Биология 11 класс

МИНИСТЕРСТВО ПРОСВЕЩЕНИЯ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

Министерство образования и молодежной политики Свердловской области

ГО Пелым

МКОУ СОШ № 1 п Пелым

РАССМОТРЕНО
на педагогическом совете
Протокол № 1 от 27 августа 2024

г.

УТВЕРЖДАЮ
Директор МКОУ СОШ №1
__________________
/СмирноваТ.А./
Приказ № 93 от 27 августа 2024г.

Вводится в действие с 01.09.2024г
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА
учебного предмета
«Биология»

для 11 класса среднего общего
образования

п. Пелым 2024г

ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
При разработке программы по биологии теоретическую основу для определения подходов
к формированию содержания учебного предмета «Биология» составили: среднее общее
образование в Российской Федерации, а также о специальной биологии, ее понимание в
познании света природы и состояния существования человеческого общества. Согласно
названным положениям, необходимо основные функции программы по биологии и ее
структуре.
Программа по биологии даёт представление о целях, об общей стратегии обучения,
воспитания и развития обучающих средств учебного предмета «Биология», определяет
обязательное предметное содержание, его структуру, распределение по разделам и темам,
рекомендуемую последовательность изучения учебного материала с учётом
межпредметных и внутрипредметных связей, логики образовательного процесса,
возрастных особенностей обучающих.
В программе по биологии также соблюдаются требования к начальным личностным,
метапредметным и предметным результатам обучения в основных видах учебнопознавательной деятельности/учебных действий, обучающих по изучению содержания
биологического образования.
В программе по биологии (10–11 классы, базовый уровень) реализован принцип
преемственности в изучении биологии, благодаря чему в ней просматривается
направленность на развитие знаний, связей с традициями естественно-научного
мировоззрения, ценностных ориентаций личности, экологических, представлений о
здоровом образе жизни. и бережным отношением к окружающей природной среде.
Поэтому внимание уделяется изучению общебиологических теорий, а также знаний о
построении живых систем разного ранга и основных протекающих в них процессов в
программе по биологии. Уделяется внимание использованию имеющихся знаний в
повседневной жизни для решения прикладных задач, в том числе: меры профилактики
наследственных заболеваний человека, медицина. -генетические консультации,
обоснование экологического поведения в окружающей среде, анализ хозяйственной
деятельности человека в состоянии окружающей среды и искусственных экосистем.
Усиление внимания к прикладной направленности учебного предмета «Биология»
продиктовано необходимостью обеспечения условий для решения одной из актуальных
задач школьного биологического образования, что позволяет обеспечить способность
обучающихся адаптироваться к изменениям в динамично развивающемся современном
мире.
Биология на уровне среднего общего образования занимает важное место. Она
обеспечивает формирование в обучающих представлениях о научной картине мира,
расширяет и обобщает знания о живой природе, ее отличительных признаках – уровневой
организации и эволюции, создает условия для: познания законов живой природы,
формирования функциональной грамотности, навыков здорового и безопасного образа
жизни, экологического мышления, ценностного отношения к живой природе и человеку.
Большое значение биология имеет также для решения воспитательных и развивающих
задач среднего общего образования, социализации обучающихся. Изучение биологии

обеспечивает условия для формирования интеллектуальных, коммуникационных и
информационных навыков, эстетической культуры, способствует переносу биологических
знаний с представлениями из других учебных предметов, в частности, физики, химии и
географии. Названные положения о предназначении учебного предмета «Биология» легли
в основу определения подходов к отбору и структурированию его содержания,
представленного в программе по биологии.
Отбор содержания учебного предмета «Биология» на базовом уровне осуществлён с
позиций культуросообразного подхода, в соответствии с которым обучающиеся должны
освоить знания и умения, имеющие важное значение для формирования общей культуры,
определяющие адекватное поведение человека в окружающей природной среде,
востребованные в повседневной жизни и практической деятельности. Особое место в этой
системе знаний занимают элементы содержания, которые служат наиболее для
формирования представлений о современной естественно-научной картине мира и
ценностных ориентациях личности, способствующих гуманизации биологического
образования.
Структурирование содержания учебного материала в программе по биологии
осуществляется с учётом приоритетного значения знаний об отличительных особенностях
живой природы, о её уровневой организации и эволюции. В соответствии с этим в
поэтапном курсе предмета «Биология» выделяются следующие содержательные линии:
«Биология как наука. Методы научного познания», «Клетка как биологическая система»,
«Организм как биологическая система», «Система и многообразие органического мира»,
«Эволюция живой природы», «Экосистемы и конституционные нормы».
Целью изучения учебного предмета «Биология» на базовом уровне является овладение
обучающими знаниями о структурно-функциональной организации живых систем разного
рода и приобретение навыков использования этих знаний для грамотных действий в
отношении объектов живой природы и решения различных жизненных проблем.
Достижение цели изучения учебного предмета «Биология» на базовом уровне
обеспечивает достижение следующих задач:
- Обучение требует систем биологических теорий, учений, законов, закономерностей,
гипотез, правил, служащих формирования для представленной о естественно-научной
картине мира, о методах научного познания, построения, многообразия и особенностей
живых систем разного уровня организации, выдающихся открытий и современных
технологий. исследования в биологии;
- поддерживает у обучающихся познавательные, интеллектуальные и творческие
способности в процессе анализа данных о путях развития в биологии научных взглядов,
идей и подходов к изучению живых систем разного уровня организации;
- становление у обучающихся общей культуры, функциональной грамотности, развития
умений объяснять и оценивать явления окружающего мир живой природы на основе
знаний и опыта, полученных при изучении биологии;

- формирование в образовательных умелых иллюстрировать значение биологических
знаний в практической деятельности человека, развитие современных медицинских
технологий и агробиотехнологий;
- воспитание убеждённости в возможности познания человеческой живой природы,
необходимости бережного отношения к ней, режим этических норм при биологических
исследованиях;
- осознанные ценности биологических знаний для повышения уровня экологической
культуры, для формирования научного мировоззрения;
- Применение полученных знаний и умений в повседневной жизни для наблюдения за
последствиями своей деятельности в отношении окружающей среды, собственного
здоровья, обоснования и соблюдения мер предосторожности.
В системе среднего общего образования «Биология», изучаемая на базовом уровне,
является обязательным учебным включением, входящим в состав предметной области
«Естественно-научные предметы».
Для изучения биологии на базовом уровне среднего общего образования отводится в 11
классе – 34 часа (1 час в неделю).

СОДЕРЖАНИЕ ОБУЧЕНИЯ

Тема 1. Эволюционная биология.
Предпосылки возникновения эволюционной теории. Эволюционная теория и ее место в
биологии. Исследование эволюционной теории развития биологии и других наук.
Свидетельства эволюции. Палеонтологические: последовательность изображений видов в
палеонтологической летописи, переходные формы. Биогеографические: сходство и
разнообразие фауны и флоры материков и островов.
Эмбриологические: сходства и различия эмбрионов разных видов позвоночных.
Сравнительно-анатомические: гомологичные, аналогичные, рудиментарные органы,
атавизмы. Molecular-biochemical: community of mechanism of heritage and basic metabolical
ways in all organizations.
Эволюционная теория Ч. Дарвина. Предпосылки возникновения дарвинизма. Движущиеся
силы эволюции видов по Дарвину (избыточное разрешение при ограниченности ресурсов,
неопределенная изменчивость, борьба за существование, естественный отбор).
Синтетическая теория эволюции (СТЭ) и ее основные положения.
Микроэволюция. Популяция как единица вида и цивилизации.
Движущиеся (факторы силы) видов цивилизации в природе. Мутационный процесс и
комбинативная изменчивость. Популяционные волны и дрейф генов. Изоляция и
миграция.
Естественный отбор – направляющий фактор эволюции. Формы естественного отбора.
Способность организмов к эволюции. Примеры приспособлений у организмов.
Ароморфозы и идиоадаптации.
Вид и видообразование. Критерии вида. Основные формы видообразования:
географическое, экологическое.
Макроэволюция. Формы эволюции: филетическая, дивергентная, конвергентная,
параллельная. Необратимость революции.
Происхождение от неспециализированных предков. Прогрессирующая специализация.
Адаптивная радиация.
Демонстрации:
Портреты: К. Линней, Ж. Б. Ламарк, Ч. Дарвин, В. О. Ковалевский, К. М. Бэр, Э. Геккель,
Ф. Мюллер, А. Н. Северцов.
Таблицы и схемы: «Развитие органического мира на Земле», «Зародыши позвоночных
животных», «Археоптерикс», «Формы борьбы за существование», «Естественный отбор»,
«Многообразие сортов растений», «Многообразие пород животных», «Популяции»,
«Мутационная изменчивость», «Ароморфозы», «Идиоадаптации», «Общая дегенерация»,
«Движущие силы эволюции», «Карта-схема маршрута путешествия Ч. Дарвина», «Борьба

за существование», «Приспособленность организмов», «Географическое
видообразование», «Экологическое видообразование».
Оборудование: коллекция насекомых с различными типами окраски, набор плодов и
семян, коллекция «Примеры защитных приспособлений у животных», модель «Основные
направления эволюции», объёмная модель «Строение головного мозга позвоночных».
Биогеографическая карта мира, коллекция «Формы сохранения животных и растений»,
модель приложения «Перекресток хромосом», влажные препараты «Развитие
насекомого», «Развитие лягушки», микропрепарат «Дрозофила» (норма, мутации форм
крыльев и окраски тела).
Лабораторные и практические работы:
Лабораторная работа № 1. «Сравнение видов по морфологическому критерию».
Лабораторная работа № 2. «Описание приспособленности организма и её относительного
характера».
Тема 2. Возникновение и развитие жизни на Земле.
Донаучные представления о зарождении жизни. Научные гипотезы возникновения жизни
на Земле: абиогенез и панспермия. Химическая эволюция. Абиогенный синтез веществ из
неорганических. Экспериментальное подтверждение финансовой устойчивости.
Начальные этапы биологической цивилизации. Гипотеза РНК-мира. Формирование
мембранных структур и функций протоклетки. Первые клетки и их эволюция.
Формирование основных групп живых организмов.
Развитие жизни на Земле по эрам и периодам. Катархей. Архейская и протерозойская
эпоха. Палеозойская эра и ее периоды: брийский, ордовикский, силурийский, девонский,
каменноугольный, пермский.
Мезозойская эра и её периоды: триасовый, юрский, меловой.
Кайнозойская эра и ее периоды: палеогеновый, неогеновый, антропогеновый.
Характеристика климата и геологических процессов. Основные этапы эволюции
растительного и животного мира. Ароморфозы у растений и животных. Появление,
расцвет и вымирание групп живых организмов.
Система органического мира как отражение эволюции. Основные систематические
группы организмов.
Эволюция человека. Антропология как наука. Развитие представлений о происхождении
человека. Методы изучения антропогенеза. Сходства и уважение к человеку и животным.
Системное положение человека.
Движущие силы (факторы) антропогенеза. Наследственная изменчивость и естественный
отбор. Общественный образ жизни, изготовление орудий труда, мышление, речь.

Основные стадии и ветви эволюции человека: австралопитеки, Человек умный, Человек
прямо пришедший, Человек неандертальский, Человек разумный. Находки природных
частиц, время свечения, распространение области, объем головного мозга, образ жизни,
эффект.
Humani rasy. Основные большие расы: европеоидная (евразийская), негро-австралоидная
(экваториальная), монголоидная (азиатско-американская). Это представители
религиозныx рас кaк буддизму. Единство религиозных рас. Критика расизма.
Демонстрации:
Портреты: Ф. Реди, Л. Пастер, А. И. Опарин, С. Миллер, Г. Юрий, Ч. Дарвин.
Таблицы и схемы: «Возникновение Солнечной системы», «Развитие органического мира»,
«Растительная клетка», «Животная клетка», «Прокариотическая клетка», «Современная
система органического мира», «Сравнение анатомических черт человека и
человекообразных обезьян», «Основные места палеонтологических находок предков
современного человека», «Древнейшие люди», «Древние люди», «Первые современные
люди», «Человеческие расы».
Оборудование: муляжи «Происхождение человека» (бюсты австралопитека,
питекантропа, неандертальца, кроманьонца), слепки или изображения каменных орудий
первобытного человека (камни-чопперы, рубила, скребла), геохронологическая таблица,
коллекция «Формы сохранности животных и растений».
Лабораторные и практические работы:
Практическая работа № 1. «Изучение природных остатков растений и животных в
коллекциях».
Экскурсия «Эволюция органического мира на Земле» (в естественно-научном или
краеведческом музее).
Тема 3. Организмы и окружающая среда.
Экология как наука. Задачи и разделы экологии. Методы экологических исследований.
Экологическое мировоззрение современного человека.
Среды обитания организмов: водная, наземно-воздушная, почвенная, внутриорганная.
Экологические факторы. Классификация экологических факторов: абиотические,
биотические и антропогенные. Действие экологических факторов на организмы.
Абиотические факторы: свет, температура, влажность. Фотопериодизм. Приспособления
организмов к противодействию абиотическим факторам. Биологические ритмы.
Биотические факторы. Виды биотических взаимодействий: конкуренция, хищничество,
симбиоз и его формы. Паразитизм, кооперация, мутуализм, комменсализм (квартиранство,
нахлебничество). Аменсизм, нейтрализм. Значение биотических взаимодействий для
существования организмов в условиях сообщества.

Экологические характеристики применения. Основные показатели направления:
наблюдение, освещение, рождаемость, смертность, прирост, миграция. Динамика
развития и ее регулирование.
Демонстрации:
Портреты: А. Гумбольдт, К. Ф. Рулье, Э. Геккель.
Таблицы и схемы: карта «Природные зоны Земли», «Среды обитания организмов»,
«Фотопериодизм», «Популяции», «Закономерности ростапаки популяций инфузориитуфельки», «Пищевые цепи».
Лабораторные и практические работы:
Лабораторная работа № 3. «Морфологические особенности растений из разных мест
обитания».
Лабораторная работа № 4. «Влияние света на рост и развитие черенков колеуса».
Практическая работа № 2. «Подсчет плотности популяций разных видов растений».
Тема 4. Сообщества и экологические системы.
Сообщество организмов – биоценоз. Структуры биоценоза: видовая, пространственная,
трофическая (пищевая). Виды-доминанты. Связи в биоценозе.
Ecological systems (экосистемы). Понятие об экосистеме и биогеоценозе. Функциональные
компоненты экосистемы: производители, консументы, редуценты. Круговорот веществ и
потока энергии в экосистеме. Trofic (food) Levels of the Ecosy. Пищевые цепи и сети.
Основные показатели экосистемы: биомасса, продукция. Ecological pyramidy:
products,plac, biomassy. Свойства экосистемы: устойчивость, саморегуляция, развитие.
Сукцессия.
Природные экосистемы. Экосистемы озёр и рек. Экосистема войного или
широколиственного леса.
Антропогенные экосистемы. Агроэкосистемы. Урбоэкосистемы. Биологическое и
хозяйственное значение агроэкосистем и урбоэкосистем.
Биоразнообразие как фактор устойчивости экосистем. Сохранение биологического
разнообразия на Земле.
Учение В. И. Вернадского о биосфере. Границы, состав и структура биосферы. Живое
имеет значение и его функции. Особенности биосферы как антиэкосистемы.
Динамическое равновесие и обратная связь в биосфере.
Круговорот веществ и биогеохимические циклы элементов (углерода, азота). Зональность
биосферы. Основные биомы суши.
Человечество в биосфере Земли. Антропогенные изменения в биосфере. Global
environmental problems.

Сосуществование природы и человечества. Сохранение биоразнообразия как основа
устойчивости биосферы. В основе разумного управления стоят затраты и их
использование. Достижения биологии и охраны природы.
Демонстрации:
Портреты: А. Дж. Тенсли, В. Н. Сукачёв, В. И. Вернадский.
Таблицы и схемы: «Пищевые цепи», «Биоценоз: состав и структура», «Природные
сообщества», «Цепи питания», «Экологическая пирамида», «Биосфера и человек»,
«Экосистема широколиственного леса», «Экосистема хвойного леса», «Биоценоз
водоёма», «Агроценоз», «Примерные антропогенные воздействия на природу»,
«Важнейшие источники загрязнения воздуха и грунтовых вод», «Почва – важнейшая
составляющая биосферы», «Факторы деградации почв», «Парниковый эффект», «Факторы
радиоактивного загрязнения биосферы», «Общая структура биосферы», «Распространение
жизни в биосфере», «Озоновый экран биосферы», «Круговорот углерода в биосфере»,
«Круговорот азота в природе».
Оборудование: модель-аппликация «Типичные биоценозы», гербарий «Растительные
сообщества», коллекция «Биоценоз», «Вредители важнейших сельскохозяйственных
культур», гербарии и коллекции растений и животных, принадлежащие к разным
экологическим группам одного вида, Красная книга Российской Федерации, изображения
охраняемых видов растений и животных.

ПЛАНИРУЕМЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ ОСВОЕНИЯ ПРОГРАММЫ ПО БИОЛОГИИ НА
БАЗОВОМ УРОВНЕ СРЕДНЕГО ОБЩЕГО ОБРАЗОВАНИЯ
Согласно ФГОС СОО, требования к результатам обучения обучаются по программам
среднего общего образования: личностным, метапредметным и предметным.

ЛИЧНОСТНЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ
В результате личностных результатов освоения предмета «Биология» выделяются
следующие составляющие: осознание обучающимися человеческой идентичности –
развитие к саморазвитию, самостоятельности и самоопределению, наличие мотиваций к
обучению биологии, целенаправленное внутреннее развитие убеждений личности на
основе ключевых принципов и традиций развития биологических знаний, готовности. и
способность обучающихся руководиться в своей деятельности ценностно-смысловыми
установками, критериями системы биологического образования, наличием экологического
правосознания, способностями ставить цели и строить жизненные планы.
Личностные результаты освоения предмета «Биология» закрепляются в единстве учебной
и воспитательной деятельности в соответствии с консервативными соображениями
социокультурными, историческими и духовно-нравственными ценностями, проводимыми
в соответствии с принципами и нормами поведения и соблюдающими процессы

самопознания, самовоспитания и саморазвития, внутреннего развития позиции личности,
патриотизма. , уважение к закону и правопорядку, человеческому труду и сверхму
поколению, взаимной независимости, бережному отношению к культурному наследию и
традициям многонационального народа Российской Федерации, окружающей среде и
окружающей среде.
Личные результаты освоения учебного предмета «Биология» должны отражать готовность
и способность обучающего руководства, формировать внутреннюю позицию личности,
систему ценностных ориентаций, позитивных внутренних убеждений, соответствующих
традиционным ценностям российского общества, расширение жизненного опыта и опыта
деятельности в процессе реализации основных направлений воспитательной
деятельности, в том числе в части:
1) гражданское воспитание:
сформированность гражданской позиции обучающегося как активного и ответственного
члена российского общества;
осознание своих конституционных прав и обязанностей, уважение закона и правопорядка;
готовность к совместной творческой деятельности при создании учебных проектов,
решение учебных и познавательных задач, выполнение биологических экспериментов;
способность определять собственную позицию по влиянию на явления современной
жизни и объяснять их;
умение учитывать в своих действиях необходимость конструктивного взаимодействия
людей с разными убеждениями, культурными ценностями и конкретными положениями;
готовность к сотрудничеству в процессе совместного выполнения учебных,
познавательных и исследовательских задач, важных отношений к мнению оппонентов при
обсуждении спорных вопросов биологического содержания;
готовность к гуманитарной и волонтерской деятельности;
2) патриотического воспитания:
сформированность российской гражданской идентичности, патриотизм, поддержка своего
народа, чувство ответственности перед Родиной, гордость за свой край, свою Родину, свой
язык и культуру, прошлое и настоящее многонационального народа России;
ценностное отношение к природному наследию и памятникам природы, достижениям
России в науке, искусстве, спорте, технологиях, труде;
способность оценивать вклад российских учёных в становление и развитие биологии,
понимание значения биологии в познании законов природы, в жизни человека и
современного общества;
идейная убеждённость, готовность к служению и защите Отечества, ответственность за
его судьбу;

3) духовно-нравственного воспитания:
осознание духовных ценностей российского народа;
формальная нравственность сознания, этического поведения;
способность оценивать ситуацию и принимать осознанные решения, ориентируясь на
морально-нравственные нормы и ценности;
осознание личного вклада в построение будущего;
ответственное отношение к своим родителям,создает семью на основе осознанного
восприятия ценностей семейной жизни в соответствии с традициями народов России;
4) эстетического воспитания:
эстетическое отношение к миру, включая эстетику быта, научного и технического
творчества, спорта, труда, общественных отношений;
понимание эмоционального воздействия живой природы и её ценности;
готовность к самовыражению в разных видах искусства, учет качества творческой
личности;
5) физическое воспитание, формирование культуры здоровья и эмоционального
благополучия:
понимание и реализация здорового и безопасного образа жизни (здоровое питание,
соблюдение гигиенических правил и норм, сбалансированный режим занятий и отдыха,
регулярная физическая активность), бережного, ответственного и компетентного
отношения к собственному физическому и психическому здоровью;
понимание ценностей индивидуального права и коллективного безопасного поведения в
отношении угроз здоровью и жизни людей;
осознание последствий и неприятия вредных привычек (употребление алкоголя,
наркотиков, курения);
6) трудового воспитания:
готовность к труду, осознание ценностей мастерства, трудолюбие;
готовность к активной деятельности технологической и социальной направленности,
способность инициировать, планировать и самостоятельно выполнять такую
деятельность;
интерес к различным сферам профессиональной деятельности, умение осознанно
выбирать будущую профессию и реализовывать собственные жизненные планы;
готовность и способность к творчеству и самообразованию на протяжении всей жизни;

7) экологического воспитания:
экологически рациональное отношение к природе как источнику жизни на Земле,
основанной на её существовании;
повышение особого уровня культуры: приобретение опыта, планирование последующих
шагов и оценка их возможных последствий для окружающей среды;
осознание глобального характера экологических проблем и путей их решения;
возможность использовать полученные при изучении биологии знания и навыки при
обеспечении проблем, ограничения с рациональным природопользованием (соблюдение
правил поведения в природе, направленных на сохранение равновесия в экосистемах,
охране видов, экосистем, биосферы);
активное неблагоприятное действие, приносящее вред окружающей природной среде,
умеет прогнозировать неблагоприятные экологические последствия предпринимаемых
действий и предотвращать их;
наличие развитого экологического мышления, экологической культуры, опыта
деятельности экологической направленности, умения руководствоваться ими в
познавательной, коммуникативной и социальной практике, готовность к участию в
практической деятельности экологической направленности;
8) ценности научного познания:
сформированность мировоззрения, соответствующего современному уровню развития
науки и общественной практики, основанного на диалоге культур, способствующего
осознанному достижению своего места в поликультурном мире;
совершенствование языковой и читательской культуры как средства взаимодействия
между людьми и познания мира;
понимание специфики биологии как науки, осознание её роли в формировании
рационального научного мышления, создающего целостное представление об
окружающем мире как о единстве природы, человека и общества, в познании природных
закономерностей и решении проблем сохранения природы;
убеждённость в значимости биологии для современной цивилизации: обеспечение нового
уровня развития медицины, создание перспективных биотехнологий, способных решать
ресурсные проблемы развития человечества, поиск путей выхода из глобальных
экологических проблем и обеспечение перехода к устойчивому развитию, рациональному
использованию природных ресурсов и формированию новых стандартов жизни;
заинтересованность в получении биологических знаний в целях повышения общей
культуры, естественно-научной грамотности, как составной части функциональной
грамотности обучающихся, формируемой при изучении биологии;
понимание оснований методов познания, применение в различных науках, способности
использовать получаемые знания для анализа и объяснения перспектив окружающего

мира и происходящих в нем изменений, умение делать обоснованные выводы на основе
научных фактов и фактические данные с получением достоверных выводов;
возможность самостоятельно использовать биологические знания для решения проблем в
изначально жизненных объектах;
осознание ценностей научной деятельности, готовность изучать проектную и
исследовательскую деятельность индивидуально и в группе;
готовность и способность к непрерывному образованию и самообразованию, к активному
получению новых знаний по биологии в соответствии с жизненными потребностями.
МЕТАПРЕДМЕТНЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ
Метапредметные результаты освоения учебного предмета «Биология» включают:
значимые для формирования мировоззрения обучающихся междисциплинарные
(межпредметные) общенаучные понятия, отражающие целостность научной картины мира
и специальные методы познания, применение в современных науках (вещество, энергия,
явление, процесс, система, научный факт, принцип, гипотеза, обоснованность, закон,
теория, исследование, наблюдение, измерение, эксперимент и другие), универсальные
технологические действия (познавательные, коммуникативные, регулятивные),
обеспечение средств функциональной грамотности и социальных навыков обучающихся,
способность обучающихся использовать глубокие междисциплинарные,
мировоззренческие знания и Универсальные технологические действия в познавательной
и социальной практике.
Метапредметные результаты освоения программы среднего общего образования должны
отражать:
Овладение всеобщими учебными познавательными действиями:
1) базовые логические действия:
самостоятельно формулировать и актуализировать проблему, рассматривать её
всесторонне;
при освоении знаний приемы логического мышления (анализ, синтез, сравнение,
классификация, обобщение), раскрывать смысл биологических понятий (выделять их
характерные признаки, сохранять связи с другими понятиями);
определять цели деятельности, задавать параметры и определять критерии их достижений,
соотносить результаты деятельности с поставленными врагами;
использовать биологические понятия для объяснения фактов и явлений живой природы;
строить логические рассуждения (индуктивные, дедуктивные, по аналогиям), выявлять
закономерности и противоречия в рассматриваемых явлениях, формулировать выводы и
заключения;

применять схемно-модельные средства для представления существенных связей и
отношений в изучаемых биологических объектах, а также противоречий разного рода,
выявленных в различных информационных источниках;
Разработать план решения проблем с учётом анализа состояния материальных и
нематериальных ресурсов;
вносить коррективы в деятельность, Оценивать соответствие результатов касаются,
Оценивать риски последствий деятельности;
координировать и выполнять работу в условиях реального, виртуального и
комбинированного взаимодействия;
развивать креативное мышление при решении жизненных проблем.
2) исследовательские базовые действия:
обладать навыками учебно-исследовательской и проектной деятельности, навыками
разрешения проблем, призванием и готовностью к самостоятельному поиску методов
решения практических задач, применением различных методов познания;
использовать различные виды деятельности по получению нового знания, его
интерпретации, преобразованию и применению в учебных заведениях, в том числе при
создании учебных и социальных проектов;
формировать тип научного мышления, владеть научной терминологией, ключевыми
понятиями и методами;
ставить и формулировать собственные задачи в образовательной деятельности и
жизненных объектах;
выявлять причинно-следственные связи и актуализировать задачу, выдвигать гипотезу
решения ее, находить аргументы для доказательства своих утверждений, задавать
параметры и критерий решения;
анализировать полученные в ходе решения задачи результаты, критически Оценивать их
достоверность, прогнозировать изменение в новых условиях;
дать оценку новой ситуации, оценить приобретенный опыт;
интересный жизненный поиск переноса средств и способов действия в профессиональную
среду;
уметь переносить знания в познавательную и практическую области жизнедеятельности;
уметь интегрировать знания из разных регионов субъектов;
выдвигать новые идеи, предлагать оригинальные подходы и решения, ставить проблемы и
задачи, допуская альтернативные решения.

3) работа с информацией:
ориентироваться в различных источниках информации (текстовые учебные пособия,
научно-популярной литературы, биологические словари и справочники, компьютерные
базы данных, в Интернете), анализировать информацию различных видов и форм
представления, оценивать ее достоверность и непротиворечивость;
сформулировать Запрос и применить различные методы при поиске и отборе
биологической информации, необходимой для выполнения учебных задач;
приобрести опыт использования информационно-коммуникативных технологий,
совершенствовать культуру активного использования различных поисковых систем;
самостоятельно выбирать оптимальную форму представления биологической информации
(схемы, графики, диаграммы, таблицы, рисунки и другое);
использовать научный язык в качестве средства при работе с биологической
информацией: применять химические, физические и математические знаки и символы,
формулы, аббревиатуру, номенклатуру, использовать и преобразовывать знакиосимволические средства наглядности;
обладать навыками обнаружения и защиты информации, информационной безопасности
личности.
Овладение всеобщими коммуникативными действиями:
1) общение:
развлекать коммуникацию во всей своей жизни, активно участвовать в диалоге или
дискуссии по существу обсуждаемой темы (умение задавать вопросы, высказывать
суждения относительно выполнения предлагаемой задачи, обсуждать интересы и
согласование позиций других участников диалога или дискуссии);
распознавать невербальные средства общения, понимать значение социальных знаков,
предпосылок возникновения конфликтных ситуаций, уметь смягчать конфликты и вести
кризисную деятельность;
владеть различными способами общения и взаимодействия, понимать намерения других
людей, проявлять уважительное отношение к собеседнику и в корректной форме
формулировать свои возражения;
развернуто и логично излагать свою точку зрения с использованием языковых средств.
2) совместная деятельность:
понимать и использовать преимущества командной и индивидуальной работы при
определении биологических проблем, обосновывать необходимость применения форм
группового взаимодействия при решении учебной задачи;
Выбирайте тематику и методы контактов для действий с учетом общих интересов и
возможностей каждого члена коллектива;

совместная деятельность, организация и координация действий по ее осуществлению:
составить план действий, записать действия с учетом целей моих участников, обсудить
результаты, принять совместную работу;
оценить качество своего вклада и команды каждого участника в общих результатах по
разработанным критериям;
предлагать новые проекты, оценивать идеи с позиции новизны, оригинальности,
практической инновации;
любить позитивное стратегическое поведение в различных ситуациях, проявлять
творчество и воображение, быть инициативным.
Владение универсальными регулятивными действиями:
1) самоорганизация:
использовать биологические знания для выявления проблем и их решения в жизненных и
научных целях;
Выбирать на основе биологических знаний целевые и смысловые установки в своих
действиях и поступках по отношению к живой природе, своему здоровью и здоровью
окружающих;
самостоятельно изучать познавательную деятельность, выявлять проблемы, ставить и
формулировать собственные задачи в образовательной деятельности и жизненных
объектах;
самостоятельно составить план решения проблем с учётом имеющихся ресурсов,
собственных возможностей и преимуществ;
давать оценку новой ситуации;
уточнение рамок настоящего предмета на основе личного цвета;
делать осознанный выбор, аргументировать его, брать на себя ответственность за
решение;
Оценивать приобретённый опыт;
способствовать формированию и проявлению широкой эрудиции в разных областях
знаний, постоянно повышать свой образовательный и культурный уровень.
2) самоконтроль:
давать оценку новой ситуации, вносить коррективы в деятельность, оценивать
соответствие результатов действиям лиц;
владеть навыками познавательной рефлексии как осознанного совершения действий и
мыслительных процессов, их результатов и оснований, использовать навыки рефлексии
для оценки ситуаций, выбора верного решения;

уметь оценивать риски и своевременно принимать решения по их снижению;
мотивы принятия и аргументы других при анализе результатов деятельности;
3) принятие себя и других:
принимать себя, понимая свои недостатки и достоинства;
мотивы принятия и аргументы других при анализе результатов деятельности;
признавать свое право и право других на ошибку;
способность понимать мир с позиции другого человека.
ПРЕДМЕТНЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ
Предметные результаты освоения программы СОО по биологии на базовом уровне
включают характерные для учебного предмета «Биология» научные знания, навыки и
особенности действий по освоению, преобразованию
и преобразованию знаний, виды деятельности по получению новых знаний и применению
знаний в различных научных учреждениях, а также в имеют жизненно важные отношения,
связанные с биологией. В программе представлены предметные результаты по годам
обучения.
Предметные результаты освоения учебного предмета «Биология» в 11 классе должны
отражать:
- сформированность знаний о месте и роли биологии в системе научного знания
естественных наук, в формировании современной естественно-научной картины мира и
научного мировоззрения, о вкладе российских и зарубежных учёных-биологов в развитие
биологии, функциональной грамотности человека для решения жизненных задач;
- уметь раскрывать содержание биологических терминов и понятий: вид, популяция,
генофонд, эволюция, движущие силы (факторы) эволюции, приспособленность
организмов, видообразование, экологические факторы, экосистема, производители,
консументы, редуценты, цепь питания, экологическая пирамида, биогеоценоз, биосфера;
- уметь излагать биологические теории (эволюционная теория Ч. Дарвина, синтетическая
теория эволюции), законы и закономерности (зародышевого сходства К. М. Бэра,
чередование главных направлений и путей эволюции А. Н. Северцова, учения о биосфере
В. И. Вернадского), определять границы их применимости к живым системам;
- уметь владеть методами научного познания в биологии: наблюдение и описание живых
систем, процессов и явлений, организация и проведение биологического эксперимента,
выдвижение гипотезы, выявление зависимости между исследуемыми величинами,
объяснение полученных результатов, использованных научных понятий, теорий и
законов, уметь делать выводы на основании полученных результатов;
- употреблять выделять существенные признаки строения биологических объектов: видов,
популяций, производителей, консументов, редуцентов, биогеоценозов и экосистем,
особенности процессов: наследственной изменчивости, естественного отбора,

видообразования, приспособленности организмов, действия экологических факторов на
организмы, переноса веществ и потока энергии в экосистемах, антропогенных изменений
в экосистемах своей местности, круговорота веществ и биогеохимических циклов в
биосфере;
- умело применяют знания для объяснения биологических процессов и явлений, для
принятия практических решений в повседневной жизни с целью обеспечения
безопасности своего здоровья и здоровья окружающих людей, норм грамотного
поведения в окружающей природной среде, понимания необходимости использования
достижений современной биологии для рационального природопользования;
- уметь решать элементарные биологические задачи, составлять схемы переноса веществ и
энергии в экосистемах (цепи питания);
- уметь выполнять лабораторные и практические работы, соблюдать правила при работе с
учебным и лабораторным оборудованием;
- умение оценивать и интерпретировать информацию биологического содержания,
включающую псевдонаучные знания из различных источников (средства создания
информации, научно-популярные материалы), рассматривать глобальные экологические
проблемы современности, формировать взгляды к ним собственную позицию;
- уметь создавать собственные письменные и устные сообщения, обмениваться
биологической информацией из нескольких источников, грамотно использовать понятный
аппарат биологии.

ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ
Наименование разделов и тем.

Колво
часов

Электронные (цифровые)
образовательные ресурсы.

Форма воспитательного
компонента.

Введение

1

«Учи.ру», «РЭШ», «Сферум»,
«Я-класс».

1.

Организменный уровень

10

Групповая работа, работа в
паре, беседы и творческие
задания.

2.

Популяционно-видовой уровень

8

3.

Экосистемный уровень

7

4.

Биосферный уровень

8

Всего

34

ПОУРОЧНОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ

№ Тема урока
п/п

1.

Введение. Общая биология –
дисциплина, изучающая
основные закономерности
возникновения, развития и

Количество часов

Дата
Виды,
изучения формы
всего контрольные практические
контроля
работы
работы
1

Устный
опрос;

поддержания жизни на Земле.
2.

Общая характеристика
Размножение организмов

1

Устный
опрос;

3.

Развитие половых
клеток.Оплодотворение

1

Письменный
контроль;

4.

Индивидуальное развитие
организмов. Биогенетический
закон.

1

5.

Закономерности наследования
признаков. Моногибридное
скрещивание.

1

6.

Неполное доминирование.
Анализирующее скрещивание.

1

Устный
опрос;

7.

Дигибридное скрещивание.
Закон независимого
наследования признаков.

1

Устный
опрос;

8.

Хромосомная теория
наследования.

1

9.

Генетика пола. Наследование,
сцепленное с полом.

10. Закономерности изменчивости.
Основные методы селекции.
Биотехнология.
11. Контрольная работа:
«Организменный уровень»

12. Общая характеристика.

Письменный
контроль;

Письменный
контроль;

1

Устный
опрос;

1

Устный
опрос;

1

1

Контрольная
работа

1

Устный
опрос;

1

Письменный
контроль;

Виды.Популяции.

13. Развитие Эволюционных идей.

Устный
опрос;

14. Движущие силы эволюции, их 1

Письменный
контроль

15. Естественный отбор как

1

Устный опрос;

1

Устный опрос;

17. Направления эволюции.

1

Тестирование;

18. Принципы классификации.

1

Устный опрос;

19. Проверочная работа:

1

20. Общая характеристика. Среда

1

Письменный
контроль;

21. Экологические сообщества.

1

Письменный
контроль;

22. Экологическая ниша.

1

Устный опрос;

23. Пищевые связи в экосистеме.

1

Письменный
контроль;

24. Круговорот веществ и

1

Письменный
контроль;

25. Экологическая сукцессия.

1

Письменный
контроль;

26. Контрольная работа:

1

27. Общая характеристика.

1

влияние на генофонд
популяции.

фактор эволюции.

16. Микроэволюция и
макроэволюция.

Систематика.

«Популяционно–видовой
уровень»
обитания организмов.
Экологические факторы.

Виды взаимоотношений
организмов в экосистеме.
Структуры экосистем.

превращение энергии.

« Экосистемный уровень»

Учение В.И. Вернадского о
биосфере.

1

1

Письменный
контроль;

Тестирование;

Письменный
контроль;

1

Устный опрос;

29. Эволюция биосферы

1

Устный опрос;

30. Происхождение жизни на

1

Тестирование;

31. Основные этапы эволюции

1

Устный опрос;

32. Эволюция человека.

1

Письменный
контроль;

28. Круговорот веществ в
биосфере.

земле.

органического мира на Земле.

33. Итоговая контрольная работа. 1
34. Роль человека в биосфере.
ОБЩЕЕ КОЛИЧЕСТВО
ЧАСОВ ПО ПРОГРАММЕ

1

Письменный
контроль;
Письменный
контроль;

1

34

3

1


Наверх
На сайте используются файлы cookie. Продолжая использование сайта, вы соглашаетесь на обработку своих персональных данных. Подробности об обработке ваших данных — в политике конфиденциальности.

Функционал «Мастер заполнения» недоступен с мобильных устройств.
Пожалуйста, воспользуйтесь персональным компьютером для редактирования информации в «Мастере заполнения».