МИНИСТЕРСТВО ПРОСВЕЩЕНИЯ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
Министерство образования Свердловской области
МО Пелым
МКОУ СОШ № 1
РАССМОТРЕНО
на педагогическом совете
Протокол №1 _ от 26_августа 2025г.
УТВЕРЖДАЮ
Директор МКОУ СОШ №1
__________________ /СмирноваТ.А./
Приказ №72 _ от26 _ августа 2025г.
Вводится в действие с 01.09.2025г
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА
2025-2026 учебный год
История
основное общее образование (для обучающихся с УО)
7 класс
Учитель: Дядькова Т.В.
Пелым 2025
ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
Рабочая программа «История Отечества» в 7 классе разработана на основе Адаптированной основной общеобразовательной
программы образования обучающихся с интеллектуальными нарушениями: авторы программы И.М. Бгажнокова, Л.В. Смирнова,
Издательство «Просвещение», 2010 г. и учебника для общеобразовательных организаций, реализующих адаптированные основные
общеобразовательные программы «История Отечества» 7 класс И. М. Бгажнокова, Л.В.Смирнова. – М.: Просвещение, 2022. – 207 c.
История в школе для детей с нарушением интеллекта рассматривается как учебный предмет, в который заложено изучение
исторического материала, овладение ЗУНами, коррекционное воздействие изучаемого материала на личность ребенка, формирование
личностных качеств гражданина, подготовка подростка с нарушением интеллекта к жизни, социально-трудовая и правовая адаптация в
общество.
Цель обучения – формирование у обучающейся способности изучать разнообразный
исторический материал и использовать его в своей деятельности.
Основные задачи изучения предмета «История Отечества»:
1. Формировать представления о выдающихся событиях и деятелях отечественной истории;
2. Освоение обучающейся комплекса систематизированных знаний об истории Отечества,
роли России как активного участника и творца всемирной истории;
3. Воспитывать у обучающейся чувства национальной идентичности, патриотизма,
толерантности, уважения к историческому прошлому своего и других народов,
интерес к предмету «История».
4. Развитие у обучающейся исторического мышления, под которым понимается способность
рассматривать события и явления с точки зрения их исторической обусловленности;
5. Овладение обучающейся умениями и навыками поиска и систематизации исторической
информации.
Наряду с этими задачами на занятиях решаются и специальные задачи, направленные на
коррекцию умственной деятельности школьницы:
-развитие и коррекция внимания, восприятия, воображения, памяти, мышления, речи,
эмоционально – волевой сферы;
-учить анализировать, понимать причинно-следственные зависимости;
-содействовать развитию абстрактного мышления, развивать воображение;
-расширять лексический запас, развивать связную речь.
Результаты освоения курса
Личностные результаты:
-осознание себя как гражданина России; формирование чувства гордости за свою Родину;
-формирование уважительного отношения к иному мнению, истории и культуре других народов;
-развитие адекватных представлений о собственных возможностях, о насущно необходимом жизнеобеспечении;
-овладение начальными навыками адаптации в динамично изменяющемся и развивающемся мире;
овладение социально бытовыми умениями, используемыми в повседневной жизни;
-владение навыками коммуникации и принятыми нормами социального взаимодействия;
-способность к осмыслению социального окружения, своего места в нем, принятие соответствующих возрасту ценностей исоциальных
ролей;
-принятие и освоение социальной роли обучающегося, формирование и развитие социально значимых мотивов учебнойдеятельности;
-развитие навыков сотрудничества с взрослыми и сверстниками в разных социальных ситуациях;
Базовые учебные действия:
Регулятивные БУД
Определять цель деятельности на уроке с помощью учителя и самостоятельно.
Учиться обнаруживать и формулировать учебную проблему совместно с учителем.
умение использовать язык с целью поиска необходимой информации в различных источниках для решения учебных задач;
Учиться планировать учебную деятельность на уроке.
Высказывать свою версию, пытаться предлагать способ её проверки (на основе продуктивных заданий в учебнике).
Самостоятельно формулировать задание при работе с учебником и рабочей тетрадью: определять его цель, планировать алгоритм его
выполнения, корректировать работу по ходу его выполнения, самостоятельно оценивать.
Использовать при выполнения заданий различные средства: дополнительную литературу, источники по письму и развитию речи. С
помощью учителя давать самооценку своей деятельности.
Определять успешность выполнения своего задания в диалоге с учителем.
Познавательные БУД
Ориентироваться в учебнике: планировать свою работу по изучению незнакомого материала.
Самостоятельно предполагать, какая дополнительная информация будет нужна для изучения незнакомого материала, отбирать
необходимые источники информации среди предложенных учителем словарей, справочников, электронных пособий.
Сопоставлять и отбирать информацию, полученную из различных источников (словари, энциклопедии, справочники, электронные диски,
сеть Интернет).
Самостоятельно делать выводы, перерабатывать информацию, преобразовывать её, представлять информацию сообщений с помощью
учителя.
Составлять план текста. Уметь передавать содержание в сжатом, выборочном или развёрнутом виде.
Добывать новые знания: извлекать информацию, представленную в разных формах: текст, таблица, схема, иллюстрация и др.
Средством формирования этих действий служит учебный материал и задания учебника.
Коммуникативные БУД
Донести свою позицию до других: оформлять свою мысль в устной и письменной речи (на уровне одного предложения или небольшого
текста).
Слушать и понимать речь других.
Вступать в диалог на уроке и в жизни.
Сотрудничать со сверстниками при выполнении заданий в паре, группе: устанавливать очерёдность действий; осуществлять
взаимопроверку; обсуждать совместное решение (предлагать варианты, сравнивать способы вычисления или решения задачи).
умение выбирать адекватные языковые средства для успешного решения коммуникативных задач (диалог, устные монологические
высказывания, письменные тексты) с учетом особенностей разных видов речи и ситуаций общения;
Средством формирования этих действий служит технология проблемного диалога (побуждающий и подводящий диалог) и технология
продуктивного чтения.
Планируемые предметные результаты
В результате изучения истории Отечества в 7 классе обучающаяся должна
знать/понимать
названия древних городов Руси (3-4 названий);
основные события периодов:
IX в. Первое Древнерусское государство (Киевская Русь);
X в. Крещение Руси;
XI в. Расцвет Русского государства при Ярославе Мудром;
XI - XIII вв. Расцвет культуры древней Руси;
XI – XV вв. Раздробленность русских земель. Монгольское нашествие. Свержение Золотой Орды;
XVI – XVII вв. Объединение земель вокруг Москвы, эпоха Ивана IV Смутное время. Земский собор 1613 г. Развитие сословных
отношений. Культуры и духовности России;
уметь
объяснять знание словарных слов и понятий, а также устанавливать причины:
возникновения языческих верований и обрядов;
влияния образа жизни на развитие ремесел, торговых отношений, культуры;
возникновение государства, его структуры, функций;
развития православия, смены языческой культуры на христианскую;
распад Киевской Руси;
возникновения религии, торговли, межгосударственных связей России
(IX-XVIIвв.);
захватов чужих земель, войн между племенами, народами, государствами;
освободительных войн между государствами;
возникновение и укрепление Московского государства при Иване Грозном;
Смутного времени и народных волнений;
возникновения и укрепления сословных отношений в Российском государстве.
описывать:
образ жизни восточных славян, места расселения;
отдельных исторических лиц (Игорь, Ольга, Владимир, Иван Грозный, Борис Годунов, Лжедмитрий и др.);
нравственные черты прогрессивных представителей народа, государства, религии, культуры.
Содержание учебного предмета
I. Древняя Русь (18ч.)
1.Происхождение славян (2ч.)
Славяне – коренное население Европы. Предшественники древних славян на рубеже III – II тыс. до н. э. в северной части Европы от
Рейна до Днепра. Ветви славянских языков. Характеристика природных, климатических условий мест проживания славян, их значение для
занятий населения и жизненного уклада. Взаимное обогащение культуры соседних народов: скифов, сарматов, германцев (готов), гуннов,
хазар. Славяне-воины, борьба славян со степными кочевниками, походы на Византию.
Словарь: славяне, коренные народы, предшественники, племена, переселение, кочевники.
Формы организации учебной деятельности на уроке: индивидуальная работа.
Виды учебной деятельности: самостоятельная работа с учебником, работа с раздаточным материалом, работа с историческими картами.
2. Восточные славяне (VI – IX вв.) (2ч.)
Особенности географического положения, природные и климатические условия проживания восточных славян. Смешение восточных
славян с соседними племенами: финно-угорскими, балтийскими и др. Неравномерность развития отдельных славянских племен. Соседская
территориальная община – вервь, племена, союзы племен. Грады как центры племенных союзов. Верховная знать – князья, старейшины, их
опора – дружина. Положение женщин в общине. Вече – общественный орган управления. Сбор дани с членов общины, полюдье.
Предпосылки к возникновению государства у восточных славян.
Словарь: община, град, знать, старейшина, вече, полюдье.
Формы организации учебной деятельности на уроке: индивидуальная работа.
Виды учебной деятельности: самостоятельная работа с учебником, работа с раздаточным материалом.
3. Хозяйство и образ жизни восточных славян (2ч.)
Особенности славянского земледелия в суровых климатических условиях. Занятия восточных славян: скотоводство, охота, рыбная
ловля, бортничество, огородничество и др. Быт восточных славян: жилище славян, традиции в питании, развитие ремесел, изготовление
орудий труда, одежды, обуви, посуды, мебели. Речные пути как условие развития внутренних и внешних связей восточных славян. Обмен
товарами, развитие торговли. Путь «из варяг в греки».
Словарь: быт, ремесла, торговля, обмен, торговый путь.
Формы организации учебной деятельности на уроке: индивидуальная работа.
Виды учебной деятельности: самостоятельная работа с учебником, работа с раздаточным материалом, работа с историческими картами.
4. Культура и верования восточных славян (1ч.)
Истоки славянского язычества. Важнейшие боги славян. Перун – бог грома, молнии, войны; Сварог – бог неба; Ярило – (Даждьбог,
Хорос) – бог солнца; Род – бог плодородия. Археологические находки культуры восточных славян. Обряды восточных славян; культ
предков. Свадебные и похоронные традиции. Языческие праздники, связанные с земледельческими работами: Масленица, праздник урожая,
праздник Ивана Купалы. Фольклор: сказки, народные приметы, пословицы, песни, плачи.
Словарь: язычество, культ, фольклор, традиции.
Формы организации учебной деятельности на уроке: индивидуальная работа.
Виды учебной деятельности: самостоятельная работа с учебником, работа с раздаточным материалом.
5. Создание Древнерусского государства (3ч.)
Происхождение слова Руси (научные представления). Первое Древнерусское государство как результат ожесточенной борьбы князей –
Киевская Русь (IX в.).
Управление государством: великий князь, дружина, знать (бояре, младшая дружина, местные (удельные) князья, местная дружина).
Боярская дружина – совещательный орган при князе для решения государственных вопросов. Община как замкнутая социальная система,
организующая и контролирующая трудовую, военную, обрядовую, культурную жизнь ее членов.
Вотчина
–
крупное
частное
землевладение, основная экономическая единица Киевской Руси. Земля – главное богатство восточных славян. Положение простых крестьян
– смердов, рабов, холопов, челяди), закупов. Полюдье – сбор дани со всего «свободного» населения; «уроки» и «погосты». Организация
воинства из народа, его подразделения (сотни, тысячи).
Развитие древних городов Руси: Киев, Переяславля, Чернигов, Смоленск,
Новгород и др.
Развитие товарно – денежных отношений в Древнерусском государстве: внешняя торговля с северными народами,
западными и южными славянами. Первые русские князья и основание рода Рюриковичей. Олег, Игорь, Ольга, Аскольд, Дир. Военные
походы князей для расширения границ государства и покорения соседних племен.
Словарь: государство, вотчина, смерд, холоп, колония, караван.
Формы организации учебной деятельности на уроке: индивидуальная работа.
Виды учебной деятельности: самостоятельная работа с учебником, работа с раздаточным материалом.
6. Крещение Киевской Руси (X в.) (2ч.)
Повторение. Истоки христианской веры. Религия к X – XI вв.
Объединение восточных славян в составе Киевской Руси. Языческая религия Киевской Руси и религия соседних государств: Волжская
Болгария (ислам), Хазарский каганат (иудаизм), католический Запад. Стремление Византии приобрести единоверца в лице сильного
Русского государства. Великий князь киевский Владимир. Решение Владимира Красное Солнышко о принятии Русью христианства от
Византии. Сопротивление народа и Крещение Руси в 988 г. Значение принятия Русью христианства для ее дальнейшего исторического
развития: укрепления государственной власти, расширения внешних связей укрепления международного авторитета, развития культуры.
Словарь: религия, ислам, иудаизм, христианство, крещение.
Формы организации учебной деятельности на уроке: индивидуальная работа.
Виды учебной деятельности: самостоятельная работа с учебником, работа с раздаточным материалом.
7. Расцвет Русского государства при Ярославе Мудром (978-1054гг) (2ч.)
История прихода к власти. Расцвет и могущество Руси при Ярославе Мудром. Забота о безопасности границ государства: военные
походы князя. Киев – один из крупнейших городов Европы, расцвет зодчества, градостроительства, просвещения. Наречение князя царем.
Дипломатия Ярослава Мудрого, родственные связи с крупнейшими королевскими дворами Европы. Законотворчество в Киевской Руси.
Русская Правда – свод древнерусского феодального права.
Словарь: могущество, зодчество, дипломатия, наречение, царь.
Формы организации учебной деятельности на уроке: индивидуальная работа.
Виды учебной деятельности: самостоятельная работа с учебником, работа с раздаточным материалом.
8.Феодальная раздробленность в русских землях (XI – XV вв.) (2ч.)
Русь после смерти Ярослава Мудрого. Завещание Ярослава сыновьями. «Очередной» порядок престолонаследия. Ослабление государства в
результате княжеских междоусобиц и народных восстаний, угрозы соседних племен. Шаги Владимира Мономаха (1053 – 1125) по
сохранению единства русских земель. Введение короны русских царей – шапки Мономаха, издание Устава Владимира Мономаха.
Укрепление международного авторитета Руси. Русская летопись «Повесть временных лет». Причины распада единого государства на
отдельные княжества после смерти Владимира Мономаха и его сына Мстислава I – великого князя киевского (1076 - 1132). Влиятельные
княжества Руси: Галицко-Волынское (на юго-западе), Новгородское (на северо-западе), Владимиро-Суздальское (на юго-востоке). Новгород
– крупный культурный и торговый центр. Новгородская боярская республика, городское вече, посадник, князь новгородский. Объединение
Ростово-Суздальских земель. Князь Юрий Долгорукий. Первое упоминание о Москве (1147).
Словарь: завещание, престолонаследие, междоусобица, летопись, вече, посадник, республика.
Формы организации учебной деятельности на уроке: индивидуальная работа.
Виды учебной деятельности: самостоятельная работа с учебником, работа с раздаточным материалом.
9. Культура Руси X-XIII вв. (до монгольского нашествия) (2ч.)
Три важнейших периода в культуре домонгольской Руси: языческая культура, культура Киевской Руси (сочетание
восточнославянских и византийских традиций), культура русских земель периода раздробленности. Развитие письменности на Руси (до и
после принятия христианства), распространение грамотности. Берестяные грамоты, рукописные книги.
Словарь: письменность, памятники, собор, церковь, иконопись, духовная культура.
Формы организации учебной деятельности на уроке: индивидуальная работа.
Виды учебной деятельности: самостоятельная работа с учебником, работа с раздаточным материалом.
II. Русь в борьбе с завоевателями (XIII – XV вв.) (7ч.)
1. Образование монгольского государства. Нашествие на Русь (3ч.)
Монгольские кочевые племена. Борьба между племенами за владение пастбищами. Провозглашение Чингисхана великим каганом
всех монгольских племен. Покорение войском Чингисхана соседних племен. Помощь русских князей половцам, сражение на реке Калке.
Поражение русско-половецкого войска от кочевников.
Покорение монголами Волжской Болгарии, земель Средней Волги, вторжение в Северо-Восточную Русь. Разорение Рязанской земли,
покорение города Козельска. Поход монгольского войска на Западную Европу через Южную Русь. Осада и падение Киева. Создание нового
государства – Золотая Орда, его территория на карте истории. Положение русских земель по отношению к Орде. Связь русских князей с
ханом, ярлыки. Последствия монгольских завоеваний для Руси. Русь – преграда на пути завоевания монголами Западной Европы. Борьба с
рыцарями-крестоносцами. Новгородский князь Александр Невский. Ратные подвиги.
Словарь: пастбища, каган (каганат), вторжение, разорение, осада, завоевание.
Формы организации учебной деятельности на уроке: индивидуальная работа.
Виды учебной деятельности: самостоятельная работа с учебником, работа с раздаточным материалом, работа с историческими картами.
2.Объединение русских земель против монголо-татарского нашествия (2ч.)
Восстановление хозяйства и городов Руси против нашествия Батыя: развитие сельского хозяйства, увеличение пахотной земли,
использование трехполья, использование орудий труда. Развитие скотоводства, охоты, рыболовства, огородничества, садоводства, пасечного
пчеловодства. Интенсивный рост феодального земледелия, монастырского землевладения, десятина. Крестьянские общины. Развитие новых
центров (Тверь, Москва, Кострома и др.). Возрождение каменного строительства, рост числа ремесленников, купцов. Расширение
внутренней и внешней торговли. Причины возвышения Москвы. Борьба за свержение золотоордынского ига как национальная задача.
Собирание Москвой русских земель. Иван Калита – московский князь. Личность Дмитрия Донского. Куликовская битва, ее значение для
победы над Ордой.
Формы организации учебной деятельности на уроке: индивидуальная работа.
Виды учебной деятельности: самостоятельная работа с учебником, работа с раздаточным материалом, работа с историческими картами.
3.Образование единого Московского государства (2ч.)
Объединение земель Северо-Восточной Руси вокруг Москвы. Правитель централизованного государства Ивана III. История
Московского Кремля. Ликвидация зависимости Московского государства от Золотой Орды. Государственное устройство Московской Руси.
Боярская дума – совещательный орган о «делах земли». Судебник Ивана III (1497). Роль русской православной церкви в объединении
русских земель в борьбе с монголо-татарским игом.
Словарь: централизованное государство, бояре, дума, судебник.
Формы организации учебной деятельности на уроке: индивидуальная работа.
Виды учебной деятельности: самостоятельная работа с учебником, работа с раздаточным материалом.
III. Единое Московское государство (9ч.)
1. Российское государство в XVI в. Иван Грозный (1530 – 1584) (3ч.)
Территория России в XVIв., причины ее увеличения. Венчание на царство царя Ивана IV Грозного. Личность царя. Беспомощность
самодержавна против демократических проявлений опричнины. Характер уклада жизни в огороде: посадская, купеческая община и др.
Зарождение казачества. Местничество как право знатных родов занимать ведущие посты в государстве. Роль Земских соборов в диалоге
власти и общества. Реформаторская деятельность Ивана Грозного: Присоединение Казанского и Астраханского ханств. Продвижение в
Сибирь, освоение Сибири.
Словарь: самодержец, казачество, опричнина, Земский собор, реформатор.
Формы организации учебной деятельности на уроке: индивидуальная работа.
Виды учебной деятельности: самостоятельная работа с учебником, работа с раздаточным материалом.
2. Смутное время. Начало царской династии Романовых (3ч.)
Причины кризиса российского общества на рубеже XVI – XVII вв. Положение крепостных крестьян. Окончательное формирование
государственной системы крепостного права. Избрание Бориса Годунова на царство, его военные успехи. Возвращение Россией земель на
берегах Балтики. Укрепление Москвы (Белый город, Земляной город). Освобождение Москвы. Икона Казанской Богоматери.
Земский
собор 1613 г. в Москве. Избрание нового русского царя из рода Романовых. Правление царя Михаила и Алексея. Возникновение сословий:
бояре, дворяне, крестьяне, купцы, служилые люди. Укрепление церкви, монастырей. Народные волнения и восстания.
Словарь: кризис, патриарх, престол, заговор, сословие, монастырь.
Формы организации учебной деятельности на уроке: индивидуальная работа.
Виды учебной деятельности: самостоятельная работа с учебником, работа с раздаточным материалом.
3.Культура в Российском государстве XVI-XVII вв. (3ч.)
Завершение формирования русской народности и единого русского языка на основе московского говора и владимиро-суздальского
диалекта. Распространение рукописных книг. Иван Федоров. Развитие книгопечатания. Появление первых учебных книг: «Грамматика»,
«Считание удобное» (таблица умножения), «Большой букварь».
Развитие научных и практических знаний по математике, медицине,
военному делу и др. Век великих русских географических открытий Азии, Дальнего Востока (С. Дежнев, Е. Хабаров, В. Поярков, В.
Атласов). Русские монастыри: Троице-Сергиев, Кирилло-Белозерский, Соловецкий. Развитие музыкального и театрального искусства. Быт
народа и высшего сословия. Патриархальность, сословность общественного уклада.
Формы организации учебной деятельности на уроке: индивидуальная работа.
Виды учебной деятельности: самостоятельная работа с учебником, работа с раздаточным материалом.
Словарь: народность, просвещение, архитектура, живопись, искусство, шедевр.
Календарно-тематическое планирование
№
1.
2.
3.
4.
5.
6.
7.
8.
9.
10.
11.
Тема урока
Кол-во
часов
Древня Русь (18ч.)
Происхождение славян (2ч.)
Славяне – коренное население Европы.
1
Ветви славян и славянских языков.
1
Восточные славяне (VI – IX вв.) (2ч.)
Роды и племена восточных славян и их старейшин.
1
Славянский поселок.
1
Хозяйство и образ жизни восточных славян (2ч.)
Основные занятия восточных славян. Ремесла
1
восточных славян.
Обычаи восточных славян. Быт восточных славян.
1
Культура и верование восточных славян (1ч.)
Обряды восточных славян.
1
Создание Древнерусского государства (3ч.)
Первое Древнерусское государство - Киевская
1
Русь.
Боярская дума. Вотчина – крупное частное
1
землевладение.
Русские князья Олег, Игорь и Святослав. Княгиня
1
Ольга.
Крещение Киевской Руси (2ч.)
Языческая религия Киевской Руси.
1
Дата проведения
план
факт
04.09
11.09
18.09
12.
13.
14.
15.
16.
17.
18.
19.
20.
21.
22.
23.
24.
25.
26.
27.
28.
29.
30.
31.
Крещение Руси при князе Владимире.
1
Расцвет Русского государства при Ярославле Мудром (2ч.)
Правление Ярославля Мудрого.
1
Наречение князя царем.
1
Феодальная раздробленность в русских землях (XI – XV) (2ч.)
Киевский князь Владимир Мономах.
1
Причина распада Киевской Руси.
1
Культура Руси X – XIII вв. (2ч.)
Развитие письменности на Руси.
1
Ремесла в Киевской Руси.
1
Русь в борьбе с завоевателями (XIII – XV вв.) (7ч.)
Образование монгольского государства. Нашествие на Русь (3ч.)
Монголо-татары.
1
Нашествие монголо-татар на Руси.
1
Невская битва. Ледовое побоище. Тест.
1
Объединение русских земель против монголо-татарского нашествия (2ч.)
Возвышение Москвы.
1
Московский князь Иван Калита, его успехи.
1
Образование единого Московского государства (2ч.)
Иван III Великий – глава единого государства.
1
Судебник Ивана III.
1
Единое Московское государство (9ч.)
Российское государство в XVI в. (3ч.)
Первый русский царь Иван VI Грозный.
1
Опричнина Ивана Грозного.
1
Присоединение Казанского и Астраханского
1
ханств.
Смутное время. Начало царской династии Романовых (3ч.)
Смутное время. Правление Бориса Годунова.
1
Начало правления династии Романовых.
1
Крестьянская война под предводительством
1
Степана Разина.
32.
33.
34.
Культура в Российском государстве XVI – XVII вв. (3ч.)
Путешествие Афанасия Никитина в Индию.
1
Первопечатник Иван Федоров и первое издание
1
книг в России.
Освоение Сибири и Дальнего Востока.
1
Основной список литературы
1.Воронкова В.В., Перова М.Н. Программа специальных (коррекционных) образовательных учреждений VIII вида гуманитарный
издательский центр " Владос", 2011 год.
2.Учебник «История Отечества» для 7 класса для общеобразовательных организаций, реализующих адаптированные основные
общеобразовательные программы / И.М.Бгажнокова, Л.В.Смирнова. – М.: Просвещение, 2022г.
3.Рабочая тетрадь по географии для 7 класса авторов И.М.Бгажнокова, Н.Г., Л.В.Смирнова – М.: Просвещение,2022г.
Технические средства обучения
1.Ноутбук
2.Принтер
3.Экранно-звуковые пособия: видеофильмы и презентации по темам учебного предмета