Практическая биология 5 класс

Муниципальное казённое общеобразовательное учреждение
средняя общеобразовательная школа №1 п. Пелым
РАССМОТРЕНО
на педагогическом совете
Протокол № 1 от 27 августа 2024 г.

УТВЕРЖДАЮ

Директор МКОУ СОШ №1
__________________
/СмирноваТ.А./
Приказ № 93 от 27 августа 2024г.
Вводится в действие с 01.09.2024г

Дополнительная общеобразовательная
общеразвивающая программа
«Практическая биология»
5 классы

п. Пелым 2024

Пояснительная записка
Направленность программы – естественнонаучный. Уровень освоения
программы – базовый.
Программа «Практическая биология» ориентирована на приобретение
знаний по разделам биологии (микробиологии, ботанике, зоологии), на
развитие практических умений и навыков, поставлена на формирование
интереса к опытной, экспериментальной и исследовательской деятельности,
которые способствуют познавательной и творческой активности
обучающихся.
Актуальность и особенность программы.
Современный учебный процесс направлен не столько на достижение
результатов в области предметных знаний, сколько на личностный рост
ребенка. Обучение по новым образовательным стандартам предусматривает
организацию внеурочной деятельности, которая способствует раскрытию
внутреннего потенциала каждого ученика, развитие и поддержание его
таланта. Одним из ключевых требований к биологическому образованию в
современных условиях и важнейшим компонентов реализации ФГОС
является овладение учащимися практическими умениями и навыками,
проектно-исследовательской
деятельностью.
Программа «Практическая биология» направлена на формирование у
учащихся 5 классов интереса к изучению биологии, развитие практических
умений, применение полученных знаний на практике. заключается в том,
что программа «Практическая биология» в занимательной форме знакомит
детей с разделами биологии: микробиологии, ботанике, зоологии, готовит к
олимпиадам
и
конкурсам
различных
уровней.
В учебном плане по предмету «Биология» отведено всего 1 час в неделю в
5-6 классах, что дает возможность сформировать у обучающихся только
базовые знания по предмету. На уроках биологии в 5-6 классах
закладываются основы многих практических умений школьников, которыми
они будут пользоваться во всех последующих курсах изучения
биологии. Поэтому внеурочная деятельность будет дополнительной
возможностью для закрепления и отработки практических умений
учащихся. Программа способствует ознакомлению с организацией
коллективного и индивидуального исследования, обучению в действии,
позволяет чередовать коллективную и индивидуальную деятельность.
Теоретический материал включает в себя вопросы, касающиеся основ

проектно-исследовательской
работы.

деятельности,

знакомства

со

структурой

Цель и задачи программы
Цель: формирование у обучающихся глубокого и устойчивого интереса к
миру живых организмов, приобретение необходимых практических умений
и навыков проведения экспериментов, основ исследовательской
деятельности.
Задачи:
Обучающие:
расширение
кругозора
обучающихся;
- расширение и углубление знаний обучающихся по овладению основами
методов познания, характерных для естественных наук (наблюдение,
сравнение,
эксперимент,
измерение);
- подготовка обучающихся, ориентированных на биологический профиль
обучения, к усвоению материала повышенного уровня сложности по химии.
Развивающие:
- развитие умений и навыков проектно - исследовательской деятельности;
- развитие творческих способностей и умений учащихся самостоятельно
приобретать
и
применять
знания
на
практике.
Воспитательные:
воспитание
экологической
грамотности;
- воспитание эмоционально- ценностного отношения к окружающему миру;
ориентация
на
выбор
биологического
профиля.
При организации образовательного процесса необходимо обратить
внимание
на
следующие
аспекты:
-использование личностно-ориентированных технологий (технология
развития критического мышления, технология проблемного обучения,
технология
обучения
в
сотрудничестве,
метод
проектов);
-организация проектной деятельности школьников и проведение м и н и конференций, позволяющих школьникам представить индивидуальные
(или групповые) проекты по выбранной теме.
Формы проведения занятий:
лабораторный практикум с использованием оборудования центра «Точка
роста», экскурсии, эксперименты, наблюдения, коллективные и
индивидуальные исследования, самостоятельная работа, консультации,

проектная и исследовательская деятельность, в том числе с использованием
ИКТ.
Срок реализации программы - 1 год. Общее количество учебных часов,
запланированных на весь период обучения: 34 часов.
Планируемые
результаты
освоения
программы.
-иметь представление об исследовании, проекте, сборе и обработке
информации,
составлении
доклада,
публичном
выступлении;
-знать, как выбрать тему исследования, структуру исследования;
-уметь видеть проблему, выдвигать гипотезы, планировать ход
исследования, давать определения понятиям, работать с текстом, делать
выводы;
-уметь работать в группе, прислушиваться к мнению членов группы,
отстаивать
собственную
точку
зрения;
-владеть планированием и постановкой биологического эксперимента.
Ожидаемые результаты
Личностные результаты:
-знания основных принципов и правил отношения к живой природе;
-развитие познавательных интересов, направленных на изучение живой
природы;
-развитие интеллектуальных умений (доказывать, строить рассуждения,
анализировать, сравнивать, делать выводы и другое);
-эстетического отношения к живым объектам.
Метапредметные результаты:
-овладение составляющими исследовательской и проектной деятельности:
умение видеть проблему, ставить вопросы, выдвигать гипотезы, давать
определения понятиям, классифицировать, наблюдать, проводить
эксперименты, делать выводы и заключения, структурировать материал,
объяснять, доказывать, защищать свои идеи;
-умение работать с разными источниками биологической информации,
анализировать и оценивать информацию, преобразовывать информацию из
одной формы в другую;
-умение адекватно использовать речевые средства для дискуссии и
аргументации своей позиции, сравнивать разные точки зрения,
аргументировать свою точку зрения, отстаивать свою позицию.
Предметные результаты:
1. В познавательной (интеллектуальной) сфере:

-выделение существенных признаков биологических объектов и процессов;
- классификация — определение принадлежности биологических объектов к
определенной систематической группе;
-объяснение роли биологии в практической деятельности людей;
-сравнение биологических объектов и процессов, умение делать выводы и
умозаключения на основе сравнения;
-умение работать с определителями, лабораторным оборудованием;
-овладение методами биологической науки: наблюдение и описание
биологических объектов и процессов; постановка биологических
экспериментов и объяснение их результатов.
2. В ценностно-ориентационной сфере:
-знание основных правил поведения в природе;
-анализ и оценка последствий деятельности человека в природе.
3. В сфере трудовой деятельности:
-знание и соблюдение правил работы в кабинете биологии;
-соблюдение правил работы с биологическими приборами и инструментами.
4. В эстетической сфере:
-овладение умением оценивать с эстетической точки зрения объекты живой
природы.
Структура программы
При изучении разделов программы изучаются разные области биологии.
Ботаника— наука о растениях. Зоология — наука, предметом изучения
которой являются представители царства животных. Микология — наука о
грибах. Физиология— наука о жизненных процессах. Экология— наука о
взаимодействиях организмов с окружающей средой.
Бактериология— наука о бактериях. Орнитология — раздел зоологии,
посвященный изучению птиц. Биогеография— наука, которая изучает
закономерности географического распространения и распределения
организмов. Систематика— научная дисциплина, о классификации живых
организмов. Морфология изучает внешнее строение организма.

Тематический план
№
1
2
3
4
ИТОГО

Название раздела
Введение
Лаборатория
Левенгука
Практическая
ботаника
Биопрактикум
34

Количество часов
1
5
19
9

СОДЕРЖАНИЕ КУРСА

Введение. (1 час)
Во введении учащиеся знакомятся с планом работы и техникой
безопасности при выполнении лабораторных работ.
Раздел 1. Лаборатория Левенгука (5 часов)
Методы научного исследования. Лабораторное оборудование и приборы для
научных исследований. История изобретения микроскопа, его устройство и
правила работы. Техника приготовления временного микропрепарата.
Рисуем по правилам: правила биологического рисунка
Лабораторные работы:
-Изучение устройства микроскопа
- Приготовление и рассматривание микропрепаратов(чешуя лука)
- Строение растительной клетки
-Явления плазмолиза и деплазмолиза в растительной клетке
Раздел 2. Практическая ботаника (19 часов)
БИОЛОГИЯ
Фенологические наблюдения. Ведение дневника наблюдений. Гербарий:
оборудование, техника сбора, высушивания и монтировки. Правила работа с
определителями (теза, антитеза). Морфологическое описание растений по
плану. Редкие и исчезающие растения.
Лабораторные работы:
- Зависимость транспирации и температуры от площади поверхности листа
- Испарение воды листьями до и после полива
- Тургорное состояние клетки
- Значение кутикулы и пробки в защите растений от испарения
- Обнаружение нитратов в листьях

Проектно-исследовательская деятельность:
 Создание каталога «Видовое разнообразие растений пришкольной
территории»
 Проект «Редкие растения Урала»
Раздел 3. Биопрактикум (9 часов)
Учебно - исследовательская деятельность. Как правильно выбрать тему,
определить цель и задачи исследования. Какие существуют методы
исследований. Правила оформления результатов. Источники информации
(библиотека, интернетресурсы). Как оформить письменное сообщение и
презентацию.
Освоение и отработка методик выращивания биокультур. Выполнение
самостоятельного исследования по выбранному модулю.
Представление результатов на конференции. Отработка практической части
олимпиадных заданий с целью диагностики полученных умений и навыков.
Лабораторные работы:
Влияние абиотических факторов на растение
Измерение влажности и температуры в разных зонах класса
УЧЕБНО-ТЕМАТИЧЕСКИЙ ПЛАН (34 часа)
Тема
программы

Кол№
во
Тема урока
п/п
часов

Введение

1

Раздел 1.
Лаборатори
я
Левенгука

1.
5

Вводный инструктаж по ТБ при
проведении лабораторных работ.
2.Приборы для научных
исследований, лабораторное
оборудование.
Использование оборудования:
микроскоп световой, цифровой,
штативная лупа, ручная,
лабораторное оборудование
3. Увеличительные приборы.
Лабораторная работа №1 «Изучение
устройства увеличительных
приборов»
Использование оборудования:
микроскоп световой, цифровой
4. Приготовление микропрепарата.
Техника биологического рисунка
Лабораторная работа №2
«Приготовление препарата клеток
сочной чешуи лука»

Лабор
работа

Э
кс
Дат
ку
а
рс
ии

Использование оборудования:
микроскоп световой, цифровой,
предметные и покровные стекла,
препаровальная игла.
5. Мини-исследование «Микромир»
Строение клетки. Ткани.
Лабораторная работа №3 «Строение
растительной клетки»
Использование оборудования:
микроскоп световой, цифровой,
микропрепараты
6. Мини-исследование «Микромир»
Лабораторная работа №4 «Явление
плазмолиза и деплазмолиза в
растительной клетке»
Использование оборудования:
микроскоп световой, цифровой,
предметные и покровные стекла,
препаровальная игла

7-8.Фенологические наблюдения
«Осень в жизни растений».
Экскурсии
Использование оборудования:
Работа с гербариями

9-10. Техника сбора,
высушивания и
монтировки гербария
Раздел 2.
Практиче
ская
ботаника

Использование оборудования:
Работа с гербариями

11-12. Техника сбора,
высушивания и
монтировки гербария
Использование оборудования:
Работа с гербариями

13. Физиология растений.
Лабораторная работа № 5.
«Зависимость транспирации и
температуры от площади
поверхности листьев»
Использование оборудования:

Компьютер с программным
обеспечением. Датчики
:температуры и влажности

Комнатное растение:
монстера или пеларгония
14. Физиология растений.
Лабораторная работа № 6.
«Испарение воды листьями до и
после полива».
Использование оборудования:
компьютер с программным
обеспечением, измерительный
Интерфейс, датчик температуры,
датчик влажности

15. Физиология растений.
Лабораторная работа № 7.

«Тургорное состояние клеток»
Использование оборудования:
цифровой датчик
электропроводности, вода, 1М
раствор хлорида натрия, пробирки,
штатив, химические стаканы,
фильтровальная бумага, нож или
скальпель, линейка или
штангенциркуль

16. Физиология растений.
Лабораторная работа № 7.
«Значение кутикулы и пробки в
защите растений от испарения»
Использование оборудования:
Весы, датчик относительной
влажности воздуха

17. Физиология растений.
Лабораторная работа № 8 «
Обнаружение нитратов в листьях»
Использование оборудования:
цифровой датчик концентрации
ионов, электрод нитрат-анионов,
электрод сравнения

18. Определяем и
классифицируем
Использование оборудования:
Определители растений

19. Морфологическое описание
растений
Использование оборудования:

Определители растений

Определение растений в
безлиственном состоянии
Использование оборудования:
Определители растений

Создание каталога «Видовое
разнообразие растений
пришкольной
территории» ( проект)
Использование оборудования:
Определители растений

26-27. Как выбрать тему для
исследования.
Постановка целей и задач.
Источники информации.
28. Как оформить результаты
исследования
29. Красно-книжные растения
Урала
Использование оборудования:
Электронные таблицы и плакаты
30- 31. Систематика растений

Раздел
3.Биопра
ктикум

Урала
Использование оборудования:

Электронные таблицы и
плакаты
32. Экологический практикум
Лабораторная работа № 9 «
Описание и измерение силы
воздействия абиотических факторов
на растения в классе»
Использование оборудования:
цифровые датчики, регистратор
данных с ПО Releon Lite, комнатное
растение, почвенная вытяжка из
горшечного грунта
33. Экологический практикум
Лабораторная работа № 10 «
Измерение влажности и
температуры в разных зонах
класса»

цифровые датчики(температуры и
влажности), регистратор данных с
ПО Releon Lite
34. Отчетная конференция

Итого

3 34

10

2

Формы контроля и аттестации обучающихся
Для отслеживания результативности образовательного процесса по программе
«Практическая биология» используются следующие виды контроля:
- предварительный контроль (проверка знаний учащихся на начальном этапе освоения
программы) - входное тестирование;
- текущий контроль (в течение всего срока реализации программы);
- итоговый контроль (заключительная проверка знаний, умений, навыков по итогам
реализации программы).
Формы аттестации
- самостоятельная работа;
- тестирование;
- творческие отчеты;
- участие в творческих конкурсах по биологии;
- презентация и защита проекта.
Текущий контроль:
Формами контроля усвоения учебного материала программы являются отчеты по
практическим работам, творческие работы, выступления на семинарах, создание
презентации по теме и т. д. Обучающиеся выполняют задания в индивидуальном темпе,
сотрудничая с педагогом. Выполнение проектов создает ситуацию, позволяющую
реализовать творческие силы, обеспечить выработку личностного знания, собственного
мнения, своего стиля деятельности. Включение обучающихся в реальную творческую
деятельность, привлекающую новизной и необычностью является стимулом развития
познавательного интереса. Одновременно развиваются способности выявлять проблемы и
разрешать возникающие противоречия. По окончании каждой темы проводится итоговое
занятие в виде тематического тестирования.
Итоговая аттестация предусматривает выполнение индивидуального проекта.
Организационно-педагогические условия реализации программы.
1.1. Учебно-методическое обеспечение программы
Методика обучения по программе состоит из сочетания лекционного изложения
теоретического материала с наглядным показом иллюстрирующего материала и приемов
решения практических задач. Обучающиеся закрепляют полученные знания путем
самостоятельного выполнения практических работ. Для развития творческого мышления
и навыков аналитической деятельности педагог проводит занятия по презентации
творческих и практических работ, мозговые штурмы, интеллектуальные игры.
1.2. Материально-техническое обеспечение программы

Организационные условия, позволяющие реализовать содержание дополнительной
образовательной программы «Практическая биология» предполагают наличие
оборудования центра «Точка роста»:
- цифровая лаборатория по биологии;
- помещения, укомплектованного стандартным учебным оборудованием и мебелью
(доска,
парты, стулья, шкафы, электрообеспечение, раковина с холодной водопроводной водой);
- микроскоп цифровой;
- комплект посуды и оборудования для ученических опытов;
комплект гербариев демонстрационный;
- комплект коллекции демонстрационный (по разным темам);
- мультимедийного оборудования (компьютер, ноутбук, проектор, флэш- карты, экран,
средства телекоммуникации (локальные школьные сети, выход в интернет).
Дидактическое обеспечение предполагает наличие текстов разноуровневых заданий,
тематических тестов по каждому разделу темы, инструкций для выполнения практических
работ.
Литература
1. Дольник В.Р. Вышли мы все из природы. Беседы о поведении человека в компании
птиц, зверей и детей. — М.: БШКАРКЕ88, 1996.
3. Лесные травянистые растения. Биология и охрана: справочник. - М.: Агропромиздат,
1988.
4. Петров В.В. Растительный мир нашей Родины: кн. для учителя. -2-е изд., доп. — М.:
Просвещение, 1991.
5. Самкова В.А. Мы изучаем лес. Задания для учащихся 3—5 классов //Биология в школе.
- 2003. - № 7; 2004. - № 1, 3, 5, 7.
6. Чернова Н.М. Лабораторный практикум по экологии. — М.: Просвещение, 1986.
Интернет-ресурсы
1. http://www.sci.aha.ru/ATL/ra21c.htm — биологическое разнообразие
России.
2. http://www.wwf.ru — Всемирный фонд дикой природы (WWF).
3. http://edu.seu.ru/metodiques/samkova.htm — интернет-сайт
«Общественные ресурсы образования» / Самкова В.А. Открывая мир. Практические
задания для учащихся.
4. http://www.kunzm.ru — кружок юных натуралистов зоологического музея
МГУ.
5.http://www.ecosystema.ru — экологическое образование детей и изучение


Наверх
На сайте используются файлы cookie. Продолжая использование сайта, вы соглашаетесь на обработку своих персональных данных. Подробности об обработке ваших данных — в политике конфиденциальности.

Функционал «Мастер заполнения» недоступен с мобильных устройств.
Пожалуйста, воспользуйтесь персональным компьютером для редактирования информации в «Мастере заполнения».