Русский язык 3 класс

МИНИСТЕРСТВО ПРОСВЕЩЕНИЯ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
Министерство образования и молодёжной политики Свердловской
области
ГО Пелым
МКОУ СОШ № 1
РАССМОТРЕНО
на педагогическом совете
Протокол № 1 от 27 августа 2024

г.

УТВЕРЖДАЮ
Директор МКОУ СОШ №1
__________________
/СмирноваТ.А./
Приказ № 93 от 27 августа 2024г.

Вводится в действие с 01.09.2024г

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА
(ID 4215383)
учебного предмета «Русский язык»
для обучающихся 3 класса

п Пелым 2024 г

ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
Рабочая программа учебного предмета «Русский язык» (предметная
область «Русский язык и литературное чтение») на уровне начального
общего образования составлена на основе Требований к результатам
освоения программы начального общего образования Федерального
государственного
образовательного
стандарта
начального
общего
образования (далее – ФГОС НОО), Федеральной образовательной программы
начального общего образования (далее – ФОП НОО), Федеральной рабочей
программы по учебному предмету «Русский язык» (далее – ФРП «Русский
язык»), а также ориентирована на целевые приоритеты, сформулированные в
федеральной рабочей программе воспитания.
ОБЩАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА «РУССКИЙ ЯЗЫК»
На уровне начального общего образования изучение русского языка
имеет особое значение в развитии обучающегося. Приобретённые знания,
опыт выполнения предметных и универсальных учебных действий на
материале русского языка станут фундаментом обучения на уровне
основного общего образования, а также будут востребованы в жизни.
Русский язык как средство познания действительности обеспечивает
развитие интеллектуальных и творческих способностей обучающихся,
формирует умения извлекать и анализировать информацию из различных
текстов, навыки самостоятельной учебной деятельности. Изучение русского
языка является основой всего процесса обучения на уровне начального
общего образования, успехи в изучении этого предмета во многом
определяют результаты обучающихся по другим учебным предметам.
Русский язык обладает значительным потенциалом в развитии
функциональной грамотности обучающихся, особенно таких её компонентов,
как языковая, коммуникативная, читательская, общекультурная и социальная
грамотность.
Первичное знакомство с системой русского языка, богатством его
выразительных возможностей, развитие умения правильно и эффективно
использовать русский язык в различных сферах и ситуациях общения
способствуют успешной социализации обучающегося. Русский язык,
выполняя свои базовые функции общения и выражения мысли, обеспечивает
межличностное и социальное взаимодействие, способствует формированию
самосознания и мировоззрения личности, является важнейшим средством
хранения и передачи информации, культурных традиций, истории русского
народа и других народов России. Свободное владение языком, умение

выбирать нужные языковые средства во многом определяют возможность
адекватного самовыражения взглядов, мыслей, чувств, проявления себя в
различных жизненно важных для человека областях.
Изучение русского языка обладает огромным потенциалом присвоения
традиционных социокультурных и духовно-нравственных ценностей,
принятых в обществе правил и норм поведения, в том числе речевого, что
способствует формированию внутренней позиции личности. Личностные
достижения обучающегося непосредственно связаны с осознанием языка как
явления национальной культуры, пониманием связи языка и мировоззрения
народа. Значимыми личностными результатами являются развитие
устойчивого познавательного интереса к изучению русского языка,
формирование ответственности за сохранение чистоты русского языка.
ЦЕЛИ ИЗУЧЕНИЯ УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА «РУССКИЙ ЯЗЫК»
Изучение русского языка направлено на достижение следующих целей:
1) приобретение обучающимися первоначальных представлений о
многообразии языков и культур на территории Российской Федерации, о
языке как одной из главных духовно­нравственных ценностей народа;
понимание роли языка как основного средства общения; осознание значения
русского языка как государственного языка Российской Федерации;
понимание роли русского языка как языка межнационального общения;
осознание правильной устной и письменной речи как показателя общей
культуры человека;
2) овладение основными видами речевой деятельности на основе
первоначальных представлений о нормах современного русского
литературного языка: аудирование, говорение, чтение, письмо;
3) овладение первоначальными научными представлениями о системе
русского языка: фонетика, графика, лексика, морфемика, морфология и
синтаксис; об основных единицах языка, их признаках и особенностях
употребления в речи; использование в речевой деятельности норм
современного русского литературного языка (орфоэпических, лексических,
грамматических, орфографических, пунктуационных) и речевого этикета;
4) использование в речевой деятельности норм современного русского
литературного языка (орфоэпических, лексических, грамматических,
орфографических, пунктуационных) и речевого этикета;
5) развитие функциональной грамотности, готовности к успешному
взаимодействию с изменяющимся миром и дальнейшему успешному
образованию.

Центральной идеей конструирования содержания и планируемых
результатов обучения русскому языку является признание равной
значимости работы по изучению системы языка и работы по
совершенствованию речи обучающихся. Языковой материал призван
сформировать первоначальные представления о структуре русского языка,
способствовать
усвоению
норм
русского
литературного
языка,
орфографических и пунктуационных правил.
Развитие устной и письменной речи обучающихся направлено на
решение практической задачи развития всех видов речевой деятельности,
отработку навыков использования усвоенных норм русского литературного
языка, речевых норм и правил речевого этикета в процессе устного и
письменного общения.
Ряд задач по совершенствованию речевой деятельности решаются
совместно с учебным предметом «Литературное чтение».
МЕСТО УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА «РУССКИЙ ЯЗЫК» В УЧЕБНОМ
ПЛАНЕ
Общее число часов, отведённых на изучение «Русского языка», – 170 ч

ПЛАНИРУЕМЫЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ
Изучение русского языка направлено на достижение обучающимися
личностных, метапредметных и предметных результатов освоения учебного
предмета.
ЛИЧНОСТНЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ
В результате изучения предмета «Русский язык» у обучающегося будут
сформированы следующие личностные результаты:
гражданско-патриотического воспитания:
 становление ценностного отношения к своей Родине, в том числе
через изучение русского языка, отражающего историю и культуру
страны;
 осознание своей этнокультурной и российской гражданской
идентичности, понимание роли русского языка как государственного
языка Российской Федерации и языка межнационального общения
народов России;
 осознание своей сопричастности к прошлому, настоящему и
будущему своей страны и родного края, в том числе через
обсуждение ситуаций при работе с текстами на уроках русского
языка;
 проявление уважения к своему и другим народам, формируемое в
том числе на основе примеров из текстов, с которыми идёт работа на
уроках русского языка;
 первоначальные представления о человеке как члене общества, о
правах и ответственности, уважении и достоинстве человека, о
нравственно­этических
нормах
поведения
и
правилах
межличностных отношений, в том числе отражённых в текстах, с
которыми идёт работа на уроках русского языка;
духовно-нравственного воспитания:
 осознание языка как одной из главных духовно-нравственных
ценностей народа;
 признание индивидуальности каждого человека с опорой на
собственный жизненный и читательский опыт;
 проявление сопереживания, уважения и доброжелательности, в том
числе с использованием адекватных языковых средств для
выражения своего состояния и чувств;

неприятие любых форм поведения, направленных на причинение
физического и морального вреда другим людям (в том числе
связанного с использованием недопустимых средств языка);
эстетического воспитания:
 уважительное отношение и интерес к художественной культуре,
восприимчивость к разным видам искусства, традициям и творчеству
своего и других народов;
 стремление к самовыражению в искусстве слова; осознание важности
русского языка как средства общения и самовыражения;
физического воспитания, формирования культуры здоровья и
эмоционального благополучия:
 соблюдение правил безопасного поиска в информационной среде
дополнительной информации в процессе языкового образования;
 бережное отношение к физическому и психическому здоровью,
проявляющееся в выборе приемлемых способов речевого
самовыражения и соблюдении норм речевого этикета и правил
общения;
трудового воспитания:
 осознание ценности труда в жизни человека и общества (в том числе
благодаря примерам из текстов, с которыми идёт работа на уроках
русского языка), интерес к различным профессиям, возникающий
при обсуждении примеров из текстов, с которыми идёт работа на
уроках русского языка;
экологического воспитания:
 бережное отношение к природе, формируемое в процессе работы с
текстами;
 неприятие действий, приносящих вред природе;
ценности научного познания:
 первоначальные представления о научной картине мира, в том числе
первоначальные представления о системе языка как одной из
составляющих целостной научной картины мира;
 познавательные
интересы,
активность,
инициативность,
любознательность и самостоятельность в познании, в том числе
познавательный интерес к изучению русского языка, активность и
самостоятельность в его познании.


МЕТАПРЕДМЕТНЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ
В результате изучения русского языка у обучающегося будут
сформированы
познавательные
универсальные
учебные
действия,

коммуникативные универсальные учебные действия, регулятивные
универсальные учебные действия, совместная деятельность.
У обучающегося будут сформированы следующие базовые логические
действия как часть познавательных универсальных учебных действий:
 сравнивать
различные языковые единицы (звуки, слова,
предложения, тексты), устанавливать основания для сравнения
языковых единиц (частеречная принадлежность, грамматический
признак, лексическое значение и другое); устанавливать аналогии
языковых единиц;
 объединять объекты (языковые единицы) по определённому
признаку;
 определять существенный признак для классификации языковых
единиц
(звуков,
частей
речи,
предложений,
текстов);
классифицировать языковые единицы;
 находить в языковом материале закономерности и противоречия на
основе
предложенного
учителем
алгоритма
наблюдения;
анализировать алгоритм действий при работе с языковыми
единицами, самостоятельно выделять учебные операции при анализе
языковых единиц;
 выявлять недостаток информации для решения учебной и
практической задачи на основе предложенного алгоритма,
формулировать запрос на дополнительную информацию;
 устанавливать
причинно­следственные
связи
в
ситуациях
наблюдения за языковым материалом, делать выводы.
У обучающегося будут сформированы следующие базовые
исследовательские действия как часть познавательных универсальных
учебных действий:
 с помощью учителя формулировать цель, планировать изменения
языкового объекта, речевой ситуации;
 сравнивать несколько вариантов выполнения задания, выбирать
наиболее целесообразный (на основе предложенных критериев);
 проводить по предложенному плану несложное лингвистическое
мини­исследование, выполнять по предложенному плану проектное
задание;
 формулировать выводы и подкреплять их доказательствами на
основе результатов проведённого наблюдения за языковым
материалом
(классификации,
сравнения,
исследования);
формулировать с помощью учителя вопросы в процессе анализа
предложенного языкового материала;

прогнозировать возможное развитие процессов, событий и их
последствия в аналогичных или сходных ситуациях.
У обучающегося будут сформированы следующие умения работать с
информацией как часть познавательных универсальных учебных
действий:
 выбирать источник получения информации: нужный словарь для
получения запрашиваемой информации, для уточнения;
 согласно заданному алгоритму находить представленную в явном
виде информацию в предложенном источнике: в словарях,
справочниках;
 распознавать
достоверную
и
недостоверную
информацию
самостоятельно или на основании предложенного учителем способа
её проверки (обращаясь к словарям, справочникам, учебнику);
 соблюдать с помощью взрослых (педагогических работников,
родителей, законных представителей) правила информационной
безопасности при поиске информации в информационнотелекоммуникационной сети «Интернет» (информации о написании и
произношении слова, о значении слова, о происхождении слова, о
синонимах слова);
 анализировать и создавать текстовую, видео­, графическую,
звуковую информацию в соответствии с учебной задачей;
 понимать лингвистическую информацию, зафиксированную в виде
таблиц, схем; самостоятельно создавать схемы, таблицы для
представления лингвистической информации.
У обучающегося будут сформированы следующие умения общения как
часть коммуникативных универсальных учебных действий:
 воспринимать и формулировать суждения, выражать эмоции в
соответствии с целями и условиями общения в знакомой среде;
 проявлять уважительное отношение к собеседнику, соблюдать
правила ведения диалоги и дискуссии;
 признавать возможность существования разных точек зрения;
 корректно и аргументированно высказывать своё мнение;
 строить речевое высказывание в соответствии с поставленной
задачей;
 создавать устные и письменные тексты (описание, рассуждение,
повествование) в соответствии с речевой ситуацией;
 готовить небольшие публичные выступления о результатах парной и
групповой работы, о результатах наблюдения, выполненного
мини­исследования, проектного задания;


подбирать иллюстративный материал (рисунки, фото, плакаты) к
тексту выступления.
У
обучающегося будут
сформированы следующие умения
самоорганизации как части регулятивных универсальных учебных
действий:
 планировать действия по решению учебной задачи для получения
результата;
 выстраивать последовательность выбранных действий.
У
обучающегося будут
сформированы следующие умения
самоконтроля как части регулятивных универсальных учебных
действий:
 устанавливать причины успеха (неудач) учебной деятельности;
 корректировать свои учебные действия для преодоления речевых и
орфографических ошибок;
 соотносить результат деятельности с поставленной учебной задачей
по выделению, характеристике, использованию языковых единиц;
 находить ошибку, допущенную при работе с языковым материалом,
находить орфографическую и пунктуационную ошибку;
 сравнивать
результаты своей деятельности и деятельности
одноклассников, объективно оценивать их по предложенным
критериям.
У обучающегося будут сформированы следующие умения совместной
деятельности:
 формулировать
краткосрочные
и
долгосрочные
цели
(индивидуальные с учётом участия в коллективных задачах) в
стандартной (типовой) ситуации на основе предложенного учителем
формата планирования, распределения промежуточных шагов и
сроков;
 принимать цель совместной деятельности, коллективно строить
действия по её достижению: распределять роли, договариваться,
обсуждать процесс и результат совместной работы;
 проявлять
готовность
руководить,
выполнять
поручения,
подчиняться, самостоятельно разрешать конфликты;
 ответственно выполнять свою часть работы;
 оценивать свой вклад в общий результат;
 выполнять
совместные проектные задания с опорой на
предложенные образцы.


ПРЕДМЕТНЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ

3 КЛАСС
К концу обучения в третьем классе обучающийся научится:
 объяснять значение русского языка как государственного языка
Российской Федерации;
 характеризовать, сравнивать, классифицировать звуки вне слова и в
слове по заданным параметрам;
 производить
звуко­буквенный анализ слова (в словах с
орфограммами; без транскрибирования);
 определять функцию разделительных мягкого и твёрдого знаков в
словах; устанавливать соотношение звукового и буквенного состава,
в том числе с учётом функций букв е, ё, ю, я, в словах с
разделительными ь, ъ, в словах с непроизносимыми согласными;
 различать однокоренные слова и формы одного и того же слова;
различать однокоренные слова и слова с омонимичными корнями
(без называния термина); различать однокоренные слова и
синонимы;
 находить в словах с однозначно выделяемыми морфемами
окончание, корень, приставку, суффикс;
 выявлять случаи употребления синонимов и антонимов; подбирать
синонимы и антонимы к словам разных частей речи;
 распознавать слова, употреблённые в прямом и переносном значении
(простые случаи);
 определять значение слова в тексте;
 распознавать имена существительные; определять грамматические
признаки имён существительных: род, число, падеж; склонять в
единственном числе имена существительные с ударными
окончаниями;
 распознавать имена прилагательные; определять грамматические
признаки имён прилагательных: род, число, падеж;
 изменять имена прилагательные по падежам, числам, родам (в
единственном числе) в соответствии с падежом, числом и родом
имён существительных;
 распознавать глаголы; различать глаголы, отвечающие на вопросы
«что делать?» и «что сделать?»; определять грамматические
признаки глаголов: форму времени, число, род (в прошедшем
времени); изменять глагол по временам (простые случаи), в
прошедшем времени ‑ по родам;
 распознавать личные местоимения (в начальной форме);





















использовать личные местоимения для устранения неоправданных
повторов в тексте;
различать предлоги и приставки;
определять вид предложения по цели высказывания и по
эмоциональной окраске;
находить главные и второстепенные (без деления на виды) члены
предложения;
распознавать распространённые и нераспространённые предложения;
находить место орфограммы в слове и между словами на изученные
правила; применять изученные правила правописания, в том числе
непроверяемые гласные и согласные (перечень слов в
орфографическом словаре учебника); непроизносимые согласные в
корне слова; разделительный твёрдый знак; мягкий знак после
шипящих на конце имён существительных; не с глаголами;
раздельное написание предлогов со словами;
правильно списывать слова, предложения, тексты объёмом не более
70 слов;
писать под диктовку тексты объёмом не более 65 слов с учётом
изученных правил правописания;
находить и исправлять ошибки на изученные правила, описки;
понимать тексты разных типов, находить в тексте заданную
информацию;
формулировать устно и письменно на основе прочитанной
(услышанной) информации простые выводы (1-2 предложения);
строить устное диалогическое и монологическое высказывание (3-5
предложений на определённую тему, по результатам наблюдений) с
соблюдением орфоэпических норм, правильной интонации;
создавать небольшие устные и письменные тексты (2-4
предложения), содержащие приглашение, просьбу, извинение,
благодарность, отказ, с использованием норм речевого этикета;
определять связь предложений в тексте (с помощью личных
местоимений, синонимов, союзов и, а, но);
определять ключевые слова в тексте;
определять тему текста и основную мысль текста;
выявлять части текста (абзацы) и отражать с помощью ключевых
слов или предложений их смысловое содержание;
составлять план текста, создавать по нему текст и корректировать
текст;





писать подробное изложение по заданному, коллективно или
самостоятельно составленному плану;
объяснять своими словами значение изученных понятий,
использовать изученные понятия в процессе решения учебных задач;
уточнять значение слова с помощью толкового словаря.

СОДЕРЖАНИЕ УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА
3 КЛАСС
Язык и речь.
Виды речи. Речь и её назначение. Речь – отражение культуры человека. Язык,
его назначение и его выбор в соответствии с целями и условиями общения.
Формирование представлений о языке как основе национального
самосознания.
Развити речи: составление текста по рисунку.
Текст. Предложение. Словосочетание.
Признаки текста: смысловая связь предложений в тексте, законченность,
тема, основная мысль.
Построение текста: вступление, основная часть, заключение.
Типы текстов: повествование, описание, рассуждение.
Формирование навыка смыслового чтения текста различных стилей и жанров
в соответствии с учебными целями и задачами.
Предложение. Виды предложений по цели высказывания и интонации. Знаки
препинания в конце предложений.
Формирование внимательного отношения к окружающим. Сведения из
истории главного города России – Москвы; развитие на их основе чувства
патриотизма.
Предложение с обращением. Состав предложения. Главные и
второстепенные
члены
предложения.
Распространённые
и
нераспространенные предложения. Формирование навыков работы с
графической и текстовой информацией. Разбор по членам предложения.
Простое и сложное предложения. Запятая внутри сложного предложения.
Связь слов в словосочетании. Определение в словосочетании главного и
зависимого слов при помощи вопроса.
Развитие речи: составление небольшого рассказа по репродукции картины.
Составление предложений (и текста) из деформированных слов, а также по
рисунку, по заданной теме по модели.
Слово в языке и речи.
Лексическое значение слова. Номинативная функция слова, понимание слова
как единства звучания и значения; синонимы и антонимы.
Работа с толковым словарём, словарём синонимов, антонимов.
Использование омонимов в речи. Работа со словарём омонимов. Слово и
словосочетание. Значение фразеологизмов и их использование в речи. Работа
со словарём фразеологизмов. Развитие интереса к происхождению слов, к
истории возникновения фразеологизмов.

Обобщение и углубление представлений об изученных частях речи и их
признаках.
Формирование умений видеть красоту и образность слов русского языка в
пейзажных зарисовках текста.
Имя числительное. Обобщение и уточнение представлений об однокоренных
словах, о корне слова.
Слово и слог. Звуки и буквы.
Слог, звуки и буквы. Гласные звуки и буквы для их обозначения.
Правописание слов с ударными и безударными гласными в корне. Согласные
звуки и буквы для их обозначения. Правописание слов с парными по
глухости-звонкости согласными звуками на конце слова и перед согласными
в корне.
Мягкий разделительный знак. Правописание слов с мягким разделительным
знаком. Формирование установки на здоровый образ жизни (соблюдение
правил дорожного движения при переходе улицы).
Развитие речи: Подробное изложение с языковым анализом текста, по
вопросам и коллективно составленному плану. Составление предложений и
текста по репродукции картины.
Состав слова.
Корень слова. Однокоренные слова. Чередование согласных в корне.
Сложные слова. Развитие интереса к истории языка, изменениям,
происходящим в нём. Формы слова. Окончание. Значение приставки и
суффикса в слове. Основа слова. Разбор слова по составу. Знакомство со
словообразовательным словарём. Изменяемые и неизменяемые слова, их
употребление в речи. Разбор слова по составу. Формирование навыка
моделирования слов.
Развитие речи: сочинение по репродукции картины. Редактирование
предложений с неуместным употреблением в них однокоренных слов.
Подробное изложение повествовательного текста с языковым анализом.
Правописание частей слова.
Общее представление о правописании слов с орфограммами в значимых
частях слова. Формирование умения ставить перед собой орфографическую
задачу, определять пути её решения, решать её в соответствии с изученным
правилом. Формирование умений планировать учебные действия при
решении орфографической задачи.
Правописание слов с безударными гласными в корне.
Слова старославянского происхождения и их «следы» в русском языке.
Формирование уважительного отношения к истории языка. Правописание
слов с парными по звонкости-глухости согласными на конце слов и перед
согласными в корне. Правописание слов с непроизносимыми согласными в
корне. Правописание слов с удвоенными согласными. Правописание
суффиксов и приставок. Правописание приставок и предлогов. Правописание
слов с разделительным твёрдым знаком.

Развитие речи: составление текста по репродукции картины. Изложение
повествовательного
деформированного
текста
по
самостоятельно
составленному плану. Составление объявления.
Части речи.
Части речи: имя существительное, имя прилагательное, имя числительное,
местоимение, глагол, предлог, частица не, союз.
Имя существительное. Значение и употребление имён существительных в
речи. Одушевлённые и неодушевлённые имена существительные.
Представление об устаревших словах в русском языке.
Собственные и нарицательные имена существительные. Правописание имён
собственных. Изменение имён существительных по числам. Имена
существительные, имеющие форму одного числа. Имена существительные
общего рода. Формирование навыка культуры речи: норм согласования.
Мягкий знак после шипящих на конце имён существительных женского рода.
Изменение имён существительных по падежам. Определение падежа, в
котором употреблено имя существительное. Неизменяемые имена
существительные. Именительный падеж. Родительный падеж. Дательный
падеж. Винительный падеж. Творительный падеж. Предложный падеж.
Начальная форма имени существительного. Морфологический разбор имени
существительного.
Имя прилагательное. Лексическое значение имён прилагательных.
Обогащение словарного запаса именами прилагательными. Связь имени
прилагательного с именем существительным. Роль имён прилагательных в
тексте. Синтаксическая функция имени прилагательного в предложении.
Изменение имён прилагательных по родам в единственном числе.
Зависимость
рода
имени
прилагательного
от
формы
имени
существительного. Родовые окончания имён прилагательных. Изменение
имён прилагательных по числам. Зависимость формы числа имени
прилагательного от формы падежа имени существительного. Начальная
форма имени прилагательного. Морфологический разбор имени
прилагательного.
Местоимение. Личные местоимения 1-го, 2-го, 3-го лица. Личные
местоимения единственного и множественного числа. Род местоимений 3-го
лица в единственном числе по родам. Морфологический разбор
местоимений.
Глагол. Значение и употребление в речи. Изменение глаголов по числам.
Начальная (неопределённая) форма глагола. Глагольные вопросы что делать?
и что сделать? Изменение глаголов по временам. Род глаголов в прошедшем
времени. Родовые окончания глаголов (-а, -о). правописание частицы не с
глаголами. Морфологический разбор глагола.
Развитие речи: подробное изложение по самостоятельно составленному
плану, по опорным словам. Письмо по памяти. Составление устного рассказы
по серии картин. Сочинение по репродукции картин. Составление текста-

описания растения в научном стиле. Сопоставление содержания и
выразительных средств в искусствоведческом тексте и в репродукции
картины. Составление текста-описания о животном по личным наблюдениям.
Составление сочинения-отзыва по репродукции картины. Составление
письма. Составление текста по сюжетным рисункам. Составление
предложений с нарушенным порядком слов.
Повторение.

ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ

3 КЛАСС
Количество часов
№ п/п

Наименование разделов и тем
программы

Язык и речь.

Всего

2

1

Практические
работы

Библиотека ЦОК
https://m.edsoo.ru/7f410de8

Текст. Предложение. Словосочетание.

13

2

Библиотека ЦОК
https://m.edsoo.ru/7f410de8

Слово в языке и речи.

19

3

Библиотека ЦОК
https://m.edsoo.ru/7f410de8

Состав слова.

14

4

Библиотека ЦОК
https://m.edsoo.ru/7f410de8

Правописание частей слова.

29

5

Библиотека ЦОК
https://m.edsoo.ru/7f410de8

Части речи.

70

6

Библиотека ЦОК
https://m.edsoo.ru/7f410de8

Повторение.
7

Контрольные
работы

Электронные
(цифровые)
образовательные
ресурсы

6

Библиотека ЦОК
https://m.edsoo.ru/7f410de8

Библиотека ЦОК
https://m.edsoo.ru/7f410de8

ОБЩЕЕ КОЛИЧЕСТВО ЧАСОВ ПО ПРОГРАММЕ

153

10

0

ПОУРОЧНОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ

3 КЛАСС
Количество часов
№ п/п

1
2

Тема урока

Виды речи

1

Для чего нужен язык?

3

Что такое текст?

4

Какие бывают тексты?

5

Всего

1

1

Что такое предложение?

1

6

Виды предложений по цели
высказывания

1

7

Виды предложений по цели
высказывания.

1

8

Виды предложений по

9
10
11

Контрольные
работы

Практические
работы

Электронные
цифровые
образовательные
ресурсы
Библиотека ЦОК
https://m.edsoo.ru/f841ebc8

Библиотека ЦОК
https://m.edsoo.ru/f841fb4a

Библиотека ЦОК
https://m.edsoo.ru/f841fb4a

Библиотека ЦОК
https://m.edsoo.ru/f841f168

Библиотека ЦОК
https://m.edsoo.ru/f841f938

Библиотека ЦОК
https://m.edsoo.ru/f841f938

интонации.

Виды предложений.
Что такое обращение.
Главные и второстепенные члены

1
1
1

Библиотека ЦОК
https://m.edsoo.ru/f841f50a

Библиотека ЦОК
https://m.edsoo.ru/f841f35c

Библиотека ЦОК
https://m.edsoo.ru/f8421238

предложений

12
13
14
15
16

Упражнение в разборе предложений по
членам предложений.
Простое и сложное предложение.
Простое и сложное предложение.
Словосочетание.
Словосочетание.

Библиотека ЦОК

1

https://m.edsoo.ru/f8421800

Библиотека ЦОК

1

https://m.edsoo.ru/f842163e

Библиотека ЦОК

1

https://m.edsoo.ru/f842163e

Библиотека ЦОК

1

https://m.edsoo.ru/f842163e

Библиотека ЦОК

1

https://m.edsoo.ru/f84219d6

Проверь себя. Тест по теме
17

18
19
20

« Предложения»
Как определить лексическое значение
слова?
Синонимы и антонимы
Омонимы.

1

1
1
1

Слово и словосочетание
21

22

1
Устойчивые словосочетания слов
(фразеологизмы).

1

1

Библиотека ЦОК
https://m.edsoo.ru/f8421c24

Библиотека ЦОК
https://m.edsoo.ru/f8421e54

Библиотека ЦОК
https://m.edsoo.ru/f84222d2

Библиотека ЦОК
https://m.edsoo.ru/f84284ac

Библиотека ЦОК
https://m.edsoo.ru/f8428aec

Библиотека ЦОК
https://m.edsoo.ru/f84291f4

23

Р.Р.Обучающее изложение.

1

Библиотека ЦОК
https://m.edsoo.ru/f84293ca

Р.Р.Коллективное составление

24

25
26
27
28
29
30
31
32
33
34

небольшого рассказа по репродукции
картины И.Т.Хруцкого «Цветы и
плоды»
Что такое части речи? Имя
существительное.
Имя прилагательное.
Глагол.
Что такое имя числительное?
Однокоренные слова. Какие слова
называют однокоренными?
Звуки и буквы. Гласные звуки.
Звуки и буквы. Согласные звуки.
Звонкие и глухие согласные звуки.
Разделительный мягкий знак.
Р.Р. Обучающее изложение

1

1
1
1
1
1
1
1
1
1
1

Библиотека ЦОК
https://m.edsoo.ru/f84296c2

Библиотека ЦОК
https://m.edsoo.ru/f8429ec4

Библиотека ЦОК
https://m.edsoo.ru/f8429ec4

Библиотека ЦОК
https://m.edsoo.ru/f842a086

Библиотека ЦОК
https://m.edsoo.ru/f842a23e

Библиотека ЦОК
https://m.edsoo.ru/f842b152

Библиотека ЦОК
https://m.edsoo.ru/f842b878

Библиотека ЦОК
https://m.edsoo.ru/f842a23e

Библиотека ЦОК
https://m.edsoo.ru/f842ba62

Библиотека ЦОК
https://m.edsoo.ru/f842bd28

Библиотека ЦОК
https://m.edsoo.ru/f842bf44

35
36
37
38
39
40
41
42
43
44
45
46
47
48

Проверь себя. Проверочная работа «
Части речи»
Проект «Рассказ о слове»
Что такое корень слова?
Как найти корень в слове?
Сложные слова
Что такое окончание?
Упражнение в нахождении окончаний
Что такое приставка?
Как найти в слове приставку?
Приставка – значимая часть слова.
Что такое суффикс?

1
1
1
1
1
1
1
1

1

Библиотека ЦОК
https://m.edsoo.ru/f842c110

Библиотека ЦОК
https://m.edsoo.ru/f842c750

Библиотека ЦОК
https://m.edsoo.ru/f842e56e

Библиотека ЦОК
https://m.edsoo.ru/f842e758

Библиотека ЦОК
https://m.edsoo.ru/f842f036

Библиотека ЦОК
https://m.edsoo.ru/f842eb5e

Библиотека ЦОК
https://m.edsoo.ru/f842edb6

Библиотека ЦОК
https://m.edsoo.ru/f842f3a6

1
1
1

Библиотека ЦОК
https://m.edsoo.ru/f842fbda

Библиотека ЦОК
https://m.edsoo.ru/f8430526

Как найти в слове суффикс?
Значение суффиксов
Р.Р.Сочинение по репродукции картины

1
1

Библиотека ЦОК
https://m.edsoo.ru/f8430710

Библиотека ЦОК

А.А.Рылова «В голубом просторе»
49-50
51
52
53

Что такое основа слова?
Р.Р. Обучающее изложение.
Проверь себя. Контрольная работа
«Части слова»
Проект «Семья слов»

https://m.edsoo.ru/f8430710

1
1

В каких значимых частях слова есть
орфограммы?

1

55

Правописание слов с безударными
гласными в корне.

1

56-57

Правописание слов с двумя
безударными гласными в корне

1

Правописание слов с безударными
гласными в корне.

1

60

Правописание слов с глухими и
звонкими согласными в корне.

1

61

Правописание слов с глухими и
звонкими согласными в корне

1

62

Правописание слов с глухими и

https://m.edsoo.ru/f84313a4

Библиотека ЦОК

1

54

58-59

Библиотека ЦОК

1

1

https://m.edsoo.ru/f8431746
1

Библиотека ЦОК
https://m.edsoo.ru/f843191c

Библиотека ЦОК
https://m.edsoo.ru/f843191c

Библиотека ЦОК
https://m.edsoo.ru/f84321b4

Библиотека ЦОК
https://m.edsoo.ru/f8432768

Библиотека ЦОК
https://m.edsoo.ru/f8432768

Библиотека ЦОК
https://m.edsoo.ru/f8432a1a

Библиотека ЦОК
https://m.edsoo.ru/f8432d80

Библиотека ЦОК
https://m.edsoo.ru/f843303c

Библиотека ЦОК
https://m.edsoo.ru/f8433500

звонкими согласными в корне.

63

Правописание слов с глухими и
звонкими согласными в корне.

Библиотека ЦОК

1

https://m.edsoo.ru/f843337a

Итоговый диктант
64

65

за первое полугодие
Работа над ошибками.

1

1

66

Проверка слов с парными согласными в
корне.

1

67

Проверка слов с парными согласными в
корне

1

68

Проверка слов с парными согласными в
корне

1

69

Р.Р. Обучающее сочинение

1

70

Правописание слов с непроизносимыми
согласными в корне.

1

71

Правописание слов с непроизносимыми
согласными в корне.

1

72-73

Правописание слов с непроизносимыми
согласными в корне.

1

74

Правописание слов в удвоенными

1

1

Библиотека ЦОК
https://m.edsoo.ru/f8434072

Библиотека ЦОК
https://m.edsoo.ru/f84343e2

Библиотека ЦОК
https://m.edsoo.ru/f84287ae

Библиотека ЦОК
https://m.edsoo.ru/f84287ae

Библиотека ЦОК
https://m.edsoo.ru/f84287ae

Библиотека ЦОК
https://m.edsoo.ru/f84287ae

Библиотека ЦОК
https://m.edsoo.ru/f84287ae

Библиотека ЦОК
https://m.edsoo.ru/f84287ae

Библиотека ЦОК
https://m.edsoo.ru/f84287ae

Библиотека ЦОК

согласными

https://m.edsoo.ru/f8423826

75

Правописание слов в удвоенными
согласными

1

76

Р.Р.Сочинение по репродукции картины
В.М.Васнецова «Снегурочка»

1

77

Правописание приставок и суффиксов.
Правописание суффиксов –ик, -ек

1

79

Правописание суффикса –ок, –оньк,
еньк.

1

81
82
83
84

Правописание приставок и суффиксов.
Правописание приставок и предлогов
Правописание приставок и предлогов
Написание слов с «ъ»
Упражнение в написании слов с «ь»,
«ъ».

https://m.edsoo.ru/f8428268

Библиотека ЦОК
https://m.edsoo.ru/f8423682

Библиотека ЦОК

1

78

80

Библиотека ЦОК

https://m.edsoo.ru/f8423d3a

Библиотека ЦОК

1

https://m.edsoo.ru/f84248ca

Библиотека ЦОК

1

https://m.edsoo.ru/f8424a96

Библиотека ЦОК

1

https://m.edsoo.ru/f8424532

Библиотека ЦОК

1

https://m.edsoo.ru/f84252c0

Библиотека ЦОК

1

https://m.edsoo.ru/f8426be8

Р.Р.Обучающее изложение
85
86

Библиотека ЦОК

1
Проверь себя. Диктант «

1

https://m.edsoo.ru/f8426dd2
1

Библиотека ЦОК

Правописание приставок и прелогов»
87

Работа над ошибками.

88

Проект «Составляем
орфографический словарь»

89
90
91
92

Что такое части речи?
Что такое части речи?
Имя существительное как часть речи
Имя существительное

https://m.edsoo.ru/f8426f80

1
1
1
1
1

93

Одушевленные и неодушевленные
имена существительные

1

94

Одушевленные и неодушевленные
имена существительные

1

Р.Р. Обучающее изложение
95

96
97
98

1
Собственные и нарицательные имена
существительные
Проект «Тайна имени»
Число имен существительных

1
1
1

Библиотека ЦОК
https://m.edsoo.ru/f8426f80

Библиотека ЦОК
https://m.edsoo.ru/f8426f80

Библиотека ЦОК
https://m.edsoo.ru/f8426f80

Библиотека ЦОК
https://m.edsoo.ru/f842009a

Библиотека ЦОК
https://m.edsoo.ru/f8428c7c

Библиотека ЦОК
https://m.edsoo.ru/f8422494

Библиотека ЦОК
https://m.edsoo.ru/f8425cca

Библиотека ЦОК
https://m.edsoo.ru/f8423f9c

Библиотека ЦОК
https://m.edsoo.ru/f842b42c

Библиотека ЦОК
https://m.edsoo.ru/f842b648

Библиотека ЦОК

https://m.edsoo.ru/f842b648

99

Число имен существительных

Библиотека ЦОК

1

https://m.edsoo.ru/f842b648

Р.Р. Обучающее изложение
100

101
102

Библиотека ЦОК

1
Род имен существительных
Род имен существительных

https://m.edsoo.ru/f842b648

Библиотека ЦОК

1

https://m.edsoo.ru/f8425ea0

Библиотека ЦОК

1

103

Род имен существительных

104

Мягкий знак на конце имен
существительных после шипящих

1

105

Мягкий знак на конце имен
существительных после шипящих

1

https://m.edsoo.ru/f84276d8

Библиотека ЦОК
https://m.edsoo.ru/f8427d36

Библиотека ЦОК
https://m.edsoo.ru/f8427d36

Р.Р. Обучающее изложение
106

107

108
109

Библиотека ЦОК

1
Проверь себя.Диктант «
Правописание мягкого знака на конце
имён существительных после
шипящих»
Склонение имен существительных
Падеж имен существительных

1

1
1

https://m.edsoo.ru/f8427d36

1

Библиотека ЦОК
https://m.edsoo.ru/f8426080

Библиотека ЦОК
https://m.edsoo.ru/f8426080

Библиотека ЦОК

https://m.edsoo.ru/f842da88

110

111

Падеж имен существительных
Р.Р. Сочинение по картине И.Я.
Билибина «Иван-царевич и лягушка-

1

1

квакушка»

112

Именительный падеж имен
существительных

1

113

Родительный падеж имен
существительных

1

114

Дательный падеж имен
существительных

1

115

Винительный падеж имен
существительных

1

116

Творительный падеж имен
существительных

1

117

Предложный падеж имен
существительных

1

Р.Р.Обучающее изложение
118

119

1
Все падежи.

1

Библиотека ЦОК
https://m.edsoo.ru/f842da88

Библиотека ЦОК
https://m.edsoo.ru/f842da88

Библиотека ЦОК
https://m.edsoo.ru/f842da88

Библиотека ЦОК
https://m.edsoo.ru/f842a6b2

Библиотека ЦОК
https://m.edsoo.ru/f842a6b2

Библиотека ЦОК
https://m.edsoo.ru/f842a6b2

Библиотека ЦОК
https://m.edsoo.ru/f8424190

Библиотека ЦОК
https://m.edsoo.ru/f8429906

Библиотека ЦОК
https://m.edsoo.ru/f8429906

Библиотека ЦОК
https://m.edsoo.ru/f8429906

120

Все падежи.

121

Р.Р. Сочинение по картине К.Ф. Юона
«Конец зимы. Полдень»

1

122

Проверь себя. « Падежи имён
существительных»

1

123

Проект «Зимняя страничка»

1

124

Значение и употребление имен
прилагательных в речи

1

125

Значение и употребление имен
прилагательных в речи

1

126
127
128
129

Роль прилагательных в тексте
Текст- описание.
Р.Р. Отзыв по картине М.А.Врубеля
«Царевна-лебедь»
Род имен прилагательных

Библиотека ЦОК

1

1
1
1
1

130

Изменение имен прилагательных по
родам.

1

131

Изменение имен прилагательных по
родам.

1

https://m.edsoo.ru/f842c32c

Библиотека ЦОК
https://m.edsoo.ru/f842c53e
1

Библиотека ЦОК
https://m.edsoo.ru/f842c958

Библиотека ЦОК
https://m.edsoo.ru/f842cb2e

Библиотека ЦОК
https://m.edsoo.ru/f842d240

Библиотека ЦОК
https://m.edsoo.ru/f842d47a

Библиотека ЦОК
https://m.edsoo.ru/f842e38e

Библиотека ЦОК
https://m.edsoo.ru/f842d682

Библиотека ЦОК
https://m.edsoo.ru/f842d894

Библиотека ЦОК
https://m.edsoo.ru/f842e974

Библиотека ЦОК
https://m.edsoo.ru/f842fa4a

Библиотека ЦОК
https://m.edsoo.ru/f842fa4a

132
133

Число имен прилагательных
Число имен прилагательных
Изменение имен прилагательным по
падежам (общее представление)

1

135

Изменение имен прилагательным по
падежам (общее представление)

1

136

Изменение имен прилагательным по
падежам (общее представление)

1

137

Изменение имен прилагательным по
падежам (общее представление)

1

138

Р.Р. Отзыв по картине В.А.Серова
«Девочка с персиками»

1

139

Проверь себя. «Изменение имён
прилагательных по падежам»

1

140

Проект «Имя прилагательное в
загадках»

1

Личные местоимения

https://m.edsoo.ru/f842fea0

Библиотека ЦОК

1

134

141

Библиотека ЦОК

1

1

142

Изменение личных местоимений по
родам

1

143

Местоимение

1

https://m.edsoo.ru/f842fea0

Библиотека ЦОК
https://m.edsoo.ru/f84321b4

Библиотека ЦОК
https://m.edsoo.ru/f843233a

Библиотека ЦОК
https://m.edsoo.ru/f8433af0

Библиотека ЦОК
https://m.edsoo.ru/f8433af0
1

Библиотека ЦОК
https://m.edsoo.ru/f8434784

Библиотека ЦОК
https://m.edsoo.ru/f8434784

Библиотека ЦОК
https://m.edsoo.ru/f8434c84

Библиотека ЦОК
https://m.edsoo.ru/f8434c84

Библиотека ЦОК

https://m.edsoo.ru/f8434c84

144
145
146

Местоимение
Р.Р Составление письма.
Проверь себя « Местоимения»

1

Значение и употребление глаголов в
речи

1

148

Значение и употребление глаголов в
речи

1

150
151
152
153-154

Р.Р.Составление текста по рисункам.
Глаголы в неопределенной форме
Число глаголов.
Времена глаголов.
Изменение глаголов по временам

1
1
1
1
1

Р.Р. Обучающее изложение
155

156-157

1
Род глаголов в прошедшем времени.

https://m.edsoo.ru/f8434c84

Библиотека ЦОК

1

147

149

Библиотека ЦОК

1

1

https://m.edsoo.ru/f8434c84

1

Библиотека ЦОК
https://m.edsoo.ru/f8434c84

Библиотека ЦОК
https://m.edsoo.ru/f8434c84

Библиотека ЦОК
https://m.edsoo.ru/f8434a54

Библиотека ЦОК
https://m.edsoo.ru/f8434a54

Библиотека ЦОК
https://m.edsoo.ru/f8434a54

Библиотека ЦОК
https://m.edsoo.ru/f84228ae

Библиотека ЦОК
https://m.edsoo.ru/f8422d40

Библиотека ЦОК
https://m.edsoo.ru/f8422d40

Библиотека ЦОК
https://m.edsoo.ru/f8423038

Библиотека ЦОК
https://m.edsoo.ru/f8422ac0

158-159

Правописание частицы не с глаголами

Библиотека ЦОК

1

https://m.edsoo.ru/f8422ac0

Итоговый диктант
160

161
162
163
164-165
166-167
168-169
170

1
Работа над ошибками.
Проверь себя.
Повторение. Части речисамостоятельные и служебные.
Повторение.
Повторение.
Повторение.
Повторение

ОБЩЕЕ КОЛИЧЕСТВО ЧАСОВ ПО ПРОГРАММЕ

Библиотека ЦОК

1

https://m.edsoo.ru/f84239ca

Библиотека ЦОК

1

https://m.edsoo.ru/f8423b6e

Библиотека ЦОК

1

https://m.edsoo.ru/f8427142

Библиотека ЦОК

1

https://m.edsoo.ru/f84250e0

Библиотека ЦОК

2

https://m.edsoo.ru/f8430904

Библиотека ЦОК

2

https://m.edsoo.ru/f8430904

Библиотека ЦОК

2

https://m.edsoo.ru/f8430904

Библиотека ЦОК

1
170

https://m.edsoo.ru/f8430904

10

0

УЧЕБНО-МЕТОДИЧЕСКОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ
ОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО ПРОЦЕССА
ОБЯЗАТЕЛЬНЫЕ УЧЕБНЫЕ МАТЕРИАЛЫ ДЛЯ УЧЕНИКА
Учебник для общеобразовательных организаций
В.П. Канакина, В.Г. Горецкий , в 2-х частях
Издательство « Просвещение»

МЕТОДИЧЕСКИЕ МАТЕРИАЛЫ ДЛЯ УЧИТЕЛЯ
Учебник для общеобразовательных организаций
В.П. Канакина, В.Г. Горецкий , в 2-х частях
Издательство « Просвещение»
ЦИФРОВЫЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЕ РЕСУРСЫ И РЕСУРСЫ СЕТИ
ИНТЕРНЕТ
Библиотека ЦОК https://m.edsoo.ru/f8430904


Наверх
На сайте используются файлы cookie. Продолжая использование сайта, вы соглашаетесь на обработку своих персональных данных. Подробности об обработке ваших данных — в политике конфиденциальности.

Функционал «Мастер заполнения» недоступен с мобильных устройств.
Пожалуйста, воспользуйтесь персональным компьютером для редактирования информации в «Мастере заполнения».