Юные исследователи 5 класс

Муниципальное казённое общеобразовательное учреждение
средняя общеобразовательная школа №1 п. Пелым
РАССМОТРЕНО
на педагогическом совете
Протокол № 1 от 27 августа2024г.

УТВЕРЖДАЮ
Директор МКОУ СОШ №1
__________________
/СмирноваТ.А./
Приказ № 93 от 27 августа 2024 г.
Вводится в действие с 01.09.2024г

Дополнительная общеобразовательная
общеразвивающая программа
«Юные исследователи»
5-6 классы

Пояснительная записка.
Что я слышу – забываю
Что я вижу – я помню.
Что я делаю – я понимаю.
(Конфуций)

Мир разнообразен и велик, поэтому трудно перечислить даже те из
объектов, с которыми человек соприкасается в своей жизни. Поэтому знания
необходимы не только специалистам, но и каждому человеку в отдельности.
Вовлечь школьников в процесс познания живой природы, заставить их задуматься
о тонких взаимоотношениях в природе, научить высказывать свои мысли и
отстаивать их - это основа организации кружка, т.к. естественно-научный кружок
формирует у подрастающего поколения понимание жизни как величайшей
ценности.
Естественно-научный кружок организуется для учащихся 5 классов,
которые уже знакомы по урокам окружающего мира с живыми организмами.
Среди
отличительных
особенностей
данной
дополнительной
образовательной программы можно назвать следующие:
-охватывает большой круг естественно - научных исследований и является
дополнением к базовой учебной программе общеобразовательной школы.
Таким образом, новизна и актуальность программы заключается в
сочетании различных форм работы, направленных на дополнение и углубление
биолого-экологических знаний, с опорой на практическую деятельность и с
учетом региональных особенностей.
Метод экспериментирования один из эффективных методов познания
закономерностей, явлений и становления основ культурного познания ребёнком
окружающего мира. Достоинством этого метода является не только ознакомление
ребёнка с новыми фактами, но и накопления умственных умений. Главное
достоинство метода экспериментирования заключается в том, что он дает детям
реальные представления о различных сторонах окружающего мира. В процессе
эксперимента активизируются мыслительные процессы, обогащается память,
данный вид работы вызывает у ребенка интерес к изучению чего - то нового, к
дальнейшему исследованию природы, что соответствует условиям формирование
познавательного интереса.
В большей части экспериментирование относится к познавательному и
речевому развитию. Опытно – экспериментальная деятельность позволяет
исследовать, изучать, открывать новое, проявлять любознательность,
способствует развитию аккуратности, ответственности, последовательности, что
соответствует требованиям реализации стандарта и обусловливает актуальность
данной работы.
Занятие в кружке позволит школьникам расширить свои знания,
продемонстрировать свои умения и навыки.
Курс рассчитан на 34 часа в год (1 год обучения). Он включает
теоретические и практические занятия
Цель программы:
формирование
познавательных
интересов
детей
через
опытно
–
экспериментальную деятельность.

Основные задачи программы
Образовательные
-Расширять кругозор;
- Создать условия для экспериментальной деятельности;
-Способствовать популяризации знаний у учащихся;
-Познакомить с различными свойствами веществ, основными физическими
явлениями, видами и характеристиками движения;
-Упражнять детей проводить элементарные опыты;
- стимулировать активность детей для разрешения проблемной ситуации.
Развивающие
-Развить интерес к изучению нового;
-Развитие творческих способностей;
-Развитие аккуратности, ответственности и последовательности;
-Развить речь, пополнить словарный запас;
-Развитие психических процессов: внимание, память, мышление, воображение;
-Развивать представления детей о некоторых факторах среды (свет, температура
воздуха, вода-переход в различные состояния, воздух, почва);
-Расширять перспективы развития поисково – познавательной деятельности
детей;
-Формирование экологической культуры;
-Формирование приемов, умений и навыков по организации самостоятельной
познавательной деятельности учащихся, проведения опытов;
-Формировать способность анализировать, сравнивать, обобщать, выделять
главное умение выдвигать предположения, устанавливать причинно –
следственные связи и делать выводы.
Воспитательные
-Воспитывать интерес к экспериментальной деятельности;
-Воспитывать любовь к природе,
-Воспитание самостоятельность.
Условия реализации программы
-Возраст детей, участвующих в реализации данной программы, 10-11лет (5 кл).
-Продолжительность образовательного процесса - 1 год.
-Количество часов - 1 учебный час в неделю (34 часа в год)
Формы организации деятельности учащихся на занятиях
-Групповая
-Индивидуальная
Формы и методы, используемые в работе по программе
Словесно-иллюстративные методы: рассказ, беседа, дискуссия, работа с
биологической литературой.
Репродуктивные методы: воспроизведение полученных знаний во время
выступлений.
Частично-поисковые методы (при систематизации коллекционного материала).
Исследовательские методы (при работе с натуральными объектами).

Наглядность и оборудование
Видеофильмы, компьютерные презентации, биологические коллекции, плакаты,
модели и макеты, комплекты лабораторного оборудования по биологии, световой
микроскоп, световые микроскопы, фотоаппарат.

Ценностные ориентиры содержания учебного предмета
В программе особое внимание уделено содержанию, способствующему
формированию современной естественнонаучной картины мира, показано
практическое применение знаний.
Исследовательская деятельность призвана обеспечить:
 ориентацию в системе моральных норм и ценностей: признание высокой
ценности жизни во всех проявлениях, здоровья своего и других людей;
экологическое сознание и воспитание любви к природе;
 развитие познавательных мотивов, направленных на получение нового знания о
живой природе, познавательных качеств личности, связанных с усвоением основ
научных знаний, овладением методами исследования природы, формированием
интеллектуальных умений;
 овладение
ключевыми
компетентностями:
учебно-познавательными,
информационными, ценностно-смысловыми, коммуникативными;
 формирование у обучающихся познавательной культуры, осваиваемой в
процессе познавательной деятельности, и эстетической культуры как способности
к эмоционально-ценностному отношению к объектам живой природы.
Отбор содержания в программе проведен с учетом культуросообразного
подхода, в соответствии с которым учащиеся должны освоить содержание,
значимое для формирования познавательной, нравственной и эстетической
культуры, сохранения окружающего среды и собственного здоровья, для
повседневной жизни и практической деятельности.
Ожидаемый результат
-положительная динамика творческой активности обучаемых
-умение пользоваться современными источниками информации, работать с
научной и учебной литературой;
- уметь самостоятельно действовать в соответствии с алгоритмом, достигать
результата и обозначать его с помощью условного символа. По обозначенной
цели составлять алгоритм, определяя оборудование и действия с ним;

- совершенствовать умение определять, анализировать структуру, свойства,
признаки, особенности взаимодействия веществ, материалов, предметов;
- самостоятельно (на основе моделей) проводить опыты с веществами;
- развивать умение анализировать объект и представлять его в системе
взаимосвязей и взаимообусловленностей.

Календарно-тематический план работы биологического кружка
«Юные исследователи»
5 класс
№

Темы занятий

Кол-во
часов

Дата

Вводная часть (2 часа)
1

Планирование работы кружка. «Что такое опыт?» 1

06.09

2

Зачем человеку нужны научноэкспериментальные знания? Где можно
применить знания?
Веселые опыты (3 ч)

1

13.09

3

Цветные овощи.

1

27.09

4

Тайные записки.

1

5

Живые фигурки.

1

04.10

Секреты воды (8ч)
6

«Вода и ее свойства»

1

18.10

7

«Три состояния воды»

1

25.10

8

«Чудо-вода»

1

9

«Многослойная жидкость»

1

08.11

10

«Зависший лед»

1

15.11

11

«Облако в банке»

1

22.11

12

«Волшебная вода»

1

29.11

13

Путешествие капельки

1

06.12

"Экспериментирование с воздухом" (6ч)
14

«В поисках воздуха»

1

20.12

15

«Живая змейка»

1

27.12

16

«Реактивный шарик»

1

10.01

17

«Волшебный пакет»

1

17.01

18

«Сухой из воды»

1

24.01

19

Подводим итоги.

1

31.01

О разном…(15ч)
20

Величина заряда. (Законы физики)

1

07.02

2122

«Опыты с бумагой»

2

14.02

23

«Весёлая полоска»

1

21.02

24

«Экспериментирование со звуком»

1

28.02

25

«Можно ли увидеть звук?»

1

07.03

26

«Кислород и пламя»

1

14.03

27

«Упрямы предметы»

1

21.03

28

«Вырастим кристаллы»

1

04.04

29

«Скорость звука»

1

11.04

30

«Вкусовые зоны языка»

1

18.04

31

Свойства различных материалов

1

25.04

3233

Рисунки на воде.

2

16.05

34

Просмотр презентации «Научные достижения
человечества».

23.05
1

30.05

Литература
1.Тугушева Г.П., Чистякова А.Е. «Экспериментальная деятельность для среднего и старшего дошкольного
возраста». Издательство: "Детство-Пресс" (2015)
2.Рыжова Л. В. Методика детского экспериментирования. – СПб.: ООО «ИЗДАТЕЛЬСТВО «ДЕТСТВОПРЕСС», 2014. – 208 с
3.Дыбина О. В. Неизведанное рядом: занимательные опыты и эксперименты для школьников. М., 2005
4. Дыбина О.В. Творим, изменяем, преобразуем. – М.: ТЦ «Сфера», 2002.
5.Серия опытов «Эврики». Сорокина М, Собенина Д и др. –Издательство ООО «ПК АСТЕР-ЕК»-2019г


Наверх
На сайте используются файлы cookie. Продолжая использование сайта, вы соглашаетесь на обработку своих персональных данных. Подробности об обработке ваших данных — в политике конфиденциальности.

Функционал «Мастер заполнения» недоступен с мобильных устройств.
Пожалуйста, воспользуйтесь персональным компьютером для редактирования информации в «Мастере заполнения».