Практическая биология 8 класс

Муниципальное казённое общеобразовательное учреждение
средняя общеобразовательная школа №1 п. Пелым
РАССМОТРЕНО
на педагогическом совете
Протокол № 1 от 27 августа 2024 г.

УТВЕРЖДАЮ

Директор МКОУ СОШ №1
__________________
/СмирноваТ.А./
Приказ № 93 от 27 августа 2024г.
Вводится в действие с 01.09.2024г

Дополнительная общеобразовательная
общеразвивающая программа
«Практическая биология»
8 класс

Пояснительная записка
- Федеральный Закон «Об образовании в Российской Федерации» от29.12.2013г. № 273ФЗ;
- письмо Департамента государственной политики в сфере воспитания детей и
молодежи от 14 декабря 2015г. № 09-3564 «О внеурочной деятельности и реализации
дополнительных общеобразовательных программ»
- письмо Департамента общего образования Министерства образования и науки
Российской Федерации от 12 мая 2011 года № 03-296;
- Приказ Министерства образования и науки РФ от 17 декабря 2010 г. N 1897 "Об
утверждении федерального государственного образовательного стандарта основного
общего образования";
- Порядок организации и осуществления образовательной деятельности по основным
общеобразовательным программам - образовательным программам начального общего,
основного общего и среднего общего образования (утв. приказом Министерства
образования и науки РФ от 30 августа 2013 г. № 1015;);
- Санитарно-эпидемиологическими правила и нормативы СанПиН 2.4.2.2821-10
«Санитарно-эпидемиологические требования к условиям и организации обучения в
общеобразовательных учреждениях», зарегистрированными в Минюсте России
03.03.2011, регистрационный номер 19993);
- Концепция духовно-нравственного развития и воспитания личности гражданина
России;
– Письма Министерства образования и науки Российской Федерации от 12.05.2011 г. №
03-296 «Об организации внеурочной деятельности при введении Федерального
образовательного стандарта общего образования
- Устава МКОУ СОШ №1 п. Пелым;
- Образовательной программы основного общего образования МКОУ СОШ №1 п.
Пелым.
ПЛАНИРУЕМЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ ОСВОЕНИЯ КУРСА ВНЕУРОЧНОЙ
ДЕЯТЕЛЬНОСТИ
Личностные:
обучающийся научится:
- положительное отношение к исследовательской деятельности;
- интерес к новому содержанию и новым способам познания;
- ориентация на понимание причин успеха в исследовательской деятельности, в том числе
на самоанализ и самоконтроль результата, на анализ соответствия результатов
требованиям конкретной задачи, понимание предложений и оценок учителя, взрослых,
товарищей, родителей;
- способность к самооценке на основе критериев успешности исследовательской
деятельности.
обучающийся получит возможность для формирования:
- внутренней позиции
на уровне понимания необходимости исследовательской
деятельности, выраженного в преобладании познавательных мотивов и предпочтении
социального способа оценки деятельности;
- выраженной познавательной мотивации;
- устойчивого интереса к новым способам познания.

Предметные:
обучающийся научится:
- проводить исследования объектов живой природы;
- объяснять общебиологические особенности;
- распознавать методы изучения объектов живой природы;
- работать с лабораторным оборудованием и приемами работы с ним;
- объяснять физиологические процессы, протекающие в живых объектах;
- объяснять анатомическое строение живых объектов;
- осуществлять поиск нужной информации для выполнения учебного исследования с
использованием учебной и дополнительной литературы в открытом информационном
пространстве, в т. ч. контролируемом пространстве Интернет;
- использовать знаки, символы, модели, схемы для решения познавательных задач и
представления их результатов;
- высказываться в устной и письменной формах;
- ориентироваться на разные способы решения познавательных исследовательских задач;
- анализировать объекты, выделять главное;
- устанавливать причинно-следственные связи;
- строить рассуждения об объекте;
- видеть проблемы, ставить вопросы, выдвигать гипотезы, планировать и проводить
наблюдения и эксперименты, высказывать суждения, делать умозаключения и выводы,
аргументировать (защищать) свои идеи.
обучающийся получит возможность научиться:
- работать с готовыми микропрепаратами и изготовлять микропрепараты;
- ставить физиологический эксперимент;
- работать с оптическими приборами и лабораторным оборудованием;
- подбирать объект для эксперимента в соответствии с поставленными задачами;
- четко и лаконично формулировать цели и выводы эксперимента;
- при оформлении работ соблюдать наглядность, научность и эстетичность;
- проводить экологический мониторинг;
- оформлять экологические паспорта;
- объяснять некоторые аспекты ЗОЖ.
- осуществлять расширенный поиск информации в соответствии с исследовательской
задачей с использованием ресурсов библиотек и сети Интернет;
- фиксировать информацию с помощью инструментов ИКТ;
- осознанно и произвольно строить сообщения в устной и письменной форме;
- строить логическое рассуждение, включающее установление причинно-следственных
связей
Коммуникативные:
обучающийся научится:
- допускать существование различных точек зрения;
- учитывать разные мнения, стремиться к координации;
- формулировать собственное мнение и позицию;
- договариваться, приходить к общему решению;
- соблюдать корректность в высказываниях;
- задавать вопросы по существу;

- использовать речь для регуляции своего действия;
- контролировать действия партнера;
- владеть монологической и диалогической формами речи.
- находить информацию и выявлять главное
- составлять план исследования и выделять главное в презентации
обучающийся получит возможность научиться:
- учитывать разные мнения и обосновывать свою позицию;
- аргументировать свою позицию и координировать ее с позицией партнеров при
выработке общего решения в совместной деятельности;
- с учетом целей коммуникации достаточно полно и точно передавать партнеру
необходимую информацию как ориентир для построения действия;
- допускать возможность существования у людей разных точек зрения, в том числе не
совпадающих с его собственной; учитывать позицию партнера в общении и
взаимодействии;
- осуществлять взаимный контроль и оказывать партнерам в сотрудничестве
необходимую взаимопомощь
- устанавливать связь окружающей среды с объектами живой природы
Регулятивные:
обучающийся научится:
- принимать и сохранять учебную задачу;
- учитывать выделенные учителем ориентиры действия;
- планировать свои действия;
- осуществлять итоговый и пошаговый контроль;
- адекватно воспринимать оценку учителя;
-вносить коррективы в действия на основе их оценки и учета сделанных ошибок;
- выполнять учебные действия в материале, речи, в уме.
обучающийся получит возможность научиться:
- проявлять познавательную инициативу;
- самостоятельно учитывать выделенные учителем ориентиры действия в незнакомом
материале;
преобразовывать практическую задачу в познавательную;
- самостоятельно находить варианты решения познавательной задачи.
СОДЕРЖАНИЕ КУРСА ВНЕУРОЧНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ
8 класс, 35 часов
Раздел 1. Введение (2ч)
Практическая работа № 1 «Происхождение человека» (2ч)
Предметные результаты обучения
Учащиеся получат возможность научиться:
— признаки, доказывающие родство человека и животных;
— биологические и социальные факторы антропогенеза;
— основные этапы эволюции человека;
— основные черты рас человека.
Учащиеся научатся:

— анализировать особенности строения человека и человекообразных обезьян, древних
предков человека, представителей различных рас.
Раздел 2. Клетки, ткани, органы и аппараты органов (6ч)
Практическая работа № 2 «Уровни организации организма человека»
Лабораторная работа № 1 «Изучение микроскопического строения тканей»
Лабораторная работа № 2 «Изучение микроскопического строения крови».
Лабораторная работа № 3 «Микроскопическое строение крови человека и лягушки».
Практическая работа № 3 «Распознавание на таблицах органов и систем органов».
Предметные результаты обучения
Учащиеся получат возможность научиться:
— основные признаки организма человека;
— признаки внутренней среды организма.
Учащиеся научатся:
— узнавать основные структурные компоненты клеток, тканей на таблицах и
микропрепаратах;
— сравнивать между собой строение и функции клеток крови;
— объяснять механизмы свёртывания и переливания крови;
— устанавливать и объяснять взаимосвязь между строением и функциями клеток тканей,
органов и их систем.
Раздел 3. Нервная система. Анализаторы (7 ч)
Практическая работа № 4 «Нейрогуморальная регуляция функций организма человека»
Лабораторная работа № 4 «Изучение строения головного мозга человека (по муляжам)»
Практическая работа № 5 «Определение устойчивости внимания»
Практическая работа № 6 «Определение праворукости или леворукости»
Практическая работа № 7 «Тест на определение темперамента»
Лабораторная работа № 5 «Изучение изменения размера зрачка»
Предметные результаты обучения
Учащиеся получат возможность научиться:
— особенности высшей нервной деятельности человека;
— значение сна, его фазы;
— роль регуляторных систем;
— механизм действия гормонов;
— строение и функции кожи;
— гигиенические требования по уходу за кожей, ногтями, волосами, обувью и одеждой.
Учащиеся научатся:
— выделять существенные признаки психики человека;
— характеризовать типы нервной системы;
— выявлять существенные признаки строения и функционирования органов чувств;
—оказывать первую помощь при повреждениях кожи, тепловых и солнечных ударах;
— объяснять механизм терморегуляции;
— соблюдать меры профилактики заболеваний органов чувств.
Раздел 4. Сердечно-сосудистая система (5 ч)

Практическая работа № 8 «Определение функционального состояния сердечнососудистой системы» (2ч)
Лабораторная работа № 6 «Определение пульса и подсчёт числа сердечных сокращений»
Лабораторная работа № 7 «Измерение кровяного давления».
Практическая работа № 9 «Изучение приёмов остановки капиллярного, артериального и
венозного кровотечений».
Предметные результаты обучения
Учащиеся получат возможность научиться:
— существенные признаки транспорта веществ в организме.
Учащиеся научатся:
— различать и описывать органы кровеносной системы;
— измерять пульс и кровяное давление;
— оказывать первую доврачебную помощь при кровотечениях.
Раздел 5. Иммунная система (2 ч)
Практическая работа № 10 «Внутренняя среда организма. Иммунитет»
Предметные результаты обучения
Учащиеся получат возможность научиться:
— признаки иммунитета;
— сущность прививок и их значение.
Учащиеся научатся:
— различать и описывать органы лимфатической системы.
Раздел 6. Костная система. Мышечная система (5 ч)
Практическая работа № 11«Опорно-двигательная система организма человека»
Лабораторная работа № 8 «Изучение внешнего строения костей»
Лабораторная работа № 9 «Выявление влияния статической и динамической работы на
утомление мышц»
Лабораторная работа № 10 «Измерение массы и роста своего организма»
Предметные результаты обучения
Учащиеся получат возможность научиться:
— части скелета человека;
— химический состав и строение костей;
— основные скелетные мышцы человека.
Учащиеся научатся:
— распознавать части скелета на наглядных пособиях;
— оказывать первую доврачебную помощь при переломах;
— находить на наглядных пособиях основные мышцы;
— оказывать первую доврачебную помощь при переломах.
Раздел 7. Пищеварительная система (3 ч)
Лабораторная работа № 11 «Изучение клеток слизистой полости рта человека»
Лабораторная работа № 12 «Воздействие желудочного сока на белки, слюны на крахмал»
Практическая работа № 12 «Определение норм рационального питания»
Предметные результаты обучения
Учащиеся получат возможность научиться:
— органы пищеварительной системы;

— гигиенические меры и меры профилактики нарушения работы пищеварительной
системы;
— особенности пластического и энергетического обмена в организме человека;
— роль витаминов.
Учащиеся научатся:
— характеризовать пищеварение в разных отделах пищеварительной системы;
— выявлять существенные признаки обмена веществ и превращения энергии.
Раздел 8. Дыхательная система (1 ч)
Практическая работа № 13 «Определение частоты дыхания в покое и после физической
нагрузки»
Предметные результаты обучения
Учащиеся получат возможность научиться:
— органы дыхания, их строение и функции;
— гигиенические меры и меры профилактики лёгочных заболеваний.
Учащиеся научатся:
— выявлять существенные признаки дыхательной системы, процессы дыхания и
газообмена;
— оказывать первую доврачебную помощь при спасении утопающего и отравлении
угарным газом.
Раздел 9. Человек и его здоровье (2 ч)
Лабораторная работа № 13 «Анализ и оценка влияния на здоровье человека факторов
окружающей среды»
Лабораторная работа № 14 «Определение гибкости позвоночника»
Выявление нарушения осанки. Определение наличия плоскостопия. Дыхательные
функциональные пробы с задержкой дыхания на фазе вдоха и выдоха».
Предметные результаты обучения
Учащиеся получат возможность научиться:
— приёмы рациональной организации труда и отдыха;
— отрицательное влияние вредных привычек.
Учащиеся научатся:
— соблюдать нормы личной гигиены и профилактики заболеваний;
— оказывать первую доврачебную помощь.
Резервное время – 2 часа.
УЧЕБНО-ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ КУРСА
ВНЕУРОЧНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ

Раздел/тема

8 класс. 1 час в неделю. 35 часов в год
Количество часов

Раздел 1. Введение

2

Раздел 2. Клетки, ткани, органы и аппараты органов

6

Раздел 3. Нервная система. Анализаторы

7

Раздел 4. Сердечно-сосудистая система

5

Раздел 5. Иммунная система

2

Раздел 6. Костная система. Мышечная система

5

Раздел 7. Пищеварительная система

3

Раздел 8. Дыхательная система

1

Раздел 9. Человек и его здоровье

2

Резервное время

2

Итого:

35

Календарно-тематическое планирование (с использованием материальнотехнической базы центра «Точка роста», для реализации образовательных
программ преподавания биологии)
№
урока

Тема урока

Виды учебной деятельности

Использование
оборудования центра
«Точка роста»

Введение (2ч)
Объяснять место человека в
Практическая работа № 1
«Происхождение человека»(2ч). системе органического мира.
Выделять существенные
признаки, доказывающие
родство человека и
животных. Сравнивать
особенности строения
человекообразных обезьян и
человека. Делать выводы.
Раздел 2. Клетки, ткани, органы и аппараты органов (6 ч)
1-2

Электронные таблицы
и плакаты

Изучить химический состав
клетки. Различать основные
органоиды клетки, их
функции, основные
жизненные процессы клетки.
Работать с микроскопом;
наблюдать и фиксировать
результаты наблюдения.
Научиться определять на
5
Лабораторная работа №1
«Изучение микроскопического
микропрепарате
строения тканей».
эпителиальные,
соединительные (костная,
хрящевая, жировая),
мышечные и нервную ткани,
выделять их особенности.
Работать с микроскопом;
наблюдать и фиксировать
результаты наблюдения.
Изучить состав внутренней
6
Лабораторная работа № 2
«Изучение микроскопического
среды, роль в организме,
строения крови».
значение её постоянства;
состав, строение и функции
крови. Работать с
микроскопом; наблюдать и
фиксировать результаты
наблюдения.
Сравнить строение клеток
7
Лабораторная работа № 3
«Микроскопическое строение
крови человека и лягушки и
крови человека и лягушки».
определить, чья кровь
способна переносить больше
кислорода, сделать вывод об
уровне развития организмов.
Работать с микроскопом;
наблюдать и фиксировать
результаты наблюдения.
Работать с учебником, с
8
Практическая работа №3
«Распознавание на таблицах
анатомическими таблицами,
органов и систем органов».
схемами, проводить
наблюдения.
Работать с микроскопом;
наблюдать и фиксировать
результаты наблюдения.
Раздел 3. Нервная система. Анализаторы (7 ч)
3-4

9-10

Практическая работа № 2
«Уровни организации
организма человека» (2ч).

Практическая работа №4
«Нейрогуморальная регуляция
функций организма человека»
(2ч).

Органы эндокринной
системы, железы внешней,
внутренней и смешанной
секреции. Свойство
гормонов. Действие
гормонов, что происходит
при их недостатке или
избытке.

Микроскоп цифровой,
микропрепараты,
лабораторное
оборудование

Микроскоп цифровой,
микропрепараты,
лабораторное
оборудование,
готовые
микропрепараты

Микроскоп цифровой,
микропрепараты,
лабораторное
оборудование,
готовые
микропрепараты
Микроскоп цифровой,
микропрепараты,
лабораторное
оборудование

Работа с муляжом
«Скелет человека»,
лабораторное
оборудование для
проведения опытов.
Электронные таблицы
и плакаты
Цифровая
лаборатория по
физиологии датчик
артериального
давления (пульса)

11

Лабораторная работа № 4
«Изучение строения головного
мозга человека (по муляжам)».

12

Практическая работа №5
«Определение устойчивости
внимания».

13

Практическая работа №6
«Определение праворукости
или леворукости».

14

Практическая работа №7
«Тест на определение
темперамента».

15

Лабораторная работа № 5
«Изучение изменения размера
зрачка».

Определять расположение
некоторых эндокринных
желёз в соответствующих
областях тела. Называть
особенности строения
нервной системы, принцип
деятельности нервной
системы, функции нервной
системы
Распознавать и описывать на
таблицах основные отделы и
органы нервной системы.
Составлять схему
рефлекторной дуги простого
рефлекса.
Отделы переднего мозга.
Функции таламуса,
гипоталамуса, старой и
новой коры, правого и левого
полушария. Отделы
головного мозга, строение и
функции.
Сравнивать строение и
функции продолговатого
мозга со спинным мозгом.
Научиться определять
устойчивость внимания.
Сделать выводы об уровне
своего внимания.
Научиться определять роль
полушарий головного мозга
у индивида. Сделать вывод о
врождённых особенностях
своего организма.
Научиться определять
темперамент у индивида.
Сделать вывод о
врождённых особенностях
своего организма.
Изучить защитную реакцию
глаза на интенсивность
световых лучей.

Раздел 4. Сердечно - сосудистая система (5 ч)

Работа с муляжом
«Скелет человека»
Электронные таблицы
и плакаты

Электронные таблицы
и плакаты

Электронные таблицы
и плакаты

Электронные таблицы
и плакаты

Электронные таблицы
и плакаты, модель
«Глаз человека»

1617

Закрепить знания о строении
Практическая работа №8
«Сердечно-сосудистая система» и функционировании
(2ч).
сердечно-сосудистой
системы.

18

Лабораторная работа № 6
«Определение пульса и подсчёт
числа сердечных сокращений».

19

Лабораторная работа № 7
«Измерение кровяного
давления».

20

Практическая работа №9
«Изучение приёмов остановки
капиллярного, артериального и
венозного кровотечений».

Раздел 5. Иммунная система
(2 ч)
Практическая работа №10
«Внутренняя среда организма.
Иммунитет» (2 ч).

Научиться подсчитывать
пульс. С помощью подсчёта
пульса научиться определять
частоту сокращений сердца и
делать выводы об
особенностях его работы в
разных условиях.
Научиться определять с
помощью тонометра
оптимальные значения
артериального давления
организма человека и его
нарушения.
Научиться накладывать
жгут. Уметь объяснять
действия по наложению
жгута при артериальном и
сильном венозном
кровотечении, применяя
знания о строении и
функциях кровеносной
системы. Осваивать приёмы
оказания первой
доврачебной помощи при
кровотечениях.
Изучить состав и функции
внутренней среды организма
человека; формы и значение
иммунитета; формировать
навыки самостоятельной
работы с различными
источниками информации.

Электронные таблицы
и плакаты

Цифровая
лаборатория по
физиологии (датчик
ЧСС)

Цифровая
лаборатория по
физиологии
(артериального
давления)
Электронные таблицы
и плакаты

Электронные таблицы
и плакаты

Раздел 6. Костная система. Мышечная система (5 ч)
2324

Практическая работа №11
«Опорно-двигательная система
организма человека» (2ч).

Изучить строение и
принципы
функционирования опорнодвигательной системы
человека, получить навыки
оказания первой
доврачебной помощи при
повреждении скелета,
получить знания о гигиене
опорно-двигательной
системы.

Работа с муляжом
«Скелет человека»
Электронные таблицы
и плакаты

25

Лабораторная работа №8
«Изучение внешнего строения
костей».

Классифицируют и характеризуют типы соединения
костей. Описывают
особенности химического состава и строения костей.

Работа с муляжом
«Скелет человека»
Электронные таблицы
и плакаты

26

Лабораторная работа № 9
«Выявление влияния
статической и динамической
работы на утомление мышц».

Цифровая
лаборатория по
физиологии (датчик
силомер)

27

Лабораторная работа № 10
«Измерение массы и роста
своего организма».

Особенность работы мышцантагонистов при
динамической и статической
работе.
Функции мышц и нервной
системы при движении
человека,
понятие двигательной
единицы,
Вред гиподинамии.
Разъяснять, как происходит
регуляция деятельности
опорно-двигательной
системы, влияние ритма и
нагрузки на работу мышц,
причины их утомления.
Разъяснять суть
тренировочного эффекта.
Выявить особенности
формирования организма
подростка.

Электронные таблицы
и плакаты

Раздел 7. Пищеварительная система (3 ч)
Изучить клетки слизистой
оболочки рта человека.
Убедиться в клеточном
строении тела человека.

28

Лабораторная работа № 11
«Изучение клеток слизистой
полости рта человека».

29

Убедиться, что в
Лабораторная работа №12
«Воздействие желудочного сока желудочном соке есть
на белки, слюны на крахмал».
ферменты, способные
расщеплять белки, а в слюне
есть ферменты, способные
расщеплять крахмал.

Электронные таблицы
и плакаты. Цифровая
лаборатория по
экологии (датчик рН)
Электронные таблицы
и плакаты. Цифровая
лаборатория по
экологии (датчик рН)

30

Практическая работа № 12
«Определение норм
рационального питания».

Называть питательные
вещества и пищевые
продукты, почему пищевые
белки, жиры, и сложные
углеводы должны быть
расщеплены на свои
составные части; значение
кулинарной обработка пищи.
Характеризуют особенности
обмена органических
веществ, воды и минеральных солей в организме
человека.

Электронные таблицы
и плакаты

Выявляют существенные
признаки дыхательной
системы, процессов дыхания
и газообмена. Как
осуществляется гуморальная
и нервная регуляция
дыхания.

Цифровая
лаборатория по
физиологии (датчик
частоты дыхания)

Объяснять зависимость
собственного здоровья от
состояния окружающей
среды.
Проводить самостоятельный
поиск биологической
информации о влиянии
факторов окружающей
среды, факторов риска на
здоровье. Правила поведения
человека в окружающей
среде.
Использовать
приобретенные знания для
соблюдения мер
профилактики вредных
привычек (курение,
алкоголизм, наркомания).

Цифровая
лаборатория по
экологии (датчик
окиси углерода)
лаборатория по
физиологии (датчик
частоты дыхания)

Раздел 8. Дыхательная система (1 ч)
Практическая работа № 13
«Определение частоты
дыхания».

Раздел 9. Человек и его здоровье (2 ч)
32

Лабораторная работа № 13
«Анализ и оценка влияния на
здоровье человека факторов
окружающей среды».

33

Лабораторная работа № 14
«Определение гибкости
позвоночника».
Выявление нарушения осанки.
Определение наличия
плоскостопия. Дыхательные
функциональные пробы с
задержкой дыхания на фазе
вдоха и выдоха».

Научиться определять
оптимальные нормы работы
организма и его нарушения.

3435

Резервное время – 2 часа

Использовать
приобретённые знания
правил здорового образа
жизни.

Цифровая
лаборатория по
экологии (датчик
окиси углерода)
лаборатория по
физиологии (датчик
частоты дыхания)

УЧЕБНО-МЕТОДИЧЕСКОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ КУРСА ВНЕУРОЧНОЙ
ДЕЯТЕЛЬНОСТИ
1. Программа элективных курсов. Биология. 8-9 класс, авторы: В. И. Сивоглазов, И. Б.
Морзунова. Сборник 4., изд. Дрофа, 2014


Наверх
На сайте используются файлы cookie. Продолжая использование сайта, вы соглашаетесь на обработку своих персональных данных. Подробности об обработке ваших данных — в политике конфиденциальности.

Функционал «Мастер заполнения» недоступен с мобильных устройств.
Пожалуйста, воспользуйтесь персональным компьютером для редактирования информации в «Мастере заполнения».