Муниципальное казённое общеобразовательное учреждение средняя общеобразовательная школа №1 п. Пелым РАССМОТРЕНО на педагогическом совете Протокол № 1 от 27 августа 2024 г. УТВЕРЖДАЮ Директор МКОУ СОШ №1 __________________ /СмирноваТ.А./ Приказ № 93 от 27 августа 2024г. Вводится в действие с 01.09.2024г Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа «Практическая биология» 5 классы п. Пелым 2024 Пояснительная записка Направленность программы – естественнонаучный. Уровень освоения программы – базовый. Программа «Практическая биология» ориентирована на приобретение знаний по разделам биологии (микробиологии, ботанике, зоологии), на развитие практических умений и навыков, поставлена на формирование интереса к опытной, экспериментальной и исследовательской деятельности, которые способствуют познавательной и творческой активности обучающихся. Актуальность и особенность программы. Современный учебный процесс направлен не столько на достижение результатов в области предметных знаний, сколько на личностный рост ребенка. Обучение по новым образовательным стандартам предусматривает организацию внеурочной деятельности, которая способствует раскрытию внутреннего потенциала каждого ученика, развитие и поддержание его таланта. Одним из ключевых требований к биологическому образованию в современных условиях и важнейшим компонентов реализации ФГОС является овладение учащимися практическими умениями и навыками, проектно-исследовательской деятельностью. Программа «Практическая биология» направлена на формирование у учащихся 5 классов интереса к изучению биологии, развитие практических умений, применение полученных знаний на практике. заключается в том, что программа «Практическая биология» в занимательной форме знакомит детей с разделами биологии: микробиологии, ботанике, зоологии, готовит к олимпиадам и конкурсам различных уровней. В учебном плане по предмету «Биология» отведено всего 1 час в неделю в 5-6 классах, что дает возможность сформировать у обучающихся только базовые знания по предмету. На уроках биологии в 5-6 классах закладываются основы многих практических умений школьников, которыми они будут пользоваться во всех последующих курсах изучения биологии. Поэтому внеурочная деятельность будет дополнительной возможностью для закрепления и отработки практических умений учащихся. Программа способствует ознакомлению с организацией коллективного и индивидуального исследования, обучению в действии, позволяет чередовать коллективную и индивидуальную деятельность. Теоретический материал включает в себя вопросы, касающиеся основ проектно-исследовательской работы. деятельности, знакомства со структурой Цель и задачи программы Цель: формирование у обучающихся глубокого и устойчивого интереса к миру живых организмов, приобретение необходимых практических умений и навыков проведения экспериментов, основ исследовательской деятельности. Задачи: Обучающие: расширение кругозора обучающихся; - расширение и углубление знаний обучающихся по овладению основами методов познания, характерных для естественных наук (наблюдение, сравнение, эксперимент, измерение); - подготовка обучающихся, ориентированных на биологический профиль обучения, к усвоению материала повышенного уровня сложности по химии. Развивающие: - развитие умений и навыков проектно - исследовательской деятельности; - развитие творческих способностей и умений учащихся самостоятельно приобретать и применять знания на практике. Воспитательные: воспитание экологической грамотности; - воспитание эмоционально- ценностного отношения к окружающему миру; ориентация на выбор биологического профиля. При организации образовательного процесса необходимо обратить внимание на следующие аспекты: -использование личностно-ориентированных технологий (технология развития критического мышления, технология проблемного обучения, технология обучения в сотрудничестве, метод проектов); -организация проектной деятельности школьников и проведение м и н и конференций, позволяющих школьникам представить индивидуальные (или групповые) проекты по выбранной теме. Формы проведения занятий: лабораторный практикум с использованием оборудования центра «Точка роста», экскурсии, эксперименты, наблюдения, коллективные и индивидуальные исследования, самостоятельная работа, консультации, проектная и исследовательская деятельность, в том числе с использованием ИКТ. Срок реализации программы - 1 год. Общее количество учебных часов, запланированных на весь период обучения: 34 часов. Планируемые результаты освоения программы. -иметь представление об исследовании, проекте, сборе и обработке информации, составлении доклада, публичном выступлении; -знать, как выбрать тему исследования, структуру исследования; -уметь видеть проблему, выдвигать гипотезы, планировать ход исследования, давать определения понятиям, работать с текстом, делать выводы; -уметь работать в группе, прислушиваться к мнению членов группы, отстаивать собственную точку зрения; -владеть планированием и постановкой биологического эксперимента. Ожидаемые результаты Личностные результаты: -знания основных принципов и правил отношения к живой природе; -развитие познавательных интересов, направленных на изучение живой природы; -развитие интеллектуальных умений (доказывать, строить рассуждения, анализировать, сравнивать, делать выводы и другое); -эстетического отношения к живым объектам. Метапредметные результаты: -овладение составляющими исследовательской и проектной деятельности: умение видеть проблему, ставить вопросы, выдвигать гипотезы, давать определения понятиям, классифицировать, наблюдать, проводить эксперименты, делать выводы и заключения, структурировать материал, объяснять, доказывать, защищать свои идеи; -умение работать с разными источниками биологической информации, анализировать и оценивать информацию, преобразовывать информацию из одной формы в другую; -умение адекватно использовать речевые средства для дискуссии и аргументации своей позиции, сравнивать разные точки зрения, аргументировать свою точку зрения, отстаивать свою позицию. Предметные результаты: 1. В познавательной (интеллектуальной) сфере: -выделение существенных признаков биологических объектов и процессов; - классификация — определение принадлежности биологических объектов к определенной систематической группе; -объяснение роли биологии в практической деятельности людей; -сравнение биологических объектов и процессов, умение делать выводы и умозаключения на основе сравнения; -умение работать с определителями, лабораторным оборудованием; -овладение методами биологической науки: наблюдение и описание биологических объектов и процессов; постановка биологических экспериментов и объяснение их результатов. 2. В ценностно-ориентационной сфере: -знание основных правил поведения в природе; -анализ и оценка последствий деятельности человека в природе. 3. В сфере трудовой деятельности: -знание и соблюдение правил работы в кабинете биологии; -соблюдение правил работы с биологическими приборами и инструментами. 4. В эстетической сфере: -овладение умением оценивать с эстетической точки зрения объекты живой природы. Структура программы При изучении разделов программы изучаются разные области биологии. Ботаника— наука о растениях. Зоология — наука, предметом изучения которой являются представители царства животных. Микология — наука о грибах. Физиология— наука о жизненных процессах. Экология— наука о взаимодействиях организмов с окружающей средой. Бактериология— наука о бактериях. Орнитология — раздел зоологии, посвященный изучению птиц. Биогеография— наука, которая изучает закономерности географического распространения и распределения организмов. Систематика— научная дисциплина, о классификации живых организмов. Морфология изучает внешнее строение организма. Тематический план № 1 2 3 4 ИТОГО Название раздела Введение Лаборатория Левенгука Практическая ботаника Биопрактикум 34 Количество часов 1 5 19 9 СОДЕРЖАНИЕ КУРСА Введение. (1 час) Во введении учащиеся знакомятся с планом работы и техникой безопасности при выполнении лабораторных работ. Раздел 1. Лаборатория Левенгука (5 часов) Методы научного исследования. Лабораторное оборудование и приборы для научных исследований. История изобретения микроскопа, его устройство и правила работы. Техника приготовления временного микропрепарата. Рисуем по правилам: правила биологического рисунка Лабораторные работы: -Изучение устройства микроскопа - Приготовление и рассматривание микропрепаратов(чешуя лука) - Строение растительной клетки -Явления плазмолиза и деплазмолиза в растительной клетке Раздел 2. Практическая ботаника (19 часов) БИОЛОГИЯ Фенологические наблюдения. Ведение дневника наблюдений. Гербарий: оборудование, техника сбора, высушивания и монтировки. Правила работа с определителями (теза, антитеза). Морфологическое описание растений по плану. Редкие и исчезающие растения. Лабораторные работы: - Зависимость транспирации и температуры от площади поверхности листа - Испарение воды листьями до и после полива - Тургорное состояние клетки - Значение кутикулы и пробки в защите растений от испарения - Обнаружение нитратов в листьях Проектно-исследовательская деятельность: Создание каталога «Видовое разнообразие растений пришкольной территории» Проект «Редкие растения Урала» Раздел 3. Биопрактикум (9 часов) Учебно - исследовательская деятельность. Как правильно выбрать тему, определить цель и задачи исследования. Какие существуют методы исследований. Правила оформления результатов. Источники информации (библиотека, интернетресурсы). Как оформить письменное сообщение и презентацию. Освоение и отработка методик выращивания биокультур. Выполнение самостоятельного исследования по выбранному модулю. Представление результатов на конференции. Отработка практической части олимпиадных заданий с целью диагностики полученных умений и навыков. Лабораторные работы: Влияние абиотических факторов на растение Измерение влажности и температуры в разных зонах класса УЧЕБНО-ТЕМАТИЧЕСКИЙ ПЛАН (34 часа) Тема программы Кол№ во Тема урока п/п часов Введение 1 Раздел 1. Лаборатори я Левенгука 1. 5 Вводный инструктаж по ТБ при проведении лабораторных работ. 2.Приборы для научных исследований, лабораторное оборудование. Использование оборудования: микроскоп световой, цифровой, штативная лупа, ручная, лабораторное оборудование 3. Увеличительные приборы. Лабораторная работа №1 «Изучение устройства увеличительных приборов» Использование оборудования: микроскоп световой, цифровой 4. Приготовление микропрепарата. Техника биологического рисунка Лабораторная работа №2 «Приготовление препарата клеток сочной чешуи лука» Лабор работа Э кс Дат ку а рс ии Использование оборудования: микроскоп световой, цифровой, предметные и покровные стекла, препаровальная игла. 5. Мини-исследование «Микромир» Строение клетки. Ткани. Лабораторная работа №3 «Строение растительной клетки» Использование оборудования: микроскоп световой, цифровой, микропрепараты 6. Мини-исследование «Микромир» Лабораторная работа №4 «Явление плазмолиза и деплазмолиза в растительной клетке» Использование оборудования: микроскоп световой, цифровой, предметные и покровные стекла, препаровальная игла 7-8.Фенологические наблюдения «Осень в жизни растений». Экскурсии Использование оборудования: Работа с гербариями 9-10. Техника сбора, высушивания и монтировки гербария Раздел 2. Практиче ская ботаника Использование оборудования: Работа с гербариями 11-12. Техника сбора, высушивания и монтировки гербария Использование оборудования: Работа с гербариями 13. Физиология растений. Лабораторная работа № 5. «Зависимость транспирации и температуры от площади поверхности листьев» Использование оборудования: Компьютер с программным обеспечением. Датчики :температуры и влажности Комнатное растение: монстера или пеларгония 14. Физиология растений. Лабораторная работа № 6. «Испарение воды листьями до и после полива». Использование оборудования: компьютер с программным обеспечением, измерительный Интерфейс, датчик температуры, датчик влажности 15. Физиология растений. Лабораторная работа № 7. «Тургорное состояние клеток» Использование оборудования: цифровой датчик электропроводности, вода, 1М раствор хлорида натрия, пробирки, штатив, химические стаканы, фильтровальная бумага, нож или скальпель, линейка или штангенциркуль 16. Физиология растений. Лабораторная работа № 7. «Значение кутикулы и пробки в защите растений от испарения» Использование оборудования: Весы, датчик относительной влажности воздуха 17. Физиология растений. Лабораторная работа № 8 « Обнаружение нитратов в листьях» Использование оборудования: цифровой датчик концентрации ионов, электрод нитрат-анионов, электрод сравнения 18. Определяем и классифицируем Использование оборудования: Определители растений 19. Морфологическое описание растений Использование оборудования: Определители растений Определение растений в безлиственном состоянии Использование оборудования: Определители растений Создание каталога «Видовое разнообразие растений пришкольной территории» ( проект) Использование оборудования: Определители растений 26-27. Как выбрать тему для исследования. Постановка целей и задач. Источники информации. 28. Как оформить результаты исследования 29. Красно-книжные растения Урала Использование оборудования: Электронные таблицы и плакаты 30- 31. Систематика растений Раздел 3.Биопра ктикум Урала Использование оборудования: Электронные таблицы и плакаты 32. Экологический практикум Лабораторная работа № 9 « Описание и измерение силы воздействия абиотических факторов на растения в классе» Использование оборудования: цифровые датчики, регистратор данных с ПО Releon Lite, комнатное растение, почвенная вытяжка из горшечного грунта 33. Экологический практикум Лабораторная работа № 10 « Измерение влажности и температуры в разных зонах класса» цифровые датчики(температуры и влажности), регистратор данных с ПО Releon Lite 34. Отчетная конференция Итого 3 34 10 2 Формы контроля и аттестации обучающихся Для отслеживания результативности образовательного процесса по программе «Практическая биология» используются следующие виды контроля: - предварительный контроль (проверка знаний учащихся на начальном этапе освоения программы) - входное тестирование; - текущий контроль (в течение всего срока реализации программы); - итоговый контроль (заключительная проверка знаний, умений, навыков по итогам реализации программы). Формы аттестации - самостоятельная работа; - тестирование; - творческие отчеты; - участие в творческих конкурсах по биологии; - презентация и защита проекта. Текущий контроль: Формами контроля усвоения учебного материала программы являются отчеты по практическим работам, творческие работы, выступления на семинарах, создание презентации по теме и т. д. Обучающиеся выполняют задания в индивидуальном темпе, сотрудничая с педагогом. Выполнение проектов создает ситуацию, позволяющую реализовать творческие силы, обеспечить выработку личностного знания, собственного мнения, своего стиля деятельности. Включение обучающихся в реальную творческую деятельность, привлекающую новизной и необычностью является стимулом развития познавательного интереса. Одновременно развиваются способности выявлять проблемы и разрешать возникающие противоречия. По окончании каждой темы проводится итоговое занятие в виде тематического тестирования. Итоговая аттестация предусматривает выполнение индивидуального проекта. Организационно-педагогические условия реализации программы. 1.1. Учебно-методическое обеспечение программы Методика обучения по программе состоит из сочетания лекционного изложения теоретического материала с наглядным показом иллюстрирующего материала и приемов решения практических задач. Обучающиеся закрепляют полученные знания путем самостоятельного выполнения практических работ. Для развития творческого мышления и навыков аналитической деятельности педагог проводит занятия по презентации творческих и практических работ, мозговые штурмы, интеллектуальные игры. 1.2. Материально-техническое обеспечение программы Организационные условия, позволяющие реализовать содержание дополнительной образовательной программы «Практическая биология» предполагают наличие оборудования центра «Точка роста»: - цифровая лаборатория по биологии; - помещения, укомплектованного стандартным учебным оборудованием и мебелью (доска, парты, стулья, шкафы, электрообеспечение, раковина с холодной водопроводной водой); - микроскоп цифровой; - комплект посуды и оборудования для ученических опытов; комплект гербариев демонстрационный; - комплект коллекции демонстрационный (по разным темам); - мультимедийного оборудования (компьютер, ноутбук, проектор, флэш- карты, экран, средства телекоммуникации (локальные школьные сети, выход в интернет). Дидактическое обеспечение предполагает наличие текстов разноуровневых заданий, тематических тестов по каждому разделу темы, инструкций для выполнения практических работ. Литература 1. Дольник В.Р. Вышли мы все из природы. Беседы о поведении человека в компании птиц, зверей и детей. — М.: БШКАРКЕ88, 1996. 3. Лесные травянистые растения. Биология и охрана: справочник. - М.: Агропромиздат, 1988. 4. Петров В.В. Растительный мир нашей Родины: кн. для учителя. -2-е изд., доп. — М.: Просвещение, 1991. 5. Самкова В.А. Мы изучаем лес. Задания для учащихся 3—5 классов //Биология в школе. - 2003. - № 7; 2004. - № 1, 3, 5, 7. 6. Чернова Н.М. Лабораторный практикум по экологии. — М.: Просвещение, 1986. Интернет-ресурсы 1. http://www.sci.aha.ru/ATL/ra21c.htm — биологическое разнообразие России. 2. http://www.wwf.ru — Всемирный фонд дикой природы (WWF). 3. http://edu.seu.ru/metodiques/samkova.htm — интернет-сайт «Общественные ресурсы образования» / Самкова В.А. Открывая мир. Практические задания для учащихся. 4. http://www.kunzm.ru — кружок юных натуралистов зоологического музея МГУ. 5.http://www.ecosystema.ru — экологическое образование детей и изучение