МИНИСТЕРСТВО ПРОСВЕЩЕНИЯ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
Министерство образования и молодежной политики Свердловской области
Муниципальное казённое общеобразовательное учреждение
МКОУ СОШ № 1 п. Пелым
РАССМОТРЕНО
на педагогическом совете
Протокол № 1 от 30 августа 2022 г.
УТВЕРЖДАЮ
Директор МКОУ СОШ №1
__________________
/СмирноваТ.А./
Приказ № 180 от 30 августа 2022г.
Вводится в действие с 01.09.2022г
Программа кружка
«Литературный час»
1-4 кл
2022-2023г
Составитель: Протченко Т.М. - библиотекарь
Пелым, 2022
Пояснительная записка
Программа кружка «Литературный час» относится к общеинтеллектуальному направлению
реализации внеурочной деятельности в рамках ФГОС.
Общая характеристика кружка
Кружок «Литературный час» способствует расширению читательского пространства, реализации
дифференцированного обучения и развитию индивидуальных возможностей каждого ребёнка,
воспитанию ученика-читателя.
Кружковые занятия помогут решать задачи эмоционального, творческого, литературного,
интеллектуального развития ребёнка, а также проблемы нравственно-этического воспитания, так
как чтение для ребёнка — и труд, и творчество, и новые открытия, и удовольствие, и
самовоспитание.
Главные цели кружка:
— создание на практике условий для развития читательских умений и интереса к чтению книг;
— расширение литературно-образовательного пространства учащихся начальных классов;
— формирование личностных, коммуникативных, познавательных и регулятивных учебных умений.
Место кружка в учебном плане.
Рабочая программа рассчитана на 1 год для совместных занятий учащихся 1-4 классов. Кружковые
занятия проводятся 1 раз в неделю, 34 учебных недели.
Ценностные ориентиры содержания кружка
Содержание программы кружка «Литературный час» создаёт возможность для воспитания
грамотного и заинтересованного читателя, знающего литературу своей страны и готового к
восприятию культуры и литературы народов других стран. Ученик-читатель овладевает основами
самостоятельной читательской деятельности. В процессе общения с книгой развиваются память,
внимание, воображение.
Программа кружка способствует созданию условий для использования полученных знаний и
умений на уроках литературного чтения для самостоятельного чтения и работы с книгой.
Содержание кружковых занятий поможет младшему школьнику общаться с детскими книгами:
рассматривать, читать, получать необходимую информацию о книге, как из её аппарата, так и из
других изданий (справочных, энциклопедических).
В программу включены занятия библиографического характера, которые познакомят начинающего
читателя с авторами детских книг, обогатят его читательский опыт и эрудицию.
Работа кружка организована в форме тематического цикла бесед с широким использованием
различных творческих и игровых видов деятельности учащихся. Основные направления работы –
знакомство с миром детской литературы, основами информационной грамотности, нравственное,
патриотическое, эстетическое воспитание и развитие школьников, пропаганда здорового и
безопасного образа жизни, развитие творческих способностей учащихся. Особое внимание
уделяется отработке навыков грамотного чтения, развитию культуры речи, воспитанию культуры
поведения.
В программу входят: беседы о библиотеке, о создании книги; о строении (структуре) книги; о
периодических изданиях для детей; о временах года в поэзии, музыке и живописи; о справочном
аппарате книги и библиотеки; о художественном оформлении книги. Значительное место отведено
знакомству с произведениями фольклора и детских писателей.
Формы проведения занятий:
- Беседа и обсуждение;
- Выразительное чтение и рассказывание;
- Игры: дидактические, ролевые, словесные;
- Комплексное использование книг, мультимедийных презентаций, музыкальных произведений,
мультипликационных и художественных фильмов по произведениям детских писателей;
- Творческие задания литературного, изобразительного, театрального характера.
- Библиотечные уроки.
- На каждом занятии активно используются различные виды читательской работы с текстом чтение вслух, комментированное чтение, чтение по ролям, коллективное и художественновыразительное чтение, что способствует формированию общеучебных умений и навыков,
универсальных учебных действий.
Планируемые результаты освоения программы кружка
В результате освоении программы кружка «Литературный час» формируются следующие
Предметные умения, соответствующие требованиям федерального государственного
образовательного стандарта начального общего образования.
- Осознавать значимость чтения для личного развития;
- Формировать потребность в систематическом чтении;
- Использовать разные виды чтения (ознакомительное, изучающее, выборочное, поисковое);
- Уметь самостоятельно выбирать интересующую литературу;
- Пользоваться справочными источниками для понимания и получения дополнительной
информации.
Регулятивные умения:
- Уметь работать с книгой, пользуясь алгоритмом учебных действий;
- Уметь самостоятельно работать с учебным произведением;
- Уметь работать в парах и группах, участвовать в проектной деятельности, литературных играх;
- Уметь определять свою роль в общей работе и оценивать свои результаты.
Познавательные учебные умения:
- Прогнозировать содержание книги до чтения, используя информацию из аппарата книги;
- Отбирать книги по теме, жанру и авторской принадлежности;
- Ориентироваться в мире книг (работа с каталогом, с открытым библиотечным фондом);
- Составлять краткие аннотации к прочитанным книгам;
- Пользоваться словарями, справочниками, энциклопедиями.
Коммуникативные учебные умения:
- Участвовать в беседе о прочитанной книге, выражать своё мнение и аргументировать свою точку
зрения;
- Оценивать поведение героев с точки зрения морали, формировать свою этическую позицию;
- Высказывать своё суждение об оформлении и структуре книги;
- Участвовать в конкурсах чтецов и рассказчиков;
- Соблюдать правила общения и поведения в школе, библиотеке, дома
В результате реализации внеурочной программы «Литературный час» учащиеся должны уметь:
- Строить короткое монологическое высказывание: краткий и развёрнутый ответ на вопрос учителя;
- Называть имена 3-5 классиков русской и зарубежной литературы;
- Перечислять
содержание;
названия произведений любимого автора и короткопересказывать их
- Определять тему и выделять главную мысль произведения (с помощьюучителя);
- Оценивать и характеризовать героев произведения (их имена, портреты, речь)и их поступки;
- Анализировать смысл названия произведения;
- Пользоваться Толковым словарём для выяснения значений слов
- Развивать навыки аудирования на основе целенаправленного восприятиятекста, который читает
учитель;
- Устновыражать своё отношение к содержанию прочитанного (устноевысказывание по поводу
героев и обсуждаемых проблем);
- Читать наизусть 2-4 стихотворений разных авторов (по выбору)
- Привлекать к работе на уроках тексты хрестоматии, а также книг из домашнейи школьной
библиотек;
- Задавать вопросы по тексту произведения и отвечать на вопросы, используявыдержки из
текстов в качестве аргументов.
- Знать структурные элементы библиотеки: абонемент, читальный зал;
- Ориентироваться в мире книг (отбирать книги по авторской принадлежности в открытом
библиотечном фонде);
- Пользоваться алфавитным каталогом для отбора нужной книги;
- Систематизировать книги по авторской принадлежности;
- Составлять список прочитанных книг;
- Выделять книги-произведения и книги-сборники из группы предложенных книг или открытого
библиотечного фонда;
- Собирать информацию для библиографической справки об авторе;
- Выполнять поисковую работу по проекту;
- Презентовать результаты проектной деятельности и любимую книгу;
- Готовить отзыв о книге и обсуждать разные точки зрения;
- Писать отзыв о книге или героях книги;
- Рассматривать и читать детские газеты и журналы;
- Находить нужную информацию в газетах и журнала
Содержание программы
№
п/
п
1
Раздел
2
В мире
сказок
3
Книги о
животных и
родной
природе
5
Книги о животных и родной природе
детских писателей (В.Сутеева,
Е.Чарушина, Б.Житкова, К.Паустовского,
А.Чехова) (книга-произведение и книгасборник). Структура книги, справочный
аппарат книги. Читальный зал: культура
самостоятельной работы с выбранной
книгой.
4
Родные
поэты
3
5
Писатели
детям
9
Книги сборники стихов А.Пушкина,
С.Есенина, Ф.Тютчева и др.,
репродукции картин известных
художников, музыкальные
произведения известных композиторов
о природе.
Книги детских писателей-классиков
Детские книги с рассказами
современных писателей. Выставка
книг детских писателей. Художники-
Здравствуй,
книга
Кол Содержание
-во
час
2
Художественная книга. История
создания книги на Руси. Элементы
структуры художественной книги
(обложка, титульный лист, оглавление).
Аппарат ориентировки. Правила
пользования книгой. Книгапроизведение (большеформатная, в
типовом оформлении). Обложка книги:
информация о книге (название книги),
иллюстрация (определение темы и
жанра). Классификация книг по темам и
жанрам. Домашняя библиотека,
классная библиотека, школьная
библиотека. Библиотечный формуляр,
каталог. Правила поведения в
библиотеке.
5
Волшебные, бытовые и сказки о
животных. Сборник загадок. Сборник
сказочных историй А.Н. Толстого
«Приключения Буратино». Сборник
сказов П.Бажова «Малахитовая
шкатулка»
Формы внеурочной
деятельности
Игровая деятельность.
Работа в группах.
Чтение-рассматривание.
Рассматривание, чтение,
слушание, инсценировка.
Игровая деятельность.
Изготовление книжкисамоделки «Загадки для
моих друзей». Выполнение
иллюстраций к
прочитанным книгам.
Рассматривание, чтение,
слушание, обмен
мнениями. Работа в
группах, творческая работа.
Фотовыставка «Мои
четвероногие друзья» с
комментариями.
Оформление плаката
«Настоящий друг».
Слушание, чтение,
словесное рисование
картин природы, минипроект «Осень (зима,
весна) в моём посёлке».
Сочинение синквейна.
Слушание и
рассматривание книг.
Инсценирование эпизодов
из выбранной книги,
иллюстраторы детских книг.
6
Твои
защитники
3
Книги С.Баруздина, Л.Кассиля,
Н.Богданова. Выставка книг о войне.
7
Научнопознаватель
ная
литература
3
8
Зарубежная
литература
4
Словари, справочники, энциклопедии.
Что такое периодика. Детские газеты и
журналы. Структура и издатели газет и
журналов. Детские журналы
«Мурзилка», «Филя», «Костёр» и др.
Книги Дж.Харриса, Р.Киплинга, Э.СетонТомпсона. Список книг зарубежных
писателей. Библиографические
справочники. Переводчики книг.
Итого
34
словесное рисование
портрета героя, беседадискуссия. Рисование
обложки к
понравившемуся
произведению.
Библиотечный урок.
Чтение, рассматривание
книг. Определение жанра и
темы. Посещение
поселковой библиотеки.
Характеристика поступка
героя. Выделение для себя
нравственных качеств.
Творческая работа.
Игровая деятельность.
Самостоятельная
поисковая работа в парах.
Составление кроссвордов.
Определение жанра и
темы.
Сбор информации о
зарубежных писателях.
Придумывание
оригинального
продолжения сказки.
Чтение диалогов.
Подготовка вопросов к
викторине. Игровая
деятельность.
Тематическое планирование
№
1
2
3
4
5
6
Тема
Книга, здравствуй!
Экскурсия в школьную библиотеку. Правила поведения в
библиотеке. Правила работы с книгой.
История создания книги. Первая печатная книга на Руси.
В мире сказок
«Ни окошек, ни дверей» Загадки. Сказки с загадками.
Сказка мудростью богата. Сказки бытовые, волшебные, о
животных.
Авторские сказки. А.Н.Толстой «Золотой ключик, или
приключения Буратино»
Сказы П.П.Бажова «Серебряное копытце», «Малахитовая
Кол-во
часов
2
1
1
5
1
1
1
1
7
8
9
10
11
12
13
14
15
16
17
18
19
20
21
22
23
24
25
26
27
28
29
30
31
32
33
34
шкатулка».
Сказки водят хоровод. Игра-викторина по сказкам.
Книги о животных и природе
Сказки о животных. В.Сутеев «Палочка-выручалочка», «Мешок
яблок».
Е.Чарушин «Кошка Маруська».
Б.Житков «Как слон спас хозяина от тигра»
Доброта и сострадание в рассказе К.Г.Паустовского «Заячьи
лапы».
Славный народ собаки. По рассказу А.Чехова «Каштанка».
Родные поэты
Люблю природу русскую. Осенняя пора …
Люблю природу русскую. И вот сама идёт волшебница-зима.
Люблю природу русскую. Весенняя капель.
Писатели детям
Л.Пантелеев «Честное слово»
А.Томилин «Сказка о весёло мастере на все руки»
В.Осеева «Добрая хозяюшка», «Синие листья»
Жизнь дана на добрые дела. По сказке А.Гайдара «Горячий
камень»
Жизнь дана на добрые дела. Рассказы Е.Пермяка о доброте и
отзывчивости.
Рассказы Н.Носова «Заплатка», «Огурцы».
Нельзя оставлять человека в беде. Рассказ Л.Воронковой «Что
сказала бы мама?»
Б.Житков о смелых и отважных людях. «Помощь идёт»
Р.Погодин «Книжка про Гришку»
Твои защитники
С.Баруздин «Шёл по улице солдат»
Л.Кассиль «Твои защитники»
Н.Богданов «Солдатская каша»
Научно-популярная литература
Хранители слов – словари.
«Что? Где? Когда?»: энциклопедии и справочники.
О чём рассказывают детские журналы.
Зарубежная литература
Р.Киплинг и его книги. Рассказ «Рикки-тикки-тави»
Книга Дж.Харриса «Сказки дядюшки Римуса»
Э.Сетон-Томпсон «Герои-животные»
Игра «Литературная мозаика»
Итого
Материально-техническое обеспечение программы.
Книжный фонд.
Компьютер.
1
5
1
1
1
1
1
3
1
1
1
9
1
1
1
1
1
1
1
1
1
3
1
1
1
3
1
1
1
4
1
1
1
1
34
Мультимедийное оборудование: экран, проектор.
Powered by TCPDF (www.tcpdf.org)