Муниципальное казённое общеобразовательное учреждение средняя общеобразовательная школа №1 п. Пелым РАССМОТРЕНО на педагогическом совете Протокол № 1 от 27 августа2024г. УТВЕРЖДАЮ Директор МКОУ СОШ №1 __________________ /СмирноваТ.А./ Приказ № 93 от 27 августа 2024 г. Вводится в действие с 01.09.2024г Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа «Юные исследователи» 5-6 классы Пояснительная записка. Что я слышу – забываю Что я вижу – я помню. Что я делаю – я понимаю. (Конфуций) Мир разнообразен и велик, поэтому трудно перечислить даже те из объектов, с которыми человек соприкасается в своей жизни. Поэтому знания необходимы не только специалистам, но и каждому человеку в отдельности. Вовлечь школьников в процесс познания живой природы, заставить их задуматься о тонких взаимоотношениях в природе, научить высказывать свои мысли и отстаивать их - это основа организации кружка, т.к. естественно-научный кружок формирует у подрастающего поколения понимание жизни как величайшей ценности. Естественно-научный кружок организуется для учащихся 5 классов, которые уже знакомы по урокам окружающего мира с живыми организмами. Среди отличительных особенностей данной дополнительной образовательной программы можно назвать следующие: -охватывает большой круг естественно - научных исследований и является дополнением к базовой учебной программе общеобразовательной школы. Таким образом, новизна и актуальность программы заключается в сочетании различных форм работы, направленных на дополнение и углубление биолого-экологических знаний, с опорой на практическую деятельность и с учетом региональных особенностей. Метод экспериментирования один из эффективных методов познания закономерностей, явлений и становления основ культурного познания ребёнком окружающего мира. Достоинством этого метода является не только ознакомление ребёнка с новыми фактами, но и накопления умственных умений. Главное достоинство метода экспериментирования заключается в том, что он дает детям реальные представления о различных сторонах окружающего мира. В процессе эксперимента активизируются мыслительные процессы, обогащается память, данный вид работы вызывает у ребенка интерес к изучению чего - то нового, к дальнейшему исследованию природы, что соответствует условиям формирование познавательного интереса. В большей части экспериментирование относится к познавательному и речевому развитию. Опытно – экспериментальная деятельность позволяет исследовать, изучать, открывать новое, проявлять любознательность, способствует развитию аккуратности, ответственности, последовательности, что соответствует требованиям реализации стандарта и обусловливает актуальность данной работы. Занятие в кружке позволит школьникам расширить свои знания, продемонстрировать свои умения и навыки. Курс рассчитан на 34 часа в год (1 год обучения). Он включает теоретические и практические занятия Цель программы: формирование познавательных интересов детей через опытно – экспериментальную деятельность. Основные задачи программы Образовательные -Расширять кругозор; - Создать условия для экспериментальной деятельности; -Способствовать популяризации знаний у учащихся; -Познакомить с различными свойствами веществ, основными физическими явлениями, видами и характеристиками движения; -Упражнять детей проводить элементарные опыты; - стимулировать активность детей для разрешения проблемной ситуации. Развивающие -Развить интерес к изучению нового; -Развитие творческих способностей; -Развитие аккуратности, ответственности и последовательности; -Развить речь, пополнить словарный запас; -Развитие психических процессов: внимание, память, мышление, воображение; -Развивать представления детей о некоторых факторах среды (свет, температура воздуха, вода-переход в различные состояния, воздух, почва); -Расширять перспективы развития поисково – познавательной деятельности детей; -Формирование экологической культуры; -Формирование приемов, умений и навыков по организации самостоятельной познавательной деятельности учащихся, проведения опытов; -Формировать способность анализировать, сравнивать, обобщать, выделять главное умение выдвигать предположения, устанавливать причинно – следственные связи и делать выводы. Воспитательные -Воспитывать интерес к экспериментальной деятельности; -Воспитывать любовь к природе, -Воспитание самостоятельность. Условия реализации программы -Возраст детей, участвующих в реализации данной программы, 10-11лет (5 кл). -Продолжительность образовательного процесса - 1 год. -Количество часов - 1 учебный час в неделю (34 часа в год) Формы организации деятельности учащихся на занятиях -Групповая -Индивидуальная Формы и методы, используемые в работе по программе Словесно-иллюстративные методы: рассказ, беседа, дискуссия, работа с биологической литературой. Репродуктивные методы: воспроизведение полученных знаний во время выступлений. Частично-поисковые методы (при систематизации коллекционного материала). Исследовательские методы (при работе с натуральными объектами). Наглядность и оборудование Видеофильмы, компьютерные презентации, биологические коллекции, плакаты, модели и макеты, комплекты лабораторного оборудования по биологии, световой микроскоп, световые микроскопы, фотоаппарат. Ценностные ориентиры содержания учебного предмета В программе особое внимание уделено содержанию, способствующему формированию современной естественнонаучной картины мира, показано практическое применение знаний. Исследовательская деятельность призвана обеспечить: ориентацию в системе моральных норм и ценностей: признание высокой ценности жизни во всех проявлениях, здоровья своего и других людей; экологическое сознание и воспитание любви к природе; развитие познавательных мотивов, направленных на получение нового знания о живой природе, познавательных качеств личности, связанных с усвоением основ научных знаний, овладением методами исследования природы, формированием интеллектуальных умений; овладение ключевыми компетентностями: учебно-познавательными, информационными, ценностно-смысловыми, коммуникативными; формирование у обучающихся познавательной культуры, осваиваемой в процессе познавательной деятельности, и эстетической культуры как способности к эмоционально-ценностному отношению к объектам живой природы. Отбор содержания в программе проведен с учетом культуросообразного подхода, в соответствии с которым учащиеся должны освоить содержание, значимое для формирования познавательной, нравственной и эстетической культуры, сохранения окружающего среды и собственного здоровья, для повседневной жизни и практической деятельности. Ожидаемый результат -положительная динамика творческой активности обучаемых -умение пользоваться современными источниками информации, работать с научной и учебной литературой; - уметь самостоятельно действовать в соответствии с алгоритмом, достигать результата и обозначать его с помощью условного символа. По обозначенной цели составлять алгоритм, определяя оборудование и действия с ним; - совершенствовать умение определять, анализировать структуру, свойства, признаки, особенности взаимодействия веществ, материалов, предметов; - самостоятельно (на основе моделей) проводить опыты с веществами; - развивать умение анализировать объект и представлять его в системе взаимосвязей и взаимообусловленностей. Календарно-тематический план работы биологического кружка «Юные исследователи» 5 класс № Темы занятий Кол-во часов Дата Вводная часть (2 часа) 1 Планирование работы кружка. «Что такое опыт?» 1 06.09 2 Зачем человеку нужны научноэкспериментальные знания? Где можно применить знания? Веселые опыты (3 ч) 1 13.09 3 Цветные овощи. 1 27.09 4 Тайные записки. 1 5 Живые фигурки. 1 04.10 Секреты воды (8ч) 6 «Вода и ее свойства» 1 18.10 7 «Три состояния воды» 1 25.10 8 «Чудо-вода» 1 9 «Многослойная жидкость» 1 08.11 10 «Зависший лед» 1 15.11 11 «Облако в банке» 1 22.11 12 «Волшебная вода» 1 29.11 13 Путешествие капельки 1 06.12 "Экспериментирование с воздухом" (6ч) 14 «В поисках воздуха» 1 20.12 15 «Живая змейка» 1 27.12 16 «Реактивный шарик» 1 10.01 17 «Волшебный пакет» 1 17.01 18 «Сухой из воды» 1 24.01 19 Подводим итоги. 1 31.01 О разном…(15ч) 20 Величина заряда. (Законы физики) 1 07.02 2122 «Опыты с бумагой» 2 14.02 23 «Весёлая полоска» 1 21.02 24 «Экспериментирование со звуком» 1 28.02 25 «Можно ли увидеть звук?» 1 07.03 26 «Кислород и пламя» 1 14.03 27 «Упрямы предметы» 1 21.03 28 «Вырастим кристаллы» 1 04.04 29 «Скорость звука» 1 11.04 30 «Вкусовые зоны языка» 1 18.04 31 Свойства различных материалов 1 25.04 3233 Рисунки на воде. 2 16.05 34 Просмотр презентации «Научные достижения человечества». 23.05 1 30.05 Литература 1.Тугушева Г.П., Чистякова А.Е. «Экспериментальная деятельность для среднего и старшего дошкольного возраста». Издательство: "Детство-Пресс" (2015) 2.Рыжова Л. В. Методика детского экспериментирования. – СПб.: ООО «ИЗДАТЕЛЬСТВО «ДЕТСТВОПРЕСС», 2014. – 208 с 3.Дыбина О. В. Неизведанное рядом: занимательные опыты и эксперименты для школьников. М., 2005 4. Дыбина О.В. Творим, изменяем, преобразуем. – М.: ТЦ «Сфера», 2002. 5.Серия опытов «Эврики». Сорокина М, Собенина Д и др. –Издательство ООО «ПК АСТЕР-ЕК»-2019г