги, а
также при обозначении геометрических фигур буквами.
Отметка «2» Не решены задачи на вычисление, получены неверные результаты при измерениях, не построены заданные
геометрические фигуры.
Учебно-методическое обеспечение образовательного процесса
1. Программы специальных (коррекционных) образовательных учреждений VIII вида 5-9 классы (Сборник 1) под
редакцией В.В. Воронковой, Москва, ВЛАДОС, 2010г.
2. Учебник «Математика». 7 класс: учебник для общеобразовательных организаций, реализующих адаптированные
основные общеобразовательные программы / Т.В.Алышева – М.: Просвещение, 2021. – 159 с.
3. Математика. 7 класс: рабочая тетрадь для обучающихся с интеллектуальными нарушениями / Т.В.Алышева. – М.:
Просвещение, 2021г.
Технические средства обучения
1. Ноутбук
Электронные образовательные ресурсы
1. http://www.infourok.ru
2. http://www.nsportal.ru
3. http://www.pedsovet.su
4. http://bio.1september.ru/index.php
5. http://festival.1september.